Неформальной структуре также присущи определенные черты:
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

-стихийное создание

-в основе взаимоотношений членов-чувство симпатии

-неустойчивость по своему составу

-наличие эмоционального лидера

-основа неформальной группы – микрогруппа

Воспитательная значимость коллектива обусловлена его функциями:

– Организационной – включением детей в различные виды деятельности, их координацией, формированием деловых отношений, взаимодействием с членами разных коллективов в школе и вне ее.

–Воспитательной – формированием нравственности школьников, их отношением к миру и к самим себе, выработкой ценностей, привычек, воли и характера.

– Стимулирующей – созданием благоприятных условий для содержательного социально значимого общения и потребности в нем, формированием потребности в самовоспитании учащихся, корректировкой их поведения.

68. Детский коллектив как объект и субъект воспитания: становление детского коллектива, этапы его развития и пути формирования.

 

Великий педагог А. С. Макаренко сформулировал основной закон, по которому должна жить общность воспитанников. Его основной принцип состоит в движении. Это форма жизни коллектива. Остановка всегда означает его смерть.

Основными принципами коллектива, по мнению великого педагога, являются зависимость и гласность, а также перспектива. Немаловажную роль при этом играют и параллельные действия всех его членов.

Так, А.С. Макаренко выявил следующие этапы развития коллектива:

1. Этап становления - период формирования класса, кружка или группы в коллектив или социально-психологическую общность, где отношения между учениками определяются их целями, задачами и характером совместной деятельности.

2. Этап усиления влияния коллектива - коллектив выступает как целостная система, в которой уже развиты и начинают работать механизмы саморегуляции и самоорганизации.

3. Этап расцвета - требования членов коллектива к себе становятся более высокими, чем к своему окружению.

4. Этап движения - школьники, опираясь на уже усвоенный коллективный опыт, предъявляют к себе определенные требования [3].

Кроме этапов развития коллектива, социально-педагогической наукой выделены виды и структура коллективов. Среди них по количеству, составу членов – первичный и вторичный коллективы. Первичный коллектив – это группа детей, находящихся в непосредственном общении, в деловом, бытовом, эмоциональном контакте. Обычно это класс, кружок и тому подобное. Во вторичный коллектив входят малые, первичные коллективы, непосредственный контакт в больших коллективах бывает не всегда, вторичные коллективы могут объединять разнообразные по составу, направлению работы малые группы.

В социально-педагогической деятельности используются такие пути формирования детского школьного коллектива, как:

1.

Организация совместной деятельности.

Основой создания, укрепления и развития коллектива учащихся является их совместная деятельность, направленная на достижение общих целей: учение, общественно-полезная работа, производительный труд, деятельность по художественному творчеству, общение.

1.

Традиции коллектива.

Традиция – хороший обычай, положительный опыт, который передаётся из поколения в поколение.

1.

Система перспективных линий.

Перспектива – это увлекательная цель.

Виды перспектив:

§

близкая перспектива завтрашний день в развитии коллектива;

§

средняя перспектива проект коллективного события, несколько отодвинутого во времени;

§

дальняя перспектива цель, отодвинутая во времени, далёкое будущее в жизни коллектива.

4. Принцип параллельного действия.

В основе данного принципа лежит требование воздействовать на обучающегося не непосредственно, а опосредовано через первичный коллектив (для этого используются опосредованные требования: педагог – требование – коллектив – требование – воспитанник).

5. Формирование ученического актива, органов самоуправления.

По А.С. Макаренко, актив – это сплачивающее ядро коллектива.

6. Формирование общественного мнения.

Общественное мнение представляет собой совокупное оценочное суждение, выражающее отношение коллектива, социальной общности к различным событиям и явлениям окружающей действительности, затрагивающим общие интересы.

7. Отношения в коллективе.

В коллективе должны быть гуманистические, демократические взаимоотношения, взаимоотношения сотрудничества, взаимопомощи, поддержки [4].

