В этом уникальном по охвату прав документе нормы международного образовательного права содержат ст. 28, 29. В них раскрываются содержание права ребёнка на образование, цели образования детей, закрепляются минимальные стандарты доступного, бесплатного и обязательного образования для детей, а также требования к его содержательным ориентирам, к педагогическим методам (см. Приложение к теме 2.1.2).
Конвенция, наряду с закреплением права ребенка на образование, предусматривает комплекс прав и свобод, призванных гарантировать реальное действие права на образование.
В частности, согласно специальной норме, ребенок вправе иметь уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Одновременно запрещается экономическая эксплуатация ребенка, поручение ему работы, представляющей опасность для здоровья или создающей препятствия в получении образования. На государство возлагается обязанность обеспечивать действие названного запрета, привлекать виновных к юридической ответственности и проводить иные мероприятия.
Конвенцией о правах инвалидов (2006)
Согласно данному источнику, образование должно быть направлено на:
• развитие умственных и физических способностей в самом полном объеме;
• обеспечение инвалидам возможности эффективно участвовать в жизни свободного общества;
• доступ инвалидов к образованию в местах своего непосредственного проживания, при котором обеспечивается разумное удовлетворение потребностей лица;
• предоставление эффективных мер индивидуальной поддержки в общей системе образования, облегчающих процесс обучения;
• создание условий для освоения социальных навыков;
• обеспечение подготовки и переподготовки педагогов.
Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования, 1960 г. (Вступила в силу для РФ 1 ноября 1962 г.) занимает важное место среди фундаментальных документов ЮНЕСКО по вопросам образования.
Поскольку дискриминация в области образования является нарушением прав, изложенных в Декларации прав человека, то «ЮНЕСКО должна, исходя из многообразия систем образования, принятых в отдельных станах, не только устранять всякую дискриминацию в области образования, но и поощрять всеобщее равенство возможностей и равное ко всем отношение в этой области», – гласит текст документа.
Согласно Конвенции, выражение дискриминация охватывает «всякое различие, исключение, ограничение или предпочтение по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, экономического положения или рождения, которое имеет целью или следствием уничтожение или нарушение равенства отношения в области образования». В частности, дискриминацией является:
a) Закрытие для какого-либо лица или группы лиц доступа к образованию любой ступени или типа;
b) Ограничение образования для какого-либо лица или группы лиц низшим уровнем образования;
c) Создание или сохранение раздельных систем образования или учебных заведений для каких-либо лиц или группы лиц, помимо отдельных случаев,
d) Положение, несовместимое с достоинством человека, в которое ставится какое-либо лицо или группа лиц.
В данном случае слово «образование» относится ко всем видам и уровням образования и включает доступ к образованию, качество образования, а также условия, в которых оно ведется.
В целях ликвидации или предупреждения дискриминации всех видов, подпадающей под определение, данное в настоящей Рекомендации, государствам-членам следует:
a) Отменить все законодательные постановления и административные распоряжения и прекратить административную практику дискриминационного характера в области образования;
b) Принять, если нужно, в законодательном порядке меры, необходимые для того, чтобы устранить всякую дискриминацию при приеме учащихся в учебные заведения;
c) Не допускать в том, что касается платы за обучение, предоставления стипендий и любой другой помощи учащимся-гражданам данной страны, а также разрешений и льгот, которые могут быть необходимы для продолжения образования за границей, никаких различий в отношении к учащимся со стороны государственных органов, кроме различий, основанных на их успехах или потребностях;
d) Не допускать в случаях, когда государственные органы предоставляют учебным заведениям те или иные виды помощи никаких предпочтений или ограничений, основанных исключительно на принадлежности учащихся к какой-либо определенной группе;
e) Предоставлять иностранным гражданам, проживающим на их территории, такой же доступ к образованию, как и своим гражданам.
Государствам-членам следует, кроме того, разрабатывать, развивать и проводить в жизнь общегосударственную политику, использующую соответствующие национальным условиям и обычаям методы для осуществления равенства возможностей и отношения в области образования и, в частности:
a) Сделать начальное образование обязательным и бесплатным; сделать среднее образование в различных его формах всеобщим достоянием и обеспечить его общедоступность; сделать высшее образование доступным для всех, на основе полного равенства и в зависимости от способностей каждого; обеспечить соблюдение предусмотренной законом обязательности обучения;
b) Обеспечить во всех государственных учебных заведениях равной ступени одинаковый уровень образования и равные условия в отношении качества обучения;
c) Поощрять и развивать подходящими методами образование лиц, не получивших начального образования или не закончивших его, и продолжение их образования, в соответствии со способностями каждого;
d) Обеспечить без дискриминации подготовку к преподавательской профессии.
