ТЕМА 2.1.2 ЗАЩИТА ПРАВ РЕБЁНКА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

См. Вспомогательный материал к теме 2.1.2

Скоробогатов А.В. Нормативно-правовое обеспечение образования. – C . 90–115 .

План:

1. Характеристика документа «Конвенция о правах ребенка».

2. Политика детствосбережения в РФ.

3. Гарантии прав ребенка в законодательстве РФ.

4. Социально-правовая защита несовершеннолетних обучающихся.

Источники (см. Приложения к теме 2.1.2)

1. Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.

2. «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы». Утв. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761.

3. ФЗ РФ от 24 июня 1998 г. № 124-ФЗ « Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

3.1. ФЗ РФ от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики беспризорности и правонарушений несовершеннолетних».

4. ФЗ РФ от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». – Гл. 4.

4.1. Порядок применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания. Утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 15 марта 2013 г. N 185 (в ред. от 21.04.2016 №453) – см. рабочий материал 3

Публикации (по выбору) для докладов и сообщений:

Васильева Л. Л. Кто защитит права ребёнка в образовательной школе? / Л. Л. Васильева // Народное образование. – 2012. –№ 7. – С. 58-64.

Куров С. В. Безопасность и защита прав в сфере образования / С. В. Куров // Высшее образование в России. – 2012. – № 9. – C. 4-13.

Проблема инокультурной ювенальной юстиции в современной России / Сулакшин С. С. и др. – М.: Научный эксперт, 2012. – 144 с. (см. Рабочий материал 2)

Девятовская С. В. Физическое или психическое насилие как составляющие принуждения // Юристъ - Правоведъ. - 2016. – № 4. – С. 40 – 46.

Ковалева Е. С. Особенности правоприменительной практики защиты прав детей за рубежом // Юристъ - Правоведъ. - 2015. – № 1. – С. 95 – 97.

Корбут Л. В. Права детей в условиях современного международного правопорядка / Л. В. Корбут // Евразийский юридический журнал. – 2017. – № 2.

Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации https://rosmintrud.ru/docs/mintrud/protection/474

 

Основные понятия: ребёнок, права ребёнка; мир, пригодный для жизни детей; принципы, регулирующие реализацию прав ребенка; психическое насилие, формы психического насилия; безнадзорный, беспризорный; несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении; дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации; детсвосберегающая образовательная среда; ювенальная юстиция.

Вопросы и задания:

К 1 пункту плана («Характеристика документа «Конвенция о правах ребенка»):

1. Ознакомьтесь с текстом документа – см. Приложение.

В тетрадь для самостоятельной работы выписать в столбик следующие позиции и указать номер статей, подтверждающие каждую позицию:

а) Конвенция ввела в официальную лексику понятия «ребенок» и «права ребенка» и наполнила их конкретным содержанием;

б) Конвенция определила обязанности государства по отношению к детству;

в) Конвенция признала ребенка самостоятельным субъектом права;

г)Конвенция привлекла внимание международной общественности к проблеме признания детей частью общества, нуждающейся в защите, поддержке, опеке, заботе;

д)Конвенция сориентировала государства на предупреждение эксплуатации и дискриминации детей;

е)Конвенция потребовала от государств соблюдения принципа обеспечения интересов детей при решении политических, экономических, социальных вопросов;

ж) Конвенция обязала человечество задуматься над проблемой недопустимости авторитаризма по отношению к детям со стороны родителей, педагогов и иных специалистов, работающих с детьми.

1.1. Проиллюстрируйте выдержками из текста Конвенции указанные выше позиции г), д), е) ж).

2. Дайте анализ содержания ст. 28, 29 Конвенции:

а) в чём заключается право ребёнка на образование?

б) какие методы поддержки школьной дисциплины утверждаются в качестве нормы?

в) с какой целью осуществляется образование ребёнка?

г) проиллюстрируйте примером действия учителя, нарушающие положения ч.2 ст. 28, ст. 29 и спрогнозируйте возможные последствия для развития личности.

- сформулируйте тезисы ответов и дайте ссылку на правовой документ.

3. По мнению некоторых оппонентов, Конвенция о правах ребёнка предоставляет возможность «неограниченного вмешательства со стороны государства в семейную жизнь», несёт «угрозу правам родителей» (см. Рабочий материал 1 к теме 2.1.).

