Подходы к пониманию концепции в воспитании
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 Понимание воспитания как целенаправленного процесса, направленного на достижение определенных целей, становится основой для понимания концепции в воспитании.
       Термин концепции обозначает совокупность взаимосвязанных взглядов на те или иные процессы, феномены; способ интерпретации явлений, событий, основополагающую идею, общий замысел определенной теории.
       Соответственно, полноценная концепция воспитания должна содержать фиксировать понимание роли и целей воспитания на конкретном этапе исторического развития общества, его содержание, цели и задачи, сущность движущей силы и основных механизмов, внутренние и внешние факторы, обеспечивающие успешность достижения поставленных целей, подходы к конструированию модели воспитания.
       Таким образом, в современной научной литературе под концепцией в воспитании понимается авторское понимание и трактовка проблемы воспитания как важнейшего социального явления; совокупность идей, положений, определяющих идеологическую, мировоззренческую основы, цели, задачи, содержание, принципы, формы и методы воспитательной деятельности, формы взаимодействия воспитателей с воспитуемыми.
           

На сегодняшний день в России успешно функционирует более 30 различных концепций, которые могут быть условно представлены следующими группами:
       1.Концепции социального воспитания, основанные на идеях системно-социального проектирования, рассматривающие воспитание как целенаправленный процесс влияния на поведение, жизнедеятельность личности с целью ее социализации;

2.Концепции, направленные на коллективное воспитание, рассматривающие воспитание как управление личностным развитием;

3. Личностно-ориентированные культурологические подходы, базирующиеся на антропоцентрической картине мира, понимании воспитания как культурного процесса;

4.Личностно-ориентированные концепции самовоспитания, рассматривающие воспитание как процесс решения жизненных проблем.
       Таким образом, в современной педагогике отсутствует единая общепринятая концепция воспитания, что приводит к стратификации социума, выступает актуальной научной проблемой, требующей решения.

Под целью воспитания следует понимать "конечный результат, представленный в идеале, соответствующий ожиданиям общества, самого человека – носителя общечеловеческих, высоко духовных ценностей"

Цель воспитания – это ожидаемые изменения в человеке (или группе людей), осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных акций и действий.

Цель воспитания позволяет поставить адекватные её задачи:

Формирование отношений личности к миру и к самому себе предполагает такое воспитание человека, при котором он четко представляет себе характер своих отношений с окружающим миром, обществом и другими людьми, правильно осознает свои индивидуальные, интеллектуально-познавательные, эмоционально-волевые и коммуникативно-поведенческие особенности, занимает положенное ему место в обществе.

Воспитание всесторонне и гармонично развитой личности –это воспитание человека, сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, рационально проявляющего свои нравственные и психологические качества, способного решать любые проблемы и преодолевать трудности, встречающие на его пути.

Воспитание социально-компетентной личности – воспитание человека, не только правильно понимающего и адекватно оценивающего свои связи и характер взаимодействия с другими людьми, но и умеющего строить с ними добрососедские бесконфликтные взаимоотношения, предотвращать проявления напряженности и непонимания в обществе.

Приобщение человека к культуре – это воспитание его эстетически и духовно совершенным, развитие творческой индивидуальности.

Воспитание гражданской личности – формирование у человека высоких патриотических чувств и социально значимых качеств, развитие его как патриота своего народа и своей страны, превращение в борца с социальной несправедливости и неравенством.

Воспитание автономно развитой личности – формирование у человека способностей к позитивному самоизменению и самосовершенствованию в окружающей действительности.

Развитие самосознания личности, помощи ей в самоопределении, самореализации, самоутверждении – это такое воспитание человека, которое предполагает, во-первых, осознание им настоятельной необходимости в непрерывном совершенствовании своих индивидуально- и социально-психологических качеств; во-вторых, стремление не останавливаться на достигнутом, находить формы и способы дальнейшего саморазвития.

Любая воспитательная задача решается через инициирование воспитателем активных действий воспитанника. Например, выполнение физических упражнений или решение учебной задачи, восприятие художественного произведения, преодоление страха или вредной привычки.

Функции воспитания:

1. Функция развития предполагает изменение направленности личности воспитанника, структуры ее потребностей, мотивов поведения, способностей и др.

2. Функция формирования представляется как специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения для личностного, гражданского и профессионального роста.

3.Функция социализации заключается в обеспечении усвоения социального опыта и совместной выработки собственных ценностных ориентации в процессе совместной деятельности и общения.

4.Функция индивидуализации представляется как процесс становления «Я-образа», духовного мира личности, ее социальных ролей и отношений на основе ее психического и социального опыта и опыта других людей и поколений.

6.Гуманитарная функция воспитания заключается в обеспечении прав человека, удовлетворении потребностей в безопасности, эмоциональном комфорте и независимости, здоровье, смысле жизни, личной свободе.

7.Кулътурообразующая функциявоспитания проявляется в сохранении, воспроизводстве и развитии культуры, предполагает ориентацию на воспитание человека культуры.

34. Закономерности и принципы воспитания.







Закономерности воспитания

В системе реальных отношений воспитанника с внешним миром отражаются объективные причинно-следственные связи, которые приобретают характер педагогических закономерностей.

