Основными компонентами лакокрасочных материалов (ЛКМ) являются пленкообразующие, пигменты, наполнители, пластификаторы, растворители, сиккативы и различные добавки
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

К пленкообразующим веществам относятся:

· полимеризационные смолы (на основе акрилатов, метакрилатов, хлористого винила и др.),

· поликонденсационные смолы (алкидные, полиуретановые, эпоксидные, кремнийорганические, формальдегидные),

· природные смолы (канифоль, битумы, асфальты, копалы),

· растительные масла, таловое масло, жирные кислоты и эфиры целлюлозы.

Пигменты – это окрашенные порошки высокой дисперсии. Пигменты в основном применяют в декоративных целях, для придания краскам, грунтовкам, а также эмалям цвета и блеска. Но кроме того пигменты отличаются некоторыми полезными свойствами, которые влияют на конечный продукт: светостойкость, химическая и атмосферостойкость, смачиваемость, дисперсность, маслостойкость, укрывистость, кристаллическая структура, способность взаимодействовать с пленкообразующими.

Наполнитель – это нерастворимое в дисперсионных средах сухое неорганическое вещество. Применяют как добавоки к пигментам для их экономии и снижения стоимости лакокрасочных материалов (ЛКМ). Наполнители вводят только в непрозрачные лакокрасочные материалы (грунтовки, эмали).

В качестве наполнителей применяют тальк, слюду, доломит, мел, барит, кальцит, каолин. Наиболее широко применяются наполнители с высокой степенью белизны, дисперсностью, с низким содержанием водорастворимых примесей, небольшой твердости, плотности, низкой маслоемкости.

Пластификаторы – практически нелетучие органические вещества, которые вводятся в пленкообразующее для придания высохшим ЛКМ эластичности. В качестве пластификаторов используют фталаты, фосфаты, касторовое масло, совол, себацинаты и т.д.

Растворители – летучая органическая жидкость или смесь жидкостей, которая применяется для растворения пленкообразующих, придания ЛКМ нужной консистенции. К ним относятся спирты, эфиры, кетоны, углеводороды.

Сиккативы – мыльное соединение некоторых металлов в растворителях или (используется реже) соединения в виде оксидов. Сиккативы применяют для ускорения процесса высыхания лакокрасочного материала. К сиккативам относятся кобальтовые, марганцевые, свинцовые, линолеаты, нафтенаты, резинаты и др.

Добавки – вещества для придания определенных свойств лакокрасочным материалам. Добавками принято считать различные отвердители, эмульгаторы, стабилизаторы, ускорители, инициаторы и многое другое [28, 29].

На рисунке 4.8.1. представлена классификация ЛКМ.

Рис.4.8.1. Классификация ЛКМ.

 

ЛКМ применяют для защиты деталей от разрушения из-за атмосферных воздействий и придания им декоративного вида. В авиационной промышленности на лакокрасочные материалы возлагается множество непростых задач – защитить все детали самолета от больших перепадов атмосферного давления, от интенсивного воздействия ультрафиолетового излучения, от агрессивного воздействия авиационно-ракетных топлив и от резкого перепада температур, и при всем этом сохранить эстетичный внешний вид.

В авиастроении присутствует собственная специфика, поэтому и ЛКМ соответствуют определенным требованиям, имеют свои особенности применения [75].

В таблице 4.8.1. представлены детали ЛА, покрываемые ЛКМ и примеры лаков, грунтовок и эмалей [73].

Таблица 4.8.1.

