Вспомогательный материал к теме 2.2
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Новая модель системы образования РФ.

Значение слова «модель» – (от лат. modulus – мера, образец, норма) толкуется в словарях как мысленный или знаковый образ какого-либо объекта (оригинала). Между моделью и оригиналом должно существовать сходство в основных характеристиках. В правоведении термин «модель системы образования» характеризуется с точки зрения государственной организации этой системы.

 «Система» (от греч. «systema») – порядок расположения частей целого. Правоведы рассматривают понятие «система» как соединение факторов, явлений и т.п. в одно целое, либо как совокупность частей, связанных с общей функцией.

Образование представляет собой систему, в которой находятся и взаимодействуют друг с другом различные элементы (ст. 10 ФЗ-273). Системность – одна из ключевых характеристик образования. Взаимосвязь и согласованность всех элементов

1) позволяет избежать нестыковок между видами и уровнями образования, образовательными программами и тем самым обеспечить его эффективность и качество;

2) система образования создает необходимые условия для непрерывного образования путем реализации различных образовательных программ (ОП), предоставления возможности одновременного освоения нескольких ОП, различных форм их реализации.

В. И. Шкатулла выделяет 4 модели российской системы образования. «Первая модель российского образования существовала до 1917года – модель образования Российской империи. Вторая модель была создана и развивалась в советской России с 1917 до 1992 гг. Третья модель системы образования существовала с 1992 года – с момента принятия Закона РФ «Об образовании» – до 1 сентября 2013 года.

Известная в мире советская система образования была создана для решения проблем трансформации аграрного общества в индустриальное. Массовое унифицированное образование предназначалось для того, чтобы обеспечить бесперебойную профессиональную деятельность человека в какой-либо одной отрасли или сфере на протяжении всей жизни.

В эпоху быстрой смены технологий требуется новая система образования, адаптивная к потребностям человека на протяжении всей его жизни («непрерывное образование»). Ключевой характеристикой такого образования становится не только освоение знаний, технологий, но и развитие творческих компетентностей, готовности к переобучению.

! Непрерывное образование – процесс роста образовательного потенциала личности в течение жизни, организационно обеспеченный системой государственных и общественных институтов и соответствующий потребностям личности и общества.

В РФ законом № 273-ФЗ впервые нормативно закреплено непрерывное образование, которое обеспечивает возможность реализации права граждан на образование в течение всей жизни (ст. 3).

Современная программа развития непрерывного образования должна обеспечивать реализацию государственной политики развития человеческого капитала не только через традиционные институты, но и через всю среду образования и социализации человека, вне образовательных организаций (медиасфера, сеть Интернет, учреждения культуры, индустрия досуга и т.д.).

Основными причинами реформирования советской модели стали попытки демократизировать систему образования, стремление гуманизировать образование в интересах отдельного человека, необходимость приспособления к новым экономическим условиям. Приоритеты реформы были закреплены Законом РФ «Об образовании» 1992 г.:

- демократизация образования, т.е. ликвидация монополии государства на образование, децентрализация управления, автономизация образовательных учреждений, государственно-общественный характер управления, вариативность образования; разрабатывались и использовались инновационные авторские программы и методики.

Однако темпы преобразований в условиях финансово-экономической и политической нестабильности породили явления, которые тормозили развитие реформы: несформированность нормативной базы, невыполнение установленных норм. Поэтому в 1996 г. в Закон «Об образовании» внесены серьезные изменения, начинали формироваться основы новой нормативной базы и новые механизмы обеспечения качества образования.

Четвертая модель, предусмотренная Законом № 273-ФЗ, функционирует в условиях новой нормативно-правовой базы.

В новой модели российского образования, по мнению экспертов, эффективно учтены знаковые направления развития и трансформации современного образования:

  1. равенство возможностей граждан в получении общего и профессионального образования;
  2. безусловная приоритетность образования как «локоматива» развития общества;
  3. акцент на воспитании не только грамотного, но и культурного члена социума, который бережно относится к историческому наследию, природным богатствам и общественным ценностям;
  4. перевод процесса образования в цивилизованный правовой формат во всех деталях и направлениях для достижения нового качества результатов образования;
  5.  построение новой экономики образования и развитие рынка образовательных услуг, привлечение внебюджетных средств финансирования;
  6. автономный и светский характер государственных и муниципальных учебных заведений;
  7. возможность получения образования в любом возрасте представителями любых профессий (непрерывное образование).

    Новый Закон существенно расширил полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования (ст.9).

4 вида образования расширяют возможность реализации права на образование в течение всей жизни: общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение.

