При проведении экскурсий важнейшая задача состоит в том, чтобы добиться обстоятельного осмысления и прочного усвоения изучаемого материала. Решению этой задачи должна быть подчинена методика экскурсий. В общем плане эта методика включает в себя: а) подготовку экскурсии, б) выход (выезд) учащихся к изучаемым объектам и усвоение (закрепление) учебного материала по теме занятий, в) обработка материалов экскурсии и подведение её итогов. Успех экскурсии определяется ее подготовкой: учитель должен предварительно ознакомиться с объектом, составить план её проведения, определить познавательные задания для учащихся в ходе экскурсии, определение маршрута и порядка движения, проведение инструктажа по технике безопасности. Если экскурсия на производство, то необходимо договориться о сопровождающем ответственном лице от предприятия, выяснить. Сколько учеников одновременно могут осматривать объект, и определить, следует ли разбивать класс на группы. Необходимо решить вопрос о том, кто будет давать объяснения во время экскурсии: учитель или сопровождающий от предприятия. Если учитель хорошо знает объект экскурсии, то лучше, чтобы объяснения он давал сам. Если объяснения даёт сопровождающий, то учитель следует заранее дать экскурсоводу необходимые методические советы о порядке проведения экскурсии.
При движении по территории предприятия и производственным помещениям во главе группы школьников должен идти сопровождающий, а учителю необходимо находиться на месте замыкающего и держать под наблюдением всех учеников. В ходе экскурсии следует делать остановки для объяснения, зарисовок, сбора материалов. Во время экскурсии на производство надо рассказывать не только об объектах экскурсии, но и о работниках, их квалификации, о характере выполняемой ими работы - этим осуществляется трудовое воспитание и профориентация. Длительность экскурсии не может превышать 1 часа, т.к. большая продолжительность утомляет учащихся, снижает их интерес и внимание, поэтому экскурсия не должна быть всеобъемлющей. В начальной школе практикуются экскурсии в природу имеют большое значение для развития наблюдательности. Учителю следует решительно пресекать разрушительные действия учащихся (собирать различные цветы, листья и травы, ловить ящериц, бабочек). Еще до начала экскурсии детей следует предупредить о недопустимости нарушения естественного состояния природной среды.
По завершении экскурсии следует обработать собранные материалы и наблюдения, подговорить коллекции, альбомы, выставки, стенгазеты, доклады, рефераты. Большой воспитательный эффект имеет указание фамилии и имени в подготовленных альбомах, на экспонатах выставки и др. материалах экскурсии, кем и когда они подготовлены. Эти сведения вместе с экспонатами и материалами обычно долго хранятся в школе и составляют предмет гордости ее выпускников. Некоторые экспонаты со временем могут представлять даже этнографический интерес. Подведение итогов, возможно, проводить в форме беседы с оценкой полученных знаний и выполняемых работ.
Итак, методика проведения экскурсии включает в себя следующие этапы:
I. Подготовительная работа к экскурсии:
а) четкое определение ее цели,
б) выбор объекта изучения;
в) постановка перед учащимися конкретных вопросов,
г) посещение зрителем объекта экскурсии, решение вопроса о том, кто будет выступать в качестве экскурсовода - он сам или работник предприятия. Договаривается с ним о цели экскурсии, ее содержании, методике объяснения.
П. Содержательная часть экскурсии. т.е. организация учебной работы по восприятию усвоению (или закреплению) изучаемого материала во время ее проведения с помощью методов рассказа, объяснения, беседы и демонстрации.
III. Подведение итогов, обобщение того, что учащиеся узнали нового во время ее проведения.
29. Домашняя работа как форма обучения в начальной школе.
Выполнение домашней работы является индивидуальной формой учебной работы учащихся, она протекает по заданию учителя, но без его непосредственного и постоянного руководства и контроля в данный момент. Организованность, ответственное отношение к учебе, внимание, сосредоточенность, способности и развитие, интересы и склонности влияют на результаты, качество и скорость выполнения домашнего задания каждым ребенком.
