Мышление изучается наряду с другими науками формальной логикой и психологией.
Логика изучает формы мышления: понятия, суждения и умозаключения.
Понятие — это мысль, выраженная в слове, в которой отражаются общие, существенные и отличительные признаки предметов и явлений действительности, например человек, хоккей, дом и т. п. Понятия лежат в основе знаний людей о предметах и яв-
* П а в л о в И. П. Поли. собр. соч., 2-е изд. т. 3,- М.: Изд-во АН СССР, 1951, с. 232.
49
лениях окружающего мира, накопленных человечеством в процессе его исторического развития. Каждое новое поколение людей усваивает понятие в готовом виде, в уже сложившихся словесных терминах, определениях, развивает их и продвигает дальше.
Понятия, усваиваемые в процессе обучения, представляют собой не простую сумму знаний, а систему.
Понятия делятся на несколько видов. По характеру отражаемых связей и отношений различают понятия — конкретные (книга, море, стол) и абстрактные (сила, величина, справедливость); по признаку общности: общие и единичные. Общие понятия охватывают класс или группу сходных предметов и явлений (спортсмен, ученый, институт и т. п.). Единичные — определяют отдельные предметы, единственные в своем роде (В. Третьяк, И. В. Курчатов, Государственный центральный ордена Ленина институт физической культуры и т. п.,).
Содержание понятий раскрывается в суждениях. Суждение— это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками, например, «бытие определяет сознание». Суждение может быть утвердительным или отрицательным, истинным или ложным, единичным или всеобщим.
С понятиями и суждениями связан процесс умозаключения. Умозаключение представляет собой рассуждение, в котором истинность определенного суждения выводится из истинности других суждений. Различают дедуктивные и индуктивные умозаключения, а также умозаключения по аналогии. Дедукция — это умозаключение, в котором из частных заключений выводится общее. Индукция — логический метод, основанный на умозаключении от частных, единичных случаев к общему выводу, от отдельных фактов к обобщениям. Аналогия — это умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями без достаточного исследования всех условий. Заключение по аналогии не является высоко достоверным; это всего лишь вероятность, которая нуждается в подтверждении другими доказательствами.
И логика, и психология исследуют одну и ту же познавательную деятельность, но с разных сторон, в разных качествах: логика— преимущественно результаты, продукты мышления (понятия, суждения, умозаключения), а психология — сам процесс. Поскольку процесс мышления и его результаты (понятия, знания и т. п.). неразрывно связаны, психология и логика тесно связаны и дополняют одна другую в исследовании мышления.
Мышление как процесс
Процесс мышления представляет собой сложную умственную деятельность, включающую следующие мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкрет-тизацию, классификацию, систематизацию.
50
Анализ — мысленное расчленение целого на составные части, компоненты и выделение отдельных признаков, элементов, свойств, связей, отношений.
Синтез — мысленное воссоединение выделенных компонентов
целого.
Анализ и синтез всегда взаимосвязаны, осуществляются в единстве. По выражению Ф. Энгельса, «...мышление состоит столько же в разложении предметов сознания на их элементы, сколько в объединении связанных друг с другом элементов в некоторое единство»*. -
Сравнение. Неразрывное единство анализа и синтеза выступает в познавательном процессе сравнения, с помощью которого устанавливается сходство и различие отдельных объектов.
Абстрагирование (от лат. abstractio — отвлечение) обеспечивает выделение одних признаков и отвлечение от других. Чтобы осуществлялся процесс мышления, необходимо не только различать отдельные свойства объектов, но и представлять эти свойства отвлеченно от самих объектов.
Абстрагирование является источником познания истины. В. И. Ленин писал: «...все научные (правильные, серьезные, не вздорные) абстракции отражают природу глубже, вернее, полнее. От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике — таков диалектический путь, познания истины, познания объективной реальности» **.
Обобщение — выделение относительно устойчивых, инвариантных свойств предметов и их отношений. В основе обобщения лежит абстракция — абстрагируя свойства предметов, мы начинаем мыслить в общем виде.
Конкретизация—мыслительная операция, противоположная абстракции, т. е. переход от абстракции и обобщения к конкретной действительности. В соединении с абстракцией конкретизация является важным условием правильного понимания действительности.