Кроме выше перечисленных путей формирования детского коллектива, выделяют технологии совместно-разделенной деятельности, разработанная и широко внедряемая в методике коллективной творческой деятельности. Первый и главный признак этой методики – коллективность на всех этапах деятельности детей и взрослых: обсуждение идей и замыслов, планирование, подготовка, организация проведения, анализ результатов, причем, важны такие моменты, как: поручение на основе индивидуальных желаний, интересов и склонностей детей; обеспечение активности и самостоятельности каждого участника; оптимизм и мажор; позитивная педагогическая оценка на протяжении всех этапов деятельности, игровая инструментовка всех дел и участия каждого, творческий характер организуемой педагогами деятельности [1].

Для формирования детского школьного коллектива социальным педагогом применяются различные методы и формы работы.

При изучении и констатации коллективных взаимоотношений применяются такие методы, как: педагогическое наблюдение, методы опроса, специальные диагностические методики, социометрический метод, методика «Наши отношения» (Л.М. Фридман), анкета «Изучение дружеского отношения школьника» (Л.А. Попова), карта-схема изучения организованности коллектива (Л.И. Уманский). Кроме этих методик применяются индивидуальные (беседа) и групповые (игры, соревнования) формы работы социального педагога. [4]

Таким образом, формирование детского школьного коллектива является одним из направлений социально педагогической деятельности.

69. Основы диагностики детского коллектива, методы и методики его изучения.

 

Одним из важнейших критериев, позволяющих определить эффективность воспитательной работы учебного заведения, является уровень развития коллектива и отношений участни­ков педагогического процесса. В психологии и педагогике раз­работаны показатели и методики, с помощью которых можно это сделать. Важнейшей характеристикой развития коллекти­ва является социально-психологический климат в нем, изуче­ние которого осуществляется по следующим показателям:

• удовлетворенность членов коллектива взаимоотношени­ями, процессом организации деятельности, руковод­ством;

• преобладающее настроение;

• взаимопонимание руководителей и подчиненных, стар­ших и младших, взрослых и детей;

• степень участия членов коллектива в управлении, уро­вень развития самоуправления;

• сплоченность, продуктивность совместной деятельности;

• чувство собственного достоинства у каждого члена кол­лектива, гордость за свой коллектив;

• защищенность всех членов коллектива1.

Основной характеристикой развития коллектива является состояние взаимодействия его членов. В школе изучение взаи­модействия в коллективе может производиться на нескольких уровнях: учитель — ученик, ученик — ученик, педагог — пе­дагог, старший — младший, родитель — педагог, родитель —ученик, родитель — родитель.

Методы диагностики:

Наблюдение.

Учитель может использовать этот метод практически постоянно. Для этого не требуется согласие наблюдаемых.

Наблюдение дает информацию, которую невозможно получить другими способами, т.к. 1) опрашиваемые могут сообщать ложные сведения,

2) при опросе внимание опрашиваемого с самого начала обращается на определенную установку, которую он не может не учитывать в ответах,

3) часто требуется получить информацию о третьем лице, что бывает затруднительно и бестактно.

Ошибки наблюдения:

1. Ошибка в установлении связей возникает тогда, когда учитель устанавливает связь между признаками, не предполагающими этой связи. Эффект «ореола» - оценка характерной особенности ученика несвободная от другой его черты или от общего впечатления о нем.

2. Нарушение принципа целенаправленности, который требует, чтобы наблюдение служило определенной цели.

3. Нарушение принципа константности, который требует того, чтобы учитель не довольствовался поверхностными впечатлениями и не переоценивал случайных, кратковременных явлений. Если наблюдения повторяются часто, то можно сделать вывод о константности феноменов.

Педагогическое наблюдение, согласно К. Ингенкампу, имеет несколько подформ:

- нестандартизированное и стандартизированное;

- включенное и невключенное;

- анекдотическое (фиксирует значительные события) и систематическое.

В своей работе учителя чаше всего обращаются к нестандартизированному, включенному анекдотическому наблюдению.

Нестандартизированное наблюдение нельзя смешивать с наивным, которое является ненаправленным. К нестандартизированному наблюдению чаще всего прибегают на начальном этапе работы, когда необходимо сориентироваться в том, с каким феноменом предстоит иметь дело. Учителя могут использовать стандартизированное наблюдение в тех случаях, когда они посещают уроки своих коллег или просматривают видеозаписи собственных уроков.