Основные требования к организации домашней учебной работы:
• посильность заданий – по степени трудности домашнее задание должно быть равно или несколько легче тех, что выполнялись на уроке;
• разнообразие заданий, предусматривающее задания полутворческого и творческого характера;
• постепенное и последовательное усложнение заданий;
• тесная связь классной и домашней учебной работы: содержание и приемы выполнения домашних заданий являются в определенной мере продолжением и закреплением классных; подготовка к домашней работе проводится в классе – разъясняются цель, способы выполнения и контроля задания; установлено, что успешность выполнения домашней работы зависит от того, как подробно дан инструктаж характера и последовательности операций; обеспечивается систематический контроль учителя и взаимный контроль учащихся за ходом и результатами домашней учебной работы.
Домашняя работа эффективна только тогда, когда все дети готовы к самостоятельному её выполнению. Поэтому важным аспектом деятельности учителя является подготовка учащихся к выполнению домашней работы.
Качественное выполнение любого задания домашней работы невозможно без достаточного уровня сформированности у учащихся следующих умений: осмысленно читать и уяснять суть задания; намечать план его выполнения, опираясь на известные образцы рассуждений или алгоритмы решений;оформлять решение в соответствии с принятым образцом или указанием учителя;проверить выполненное упражнение.
В начальной школе дети впервые сталкиваются с необходимостью самостоятельно работать дома. Особое внимание должно уделяться обучению детей правильной организации труда: умению готовиться к работе; внимательно, достаточно быстро и на уровне предъявляемых требований выполнять упражнения; организованно заканчивать занятие.
Именно поэтому нормативными документами предусматривается специальный подготовительный период к введению домашних заданий – первое полугодие 1 класса. К сожалению, большинство учителей не проводят той работы, которая необходима в подготовительный период, что в дальнейшем отрицательно сказывается на выполнении домашних работ.
Одна из причин большой затраты времени на приготовление домашних работ – несобранность учащихся, отсутствие у них умения самостоятельно подготовиться к работе, прочитать задания, начать их выполнение, аккуратно оформить их в тетради.
Работу по формированию этих умений необходимо систематически проводить на уроке. Для развития внимания учащихся можно использовать такие приёмы:
• выполнение заданий, включающих ошибки в рассуждениях или записях;
• выполнение заданий на выявление закономерностей, рассмотрение задач с лишними или недостающими данными;
• разнообразные приёмы самоконтроля и взаимоконтроля.
Часто ученики не справляются с домашними заданиями из-за слабого навыка чтения, из-за поверхностного подхода к прочтению и осмыслению содержания задания. Развитию навыка чтения надо уделять внимание на всех уроках.
30. Нетрадиционные формы обучения в начальной школе.
Основное условие успешного обучения детей в школе – это знание особенностей развития, специфики восприятия детей определенного возраста. Младший школьный возраст содержит в себе значительный потенциал умственного развития детей, но точно определить его пока не представляется возможным.
За первые 3-4 года учения в школе прогресс в умственном развитии детей бывает довольно заметным. От доминирования наглядно-действенного и элементарно-образного мышления, от допонятийного уровня развития и бедного логического размышления школьник поднимается до словесно-логического мышления на уровне конкретных понятий.
В школьные годы продолжается развитие памяти. Память детей младшего школьного возраста является достаточно хорошей, и это, в первую очередь, касается механической памяти, которая за первые три-четыре года учения в школе прогрессирует достаточно быстро.
С поступлением ребенка в школу в число ведущих наряду с общением и игрой выдвигается учебная деятельность. В развитии детей младшего школьного возраста этой деятельности принадлежит особая роль. Учебная деятельность как самостоятельная складывается именно в это время и определяет во многом (если не сказать преимущественно) интеллектуальное развитие детей от 6-7 до 10-11 лет. В целом же, с поступлением ребенка в школу его развитие начинает определяться уже не тремя, как было в дошкольном детстве, а четырьмя различными видами деятельности. В.В. Давыдов считает, что именно внутри учебной деятельности ребенка младшего школьного возраста возникают свойственные ему основные психологические новообразования.
