Значение внимания в деятельности человека
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

При характеристике личности принято говорить о внимательном, невнимательном иди рассеянном человеке.

Внимательность определяется преобладанием произвольного внимания. Она характеризует целенаправленного, организованного человека.

Невнимательность выражается в неумении сосредоточиться на объекте деятельности, в отсутствии заинтересованности, недостаточности развития ряда волевых качеств. Одним из признаков невнимательности является рассеянность.

41


Внимательность как характеристика человека проявляется в
своеобразном синтезе свойств внимания. Определенные свойства
его формируются в процессе активной деятельности и могут иметь
специализированный характер. Например, спортивные игры, еди- |
ноборства эффективно развивают такие свойства внимания, как ®
распределение, переключение, тогда как гимнастика, тяжелая
атлетика, стрельба — сосредоточение, высокую степень концентра
ции. Свойства внимания связаны с типологическими особенностями
нервной системы человека, определенными чертами характера,
индивидуальными особенностями физической и умственной дея- |
тельности.                                                                                          ;'












ПАМЯТЬ

Память — это психологический процесс отражения действительности, заключающийся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта.

Память обеспечивает накопление впечатлений об окружающем » мире, служит основой приобретения знаний, навыков и их после- , дующего использования. Сохранение опыта создает возможность ; для обучения человека и развития его психики (восприятия, мыш- ' ления и т. д.). Память является необходимым условием единства \ психической жизни человека, единства его личности. Высоко оце-1 нивая значение памяти в становлении личности и формировании '* коммунистических убеждений, В. И. Ленин писал: «Коммунистом можно стать лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которое выработало человечество»*.

Основные процессы памяти

В памяти различают следующие основные процессы: запоминание, сохранение, забывание и воспроизведение (узнавание и припоминание) .

Запоминание связано с накоплением индивидуального опыта в процессе жизнедеятельности. Различают две формы запоминания: произвольное и непроизвольное. У человека ведущим является произвольное запоминание. Оно осуществляется сознательно с помощью определенных приемов и называется заучива-,1 нием. Непроизвольное запоминание — это сохранение в памяти многократно повторяющихся событий, явлений.

В зависимости от приемов заучивания различают механическую и логическую (смысловую) память. Характерной особенностью механической памяти является запоминание информации в той ее форме, в которой она воспринимается. Механическая память основана на нервных связях преимущественно первой сигнальной системы. Основным приемом механического запоминания является многократное повторение материала.

Логическая память в отличие от мехнической направлена на запоминание смысла (логики) материала. Логическая память

•Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 41, с. 305.

42


продуктивнее механической, так как опирается на более многочисленные и многообразные связи.

Сохранение — это удержание в памяти сведений, полученных в процессе запоминания. Сохранение в памяти того или иного материала зависит от использования его в деятельности человека.

Сохранение непосредственно связано с забыванием. В принципе забывание — процесс целесообразный, полезный, он органически связан с опытом личности. Те сведения, которые неактуальны, не повторяются и не воспроизводятся, должны забываться.

Забывание зависит от времени. Исследования показали, что забывание особенно интенсивно протекает в первые часы после заучивания (48 ч), затем оно замедляется. Отсюда следуют конкретные рекомендации: чтобы закрепить заученное (знания, навыки), следует повторять материал вскоре после восприятия (желательно в первые 20—30 ч). Забывание зависит и от объекта запоминаемого материала, в связи с чем очень важно дозировать его. Забывание имеет избирательный характер: значимый материал забывается медленнее. Главным средством борьбы с забыванием является использование приобретенных знаний и умений в деятельности, применение их на практике.

Воспроизведение — это воссоздание сохраненного в памяти материала. Различают непроизвольное и произвольное воспроизведение. Непроизвольное воспроизведение заключается в том, что соответствующие образы, явления всплывают в сознании как бы сами по себе, без намерения вспомнить их. Произвольное воспроизведение имеет место в тех случаях, когда ставится цель вспомнить что-либо. Оно протекает организованно, планомерно.

Различают два уровня воспроизведения. Узнавание — это воспроизведение при непосредственном восприятии объекта. Оно имеет большое жизненное значение, так как связывает наш опыт с восприятием окружающих объектов, явлений, ситуаций и тем самым дает возможность правильно ориентироваться в окружающей действительности.

Припоминание — это воспроизведение, связанное с преодолением некоторых трудностей, требующее иногда больших волевых усилий. Немаловажное значение в процессе припоминания имеют ассоциации, опираясь «а которые можно правильно воспроизвести необходимый материал.


Дата: 2019-04-23, просмотров: 219.