Международно-правовые акты защиты детей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Источники международного права в области защиты прав ребёнка представлены международными соглашениями, двусторонними и многосторонними договорами («конвенция»); актами органов международных организаций и международных конференций («резолюция», т.е. принятое решение; «устав»; «протокол»).

Проблема обеспечения и защиты прав детей одинаково актуальна для международного права и внутригосударственного законодательства.

На международно-правовом уровне, как отмечает А. X. Абашидзе, вначале появились декларации о правах ребенка и отдельные статьи о правах детей в различных конвенциях о правах человека; затем были приняты специальные конвенции о правах ребенка на универсальном и региональных уровнях.

На необходимость международно-правовой защиты прав детей мировое сообщество обратило внимание в период деятельности Лиги Наций. В 1924 г. была принята Женевская декларация прав ребенка. Первым актом ООН, касающимся прав детей, стала Декларация прав ребенка 1959 г., в которой содержится 10 принципов, закрепляющих основные права и свободы ребёнка (см. Приложение 1).

Декларация 59г. провозгласила:

«Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка» (п. 2).

В декларации 59 г., во Всеобщей декларации прав человека, в международных пактах 1966г. по правам человека дети признаются объектом особой защиты

.

Основные международно-правовые акты, гарантирующие особую защиту детей:

Конвенция о правах ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН 5 декабря 1989 г.). Ратифицировали – 194 государства, т.е. приняли на себя обязательства по её исполнению, среди которых нет США, Сомали, Южного Судана (ратификация – утверждение договора высшим органом государственной власти, в результате чего он приобретает обязательную силу).

Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении, на национальном и международном уровнях (принята Резолюцией 41/85 Генеральной Ассамблеи ООН от 3 декабря 1986 г.).

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (Нью-Йорк, 30 сентября 1990 г.)

В декларации говорится о том, что многие дети во всем мире подвергаются опасностям, которые препятствуют их росту и развитию: дети страдают от нищеты, болезней, жестокости, насилия и отсутствия образования. Чтобы решать эти проблемы, участники встречи договорились объединить свои возможности – средства и знания – для защиты детей, облегчения их страданий и содействия всестороннему развитию их человеческого потенциала.

 • Конвенции о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления (Гаага, 29 мая 1993 г.);

Европейская социальная хартия (1961 г., вступила в силу в 1965 г., пересмотрена в 1996 г.);

• Рекомендация 1286 Парламентской ассамблеи Совета Европы «О европейской стратегии в защиту детей» (принята на сессии 1996 г.);

• Декларация и план действий «Мир, пригодный для жизни детей» (приняты Резолюцией S–27/2 специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН от 10 мая 2002 г.).

«Мир, пригодный для жизни детей», определяется в документе через понятия образование, развитие, безопасная среда:

«…это такой мир, в котором все дети получают наилучшие возможные условия в начале жизни и имеют доступ к качественному базовому образованию, включая начальное образование, которое является обязательным и бесплатным для всех, и в котором все дети, в том числе подростки, имеют широкие возможности для развития своих индивидуальных способностей в безопасной и благоприятной среде».

Содействие физическому, психологическому, духовному, социальному, эмоциональному, познавательному и культурному развитию детей утверждается в Плане действий (составная часть документа) в качестве приоритета.

Задача обеспечения качественного образования – важнейший приоритет, поскольку образование – подчёркивается в документе – является «ключевым фактором» в поощрении демократии, мира, терпимости и развития.

Вместе с тем в 21 веке человечество стоит перед необходимостью решения острых проблем в образовании детей:

 «… свыше 100 миллионов детей младшего школьного возраста, в большинстве своем девочки, не посещают школу. Занятия с миллионами других детей в переполненных, не отвечающих требованиям санитарии и плохо оснащенных классах ведут неподготовленные и низкооплачиваемые учителя. И одна треть всех детей не заканчивают пяти классов школы, т.е. не достигают минимального необходимого уровня базовой грамотности», – констатируется в тексте документа.

Конвенция о правах инвалидов (принятая резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г.).

Этот акт стала самым значимым международным документом в области защиты прав лиц с ограниченными возможностями, в том числе прав детей. Статья 24 Конвенции гласит: «Государства-участники признают право инвалидов на образование.

В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни».

