Всеобщая декларация прав человека (1948)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

РАЗДЕЛ 2

«ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОБРАЗОВАНИИ»

Тема 2.1. Источники международного образовательного права

См. Вспомогательный материал к теме 2.1;

Скоробогатов А. В. Нормативно-правовое обеспечение образования – С. 233 – 257;

Шкатулла В. И. Образовательное право России.– Главы 22 – 24.

План

1. Основные правовые акты ООН об образовании.

2. Документы Совета Европы об образовании. Болонский процесс.

3. Документы Содружества Независимых Государств (СНГ). Модельные законы.

 

Основные понятия: дискриминация (в области образования), Болонский процесс, принципы Болонского процесса, непрерывное образование, интернационализация образования, единое образовательное пространство, задачи образования для 21 века, модельный закон, квалификация (п.5 ст.2 ФЗ-283).

Цель изучения:

ознакомление с международно-правовыми актами и общепризнанными нормами международного образовательного права.

Задачи:

-усвоить названия и положения основных документов, основные понятия международного образовательного права, ориентиры (принципы) Болонского процесса;

- выявить международные стандарты права на образование (в том числе, права детей и инвалидов) в соотнесении с законодательством об образовании РФ;

-проанализировать требования к профессиональной деятельности и организации образовательного процесса;

-рассмотреть явления, характеризующие интернационализацию образования;

- оценивать действия участников образовательных отношений в соотнесении общепризнанными нормами международного образовательного права.

 

Международное образовательное право – отрасль международного права, включающая международные договоры. Термин «договор» означает международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом. Международные договоры:

а) имеют различные формы и названия (соглашения, конвенции, пакты, протоколы, письма, ноты, уставы, рекомендации и др.);

б) формируются основными субъектами международного права (государствами) посредством согласования интересов и позиций.

Международно-правовые нормы – общеобязательные правила деятельности и взаимоотношений – отличаются от норм внутригосударственных:

1) создаются (индивидуально или коллективно) самими государствами в результате согласования и адресованы также самим государствам;

2) формой закрепления норм являются не властные предписания (законы), а источники, соответствующие согласительному характеру правил поведения;

3) такие источники (договор, обычай, акты международных конференций и международных организаций) имеет добровольный характер их реализации.

«Конвенция » – термин, обозначающий двусторонние и многосторонние договоры с участием большого числа сторон.

Термин «устав» (или «хартия») употребляется для обозначения особо официальных и торжественных документов международной организации.

Термином «протокол» обозначаются соглашения менее официального характера, чем конвенции. Документ может содержать толкование отдельных положений договора, либо положения, вносящие изменения в него.

«Факультативный протокол» предусматривает дополнительные к соглашению права и обязательства (например, «Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии» 2000 г.).

Термин «декларация» чаще употребляется для обозначения различных международных документов, которые изначально не являются юридически обязательными, а лишь провозглашают определенные чаяния. Например, Декларация ООН об образовании и подготовке в области прав человека (2011г.) провозглашает:

 «Образование и подготовка в области прав человека охватывают все виды воспитательной, профессионально-образовательной, информационной, просветительской и учебной деятельности, направленной на поощрение всеобщего уважения и соблюдения всех прав человека и основных свобод» – ст. 2).

В то же время положения некоторых деклараций могут приобретать со временем обязательный характер нормы (Например, Всеобщая декларация прав человека1948 г.).

 

По сфере действия международно-правовые нормы подразделяются на:

1) универсальные – нормы, регулирующие отношения между подавляющим большинством субъектов международного права.

2) региональные – нормы, которые не должны противоречить универсальным нормам и создаются для обеспечения благоприятных условий сотрудничества в отдельном регионе (показателен в этом плане Европейский союз).

3) локальные – нормы, регулирующие отношения между субъектами международного права одного региона, или касающиеся ограниченного числа субъектов.

Международные нормы относят право на образование к категории общепризнанных стандартов, осуществление которых государства обязуются постепенно обеспечить (ст. 2 «Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах»).

Международное образовательное право включает различные группы норм, регламентирующие образовательные отношения:

––о статусе образовательных учреждений;

––о положении учителей, преподавателей;

––о положении обучающихся (детей, студентов, инвалидов);

––о признании учебных курсов, дипломов, квалификаций;

––о целях, задачах, содержании, условиях образования;

––о стандартах, о разрешении разногласий и др.

Вопросы и задания:

(выполняется в тетради для самостоятельной работы)

1. Перечислите: а) основные правовые акты международного образовательного законодательства; б) договорные виды правовых актов, принимаемых ЮНЕСКО.

2. Какие международные стандарты права на образование содержатся в правовых актах ООН? –––– Иллюстрируйте 3-4 примерами со ссылкой на правовой акт.

3. Дайте анализ определения  понятия «дискриминация» в области образования (см. «Конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования»). Какой признак отличает дискриминацию в образовательных отношениях от дискриминации, возможной в других общественных отношениях?

 а) иллюстрируйте примером из школьной жизни дискриминационные действия в педагогическом взаимодействии с классом, или отдельными учащимися.

- приведите типичную ситуацию нарушения равенства возможностей и равного ко всем отношения, спровоцированную действиями педагогов /учителя, классного руководителя и т.д./

- дайте комментарий со ссылкой на правовые акты.

б) является ли дискриминацией запрет на ношение хиджабов в государственных и муниципальных школах РФ?

- Аргументируйте свою позицию ссылками на конкретные международные и внутригосударственные нормы и документы.

4. Назовите международные стандарты прав инвалидов на образование со ссылкой на правовой акт.

5. Какие направления международно-правовой регламентации положения учителей Вы можете назвать?

6. Как следует понимать выражение «единое образовательное пространство»? Назовите акты, которые явились основой формирования единого образовательного пространства на европейском и постсоветском пространстве.

7. Что такое «Болонский процесс»? Назовите а) основные документы Болонского процесса; б) принципы (ориентиры) Болонской декларации, которые реализуются в РФ.

8. Какие признаки интернационализации образования и основные задачи образования для 21 века Вы можете назвать? –см. Вспомогательный материал

9. В каких целях, формах и направлениях осуществляется международное сотрудничество в сфере образования (ст. 105 ФЗ-273)?

 

10. Составьте аннотированный перечень основных правовых актов международного образовательного законодательства (задание 10 обязательно для всех).

Аннотация (от лат. annotatio – замечание) – предельно сжатая характеристика материала, информация о затронутых в источнике вопросах: о чём текст документа, в чём его особенность в сравнении с другими, родственными по тематике и назначению текстами?

Основная функция: представление запрошенной информации о документе, его особенностях в справочных целях. Аннотация не раскрывает содержания текста документа, не цитирует его, а даёт общее представление о структуре и содержании самого источника информации.

Структура:

1) Описание, дающее исходную информацию о первичном документе (реквизиты): полное название документа, год, место, дата принятия;

2) Текст аннотации документа из 3-4 предложений, который не повторяет, а дополняет информацию, данную в описании, включает основные сведения. Если документ содержит только отдельные статьи об образовании, то аннотируются эти статьи, а не весь тест документа.

Содержание

Если в документе встречается новая или редко употребляемая терминология, значимое положение, то в аннотации может сообщаться об этом. Следует избегать абзацев внутри аннотации, пробелов, фраз, не несущих основной информации; исключать вводные слова, вводные и придаточные предложения. Рекомендуемый объем аннотации – 500 печатных знаков (аннотация, содержащая менее знаков, не проверяется).

Составление текста аннотации (аннотирование) – процесс самостоятельной переработки студентом первичных документов и сведений о них с целью анализа и извлечения необходимых сведений (а не копирование чужих текстов). Поэтому аннотация даёт представление об уровне аналитической деятельности студента, о степени понимания текста правового содержания, употребляемой терминологии.

Типичные ошибки: длинноты (избыточность информации), повторы, пересказ содержания, включение второстепенных деталей, включение информации и документов, не отвечающих заданной теме, повторение информации, содержащейся в названии документа.

Аннотированный перечень основных правовых актов международного образовательного законодательства включает запись аннотированных студентом не менее 6- 8 документов заданной тематики.

Требования к оформлению задания 10: вложенный в тетрадь печатный вариант (шрифт – Times New Roman, кегль – 14, поля стандартные: слева – 3 см, справа – 1,5 см, сверху и снизу – по 2 см.) с указанием автора в верхнем правом углу.

Критерии оценивания:

1. Точность передачи запрошенной информации.

2. Соблюдение структуры информативной аннотации.

3. Языковая грамотность (лексическая, орфографическая, синтаксическая).

4. Соблюдение стиля  и формата аннотации.

5. Правильность употребления специальной терминологии.

 

Вспомогательный материал к теме 2.1

1. Основные правовые акты ООН об образовании.