Запись наблюдения должна фиксировать наблюдаемый факт в том виде, в котором он существовал реально (объективная оценка). Запись должна фиксировать не только наблюдаемый факт, но и обстановку в которой он происходит. Запись должна полно отражать изучаемую реальность.

Существует несколько частных вариантов наблюдения.

Методика «Выбор»: способ изучения направленности личности школьника, его доминирующей мотивации – наблюдение за его поступками в различных ситуациях.

Методика «Составь расписание на неделю». Учащимся предлагается включить наибольшее число уроков по различным предметам и вычеркнуть не интересующие предметы. Это позволяет выявить наличие или отсутствие широких познавательных интересов.

Беседа.

Собеседник должен сохранить свое естественное состояние, он не должен знать, что с ним проводится целевая беседа. При подготовке к беседе необходимо продумать целевые вопросы и вопросы, поддерживающие разговор. Вопросы должны интересовать ученика, быть эмоционально и мотивационно значимыми для него.

Вопросы не должны быть внушающими, касаться личности ребенка и создавать у него неприятные впечатления. Полезно применять как можно более косвенные вопросы.

В форме беседы учитель может выяснить особенности формирования личности ребенка: его характер, чувства, интересы, способности,отношения.

Анкетирование.

Виды:

- контактное: непосредственный контакт учителя и родителей,

- заочное

Анкета может быть открытого, закрытого и смешанного типа.

Вопросы анкеты должны вызывать интерес, не должны выявлять недостатки общей эрудиции ученика, не должен быть внушающим. В анкете необходимо использовать вопросы, выявляющие информацию о личности опрашиваемого, о его отношении к проблеме, выявляющие действия опрашиваемых и других лиц, мнения о совершенствовании изучаемого явления.

 

Диагностика. «Социометрия». Целью социометрического исследования, является изучение взаимоотношений учащихся в коллективе и определение приоритетов отдельных учащихся в классе. Каждый ученик получает список всего класса и выполняет следующие задания: Задание 1. У тебя есть деньги, сумма которых позволяет тебе купить подарки только трем одноклассникам. Отметь, кому ты хотел бы сделать подарок. Задание 2. Прошло десять лет после школы. У тебя появилась возможность определить лишь трех человек из класса, с кем ты хотел встретиться. Запиши их фамилии. Задание 3. Ты победил на выборах и у тебя есть возможность сформировать свою команду из бывших одноклассников. Их должно быть не более трех. Кого ты предпочтешь?

Метод социометрического выбора - метод, позволяющий выразить количественно, графически, структуру межличностных отношений в коллективе. Социограмма – это графическое изображение отношений респондентов друг к другу с помощью этого метода я решила 2 задачи: 1) выявила лидеров и изолированных детей; 2) выявила взаимные симпатии и сплоченность коллектива Организация диагностики. Проведение диагностических процедур в школе должно осуществляться систематически. Классный руководитель может делать это самостоятельно, сотрудничая с психологом. Рекомендуется производить как общую педагогическую диагностику класса, так и направленную на частные аспекты развития учеников. Результатом диагностики могут быть характеристики отдельных учащихся и всего класса

Диагностическая методика «Дом, в котором я живу». Учащимся класса предлагается построить на листке бумаги многоэтажный дом и заселить его значимыми для них людьми. Это могут быть и одноклассники и друзья, и родители, и родственники. Такая диагностика поможет изучить привязанность учащихся друг другу, к родным и близким людям, к товарищам.

70. Основы организации коллективной творческой деятельности.

 

Одним из важнейших критериев, позволяющих определить эффективность воспитательной работы учебного заведения, является уровень развития коллектива и отношений участни­ков педагогического процесса. В психологии и педагогике раз­работаны показатели и методики, с помощью которых можно это сделать. Важнейшей характеристикой развития коллекти­ва является социально-психологический климат в нем, изуче­ние которого осуществляется по следующим показателям:

• удовлетворенность членов коллектива взаимоотношени­ями, процессом организации деятельности, руковод­ством;

• преобладающее настроение;

• взаимопонимание руководителей и подчиненных, стар­ших и младших, взрослых и детей;

• степень участия членов коллектива в управлении, уро­вень развития самоуправления;

• сплоченность, продуктивность совместной деятельности;

• чувство собственного достоинства у каждого члена кол­лектива, гордость за свой коллектив;

• защищенность всех членов коллектива1.

