См. Вспомогательный материал к теме 2.1.2
Скоробогатов А.В. Нормативно-правовое обеспечение образования. – C . 90–115 .
План:
1. Характеристика документа «Конвенция о правах ребенка».
2. Политика детствосбережения в РФ.
3. Гарантии прав ребенка в законодательстве РФ.
4. Социально-правовая защита несовершеннолетних обучающихся.
Источники (см. Приложения к теме 2.1.2)
1. Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.
2. «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы». Утв. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761.
3. ФЗ РФ от 24 июня 1998 г. № 124-ФЗ « Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».
3.1. ФЗ РФ от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики беспризорности и правонарушений несовершеннолетних».
4. ФЗ РФ от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». – Гл. 4.
4.1. Порядок применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания. Утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 15 марта 2013 г. N 185 (в ред. от 21.04.2016 №453) – см. рабочий материал 3
Публикации (по выбору) для докладов и сообщений:
Васильева Л. Л. Кто защитит права ребёнка в образовательной школе? / Л. Л. Васильева // Народное образование. – 2012. –№ 7. – С. 58-64.
Куров С. В. Безопасность и защита прав в сфере образования / С. В. Куров // Высшее образование в России. – 2012. – № 9. – C. 4-13.
Проблема инокультурной ювенальной юстиции в современной России / Сулакшин С. С. и др. – М.: Научный эксперт, 2012. – 144 с. (см. Рабочий материал 2)
Девятовская С. В. Физическое или психическое насилие как составляющие принуждения // Юристъ - Правоведъ. - 2016. – № 4. – С. 40 – 46.
Ковалева Е. С. Особенности правоприменительной практики защиты прав детей за рубежом // Юристъ - Правоведъ. - 2015. – № 1. – С. 95 – 97.
Корбут Л. В. Права детей в условиях современного международного правопорядка / Л. В. Корбут // Евразийский юридический журнал. – 2017. – № 2.
Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации https://rosmintrud.ru/docs/mintrud/protection/474
Основные понятия: ребёнок, права ребёнка; мир, пригодный для жизни детей; принципы, регулирующие реализацию прав ребенка; психическое насилие, формы психического насилия; безнадзорный, беспризорный; несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении; дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации; детсвосберегающая образовательная среда; ювенальная юстиция.
Вопросы и задания:
К 1 пункту плана («Характеристика документа «Конвенция о правах ребенка»):
1. Ознакомьтесь с текстом документа – см. Приложение.
В тетрадь для самостоятельной работы выписать в столбик следующие позиции и указать номер статей, подтверждающие каждую позицию:
а) Конвенция ввела в официальную лексику понятия «ребенок» и «права ребенка» и наполнила их конкретным содержанием;
б) Конвенция определила обязанности государства по отношению к детству;
в) Конвенция признала ребенка самостоятельным субъектом права;
г)Конвенция привлекла внимание международной общественности к проблеме признания детей частью общества, нуждающейся в защите, поддержке, опеке, заботе;
д)Конвенция сориентировала государства на предупреждение эксплуатации и дискриминации детей;
е)Конвенция потребовала от государств соблюдения принципа обеспечения интересов детей при решении политических, экономических, социальных вопросов;
ж) Конвенция обязала человечество задуматься над проблемой недопустимости авторитаризма по отношению к детям со стороны родителей, педагогов и иных специалистов, работающих с детьми.
1.1. Проиллюстрируйте выдержками из текста Конвенции указанные выше позиции г), д), е) ж).
2. Дайте анализ содержания ст. 28, 29 Конвенции:
а) в чём заключается право ребёнка на образование?
б) какие методы поддержки школьной дисциплины утверждаются в качестве нормы?
в) с какой целью осуществляется образование ребёнка?
г) проиллюстрируйте примером действия учителя, нарушающие положения ч.2 ст. 28, ст. 29 и спрогнозируйте возможные последствия для развития личности.
- сформулируйте тезисы ответов и дайте ссылку на правовой документ.
3. По мнению некоторых оппонентов, Конвенция о правах ребёнка предоставляет возможность «неограниченного вмешательства со стороны государства в семейную жизнь», несёт «угрозу правам родителей» (см. Рабочий материал 1 к теме 2.1.).
Дайте анализ ст. 13-16 Конвенции.