Насчитывается несколько сотен источников международного права, принятых непосредственно по вопросам образования, либо содержащих отдельные нормы. Более 30 крупных источников положили начало международному образовательному праву. Основы международных стандартов права на образование сформулированы в документах ООН. Международно-правовые нормы содержатся в документах, принятых:

1) Ассамблеей Организации Объединенных наций (ООН)

2) специализированными учреждениями ООН:

 – Организацией объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО)

– Международной организацией труда (МОТ);

3) региональными международными организациями – Советом Европы, Содружеством Независимых Государств (СНГ).

Функции координации по развитию образования в современном мире выполняет ЮНЕСКО (UNESCO – United Nations Educational, Scientific and CulturalOrganization).

ЮНЕСКО занимается нормотворческой деятельностью, публикацией книг, монографий, справочных материалов по образованию. Среди периодически выпускаемых материалов: «Статистический ежегодник ЮНЕСКО», «Обучение за рубежом», «Всемирный справочник по образованию», «Перспективы».

«Всемирный доклад по образованию», выпускаемый с 1991 года каждые два года, содержит статистические материалы, обзоры и анализ мировых тенденций в образовании. Раз в два года проводятся международные конференции по образованию.

Вопросами образования занимаются региональные бюро в Москве, ряд глобальных институтов и центров ЮНЕСКО, в числе которых:

× Международное бюро просвещения в Женеве,

× Международный институт планирования образования ЮНЕСКО в Париже и Буэнос-Айресе,

× Институт ЮНЕСКО по обучению на протяжении всей жизни в Гамбурге,

× Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании в Москве,

× Международный центр ЮНЕСКО по техническому и профессиональному образования и подготовке в Бонне.

Виды правовых актов, которые принимаются ЮНЕСКО: конвенции, рекомендации, хартии, протоколы, соглашения, договоры, декларации, меморандумы, уставы и т. д.

Особое значение в международно-правовом регулировании образования отводится принципу уважения прав человека и основных свобод. В области прав человека и основных свобод государства-участники обязаны действовать в соответствии с целями и принципами Устава ООН и Всеобщей декларации прав человека: уважать и соблюдать права человека и основные свободы для всех, без различия расы, пола, языка, религии.

К основным правам человека, согласно общепризнанным нормам международного права, относится право  человека  на  образование. Нормы международного права выступают гарантом конституционных и иных законных прав и свобод граждан.

В соответствии со ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы РФ. «Особенно велика роль этих норм, - как отмечает Д. А. Ягофаров, - в двух случаях: при осуществлении международного сотрудничества и при защите прав и законных интересов граждан и иных лиц от посягательств со стороны государства, его органов и должностных лиц».

В РФ международное сотрудничество в сфере образования регулируется нормами образовательного законодательства (ст. 105, 106, 107 ФЗ-273), которое формируется на основе международно-правовых актов и договоров.

Основы международных стандартов права на образование сформулированы в документах ООН ( http://www.un.org/ru/sections/general/documents/ ) Важнейшие нормы универсального уровня содержатся в следующих международно-правовых актах:

Устав ООН(1945)

Глава IX. Международное экономическое и социальное сотрудничеств, ст. 55:

ООН содействует

а) повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития;

b) разрешению международных проблем в области экономической, социальной, здравоохранения и подобных проблем; международному сотрудничеству в области культуры и образования;

с) всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

Рекомендация МОТ/ЮНЕСКО о положении учителей (1966)

Педагогическая деятельность признаётся высококвалифицированной профессией, имеющей значение для всего общества и требующей от учителей глубоких знаний и особого мастерства, приобретенных и поддерживаемых в результате систематического и непрерывного образования. Она обязывает также иметь чувство личной и коллективной ответственности за образование учащихся и за обеспечение им наиболее благоприятных условий в учебных заведениях.

Условия работы учителей должны быть максимально благоприятными для эффективного обучения и должны позволять им полностью посвятить себя выполнению своих профессиональных задач. Оговариваются вопросы:

- отбор для обучения;

- требования к профессиональному образованию:

Целью программы подготовки учителей должно быть расширение общеобразовательной подготовки и повышение личной культуры каждого студента, овладение им умением обучать и воспитывать других, знанием принципов, лежащих в основе установления хороших человеческих отношений в национальном и международном плане, воспитание сознания необходимости содействовать как преподаванием, так и личным примером социальному, культурному и экономическому прогрессу.

Программы подготовки учителей должны включать в своей основе следующее:

a) общие дисциплины;

b) изучение основ философии, психологии, социологии в их связи с педагогикой, изучение теории и истории педагогики, сравнительной педагогики, школоведения, методики преподавания различных предметов и основ экспериментирования в области педагогики;

c)изучение предметов, относящихся к будущей области преподавания;

d) педагогическую практику по учебной, внеклассной и внешкольной работе под руководством высококвалифицированных преподавателей.

Предметом внимания и регламентации должны быть:

- усовершенствование учителей;

- условия работы и продвижение по работе, включая дисциплинарные меры за нарушение норм профессионального поведения, медицинские осмотры, особые условия для учительниц, имеющих семью;

- права и обязанности учителей;

- условия, необходимые для обеспечения эффективного процесса обучения:

число учащихся в отдельных классах, вспомогательный персонал, учебные пособия, продолжительность рабочего времени, ежегодные оплачиваемые отпуска, отпуска для повышения квалификации, специальные отпуска, отпуска по болезни и беременности, обмен учителями, школьные здания, специальные условия для учителей в сельских и отдаленных районах;

- заработная плата учителей, социальное страхование, медицинское обслуживание; пособия наследникам.

 

Общепризнанные нормы международного права по вопросам образования содержатся и в других документах.

2. Документы Совета Европы об образовании

Среди источников международного права по вопросам образования, устанавливаемым региональными международными сообществами, большое значение имеют акты, принятые Советом Европы, в состав которого с 1996 г. входит Российская Федерация:

Европейская конвенция о защите прав и основных свобод (ЕКПЧ), с дополнениями, внесенными одиннадцатью протоколами (Рим, 1950 г.).

В 1998 г. Россия приняла Европейскую конвенцию и на РФ стали распространяться обязательства по соблюдению прав человека. Поэтому, например, у нас был введён мораторий на смертную казнь, введена альтернативная воинская служба. Следует не путать Европейскую конвенцию с Международной конвенцией ООН – Всеобщей декларацией прав человека.

Развивая Всеобщую Декларацию прав человека, Протокол № 1 к Европейской конвенции провозглашает норму, согласно которой никому не может быть отказано в праве на образование. Особо подчеркивается, что участие государства в сфере образования не должно нарушать права родителей обеспечивать образование и обучение своих детей в соответствии со своими собственными религиозными и нравственными принципами.

Европейская конвенция внесла ряд новшеств в международное право. Она не только закрепила права человека, но и установила механизм их защиты. При Совете Европы были образованы Европейская комиссия по правам человека и Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) для организации действенного контроля за состоянием прав человека в европейских государствах.

ЕСПЧ – международный судебный орган, полномочия которого распространяются на государства, ставшие членами Совета Европы и принявшие Европейскую конвенцию. Основные статьи Европейской конвенции, по которым рассматривается большинство дел ЕСПЧ – это ст. 3 (запрет бесчеловечного или унижающего обращения), ст.8 (право на уважение частной и семейной жизни), ст. 10 (свобода выражения мнений).

ЕСПЧ рассматривал ряд дел по вопросам образования, в том числе о «законности» некоторых нормативных положений законов Бельгии об использовании языков в образовательном процессе; о применении телесных наказаний в школах Шотландии; об исключении из школы обучающегося, отказавшегося по религиозным соображениям участвовать в торжествах по поводу национального праздника Греции.

ЕСПЧ рассматривает жалобы физических и юридических лиц только по поводу нарушения их прав, предусмотренных конвенцией, исключительно со стороны государства, гос. органов и должностных лиц государства. (Споры между лицами, частные гражданские дела, жалобы на нарушение иных международных договоров – не рассматриваются).

Нормы Европейской конвенции развиты и конкретизированы в ряде специальных актов.

2. Интернационализация образования: Болонский процесс. Согласно словарям, интернационализация - (от лат. inter - между и natio - народ) - англ. internationalization; нем. Internationalisierung., это – 1. Процесс современного развития, состоящий во взаимосвязи и взаимозависимости различных государств и организаций, и ведущий к возникновению международных объединений в различных сферах (экон., полит., культ., военной и т. д.). 2. Распространение, расширение процесса, сферы деятельности за рамки одного государства, региона, вовлечение в него широкого круга участников.

Процесс интернационализации образования – путь и средство ответа на глобальные вызовы современности. Интернационализация – важный фактор деятельности современных вузов и систем управления качеством образования (при сохранении индивидуальных особенностей и национальных традиций).