Основной характеристикой развития коллектива является состояние взаимодействия его членов. В школе изучение взаи­модействия в коллективе может производиться на нескольких уровнях: учитель — ученик, ученик — ученик, педагог — пе­дагог, старший — младший, родитель — педагог, родитель —ученик, родитель — родитель.

Методы диагностики:

Наблюдение.

Учитель может использовать этот метод практически постоянно. Для этого не требуется согласие наблюдаемых.

Наблюдение дает информацию, которую невозможно получить другими способами, т.к. 1) опрашиваемые могут сообщать ложные сведения,

2) при опросе внимание опрашиваемого с самого начала обращается на определенную установку, которую он не может не учитывать в ответах,

3) часто требуется получить информацию о третьем лице, что бывает затруднительно и бестактно.

Ошибки наблюдения:

4. Ошибка в установлении связей возникает тогда, когда учитель устанавливает связь между признаками, не предполагающими этой связи. Эффект «ореола» - оценка характерной особенности ученика несвободная от другой его черты или от общего впечатления о нем.

5. Нарушение принципа целенаправленности, который требует, чтобы наблюдение служило определенной цели.

6. Нарушение принципа константности, который требует того, чтобы учитель не довольствовался поверхностными впечатлениями и не переоценивал случайных, кратковременных явлений. Если наблюдения повторяются часто, то можно сделать вывод о константности феноменов.

Педагогическое наблюдение, согласно К. Ингенкампу, имеет несколько подформ:

- нестандартизированное и стандартизированное;

- включенное и невключенное;

- анекдотическое (фиксирует значительные события) и систематическое.

В своей работе учителя чаше всего обращаются к нестандартизированному, включенному анекдотическому наблюдению.

Нестандартизированное наблюдение нельзя смешивать с наивным, которое является ненаправленным. К нестандартизированному наблюдению чаще всего прибегают на начальном этапе работы, когда необходимо сориентироваться в том, с каким феноменом предстоит иметь дело. Учителя могут использовать стандартизированное наблюдение в тех случаях, когда они посещают уроки своих коллег или просматривают видеозаписи собственных уроков.

Запись наблюдения должна фиксировать наблюдаемый факт в том виде, в котором он существовал реально (объективная оценка). Запись должна фиксировать не только наблюдаемый факт, но и обстановку в которой он происходит. Запись должна полно отражать изучаемую реальность.

Существует несколько частных вариантов наблюдения.

Методика «Выбор»: способ изучения направленности личности школьника, его доминирующей мотивации – наблюдение за его поступками в различных ситуациях.

Методика «Составь расписание на неделю». Учащимся предлагается включить наибольшее число уроков по различным предметам и вычеркнуть не интересующие предметы. Это позволяет выявить наличие или отсутствие широких познавательных интересов.

Беседа.

Собеседник должен сохранить свое естественное состояние, он не должен знать, что с ним проводится целевая беседа. При подготовке к беседе необходимо продумать целевые вопросы и вопросы, поддерживающие разговор. Вопросы должны интересовать ученика, быть эмоционально и мотивационно значимыми для него.

Вопросы не должны быть внушающими, касаться личности ребенка и создавать у него неприятные впечатления. Полезно применять как можно более косвенные вопросы.

В форме беседы учитель может выяснить особенности формирования личности ребенка: его характер, чувства, интересы, способности,отношения.

Анкетирование.

Виды:

- контактное: непосредственный контакт учителя и родителей,

- заочное

Анкета может быть открытого, закрытого и смешанного типа.

Вопросы анкеты должны вызывать интерес, не должны выявлять недостатки общей эрудиции ученика, не должен быть внушающим. В анкете необходимо использовать вопросы, выявляющие информацию о личности опрашиваемого, о его отношении к проблеме, выявляющие действия опрашиваемых и других лиц, мнения о совершенствовании изучаемого явления.