Изменилась уровневая модель образования: 8 последовательных уровней образования призваны обеспечивать преемственность образования и достижение нового качества образования.

Узаконены 2 формы получения образования: 1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; 2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

Их следует отличать от форм обучения – очной, очно-заочной, или заочной формы обучения, а так же от форм реализации образовательных программ – сетевой формы, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий (ст. 17).

Активному использованию современных форм реализации образовательных программ способствуют

– развитие образовательных технологий,

– образовательная политика, нацеленная на обеспечение доступности образования и развитие инклюзивного образования,

– интегрирование российского образования в единое пространство европейского высшего образования (создание совместных образовательных программ, развитие академической мобильности, динамичное распространение он-лайн образования),

– образовательная политика ЮНЕСКО, провозгласившая приоритетом «образование для всех», особое внимание деятельности этой международной организации информационно-коммуникационным технологиям – электронным образовательным ресурсам, электронным библиотекам и т. д.

В ст. 16 ФЗ-273 законодатель 1) включил определения ключевых понятий по этой проблематике, 2) установил, что электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ должны применяться в особом порядке (что закреплено соответствующим актом). 3) уточнил возможности их применения.

1. Содержательная подсистема новой модели образования. В понятие содержательной подсистемы традиционно включают образовательные стандарты и программы, поскольку именно данные элементы представляют содержательную сторону образования. Наличие детально проработанных и четких стандартов - показатель высокой системности образования в целом в данной стране.

Основными элементами содержательной подсистемы образования выступают сегодня Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОСы) и образовательные программы (ОП) различного вида, уровня и направленности.

Любой стандарт – это образец, которому должно соответствовать что-либо, - например, иной документ, непосредственно регламентирующий поведение людей. Таким образом, образовательный стандарт по отношению к образовательной программе является документом высшего порядка – стандарт первичен.

Федеральный государственный образовательный стандарт – нормативный акт, в котором представлена совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти» (п.6 ст. 2 ФЗ-273). Федеральные государственные образовательные стандарты в РФ:

– соблюдают государственные гарантии уровня и качества образования;

 – санкционированы государством, поэтому становятся обязательным руководством для разработки и реализации ОП;

– определяют структуру основных образовательных программ, условия их реализации, но при этом сохраняют вариативность содержания, уровня сложности и направленности ОП;

– устанавливают сроки получения общего и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий, особенностей отдельных категорий обучающихся;

– являются основой для установления объективной оценки освоения обучащимися ОП;

– не предполагают прямого копирования западных моделей образования, но сориентированы на международные стандарты качества образования.

Таким образом, функции стандартов существенно расширены Законом. ФГОСы обеспечивают:

· единство образовательного пространства РФ; преемственность основных ОП; вариативность содержания ОП соответствующего уровня, государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований (ст. 11).

Содержание ФГОС включает 3 требования ко всем уровням образования:

· к результатам освоения обучающимися основных образовательных программ (ООП),

· к структуре ООП,

· к условиям реализации ООП, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим, психолого-педагогическим условиям;

! ФГОС, согласно Закону, является основой объективной оценки соответствия образовательной деятельности и подготовки обучающихся установленным требованиям.

Требования ФГОС по всем уровням общего образования, включают 3 группы образовательных результатов, т. е. результатов освоения школьниками программ, которые тесно взаимосвязаны и представляют собой триединую задачу современного образования:

Ø личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, система ценностных отношений обучающихся, сформированность мотивации к обучению и познавательной деятельности;

Ø метапредметные результаты - освоенные обучающимися межпредметные понятия и способы действий – универсальные учебные действия (УУД)), способность их использования в учебной и социальной практике.

(Термин «УУД» в узком психологическом значении – совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих способность к самостоятельному усвоению новых ЗУН и организации этого процесса;

в широком значении термин означает «умение учиться», т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Виды УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.)

Ø предметные результаты, включающие освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению.

! Ориентация на результаты – важнейший компонент конструкции ФГОС и правило (норма) реализации профессиональной деятельности в сфере образования!

Изменения в образовательной деятельности основаны на понимании того, что истинным результатом образования является не просто получение знаний, а познавательное и личностное развитие учащихся в образовательном процессе. Достижение этих результатов – задача деятельности каждой школы, каждого учителя.