Интернационализация университета заключается, в частности, в обучении иностранных граждан, привлечении зарубежных преподавателей, в иностранных стажировках, студенческих обменах, международных исследованиях, конференциях, грантах.

Особенности и основные признаки этого процесса, инициировавшего радикальное обновление систем высшего образования в современном мире, отражены в Лиссабонской конвенции, Сорбонской декларации, Всемирной декларации о высшем образовании для 21 века и др. документах.

Стремление к развитию собственной системы образования в масштабах общеевропейской цивилизации предопределил реформирование системы образования в России. В этом отношении особый интерес представляет комплекс документов и мероприятий, получивших название «Болонский процесс». Этим термином обозначается процесс интеграции систем высшего образования европейских государств с целью укрепления и развития интеллектуального, социального, культурного и научно-технического потенциала Европы.

Ф. Мертенс и Ф. де Вильдер высказывают мысль о том, что Болонский университет, основанный ещё в 1088 году именно как Европейский университет, дал своё имя процессу, призванному возвратить университету его подлинную европейскую сущность, т.е. интегратора Европы. Курт де Вит и Верховен выделяют три периода в развитии тенденций европеизации высшей школы во второй половине прошлого века.

Первый период (1957–1982 гг.) взял свое начало после Римского договора 1957 г. Целый ряд событий и мероприятий инициировали развитие процесса сближения образовательных систем европейских стран. Конференция министров образования (1971 г.) обозначила пять основных ориентиров общеевропейского измерения в образовательных системах:  

ü взаимное признание дипломов;

ü обоснование идеи формирования европейского университета;

ü кооперация вторичного (в РФ это среднее общее образование) и высшего образования;

ü создание европейского центра развития образования;

ü учреждение неограниченного государственными границами института высшего образования. 

В 1976г. состоялась презентация Программы действий, содержащей шесть пунктов: Доступ в высшую школу; Признание дипломов; Общие программы обучения; Короткие образовательные программы; Информационная политика; Европейский университетский институт.

Второй период (1983–1992 гг.) ознаменовал продолжение активной нормотворческой деятельности, направленной на сближение систем высшего образования европейских стран: уточнялись цели, задачи и проблемы интеграции высшего образования на европейском пространстве. Прежде всего, прорабатывались правовые аспекты: предоставление студентам из разных стран равных прав в принимающих их странах. Под лозунгом «Содействие свободной мобильности преподавателей, студентов и исследователей» развертывались проекты СОМЕТ, ERASMUS, TEMPUS и др.

Великая Хартия университетов (1988, Болонья, Италия) провозгласила особую роль университетов в современном мире как центров культуры, знания и исследований.

К основным принципам-целям отнесены:

-автономность университетов, выполняющих функцию критического осмысления действительности для целей распространения культуры путем преподавания и научных исследований;

-независимость университетов от политических, экономических и идеологических властей; тесная связь преподавания и научных исследований; достижения на этой основе соответствия потребностям экономики и общества;

-свобода исследований, преподавания и обучения;

-выполнение своей миссии при соблюдении требований свободы с обеих сторон: власти и университетов;

-отторжение нетерпимости и поддержание диалога, превращение университетов в место встречи преподавателей, способных к передаче знаний и их углублению, и студентами, мотивированными к их освоению;

-охранение ценностей европейского гуманизма;

-реализация основных задач в части достижения универсальных знаний вне географических и политических границ, взаимное познание и взаимодействие различных культур.

В качестве инструментов осуществления названных целей-принципов требуются:

· наличие средств, отвечающих современным запросам;

· отбор профессорского состава и наделение преподавателей статусом в соответствии с принципом единства педагогической и научно-исследовательской деятельности;

· предоставление студентам гарантий необходимых свобод и условий для достижения ими культурных и образовательных целей;

· развитие современных научных проектов между европейскими университетами;

· стимулирование мобильности преподавателей и студентов;

· достижение равнозначности дипломов, квалификаций, степеней, экзаменов и стипендий при безусловном уважении к национальным особенностям и беспристрастном отношении к ним.

 

Третий период открывался подписанием Маастрихстского договора (Голландия, город Маастрихт, 1992 г.), положившего начало Европейскому союзу.

В этот период констатировалось, что возрастающее знание ориентирует образовательные системы на роль «принципиальных предпосылок экономического роста, повышения конкурентоспособности и снижения уровня безработицы».

Белая Книга 1995 г. «Учение и учеба: развитие обучающегося общества» концентрировалась на трех признанных в Европейском Сообществе факторах влияния: информационное общество; интернационализация; научный и технический мир. Общность факторов влияния побудила европейские страны к выработке согласованной образовательной политики, охватывающей:

– содействие производству знаний; сближение образования и экономики; усиление роли образования как второго шанса личности; освоение выпускниками, по меньшей мере, трех европейских языков; утверждение равной полезности инвестиций в экономику и образование.

(термин «Белая книга» означает в англоговорящих странах официальное письменное сообщение, которое может быть использовано для принятия решений, для законодательных актов).

 

Лиссабонская Конвенция (Лиссабон, 1997)

 «Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе» стала основополагающим документом в сфере международного признания документов об образовании, объединившим участников 55 стран. Предусматривается создание последовательной системы признания документов об уровне образования в системе высшего образования. Цель создания документа – гарантирование того, что квалификации будут признаваться подписавшими сторонами. Основные принципы конвенции:

-Обладатели квалификаций, выданных в одной стране, должны иметь доступ к оценке этих квалификаций в другой стране;

-Каждая страна должна признавать квалификации, выданные другими странами и отвечающие общим требованиям для доступа к высшему образованию;

Признание квалификации высшего образования, выданной в другой стране, предоставляет:

 – доступ к дальнейшему обучению в системе высшего образования,

– использование ученой степени в соответствии с законами и постановлениями страны, в которой запрашивается признание;

– облегчает доступ на рынок труда.

В документе содержится определение основных терминов (доступ; прием; оценка высших учебных заведений и программ; оценка индивидуальных квалификаций; полномочный орган по вопросам признания; высшее образование; высшее учебное заведение; программа высшего образования; период обучения; квалификация высшего образования; квалификация, дающая доступ к высшему образованию;  общие требования; особые требования); определение компетенции государственных органов.

Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века (Всемирной конференции ЮНЕСКО, Париж, 1998 г.).

Образование 21 века, выступая в качестве важнейшего компонента «культурного, социально-экономического и экологически устойчивого развития человека, сообществ и наций», выдвигает новые задачи и способы их решения. – Об этом говорится в документе:

«…перед самим высшим образованием встают грандиозные задачи, требующие его самого радикального преобразования и обновления, подвергать которым его еще никогда не приходилось, с тем, чтобы наше общество, которое ныне переживает глубокий кризис ценностей, могло выйти за рамки чисто экономических соображений и воспринять более глубокие аспекты нравственности и духовности», – указывается в Преамбуле вышеназванного документа.

! Задачи образования 21 века связаны с переходом от узко-знаниевого (когнитивного) освоения дисциплин – к обучению, направленному на развитие навыков и способностей в области коммуникации, сотрудничества, критического анализа, творческого независимого мышления.

Сорбонская декларация (25 мая 1998 г).

Четыре министра образования (Франция, Италия, Великобритания, Германия) подписали в Париже (Сорбонна) совместную декларацию, направленную на гармонизацию национальных систем высшего образования. Ее главными тезисами стали:

· формирование открытого европейского пространства в сфере высшей школы;

· сопоставимость дипломов, степеней, квалификаций;

· ориентация на двухступенчатую структуру высшего образования (бакалавр, магистр) как условие повышения конкурентоспособности европейского образования;

· использование системы кредитов (ECTS) – единой системы зачётных единиц;

· международное признание первой ступени высшего образования (бакалавр);

· предоставление выпускникам бакалавриата права выбора продолжения обучения с целью получения диплома магистра (более короткий путь) или доктора (длинный путь) в последовательном режиме;

· подготовленность магистров и докторов к научно-исследовательской деятельности;

· подтверждение Лиссабонской конвенции1997г.;

· формирование Европейского пространства высшего образования;

· сближение структур выданных дипломов и циклов (ступеней, уровней) обучения.

Таким образом, Болонский процесс начинался в лоне процессов европейской интеграции задолго до подписания Болонской декларации, ставшей одновременно и результатом предшествующих инициатив, и стимулятором реформирования высшего образования.

Болонская декларация (1999, Болонья, Италия) – это документ европейского значения, под которым поставили свои подписи руководители образовательных систем 29 стран, в том числе и не входящих в Европейское сообщество.

