Классификация методов воспитания по И.Г. Щукиной
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

· Методы формирования сознания: рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример.

· Методы организации деятельности и формирования опыта поведения: упражнение, приучение, поручение, педагогическое требование, общественное мнение, воспитывающие ситуации.

· Методы стимулирования: соревнование, поощрение, наказание.

Рассмотрим общие причины (условия и факторы), определяют выбор методов обучения. В первую очередь должны быть учтены следующие.

1. Цель и задачи воспитания. Цель не только обусловливает методы, но и определяет их. Какова цель, такие должны быть и методы для ее достижения.

2. Содержание воспитания. Необходимо помнить, что одни и те же задачи могут быть наполнены различным содержанием. Поэтому очень важно связать методы не с содержанием вообще, а с конкретным содержанием.

3. Возрастные особенности воспитанников. Одни и те же задачи решаются различными методами в зависимости от возраста воспитанников. Воспитывать, например, чувство ответственности необходимо и в младшем, и в среднем, и в старшем школьном возрасте, но методы воспитания должны меняться, потому что те, эффективно действуют на первоклассника, критически воспринимаются третьеклассниками и не воспринимаются пятиклассниками.

4. Уровень сформированности коллектива. По мере развития коллективных форм самоуправления методы педагогического воздействия меняются: гибкость руководства - необходимое условие успешного сотрудничества воспитателя с воспитанниками.

5. Индивидуальные особенности воспитанников. Методы воспитания должны быть такими, чтобы они способствовали развитию всех сил, способностей и возможностей каждого ребенка, реализации ее собственного "Я".

6. Условия воспитания. К ним кроме названных выше - материальных, психофизиологических, санитарно-гигиенических, - относятся и отношения, складывающиеся в классе, климат в коллективе, стиль педагогического руководства и др. Обстоятельства, в которых осуществляется процесс воспитания называют педагогическими ситуациями.

7. Средства воспитания. Методы воспитания становятся средствами, если они являются компонентами воспитательного процесса. Кроме методов существуют и другие средства воспитания, с которыми методы тесно взаимосвязаны и используются в единстве. Например, научные пособия, произведения изобразительного и музыкального искусства, средства массовой информации и др. - Необходимую основу для эффективного использования методов. К средствам воспитания относятся также виды деятельности (игровая, учебная, трудовая), педагогическая техника (речь, мимика, движения и т.п.), средства, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность учителей и учеников.

8. Уровень педагогической квалификации. Чем выше арсенал методов, приемов и средств, которыми располагает воспитатель, тем более эффективный воспитательный процесс и его результаты.

9. Время воспитания. Когда времени мало, а задача серьезные, то используют достаточно "эффективно действующие" методы воспитания, а в благоприятных условиях применяют "умеренные" методы воспитания. Разделение это условно: первые связаны с наказаниями и принуждением; вторые - с разъяснением и постепенное приучение. Эффективно действующие методы используются преимущественно в процессе перевоспитания, когда за максимально короткий срок нужно искоренить негативные стереотипы поведения. Единой точки зрения относительно того, достаточно школьного времени для формирования устойчивых качеств личности, нет. Некоторые педагоги считают, что времени мало, а потому предпочитают эффективно действующим методам. Как бы там ни было, но фактор времени остается очень важным при планировании и выборе методов воспитания.

10. Ожидаемые результаты. Выбирая метод (методы), воспитатель должен быть уверен в успехе. Для этого необходимо предусматривать, каких результатов стоит ожидать, используя данный метод.

Общий принцип выбора методов воспитания - это гуманизм отношений педагога и воспитанников.

В воспитательном процессе воспитатель имеет дело с целой системой методов, а не с одним методом, приемом или средством.

Любой метод требует логического завершения. Метод не допускает шаблона. Использование метода предполагает учет психологических особенностей учеников и др

36. Характеристика методов формирования сознания личности.

Методы убеждения, внушения, объяснения, рассказа, беседы, лекции, диспута, примера используются в процессе формирования сознания личности.

Убеждение — процесс логического обоснования какого-либо суждения или умозаключе­ния. Этот метод предполагает наличие определенной информации в сообщении воспитателя и осознанное от­ношение к ней воспитанников. Убеждение как словесное воздействие опирается на интеллект слушающего, апеллирует к его знаниям, жизненному опыту. Данный метод способствует развитию логического мышления, раскрытию творческого потенциала учащихся, формированию их готовности защищать данную точку зрения и действовать в соответствии с ней. Самоубеждение— метод самовоспитания, в основе которого лежат логические выводы, сделанные самим учеником. Используется им в процессе осознанного самостоятельного формирования взглядов на мир и самого себя.