Принципиальны следующие положения документа:
a) Образование должно быть направлено на полное развитие человеческой личности и на большее уважение прав человека и основных свобод; оно должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами и всеми расовыми или религиозными группами, а также развитию деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира;
b) Родители и в соответствующих случаях, законные опекуны должны иметь возможность,
во-первых, в рамках, определенных законодательством каждого государства, свободно посылать своих детей не в государственные, а в другие учебные заведения, отвечающие минимальным требованиям, предписанным или утвержденным компетентными органами образования, и,
во-вторых, обеспечивать религиозное и моральное воспитание детей в соответствии с их собственными убеждениями; никому в отдельности и ни одной группе лиц, взятой в целом, не следует навязывать религиозное воспитание, не совместимое с их убеждениями;
c) За лицами, принадлежащими к национальным меньшинствам, следует признавать право вести собственную просветительную работу, включая руководство школами, и, в соответствии с политикой каждого государства в области образования, использовать или преподавать свой собственный язык, при условии, однако, что:
1) Осуществление этого права не мешает лицам, принадлежащим к меньшинствам, понимать культуру и язык всего коллектива и участвовать в его деятельности и что оно не подрывает суверенитета страны,
2) Уровень образования в такого рода школах не ниже общего уровня, предписанного или утвержденного компетентными органами;
3) Посещение такого рода школ является факультативным.
Рекомендация МОТ/ЮНЕСКО о положении учителей (1966)
Педагогическая деятельность признаётся высококвалифицированной профессией, имеющей значение для всего общества и требующей от учителей глубоких знаний и особого мастерства, приобретенных и поддерживаемых в результате систематического и непрерывного образования. Она обязывает также иметь чувство личной и коллективной ответственности за образование учащихся и за обеспечение им наиболее благоприятных условий в учебных заведениях.
Условия работы учителей должны быть максимально благоприятными для эффективного обучения и должны позволять им полностью посвятить себя выполнению своих профессиональных задач. Оговариваются вопросы:
- отбор для обучения;
- требования к профессиональному образованию:
Целью программы подготовки учителей должно быть расширение общеобразовательной подготовки и повышение личной культуры каждого студента, овладение им умением обучать и воспитывать других, знанием принципов, лежащих в основе установления хороших человеческих отношений в национальном и международном плане, воспитание сознания необходимости содействовать как преподаванием, так и личным примером социальному, культурному и экономическому прогрессу.
Программы подготовки учителей должны включать в своей основе следующее:
a) общие дисциплины;
b) изучение основ философии, психологии, социологии в их связи с педагогикой, изучение теории и истории педагогики, сравнительной педагогики, школоведения, методики преподавания различных предметов и основ экспериментирования в области педагогики;
c)изучение предметов, относящихся к будущей области преподавания;
d) педагогическую практику по учебной, внеклассной и внешкольной работе под руководством высококвалифицированных преподавателей.
Предметом внимания и регламентации должны быть:
- усовершенствование учителей;
- условия работы и продвижение по работе, включая дисциплинарные меры за нарушение норм профессионального поведения, медицинские осмотры, особые условия для учительниц, имеющих семью;
- права и обязанности учителей;
- условия, необходимые для обеспечения эффективного процесса обучения:
число учащихся в отдельных классах, вспомогательный персонал, учебные пособия, продолжительность рабочего времени, ежегодные оплачиваемые отпуска, отпуска для повышения квалификации, специальные отпуска, отпуска по болезни и беременности, обмен учителями, школьные здания, специальные условия для учителей в сельских и отдаленных районах;
- заработная плата учителей, социальное страхование, медицинское обслуживание; пособия наследникам.
Общепризнанные нормы международного права по вопросам образования содержатся и в других документах.
2. Документы Совета Европы об образовании
Среди источников международного права по вопросам образования, устанавливаемым региональными международными сообществами, большое значение имеют акты, принятые Советом Европы, в состав которого с 1996 г. входит Российская Федерация:
Европейская конвенция о защите прав и основных свобод (ЕКПЧ), с дополнениями, внесенными одиннадцатью протоколами (Рим, 1950 г.).