Дайте анализ ст. 13-16 Конвенции.

- Действительно ли Конвенция умаляют права родителей в отношении своих детей?  

- Действительно ли ст. 16 Конвенции является педагогически некорректной?

– Аргументируйте свою позицию, дайте комментарий со ссылкой на правовой акт.

4. Ознакомьтесь с текстом статей 33,34,41,42,43,44,45 и ч. 9 ст. 13 ФЗ-273.

А) Проиллюстрируйте 2-3 примерами соответствие норм Закона положениям ст. 28, 29 «Конвенции о правах ребёнка».

Б) Проиллюстрируйте примером действия учителя, которые квалифицируются как «психическое насилие». Дайте комментарий со ссылкой на правовой акт

В) Дайте анализ ст. 43.

 – Какие специальные права гарантируются несовершеннолетним обучающимся?

– Проиллюстрируйте примером нарушение прав несовершеннолетних обучающихся с ОВЗ.

– Дайте комментарий со ссылкой на нормативный правовой акт.

 

Ко 2 пункту плана («Политика детствосбережения в РФ»):

1. Подготовьте тезисы ответов:

а) Для чего была принята «Национальная стратегия действий в интересах детей»? – см. Приложение.

б) По каким направлениям реализуется Стратегия?

в) Какие проблемы затрудняют реализацию прав и интересов детей в системе образования, и какие задачи в этой связи призваны решать педагоги и школа?

К 3 пункту плана («Гарантии прав ребенка в законодательстве РФ» ).

1. Дайте анализ основных положений документа 124-ФЗ – см. Приложение .

– Каковы цели и принципы государственной политики в интересах детей?

– Какие гарантии соблюдения прав ребёнка в РФ согласуются с положениями Конвенции о правах ребёнка? Ответ обоснуйте ссылкой на документы.

–Какие меры по защите прав ребенка должны соблюдать педагоги и школа (ст.9)?

1.2. Дайте анализ определения понятия «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации» (ст. 1). – Какие признаки отвечают данному понятию? Каковы требования закона к защите прав детей данной категории (ст. 15)?

2. Дайте анализ положений ст. 1, 2 120-ФЗ – Приложение.

– Выпишите определения основных понятий, применяемых в данном законе (ст. 1).

– Какие задачи призвана решать деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, какова её цель?

– Какие принципы этой деятельности слабо соблюдаются, на ваш взгляд, участниками образовательных отношений (ст. 2).?

2.1. Перечислите основания для проведения индивидуальной профилактической работы и права лиц, в отношении которых проводится такая работа (ст. 5-6, 8).

 

4.  273-ФЗ (ст. 33-43, 45):

1) Немецкий философ-гуманист Пауль Наторп (1854-1924) писал:

«Все дети имеют равное право на развитие, а менее способные ученики имеют такое право в ещё большей степени, чем дети, одарённые от природы».

 – Докажите, что такая позиция реализована /не вполне реализована/ в законодательстве об образовании РФ.

– Дайте комментарий со ссылкой нормативный правовой акт.

 

2) Какие права обучающихся, по Вашим наблюдениям, чаще всего нарушаются в школе? ст.34 ФЗ-273. – Ответ иллюстрируйте примером.

3) К каким категориям обучающихся не применяются меры дисциплинарного взыскания?- ст. 43-ФЗ-273. За что может быть отчислен несовершеннолетний обучающийся и каков порядок отчисления? – п. 8 ст. 43; Рабочий материал 3.

К пункту плана 4 : (по выбору)

1. Подготовьте сообщение (5 мин.) на одну из следующих тем:

1) О реализации прав обучающихся в образовательных учреждениях (см. публикации и ФЗ-273);

2) О становлении ювенального права и проблеме «ювенальных норм» в РФ (см. Рабочий материал 2 к теме 2.1);

3) О нормативно-правовой базе инклюзивного образования и соблюдении прав детей-инвалидов;

или:

2. В контексте просветительской деятельности подготовьте выступление с презентацией для учащихся 7 класса на тему «Права, обязанности и ответственность школьника»;

или:

Напишите эссе на одну из предложенных тем:

1) «Всегда ли соблюдались права ребёнка в моей школьной жизни»;

2)«Анализ доклада о положении детей в РФ» – https://rosmintrud.ru/docs/mintrud/protection/474

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 223.