 

Диагностика. «Социометрия». Целью социометрического исследования, является изучение взаимоотношений учащихся в коллективе и определение приоритетов отдельных учащихся в классе. Каждый ученик получает список всего класса и выполняет следующие задания: Задание 1. У тебя есть деньги, сумма которых позволяет тебе купить подарки только трем одноклассникам. Отметь, кому ты хотел бы сделать подарок. Задание 2. Прошло десять лет после школы. У тебя появилась возможность определить лишь трех человек из класса, с кем ты хотел встретиться. Запиши их фамилии. Задание 3. Ты победил на выборах и у тебя есть возможность сформировать свою команду из бывших одноклассников. Их должно быть не более трех. Кого ты предпочтешь?

Метод социометрического выбора - метод, позволяющий выразить количественно, графически, структуру межличностных отношений в коллективе. Социограмма – это графическое изображение отношений респондентов друг к другу с помощью этого метода я решила 2 задачи: 1) выявила лидеров и изолированных детей; 2) выявила взаимные симпатии и сплоченность коллектива Организация диагностики. Проведение диагностических процедур в школе должно осуществляться систематически. Классный руководитель может делать это самостоятельно, сотрудничая с психологом. Рекомендуется производить как общую педагогическую диагностику класса, так и направленную на частные аспекты развития учеников. Результатом диагностики могут быть характеристики отдельных учащихся и всего класса

Диагностическая методика «Дом, в котором я живу». Учащимся класса предлагается построить на листке бумаги многоэтажный дом и заселить его значимыми для них людьми. Это могут быть и одноклассники и друзья, и родители, и родственники. Такая диагностика поможет изучить привязанность учащихся друг другу, к родным и близким людям, к товарищам.

71. Технология КТД (коллективных творческих дел), характеристика основных направлений их организации.

 

Коллективной творческой деятельностью, по определению автора данной технологии И. П. Иванова, называется «такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все члены коллектива участвуют в планировании и анализе; деятельность носит характер коллективного творчества и направлена на пользу и радость далеким и близким людям».

Ключевые идеи технологии КТД:

1. Создание коллектива на основе борьбы за высокие, привлекательные для детей идеалы, формируемые не лозунгами, а жизненной позицией педагога и делами, направленными на гражданскую заботу об улучшении окружающей жизни.

2. Построение коллектива на принципах сменяемости всего актива, коллективного планирования, организации и анализа – и общих дел, и отношений, и поступков.

3. Организация деятельности общественно-значимой ("для людей") и личностно-значимой ("все творчески – иначе зачем"), художественно-инструментованной (ритуалами, законами, традициями), очеловеченной искренностью, юмором и пониманием взрослыми потребностей детства.

4. Особая позиция педагога как старшего товарища, способного к сотрудничеству с воспитанниками, позиция, которая обеспечивает полное взаимопонимание, взаимодействие коллектива педагогического (старших друзей) и детского.

Организация КТД включает шесть стадий (основных технологических этапов).

I. Предварительная работа. Определите место предстоящего КТД в системе воспитательной работы, его воспитательные задачи. Продумайте способы реализации своих замыслов. Наметьте действия, которые должны настроить воспитанников на предстоящую работу, увлечь привлекательной перспективой (для этого решите, в какой форме пройдёт коллективное планирование, найдите или придумайте образные, но краткие и доходчивые формулировки, выберите интересные и полезные виды практической деятельности, а также всё, что ещё Вам понадобится для вовлечения детей в коллективную деятельность).

II. Коллективное планирование. Коллективное планирование осуществляется на общем сборе коллектива (его часто называют «сбор-старт», так как с него начинается коллективное творческое дело). При коллективном планировании Вы вместе с воспитанниками должны решить следующие задачи: - выбрать направление деятельности; - детально определить содержание деятельности; - распределить обязанности между участниками деятельности (не только что и кем, но и каким способом должно быть сделано); - установить сроки выполнения деятельности; - решить, когда (в конце коллективной деятельности, поэтапно, в конце деятельности отдельных участников дела или микрогрупп и т.д.) и как будут подводиться итоги деятельности (критерии, по которым можно определить, насколько удалось дело – хотя бы ориентировочно). Фактически перечисленные задачи решаются «дважды»: вначале педагогом на предварительном этапе, а потом воспитанниками при коллективном планировании дела. Однако это не является бессмысленной тратой времени. Если провести аналогию с процессом обучения, то коллективное планирование можно сравнить с самостоятельной работой школьников на уроке. Как хороший учитель математики даёт ученикам для самостоятельной работы только те задачи, решение которых ему уже известно, так и хороший воспитатель при коллективном планировании должен «знать ответы», чтобы прийти на помощь в случае затруднений, заметить ценные мысли и помочь их сформулировать. Успех коллективного планирования во многом зависит от того, насколько школьники почувствовали, что составление плана – очень ответственное занятие, и ответственность лежит на них самих. Поэтому решение задач планирования должно исходить преимущественно от воспитанников, даже если они решены не самым оптимальным способом (ведь и математическую задачу можно решить разными способами, а нерациональный способ всё же лучше, чем никакой). Коллективное планирование завершается выбором руководящего органа (совета дела), который отвечает за подготовку и проведение КТД.