Основные идеи Болонской декларации исходят из Великой хартии университетов (Болонья, 1988 г.) и Сорбонской декларации (Париж, 1998г.), из тех объективных условий, которыми отличается современная Европа:

– процесс европейской интеграции привёл к созданию и расширению Евросоюза, выдвигая необходимость укрепления и развития потенциала Европы;

– высшее образование призвано содействовать формированию у студентов и всех граждан чувства причастности к совместным ценностям и социально-культурному партнерству;

– на высшей школе лежит ответственность за подготовку мобильной рабочей силы, расширение перспектив ее трудоустройства и развитие континента в целом.

Декларация содержит семь основных положений, вобравших основные ориентиры (принципы) Болонского процесса:

Ø использование системы сравнимых квалификаций с выдачей приложений к дипломам (для обеспечения трудоустройства выпускников и усиления конкурентоспособности системы высшего образования);

Ø введение системы двухуровневого высшего образования: доступ ко второму (магистратура) требует завершения первого. Степень, получаемая после окончания первого уровня (бакалавриат), признается на европейском рынке труда как достаточный уровень квалификации;

Ø введение оценки трудоёмкости курсов и программ с принятием системы зачетных единиц трудоемкости  (кредитов) как средства поддержания мобильности студентов. Кредиты могут действовать на всех уровнях высшего образования, при условии их признания принимающими учебными заведениями;

Ø стимулирование академической мобильности и создание условий для свободного перемещения студентов, преподавателей, менеджеров образования, исследователей;

Ø разработка сопоставимых критериев и подходов через содействие европейскому сотрудничеству для обеспечения качества высшего образования;

Ø внедрение внутривузовских систем контроля качества образования и привлечение общественности к внешней оценке деятельности вузов;

Ø придание «европейского измерения» высшему образованию через проектирование совместных программ обучения, подготовку и проведение научных исследований (для повышения доступности, привлекательности, конкурентности высшего образования).

С подписанием Болонской декларации в РФ реализуются основные её принципы. Присоединение к Болонской Декларации в 2003г. стало шагом на пути к европейской интеграции в единое образовательное пространство и отвечало внутренним потребностям развития рынка образовательных услуг.

Вместе с тем, в России, как и у европейских коллег, существует неоднозначное отношение к принципам, выдвинутым болонскими соглашениями, из-за сложностей их реализации и многообразных поправок на существующие реалии. Практикоориентированность, академическая мобильность, сокращение аудиторной нагрузки  в условиях слабой разработанности технологий их практического воплощения – как признают специалисты, – имеют весьма неоднозначные эффекты и требуют тщательной и трудоёмкой технологической проработки.

Пражское коммюнике (2001 г.), подписанное участниками конференции в Праге, подтверждало задачи, сформулированные в Болонской декларации. Подчеркнута необходимость гибкого сочетания общеевропейской системы с индивидуальными особенностями образовательных систем различных стран и учебных заведений Европы для эффективного использования их положительного потенциала.

К 2010 г. сторонниками Болонских соглашений стали 47 стран. Было объявлено о создании общеевропейского пространства высшего образования, приняты новые подходы к его развитию, намечены пути сближения с практической профессиональной деятельностью.

Меморандум непрерывного образования ЕС – Memorandumof Lifelong Learning, в переводе на русский: «Меморандум образования длиною в жизнь». (Европейский саммит, Лис- сабон, март 2000 г.).

Документ определяет непрерывное образование как одну из важнейших политических программ гражданского общества, занятости и социального единства. Определены основополагающие правила и принципы, которыми должно руководствоваться непрерывное профессиональное образование в эпоху строительства информационного общества:

1.       гарантия всеобщего непрерывного доступа к образованию с целью получения и улучшения знаний и умений, необходимых для становления частью информационного общества;

2.       значительное увеличение инвестиций в человеческие ресурсы;

3.       разработка инновационных методик преподавания для систем непрерывного образования – учения длиною в жизнь;

4.       обеспечение каждого свободным доступом к информации об образовательных возможностях, к консультациям и наставничеству на протяжении всей жизни;

5.       образовательные возможности должны быть приближены к месту жительства с помощью сети учебных пунктов и информационных технологий.

Ключевым условием европейского непрерывного образования считается именно пожизненное обучение. Программа «Образование в течение всей жизни», принятая в этих целях, имеет секторальные программы. К ним относятся:

«eEuropa» – в рамках которой предусматривается международный обмен,

«LeonardodaVinci» – переподготовка специалистов профессионально-технической направленности,

«Erasmus» – обмен студентами между странами с целью получения нового опыта и знаний,

«Tempus» – университетское сотрудничество стран Европы, входящих и не входящих в ЕС,

«Grundtwig» –образовательные программы для бывших выпускников.

! Непрерывное образование –  процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение жизни, организационно обеспеченный системой государственных и общественных институтов и соответствующий потребностям личности и общества.

В России законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ впервые нормативно закреплено понятие непрерывного образования, обеспечивающего возможность реализации права на образование в течение всей жизни. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года поставлена задача создания современной системы непрерывного образования. Непрерывное образование взрослых осуществляется решением следующих задач:

v -освоения образовательных программ в организациях, («формальное образование»),

v просвещения в рамках деятельности общественных и других социально ориентированных некоммерческих организаций («неформальное образование»);

v обучения и подготовки в форме стажировки, тренинга, программ подготовки, обмена опытом, в том числе и зарубежным;

v -индивидуальной познавательной деятельности («самообразование»).

Основой непрерывного профессионального образования в РФ является дополнительное профессиональное образование (ДПО). Система ДПО включает в себя:

-повышение квалификации,

-профессиональную переподготовку.

Для содействия реформированию профессионального образования в странах бывшего СССР, Балканского региона и Восточного Средиземноморья в 1995 г. при Европейской Комиссии был создан Европейский Фонд Образования (ETF), который располагается в г. Турин (Италия).

В 2009 г. ETF инициировал новое направление деятельности, получившее название Туринский процесс – комплекс мероприятий, направленных на развитие практики самоанализа систем профессионального образования на национальном и региональном уровне (выявление сильных сторон, зон развития, определение областей обмена опытом на международном уровне). Цели Туринского процесса:

v Анализ развития системы профессионального образования и обучения, мониторинг внедрения долгосрочных стратегий и изучение успешных практик

v Оценка текущей ситуации, доступ к рекомендациям на опыте стран ЕС

v Выработка общего взгляда на дальнейшее развитие профессионального образования

v Определение направлений сотрудничества стран-партнёров с ЕФО.

 

3. Документы Содружества Независимых Государств (СНГ).

Взаимодействию государств-участников СНГ в области образования уделялось существенное внимание практически с момента создания Содружества. Соответствующее многостороннее соглашение было подписано главами правительств в Ташкенте уже 15 мая 1992 г. В рамках СНГ действует Соглашение о сотрудничестве в области образования от 15 мая 1992 г. Его важной чертой является совмещение двух аспектов – права каждого человека на образование и ответственности государств за полное осуществление этого права.

В соответствии с Соглашением государства-участники гарантируют всем лицам, проживающим на их территориях, равные права на образование и его доступность независимо от национальной принадлежности или иных различий.

Лица, постоянно проживающие на территории одного из государств-участников и имеющие гражданство другого государства-участника, получают образование на всех уровнях, а также ученые степени и звания на условиях, установленных для граждан государства, на территории которого они постоянно проживают.

Государства-участники заявили о своем стремлении удовлетворять взаимные потребности в обучении граждан, подготовке, переподготовке и повышении квалификации, определяя на двусторонней основе механизм взаимных финансовых расчетов при возмещении затрат, произведенных каждым государством-участником на обучение учащихся, студентов, аспирантов, не являющихся ее гражданами и не имеющих постоянного места жительства на ее территории.

Однако документы, касающиеся сотрудничества в гуманитарной сфере, принятые в первые годы после образования СНГ, носили преимущественно декларативный характер без определения четкого механизма выполнения взаимных обязательств.

Качественный перелом в ситуации произошел лишь в 1997 г., когда Решением Совета глав правительств СНГ от 17 января 1997 г. была утверждена Концепция формирования единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств.

Целью Концепции провозглашалось определение основных принципов, направлений, условий и этапов формирования единого образовательного пространства СНГ. При этом единое образовательное пространство характеризуется

Ø общностью принципов государственной политики в сфере образования,

Ø согласованностью государственных образовательных стандартов, программ,

Ø согласованностью стандартов и требований по подготовке и аттестации научных и научно-педагогических кадров,

Ø равными возможностями и свободной реализацией прав граждан на получение образования на территории государств - участников Содружества.

В соответствии с Концепцией разработана Межгосударственная программа реализации Концепции формирования единого (общего) образовательного пространства СНГ.

Цель Программы — создание условий и механизмов формирования и функционирования единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств. Программа включает мероприятия, направленные на:

· создание нормативной базы для развития интеграционных процессов в сфере образования;

· согласование гос. стандартов всех уровней образования, требований к подготовке и аттестации научных и научно-педагогических кадров;

· обеспечение взаимного признания документов об образовании, ученых степенях и званиях;

· согласование порядка аттестации и аккредитации образовательных учреждений;

· научное и учебно-методическое обеспечение единого образовательного пространства;

· создание системы информационного обеспечения единого образовательного пространства.