ЛКМ, применяемые при производстве авиационной продукции

Область применения лакокрасочного покрытия

Применяемые ЛКМ

грунтовка эмаль лак Детали из углеродистых, низколегированных, высокопрочных сталей, находящиеся на внешних и внутренних поверхностях летательных аппаратов. АК-070, АК-069, ФЛ-086, ВЛ-02, ЭП-076, ГФ-031 ХВ-16, ЭП-140, ЭП-255, ЭП-275, ГФ-820, ВЛ-725, КО-84, КО-822, КО-814, КО-88, КО-818, КО-811   Баллоны для сжатого воздуха, кислорода и углекислоты (внешние и внутренние поверхности). ФЛ-086, АК-069, АК-070 ХВ-16, ХВ-124   Трубопроводы всех систем (внешние и внутренние поверхности). АК-070, ФЛ-086,   ХВ-16, ПФ-233, ЭП-140, КО-822, КО-84   Детали из алюминиевых сплавов, находящиеся на внешних и внутренних поверхностях летательных аппаратов АК-070, АК-069, ФЛ-086, ВЛ-02 АС-1115, ХВ-16, С-38, ЭП-140 АК-113Ф, АС-16 Детали внутреннего набора из алюминиевых сплавов и внутренние поверхности обшивки ЛА ФЛ-086, АК-069, ВЛ-02, ВЛ-725 КО-814, ГФ-820, ПФ-223, ЭП-140, ХВ-16, ХВ-536, МС-249 ХСЛ Лопатки из алюминиевых сплавов и стали для компрессоров ГТД   ЭП-586   Детали ЛА, эксплуатирующийся в морских условиях ВЛ-02, АК-070, ФЛ-086 ХВ-16   Лопасти авиавинтов из алюминиевого сплава Д1 ВЛ-02 ХВ-16, ХВ-130, ЭП-141, ЭП-140   Детали из алюминиевых и магниевых сплавов и стали, временно защищаемые от механических повреждений и коррозии     ХВ-136 Детали из магниевых сплавов АК-070, АК-040, ГФ-031, ГФ-820, ЭП-09Т, ЭП-076, КО-052 ХВ-16, ХВ-124, ХВ-130, ХВ-244, ЭП-255, ЭП-275, ЭП-140, ВЛ-725, КО-88, КО-811, КО-818 АК-113 Авиационные приборы АК-070, ЭП-076, ЭП-09Т, ВЛ-02, ВГ-5, ГФ-031 ХВ-16, ЭП-140, ЭП-274, ЭП-1143, МЛ-165, ВЛ-725, КО-88, КО-818 АК-113

 

Технологический процесс нанесения лакокрасочных покрытий и выделяющиеся вредные вещества представлены на рисунке 4.8.2. [71].

Рис. 4.8.2.. Технологический процесс нанесения ЛКМ и выделяющиеся вредные вещества.

Количество образующегося аэрозоля краски зависит от способа окраски (рис.4.8.3.) [28].

Рис.4.8.3.Схема классификации способов окрашивания, применяющихся в промышленности.

Основные вредные и опасные производственные факторы, характерные для процесса окраски изделий, обусловлены применением токсичных лакокрасочных материалов, образованием в воздухе рабочей зоны лакокрасочных аэрозолей и выделением паров растворителей при подготовке красок, нанесении и сушке покрытий [19].

 

В методике [71] представлены формулы для расчёта массы загрязняющих веществ при нанесении лакокрасочных покрытий (ЛКМ).

Количество аэрозоля краски ( ; кг), выделяющегося при нанесении ЛКМ на поверхность изделия (детали), определяется по формуле:

                      ,                                     (4.8.1.)

где  – масса краски, используемой для покрытия, кг;  – доля краски, потерянной в виде аэрозоля, %.

Количество летучей части ( ,кг) каждого компонента рассчитывается по формуле:

                      ,                                 (4.8.2.)

где  – доля летучей части (растворителя) в ЛКМ, %;  – доля растворителя в ЛКМ, выделившегося при нанесении покрытия, %.

Количество паров компонентов ЛКМ, выделяющихся при сушке:

                       ,                                 (4.8.3.)

где  – доля растворителя в ЛКМ, выделившаяся при сушке покрытия, %.

При расчетах следует принимать во внимание тог факт, что в местные отсосы поступает 97 - 98 % вредных веществ, остальная её часть через неплотности укрытий трубопроводов и проемов поступает в производственные помещения.

 

Литература

1. Метечко Л.Б. Экология для инженерно-экономических и технических вузов. Учебное пособие. – Саарбрюкен, Германия, Lap Lambert Academic Publishing, 2013. – 520 с.

