Сущность процесса воспитания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Воспитание- это педагогическое управление процессом развития личности.

Воспитание- это целенаправленный систематический процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на решение конкретных педагогических задач.

Воспитание –специально-организованная деятельность, направленная на формирование определенных качеств человека, осуществляемая через взаимодействие педагогов и воспитанников.

Особенности воспитательного процесса:

1. Целенаправленность – предвосхищение результата.

2. Двусторонность, наличие объектно-субъектных или субъектно-субъектных отношений

3. Целостность воспитания – комплексное воздействие на развитие личности.

4. Многофакторность – учет различных факторов, воздействующих на развитие личности.

5. Длительность. Воспитание продолжается всю жизнь.

6. Малозаметность результатов воспитания.

7. Устремленность в будущее.

8. Противоречивость. Противоречия являются движущей силой процесса воспитания. К ним относятся:

- противоречие между общепринятыми нормами и правилами поведения людей в обществе и реальным уровнем поведения личности;

-между задатками ребенка и уровнем его развития;

-между стремлением личности участвовать в общественной жизни и недостатком опыта..

Воспитание имеет естественно-научную основу .И.М.Сеченов, И.П.Павлов создали учение об условно-рефлекторной природе психики и поведения человека, согласно которой у человека в течение жизни формируются условные рефлексы, вырабатываются определенные стереотипы поведения, которые определяют характер человека. «Посеешь привычку – пожнешь характер». Стереотипы поведения можно сознательно целенаправленно вырабатывать, на что указывал К.Д.Ушинский.

Воспитание возникает в человеческом обществе и носит конкретно-исторический характер:

- зависит от уровня развития общества;

-от системы общественных отношений;

-от господствующей идеологии.

Воспитание носит социально выраженный характер, различные группы людей по-разному решают проблемы воспитательного процесса.

Движущими силами любого процесса являются противоречия. Противоречия – это взаимодействие противоположных сторон воспитательного процесса, которые находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении. Знание существенных противоречий позволяет находить пути их разрешения и делать процесс развивающим и для личности, и для социума.

Рассмотрим противоречия в сфере отношений основных субъектов воспитательного процесса: педагог, воспитанник, социум.

Наиболее значимы следующие противоречия воспитательного процесса.

1. Между требованиями к личности со стороны социума и возможностями (физическими, психическими, нравственными) каждой отдельной личности соответствовать этим требованиям.

Отношения "личность и социум" достаточно сложные, они могут быть как созидательными для личности и социума, так и разрушительными. Личность никогда абсолютно не соответствует требованиям социума. Свое отношение с социумом личность переносит на свою социальную роль. Крайне важно, чтобы личность адекватно воспринимала социальную роль и принимала себя в этой роли, в противном случае возникают такие негативные явления, как потеря идентичности (личность утрачивает способность отождествлять себя с тем социальным положением, в котором она находится), социальное отчуждение (личность занимает позицию неприятия социума, настроена но отношению к нему негативно и даже враждебно).

2. Между потребностями личности и социальными условиями, в которых происходит развитие личности, возможностью реализовать свои потребности в условиях социальной среды.

Социум не может в полной мере удовлетворить все потребности личности. Воспитание должно помочь личности найти свое место в социуме. Поиск своего места в социуме следует понимать не как приспособление к социуму, а как активное взаимодействие, результатом которого является развитие личности и социума.

3. Между педагогическими задачами и возможностями воспитанника (психологическими, физическими, умственными и т.д.), его готовностью включаться в реализацию этих задач.

Готовность здесь может быть различного плана – психологическая, физиологическая, умственная и др. Изменить, усовершенствовать человека реально только в определенных пределах. Эти пределы – потенциальные физические и духовные возможности человека, его собственные интересы и потребности, его стремление к самосовершенствованию. Воспитательный процесс, будучи целенаправленным, предполагает выбор необходимых средств достижения цели, методов, технологий. Даже если воспитателем прилагались большие старания, результат воспитания далеко не всегда соответствует ожиданиям педагога.

