Каждый учитель начальной школы имеет большой опыт в организации и проведении классных часов. Являясь традиционной, эта форма внеклассной работы педагога в последние годы вызывает у педагогов и учеников все меньший интерес. Все чаще классные часы проводятся формально: пришли – посидели и поговорили об успеваемости, дежурстве, предстоящем классном "огоньке" – разошлись.
Отношение младших школьников к классным часам В ходе опроса установлено, что более 40% учеников 3–4-х классов чувствуют себя на классном часе как на уроке: они слушают "объяснение" учителя, отвечают на вопросы. Среди основных видов деятельности школьники отмечают: запись отметок в дневник; разговоры об успеваемости,обсуждение поведения отдельных учащихся .Такой подход к использованию времени ученика после уроков ни в коей мере не способствует развитию младшего школьника как субъекта учебной деятельности и члена ученического сообщества.Стереотипное отношение школьника к классному часу как к дополнительному уроку или формальному мероприятию, на котором "нужно посидеть", формируется очень быстро. А между тем младших школьников волнуют очень многие проблемы, которые и следует обсуждать на классных часах. Основными темами, которые хотят обсуждать ученики в 4-м классе, становятся: "Как научиться преодолевать трудности в школе", "Как научиться хорошо учиться". Большой интерес вызывают классные часы у первоклассников и второклассников. Для ученика 1-го класса – это возможность почувствовать себя школьником. Детей 6–7-летнего возраста интересует (и они хотят обсудить), что можно делать в школе после уроков, в какие кружки записаться, какие праздники проводятся в школе. Во 2-м классе, осознавая новую социальную роль и связанные с ней права и обязанности, школьники предлагают к обсуждению более серьезные вопросы: как бороться с трудностями, как научиться быть организованным , что делать, чтобы успевать выполнять домашние задания.Во многом они начинают ощущать себя взрослыми ("не дошколята", "не первоклашки"), и поэтому одни дети готовы провести классный час в 1-м классе и рассказать, как нужно вести себя в школе, другие – организовать для них экскурсию. Отметим, что во 2-м классе классные часы еще вызывают интерес у ребят, но в 3–4-м ситуация меняется, и к сожалению, в худшую сторону. Дефицит времени и внимания педагога, необходимость обсуждать после уроков проблемы дисциплины, успеваемости приводят к тому, что для многих школьников классный час становится формальным мероприятием. Если в 3-м классе дети готовы обсуждать проблемы дружбы, общения, взаимоотношений между мальчиками и девочками, культуру поведения, вопросы этикета, то к 4-му классу число учеников, готовых обсуждать "нешкольные" темы, снижается.
44. Сущность понятия «средства воспитания», классификация средств воспитания (различные подходы) и их функции.
Под средствами воспитания понимаются способы организованного и неорганизованного воздействия, при помощи которых одни люди-воспитатели - воздействуют на других людей-воспитанников с целью выработать у них определенные психологические качества и формы поведения.
Средствами воспитания могут стать личный пример воспитателя, образцы поведения, демонстрируемые окружающими людьми, поступки, описываемые как нормативные и высоко оцениваемые в педагогической, художественной, публицистической и другой литературе. Воспитательное воздействие на человека как личность может оказывать все, что так или иначе личностно затрагивает его и способно повлиять на его психологию и поведение.
Средства воспитания по характеру воздействия на человека можно разделить на прямые и косвенные. Первые включают в себя непосредственно личностное воздействие одного человека на другого, осуществляемое в прямом общении друг с другом. Вторые содержат воздействия, реализуемые с помощью каких-либо средств, без личных контактов друг с другом воспитателя и воспитываемого (чтение книг, ссылка на мнение авторитетного человека и т.п.). Однако при отборе средства главным для педагога, в первую очередь, выступают ключевые воспитательные функции, которыми потенциально наделен любой предмет действительности
— функция наглядности, обеспечивающая наглядную опору детям в их представлении того явления, о котором идет речь и которое рассматривается: используемое педагогом средство как бы предлагает детям картинку того обобщенного явления, которое подвергается анализу
— функция инициирования, возбуждения духовной активности, мыслительной деятельности, обеспечивающая осмысление проблемы жизни, смысла того или иного явления, значимости предмета для человека
- функция инструментальная, обеспечивающая ребенку самостоятельное взаимодействие с предметами окружающей реальности как отражением изучаемых явлений: благодаря данной функции дети могут предварительно в ходе групповой работы приобрести насущные умения, столь необходимые современному человеку.
Таким образом, педагог оказывается перед профессиональным выбором: либо он подбирает три средства согласно трем функциям, либо он отбирает среди бесконечного множества предметов одно средство, совмещающее в себе все ключевые функции.
45. Характеристика основных педагогических средств воспитания.
Под средствами воспитания понимаются способы организованного и неорганизованного воздействия, при помощи которых одни люди-воспитатели - воздействуют на других людей-воспитанников с целью выработать у них определенные психологические качества и формы поведения.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 400.