Политика детствосбережения в РФ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Согласно Конституции РФ, обязанность государства и родителей заботиться о детях закрепляется в ст. 38, право на образование устанавливает ст. 43, нормы о социальной защите детей содержит ст. 39. В остальных конституционных нормах ребёнок подразумевается субъектом правоотношений и включается в термины «гражданин», «каждый».

Государство создаёт инструменты, позволяющие пресекать нарушение прав детей, в том числе защищать их от нерадивых родителей.

Специальными полномочиями в области соблюдения и реализации прав ребёнка обладают органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, ОВД и прокуратура.

 С конца 20 в. в России принят пакет законодательных актов, направленных на обеспечение прав детей.

Во-первых, подписаны и ратифицированы такие международные акты, как:

− Конвенция ООН о правах ребенка;

 – Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних;

  −Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила);

    – Конвенция о правах инвалидов.

Во-вторых, на федеральном уровне приняты законы:

–– Семейный кодекс РФ, где ст. 56 к важнейшим личным правам относит право на защиту прав и законных интересов, на защиту от злоупотреблений со стороны родителей. Ребенок имеет право самостоятельно обращаться за защитой прав в органы опеки и попечительства, с 14 лет – в суд.

Закон обязывает должностных лиц и граждан, которым стало известно о нарушении прав и законных интересов детей, об угрозах жизни, здоровью, сообщать в органы опеки по месту жительства ребёнка.

Ребенок имеет право выразить свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающие его интересы.

Ребенка обязаны заслушать и в ходе любого судебного разбирательства, затрагивающего его интересы: мнение ребенка, достигшего 10 лет, обязательно учитывается судом или органами опеки, например, при восстановлении родительских прав.

Так же без учета мнения ребенка, достигшего 10 лет, невозможно переменить его имя, фамилию или усыновить.

Семейное законодательство исходит из положения, в соответствии с которым родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.

! Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей.

Закон обязывает родителей заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (ст.63), защищать их права и интересы. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах.

––  ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в ст. 34 закрепляет права обучающихся и гарантирует право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности. Ст. 43 устанавливает запрет на применение физического и (или) психического насилия к обучающимся.

Физическое насилие – это применение физической силы или принудительное физическое воздействие. Физическое насилие не обязательно влечет за собой преднамеренное нанесение физических повреждений и распознается не только по внешнему виду, но и по психическому состоянию ребенка.

Психическое насилие – это такое воздействие на ребёнка, которое причиняет ему душевное страдание, в частности может понижать его моральный, или социальный статус.  Психическое насилие может привести к формированию у человека патологических черт характера, может затормозить развитие личности, поэтому меры такого воздействия резонно называют «душегубством».

! Формами психического насилия, согласно юридическим комментариям к образовательному законодательству, являются:

Ø угрозы в адрес обучающегося;

Ø преднамеренная изоляция обучающегося;

Ø предъявление к обучающемуся чрезмерных требований, не соответствующих возрасту;

Ø оскорбление и унижение достоинства;

Ø систематическая необоснованная критика ребенка, выводящая его из душевного равновесия;

Ø постоянная негативная характеристика обучающегося;

Ø демонстративное негативное отношение к обучающемуся;

Ø запугивание ребенка (Комментарий к Закону Российской Федерации «Об образовании».– М., 2001. – С. 740).

Все подобные действия педагогического работника – противоправны.

–– ФЗ от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» устанавливает гарантии получения образования детьми с инвалидностью.

Ст. 18 определяет, что образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Детям-инвалидам дошкольного возраста предоставляются необходимые реабилитационные меры и создаются условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа. Для детей, состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа, создаются специальные дошкольные учреждения, обеспечивается с согласия родителей обучение детей-инвалидов по общеобразовательной или индивидуальной программе на дому.

–– ФЗ от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

–– Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».

С конца 90-х гг. в России началось становление института уполномоченных по правам ребенка. В рамках проекта Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) и Министерства труда и социального развития РФ должности уполномоченных по правам ребенка были введены в ряде областей.