В 1998 г. Россия приняла Европейскую конвенцию и на РФ стали распространяться обязательства по соблюдению прав человека. Поэтому, например, у нас был введён мораторий на смертную казнь, введена альтернативная воинская служба. Следует не путать Европейскую конвенцию с Международной конвенцией ООН – Всеобщей декларацией прав человека.
Развивая Всеобщую Декларацию прав человека, Протокол № 1 к Европейской конвенции провозглашает норму, согласно которой никому не может быть отказано в праве на образование. Особо подчеркивается, что участие государства в сфере образования не должно нарушать права родителей обеспечивать образование и обучение своих детей в соответствии со своими собственными религиозными и нравственными принципами.
Европейская конвенция внесла ряд новшеств в международное право. Она не только закрепила права человека, но и установила механизм их защиты. При Совете Европы были образованы Европейская комиссия по правам человека и Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) для организации действенного контроля за состоянием прав человека в европейских государствах.
ЕСПЧ – международный судебный орган, полномочия которого распространяются на государства, ставшие членами Совета Европы и принявшие Европейскую конвенцию. Основные статьи Европейской конвенции, по которым рассматривается большинство дел ЕСПЧ – это ст. 3 (запрет бесчеловечного или унижающего обращения), ст.8 (право на уважение частной и семейной жизни), ст. 10 (свобода выражения мнений).
ЕСПЧ рассматривал ряд дел по вопросам образования, в том числе о «законности» некоторых нормативных положений законов Бельгии об использовании языков в образовательном процессе; о применении телесных наказаний в школах Шотландии; об исключении из школы обучающегося, отказавшегося по религиозным соображениям участвовать в торжествах по поводу национального праздника Греции.
ЕСПЧ рассматривает жалобы физических и юридических лиц только по поводу нарушения их прав, предусмотренных конвенцией, исключительно со стороны государства, гос. органов и должностных лиц государства. (Споры между лицами, частные гражданские дела, жалобы на нарушение иных международных договоров – не рассматриваются).
Нормы Европейской конвенции развиты и конкретизированы в ряде специальных актов.
2. Интернационализация образования: Болонский процесс. Согласно словарям, интернационализация - (от лат. inter - между и natio - народ) - англ. internationalization; нем. Internationalisierung., это – 1. Процесс современного развития, состоящий во взаимосвязи и взаимозависимости различных государств и организаций, и ведущий к возникновению международных объединений в различных сферах (экон., полит., культ., военной и т. д.). 2. Распространение, расширение процесса, сферы деятельности за рамки одного государства, региона, вовлечение в него широкого круга участников.
Процесс интернационализации образования – путь и средство ответа на глобальные вызовы современности. Интернационализация – важный фактор деятельности современных вузов и систем управления качеством образования (при сохранении индивидуальных особенностей и национальных традиций).
Интернационализация университета заключается, в частности, в обучении иностранных граждан, привлечении зарубежных преподавателей, в иностранных стажировках, студенческих обменах, международных исследованиях, конференциях, грантах.
Особенности и основные признаки этого процесса, инициировавшего радикальное обновление систем высшего образования в современном мире, отражены в Лиссабонской конвенции, Сорбонской декларации, Всемирной декларации о высшем образовании для 21 века и др. документах.
Стремление к развитию собственной системы образования в масштабах общеевропейской цивилизации предопределил реформирование системы образования в России. В этом отношении особый интерес представляет комплекс документов и мероприятий, получивших название «Болонский процесс». Этим термином обозначается процесс интеграции систем высшего образования европейских государств с целью укрепления и развития интеллектуального, социального, культурного и научно-технического потенциала Европы.
Ф. Мертенс и Ф. де Вильдер высказывают мысль о том, что Болонский университет, основанный ещё в 1088 году именно как Европейский университет, дал своё имя процессу, призванному возвратить университету его подлинную европейскую сущность, т.е. интегратора Европы. Курт де Вит и Верховен выделяют три периода в развитии тенденций европеизации высшей школы во второй половине прошлого века.
Первый период (1957–1982 гг.) взял свое начало после Римского договора 1957 г. Целый ряд событий и мероприятий инициировали развитие процесса сближения образовательных систем европейских стран. Конференция министров образования (1971 г.) обозначила пять основных ориентиров общеевропейского измерения в образовательных системах:
ü взаимное признание дипломов;
ü обоснование идеи формирования европейского университета;
ü кооперация вторичного (в РФ это среднее общее образование) и высшего образования;
ü создание европейского центра развития образования;
ü учреждение неограниченного государственными границами института высшего образования.