Особенность нормативно-правовых актов СНГ как форм «мягкого права» состоит в том, что они не имеют прямого действия на территории стран-участников Содружества. Чтобы стать общеобязательными, предписания правовых актов СНГ должны быть приняты компетентным органом государства в качестве собственного внутринационального акта (по Уставу СНГ).

Среди нормативного массива Содружества особый интерес представляет модельное законодательство.

Модельный закон - это законодательный акт рекомендательного характера, содержащий типовые нормы и дающий нормативную ориентацию для законодательства.

Модельные акты включают в себя типовые принципы, нормы международного права и служат своеобразным мостом между нормами международного и внутреннего права. Пример: Модельный закон «Об образовании» (1999) призван способствовать сближению национальных систем образования СНГ и в конечном итоге созданию единого образовательного пространства.

Вопросы образования  рассматриваются в ряде Модельных законов СНГ: о лицах с ОВЗ и инклюзивном образовании, об образовании взрослых, об использовании информационно-коммуникационных технологий (2014), о просветительской деятельности (2016).

Рабочий материал 2

ТЕМА 2.2 НОВАЯ МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РФ

(СИСТЕМА ОБРАЗВАНИЯ КАК ОБЪЕКТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ)

см. Вспомогательный материал 2.2

Скоробогатов А.В. Нормативно-правовое обеспечение образования [Электронный ресурс] С. 45-63, 202-225

Шкатулла В.И. Образовательное право России [Электронный ресурс] – Глава 11

План:

1. Федеральные государственные стандарты: понятие, признаки, функции, структура.

2.  Образовательные программы: понятие, виды, основные принципы реализации.

3. Формы получения образования, формы обучения и формы реализации образовательных программ.

4. Государственно-общественное управление системой образования и государственная регламентация образовательной деятельности.

Основные понятия: федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), образовательная программа (ОП), примерная основная ОП, адаптированная ОП; учебный план, индивидуальный учебный план; зачётная единица;

личностные результаты освоения обучающимися основной ОП, метапредметные результаты освоения обучающимися основной ОП, предметные результаты освоения обучающимися основной ОП; универсальные учебные действия (УУД);

электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, сетевая форма реализации ОП;

государственная регламентация образовательной деятельности, лицензирование образовательной деятельности, государственная аккредитация образовательной деятельности; независимая оценка качества образования; информационная открытость системы образования.

Источники:

1. Об образовании в Российской Федерации. ФЗ РФ от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ . – Ст.: 2.5-2.10, 2.22 -2.23, 2.28; 10 -17; 108; гл. 6 -10; гл. 12.

2.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Приложение к приказу Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897.

3. О государственной аккредитации образовательной деятельности. Постановление Правительства РФ № 1039 от 18.11.2013 г.

4. О лицензировании образовательной деятельности. Постановление Правительства РФ № 966 от 28.10.2013 г.

5. Об организации получения образования в семейной форме: Письмо Минобрнауки РФ № НТ–1139 от 15.11.2013г.

6. Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08. 2017 г № 816 http://www.lexed.ru:80/search/detail.php?ELEMENT_ID=6691&q=

 

Вопросы:

1. Чем вызвана необходимость появления новой модели российской системы образования и в чем её особенность?

2. Что такое Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) и какова его роль в правовом регулировании системы образования? (ст. 2.6; ст. 11 ФЗ-273).

3. Что представляет собой образовательная программа? Какие виды ОП и правила их реализации закреплены законом (ст. 2, 12,13 ФЗ-273)?

4. Какие требования устанавливает ФГОС основного общего образования

5. Какие формы обучения, формы получения образования и формы реализации ОП установлены ФЗ-273?

6. Какие принципы и признаки управления системой образования обеспечивают государственно-общественный характер управления? – ст. 89 ФЗ-273

7. Каковы структура и компетенции органов управления системой образования?

8. Зачем нужна государственная регламентация образовательной деятельности и каковы её основные элементы? С какой целью осуществляется независимая оценка качества образования?- ст. 90 -95 ФЗ-273

9. Какие положения Закона об образования РФ создают условия для развития непрерывного образования?

Задания:

1. Установите соотношение ФГОС и ОП, ОП и программы учебной дисциплины. Изобразите графически схему сочетания данных понятий и дайте комментарий со ссылкой на нормативный правовой акт.

Схема – условное графическое изображение, показывающее составные части объекта и связи между ними с помощью геометрических фигур.

2. Составьте конспект-схему документа «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования».

Конспект-схема документа – систематизированная запись, раскрывающая структуру и содержание изучаемого источника на основе тщательной переработки основной информации (анализа, обобщения, смыслового свёртывания, сжатия, кодирования). Выполняется самостоятельно (не может быть двух одинаково оформленных записей) в тетради для самостоятельной работы.

Цель – выявление основных положений, «опорных» элементов текста. Оптимальный результат – рационально-лаконичная форма записи, включающая и фрагменты текста, и элементы графики. Позволит автору с нужной полнотой восстановить информацию, дать необходимые комментарии.

Требования к содержанию и оформлению - см. Методические рекомендации.

Работа не оценивается положительно, если выполнена не самостоятельно или не соответствует требованиям.

3. Проиллюстрируйте примером реализацию требований ФГОС ООО в деятельности учителя.

- Составьте 2 типовых задания, иллюстрирующих формирование УУД* обучающихся при изучении конкретной темы общеобразовательного предмета. -* см. Рабочий материал к теме 2.2.

Образец оформления:

Выполнил студент 2 курса 1 группы СП

ФИО

 

Примеры, иллюстрирующие реализацию требований ФГОС ООО в деятельности учителя.

Класс ...  Предмет…

Тема урока….

Планируемые  результаты:

- предметные: ……..;

-метапредметные: ……..;

- личностные: ……… .

Задание 1. … …………………….

Формируемые УУД: …., …., …..

Задание 2. ……………………….

Формируемые УУД: …., …., …..

- Дайте комментарий со ссылкой на нормативные акты.

Оформляется в электронном варианте (формат А4, полтора межстрочных интервала, шрифт – Times New Roman, кегль (размер) – 14 пт. Поля: слева – 3 см, справа – 1,5 см, сверху и снизу – по 2 см.) с указанием ФИО студента в верхнем правом углу. Печатный вариант вкладывается в тетрадь.

4. Установите различие между «формами получения образования», «формами обучения», «формами реализации образовательных программ» на основе анализа ст. 15 – 17 ФЗ-273.

- Изобразите наглядно указанные формы (в схеме, таблице) и дайте комментарий со ссылкой на нормативный правовой акт.

Задания по выбору:

1) Подготовьте доклад или эссе.

Темы для докладов:

1. Нормативно-правовые аспекты реализации дистанционных технологий и электронного обучения.

2. Нормативно-правовые аспекты реализации сетевого взаимодействия.

3. Нормативно-правовое регулирование семейного образования.

4. Коммерциализация образования и формирование рынка образовательных услуг в РФ.

Темы эссе:

1. Навыки непрерывного обучения – компетенция современного выпускника

2. Зачем нужны новые  технологии реализации образовательных программ

3. Анализ требований ФГОС ООО

4. Инновационно-ориентированная деятельность учителя как условие реализации требований ФГОС

3) В рамках просветительской деятельности подготовьте сообщение для родителей

а)  об особенностях организации семейной формы получения образования

(см. Об организации получения образования в семейной форме: Письмо Минобрнауки РФ № НТ–1139 от 15.11.2013г.)

Или

б) о правах и обязанностях несовершеннолетних обучающихся.

4) Докажите, что нормы образовательного законодательства РФ согласуются /не согласуются/ с общепризнанными нормами Международного образовательного права

- Аргументы проиллюстрируйте примерами, результаты оформите о в форме таблицы и дайте комментарий со ссылкой на правовые акты.