Внушение — метод воздействия на эмоциональную составляющую сознания, то есть на чувства, а через них — на ум и волю воспитанника. Внушение осуществляется как вербальными, так и не-вербальными средствами (интонация, мимика, жесты и т. п.). В основе внушения лежит доверие и снижение кри­тичного отношения человека к поступающей информации. Поэтому слова говорящего с необходимостью вызывают) у слушающего те представления, образы, чувства и т. п., которые изначально имелись в виду. Использование метода внушения способствует переживанию детьми своих поступков и эмоциональных состояний. Процесс внушения сопровождается или может иметь результатом самовнушение: воспитанник внушает сам себе ту или иную эмоциональную оценку своего поведения. Следует учитывать, что внушенная информация прочно входит в сознание человека, отказаться потом от сложившейся точки зрения ему трудно. Поэтому злоупотреблять внушением нельзя. Кроме того, при весьма настойчивом воздействии может последовать обратная реакция.

Большое воспитательное значение имеют положительные образцы и примеры поведения, деятельности других людей. Метод положительного примера используется в первую очередь для возбуждения у школьников потребности к развитию и совершенствованию своих личностных качеств и свойств. В процессе воспитания педагог опирается на положительные примеры жизнедеятельности ученых, писателей, общественных деятелей, людей, совершивших ратный или трудовой подвиг. На языке факта и события персоналия выдающейся личности открывает воспитанникам пласты культуры (Н. Е. Щуркова), вызывая у них интерес.

Рассказ — монологический метод изложения преимущественно фактического материала в описательной или повествовательной форме. Большое значение этот метод имеет при организации ценностно-ориентационной деятельности детей, особенно в младшем школьном и подростковом возрасте. Широко применяется рассказ при изложении биографического материала, описании предметов, художественных образов, природных явлений, событий общественной жизни. С помощью рассказа можно вызвать положительные нравственные (сопереживание, сочувствие, радость, гордость и т. д.) или отрицательные (негодование и т. п.) чувства по поводу негативных действий или поступков героев рассказа, раскрыть содержание нравственных понятий и норм поведения, вызвать желание подражать положительному примеру и т. п.

Беседа — диалогический (вопросно-ответный) метод воспитания. При всем богатстве и разнообразии содержания беседы имеют целью привлечь самих учащихся к оценке событий, поступков, явлений общественной жизни и на этой основе сформировать у них положительное отношение к тем или иным объектам действительности, к себе и другим людям. Важно, чтобы содержание беседы было связано с личным опытом ребенка, с его практической деятельностью. Беседа, как правило, начинается с обоснования ее темы, которое подводит учащихся к предстоящему обсуждению как к личностно значимому, а не надуманному делу. Затем педагог предоставляет материал для обсуждения и ставит вопросы, отвечая на которые учащиеся приходят к самостоятельным выводам и обобщениям. В заключительной части беседы педагог подытоживает все высказывания, формулирует выводы, намечает конкретную программу действий для закрепления принятой нормы в практике поведения.

Помимо бесед с группой учащихся (классом) проводятся и индивидуальные беседы. Ошибочно проводить их только в связи с нарушениями дисциплины. Индивидуальные беседы правильнее проводить по плану, в определенной системе, тогда они носят профилактический, упреждающий характер.

Метод лекции как монологический словесный метод изложения материала большой емкости, достаточной сложности, имеющего свою логику доказательств и обобщений, также широко используется в воспитательной работе. С его помощью излагается сущность той или иной проблемы социально-политического, нравственного, эстетического и другого содержания.

Дискуссия и ее разновидность — диспут — в процессе воспитания применяются как методы формирования суждений, оценок, убеждений. Обязательным их условием является наличие двух или более противоположных мнений по обсуждаемому вопросу. Но в отличие от дискуссии, где все-таки должно быть принято устоявшееся и принимаемое учеными решение, диспут не требует определенных и окончательных решений. Диспут дает возможность анализировать понятия и доводы, защищать свои взгляды, убеждать в них других людей.