Нравственные идеалы являются высшими критериями мотивационно-ценностного отношения личности к жизни и окружающим людям. Личность развивается только в том случае, если она побуждается к активной деятельности. Из этого вытекает следующая закономерность воспитания: овладение общечеловеческой профессиональной культурой наиболее эффективно осуществляется в различных видах деятельности.

Эффективность воспитания во многом зависит от собственной активности воспитанника, от содержания и способов организации его деятельности.

Развитие личности зависит от степени индивидуализации и творческой направленности воспитательного процесса, который предполагает непосредственную мотивацию учебной и других видов деятельности, организацию самодвижения к конечному результату. Нравственное профессиональное развитие дает возможность воспитаннику испытать радость от осознания собственного роста

В процессе воспитания необходимо проявлять гуманность и уважение к личности в сочетании с высокой требовательностью. Психологической основой этой закономерности является то, что характер отношений педагога и воспитуемой личности вызывает у последней определенные внутренние (эмоционально-чувственные) переживания и непосредственно сказывается на ее деятельности и развитии.

Принципы воспитания — это общие исходные положения, в которых выраже­ны основные требования к содержанию, методам и организации воспитательного процесса.

Принципы воспитания

1. принцип педагогической целесообразности. (Данный принцип предусматривает такую педагогическую деятельность, которая бы стимулировала и формировала у учащихся духовные, физические, нравственные качества, составляющие своеобразную программу личности.)

2. Принцип воспитания в коллективе ( предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса. Для того чтобы воздействие коллектива было благотворным и эффективным, необходима социальная работа по развитию его воспитательных функций.)

3. Принцип связи воспитания с жизнью. (Изучение теории должно опираться на имеющийся у воспитанников жизнен­ный и профессиональный опыт. При этом воспитанники должны активно вклю­чаться в общественно полезную деятельность.)

4. Принцип развития самодеятельности личности. (главная задача наставника заключается в том, чтобы развить самодеятельность ученика. Педагогическое руководство направлено на то, чтобы вызвать у учащихся актив­ность, самостоятельность и инициативу.)

5. Принцип единства требований в сочетании с уважением к личности учащихся (определяет направления развития отношений педагога и воспитанников. Требовательность является своеобразной мерой уважения к личности учащихся)

35. Сущность понятий «метод воспитания», «прием воспитания». Классификация методов воспитания. Проблема выбора методов воспитания.

Метод (methodas) слово греческого происхождения – путь, способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи.

В философском определении метод – способ упорядоченной деятельности по достижении определенной цели.

Метод воспитания – специфический способ воспитательной работы, который используется в процессе формирования личностных качеств для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания учащихся, для выработки навыков и привычек поведения, а также для его коррекции и совершенствования.

В более общем понимании метод воспитания – это способ осуществления воспитательных взаимодействий учителя и учащихся, направленный на решение воспитательных задач.

А.С. Макаренко удачно назвал методы воспитания «инструментами прикосновения к личности», это означает непосредственное обращение метода к личности воспитанника. Современные исследования свидетельствуют, что эффективными оказываются лишь те методы, которые отвечают внутренним потребностям и установкам, а они у каждого индивидуальны.

Методы воспитания опираются на закономерности и принципы воспитания, которые мы рассматривали ранее. Так принцип сочетания требовательности и уважения к личности ученика предполагает, что недопустимы методы наказания, унижающие достоинство ученика, оскорбляющие воспитанника.

В повседневной практике воспитателю приходится постоянно корректировать поведение учащихся, развивать нужные качества, черты характера, преодолевать недостатки. В этих случаях воспитатель использует различные приемы воспитания. Прием воспитания – это частное выражение метода, по отношению к методу он носит частный характер. Прием – составная часть метода.

Таким образом, метод включает в себя ряд приемов, но сам он не является их простой суммой. Приемы в то же время определяют своеобразие методов работы учителя, придают индивидуальность манере его педагогической деятельности. Кроме того, используя разнообразные приемы, можно обойти или сгладить сложности динамичного учебно-воспитательного процесса.

Например, метод поощрения включает такие приемы, как одобрение, похвала, благодарность, награда.

Метод наказания может включать следующие приемы: замечание, предупреждение, выговор, строгий выговор.

Классификация методов — это выстроенная по определенному признаку система методов. Опираясь на классификацию, педагог не только ясно представит себе всю их систему, но и лучше поймет назначение, характерные признаки.

По характеру методы воспитания делятся на убеждение, упражнение, поощрение и наказание (Н. И. Болдырев, Н. К. Гончаров, Ф. Ф. Королев и др.). В данном случае общий признак «характер метода» включает в себя направленность, применимость, особенность и некоторые другие стороны. В классификации И. С. Марьенко названы такие группы методов воспитания, как объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуативные, методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, руководства, самовоспитания.

По результатам методы воздействия на воспитанника можно разделить на два класса:

- влияния, создающие нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие представления, понятия, идеи;

- влияния, создающие привычки, определяющие тот или иной тип поведения.

В настоящее время наиболее объективной и удобной представляется классификация методов воспитания на основе направленности — интегративной характеристики, предусматривающей единство целевой, содержательной и процессуальной сторон методов воспитания (Г. И. Щукина).

Дата: 2019-04-23, просмотров: 407.