В 1976г. состоялась презентация Программы действий, содержащей шесть пунктов: Доступ в высшую школу; Признание дипломов; Общие программы обучения; Короткие образовательные программы; Информационная политика; Европейский университетский институт.
Второй период (1983–1992 гг.) ознаменовал продолжение активной нормотворческой деятельности, направленной на сближение систем высшего образования европейских стран: уточнялись цели, задачи и проблемы интеграции высшего образования на европейском пространстве. Прежде всего, прорабатывались правовые аспекты: предоставление студентам из разных стран равных прав в принимающих их странах. Под лозунгом «Содействие свободной мобильности преподавателей, студентов и исследователей» развертывались проекты СОМЕТ, ERASMUS, TEMPUS и др.
Великая Хартия университетов (1988, Болонья, Италия) провозгласила особую роль университетов в современном мире как центров культуры, знания и исследований.
К основным принципам-целям отнесены:
-автономность университетов, выполняющих функцию критического осмысления действительности для целей распространения культуры путем преподавания и научных исследований;
-независимость университетов от политических, экономических и идеологических властей; тесная связь преподавания и научных исследований; достижения на этой основе соответствия потребностям экономики и общества;
-свобода исследований, преподавания и обучения;
-выполнение своей миссии при соблюдении требований свободы с обеих сторон: власти и университетов;
-отторжение нетерпимости и поддержание диалога, превращение университетов в место встречи преподавателей, способных к передаче знаний и их углублению, и студентами, мотивированными к их освоению;
-охранение ценностей европейского гуманизма;
-реализация основных задач в части достижения универсальных знаний вне географических и политических границ, взаимное познание и взаимодействие различных культур.
В качестве инструментов осуществления названных целей-принципов требуются:
· наличие средств, отвечающих современным запросам;
· отбор профессорского состава и наделение преподавателей статусом в соответствии с принципом единства педагогической и научно-исследовательской деятельности;
· предоставление студентам гарантий необходимых свобод и условий для достижения ими культурных и образовательных целей;
· развитие современных научных проектов между европейскими университетами;
· стимулирование мобильности преподавателей и студентов;
· достижение равнозначности дипломов, квалификаций, степеней, экзаменов и стипендий при безусловном уважении к национальным особенностям и беспристрастном отношении к ним.
Третий период открывался подписанием Маастрихстского договора (Голландия, город Маастрихт, 1992 г.), положившего начало Европейскому союзу.
В этот период констатировалось, что возрастающее знание ориентирует образовательные системы на роль «принципиальных предпосылок экономического роста, повышения конкурентоспособности и снижения уровня безработицы».
Белая Книга 1995 г. «Учение и учеба: развитие обучающегося общества» концентрировалась на трех признанных в Европейском Сообществе факторах влияния: информационное общество; интернационализация; научный и технический мир. Общность факторов влияния побудила европейские страны к выработке согласованной образовательной политики, охватывающей:
– содействие производству знаний; сближение образования и экономики; усиление роли образования как второго шанса личности; освоение выпускниками, по меньшей мере, трех европейских языков; утверждение равной полезности инвестиций в экономику и образование.
(термин «Белая книга» означает в англоговорящих странах официальное письменное сообщение, которое может быть использовано для принятия решений, для законодательных актов).
Лиссабонская Конвенция (Лиссабон, 1997)
«Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе» стала основополагающим документом в сфере международного признания документов об образовании, объединившим участников 55 стран. Предусматривается создание последовательной системы признания документов об уровне образования в системе высшего образования. Цель создания документа – гарантирование того, что квалификации будут признаваться подписавшими сторонами. Основные принципы конвенции:
-Обладатели квалификаций, выданных в одной стране, должны иметь доступ к оценке этих квалификаций в другой стране;
-Каждая страна должна признавать квалификации, выданные другими странами и отвечающие общим требованиям для доступа к высшему образованию;
Признание квалификации высшего образования, выданной в другой стране, предоставляет:
– доступ к дальнейшему обучению в системе высшего образования,
– использование ученой степени в соответствии с законами и постановлениями страны, в которой запрашивается признание;
– облегчает доступ на рынок труда.