Таким образом, в условиях реализации ФГОС меняется роль педагога: ему необходимо одновременно инициировать учебный и воспитательный процесс, адекватно реагировать на потребности учащихся, использовать информационно-коммуникативные технологии, организовывать проектную деятельность учащихся, выстраивать партнерские отношения. Педагогу необходимо овладеть технологией, при которой на практике он может своевременно:

v диагностировать потребности ребенка, точно формулировать планируемые результаты учебной и внеучебной деятельности школьников, формировать УУД,. вовлекать в деятельность всех детей, учить их выражать собственное отношение, развивать мотивацию и самооценку ребенка,

 

2. Содержание образования на каждом его уровне определяется образовательной программой (ОП). О П – конкретизированный проект образовательного процесса в учебном заведении, различный в зависимости от уровня образования, направленности подготовки.

Образовательная программа – локальный нормативный правовой документ, в котором представлен «комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных законом, форм аттестации» - п. 9 ст. 2 ФЗ-273.  

ОП разрабатываются в соответствии с ФГОСами и с учётом соответствующих примерных основных ОП (см. п.10 ст.2 ФЗ-273).

Для определения структуры профессиональных ОП и трудоемкости их освоения обучающимися может применяться система зачетных единиц.

Зачетная единица – унифицированная единица измерения трудоемкости учебной нагрузки обучающегося, включающую в себя все виды его учебной деятельности, предусмотренные учебным планом. – ст.13 ФЗ-273.

Комплекс документов, представленных в ОП, включает различные виды локальных нормативных документов организаций, осуществляющих образовательную деятельность:

––учебный план

––календарный учебный график

––рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей).

Все эти документы регламентируют профессиональную педагогическую деятельность и организацию образовательного процесса в школах и вузах.

В системе образования РФ сегодня реализуются 2 вида программ:

· основные ОП и

· дополнительные ОП.

Программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией.

К основным ОП относятся:

1) основные общеобразовательные программы – ООП дошкольного образования, ООП начального общего образования, ООП основного общего образования, ООП среднего общего образования (в соответствии с 4 уровнями общего образования);

2) основные профессиональные ОП:

а) ООП среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ);

б) ООП высшего образования – программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре);

3) основные программы профессионального обучения – программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.

К дополнительным ОП относятся:

1) дополнительные общеобразовательные программы /ДПО/ – дополнительные общеразвивающие программы и дополнительные предпрофессиональные программы;

2) дополнительные профессиональные программы – программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки (ст.12 ФЗ-273).

3. Функциональная подсистема. Стандарты и программы определяют  деятельность образовательных учреждений, поскольку от содержания определенного стандарта и соответствующих ему образовательных программ зависят финансовые, кадровые, материально-технические и другие потребности образовательной организации.

Функциональная подсистема включает все образовательные учреждения, реализующие образовательные программы и стандарты (если иное не разрешено ФЗ-273), вне зависимости от формы собственности, типа и вида.

Стандарты и программы определяют деятельность всех участников образовательных отношений – организаций ООД, педагогических работников, обучающихся – и осуществляются в новых условиях функционирования системы образования.

Важным элементом функциональной подсистемы остаются традиционные учебные заведения, обозначенные в Законе термином образовательные организации, которые по степени самостоятельности, в соответствии с законодательством РФ, могут быть:

· бюджетными

· казёнными

· автономными.

Образовательная организация (ОО) создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций. ОО в зависимости от того, кем она создана (учреждена), может быть:

· государственной ОО

· муниципальной ОО

· частной ОО.

ОО подразделяются на типы в соответствии с ОП, реализация которых является основной целью их деятельности.

Устанавливаются следующие 4 типа ОО, реализующих основные ОП:

1) дошкольная ОО осуществляет образовательную деятельность по ОП дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;

2) общеобразовательная организация ООД – по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;

3) профессиональная ОО осуществляет образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования;

4) ОО высшего образования осуществляет образовательную деятельность по ОП высшего образования и научную деятельность.

К 2 типам ОО, реализующих дополнительные ОП, отнесены:

1)организация дополнительного образования (осуществляет образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам);

2) организация дополнительного профессионального образования (осуществляет образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам).

! Основным звеном изменений в функциональной подсистеме является снижение темпов роста расходов бюджетов, создание условий для сокращения издержек и привлечения организациями дополнительных источников финансирования, в том числе, за счет осуществления деятельности, приносящей доход.

3. Управленческая подсистема . Стандарты и программы определяют и деятельность управленческой подсистемы образования (органы управления образованием всех уровней и подведомственные этим органам вспомогательные учреждения и организации, непосредственно не реализующие ОП, но создающие для этого условия).

Необходимость выделения управленческой подсистемы обоснована сложной организованностью системы образования, из-за чего она нуждается в системе управления, т. е. выступает объектом управления.

В зависимости от уровня и содержания стандарта определяется круг государственных органов, ответственных за осуществление контроля реализации образовательного стандарта соответствующего уровня.