Классификация — это разделение и последующее объединение предметов или явлений (на основании присущих им общих признаков) более общим понятием, означающим классы тех или иных предметов или явлений. Отнесение предметов, явлений к определенному классу, группе позволяет раскрыть не только особенности данного предмета, явления, но и внутренние связи между группами, классами.
Систематизация — мысленное расположение классов, предметов или явлений в определенном порядке, в соответствии с существующими между ними связями. Благодаря систематизации явления объективного мира отражаются в сознании не разобщенно, а в определенной системе, что позволяет глубже понять их взаимосвязь и правильно использовать эти знания в практической деятельности. Примером научной классификации и систе-
* Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 41. ** Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 29, с. 152—153.
51
матизации явлении может служить периодическая система хими-' ческих элементов Д. И. Менделеева. Значение систематизации в' процессе мышления заключается в том, что она помогает открывать «овые явления и уточнять понимание связей между ними.
Мышление и решение задач
Необходимость в мышлении возникает тогда, когда перед человеком появляются цель, проблема, новые или неизвестные обстоятельства и условия деятельности, т. е. когда возникает какой-то вопрос. Такая ситуация называется проблемой. Именно в ней берет начало умственная деятельность (когда человек начинает анализировать, сравнивать, обобщать и т. д.), с помощью которой и удается создать, открыть, найти, изобрести новые способы, средства, методы достижения целей и удовлетворения потребностей.
Необходимо различать проблемную ситуацию и задачу. Проблемная ситуация означает, что в ходе деятельности человек натолкнулся на что-то неизвестное. В этих случаях включается мышление, необходимое для того, чтобы раскрыть смысл случившегося, неясного. Задача — это осознанная и сформированная проблема.
Задача включает в себя требования (цель), условия (известное) и искомое (неизвестное), формулирующееся в вопросе. Таким образом, с анализа проблемной ситуации, с формулирования вопроса и начинается процесс решения задач.
Мышление и решение задач тесно .взаимосвязаны. Но их нельзя отождествлять. Решение задачи осуществляется только с помощью мышления и никак иначе. Мышление не сводится к решению задач, но формировать мышление лучше всего именно в ходе решения задач, когда человек сам наталкивается на посильные для него проблемы и вопросы, формулирует их и затем решает.
Процесс решения мыслительной задачи проходит 4 этапа:
Нахождение задачи и ее формулирование. С постановки и формулирования вопроса в проблемной ситуации начинается процесс решения задачи. Успешность процесса решения, как правило, обусловлена точностью формулировки вопроса.
Выдвижение и анализ гипотез. Решение мыслительных задач начинается с выдвижения различных гипотез, поиска возможных путей решения.
Решение мыслительной задачи. На этом этапе иногда возникает необходимость уточнения условий задачи, но главное здесь — решение мыслительной задачи, которое может протекать по-разному: методом проб и ошибок, путем использования алгоритма, при помощи интуиции. Подлинно творческое решение задачи предполагает преодоление различной степени инертности, косности мышления и построение новой тактики и стратегии решения.
Проверка правильности решения задач и. Она может осуществляться логически и путем практики. Процесс проверки решения важен потому, что в ее ходе удается переосмыслить задачу, обнаружить новые пути решения. Процесс решения задачи является обязательным объективным условием развития мышления человека, условием совершенствования его познавательной деятельности.
Виды мышления
В зависимости от содержания решаемой задачи в психологии принято выделять виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и теоретическое (отвлеченное, словесно-логическое). Наглядно-действенное (или практическое) мышление характеризуется тем, что мыслительная задача решается непосредственно в процессе практической деятельности. Наглядно-действенное мышление «...во-первых, неотрывно от восприятия, оперирует лишь 'непосредственно воспринимаемыми вещами и теми связями вещей, которые даны в восприятии, и, во-вторых, неотрывно от прямого манипулирования с вещами, неотрывно от действия в моторном, физическом смысле этого слова. В такого рода мышлении человек решает задачу, глядя на вещи и оперируя с ними»*. Наглядно-действенное мышление очень важно для спортсменов, летчиков, водителей, операторов, диспетчеров.