III. Коллективная подготовка дела. Совет дела уточняет, конкретизирует план подготовки и проведения КТД, организует его выполнение, побуждая к действию и поощряя инициативу каждого участника коллективной деятельности. Подготовка может идти по группам: каждая группа отвечает за определённую часть общей работы. Подготовка дела – обычно самая продолжительная стадия КТД. Чаще всего именно в процессе подготовки некоторые ученики, вначале увлечённые работой, охладевают к ней, столкнувшись с затруднениями. Бывает, что ученики слабо включаются (или вовсе не включаются) в подготовительную работу. Возможна ситуация, когда совет дела не справляется с руководством подготовкой дела. На этой стадии Ваша роль – это роль старшего товарища, который, не допуская открытого давления на детей, побуждает их к целенаправленной, творческой, самостоятельной работе.

IV. Проведение КТД. На этой стадии осуществляется план, составленный (или уточнённый) советом дела. Проведение КТД – это ещё и подведение итогов подготовки к нему: школьники в разных формах демонстрируют опыт, накопленный ими в процессе планирования и подготовки. Отклонения от первоначальных замыслов при проведении КТД – ещё не признак его неуспеха, а ошибки участников – не катастрофа. Не забывайте, что участники КТД – всего лишь ученики. Неудивительно, если они не смогут провести дело лучше Вас (во всяком случае, в плане его организации). Вполне может быть, что они допустят ошибки, которые были бы непростительны для профессионала. Главная ценность КТД – в усвоении опыта коллективной творческой деятельности, опыта сотрудничества и сотворчества. Однако с каждым делом коллективная деятельность должна совершенствоваться: возрастать организационная чёткость и качество полученных результатов. Ваша задача сделать так, чтобы на ошибках дети учились, а удачам – радовались. Старайтесь направлять их, помочь сгладить неудачу и пережить радость успеха. V. Коллективное подведение итогов Это снова может быть общий сбор коллектива (чтобы не путать со стартовым сбором, его часто называют итоговым сбором или сбором-финишем). Сразу перед всеми участниками дела или сначала внутри групп каждый высказывает своё мнение, обсуждаются положительные и отрицательные стороны подготовки и проведения КТД, удачные находки и просчёты в планировании, которые выявились при подготовке и проведении. В обсуждении на равных участвуют как дети, так и взрослые. Общий сбор обязателен, однако по разным причинам на сборе могут высказаться не все воспитанники (или не все искренне). Поэтому кроме общего сбора участие каждого в оценке проведённого дела может осуществляться путём опроса, анкетирования, творческих отчётов, через стенгазету и т. д., а иногда и анонимно. При коллективном подведении итогов главное, чтобы все участники КТД размышляли о приобретённом опыте (как собственном, так и опыте своих товарищей), учились анализировать, оценивать, извлекать уроки на будущее.

VI. Последействие. Стадия последействия заключается в том, чтобы использовать накопленный в ходе КТД, обобщённый и пережитый на финишном сборе коллективный опыт в дальнейшей работе: закреплять положительный опыт и изживать негативный). Это значит: - как можно быстрей, пока опыт не забылся, приступать к коллективной реализации предложений, которые были высказаны при подведении итогов; - учитывать в новом КТД ошибки и недочёты предыдущего; - в следующем КТД включать в более активную работу тех, кто мало потрудился в предыдущем; - от дела к делу добиваться роста самостоятельности воспитанников и качества результатов КТД.