Системы управления на федеральном уровне составляют:

1- федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие управленческую деятельность в сфере образования;

2 -федеральные органы исполнительной власти различной отраслевой компетенции, имеющие в своем ведении образовательные организации и, в этой связи, наделенные управленческими полномочиями в области образования.

На региональном уровне создаются органы исполнительной власти субъектов РФ, которые наделяются полномочиями по управлению образованием в данном регионе (главное управление, департамент образования администрации области, министерство образования республики или области и т. д.). Полномочия органов государственной власти субъектов РФ в сфере образования установлены в ст. 8 ФЗ 273, конкретизируются в соответствующих статьях региональных законов об образовании.

На муниципальном уровне органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов осуществляют полномочия в соответствии с ФЗ (ст. 9).

Среди федеральных органов исполнительной власти, занятых в процессе управления образованием, условно выделяют «профильные» органы и «отраслевые» министерства.

«Профильными» органами управления в сфере образования являются

• Министерство образования и науки РФ (с 2004 по 2018гг.) и находящаяся в его ведении

• Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор).

Министерством осуществляются функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования и др. функции (Постановление Правительства РФ от 3 июня 2013 г. № 466 «Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации»).

Министерство просвещения РФ – Минпросвещение России – образовано в мае 2018г. и представляет собой часть существовавшего с 2004 года Министерства образования и науки, оставшуюся после выделения из него Министерства науки и высшего образования в качестве отдельного органа.

Минпросвещение России - федеральный орган исполнительной власти в сфере образования, профессионального и дополнительного образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, воспитания, опеки и попечительства несовершеннолетних граждан, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся. Также исполняет функции по оказанию госуслуг и управлению госимуществом в сфере образования, среднего профобразования, соответствующего дополнительного профобразования, профобучения, допобразования детей и взрослых, воспитания.

Министерство науки и высшего образования РФ осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, а также научно-технической и инновационной деятельности и развитию федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов. (Образовано 15 мая 2018 г. в соответствии с Указом Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти»).

- Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) – осуществляет функции по контролю и надзору на основании Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2013 г. № 594 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки» .

«Отраслевые» министерства (Министерства обороны, внутренних дел, Министерства культуры и здравоохранения РФ и т. д.) осуществляют управленческие функции только по отношению к образовательным организациям, находящимся в их ведении.

Функции управленческой подсистемы в новой модели образования определяются государственно-общественным характером управления - ст. 89 ФЗ-273.

Управление системой образования осуществляется «на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования и учета общественного мнения» (п.1 ст.89).

Под государственно-общественным управлением образованием (ГОУО) понимается такое управление, в котором сочетается деятельность субъектов управления государственной и общественной природы, направленная на организацию функционирования и развития сферы образования.

ГОУО включает всех участников образовательного процесса, органы управления; нормативно-правовую базу, регламентирующую деятельность субъектов.

Цель ГОУО – оптимальное сочетание государственной и общественной составляющих управления образованием в интересах человека, общества, государства.

Задачи ГОУО:

·-реализация прав пед. работников, обучающихся, их родителей на участие в управлении образовательным учреждением, системой образования;

·-повышение эффективности гос. политики в области образования;

·-удовлетворение потребностей и интересов всех категорий участников образовательного процесса / обеспечение доступности и равных возможностей получения качественного образования/.

К признакам государственного управления образованием в современной России относятся:

 - единая гос. политика в сфере образования, зафиксированная в ФЗ-273, конкретизированная в нормативных актах федерального уровня;

- ФГОСы для всех типов государственных, ведомственных и муниципальных образовательных учреждений;

 - государственный контроль качества образования в учреждениях; гос. лицензирование и аккредитация образовательной деятельности;

 - государственные органы управления образованием.

Общественность – это организованные структуры, отражающие интересы социальных групп в сфере образования и не подчиненные органам управления образованием (например, объединения работодателей, творческие союзы, научные учреждения, ассоциация педагогов-исследователей, или руководителей школ, коммерческие структуры и т. п.).