4. Между интересами, потребностями воспитанника и возможностями, которые ему предоставляет среда образовательного учреждения.

Следует учитывать, что воспитанник, будучи личностью, в процессе своего развития формирует свои жизненные цели и смыслы, реализует свои интересы и потребности. Воспитательные ресурсы образовательной среды ограничены, и воспитанник может реализовать потребности только в рамках того, что ему предлагает среда образовательного учреждения и окружающая социальная среда.

5. Между социальной ролью воспитателя и его личностными особенностями, его нравственной позицией.

Перед педагогом всегда встает вопрос соответствия цели и средств воспитания. Даже благородная цель не может оправдать средства, которые разрушительно действуют на личность воспитанника. Поэтому воспитание должно начинаться с воспитания воспитателя. Именно воспитатель, его отношение к миру, к себе, к людям, его педагогическая позиция во многом определяют воспитательный результат. Не случайно требования к педагогу включают как профессиональные умения, так и личностные качества, среди которых нравственные качества занимают ведущее место.

6. Между необходимостью и потребностью педагога совершенствоваться и развиваться и условиями, которые ему предоставлены государством и обществом.

Утверждение, что личность воспитывает только личность, уже является аксиомой. Поэтому забота о личностном и профессиональном развитии педагога – одно из необходимых условий воспитания поколения, которое способно продуктивно действовать, совершенствуя себя и общество. Если педагог находится в социально униженном положении, если он не имеет ресурсов для своего развития, то продуктивность воспитательного процесса существенным образом снижается.

Разрешаются противоречия воспитательного процесса через совершенствование цели, содержания, форм и методов воспитания, в процессе творческого освоения педагогической ситуации педагогом и при активном участии в этом процессе воспитанника.

32. Этапы деятельности воспитателя и воспитанника (этапы воспитательного процесса). Структура процесса воспитания (структура воспитательного процесса).

В своем развитии воспитательный процесс проходит определен­ные этапы:

I этап - осоз­нание воспитанниками требуемых норм и правил поведения: детям необ­ходимо долго и терпеливо объяснять, что, зачем и почему следует делать, почему нужно поступать, действовать так, а не иначе. В этом основа сознательного овладения нормами поведения.

II этап - знания должны перейти в убеждения: глубокое осознание имен­но такого, а не иного типа поведения. Убеждения — твердые, осно­ванные на определенных принципах и мировоззрении взгляды, ко­торые служат руководством в жизни. Без них процесс воспитания развивается медленно и не всегда достигает по­ложительного результата. Приведем простой пример. Уже в детском саду, а тем более в школе все дети знают, что с учителями нужно здороваться. Почему же не все делают это? Не убеждены. Воспита­ние остановилось на первом этапе — знания, не достигли следую­щего этапа — убеждения.

III этап - воспитание чувств:без человеческих эмоций, как утверждали еще древние философы, нет и не может быть поиска истины. А в детском возрасте эмоциональность — движущая сила поведения. Только обостряя чувства и опираясь на них, воспитате­ли достигают правильного и быстрого восприятия требуемых норм и правил.

IV этап - главный этап воспитательного процесса - дея­тельность. Сколько бы ни было хороших бесед, объяснений и увеще­ваний — практического результата не будет. Если ребенок лишен воз­можности самостоятельного проявления своей свободы, если он не ошибается, «не набивает шишек», не набирается опыта в деятельно­сти, овладение требуемыми нормами поведения не происходит. Вот почему воспитатели предоставляют как можно больше разумной сво­боды детям, чтобы в деятельности незаметно и гуманно корректиро­вать их поведение. В практике воспитания этот этап не существует изолированно, а всегда сливается с формированием взглядов, убеж­дений, чувств. Чем большее место в структуре воспитательного про­цесса занимает педагогически целесообразная, хорошо организованная деятельность, тем выше эффективность воспитания.

Воспитательный процесс должен пройти через все этапы, только тогда можно надеяться, что он будет эффективным. Эти этапы — знания, убеждения, чувства — сливаются с практической деятельностью.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 327.