Наглядно-образное мышление характеризуется тем, что мыслительная задача решается на образном материале. Связь мышления с практическими действиями хотя и сохраняется, но не является такой непосредственной, тесной, как при наглядно-действенном мышлении. Значение наглядно-образного мышления в том, что оно позволяет человеку более многогранно и разнообразно отражать объективную действенность. По сравнению с наглядно-действенным наглядно-образное мышление более сложное, более обобщенное.
* Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961, с. 252— 253.
52
53
Теоретическое (отвлеченное, словесно-логическое) мыш-i ление характеризуется тем, что задача решается в словесной (вербальной) форме. Теоретическое мышление развивается на основе наглядно-действенного и наглядно-образного мышления и выступает в виде практических действий, наглядных образов и отвлеченных понятий и рассуждений. Именно этот вид мышления позволяет устанавливать наиболее общие закономерности, определяющие развитие природы и общества, самого человека.
В мыслительной деятельности человека все виды мышления неразрывно взаимосвязаны. Эта взаимосвязь находит свое выражение во взаимных переходах одного вида мышления в другой. Одним из примеров такой взаимосвязи может быть так называемое оперативное мышление, которое выполняет следующие функции: планирование, контроль, стимулирование, прогнозирование и принятие (решения в условиях жесткого дефицита времени, что характерно для деятельности оператора, диспетчера, летчика, водителя, спортсмена (особенно в таких видах спорта, как спортивные игры, бокс, фехтование, борьба и др.).
В жизнедеятельности человека порой очень трудно, а подчас и невозможно провести грань между отдельными видами мышления. Не только у детей, но и у взрослых постоянно развиваются в той или иной степени все виды мыслительной деятельности. Например, у инженеров, водителей, спортсменов большого совершенства достигает наглядно-действенное мышление; у писателей, художников — наглядно-образное мышление; у ученых — отвлеченное и т. д. Говоря о взаимосвязи различных видов мышления, необходимо помнить об их специфике. Но только развитие всех видов мышления в их единстве может обеспечить правильное и достаточно полное отражение действительности человеком.
Качества мышления
Индивидуальные особенности мышления можно так или иначе оценить, если выявить его качества. Они прежде всего связаны с особенностями сочетания и уровнем развития различных видов мышления. В психологии обычно рассматривают следующие качества мышления: самостоятельность, глубину, широту, ' гибкость, критичность, быстроту.
Самостоятельность мышления проявляется прежде всего в умении увидеть новую проблему и поставить новый вопрос, а затем решить задачи своими силами. Это способность принимать решения и действовать в соответствии с собственными взглядами, не поддаваясь посторонним влияниям. Творческий характер мышления отчетливо выражается именно в его самостоятельности.
Глубина мышления характеризует степень проникновения в сущность явления, процесса. Глубокомыслящий человек не ограничивается констатацией отдельных фактов или событий, он идет дальше, углубляясь в сущность данного явления. Обладающий глубоким мышлением спортсмен не только понимает суть спортивных ситуаций, но и предвидит их развитие.
Широта мышления дает возможность человеку постоян-
54
н0 держать под своим контролем большое количество связей между предметами, явлениями, использовать при решении задачи различные предметные знания.
Соотношение таких качеств мышления, как глубина и широта, является сложным и противоречивым. Углубление в какую-либо область знаний неизбежно приводит к сужению ее границ, а широта мышления часто формирует дилетантский подход к овладению знаниями. Наиболее целесообразно такое сочетание глубины и широты мышления, при котором человек глубоко и в то же время разносторонне овладевает определенной системой знаний.
Гибкость мышления характеризуется умением изменять намеченный план действий, если он не удовлетворяет тем условиям, которые обнаруживаются в ходе решения задачи. Благодаря этому качеству мышления человеку удается найти новый подход, новые действия, новые способы решения, наиболее полно отвечающие требованиям задачи.
Критичность мышления характеризуется способностью человека правильно оценить как объективные условия, так и собственную деятельность, при необходимости отказаться от избранного пути и найти способ действия, больше отвечающий условиям деятельности. Основой для развития критичности мышления являются глубокие знания и большой опыт.