Каждый из четырех названных выше видов деятельности имеет свои особенности в младшем школьном возрасте. Учение здесь только начинается, и поэтому о нем нужно говорить как о развивающемся виде деятельности. Ему предстоит совершенствоваться в течение долгих лет жизни, если человек будет все это время продолжать учиться. Однако если процесс развития учебной деятельности идет стихийно, то он занимает длительное время. При продуманном и разумном формировании учебной деятельности можно добиться того, что уже к старшим классам школы ребенок полностью владеет психологическими основами учения. Главная нагрузка здесь приходится как раз на младший школьный возраст, где образуются основные составляющие этой деятельности: учебные действия, контроль и саморегуляция.
При решении проблемы обучения в начальной школе основное внимание должно быть обращено на необходимость применения "особенных" методов и приемов работы с детьми. Многолетнее наблюдение показывает, что в уроках первого, второго, третьего и четвертого классов много общего. Более того, подчас то, что вдруг объявляется совсем "новым" оказывается просто хорошо забытым старым. Игра, физкультминутки, практические работы, без чего невозможно представит обучение в начальной школе, - не новое дело для учителей.
В целом, при обучении можно применять обычные, традиционные школьные методы. Однако существуют возрастные границы этого применения. Например, эвристическая беседа на уроке в первом классе удается лишь во II полугодии.
Как сделать обучение интересным, занимательным и любимым предметом для детей?
Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям, является дидактическая игра. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается.
Известно, что важным средством предупреждения утомления детей на уроке является использование физкультурных минуток, физкультурных пауз особенно в первом классе. Но многолетний опыт работы показывает, что на уроках дети плохо переключаются с одного вида деятельности на другой, например, после физкультминутки они не могут сразу успокоиться, тратится время при переходе на новый вид работы. При включении в уроках отдельных игровых моментов детям также требуется время на вхождение и выход из игрового сюжета. В результате много времени расходуется в пустую. Напрашивается вывод о том, что использование различных приемов активизации мыслительной деятельности позволяет лишь на время заинтересовать детей. Можно решать эту проблему, осуществляя умелое построение урока на основе единого сюжета, используя нетрадиционные, нестандартные уроки. “нестандартные уроки – одно из важных средств обучения, так как они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, скованность, которые свойственны многим детям, помогают формировать навыки учебной работы, собственно учебной деятельности.
Основные понятия теории воспитания: «теория воспитания», «методика воспитания», характеристика понятия «воспитание» (широкий и узкий социальный смысл, широкое и узкое педагогическое значение), самовоспитание, воспитательный процесс, воспитательная система, воспитанность.
Теория воспитания - часть педагогической науки, которая рассматривает вопросы содержания, методики и организации воспитательного процесса.
Теория воспитания – раздел педагогики, раскрывающий сущность, закономерности, движущие силы воспитания, его основные структурные элементы, а также рассматривающий различные концепции воспитания и воспитательные систем.
Методика воспитания- отрасль педагогической науки, учение о методах воспитания; может быть общей, если имеются в виду общиеметоды, присущие всем направлениям воспитания (умственному, физическому и пр.), или частной, если речь идет о методах, применяемых в каком-либо определенном аспекте воспитания.
В широком социальном смысле воспитание — это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы — словом, все созданное в процессе исторического развития духовное наследие человечества.
В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.
В широком педагогическом смысле воспитание — это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.
В узком педагогическом смысле воспитание — это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.
Самовоспитание – сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности в деле самосовершенствования положительных и преодоления отрицательных качеств и привычек.
Воспитательный процесс – это целенаправленная деятельность всех субъектов , обеспечивающая формирование качеств личности (потребности, характер, способности и «Я-концепции») в интересах соответствующих воспитательным целям и задачам.
Воспитательная система – это совокупность взаимосвязанных элементов (средств, форм, методов, технологий, содержания учебной и внеучебной деятельности), которые создают качественно новые условия для развития и формирования личности.
Воспитанность-уровень развития личности, проявляющийся в согласованности между знаниями, убеждениями, поведением ихарактеризующийся степенью оформленности общественно значимых качеств.
31. Сущность и специфика процесса воспитания, движущие силы и субъекты воспитательного процесса.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 316.