№ п/п | Детали ЛА | Сталь/ сплав |
1 | Заклёпки, пружины, гайки, болты, детали шасси, шпильки, форсунки, лонжероны крыла, стабилизатор, шпангоут фюзеляжа, винты, шестерни, подшипники качения, коленчатые валы, элементы ТРД, кожухи и жаровые трубы камер сгорания, корпуса компрессоров, сопловые аппараты, детали ГТД и др. | Стали разных марок (10Г2, 20ГА, 65Г, 20ХГСА, 30ХГСА, 30Х2ГСН2ВМ, 38ХА, ШХ15, 35ХМФА, 12ХН3А, 37ХН3А, Х20Н80Т, 1Х17Н2, Х18Н9Т и др.) |
2 | Детали фюзеляжа и крыльев самолетов; шпангоуты летательных аппаратов; барабаны и реборды самолетных колес; лопасти самолетных винтов; турбинные лопатки; штампованные обечайки и др. | Алюминиевые сплавы (Д1, АК6, АК8, АК4-1, АМГ6, В93пч, В95, В96ц и др.) |
3 | Картеры, тормозные барабаны, арматура, маслоотстойники | Магниевые сплавы (МА3, МА4, МА5, МА6, МА7 и др.) |
4 | Диски и лопатки компрессоров ТРД, обшивка, элементы каркаса, корпуса компрессоров, крепёжные детали и др. | Титановые сплавы (ВТ3-1, ВТ4, ВТ5, ВТ5-1, ВТ6, ВТ8) |
Количество вредных веществ, выделяющихся при нагреве заготовок и деталей в кузнечных горнах и нагревательных печах, работающих на твердом, жидком и газообразном топливе может быть определено по формулам (4.2.1. – 4.2.7.) [55].
Количество взвешенных веществ ( [т/год, г/с]), выбрасываемых в атмосферный воздух определяется по формуле:
, (4.2.1.)
где В – расход топлива, т/год, г/с; – зольность топлива, принимается по сертификату на топливо.
Количество оксида серы ( [т/год, г/с]), выбрасываемого в атмосферный воздух определяется по формуле:
, (4.2.2.)
где – содержание серы в топливе, % ; – доля оксидов серы, связываемых летучей золой в котле.
Расчет выбросов оксида углерода в единицу времени ( [т/год, г/с]) выполняется по формуле:
, (4.2.3.)
где В – расход топлива, т/год, тыс. м3/год, г/с, л/с; – выход оксида углерода при сжигании топлива, кг/т, кг/тыс. м3 топлива; – потери теплоты вследствие механической неполноты сгорания топлива, %.
Выход оксида углерода при сжигании топлива рассчитывается по формуле:
, (4.2.4.)
где – низшая теплота сгорания натурального топлива МДж/кг, Мдж/м3.
Количество оксидов азота ( , [т/год]) определяется по формулам:
, (4.2.6.)
, (4.2.7.)
где – количество азота оксидов, выделяющегося при сжигании топлива, кг/т, кг/тыс.м3; V - объем газовоздушной, м3/с.
При нагреве деталей в электрических печах и ТВЧ выделяется незначительное количество оксида углерода (за счет сгорания загрязнений в осадке), которое при расчетах выбросов не учитывается. При ковке, а также при листовой штамповке деталей загрязняющие вещества не выделяются [55].
Термический цех
После литья, ковки или штамповки металлические детали для изменения их свойств до необходимых показателей необходимо подвергнуть термообработке.
В современном авиастроении широко применяется термообработка как сталей, так и цветных металлов.
Основными стадиями термообработки являются отжиг, закалка и отпуск стали.
Отжигом называется операция термообработки, при которой путём нагрева, выдержки и последующего медленного охлаждения в стали образуется устойчивая структура, свободная от остаточных напряжений.
Нормализация является видом отжига, при котором охлаждение происходит на воздухе.
Закалкой называется процесс нагрева до температуры на 30…50°С выше критической точки, выдержка при этой температуре и последующее быстрое охлаждение.
Отпуск – это процесс нагрева ниже критической точки, выдержки и последующего охлаждения.
Применительно к сплавам говорят не об отпуске, а о старении.
Старение – термическая обработка сплава, подвергнутого закалке, заключающаяся в нагревании и выдержке при повышенной температуре с последующим охлаждением на воздухе или при комнатной температуре [46].
Важное значение имеет обоснование не только температурно-временных параметров термической обработки, но и выбор способа нагрева, атмосферы печи, охлаждающей среды.
Нагрев можно осуществлять конвекцией, излучением, электроконтактным и индукционными методами.
При термической обработке цветных металлов широкое применение нашли печи-ванны. В качестве нагревательной среды в них используют расплавы солей, щелочей, металлов, а также масла.
Выбор атмосферы печи определяется интенсивностью взаимодействия металлов и сплавов газами. Термическая обработка некоторых металлов на воздухе не допустима из-за интенсивного взаимодействия их с кислородом и парами воды.
Выбор охлаждающей среды определяется видом термообработки. При некоторых видах термообработки цветных металлов скорость охлаждения не играет существенной роли. В ряде случаев выбор допустимой скорости нагрева и охлаждения определяется геометрией и размерами изделия [57].
Режимы термообработки некоторых сталей и сплавов, применяемых в авиастроении, а также выделяющиеся вредные вещества представлены в таблице 4.3.1. [45, 56, 57].
Наиболее распространенная атмосфера печей при термической обработке алюминиевых сплавов — сухой воздух. Кислород воздуха при высоких температурах окисляет находящуюся на поверхности металла смазку, образуя нагар в виде пятен.
Для предотвращения этих явлений применяют отжиг в защитной атмосфере. Чаще всего используют бедный экзотермический газ, получаемый при сжигании жидкого или газообразного топлива в специальных газогенераторах.
Эндогаз - эндотермический газ получают при сгорании городского газа с недостатком воздуха 0 25 в присутствии катализатора при 1050 С. Процесс идет с поглощением тепла.
Газовая смесь, полученная путем частичного сгорания горючих
веществ в установках для производства защитных газов при экзотерми-ческом процессе в условиях избытка воздуха.
Если газ получают при эндотермическом процессе в условиях недостатка воздуха, то такая газоваясмесь назвывается эндогазом. Исходные вещества для получения этих газов - природный газ, пропан, бутан, генераторный газ, бензин, Экзогаз
и эндогаз применяют в качестве контролируемых атмосфер.
Таблица 4.3.1.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 240.