72. Воспитание в различных организационных форматах: уроки, внеурочная деятельность, классные часы и др.

 

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

Воспитание школьника происходит в учебной (урочной и внеурочной) и во внеучебной (внеклассной и внешкольной) деятельности, которая осуществляется в школе — в деятельности специальных субъектов воспитания (заместителя директора школы по воспитательной работе, классных руководителей или воспитателей) и вне школы — в деятельности руководителей кружков, секций, клубов, детско-взрослых много-профильных объединений... Процесс воспитания в учебной и внеучебной деятельности, хотя и имеет много общего, но тем не менее у каждого из этих видов воспитания есть своя специфика: обязательный и избирательный характер деятельности учащихся, определенность и вариативность содержания, заданная структура и логика обучения и свободное общение во внеучебной деятельности; одновозрастной или разновозрастной состав учащихся; постоянный и изменчивый состав групп учащихся и другие особенности.

Следует различать внеурочную (внеклассную) воспитательную работу в школе и внешкольное воспитание. Внеурочной называется, разнообразная образовательная и воспитательная работа, направленная на удовлетворение интересов и запросов школьников, которую организует во внеурочное время педагогический коллектив школы. Внешкольной работой называют, образовательно-воспитательную деятельность внешкольных учреждений, для детей и подростков.

Задача внеурочной воспитательной работы:

а) закрепление, обогащение и углубление знаний, расширение общеобразовательного мировоззрения, формирование научного мировоззрения, выработка умений и навыков самообразования

б) формирование интереса к различным отраслям науки, техники, искусства, спорта, выявление и развитие индивидуальных творческих способностей и наклонностей

в) организация досуга школьников, культурного отдыха

г) распространение воспитательного воздействия на учащихся в разных направлениях воспитания.

Содержание внеурочной и внешкольной работы: умственное, эстетическое, нравственное, правовое, экологическое, трудовое, физическое воспитание.

В то же время следует учитывать, что формы проведения классного часа тесно взаимосвязаны. Так, очень часто обсуждение проблемы, на воспитательном часе завершается принятием конкретного решения по данному вопросу на классном собрании.

Час классного руководителя – это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию у детей системы отношений к окружающему миру. Можно выявить следующие воспитательные функции классного часа: просветительную, ориентирующую, направляющую и формирующую (Н.Е. Щуркова).

Воспитательный час можно провести и вне школы. Так, классный час, посвященный охране природы, лучше всего организовать в лесу, а проблему бережного отношения к книге целесообразно рассмотреть в библиотеке.

73. Классный руководитель как организатор воспитательного процесса в школе.

 

Классный руководитель – это непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе, официальное лицо, назначаемое ее директором для осуществления воспитательной работы в классе. Именно он непосредственно взаимодействует как с учащимися, так и с их родителями. Он обязан вникать во все жизненные события вверенного ему коллектива, следить за взаимоотношениями в нем, формировать доброжелательные отношения между детьми.

Классный руководитель исполняет несколько основных ролей в процессе воспитания учеников:

1) наставник;

2) друг;

3) лидер;

4) учитель

Основная задача классного руководителя - скоординировать все воспитательные влияния на школьников в целях развития личности посредством включения их в многообразные виды деятельности и взаимоотношений.

Классный руководитель – ближайший и непосредственный воспитатель и наставник. Он организует и направляет воспитательный процесс в группе, объединяет воспитательные усилия родителей и общества. В деятельности классного руководителя органично сочетаются идейно-воспитательная, организационная и административные функции. Классный руководитель заботится о всестороннем развитии школьников, о коллективизме, трудолюбии, воспитании, о повышении качества знаний, укреплении дисциплины и порядка в классе.

Основное в деятельности классного руководителя – воспитание школьников и сплочение их в дружеский коллектив. Конечно, в центре его внимания стоят вопросы учебной работы, повышения уровня знаний.