В 2005 г. между детскими уполномоченными (омбудсменами) было подписано соглашение о взаимном сотрудничестве в интересах детей и создана Ассоциация уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ. В 2019 г. деятельность уполномоченных выведена из под непосредственного подчинения административным структурам, обретет большую независимость и действенность.

1 сентября 2009 г. Президент подписал Указ «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка». Первым эту должность занял А. Головань, 30 декабря 2009 г. федеральным детским омбудсменом стал Павел Астахов, с 9 сентября 2016 г. – Анна Кузнецова (создан её сайт с адресом deti.gov.ru.).

–– Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

–– Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ«Об опеке и попечительстве»;

––Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

––Федеральный закон Российской Федерации от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов», согласно которому Россия приняла обязательства по включению положений Конвенции в правовые нормы, регулирующие правоотношения в сфере образования, в том числе определение «инклюзивного образования» и механизмов его реализации.

В-третьих, особая ситуация, сложившаяся в стране после распада СССР, потребовала дополнительных усилий государства и общества в области защиты одной из самых уязвимых групп сограждан. На уровне Правительства РФ было признано, что последствия проводимых социальных и экономических преобразований 90-х гг., их влияние на положение детей не были тогда приняты во внимание. Последствия не замедлили проявиться ростом беспризорности, алкоголизма, наркомании, преступности среди несовершеннолетних. В этих условиях организационной основой государственной политики детствосбережения стали Президентские федеральные программы «Дети России» и «Молодежь России».

Программа «Дети России» была впервые разработана как комплексная социальная программа в 1993 г. В её состав вошли целевые подпрограммы «Дети Севера», «Дети-сироты», «Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды», «Планирование семьи», «Развитие индустрии детского питания», «Одаренные дети», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев», «Безопасное материнство», «Развитие социального обслуживания семьи и детей», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Организация летнего отдыха».

В 1994 году Программа получает статус президентской, что предполагает непосредственный патронаж Президента РФ. Будучи федеральной, программа вносится в государственный бюджет отдельной строкой.

Цель – создание условий для нормального развития детей, обеспечения их социальной защиты в период коренных социально-экономических преобразований. Структура каждой целевой программы включает характеристику проблемы, цели и задачи программы, основные направления реализации и оценку эффективности реализации программы.

Программа «Дети-инвалиды» направлена на формирование основ комплексного решения проблем детей с ограниченными возможностями здоровья и семей, в которых они воспитываются. Предусматривается создание условий для независимой жизни этой части населения, решение медико-социальных, социально-экономических и нравственных проблем детей-инвалидов и их родителей, вопросов профилактики детской инвалидности, создание системы реабилитации, организации разработки и выпуска изделий, необходимых для жизнедеятельности и адаптации в обществе.

Программа «Дети-сироты» включает комплекс мер по созданию наиболее благоприятных условий для подготовки детей, лишившихся попечения родителей, к самостоятельной жизни в современной социально-экономической обстановке; предупреждению причин появления социального сиротства, развитию форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; социально-экономическому обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» включает ряд мер, направленных на формирование предпосылок к стабилизации, а в дальнейшем – к снижению числа правонарушений, совершаемых несовершеннолетними; повышение эффективности работы с дезадаптированными детьми, несовершеннолетними, совершающими противоправные действия.

Программа «Одаренные дети» объединяет меры по осуществлению разработки концепции психолого-педагогических основ одаренности, выявлению и обучению одаренных и талантливых детей и подростков; формированию федерального банка данных по различным направлениям работы с одаренными детьми; подготовке программно-методических документов и пособий для учителей, воспитателей, работающих с одаренными детьми и их родителями; укрепление материально-технической базы организаций, работающих с одаренными детьми.