Идеи и принципы защиты прав ребёнка нашли выражение в различных международных правовых актах регионального уровня:

 Африканская хартия прав и основ благосостояния ребенка 1990 г., Пакт Организации исламского сотрудничества о правах детей в исламе 2005 г. и др.

1. Характеристика Конвенции о правах ребенка.

Принятая ООН 5 декабря 1989 г. Конвенция о правах ребенка – наиболее универсальный международно-правовой документ (см. Приложение 2), в котором закреплены минимальные стандарты прав ребенка и обязательства государств уважать и гарантировать эти права. Документ уникален тем, что охватывает самый широкий круг вопросов, касающихся законных прав и условий существования детей.

«Ребенком» признаётся каждое лицо в возрасте до 18 лет, если национальным законодательством не установлен другой возраст достижения совершеннолетия.

Основная цель Конвенции – максимальная защита интересов ребенка. Она призывает государства-участники создавать условия, при которых дети смогут принимать активное и творческое участие в жизни общества.

 В документе нашли выражение четыре основные идеи:

! развитие, выживание, защита ребёнка, идея его активного участия в жизни общества.

Автором первоначального проекта Конвенции был польский профессор-международник Адам Лопатка. Под эгидой ООН 10 лет продолжалась работа над текстом документа, который содержит 54 статьи. В них детализируются индивидуальные права детей на полное развитие своих возможностей в условиях, исключающих голод, нужду, жестокость, эксплуатацию и другие формы злоупотреблений.

 Нормы, зафиксированные в Конвенции, служат для государств ориентиром при разработке собственных программ в отношении детей, определяют задачи государства, его роль в защите прав детей, а также права ребенка как субъекта международного права.

Охватывая весь комплекс прав человека, Конвенция признает:

! осуществление одного права неотделимо от осуществления других.

Свобода, необходимая ребенку для развития способностей, зависит, согласно документу, от

 –здоровой и безопасной окружающей среды,

–наличия доступа к здравоохранению и

–обеспечения минимальных норм в отношении питания, одежды и жилища.

Конвенция расширяет рамки прав человека:

· защищает детей от всех форм эксплуатации,

· рассматривает вопрос о детях представителей национальных меньшинств и групп коренных народов,

· поднимает проблемы злоупотребления наркотиками и отсутствия заботы о детях,

· содержит конкретные положения о защите прав детей, вовлеченных в преступную деятельность;

· признает первостепенную роль семьи и родителей в заботе о детях и их защите, а также обязанность государства помогать им в выполнении этой роли.

 

В отличие от всех предшествовавших международных актов по правам ребенка, Конвенция ООН ввела ряд новых прав:

v на выживание и развитие;

v на сохранение индивидуальности;

v на свободное выражение своих взглядов;

v на неучастие в военных действиях;

v на физическое и психологическое восстановление, социальную реинтеграцию жертв злоупотреблений и эксплуатации.

 

Исходные положения Конвенции:

-несовершеннолетние, ввиду умственной и физической незрелости, имеют право на специальную охрану, заботу, защиту, помощь;

- вместе с тем, они не только объекты воздействия воспитателей, но и субъекты взаимодействия с ними, обладатели прав и возможностей их самостоятельного осуществления;

- в решении любых вопросов, связанных с интересами несовершеннолетних, приоритет отдаётся наилучшему обеспечению интересов ребёнка;

- семья рассматривается как естественная среда для развития и благополучия детей и обеспечивается защитой и заботой государства с тем, чтобы реализовать свои обязанности;

- целью воспитания является подготовка к самостоятельной жизни в обществе в духе идеалов, провозглашенных ООН: в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства, солидарности; традиций и культурных ценностей каждого народа;

- должно проявляться особое внимание к несовершеннолетним, находящимся в трудных (неблагополучных) условиях.

! К общим принципам Конвенции, регулирующим толкование и реализацию всех прав ребенка, относятся

Ø принцип наилучшего обеспечения интересов ребенка (п.1ст.3)

Ø принцип недискриминации (ст.2)

Ø принцип выживания и развития ребёнка (ст.6)

Ø принцип свободного выражения взглядов в соответствии с возрастом и зрелостью ребёнка (ст.12).

По мнению специалистов, фундаментальный правовой принцип, который следует использовать при толковании всех прав ребенка – принцип наилучшего обеспечения интересов ребенка, определяющий роль детей при вынесении любых затрагивающих их жизнь решений. «Если возможны разные толкования того или иного юридического положения, следует опираться на то толкование, которое наиболее эффективным образом отвечает наилучшим интересам ребенка» (Кабанов В. Л. К вопросу о концептуальном содержании принципа наилучших интересов ребёнка в международном праве // Евразийский юридический журнал. – 2014. – № 10. – С. 65-68).