 

Рабочий материал к теме 2.2

Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в новой редакции

Проект приказа Минобрнауки России от 09.07.2017

http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56619643/#ixzz5BQbQD86N

(Извлечение)

II. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

<…>9. Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования представляют собой ценностные ориентации, установки, личностные качества и обусловленные ими устойчивые характеристики деятельности знания, умения, способности. Их формирование и развитие происходит в единстве учебной и воспитательной деятельности образовательной организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями и принятыми в обществе правилами и нормами поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Личностные результаты включают:

9.1. Личностные результаты, отражающие сформированность у обучающихся социально значимых понятий, усваиваемых в единстве урочной и воспитательной деятельности по следующим направлениям:

понятия о назначении и взаимосвязях объектов окружающей человека социальной действительности (от личности и ее ближайшего окружения до страны и мира), о свободах личности и окружающего ее общества для комфортности личного и общественного пространства в жизнедеятельности человека и его межличностных отношениях, о субъективном и историческом времени в сознании человека;

понятия об обществе и человеке в нем, об основных правах и свободах человека в демократическом обществе, о значении взаимопомощи и дружбы между людьми и народами, о социальных нормах отношений и поведения, о роли различных социальных объектов в жизни человека (от семьи до государственных органов), о социальной обусловленности и значимости внутреннего духовного мира человека, о труде и выборе профессии как условии сохранения и поддержания качества жизни общества и человека в нем, о правилах безопасности для сохранения жизни, физического и психо-социального здоровья человека;

понятия об отношениях человека и природы, о сущности, месте и роли человека в природной среде, о сохранении биосферы, об адаптации человека к природным условиям и использовании своих знаний для построения разумных отношений с окружающей средой, о природе как источнике производственной активности и основе материального труда человека;

понятия о научной картине мира, о сущности закономерностей развития природы и общества, о понимании этих закономерностей как условии формирования осознанной жизненной позиции личности, её социально-политических, нравственных и эстетических взглядов и идеалов;

понятия о художественно-эстетической картине мира как личном видении действительности, выраженном языком искусства, о роли искусства в жизни человека и общества, о важности различения прекрасного и безобразного в жизни человека, об образном мышлении человека, о значимости художественной культуры народов России и стран мира.

9.2. Личностные результаты, отражающие сформированность у обучающихся системы позитивных ценностных отношений и имеющих очевидную социальную значимость навыков, умений и способностей, в соответствии с направлениями:

уважение к историческим символам и памятникам Отечества, ценностного отношения к достижениям и традициям своей Родины - России, своего родного края, своей семьи; неравнодушия к проблемам их развития, установки на посильное участие в их делах и заботах, стремления к развитию своей этнической и общенациональной (российской) социокультурной идентичности на основе познания истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; установок на межнациональное общение в духе дружбы, равенства и взаимопомощи народов, уважения к традициям и культуре своего и других народов (патриотическое воспитание и формирование российской идентичности);

уважение к правам человека, к мнениям других людей, к их убеждениям, к их действиям, не противоречащим законодательству; коммуникативной компетентности - стремления и способности вести диалог с другими людьми, достигать взаимопонимания и находить конструктивные выходы из конфликтных ситуаций в общении и совместной деятельности со сверстниками и взрослыми при решении образовательных, общественно полезных, учебно-исследовательских, творческих, проектных и других задач; развитость активной гражданской позиции на основе опыта деятельностного отношения к современным общественно-политическим процессам, происходящим в России и мире, участия в школьном самоуправлении, в решении проблем, затрагивающих права и интересы обучающихся, в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных этнокультурных и социально-экономических особенностей; принятие принципов взаимопомощи, социальной справедливости, правосознания, соблюдения дисциплинарных правил, установленных в образовательной организации (гражданское воспитание);

неприятие нарушений нравственных и правовых норм, в том числе проявления коррупции, в своем поведении и поведении других людей; неприятие идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признаками других негативных социальных явлений, развитие компетентности в решении моральных проблем на основе поведенческих предпочтений в пользу нравственно-этических норм в ситуациях выбора; осознанного отношения к собственным поступкам в соответствии с традиционными нравственными ценностями российского общества и индивидуальными смысло-жизненными ориентирами; выраженность у обучающихся доброжелательности и отзывчивости, готовности прийти на помощь человеку, оказавшемуся в трудной ситуации, соблюдение этических правил отношений с противоположным полом, со старшими и младшими, (духовно-нравственное воспитание);

развитие у обучающихся основ эстетического сознания через заинтересованное освоение художественного наследия народов России и мира; творческой деятельности эстетического характера, этнических культурных традиций и народного творчества; понимание важности соблюдения языковой культуры и систематического чтения как средства познания мира и себя в нем; принятие обучающимися необходимости следования в повседневной практике эстетическим ценностям, соответствующим культурным традициям (приобщения к культурному наследию);

сформированность заинтересованности в расширении знаний об устройстве мира и общества; интереса к самопознанию; к творческой деятельности; готовности к саморазвитию и самообразованию; способность к адаптации в динамично изменяющейся социальной и информационной среде; освоение основ целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, общественной практики и индивидуальному своеобразию обучающихся (популяризация научных знаний);

сформированность ответственного отношения к жизни и установки на здоровый образ жизни, исключающей употребление алкоголя, наркотиков, курение, нанесение иного вреда здоровью и направленный на физическое самосовершенствование на основе подвижного образа жизни, занятий физической культурой и спортом; навыков безопасного и здорового образа жизни, в первую очередь, санитарно-гигиенических, связанных с правильным питанием; необходимости самозащиты от информации, причиняющей вред здоровью и психическому развитию, в том числе, в Интернет-среде (физическое воспитание и формирование культуры здоровья);

стремления к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования с учетом многообразия мира профессий, профессиональных предпочтений и участия в профориентационной деятельности; сформированность уважения к людям труда и их трудовым достижениям, к результатам труда других людей, в том числе, бережного отношения к личному и школьному имуществу, уважительного отношения к труду на основе опыта заинтересованного участия в социально значимом труде (трудового воспитание);

формирование основ экологической культуры, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; формирование нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии (экологическое воспитание);

9.3. Личностные результаты освоения адаптированной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:

способность к социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе при реализации возможностей коммуникации на основе словесной речи (включая устную коммуникацию), а также, при желании, коммуникации на основе жестовой речи с лицами, имеющими нарушения слуха;

2) для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

владение навыками пространственной и социально-бытовой ориентировки;

умение самостоятельно и безопасно передвигаться в знакомом и незнакомом пространстве с использованием специального оборудования;

способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

3) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:

формирование умения следовать отработанной системе правил поведения и взаимодействия в привычных бытовых, учебных и социальных ситуациях, удерживать границы взаимодействия;

знание своих предпочтений (ограничений) в бытовой сфере и сфере интересов.

10. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) овладение универсальными учебными действиями:

ставить познавательную задачу на основе задачи практической деятельности;

ставить познавательную задачу, обосновывая ее ссылками на собственные интересы, мотивы, внешние условия;

ставить учебные задачи на основе познавательных проблем;

распределять время на решение учебных задач;

выбирать способ решения задачи из известных или выделять часть известного алгоритма для решения конкретной учебной задачи;

обосновывать выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

планировать и реализовывать способ достижения краткосрочной цели собственного обучения с опорой на собственный опыт достижения аналогичных целей;

преобразовывать известные модели и схемы в соответствии с поставленной задачей;

строить модель\схему на основе условий задачи и (или) способа решения задачи;

создавать элементарные знаковые системы в соответствии с поставленной задачей, договариваться об их использовании в коммуникации и использовать их;

самостоятельно контролировать свои действия по решению учебной задачи, промежуточные и конечные результаты ее решения на основе изученных правил и общих закономерностей;

объяснять\запрашивать объяснения учебного материала и способа решения учебной задачи;

делать оценочные выводы (отбирать алгоритмы и объекты по заданным критериям для применения в конкретной ситуации);

делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;

строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

2) овладение регулятивными действиями:

выбирать технологию деятельности из известных или выделять часть известного алгоритма для решения конкретной задачи и составлять план деятельности;

планировать ресурсы для решения задачи\достижения цели;

самостоятельно планировать и осуществлять текущий контроль своей деятельности;

оценивать продукт своей деятельности по заданным и(или) самостоятельно определенным в соответствии с целью деятельности критериям;

вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта\результата;

формулировать отношение к полученному результату деятельности;

оценивать степень освоения примененного способа действия и его применимость для получения других персонально востребованных результатов;

указывать причины успехов и неудач в деятельности;

называть трудности, с которыми столкнулся при решении задачи и предлагать пути их преодоления \ избегания в дальнейшей деятельности.