 К признакам общественного управления образованием в РФ относятся:

 - участие общественных организаций, коммерческих структур в разработке и реализации программ развития образования;

- развитие различных образовательных учреждений, в том числе негосударственных (частных, религиозных и др.);

 - управление образованием на муниципальном уровне осуществляется отделом образования при администрации и курируется выборными представителями: главой администрации, депутатами, представителями общественных организаций;

- проведение независимого оценивания организаций, осуществляющих образовательную деятельность; профессионально-общественная аккредитация образовательных программ, общественная аккредитация образовательных организаций (см. ст. 95, 96 ФЗ-273)

Таким образом, управление системой образования – деятельность, которая включает:

1) формирование системы взаимодействующих органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования;

2) осуществление стратегического планирования развития системы образования;

3) принятие и реализацию государственных, федеральных и региональных программ, направленных на развитие системы образования;

4) проведение мониторинга в системе образования;

5) информационное и методическое обеспечение деятельности органов, осуществляющих управление в сфере образования;

6) государственную регламентацию образовательной деятельности;

7) независимую оценку качества образования, общественную и общественно-профессиональную аккредитацию;

8) подготовку и повышение квалификации работников, осуществляющих управление в сфере образования, руководителей и педагогических работников.

Важным элементом управленческой подсистемы является государственная регламентация образовательной деятельности (п.1,ст.90), включающая:

1) лицензирование образовательной деятельности;

2) государственную аккредитацию образовательной деятельности; 3) государственный контроль (надзор) в сфере образования.

Лицензирование – комплекс мероприятий, связанных с предоставлением лицензии, то есть специального разрешения на ведение образовательной деятельности. Процедура лицензирования, в широком смысле, – это такой правовой режим, при котором органы государства и должностные лица, применяя юридические запреты, способствуют установлению препятствий для потенциальных и фактических правонарушителей и таким образом укрепляют начала законности в общественной жизни. Суть процедуры состоит в предварительном санкционировании возможности для различных субъектов заниматься отдельными видами деятельности.

Процедура устанавливает соответствия условий осуществления образовательного процесса в конкретном учебном заведении тем требованиям, которые устанавливаются Положением о лицензировании образовательной деятельности (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 № 174). Лицензирование осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки или органом исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Законом об образовании.

Аккредитация образовательной деятельности – процесс, в результате которого выявляется степень соответствия деятельности организаций установленному в РФ Стандарту. Если организация подтвердила такое соответствие, она получает свидетельство о государственной аккредитации.

Аккредитацию осуществляет Государственная инспекция по аттестации учебных заведений России и Управление лицензирования, аккредитации и аттестации. В случае положительных результатов экспертизы министерство коллегиально принимает решение о государственной аккредитации организации

Деятельность в сфере образования, в силу его общественной значимости, требует контроля со стороны государства.

Государственный контроль (надзор) включает и контроль соблюдения образовательного законодательства, и контроль качества образования. (Качество образования – характеристика, отражающая степень соответствия достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям).

Законом предусматривается привлечение общественно-профессиональных структур в процессы управления системой образования для реализации принципа демократизации управления системой образования, привлечения всех заинтересованных субъектов к развитию системы образования..

Педагогическая экспертиза представляет собой оценку нормативного правового акта (или проекта) с точки зрения его соответствия интересам обучающихся, их развитию. Необходимость ее проведения определяется целесообразностью учета интересов и потребностей обучающихся.

Закон устанавливает возможность проведения независимой оценки качества образования, причем исключительно на добровольной основе. Порядок проведения такой оценки отдается на усмотрение организации, проводящей оценку. В ряде государств вместо государственной аттестации и аккредитации учебных заведений существует их независимая оценка, которую проводят рейтинговые агентства и профессиональные сообщества.

Цель общественной аккредитации организаций ООД – повысить качество образования. Общественная аккредитация проводится на добровольной основе и не влечет финансовых обязательств со стороны государства, но требует финансовых затрат от самих образовательных учреждений.

Мониторинг в системе образования – форма наблюдения за состоянием и динамикой изменений результатов и условий осуществления образовательных процессов. Главное внимание обращается на такие показатели как контингент обучающихся, их учебные и внеучебные достижения, профессиональные достижения выпускников, состояние сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Проведение мониторинга неразрывно связано с информационной открытостью системы образования (ст. 97).

«Открытость» предполагает, что информация о работе системы образования и происходящих в ней изменениях должна быть доступной для заинтересованных лиц и структур, в том числе, публиковаться в сети «Интернет». Методы информатизации могут повысить эффективность управления, снизить уровень злоупотреблений, в том числе, в сфере образования.

В единые информационные базы данных федерального и регионального уровня вносятся сведения о:

· результатах ЕГЭ,

· результатах итоговой государственной аттестации обучающихся,

· выданных документах об окончании учебного заведения,

· результатах государственной аккредитации учебных заведений,

· результатах государственного надзора в сфере образования.