2.  Л.Б.Метечко, А.Е.Сорокин, А.И.Тихонов, С.В.Новиков. Эпоха трех «Э» и возможные тенденции развития/ Московский экономический журнал. №4/ 2017. http://qje.su/rekreacia-i-turizm/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-4-2017-93/

3. Взаимодействие университетов и работодателей аэрокосмической отрасли. Эко-инноватика - необходимая компонента профессиональной компетентности будущего специалиста аэрокосмической отрасли Метечко Л.Б. раздел 4.3. коллективной монография/под редакцией Д.А.Козореза , А.Ю.Сидорова - М.: Изд-во МАИ, 2017.(С254 - 275)-348с.: илл

4. Метечко Л.Б., Сорокин А.Е., Новиков С.В., Введение в экологию аэрокосмической отрасли. Учебник.-/Калуга: Издательство «Эйдас», 2016. - 320с.

5.   ГОСТ Р 55094-2012 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Принципы классификации и характеристики опасных отходов, подлежащих трансграничному перемещению. Электронный текст документа подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
официальное издание М.: Стандартинформ, 2014. – Режим доступа http://docs.cntd.ru/document/1200103185

6. Метечко Л.Б., Тихонов А.И., Сорокин А.Е., Новиков С.В. Влияние экологических нормативов на развитие авиационного двигателестроения. //Труды МАИ. 2016. № 85.С.9-19.

7. Метечко Л.Б., Сорокин А.Е. Гармонизация эколого-экономических показателей на рынках продукции высоких технологий. //Экономика и управление в машиностроении. 2016. №4, №5 С.79-85.

8. Метечко Л.Б., Сорокин А.Е. Кластерная стратегия экоинновационного развития машиностроительной отрасли//Научно-технический журнал СТИН №10, М, 2017.С.27-31

9. Голов Р.С., МетечкоЛ.Б., Мыльник А.Е., Сорокин А.Е. Экологическая инноватика - современный подход к решению глобальной проблемы человечества//Экономика и управление в машиностроении. 2016. №6. С.22-29.

10. Указ Президента Российской Федерации от 10.08.2012 №1157 [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=133951 (дата обращения 11.07.2014)

11. Проект федерального закона «О промышленной политике в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа

 http://www.consultant.ru/law/hotdocs/29251.html (дата обращения 11.07.2014)

12. И. Калиновский «Промышленности предпишут «зелёные» стандарты» / «Expert Online» 09 июля 2014 [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://expert.ru/2014/07/9/promyishlennosti-predpishut-zelenyie-standartyi/ (дата обращения 11.07.2014)

13. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/accounts/# (дата обращения 11.07.2014)

14. Кисельников Е.А. «Статистика машиностроения: основные показатели эффективности функционирования (часть 1)» / «Основы экономики, управления и права» №2(8), 2013.

15. Машиностроение: нелогичный рост/ «Рейтинговое агентство «РИА Рейтинг» [Электронный ресурс]. – Режим доступа

http://riarating.ru/corporate_sector_study/20140611/610620448.html (дата обращения 11.07.2014)

16. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2012 году» [Электронный ресурс]. – Режим доступа

http://www.mnr.gov.ru/regulatory/detail.php?ID=132221 (дата обращения 22.07.2014)

17. Доклад о состоянии окружающей среды в городе Москве в 2007 году [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.mosecom.ru/reports/(дата обращения 22.07.2014)

18. Доклад Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации «О реализации государственной политики в области условий и охраны труда в Российской Федерации в 2008 году» – М.: 2009. – 59 с.

19. Доклад Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «О реализации государственной политики в области условий и охраны труда в Российской Федерации в 2012 году» [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/salary/9 (дата обращения 22.07.2014)

20. Гарнов А.П., Краснобаева О.В. Общие вопросы эффективного природопользования: Монография – М.: ИНФРА-М, 2014. –214 с.

21. Вострикова С.М. Расчёт социально-экономического ущерба от загрязнения окружающей среды гальваническим производством// Труды МАИ: электронный журнал 25.12.2009. URL: www.mai.ru/science/trudy/ (дата обращения 25.07.2014)

22. Вострикова С.М. Разработка иерархической системы показателей безопасности гальванического производства// Вестник МАИ – 2008. – т.15. – .№6. – С. 161 – 168.

23. Кудрявцева Н.С., Вострикова С.М. Теоретические основы организации безопасного гальванического производства на предприятиях авиационной промышленности// Организатор производства – 2010. –№3(46). – с. 25 – 30.