Дискуссия и диспут в большей степени соответствуют возрастным особенностям старших подростков и старшеклассников, для которых свойственны поиски смысла жизни, стремление ничего не принимать на веру. Важно, чтобы вопросы, намеченные к обсуждению, содержали проблему, значимую, жизненно важную для учащихся. Тему дискуссии или диспута могут подсказать сами школьники, они же могут участвовать и в разработке вопросов, выносимых на обсуждение.

37. Характеристика методов организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.

В группу методов организации деятельности и формирования опыта общественного поведения относятся методы тренировки, приучения, педагогической требования, ситуаций вичьного выбора, игровой метод. Все они базируются на практической деятельности воспитанников. Управлять этой деятельностью педагоги могут благодаря разделению ее на составные части - конкретные действия и поступки, а иногда на еще меньшие части - операции. Воспитательный процесс заключается в том, что педагог осуществляет переход от управления операциями к управлению действиями, а затем - к управлению деятельностью воспитанников (В. Сластенин).

Организация разноплановой деятельности школьников обязательно привлекает ученика к многогранных отношений, которые возникают на основе общения в процессе деятельности. Различные позиции ученика в системе внутри- коллективных отношений приводят его к определенным решениям, поступкам, на основе чего формируются сложные акты поведения, черты личности.

Тренировка - метод формирования необходимых качеств личности путем многократного повторения действий и поступков учащихся.

Метод тренировки как специфический способ воспитания получил признание в отечественной педагогике не сразу. В 20-х годах, когда идеализувалася теория свободного воспитания, главными, почти единственными были методы разъяснения, убеждения и апелляции к сознанию детей. Понятие «тренировка» ассоциировалось тогда с принуждением. Существенно изменилось положение в 30-х годах, когда широкое признание в педагогике получили творческие достижения AC Макаренко, в частности его выступления по теоретическим и методическим вопросам воспитания. Признавая роль сознания в нравственному развитию школьников, выдающийся педагог считал, что в процессе воспитания чрезвычайно важно вооружать их практическим опытом, формировать у них навыки и привычки поведения путем постоянной тренировки в правильном поступке.

Позже проблема формирования умений, навыков и привычек поведения в процессе воспитания стала привлекать внимание психологов.

Приучения - метод, который обеспечивает интенсивное формирование необходимого качества. На жестком приучении базируются все казарменные системы воспитания, например, армейская, где этот метод сочетается с наказанием.

Гуманистическая педагогика выступает против жесткого приучения, которое напоминает дрессировку и противоречит правам человека. Она допускает использование метода только при условии, когда свойственное ему насилие направлено на благо ребенка; когда метод используется в комплексе с другими методами и прежде всего игровыми.

Условия правильного применения метода следующие:

- Четкое представление о задачах воспитания у воспитателя и его воспитанников; если воспитанники не видят смысла в тех или иных действиях, то приучения возможно только на основе безусловного подчинения;

- Не давать казенно-бюрократических указаний типа:., Будь вежливым "," Ежедневно умойся "," Здоровайся с людьми ", а сказать примерно так:" У неряхи нет будущего: грязные уши пугают людей "," Поздравь соседа - и он будет вежливым с тобой ";

- Сначала беспокоиться о точности выполнения действий, а затем - о их скорость;

- Показывает, как выполняются действия, их результаты;

- Контроль должен быть доброжелательным, но строгим, обязательно сочетаться с самоконтролем.

Педагогическое требование - метод воздействия, с помощью которого педагог вызывает и стимулирует прекращает и тормозит действия воспитанников, выявление в них тех или иных качеств.

В зависимости от формы предъявления требования бывают прямые и косвенные. Для прямой требования характерны императивность, определенность, конкретность, точность, однозначность. Эти требования предъявляются решительным тоном, причем возможна целая гамма оттенков, которые выражаются интонацией, силой голоса, мимикой.

Косвенные требования (совет, просьба, доверие, одобрение и т.д.) отличаются от прямых тем, что стимулом для обусловленной действия становится уже не столько само требование, сколько вызванные им психологические факторы: переживания, интересы, стремления самих детей.

Важнейшими формами косвенных требований являются:

Требование совет. Это апелляция к сознанию воспитанника, убеждение его в целесообразности, пользы, необходимости предлагаемых педагогом действий. Совет воспринимается, если ученик видит в наставнику старше, опытнее человека, авторитет которой является признанным, и мнение которой ресниц ценит.