Рабочий материал к теме 2.2

Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в новой редакции

Проект приказа Минобрнауки России от 09.07.2017

http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56619643/#ixzz5BQbQD86N

(Извлечение)

II. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

<…>9. Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования представляют собой ценностные ориентации, установки, личностные качества и обусловленные ими устойчивые характеристики деятельности знания, умения, способности. Их формирование и развитие происходит в единстве учебной и воспитательной деятельности образовательной организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями и принятыми в обществе правилами и нормами поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Личностные результаты включают:

9.1. Личностные результаты, отражающие сформированность у обучающихся социально значимых понятий, усваиваемых в единстве урочной и воспитательной деятельности по следующим направлениям:

понятия о назначении и взаимосвязях объектов окружающей человека социальной действительности (от личности и ее ближайшего окружения до страны и мира), о свободах личности и окружающего ее общества для комфортности личного и общественного пространства в жизнедеятельности человека и его межличностных отношениях, о субъективном и историческом времени в сознании человека;

понятия об обществе и человеке в нем, об основных правах и свободах человека в демократическом обществе, о значении взаимопомощи и дружбы между людьми и народами, о социальных нормах отношений и поведения, о роли различных социальных объектов в жизни человека (от семьи до государственных органов), о социальной обусловленности и значимости внутреннего духовного мира человека, о труде и выборе профессии как условии сохранения и поддержания качества жизни общества и человека в нем, о правилах безопасности для сохранения жизни, физического и психо-социального здоровья человека;

понятия об отношениях человека и природы, о сущности, месте и роли человека в природной среде, о сохранении биосферы, об адаптации человека к природным условиям и использовании своих знаний для построения разумных отношений с окружающей средой, о природе как источнике производственной активности и основе материального труда человека;

понятия о научной картине мира, о сущности закономерностей развития природы и общества, о понимании этих закономерностей как условии формирования осознанной жизненной позиции личности, её социально-политических, нравственных и эстетических взглядов и идеалов;

понятия о художественно-эстетической картине мира как личном видении действительности, выраженном языком искусства, о роли искусства в жизни человека и общества, о важности различения прекрасного и безобразного в жизни человека, об образном мышлении человека, о значимости художественной культуры народов России и стран мира.

9.2. Личностные результаты, отражающие сформированность у обучающихся системы позитивных ценностных отношений и имеющих очевидную социальную значимость навыков, умений и способностей, в соответствии с направлениями:

уважение к историческим символам и памятникам Отечества, ценностного отношения к достижениям и традициям своей Родины - России, своего родного края, своей семьи; неравнодушия к проблемам их развития, установки на посильное участие в их делах и заботах, стремления к развитию своей этнической и общенациональной (российской) социокультурной идентичности на основе познания истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; установок на межнациональное общение в духе дружбы, равенства и взаимопомощи народов, уважения к традициям и культуре своего и других народов (патриотическое воспитание и формирование российской идентичности);

уважение к правам человека, к мнениям других людей, к их убеждениям, к их действиям, не противоречащим законодательству; коммуникативной компетентности - стремления и способности вести диалог с другими людьми, достигать взаимопонимания и находить конструктивные выходы из конфликтных ситуаций в общении и совместной деятельности со сверстниками и взрослыми при решении образовательных, общественно полезных, учебно-исследовательских, творческих, проектных и других задач; развитость активной гражданской позиции на основе опыта деятельностного отношения к современным общественно-политическим процессам, происходящим в России и мире, участия в школьном самоуправлении, в решении проблем, затрагивающих права и интересы обучающихся, в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных этнокультурных и социально-экономических особенностей; принятие принципов взаимопомощи, социальной справедливости, правосознания, соблюдения дисциплинарных правил, установленных в образовательной организации (гражданское воспитание);

неприятие нарушений нравственных и правовых норм, в том числе проявления коррупции, в своем поведении и поведении других людей; неприятие идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признаками других негативных социальных явлений, развитие компетентности в решении моральных проблем на основе поведенческих предпочтений в пользу нравственно-этических норм в ситуациях выбора; осознанного отношения к собственным поступкам в соответствии с традиционными нравственными ценностями российского общества и индивидуальными смысло-жизненными ориентирами; выраженность у обучающихся доброжелательности и отзывчивости, готовности прийти на помощь человеку, оказавшемуся в трудной ситуации, соблюдение этических правил отношений с противоположным полом, со старшими и младшими, (духовно-нравственное воспитание);

развитие у обучающихся основ эстетического сознания через заинтересованное освоение художественного наследия народов России и мира; творческой деятельности эстетического характера, этнических культурных традиций и народного творчества; понимание важности соблюдения языковой культуры и систематического чтения как средства познания мира и себя в нем; принятие обучающимися необходимости следования в повседневной практике эстетическим ценностям, соответствующим культурным традициям (приобщения к культурному наследию);