24. Кудрявцева Н.С., Вострикова С.М. Моделирование экономического механизма организации экологически безопасного гальванического производства на предприятиях авиапромышленного комплекса// Организатор производства – 2011. –№3(46). – с. 103 – 107.

25. Морозов Г.И., Кудрявцева Н.С., Вострикова С.М. Проблемы теории безопасности технологических процессов в аэрокосмических системах». – М.: изд-во МАИ, 2013. – 212 с.

26. Виноградов С.С. Экологически безопасное гальваническое производство. – 3е изд. – М.: Глобус , 2002. – 351 с.

27. Дайнов М.И., Метечко Л.Б., Толоконникова В.В. Расчёт величины выбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду при нанесении лакокрасочных покрытий: Учебное пособие. – М.: Издательство «Доброе слово», 2012. – 44с.

28. Безопасность производственных процессов: Справочник/ под общей редакцией С.В. Белова. – М.: Машиностроение, 1985. – 448с.

29. Руководство P 2.2.2006 – 05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии
и классификация условий труда» [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://ohranatruda.ru/ot_biblio/ot/276/ (дата обращения 04.01.2013)

30. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://ohranatruda.ru/ot_biblio/ot/146938/ (дата обращения 04.01.2013)

31. http://www.esi-russia.ru/content/lite-v-aviacionnoy-promyshlennosti

32. Александров В.Г., Базанов Б.И. Справочник по авиационным материалам и технологии их применения. – М.: Транспорт, 1979. – 263с.

33.  ГОСТ 1583-93 Сплавы алюминиевые литейные. Технические условия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.gosthelp.ru/text/GOST158393Splavyalyuminie.html (дата обращения 19.11.2015).

34. Маслеева О.В., Воеводин А.Г., Пачурин Г.В. Тепловое загрязнение окружающей среды объектами малой энергетики.// Международный журнал фундаментальных и прикладных исследований – 2014. – №5. – с.26 – 30.

35. http://www.mtomd.info/

36. http://delta-grup.ru/bibliot/

37. Конспект лекций по дисциплине «Специальные методы литья» / Авт. Зборщик А.М. – Донецк: ГВУЗ «ДонНТУ», 2007. – 158 с.

38. http://www.uzcm.ru/spravka/tech/earth/index.php

39. http://www.makuha.ru/remeslo/003-metall.htm

40. http://aitcom.ru/texnologiya-litya-v-peschanyie-formyi

41. http://www.stroitelstvo-new.ru/liteynoe-proizvodstvo/formovka-s-ispolzovaniem-zhidkostekolnyh-smesey.shtml

42. Шуляк В.С. Литьё по газифицируемым моделям. – СПб: НПО «Профессионал», 2007. – 408с.

43. Удельные показатели  выбросов загрязняющих веществ в  атмосферу  для ремонтно- обслуживающих предприятий  и машиностроительных заводов Агропромышленного комплекса. Издание второе, переработанное. Ростов-на-Дону, ЗАО «Институт Проектпромвентиляция», 2007.

44. Расчетная инструкция (методика) “Удельные показатели образования вредных веществ, выделяющихся в атмосферу от основных видов технологического оборудования для предприятий радиоэлектронного комплекса”. СПб., ООО «ЭВИОН», 2008 г.

45. http://elsvarkin.ru/obrabotka-metalla/osnovy-obrabotki-metallov-davleniem/

46. http://www.kumz.ru/produkcii/katalog/pg1/rz5/27/

47.  Охрименко Я.М. Технология кузнечно-штамповочного производства. М.: Машиностроение, 1966. – 601с.

48. Инженерный справочник. Таблица DPVA.info: сайт – URL http://www.dpva.info/Guide/GuidePhysics/GuidePhysicsHeatAndTemperature/ComnustionEnergy/FuelsHigherCaloricValues/ (дата обращения 26.01.2016).

49. Розанов В.С., Рязанов А.В. Обеспечение оптимальных параметров воздушной среды в рабочей зоне: Учебное пособие/ МИРЭА. – М., 2011 – 48с.



Дата: 2019-04-23, просмотров: 295.