3) овладение умениями работать с информацией:

указывать, какая информация (о чем) требуется для решения поставленной задачи деятельности;

характеризовать\оценивать источник в соответствии с задачей информационного поиска;

реализовывать предложенный учителем способ проверки достоверности информации\способ разрешения противоречий, содержащихся в источниках информации;

считывать информацию, представленную с использованием ранее неизвестных знаков (символов) при наличии источника, содержащего их толкование;

переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

создавать вербальные, вещественные и информационные модели для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

самостоятельно формулировать основания для извлечения информации из источника (в том числе текста), исходя из характера полученного задания, ранжировать основания и извлекать искомую информацию, работая с двумя и более сложносоставными источниками, содержащими прямую и косвенную информацию по двум и более темам, в которых одна информация дополняет другую или содержится противоречивая информация;

указывать на обнаруженные противоречия информации из различных источников;

систематизировать извлеченную информацию в рамках сложной заданной структуры;

самостоятельно задавать простую структуру для систематизации информации в соответствии с целью информационного поиска;

извлекать информацию по заданному вопросу из статистического источника, исторического источника, художественной литературы;

проводить мониторинг СМИ по плану в соответствии с поставленной задачей;

находить требуемый источник с помощью электронного каталога и поисковых система Интернета;

самостоятельно планировать и реализовывать сбор информации посредством опроса (в т.ч. экспертного интервью);

излагать полученную информацию в контексте решаемой задачи;

воспринимать требуемое содержание фактической и оценочной информации в монологе, диалоге, дискуссии, письменном источнике, извлекая необходимую оценочную информацию (позиции, оценки, мнения);

выделять главные и второстепенные признаки, давать определение понятиям;

осуществлять логические операции по установления родовидовых отношений, ограничению понятия, устанавливать отношение понятий по объему и содержанию;

выделять признаки по заданным критериям;

структурировать признаки объектов (явлений) по заданным основаниям;

обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

обобщать (резюмировать) полученную информацию;

делать вывод на основе полученной информации\делать вывод (присоединяется к одному из выводов) на основе полученной информации и приводить несколько аргументов или данных для его подтверждения\приводить аргументы, подтверждающие вывод;

ссылаться на мнения и позиции иных субъектов в обоснование собственного решения, обосновывая адекватность источника;

сопоставлять объекты по заданным критериям и делать вывод о сходствах и различиях;

проводить сравнительный анализ объектов (явлений) в соответствии с заданной целью, самостоятельно определяя критерии сравнения в соответствии с поставленной задачей;

объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

анализировать художественный текст;

вербализовывать эмоциональное впечатление, полученное от работы с источником (текстом);

резюмировать главную идею текста;

устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

указывать на информацию, полученную из источника, которая подтверждает, дополняет или противоречит предыдущему опыту обучающегося, объясняя связь полученной информации и предыдущего опыта познавательной и \ или практической деятельности.

4) овладение коммуникативными универсальными учебными действиями:

самостоятельно договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

следить за соблюдением процедуры обсуждения, обобщать и фиксировать решение и\или оставшиеся нерешенными вопросы в конце работы;

задавать вопросы на уточнение и понимание идей друг друга;

сопоставлять свои идеи с идеями других членов группы;

развивать и уточнять идеи друг друга;

распределять обязанности по решению познавательной задачи в группе;

осуществлять взаимоконтроль и коррекцию деятельности участников группы в процессе решения познавательной задачи;

отбирать содержание и определять жанр выступления в соответствии с заданной целью коммуникации и целевой аудиторией;

использовать паузы, интонирование и вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

соблюдать нормы публичной речи и регламент;

адекватно использовать средства речевой выразительности: риторический вопрос, парантеза, риторическое восклицание, умолчание, аппликация, каламбур, аллегория, метафора, синекдоха, анафора, эпифора, градация, оксиморон, ирония, гипербола \ литота;

использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные \ отобранные под руководством учителя;

работать с вопросами, заданными на понимание, уточнение, в развитие темы и на дискредитацию позиции. Высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием \ неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога;

оформлять свою мысль в форме стандартных продуктов письменной коммуникации, самостоятельно определяя жанр и структуру письменного документа (из числа известных учащемуся форм) в соответствии с поставленной целью коммуникации и адресатом.

11. Метапредметные результаты освоения адаптированной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:

владение навыками определения и исправления специфических ошибок (аграмматизмов) в письменной и устной речи;

2) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:

формирование способности планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;

формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения результата при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;

формирование умения выполнять действия по заданному алгоритму или образцу при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;

формирование умения оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными эталонами при организующей помощи тьютора;

формирование умения адекватно реагировать в стандартной ситуации на успех и неудачу, конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха при организующей помощи тьютора;

развитие способности самостоятельно обратиться к педагогическому работнику (педагогу-психологу, социальному педагогу) в случае личных затруднений в решении какого-либо вопроса;

формирование умения активного использования знаково-символических средств для представления информации об изучаемых объектах и процессах, различных схем решения учебных и практических задач при организующей помощи педагога-психолога и тьютора;

развитие способности самостоятельно действовать в соответствии с заданными эталонами при поиске информации в различных источниках, критически оценивать и интерпретировать получаемую информацию из различных источников.<….>  

 

РАЗДЕЛ 2

«ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОБРАЗОВАНИИ»

Тема 2.1. Источники международного образовательного права

См. Вспомогательный материал к теме 2.1;

Скоробогатов А. В. Нормативно-правовое обеспечение образования – С. 233 – 257;

Шкатулла В. И. Образовательное право России.– Главы 22 – 24.

План

1. Основные правовые акты ООН об образовании.

2. Документы Совета Европы об образовании. Болонский процесс.

3. Документы Содружества Независимых Государств (СНГ). Модельные законы.

 

Основные понятия: дискриминация (в области образования), Болонский процесс, принципы Болонского процесса, непрерывное образование, интернационализация образования, единое образовательное пространство, задачи образования для 21 века, модельный закон, квалификация (п.5 ст.2 ФЗ-283).

Цель изучения:

ознакомление с международно-правовыми актами и общепризнанными нормами международного образовательного права.

Задачи:

-усвоить названия и положения основных документов, основные понятия международного образовательного права, ориентиры (принципы) Болонского процесса;

- выявить международные стандарты права на образование (в том числе, права детей и инвалидов) в соотнесении с законодательством об образовании РФ;

-проанализировать требования к профессиональной деятельности и организации образовательного процесса;

-рассмотреть явления, характеризующие интернационализацию образования;

- оценивать действия участников образовательных отношений в соотнесении общепризнанными нормами международного образовательного права.

 

Международное образовательное право – отрасль международного права, включающая международные договоры. Термин «договор» означает международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом. Международные договоры:

а) имеют различные формы и названия (соглашения, конвенции, пакты, протоколы, письма, ноты, уставы, рекомендации и др.);

б) формируются основными субъектами международного права (государствами) посредством согласования интересов и позиций.

Международно-правовые нормы – общеобязательные правила деятельности и взаимоотношений – отличаются от норм внутригосударственных:

1) создаются (индивидуально или коллективно) самими государствами в результате согласования и адресованы также самим государствам;

2) формой закрепления норм являются не властные предписания (законы), а источники, соответствующие согласительному характеру правил поведения;

3) такие источники (договор, обычай, акты международных конференций и международных организаций) имеет добровольный характер их реализации.

«Конвенция » – термин, обозначающий двусторонние и многосторонние договоры с участием большого числа сторон.

Термин «устав» (или «хартия») употребляется для обозначения особо официальных и торжественных документов международной организации.

Термином «протокол» обозначаются соглашения менее официального характера, чем конвенции. Документ может содержать толкование отдельных положений договора, либо положения, вносящие изменения в него.

«Факультативный протокол» предусматривает дополнительные к соглашению права и обязательства (например, «Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии» 2000 г.).

Термин «декларация» чаще употребляется для обозначения различных международных документов, которые изначально не являются юридически обязательными, а лишь провозглашают определенные чаяния. Например, Декларация ООН об образовании и подготовке в области прав человека (2011г.) провозглашает:

 «Образование и подготовка в области прав человека охватывают все виды воспитательной, профессионально-образовательной, информационной, просветительской и учебной деятельности, направленной на поощрение всеобщего уважения и соблюдения всех прав человека и основных свобод» – ст. 2).

В то же время положения некоторых деклараций могут приобретать со временем обязательный характер нормы (Например, Всеобщая декларация прав человека1948 г.).

 

По сфере действия международно-правовые нормы подразделяются на:

1) универсальные – нормы, регулирующие отношения между подавляющим большинством субъектов международного права.

2) региональные – нормы, которые не должны противоречить универсальным нормам и создаются для обеспечения благоприятных условий сотрудничества в отдельном регионе (показателен в этом плане Европейский союз).

3) локальные – нормы, регулирующие отношения между субъектами международного права одного региона, или касающиеся ограниченного числа субъектов.

Международные нормы относят право на образование к категории общепризнанных стандартов, осуществление которых государства обязуются постепенно обеспечить (ст. 2 «Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах»).

Международное образовательное право включает различные группы норм, регламентирующие образовательные отношения:

––о статусе образовательных учреждений;

––о положении учителей, преподавателей;

––о положении обучающихся (детей, студентов, инвалидов);

––о признании учебных курсов, дипломов, квалификаций;

––о целях, задачах, содержании, условиях образования;

––о стандартах, о разрешении разногласий и др.

Вопросы и задания:

(выполняется в тетради для самостоятельной работы)

1. Перечислите: а) основные правовые акты международного образовательного законодательства; б) договорные виды правовых актов, принимаемых ЮНЕСКО.