сформированность заинтересованности в расширении знаний об устройстве мира и общества; интереса к самопознанию; к творческой деятельности; готовности к саморазвитию и самообразованию; способность к адаптации в динамично изменяющейся социальной и информационной среде; освоение основ целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, общественной практики и индивидуальному своеобразию обучающихся (популяризация научных знаний);

сформированность ответственного отношения к жизни и установки на здоровый образ жизни, исключающей употребление алкоголя, наркотиков, курение, нанесение иного вреда здоровью и направленный на физическое самосовершенствование на основе подвижного образа жизни, занятий физической культурой и спортом; навыков безопасного и здорового образа жизни, в первую очередь, санитарно-гигиенических, связанных с правильным питанием; необходимости самозащиты от информации, причиняющей вред здоровью и психическому развитию, в том числе, в Интернет-среде (физическое воспитание и формирование культуры здоровья);

стремления к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования с учетом многообразия мира профессий, профессиональных предпочтений и участия в профориентационной деятельности; сформированность уважения к людям труда и их трудовым достижениям, к результатам труда других людей, в том числе, бережного отношения к личному и школьному имуществу, уважительного отношения к труду на основе опыта заинтересованного участия в социально значимом труде (трудового воспитание);

формирование основ экологической культуры, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; формирование нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии (экологическое воспитание);

9.3. Личностные результаты освоения адаптированной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:

способность к социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе при реализации возможностей коммуникации на основе словесной речи (включая устную коммуникацию), а также, при желании, коммуникации на основе жестовой речи с лицами, имеющими нарушения слуха;

2) для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

владение навыками пространственной и социально-бытовой ориентировки;

умение самостоятельно и безопасно передвигаться в знакомом и незнакомом пространстве с использованием специального оборудования;

способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

3) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:

формирование умения следовать отработанной системе правил поведения и взаимодействия в привычных бытовых, учебных и социальных ситуациях, удерживать границы взаимодействия;

знание своих предпочтений (ограничений) в бытовой сфере и сфере интересов.

10. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) овладение универсальными учебными действиями:

ставить познавательную задачу на основе задачи практической деятельности;

ставить познавательную задачу, обосновывая ее ссылками на собственные интересы, мотивы, внешние условия;

ставить учебные задачи на основе познавательных проблем;

распределять время на решение учебных задач;

выбирать способ решения задачи из известных или выделять часть известного алгоритма для решения конкретной учебной задачи;

обосновывать выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

планировать и реализовывать способ достижения краткосрочной цели собственного обучения с опорой на собственный опыт достижения аналогичных целей;

преобразовывать известные модели и схемы в соответствии с поставленной задачей;

строить модель\схему на основе условий задачи и (или) способа решения задачи;

создавать элементарные знаковые системы в соответствии с поставленной задачей, договариваться об их использовании в коммуникации и использовать их;

самостоятельно контролировать свои действия по решению учебной задачи, промежуточные и конечные результаты ее решения на основе изученных правил и общих закономерностей;

объяснять\запрашивать объяснения учебного материала и способа решения учебной задачи;

делать оценочные выводы (отбирать алгоритмы и объекты по заданным критериям для применения в конкретной ситуации);

делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;

строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

2) овладение регулятивными действиями:

выбирать технологию деятельности из известных или выделять часть известного алгоритма для решения конкретной задачи и составлять план деятельности;

планировать ресурсы для решения задачи\достижения цели;

самостоятельно планировать и осуществлять текущий контроль своей деятельности;

оценивать продукт своей деятельности по заданным и(или) самостоятельно определенным в соответствии с целью деятельности критериям;

вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта\результата;

формулировать отношение к полученному результату деятельности;

оценивать степень освоения примененного способа действия и его применимость для получения других персонально востребованных результатов;

указывать причины успехов и неудач в деятельности;

называть трудности, с которыми столкнулся при решении задачи и предлагать пути их преодоления \ избегания в дальнейшей деятельности.