Требование доверие Если между воспитателем и воспитанником складываются дружеские отношения, доверие проявляется как естественное отношение сторон, уважает друг друга.

Требование-просьба. Просьба является формой проявления сотрудничества между людьми, взаимного доверия и уважения. В хорошо организованных коллективах просьба становится одним из наиболее употребляемых средств воздействия.

Требование намек. Характерным для этой формы воздействия является не только то, что дети должны понимать учителя с полуслова. Главное в намеке - роль толчка, приводит к действию уже сформированы качества детей. Выражается требование в форме мимики, жеста, взгляда, риторического вопроса.

Требование одобрение. Одобрение, похвала, вовремя высказанные воспитателем, действуют как сильный стимулятор деятельности детей. Одобрение поощряет, вдохновляет ребенка на более успешные действия, часто выступает в роли внушения ребенку тех качеств, которыми она должна обладать.

Требования вызывают положительную, отрицательную или нейтральную реакцию воспитанников. Поэтому выделяются положительные и отрицательные требования. Прямые указания являются частью негативными, так как почти всегда вызывают негативную реакцию у воспитанников. К негативным опосредованных требований принадлежит осуждение и угроза. Они в основном порождают двойную мораль, формируют внешнюю покорность при внутреннем сопротивлению.

Важным условием эффективности данного метода есть чувство меры.

Для становления опыта общественного поведения питомца чрезвычайно важно, чтобы он мог действовать только в соответствии с требованием педагога, в рамках его конкретного поручения, где все определено, но и самостоятельно. Чтобы он мог принять самостоятельное решение, мобилизуя свои знания, чувства, волю, привычки, ценностные ориентации.

Ситуация свободного выбора - метод воспитания, моделирует момент реальной жизни, в котором проявляется и подлежит испытанию на стойкость система уже сложившихся положительных действий, поступков, отношений.

На каждом шагу перед ребенком, подростком, юношей - камень, который можно обойти и можно убрать с дороги, освободив ее для других людей и расчистив дорожку к собственной совести. Искусство и мастерство воспитания состоит в том, чтобы ни один камень не остался обойденным. В. А. Сухомлинский

Ситуации свободного выбора бывают по своему инструментарием природными и искусственными (реальными и вербальными). Природные ситуации свободного выбора время от времени спонтанно возникают в жизни. Воспитатель использует их для того, чтобы воспитанники сделали самостоятельный выбор. Например, решить: играть или не играть с враждующим сверстником в одной команде, выступающей за честь школы; ехать вместе со всеми на отдых или оставаться с больным товарищем; уступить место незнакомой пожилому человеку продолжать сидеть; сказать правду или промолчать и под.

Игровой метод включает игровые модели деятельности, в которых воспитанники проявляют высокую активность мышления и поведения, вступают во взаимодействие между собой, приобретают привычек поведения за относительно короткий срок.

Игровой метод способствует организации жизни и деятельности воспитанников путем включения их в условные захватывающие события, ситуации, исполнение ролей. В коллективной игре воспроизводятся обстоятельства, правила поведения, которые отвечают потребностям детей, их интересам и стремлениям. Поэтому игра вызывает у них высокую психологическую активность, инициативность, облегчает сложный процесс усвоения норм и правил, умений, привычек поведения; включая детей в свободную творческую деятельность, общение, формирует заинтересованность в общем деле, коллективность, сотрудничество, партнерство.

Игра может быть использована в любом виде деятельности воспитанников: трудовой, социально-коммуникативной, общественно-полезной, физически-оздоровительной, художественно-эстетической, туристско-краеведческой, эколого-натуралистической и тому подобное.

В практике воспитательной работы используются ролевые игры, в которых отрабатывается тактика поведения, действий, выполнение функций, обязанностей конкретной личности ("Как помочь товарищу", "Что делать, если беда ...», «День менеджера", "День предпринимателя "," Я создаю собственное дело "и т.д.); симуляционные (имитационные) игры, когда школьники имитируют деятельность какого-либо учреждения, организации ("Кабинет Министров", "Парламент", "Суд" и т.д.); деловой театр, когда разыгрывается ситуация, поведение человека в конкретных условиях; психодрама - социально-психологический театр, в котором отрабатывается умение чувствовать ситуацию в коллективе, группе, оценивать и изменять поведение другого человека. Воспитатели, учителя используют уже разработанную игру или импровизируют вместе с воспитанниками: обсуждают сюжет, распределяют роли, определяют правила, формы и способы взаимодействия, подводят итоги, поощряют победителей.