- Действительно ли Конвенция умаляют права родителей в отношении своих детей?
- Действительно ли ст. 16 Конвенции является педагогически некорректной?
– Аргументируйте свою позицию, дайте комментарий со ссылкой на правовой акт.
4. Ознакомьтесь с текстом статей 33,34,41,42,43,44,45 и ч. 9 ст. 13 ФЗ-273.
А) Проиллюстрируйте 2-3 примерами соответствие норм Закона положениям ст. 28, 29 «Конвенции о правах ребёнка».
Б) Проиллюстрируйте примером действия учителя, которые квалифицируются как «психическое насилие». Дайте комментарий со ссылкой на правовой акт
В) Дайте анализ ст. 43.
– Какие специальные права гарантируются несовершеннолетним обучающимся?
– Проиллюстрируйте примером нарушение прав несовершеннолетних обучающихся с ОВЗ.
– Дайте комментарий со ссылкой на нормативный правовой акт.
Ко 2 пункту плана («Политика детствосбережения в РФ»):
1. Подготовьте тезисы ответов:
а) Для чего была принята «Национальная стратегия действий в интересах детей»? – см. Приложение.
б) По каким направлениям реализуется Стратегия?
в) Какие проблемы затрудняют реализацию прав и интересов детей в системе образования, и какие задачи в этой связи призваны решать педагоги и школа?
К 3 пункту плана («Гарантии прав ребенка в законодательстве РФ» ).
1. Дайте анализ основных положений документа 124-ФЗ – см. Приложение .
– Каковы цели и принципы государственной политики в интересах детей?
– Какие гарантии соблюдения прав ребёнка в РФ согласуются с положениями Конвенции о правах ребёнка? Ответ обоснуйте ссылкой на документы.
–Какие меры по защите прав ребенка должны соблюдать педагоги и школа (ст.9)?
1.2. Дайте анализ определения понятия «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации» (ст. 1). – Какие признаки отвечают данному понятию? Каковы требования закона к защите прав детей данной категории (ст. 15)?
2. Дайте анализ положений ст. 1, 2 120-ФЗ – Приложение.
– Выпишите определения основных понятий, применяемых в данном законе (ст. 1).
– Какие задачи призвана решать деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, какова её цель?
– Какие принципы этой деятельности слабо соблюдаются, на ваш взгляд, участниками образовательных отношений (ст. 2).?
2.1. Перечислите основания для проведения индивидуальной профилактической работы и права лиц, в отношении которых проводится такая работа (ст. 5-6, 8).
4. 273-ФЗ (ст. 33-43, 45):
1) Немецкий философ-гуманист Пауль Наторп (1854-1924) писал:
«Все дети имеют равное право на развитие, а менее способные ученики имеют такое право в ещё большей степени, чем дети, одарённые от природы».
– Докажите, что такая позиция реализована /не вполне реализована/ в законодательстве об образовании РФ.
– Дайте комментарий со ссылкой нормативный правовой акт.
2) Какие права обучающихся, по Вашим наблюдениям, чаще всего нарушаются в школе? ст.34 ФЗ-273. – Ответ иллюстрируйте примером.
3) К каким категориям обучающихся не применяются меры дисциплинарного взыскания?- ст. 43-ФЗ-273. За что может быть отчислен несовершеннолетний обучающийся и каков порядок отчисления? – п. 8 ст. 43; Рабочий материал 3.
К пункту плана 4 : (по выбору)
1. Подготовьте сообщение (5 мин.) на одну из следующих тем:
1) О реализации прав обучающихся в образовательных учреждениях (см. публикации и ФЗ-273);
2) О становлении ювенального права и проблеме «ювенальных норм» в РФ (см. Рабочий материал 2 к теме 2.1);
3) О нормативно-правовой базе инклюзивного образования и соблюдении прав детей-инвалидов;
или:
2. В контексте просветительской деятельности подготовьте выступление с презентацией для учащихся 7 класса на тему «Права, обязанности и ответственность школьника»;
или:
Напишите эссе на одну из предложенных тем:
1) «Всегда ли соблюдались права ребёнка в моей школьной жизни»;
2)«Анализ доклада о положении детей в РФ» – https://rosmintrud.ru/docs/mintrud/protection/474
Дата: 2019-04-23, просмотров: 263.