2. Какие международные стандарты права на образование содержатся в правовых актах ООН? –––– Иллюстрируйте 3-4 примерами со ссылкой на правовой акт.

3. Дайте анализ определения  понятия «дискриминация» в области образования (см. «Конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования»). Какой признак отличает дискриминацию в образовательных отношениях от дискриминации, возможной в других общественных отношениях?

 а) иллюстрируйте примером из школьной жизни дискриминационные действия в педагогическом взаимодействии с классом, или отдельными учащимися.

- приведите типичную ситуацию нарушения равенства возможностей и равного ко всем отношения, спровоцированную действиями педагогов /учителя, классного руководителя и т.д./

- дайте комментарий со ссылкой на правовые акты.

б) является ли дискриминацией запрет на ношение хиджабов в государственных и муниципальных школах РФ?

- Аргументируйте свою позицию ссылками на конкретные международные и внутригосударственные нормы и документы.

4. Назовите международные стандарты прав инвалидов на образование со ссылкой на правовой акт.

5. Какие направления международно-правовой регламентации положения учителей Вы можете назвать?

6. Как следует понимать выражение «единое образовательное пространство»? Назовите акты, которые явились основой формирования единого образовательного пространства на европейском и постсоветском пространстве.

7. Что такое «Болонский процесс»? Назовите а) основные документы Болонского процесса; б) принципы (ориентиры) Болонской декларации, которые реализуются в РФ.

8. Какие признаки интернационализации образования и основные задачи образования для 21 века Вы можете назвать? –см. Вспомогательный материал

9. В каких целях, формах и направлениях осуществляется международное сотрудничество в сфере образования (ст. 105 ФЗ-273)?

 

10. Составьте аннотированный перечень основных правовых актов международного образовательного законодательства (задание 10 обязательно для всех).

Аннотация (от лат. annotatio – замечание) – предельно сжатая характеристика материала, информация о затронутых в источнике вопросах: о чём текст документа, в чём его особенность в сравнении с другими, родственными по тематике и назначению текстами?

Основная функция: представление запрошенной информации о документе, его особенностях в справочных целях. Аннотация не раскрывает содержания текста документа, не цитирует его, а даёт общее представление о структуре и содержании самого источника информации.

Структура:

1) Описание, дающее исходную информацию о первичном документе (реквизиты): полное название документа, год, место, дата принятия;

2) Текст аннотации документа из 3-4 предложений, который не повторяет, а дополняет информацию, данную в описании, включает основные сведения. Если документ содержит только отдельные статьи об образовании, то аннотируются эти статьи, а не весь тест документа.

Содержание

Если в документе встречается новая или редко употребляемая терминология, значимое положение, то в аннотации может сообщаться об этом. Следует избегать абзацев внутри аннотации, пробелов, фраз, не несущих основной информации; исключать вводные слова, вводные и придаточные предложения. Рекомендуемый объем аннотации – 500 печатных знаков (аннотация, содержащая менее знаков, не проверяется).

Составление текста аннотации (аннотирование) – процесс самостоятельной переработки студентом первичных документов и сведений о них с целью анализа и извлечения необходимых сведений (а не копирование чужих текстов). Поэтому аннотация даёт представление об уровне аналитической деятельности студента, о степени понимания текста правового содержания, употребляемой терминологии.

Типичные ошибки: длинноты (избыточность информации), повторы, пересказ содержания, включение второстепенных деталей, включение информации и документов, не отвечающих заданной теме, повторение информации, содержащейся в названии документа.

Аннотированный перечень основных правовых актов международного образовательного законодательства включает запись аннотированных студентом не менее 6- 8 документов заданной тематики.

Требования к оформлению задания 10: вложенный в тетрадь печатный вариант (шрифт – Times New Roman, кегль – 14, поля стандартные: слева – 3 см, справа – 1,5 см, сверху и снизу – по 2 см.) с указанием автора в верхнем правом углу.

Критерии оценивания:

1. Точность передачи запрошенной информации.

2. Соблюдение структуры информативной аннотации.

3. Языковая грамотность (лексическая, орфографическая, синтаксическая).

4. Соблюдение стиля  и формата аннотации.

5. Правильность употребления специальной терминологии.

 

Вспомогательный материал к теме 2.1

1. Основные правовые акты ООН об образовании.

Насчитывается несколько сотен источников международного права, принятых непосредственно по вопросам образования, либо содержащих отдельные нормы. Более 30 крупных источников положили начало международному образовательному праву. Основы международных стандартов права на образование сформулированы в документах ООН. Международно-правовые нормы содержатся в документах, принятых:

1) Ассамблеей Организации Объединенных наций (ООН)

2) специализированными учреждениями ООН:

 – Организацией объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО)

– Международной организацией труда (МОТ);

3) региональными международными организациями – Советом Европы, Содружеством Независимых Государств (СНГ).

Функции координации по развитию образования в современном мире выполняет ЮНЕСКО (UNESCO – United Nations Educational, Scientific and CulturalOrganization).

ЮНЕСКО занимается нормотворческой деятельностью, публикацией книг, монографий, справочных материалов по образованию. Среди периодически выпускаемых материалов: «Статистический ежегодник ЮНЕСКО», «Обучение за рубежом», «Всемирный справочник по образованию», «Перспективы».

«Всемирный доклад по образованию», выпускаемый с 1991 года каждые два года, содержит статистические материалы, обзоры и анализ мировых тенденций в образовании. Раз в два года проводятся международные конференции по образованию.

Вопросами образования занимаются региональные бюро в Москве, ряд глобальных институтов и центров ЮНЕСКО, в числе которых:

× Международное бюро просвещения в Женеве,

× Международный институт планирования образования ЮНЕСКО в Париже и Буэнос-Айресе,

× Институт ЮНЕСКО по обучению на протяжении всей жизни в Гамбурге,

× Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании в Москве,

× Международный центр ЮНЕСКО по техническому и профессиональному образования и подготовке в Бонне.

Виды правовых актов, которые принимаются ЮНЕСКО: конвенции, рекомендации, хартии, протоколы, соглашения, договоры, декларации, меморандумы, уставы и т. д.

Особое значение в международно-правовом регулировании образования отводится принципу уважения прав человека и основных свобод. В области прав человека и основных свобод государства-участники обязаны действовать в соответствии с целями и принципами Устава ООН и Всеобщей декларации прав человека: уважать и соблюдать права человека и основные свободы для всех, без различия расы, пола, языка, религии.

К основным правам человека, согласно общепризнанным нормам международного права, относится право  человека  на  образование. Нормы международного права выступают гарантом конституционных и иных законных прав и свобод граждан.

В соответствии со ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы РФ. «Особенно велика роль этих норм, - как отмечает Д. А. Ягофаров, - в двух случаях: при осуществлении международного сотрудничества и при защите прав и законных интересов граждан и иных лиц от посягательств со стороны государства, его органов и должностных лиц».

В РФ международное сотрудничество в сфере образования регулируется нормами образовательного законодательства (ст. 105, 106, 107 ФЗ-273), которое формируется на основе международно-правовых актов и договоров.

Основы международных стандартов права на образование сформулированы в документах ООН ( http://www.un.org/ru/sections/general/documents/ ) Важнейшие нормы универсального уровня содержатся в следующих международно-правовых актах:

Устав ООН(1945)

Глава IX. Международное экономическое и социальное сотрудничеств, ст. 55:

ООН содействует

а) повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития;

b) разрешению международных проблем в области экономической, социальной, здравоохранения и подобных проблем; международному сотрудничеству в области культуры и образования;

с) всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

Всеобщая декларация прав человека (1948)

Согласно ст. 26, образование призвано решить четыре взаимосвязанных задачи:

1) способствовать полноценному развитию человеческой личности;

2) воспитывать у обучающихся глубокое уважение к правам человека и основным свободам;

3) содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами;

4) содействовать деятельности ООН по поддержанию мира.

Пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966)

«Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие» (ст. 1).

Документ придает основополагающее значение праву личности на образование, впервые уравнивает его и другие экономические, социальные и культурные права с политическими и гражданскими.

Согласно ст. 13 образование должно быть направлено на полное развитие человеческой личности и дать возможность всем быть полезными участниками свободного общества.

Для полного осуществления этого права начальное образование должно быть обязательным и бесплатным для всех, среднее образование должно быть открытым и доступно для всех – путем, в частности, постепенного введения бесплатного образования.

Пакт называет конкретные направления, по которым каждое государство обязуется развивать образование в соответствии с задачами, поставленными Всеобщей декларацией прав человека. Среди них – обязанность государств обеспечить постепенное введение бесплатного высшего образования, сделав его "одинаково доступным для всех на основе способностей каждого"; установление удовлетворительной системы стипендий; постоянное улучшение материальных условий преподавательского состава.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 229.