В документе содержится определение основных терминов (доступ; прием; оценка высших учебных заведений и программ; оценка индивидуальных квалификаций; полномочный орган по вопросам признания; высшее образование; высшее учебное заведение; программа высшего образования; период обучения; квалификация высшего образования; квалификация, дающая доступ к высшему образованию; общие требования; особые требования); определение компетенции государственных органов.
Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века (Всемирной конференции ЮНЕСКО, Париж, 1998 г.).
Образование 21 века, выступая в качестве важнейшего компонента «культурного, социально-экономического и экологически устойчивого развития человека, сообществ и наций», выдвигает новые задачи и способы их решения. – Об этом говорится в документе:
«…перед самим высшим образованием встают грандиозные задачи, требующие его самого радикального преобразования и обновления, подвергать которым его еще никогда не приходилось, с тем, чтобы наше общество, которое ныне переживает глубокий кризис ценностей, могло выйти за рамки чисто экономических соображений и воспринять более глубокие аспекты нравственности и духовности», – указывается в Преамбуле вышеназванного документа.
! Задачи образования 21 века связаны с переходом от узко-знаниевого (когнитивного) освоения дисциплин – к обучению, направленному на развитие навыков и способностей в области коммуникации, сотрудничества, критического анализа, творческого независимого мышления.
Сорбонская декларация (25 мая 1998 г).
Четыре министра образования (Франция, Италия, Великобритания, Германия) подписали в Париже (Сорбонна) совместную декларацию, направленную на гармонизацию национальных систем высшего образования. Ее главными тезисами стали:
· формирование открытого европейского пространства в сфере высшей школы;
· сопоставимость дипломов, степеней, квалификаций;
· ориентация на двухступенчатую структуру высшего образования (бакалавр, магистр) как условие повышения конкурентоспособности европейского образования;
· использование системы кредитов (ECTS) – единой системы зачётных единиц;
· международное признание первой ступени высшего образования (бакалавр);
· предоставление выпускникам бакалавриата права выбора продолжения обучения с целью получения диплома магистра (более короткий путь) или доктора (длинный путь) в последовательном режиме;
· подготовленность магистров и докторов к научно-исследовательской деятельности;
· подтверждение Лиссабонской конвенции1997г.;
· формирование Европейского пространства высшего образования;
· сближение структур выданных дипломов и циклов (ступеней, уровней) обучения.
Таким образом, Болонский процесс начинался в лоне процессов европейской интеграции задолго до подписания Болонской декларации, ставшей одновременно и результатом предшествующих инициатив, и стимулятором реформирования высшего образования.
Болонская декларация (1999, Болонья, Италия) – это документ европейского значения, под которым поставили свои подписи руководители образовательных систем 29 стран, в том числе и не входящих в Европейское сообщество.
Основные идеи Болонской декларации исходят из Великой хартии университетов (Болонья, 1988 г.) и Сорбонской декларации (Париж, 1998г.), из тех объективных условий, которыми отличается современная Европа:
– процесс европейской интеграции привёл к созданию и расширению Евросоюза, выдвигая необходимость укрепления и развития потенциала Европы;
– высшее образование призвано содействовать формированию у студентов и всех граждан чувства причастности к совместным ценностям и социально-культурному партнерству;
– на высшей школе лежит ответственность за подготовку мобильной рабочей силы, расширение перспектив ее трудоустройства и развитие континента в целом.
Декларация содержит семь основных положений, вобравших основные ориентиры (принципы) Болонского процесса:
Ø использование системы сравнимых квалификаций с выдачей приложений к дипломам (для обеспечения трудоустройства выпускников и усиления конкурентоспособности системы высшего образования);
Ø введение системы двухуровневого высшего образования: доступ ко второму (магистратура) требует завершения первого. Степень, получаемая после окончания первого уровня (бакалавриат), признается на европейском рынке труда как достаточный уровень квалификации;
Ø введение оценки трудоёмкости курсов и программ с принятием системы зачетных единиц трудоемкости (кредитов) как средства поддержания мобильности студентов. Кредиты могут действовать на всех уровнях высшего образования, при условии их признания принимающими учебными заведениями;
Ø стимулирование академической мобильности и создание условий для свободного перемещения студентов, преподавателей, менеджеров образования, исследователей;
Ø разработка сопоставимых критериев и подходов через содействие европейскому сотрудничеству для обеспечения качества высшего образования;
Ø внедрение внутривузовских систем контроля качества образования и привлечение общественности к внешней оценке деятельности вузов;
Ø придание «европейского измерения» высшему образованию через проектирование совместных программ обучения, подготовку и проведение научных исследований (для повышения доступности, привлекательности, конкурентности высшего образования).