Классный руководитель отвечает за содержание воспитательного процесса, его соответствие целям гуманистического демократического воспитания и активность участия в нём школьников. Для этого необходима диагностика, достаточно полная осведомленность классного руководителя об участии школьника в различных видах деятельности, его отношениях в классе, характере и содержании общения, формирующихся потребностях и интересах, стимулах и мотивах поведения. На основе информации, получаемой от самих школьников, от непосредственных организаторов их жизни, классный руководитель контролирует состояние воспитательных отношений, дает советы, вносит педагогические коррективы в течение жизни.

Работа классного руководителя – целенаправленная, системная, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания всей школы, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода с учётом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы. Деятельность классного руководителя в первую очередь направлена на работу с обучающимися своего класса. Он формирует мотивацию к учению каждого отдельного обучающегося, изучая его возрастные и индивидуальные особенности для развития и стимулирования познавательных интересов; через разнообразные методы и формы индивидуальной работы создает благоприятные условия для развития гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда, творческой индивидуальности, формирования демократической культуры в системе самоуправления.

К важнейшим функциям классного руководителя относятся: развитие познавательных интересов и способностей школьников, забота об охране здоровья.

Классный руководитель организует своевременную помощь отстающим школьникам, их работу в общественно-полезном труде, в важнейших школьных мероприятиях. Он также взаимодействует со школьниками на основе уважения, взаимопонимания. Классный руководитель – член педагогического коллектива. Организаторскую и воспитательную работы он проводит не в одиночку, а под руководством директора школы, его заместителей, в тесном контакте с другими учителями. В процессе воспитания классный руководитель доходит до каждого школьника. В любой группе, в том числе, в самой организованной и дисциплинированной, нужна повседневная воспитательная работа, направленная на формирование положительных качеств и на преодоление отрицательных.

Среди основных качеств личности классного руководителя в первую очередь следует назвать такие качества, как коммуникативная идейность, общественная активность, нравственная зрелость. Эти качества, конечно, необходимы каждому педагогу. Но особенно важно обладать ими классному руководителю. Ведь он воспитывает студентов не только словом, но и личными примерами, своим поведением. Немаловажное значение для классного руководителя имеют такие качества его личности, как увлеченность профессией, гуманное отношение к детям, высокая требовательность к себе и своим школьникам.

Успех работы классного руководителя зависит и от наличия у него информационных знаний и умений. Особенно важно обладать умением ярко, выразительно, логично изложить свою мысль, умело убедить, привлечь к себе.

К основным качествам, необходимым классному руководителю, следует отнести тактичность, выдержку и самообладание, отзывчивость, наблюдательность, искренность, находчивость, аккуратность и внешнюю опрятность. Его почетное дело – непосредственное воспитание молодежи, формирование жизнерадостного, трудолюбивого, физически и нравственно здорового поколения.

Классный руководитель ставит и осуществляет единые воспитательные задачи. Так, он стремится приучить школьников к трудолюбию, организованности, правдивости. Но пути, средства и методы достижения этих задач могут быть различными в зависимости от индивидуальных особенностей школьников.

Одних нужно вовремя поощрить, других – умело наказать за нарушение правил поведения. А для этого нужно глубоко и всесторонне их изучить. Классному руководителю надо хорошо знать своих студентов, понимать их, уметь организовать полезную учебно-общественную деятельность с учётом их индивидуальных особенностей и интересов. Хорошее знание школьников поможет уладить недостатки в поведении. Эффективность и качество воспитательной деятельности классного руководителя во многом зависит от систематической работы по повышению их квалификации. Для того, чтобы хорошо воспитывать, им самим надо быть хорошо воспитанными и высокообразованными, постоянно пополнять и совершенствовать свои знания, педагогическое мастерство. Важнейшей формой повышения квалификации классного руководителя является самообразование. Систематическая работа по повышению квалификации обеспечивает постоянное движение их к вершинам педагогического мастерства.

74. Профессиограмма классного руководителя: цель и задачи деятельности, функции, должностные обязанности, права и ответственность, взаимоотношения с коллегами, формы работы.

 

Цель деятельности классного руководителя - создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

Задачи деятельности классного руководителя:

• формирование и развитие коллектива класса;

• создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;

• формирование здорового образа жизни;

• организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;

• защита прав и интересов обучающихся;

• организация системной работы с обучающимися в классе;

•гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;

• формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;

• организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 361.