38. Характеристика методов стимулирования поведения и деятельности.

Стимулирование (от лат. Stimulo - возбуждаю, поощряю) - значит побуждать к действию, давать толчок, поощрять.

Поощрение - метод выражения общественного положительного одобрения поведения и деятельности воспитанников. Он закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения основано на возбуждении положительных эмоций. Именно поэтому оно вселяет уверенность, создает хорошее настроение, повышает ответственность. Виды поощрения весьма разнообразны: одобрение, похвала, благодарность, премия, награда, важное поручение.

Одобрение - простейший вид поощрения. Одобрение педагог может выразить жестом, мимикой, взглядом в глаза, физическим прикосновением, положительной оценкой поведения или работы ученика, коллектива; использованием выражений, которые передают искреннее восхищение воспитанниками ("Мне нравится, как ты это сделал", "Спасибо, что ты попытался", "Спасибо!", "Очень хорошо" и под.); высказываний, выражающих сочувствие и понимание со стороны педагога ("Я бы тоже гордился на твоем месте!", "Я понимаю, почему ты грустишь", "Я мог бы сделать такую же ошибку" и т.д.); высказываний, которые утверждают, что воспитанник поступил правильно ("Правильно", "Хорошо", "Именно так") выражений, которые поощряют целую группу, не пренебрегая при этом никоим учеником ("Ваша группа делает успехи!", "Мне приятно работать с вами", "Я горжусь тем, что Василий, один из ваших одноклассников, выиграл первую премию", "Я горжусь тем, как вы все его поддерживали "," Мы все так плодотворно работали! "). Доверие, уважение внушают уверенность в своих силах, чувство собственного достоинства.

Поощрением более высокого уровня является благодарность, награждение и т.д., которые вызывают и пидгримують устойчивые положительные эмоции, дают воспитанникам или коллектива долгосрочные стимулы, а венчают длительную и упорную работу.

Используя этот метод, следует соблюдать тщательной дозировки и известной осторожности

- Поощрять следует не только воспитанников, добились успеха, но и тех, кто проявил трудолюбие, ответственность, отзывчивость, помогая другим, хотя и не добился высоких результатов;

- Выбирая поощрения, важно найти меру, достойную питомца: непомерная хвала вызывает зазнайство;

- Поощрение требует индивидуального подхода; важно своевременно поддержать неуверенного, отстающего;

- Главным в современном школьном воспитании есть к содержанию справедливости; решая вопрос поощрения, следует советоваться с воспитанниками.

Соревнования - это метод направления естественной потребности учащихся в соперничестве и приоритете на воспитание нужных им и обществу качеств. Соревнуясь, школьники быстро усваивают опыт общественного поведения, развивают физические, нравственные, эстетические качества. Среди важных требований и условий организации соревнования выделим следующие:

продумать организацию соревнования. Необходимо определить цели и задачи соревнования, составить программу, разработать критерии оценок, создать условия для проведения соревнования, подведение итогов и награждения победителей. Соревнования должно быть достаточно тяжелым, захватывающим, пункты соревнования - конкретными, чтобы результат их выполнения можно было оценить и сравнить, критерии оценок - простыми и понятными для всех участников;

установить направленность и содержание соревнования. Классическим соревнований в школах было соревнование за звание первого ученика школы, класса, лучшего знатока предмета. В наших школах в течение последних десятилетий соревнования по конкретному показателю успеваемости не проводилось. Сегодня появились возможности возродить такие соревнования между школьниками. Привыкать к активной борьбе за свое будущее человек должен с детства и в реальных условиях. Все, что есть в жизни, должно быть в школе.

Эффективность соревнования значительно повышается, если его цель и задачи, условия проведения определяют сами ученики. Они подводят итоги и определяют победителей. Педагог поддерживает, направляет инициативу воспитанников, предоставляет конкретную помощь.

Метод наказания является наиболее известным. В современной педагогике отношение к этому методу достаточно противоречивое и неоднозначное. Существуют полярные взгляды - от существенного усиления наказаний к полной их отмены.