С подписанием Болонской декларации в РФ реализуются основные её принципы. Присоединение к Болонской Декларации в 2003г. стало шагом на пути к европейской интеграции в единое образовательное пространство и отвечало внутренним потребностям развития рынка образовательных услуг.
Вместе с тем, в России, как и у европейских коллег, существует неоднозначное отношение к принципам, выдвинутым болонскими соглашениями, из-за сложностей их реализации и многообразных поправок на существующие реалии. Практикоориентированность, академическая мобильность, сокращение аудиторной нагрузки в условиях слабой разработанности технологий их практического воплощения – как признают специалисты, – имеют весьма неоднозначные эффекты и требуют тщательной и трудоёмкой технологической проработки.
Пражское коммюнике (2001 г.), подписанное участниками конференции в Праге, подтверждало задачи, сформулированные в Болонской декларации. Подчеркнута необходимость гибкого сочетания общеевропейской системы с индивидуальными особенностями образовательных систем различных стран и учебных заведений Европы для эффективного использования их положительного потенциала.
К 2010 г. сторонниками Болонских соглашений стали 47 стран. Было объявлено о создании общеевропейского пространства высшего образования, приняты новые подходы к его развитию, намечены пути сближения с практической профессиональной деятельностью.
Меморандум непрерывного образования ЕС – Memorandumof Lifelong Learning, в переводе на русский: «Меморандум образования длиною в жизнь». (Европейский саммит, Лис- сабон, март 2000 г.).
Документ определяет непрерывное образование как одну из важнейших политических программ гражданского общества, занятости и социального единства. Определены основополагающие правила и принципы, которыми должно руководствоваться непрерывное профессиональное образование в эпоху строительства информационного общества:
1. гарантия всеобщего непрерывного доступа к образованию с целью получения и улучшения знаний и умений, необходимых для становления частью информационного общества;
2. значительное увеличение инвестиций в человеческие ресурсы;
3. разработка инновационных методик преподавания для систем непрерывного образования – учения длиною в жизнь;
4. обеспечение каждого свободным доступом к информации об образовательных возможностях, к консультациям и наставничеству на протяжении всей жизни;
5. образовательные возможности должны быть приближены к месту жительства с помощью сети учебных пунктов и информационных технологий.
Ключевым условием европейского непрерывного образования считается именно пожизненное обучение. Программа «Образование в течение всей жизни», принятая в этих целях, имеет секторальные программы. К ним относятся:
«eEuropa» – в рамках которой предусматривается международный обмен,
«LeonardodaVinci» – переподготовка специалистов профессионально-технической направленности,
«Erasmus» – обмен студентами между странами с целью получения нового опыта и знаний,
«Tempus» – университетское сотрудничество стран Европы, входящих и не входящих в ЕС,
«Grundtwig» –образовательные программы для бывших выпускников.
! Непрерывное образование – процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение жизни, организационно обеспеченный системой государственных и общественных институтов и соответствующий потребностям личности и общества.
В России законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ впервые нормативно закреплено понятие непрерывного образования, обеспечивающего возможность реализации права на образование в течение всей жизни. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года поставлена задача создания современной системы непрерывного образования. Непрерывное образование взрослых осуществляется решением следующих задач:
v -освоения образовательных программ в организациях, («формальное образование»),
v просвещения в рамках деятельности общественных и других социально ориентированных некоммерческих организаций («неформальное образование»);
v обучения и подготовки в форме стажировки, тренинга, программ подготовки, обмена опытом, в том числе и зарубежным;
v -индивидуальной познавательной деятельности («самообразование»).
Основой непрерывного профессионального образования в РФ является дополнительное профессиональное образование (ДПО). Система ДПО включает в себя:
-повышение квалификации,
-профессиональную переподготовку.
Для содействия реформированию профессионального образования в странах бывшего СССР, Балканского региона и Восточного Средиземноморья в 1995 г. при Европейской Комиссии был создан Европейский Фонд Образования (ETF), который располагается в г. Турин (Италия).
