Система классно-развивающих часов в начальной школе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Каждый учитель начальной школы имеет большой опыт в организации и проведении классных часов. Являясь традиционной, эта форма внеклассной работы педагога в последние годы вызывает у педагогов и учеников все меньший интерес. Все чаще классные часы проводятся формально: пришли – посидели и поговорили об успеваемости, дежурстве, предстоящем классном "огоньке" – разошлись.

Отношение младших школьников к классным часам В ходе опроса установлено, что более 40% учеников 3–4-х классов чувствуют себя на классном часе как на уроке: они слушают "объяснение" учителя, отвечают на вопросы. Среди основных видов деятельности школьники отмечают: запись отметок в дневник; разговоры об успеваемости,обсуждение поведения отдельных учащихся .Такой подход к использованию времени ученика после уроков ни в коей мере не способствует развитию младшего школьника как субъекта учебной деятельности и члена ученического сообщества.Стереотипное отношение школьника к классному часу как к дополнительному уроку или формальному мероприятию, на котором "нужно посидеть", формируется очень быстро. А между тем младших школьников волнуют очень многие проблемы, которые и следует обсуждать на классных часах. Основными темами, которые хотят обсуждать ученики в 4-м классе, становятся: "Как научиться преодолевать трудности в школе", "Как научиться хорошо учиться". Большой интерес вызывают классные часы у первоклассников и второклассников. Для ученика 1-го класса – это возможность почувствовать себя школьником. Детей 6–7-летнего возраста интересует (и они хотят обсудить), что можно делать в школе после уроков, в какие кружки записаться, какие праздники проводятся в школе. Во 2-м классе, осознавая новую социальную роль и связанные с ней права и обязанности, школьники предлагают к обсуждению более серьезные вопросы: как бороться с трудностями, как научиться быть организованным , что делать, чтобы успевать выполнять домашние задания.Во многом они начинают ощущать себя взрослыми ("не дошколята", "не первоклашки"), и поэтому одни дети готовы провести классный час в 1-м классе и рассказать, как нужно вести себя в школе, другие – организовать для них экскурсию. Отметим, что во 2-м классе классные часы еще вызывают интерес у ребят, но в 3–4-м ситуация меняется, и к сожалению, в худшую сторону. Дефицит времени и внимания педагога, необходимость обсуждать после уроков проблемы дисциплины, успеваемости приводят к тому, что для многих школьников классный час становится формальным мероприятием. Если в 3-м классе дети готовы обсуждать проблемы дружбы, общения, взаимоотношений между мальчиками и девочками, культуру поведения, вопросы этикета, то к 4-му классу число учеников, готовых обсуждать "нешкольные" темы, снижается.

44. Сущность понятия «средства воспитания», классификация средств воспитания (различные подходы) и их функции.

Под средствами воспитания понимаются способы организованного и неорганизованного воздействия, при помощи которых одни люди-воспитатели - воздействуют на других людей-воспитанников с целью выработать у них определенные психологические качества и формы поведения.

Средствами воспитания могут стать личный пример воспитателя, образцы поведения, демонстрируемые окружающими людьми, поступки, описываемые как нормативные и высоко оцениваемые в педагогической, художественной, публицистической и другой литературе. Воспитательное воздействие на человека как личность может оказывать все, что так или иначе личностно затрагивает его и способно повлиять на его психологию и поведение.

Средства воспитания по характеру воздействия на человека можно разделить на прямые и косвенные. Первые включают в себя непосредственно личностное воздействие одного человека на другого, осуществляемое в прямом общении друг с другом. Вторые содержат воздействия, реализуемые с помощью каких-либо средств, без личных контактов друг с другом воспитателя и воспитываемого (чтение книг, ссылка на мнение авторитетного человека и т.п.). Однако при отборе средства главным для педагога, в первую очередь, выступают ключевые воспитательные функции, которыми потенциально наделен любой предмет действительности

функция наглядности, обеспечивающая наглядную опору детям в их представлении того явления, о котором идет речь и которое рассматривается: используемое педагогом средство как бы предлагает детям картинку того обобщенного явления, которое подвергается анализу

функция инициирования, возбуждения духовной активности, мыслительной деятельности, обеспечивающая осмысление проблемы жизни, смысла того или иного явления, значимости предмета для человека

- функция инструментальная, обеспечивающая ребенку самостоятельное взаимодействие с предметами окружающей реальности как отражением изучаемых явлений: благодаря данной функции дети могут предварительно в ходе групповой работы приобрести насущные умения, столь необходимые современному человеку.

Таким образом, педагог оказывается перед профессиональным выбором: либо он подбирает три средства согласно трем функциям, либо он отбирает среди бесконечного множества предметов одно средство, совмещающее в себе все ключевые функции.

45. Характеристика основных педагогических средств воспитания.

Под средствами воспитания понимаются способы организованного и неорганизованного воздействия, при помощи которых одни люди-воспитатели - воздействуют на других людей-воспитанников с целью выработать у них определенные психологические качества и формы поведения.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 350.