Впервые программа «Молодежь России» была принята в 1994 году. Она была направлена на формирование условий и гарантий для становления личности молодого человека, развития молодежных объединений, движений и инициатив. В 1998 году Программа приобретает статус президентской. Разделена на отдельные целевые программы, объединенные в направления:

· формирование условий для гражданского становления, духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи);

· решение социально-экономических проблем молодежи (жилищной проблемы; поддержка молодой семьи; содействие молодежному предпринимательству; решение вопросов занятости молодежи);

· интеллектуальное и физическое развитие молодежи;

· социальная поддержка и защита молодежи (правовая защита и социальная адаптация молодежи; формирование и развитие системы клубов и социальных служб для молодежи; развитие системы молодежного, детского и семейного отдыха).

Особенность данной программы и всей государственной молодежной политики, по мнению экспертов, заключается в том, что она содержит инновационный аспект, опирающийся на трудовой и творческий потенциал молодого поколения.

Указом Президента РФ от 14 сентября 1995г. № 942 был представлен Национальный план действий в интересах детей. Утверждалась необходимость реализации прав детей на полноценное развитие в соответствии с нормами Конституции РФ и международными обязательствами. В качестве приоритетных названы следующие направления государственной социальной политики по улучшению положения детей:

· укрепление правовой защиты детства;

· поддержка семьи как естественной среды жизнеобеспечения детей;

· обеспечение безопасного материнства и охраны здоровья детей;

· улучшение питания детей;

· обеспечение воспитания, образования и развития детей;

· поддержка детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах.

В документе впервые был введен в правовой оборот термин «ювенальная юстиция», предусмотрено создание системы ювенальной юстиции, специальных составов судов по делам семьи и несовершеннолетних, правовой базы по профилактике безнадзорности и правонарушений подростков.

1 июня 2012 г. Указом Президента РФ была утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017гг. Главная цель -–  формирование государственной политики по улучшению положения детей.

 Констатируется право ребенка на особую заботу и помощь, определяются основные направления и задачи государственной политики в интересах детей, предусматривается создание механизмов ее реализации, базирующихся на общепризнанных принципах и нормах международного права. Реализация Стратегии осуществляется по следующим основным направлениям:

· семейная политика детствосбережения;

· доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей;

· здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни;

· равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства;

· создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия.

Каждое из направлений представлено в следующих аспектах:

-обобщенная оценка состояния проблемы;

-обобщенная оценка государственных мер с точки зрения их достаточности;

-цели, задачи и необходимые меры; ожидаемые результаты.

Например, в области семейной политики детствосбережения ожидаемыми результатами реализации стратегии были намечены:

· Снижение уровня бедности, дефицита доходов у семей с детьми и ликвидация крайних форм проявления бедности.

· Ликвидация дефицита услуг, оказываемых дошкольными образовательными учреждениями.

· Сокращение доли детей, не получающих алименты в полном объеме.

· Снижение численности семей, находящихся в социально опасном положении.

· Формирование в обществе ценностей семьи, ребенка, ответственного родительства.

· Повышение качества услуг для семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.

· Создание эффективных механизмов, способствующих сокращению случаев лишения родительских прав, выявлению семей, входящих в группу риска, их социальному сопровождению и реабилитации, сокращению числа случаев жестокого обращения с детьми в семьях.

· Сокращение числа детей, остающихся без попечения родителей.

Практическая реализация Стратегии осуществляется на основе принятия законодательных и правовых актов, разработки и реализации федеральных целевых программ, ежегодных планов действий федеральных и региональных органов исполнительной власти.

В рамках реализации Национальной стратегии в августе 2014 г. была принята Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, также направленная на улучшение положения детей в Российской Федерации.

 

2018 год открывает Десятилетие детства, объявленное указом Президента РФ от 29 мая 2017 г. N 240 (http://base.garant.ru/71684480/#ixzz5WA5afRdW).

Предполагается, что на каждые три бюджетных года будет разрабатываться конкретная программа мероприятий, посвященных детству. Так, приказом Минтруда России №629 от 9 октября 2018 г. утвержден «План публичных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства» на 2018-2020 годы.