В 2009 г. ETF инициировал новое направление деятельности, получившее название Туринский процесс – комплекс мероприятий, направленных на развитие практики самоанализа систем профессионального образования на национальном и региональном уровне (выявление сильных сторон, зон развития, определение областей обмена опытом на международном уровне). Цели Туринского процесса:
v Анализ развития системы профессионального образования и обучения, мониторинг внедрения долгосрочных стратегий и изучение успешных практик
v Оценка текущей ситуации, доступ к рекомендациям на опыте стран ЕС
v Выработка общего взгляда на дальнейшее развитие профессионального образования
v Определение направлений сотрудничества стран-партнёров с ЕФО.
3. Документы Содружества Независимых Государств (СНГ).
Взаимодействию государств-участников СНГ в области образования уделялось существенное внимание практически с момента создания Содружества. Соответствующее многостороннее соглашение было подписано главами правительств в Ташкенте уже 15 мая 1992 г. В рамках СНГ действует Соглашение о сотрудничестве в области образования от 15 мая 1992 г. Его важной чертой является совмещение двух аспектов – права каждого человека на образование и ответственности государств за полное осуществление этого права.
В соответствии с Соглашением государства-участники гарантируют всем лицам, проживающим на их территориях, равные права на образование и его доступность независимо от национальной принадлежности или иных различий.
Лица, постоянно проживающие на территории одного из государств-участников и имеющие гражданство другого государства-участника, получают образование на всех уровнях, а также ученые степени и звания на условиях, установленных для граждан государства, на территории которого они постоянно проживают.
Государства-участники заявили о своем стремлении удовлетворять взаимные потребности в обучении граждан, подготовке, переподготовке и повышении квалификации, определяя на двусторонней основе механизм взаимных финансовых расчетов при возмещении затрат, произведенных каждым государством-участником на обучение учащихся, студентов, аспирантов, не являющихся ее гражданами и не имеющих постоянного места жительства на ее территории.
Однако документы, касающиеся сотрудничества в гуманитарной сфере, принятые в первые годы после образования СНГ, носили преимущественно декларативный характер без определения четкого механизма выполнения взаимных обязательств.
Качественный перелом в ситуации произошел лишь в 1997 г., когда Решением Совета глав правительств СНГ от 17 января 1997 г. была утверждена Концепция формирования единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств.
Целью Концепции провозглашалось определение основных принципов, направлений, условий и этапов формирования единого образовательного пространства СНГ. При этом единое образовательное пространство характеризуется
Ø общностью принципов государственной политики в сфере образования,
Ø согласованностью государственных образовательных стандартов, программ,
Ø согласованностью стандартов и требований по подготовке и аттестации научных и научно-педагогических кадров,
Ø равными возможностями и свободной реализацией прав граждан на получение образования на территории государств - участников Содружества.
В соответствии с Концепцией разработана Межгосударственная программа реализации Концепции формирования единого (общего) образовательного пространства СНГ.
Цель Программы — создание условий и механизмов формирования и функционирования единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств. Программа включает мероприятия, направленные на:
· создание нормативной базы для развития интеграционных процессов в сфере образования;
· согласование гос. стандартов всех уровней образования, требований к подготовке и аттестации научных и научно-педагогических кадров;
· обеспечение взаимного признания документов об образовании, ученых степенях и званиях;
· согласование порядка аттестации и аккредитации образовательных учреждений;
· научное и учебно-методическое обеспечение единого образовательного пространства;
· создание системы информационного обеспечения единого образовательного пространства.
Особенность нормативно-правовых актов СНГ как форм «мягкого права» состоит в том, что они не имеют прямого действия на территории стран-участников Содружества. Чтобы стать общеобязательными, предписания правовых актов СНГ должны быть приняты компетентным органом государства в качестве собственного внутринационального акта (по Уставу СНГ).
Среди нормативного массива Содружества особый интерес представляет модельное законодательство.
Модельный закон - это законодательный акт рекомендательного характера, содержащий типовые нормы и дающий нормативную ориентацию для законодательства.
Модельные акты включают в себя типовые принципы, нормы международного права и служат своеобразным мостом между нормами международного и внутреннего права. Пример: Модельный закон «Об образовании» (1999) призван способствовать сближению национальных систем образования СНГ и в конечном итоге созданию единого образовательного пространства.
Вопросы образования рассматриваются в ряде Модельных законов СНГ: о лицах с ОВЗ и инклюзивном образовании, об образовании взрослых, об использовании информационно-коммуникационных технологий (2014), о просветительской деятельности (2016).
Дата: 2019-04-23, просмотров: 218.