Наказание - это метод педагогического воздействия, который должен предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми. Известны виды наказаний, связанные с наложением дополнительных обязанностей, лишением или ограничением определенных прав, выражением морального осуждения, обвинения. В школе практикуются различные формы наказаний: неодобрение, замечание, выговор, предупреждение, взыскания, освобождение от занятий, исключение из школы и др.

Среди педагогических условий, определяющих эффективность метода наказания, выделяются следующие:

1. Сила наказания увеличивается, если оно исходит из коллектива или поддерживается им.

2. Не рекомендуется применять групповые наказания.

3. Наказание является действенным, если оно понятно ученику и воспринимается им как справедливое.

4. Используя наказания, нельзя оскорблять воспитанника; формула "вина - наказание" должна соблюдаться неукоснительно.

5. Применять метод следует только при полной уверенности в справедливости и пользы наказания.

6. Нельзя превращать наказание в оружие мести.

7. Если педагог принимает личностный подход, то наказание, как и поощрения, дифференцируются.

8. Наказание требует педагогического такта, знания возрастной психологии и понимания того, что одними наказаниями делу не поможешь. Поэтому наказание применяется только в комплексе с другими методами

39. Сущность самовоспитания. Помощь младшему школьнику в самовоспитании. Характеристика методов самовоспитания. Самовоспитание педагога-воспитателя.

Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться, что естественно не может не отражаться на творческой деятельности человека. Стремление к совершенству через тернии лени, приводят к высоким творческим результатам.

В понятии "самовоспитание" педагогика описывает внутренний духовный мир человека, его способность самостоятельно развиваться. Внешние факторы - воспитание - лишь условия, средства их пробуждения, приведения в действие. Вот почему философы, педагоги, психологи утверждают, что именно в душе человека заложены движущие силы его развития. В процессе воспитания необходимо побудить подростка к осуществлению самовоспитания.

Сам ребенок активен уже с рождения, он рождается со способностью к развитию. Он не сосуд, куда "сливается" опыт человечества, он сам способен этот опыт приобретать и творить что-то новое. Поэтому основным душевным фактором развития человека является самовоспитание.

Самовоспитание - деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями. Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания, способности к ее анализу при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками других людей. Отношение человека к своим потенциальным возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои недостатки характеризуют зрелость человека и являются предпосылками организации самовоспитания.

Методы самовоспитания

К методам самовоспитания относятся:

1) самопознание;

2) самообладание;

3) самостимулирование.

Самопознание включает: самонаблюдение, самоанализ, самооценивание, самосравнение.

Самообладание опирается на: самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение.

Самостимулирование предполагает: самоутверждение, самоободрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничение.

Подросток не выступает в качестве пассивного объекта воспитательных воздействий. У него формируется внутренняя позиция к этим воздействиям, в зависимости от которой он может или активно работать над своим совершенствованием (саморазвитием) или оставаться пассивным.

Понимание указанных положений привело к тому, что все воздействия и влияния, которые сказываются на развитии личности, стали подразделять на две группы - внешние и внутренние. Средовые влияния и воспитание относятся к внешним факторам личностного развития человека. Природные склонности, способности и задатки, а так же вся совокупность его чувств и переживаний, которые возникают под влиянием внешних воздействий, относятся к внутренним факторам.

С этой точки зрения должно быть понятно, что воспитание играет определяющую роль в развитии личности только при условии, если оно оказывает положительное влияние на внутренние стимулирование ее активности в работе над собой. Именно эта активности и собственное стремление растущего человека к своему совершенствованию в конечном итоге и определяют его личностное развитие.

Самовоспитание - высшая форма самоуправления. Психологические предпосылки самовоспитания.

В условиях интенсивного общественного развития возрастает роль нравственных начал во всей жизни общества. В мире существует единодушное мнение о том, что нравственный идеал побуждает к подражанию, для самовоспитания нужен эталон нравственно воспитанной личности, который должен соответствовать следующим показателям: трудолюбие; творческое отношение к труду; высокая культура поведения.

Работа по нравственному самовоспитанию результативна при системном подходе, предполагающем педагогическую диагностику; использование разнообразных методов самовоспитания; включение самого себя в социальные и внутри коллективные отношения; интенсивное привлечение к деятельности с учетом имеющихся у себя положительных качеств и способностей; формирование объективной самооценки; обучение методике самостимуляции положительного поведения (самовнушение, самоодобрение, самоосуждение).

В. Гете утверждал: “Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя”.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 3123.