Реализация приоритетов государственной политики в интересах детей и существенные изменения мира детства в условиях современной цивилизации определяют необходимость создания условий для детствосбережения в образовании.

Необходимость развития образования в интересах детства связана

во-первых, с растущими вызовами и тревожными тенденциями мирового развития угрожающими современному детству (экологические проблемы, экономические кризисы, миграционные процессы, угрозы терроризма, экстремизма),

во-вторых, с проблемами в самой системе образования.

 – В какой мере современное образование учитывает интересы детей? Как уберечь детство от деструктивных социальных факторов? – Эти вопросы находятся сегодня в центре внимания педагогического сообщества.

Идея детствосбережения осознаётся современными учёными в качестве главного вектора развития общего образования, педагогического средства проектирования и реализации новых моделей и технологий, обеспечивающих поддержку детства, условий для развития личности, самореализации и социализации ребёнка.

! Детсвосберегающая и развивающая образовательная среда школы – это среда, в которой несовершеннолетний обучающийся становится не объектом, а субъектом образовательного процесса, где реализуются возможности индивидуализации, вариативности образования.

Таким образом, согласно нормативной базе и современным научным концепциям, детствосбережение – т.е. создание условий для сбережения детства, развития субъектности ребёнка в развивающей и социализирующей жизнедеятельности – сущность самой педагогической деятельности, а не только приоритет государственной политики в интересах детей.

 

3. Гарантии прав ребенка в законодательстве РФ.

 

Юридические гарантии – это все правовые средства, обеспечивающие реализацию прав и свобод детей.

Важным этапом становления нормативно-правовой базы защиты детства стало принятие в 1998 году Федерального закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (см. Приложение 4), объединившего ранее разрозненные положения в единый свод законоположений. В качестве основных приоритетов государственной заботы о детях названы:

Ø подготовка детей к полноценной жизни в обществе;

Ø развитие у детей общественно-значимой и творческой активности;

Ø воспитание у детей высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

Закон состоит из 5 глав и 25 статей:

Глава I. Общие положения (ст. 1-5);

Глава II. Основные направления обеспечения прав ребенка в РФ (ст. 6-15);

Глава III. Организационные основы гарантий прав ребенка (ст. 16-22);

Глава IV. Гарантии исполнения настоящего Федерального закона (ст. 23);

Глава V. Заключительные положения (ст. 24-25).

Закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией РФ, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка. «Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности».

Законом определены основные направления и организационные основы гарантий прав ребенка, а также разрешения споров при исполнении закона, показана роль каждого звена государственной структуры в обеспечении ведущих гарантий.

В ст. 9. раскрываются «Меры по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования и воспитания»:

· при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка;

· администрация образовательных учреждений не вправе препятствовать созданию по инициативе обучающихся, воспитанников в возрасте старше восьми лет общественных объединений (организаций) обучающихся, воспитанников, за исключением детских общественных объединений (организаций), учреждаемых либо создаваемых политическими партиями, детских религиозных организаций. Указанные общественные объединения (организации) осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством РФ об общественных объединениях. Администрация образовательных учреждений может заключать с органами общественной самодеятельности договор о содействии в реализации прав и законных интересов ребенка;

· обучающиеся вправе самостоятельно или через своих выборных представителей ходатайствовать перед администрацией о проведении с участием выборных представителей обучающихся, воспитанников дисциплинарного расследования деятельности работников образовательных учреждений, нарушающих и ущемляющих права ребенка.

В местах, доступных для детей и родителей, вывешиваются тексты уставов, правил внутреннего распорядка учреждений; списки органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц (с указанием способов связи с ними) по месту нахождения указанных образовательных и иных учреждений, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка.

Логическим продолжением законотворческой деятельности в интересах детства стала разработка другого федерального закона – «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999»).

В законе уточнены основные понятия, определены категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, а также задачи и субъекты профилактической работы, обозначен круг полномочий последних.

безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц;

беспризорный – безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;

несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении – лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения или антиобщественные действия;

семья, находящаяся в социально опасном положении – семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;

индивидуальная профилактическая работа – деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждения совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;

профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

· предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

· обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

· выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

Принципы деятельности:

· законность, демократизм, гуманное обращение с несовершеннолетними, поддержка семьи и взаимодействия с ней, индивидуальный подход к исправлению несовершеннолетних с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственная поддержка деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечение ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.

Между тем, ряд экспертов, комментирующих нормативную базу 120-ФЗ, высказывают точку зрения, согласно которой «этот закон устарел» и требуется разработка новой его модели (А. Спивак, член правительственной Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав).

Наиболее проблематичной стала правовая коллизия, связанная с не всегда законным лишением родительских прав и изъятием детей из семьи.

Согласно ст. 77 Семейного кодекса, отобрать ребёнка у родителей без суда можно только при непосредственной угрозе жизни и здоровью. Однако руководитель рабочей группы по защите семьи и традиционных семейных ценностей при уполномоченном при Президенте РФ по правам ребёнка Ольга Леткова свидетельствует о том, что из 140 рассмотренных случаев изъятия детей причиной большинства из них стала бедность (плохие бытовые условия, отсутствие ремонта, недостаток мебели или продуктов в холодильнике).

Бедность и конфликты с ребёнком-подростком к прямой угрозе его жизни отношения не имеют, но органы опеки часто пользуются ФЗ-120, нередко принимая необоснованные решения. «Органы опеки в нынешнем виде – некий советский рудимент. Статьи законов, связанные с ограничением и лишением родительских прав, требуют реформирования, – считает депутат Госдумы О. Баталина.  – Одно из направлений помощи семье – повышение её экономической самостоятельности. Когда мы видим, что первопричина негативных условий в семье – отсутствие работы, жилья, то никакими психологическими услугами и социальной реабилитацией мы не решим проблему».

Констатация несовершенства правовой базы по защите прав и интересов детей, а также деятельности органов опеки и попечительства, не отвечающей требованиям времени, содержится и в «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 гг.».

Важным направлением развития и совершенствования институтов защиты прав ребенка, в том числе профилактики детского и семейного неблагополучия, может стать деятельность некоммерческих организаций (НКО). Утверждённый в мае 2016 г. комплекс мер, направленный на поэтапный допуск НКО в социальную сферу, должен быть реализован к 2020г. Есть регионы, где НКО уже сейчас действуют профессионально, в том числе в области опеки и попечительства.

Таким образом, нормативно-правовая база защиты прав ребенка – не есть нечто застывшее, неизменное: это живое, развивающееся явление. Очевидно и то, что условием успешной работы по профилактике неблагополучия детей, по оказанию помощи их семьям является высокий профессионализм и правовая компетентность, позволяющие людям испытывать доверие к тем специалистам, которые осуществляют эту деятельность.

 

! Основным правом каждого ребенка является полное его обеспечение возможностями образования.

 

В Главе 4ФЗ-273 правам обучающихся не просто посвящены отдельные положения закона, но

–– детально прописаны права и гарантии для обучающихся,

–– указаны меры их социальной поддержки (ст. 34),

–– правила и порядок оказания социальной помощи (ст. 42),

–– кроме того, детально прописаны ответственность и обязанности обучающихся, впервые узаконены допустимые меры дисциплинарного воздействия, порядок их применения (ст. 43).

Все эти положения необходимо тщательно проанализировать, особенно в отношении несовершеннолетних и обучающихся с ОВЗ для выявления базовых правил /норм/ реализации профессиональной педагогической деятельности учителя с учётом возрастных и индивидуальных возможностей ребёнка.

- Какие права несовершеннолетних обучающихся и меры их поддержки должны быть реализованы в образовательном процессе?

- Допускается ли применение насилия к обучающимся?

- В чём заключаются обязанности обучающихся?

- Может ли ребёнок быть отчислен из школы? За что и в каком порядке?

- К каким категориям детей не могут применяться дисциплинарные меры? и т.п.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 214.