Согласно п.1 ст.3 Конвенции, во всех действиях в отношении детей «первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка». Прямые ссылки на обеспечение наилучших интересов ребенка приводятся и в других статьях Конвенции: ст. 9,10,20,21,37,40.

Таким образом, ребенок наделяется правом на то, чтобы его законные интересы оценивались и принимались во внимание в качестве первоочередного соображения.

! Любое принятие решения, затрагивающего конкретного ребенка (группу детей), должно включать в себя оценку возможного воздействия (позитивного или негативного) такого решения на ребенка (или детей).

С учётом указанного принципа должны реализовываться и три других принципа.

Согласно принципу недискриминации, дети должны пользоваться своими правами независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его или родителей /законных опекунов/, или иных обстоятельств.

Таким образом, при реализации принципов Конвенции субъектам всех сфер деятельности, затрагивающих детей, надлежит:

v учитывать универсальный, взаимосвязанный характер прав детей

v признавать детей в качестве лиц, наделенных правами

v учитывать обязательство защищать и осуществлять все права, закрепленные в Конвенции;

v учитывать последствия действий, касающихся развития ребенка.

Краткий перечень основных прав и свобод ребёнка,

изложенных в Конвенции

 

1. Ребенок – это несовершеннолетнее человеческое существо, которое не достигло 18 лет. Государства-участники Конвенции обязуются обеспечивать права несовершеннолетних и соблюдать их интересы, а также максимально, с учетом региональных особенностей, адаптировать свое законодательство для его соответствия международному праву. Родители должным образом обязаны руководить ребенком для его развития и жизнеобеспечения.

2. Ребенок имеет абсолютное право на жизнь. Каждое государство обязано максимально обеспечивать выживание несовершеннолетних людей. Ребенок должен при рождении быть зарегистрирован, иметь имя и гражданство. При этом государство должно уважать и обеспечивать сохранность самоидентификации.

3. Ребенок не должен быть разлучен с родителями, за исключением процедур, предусмотренных законом. Несовершеннолетний не может быть лишен контакта с родителями за исключением случаев, когда это вредит его интересам.

4. Не допускается незаконное перемещение детей между странами и их невозвращению на родину, для этого государства должны заключать международные соглашения и совместно обеспечивать безопасность несовершеннолетних людей.

5. Ребенок имеет право иметь и свободно формулировать собственное мнение, которое должно приниматься во внимание, но с учетом зрелости человека; имеет право на свободу совести, вероисповедания и мирных собраний. Несовершеннолетний должен иметь доступ к информации, возможность передавать ее другим людям; при этом доступ к вредной для него информации должен быть ограничен, а эти ограничения должны носить законный характер.

6. Вмешательство в личную и семейную жизнь, посягательство на имущество и репутацию несовершеннолетних недопустимо. 

7. За развитие ребенка несут ответственность родители или опекуны. Государства-участники оказывают им всестороннюю поддержку.

8. Ребенок должен быть всесторонне защищен то физического или психологического насилия, для чего необходимо принимать административные, законодательные и информационные меры.

9. Дети, которые остались без опеки родителей, должны опекаться государством; при этом законом должно признаваться и поощряться усыновление.

10. Отстающие в развитии дети должны иметь право на достойную жизнь и активное участие в жизни всего общества. Дети имеют право на самую лучшую медицинскую помощь. Уровень их жизни должен обеспечивать физическое, умственное, социальное и нравственное развитие.

11. У каждого ребенка есть право на образование. Начальное образование должно быть бесплатным. Права несовершеннолетнего человека из этнического или религиозного меньшинства не должны быть ограничены. У ребенка есть право на отдых и развлечения, участие в играх мероприятиях, соответствующих его возрасту. 

12. Государство обязуется всеми мерами защищать несовершеннолетних граждан от употребления наркотиков, психотропных веществ, от сексуального насилия и использования несовершеннолетних в порнографических материалах. Государство должно защищать детей от похищения, вовлечения в незаконную деятельность, от любых форм эксплуатации. Также несовершеннолетний не может быть подвергнут пыткам, не может быть приговорен к смертной казни или пожизненному заключению без права освобождения.

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 307.