3) овладение умениями работать с информацией:

указывать, какая информация (о чем) требуется для решения поставленной задачи деятельности;

характеризовать\оценивать источник в соответствии с задачей информационного поиска;

реализовывать предложенный учителем способ проверки достоверности информации\способ разрешения противоречий, содержащихся в источниках информации;

считывать информацию, представленную с использованием ранее неизвестных знаков (символов) при наличии источника, содержащего их толкование;

переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

создавать вербальные, вещественные и информационные модели для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

самостоятельно формулировать основания для извлечения информации из источника (в том числе текста), исходя из характера полученного задания, ранжировать основания и извлекать искомую информацию, работая с двумя и более сложносоставными источниками, содержащими прямую и косвенную информацию по двум и более темам, в которых одна информация дополняет другую или содержится противоречивая информация;

указывать на обнаруженные противоречия информации из различных источников;

систематизировать извлеченную информацию в рамках сложной заданной структуры;

самостоятельно задавать простую структуру для систематизации информации в соответствии с целью информационного поиска;

извлекать информацию по заданному вопросу из статистического источника, исторического источника, художественной литературы;

проводить мониторинг СМИ по плану в соответствии с поставленной задачей;

находить требуемый источник с помощью электронного каталога и поисковых система Интернета;

самостоятельно планировать и реализовывать сбор информации посредством опроса (в т.ч. экспертного интервью);

излагать полученную информацию в контексте решаемой задачи;

воспринимать требуемое содержание фактической и оценочной информации в монологе, диалоге, дискуссии, письменном источнике, извлекая необходимую оценочную информацию (позиции, оценки, мнения);

выделять главные и второстепенные признаки, давать определение понятиям;

осуществлять логические операции по установления родовидовых отношений, ограничению понятия, устанавливать отношение понятий по объему и содержанию;

выделять признаки по заданным критериям;

структурировать признаки объектов (явлений) по заданным основаниям;

обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

обобщать (резюмировать) полученную информацию;

делать вывод на основе полученной информации\делать вывод (присоединяется к одному из выводов) на основе полученной информации и приводить несколько аргументов или данных для его подтверждения\приводить аргументы, подтверждающие вывод;

ссылаться на мнения и позиции иных субъектов в обоснование собственного решения, обосновывая адекватность источника;

сопоставлять объекты по заданным критериям и делать вывод о сходствах и различиях;

проводить сравнительный анализ объектов (явлений) в соответствии с заданной целью, самостоятельно определяя критерии сравнения в соответствии с поставленной задачей;

объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

анализировать художественный текст;

вербализовывать эмоциональное впечатление, полученное от работы с источником (текстом);

резюмировать главную идею текста;

устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

указывать на информацию, полученную из источника, которая подтверждает, дополняет или противоречит предыдущему опыту обучающегося, объясняя связь полученной информации и предыдущего опыта познавательной и \ или практической деятельности.

4) овладение коммуникативными универсальными учебными действиями:

самостоятельно договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

следить за соблюдением процедуры обсуждения, обобщать и фиксировать решение и\или оставшиеся нерешенными вопросы в конце работы;

задавать вопросы на уточнение и понимание идей друг друга;

сопоставлять свои идеи с идеями других членов группы;

развивать и уточнять идеи друг друга;

распределять обязанности по решению познавательной задачи в группе;

осуществлять взаимоконтроль и коррекцию деятельности участников группы в процессе решения познавательной задачи;

отбирать содержание и определять жанр выступления в соответствии с заданной целью коммуникации и целевой аудиторией;

использовать паузы, интонирование и вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

соблюдать нормы публичной речи и регламент;

адекватно использовать средства речевой выразительности: риторический вопрос, парантеза, риторическое восклицание, умолчание, аппликация, каламбур, аллегория, метафора, синекдоха, анафора, эпифора, градация, оксиморон, ирония, гипербола \ литота;

использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные \ отобранные под руководством учителя;

работать с вопросами, заданными на понимание, уточнение, в развитие темы и на дискредитацию позиции. Высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием \ неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога;

оформлять свою мысль в форме стандартных продуктов письменной коммуникации, самостоятельно определяя жанр и структуру письменного документа (из числа известных учащемуся форм) в соответствии с поставленной целью коммуникации и адресатом.

11. Метапредметные результаты освоения адаптированной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:

владение навыками определения и исправления специфических ошибок (аграмматизмов) в письменной и устной речи;

2) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:

формирование способности планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;

формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения результата при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;

формирование умения выполнять действия по заданному алгоритму или образцу при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;

формирование умения оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными эталонами при организующей помощи тьютора;

формирование умения адекватно реагировать в стандартной ситуации на успех и неудачу, конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха при организующей помощи тьютора;

развитие способности самостоятельно обратиться к педагогическому работнику (педагогу-психологу, социальному педагогу) в случае личных затруднений в решении какого-либо вопроса;

формирование умения активного использования знаково-символических средств для представления информации об изучаемых объектах и процессах, различных схем решения учебных и практических задач при организующей помощи педагога-психолога и тьютора;

развитие способности самостоятельно действовать в соответствии с заданными эталонами при поиске информации в различных источниках, критически оценивать и интерпретировать получаемую информацию из различных источников.<….>  

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 242.