Индивидуальные различия памяти и ее развитие
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Индивидуальные различия памяти проявляются в объеме, скорости, точности, прочности запоминания и готовности к воспроизведению.

Объем памяти — это количественный показатель сохранившегося в памяти или воспроизведенного материала. Скорость запоминания определяется временем и числом повторений, необходимыми для запоминания определенного объема материала. Точность памяти — это способность без искажения воспроизвести информацию. Прочность запоминания выражается в сохранении заученного материала. Готовность к воспроизведению — это способность припомнить и воспроизвести нужный материал тогда, когда это необходимо.

Индивидуальные различия памяти в определенной степени связаны с особенностями типов высшей нервной деятельности — силой, подвижностью, лабильностью процессов возбуждения и торможения, а также с преобладающим развитием у человека той или иной анализаторной системы. В соответствии с этим различают двигательный, зрительный, слуховой и смешанный типы памяти.

Развитие памяти происходит одновременно с развитием всех сторон личности. Воспитание направленности личности, черт характера, формирование интеллектуальных двигательных проявлений, волевых качеств, воспитание чувств самым тесным образом связаны с развитием памяти.

Формирование памяти обусловливается деятельностью личности. Память всегда избирательна и определяется психической активностью человека, мотивами, целями и способами деятельности.

В связи с тем, что важнейшим фактором индивидуального развития памяти является деятельность, у спортсмена формируется профессиональная память, которая отражает специфику того или иного вида спорта. Исследования показывают, что с возрастом способность к запоминанию снижается; но в профессиональной памяти это наступает значительно позже и выражено в значительно меньшей степени.

Спортивная деятельность предъявляет высокие требования к различным проявлениям памяти, которая развивается тем успешнее, чем больше внимания на нее обращается в процессе обуче-

47


ния и тренировки (стихийное ее развитие менее эффективно). Следовательно, тренер в процессе учебно-тренировочной деятельности спортсменов должен создавать необходимые условия для дальнейшего развития у них специальных качеств памяти.

Спортсмен готовится к участию в соревнованиях в условиях напряженной, бескомпромиссной спортивной борьбы. Его память должна хорошо функционировать в экстремальных условиях, в состоянии стресса, в состоянии утомления и т. д. Поэтому для успешной подготовки спортсмена к соревнованию его надо ставить в условия, не менее сложные, чем соревновательные, и требовать точного выполнения и воспроизведения усвоенного материала (в состоянии нарастающего утомления, после совершения неудачного приема, ошибки, действий, связанных с опасностью и риском, и т. п.).


МЫШЛЕНИЕ

Мышление — психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека.

Отражение объективной действительности на мыслительной ступени познания происходит значительно сложнее, чем на уровне ощущений, восприятий и т. п. Оно носит опосредованный характер. Человек отражает в своем сознании не внешние особенности предметов, явлений, а саму их сущность, взаимные связи, отношения.

Мышление неразрывно связано с чувственным познанием. Однако в процессе мышления человек выходит за рамки чувственного познания. Мышление начинается там, где чувственное познание оказывается уже недостаточным или даже бессильным. Сравнивая чувственное познание и мышление, В. И. Ленин писал: «Представление не может схватить движение в целом, например, не схватывает движения с быстротой 300 000 км в 1 с, а мышление схватывает и должно схватить»*

Мышление зарождается в процессе чувственного познания, оно опирается на ощущения, восприятия, представления. Переход от ощущений, восприятий, представлений к понятию осуществляется на уровне второй сигнальной системы, с помощью слова. Посредством слова люди обобщают признаки объектов, выделяют существенные из них, фиксируют и хранят информацию, передают ее другим людям. Мысль обретает в слове необходимую материальную оболочку. Мышление, в каких бы формах оно не осуществлялось, невозможно без языка. Всякая мысль возникает и развивается в неразрывной связи с речью. Благодаря слову знания становятся достоянием общества, осуществляется преемственность мыслительной деятельности людей, ее развитие.

Мышление социально обусловлено. Социальная обусловленность его определяется преемственностью всех знаний и опирается на накопленный опыт, словарный запас языка, достиже-

* Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 29, с. 209. 48


ния науки, техники, произведения искусства — все то, чти сизда-но предшествующими поколениями. Умственное развитие человека происходит в процессе усвоения знаний, опыта, овладения предметами и т. п., выработанными человечеством. И хотя мышление каждого человека формируется и развивается в процессе его собственной активной познавательной деятельности, содержание и характер мышления обусловлены общим уровнем познания, существующим на данном этапе общественного развития. Все это и дает основание говорить, что мышление — продукт общественно-исторического развития. Кроме того, процесс познания обусловлен потребностями общества, т. е. мышление человека направляется на решение тех задач, которые являются наиболее актуальными на данном историческом этапе.


Дата: 2019-04-23, просмотров: 216.