Быстрота мышления характеризуется способностью мгновенно находить правильные,, обоснованные решения и реали-зовывать их при дефиците времени, что очень важно в условиях боя, аварии, в спортивных ситуациях. Быстрота мышления спортсмена во многом зависит от способности умело анализировать, прогнозировать и обобщать множество данных в условиях спортивного поединка. Это качество важно для успешности оперативной деятельности спортсмена.
Своеобразное сочетание различных качеств мышления, их устойчивое проявление в различных условиях характеризуют стиль умственной деятельности спортсмена. Для успешного формирования и развития творческого мышления спортсмена мало дать ему необходимую сумму знаний, важно учитывать специфику вида спорта, специфику знаний, методы их усвоения и практического применения. Поскольку творческое мышление — это прежде всего диалектическое мышление, глубокое усвоение диалектико-материалистического мировоззрения является первым и ведущим условием формирования творческого мышления спортсмена.
ВООБРАЖЕНИЕ
Воображение — это психический процесс создания новых образов (представлений) предметов на основе переработки, мысленной реконструкции представлений, оставшихся в сознании человека от прошлого опыта, т. е. процесс преобразующего отражения действительности. Воображение не может развернуться на пустом месте. Пищей для воображения служат знания и впечатления. Чем больше знаний, чем богаче опыт человека, тем
55
разнообразнее его впечатления, тем больше возможностей дл; создания новых образов.
Воображение необходимо в любой деятельности человека, без| него не может совершиться ни один сложный психический процесс. «Эта способность чрезвычайно ценна, — подчеркивал! В. И. Ленин.— Напрасно думают, что она нужна только поэту.; Это глупый предрассудок! Даже в математике она нужна, даже! открытие дифференциального и интегрального исчислений невозможно было бы без фантазии. Фантазия есть качество величайшей ценности...». *
Любая деятельность (в том числе и спортивная) ставит перед человеком массу задач. Для их решения не всегда есть необходимые знания. Воображение, хотя и временно, восполняет этот пробел, комбинируя, создавая новое сочетание имеющихся сведений. Участие воображения в процессе деятельности тем значительнее, чем более творческий характер носит деятельность.
Как и все психические процессы, воображение обусловлено деятельностью коры больших полушарий головного мозга.
Исследования показывают, что процессы воображения осуществляются в его глубоких отделах, в частности в гипоталамусе. У некоторых людей, отличающихся богатым воображением, оно может влиять на протекание физиологических процессов. Например, когда Флобер писал сцену отравления Эммы Бовари, он ясно ощутил во рту вкус мышьяка. Ряд студентов медицинских вузов находят в себе признаки многих болезней, когда их изучают, хотя в действительности их нет. Образы фантазий у впечатлительных людей вызывают соматические (телесные) изменения. Описанные случаи влияния воображения на органические и соматические процессы — факты нормальной мозговой деятельности.
Виды воображения
Различают непроизвольное и произвольное воображение, исходя из особенностей и причин его возникновения.
Непроизвольное воображение является пассивным и заключается в возникновении и комбинировании представлений и их элементов в новые представления без определенного намерения человека, при ослабленном сознательном контроле. Непроизвольное воображение часто наблюдается у детей. Оно ярко выступает в полусонном, дремотном состоянии, когда те или иные образы возникают самопроизвольно, сменяются, соединяются и изменяются сами по себе, принимая иногда фантастические формы.
Непроизвольным воображением являются грезы. Человек грезит в состоянии расслабленности, в состоянии перехода от бодрствования ко сну. Результат такого воображения остается на уровне психического, идеального. Его реализация невозможна. Грезы порой заменяют реальность, человек живет в своем, созданном им мире, что доставляет ему удовольствие. Крайним проявлением непроизвольного воображения являются сновидения.
* Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 45, с. 125.
56
Произвольное воображение является активным и заключается в преднамеренном построении образов в связи с поставленной задачей в той или иной деятельности. Такое воображение развивается уже в детских играх, когда дети берут на себя роль космонавта, врача, спортсмена, педагога и т. д. Дальнейшее развитие активного воображения происходит в процессе труда и других видов деятельности. Для произвольного воображения необходимо не только наличие задачи на создание образа, но и волевое усилие при решении этой задачи.
Произвольное воображение может быть воссоздающим и творческим.
Воссоздающее воображение характеризуется тем, что человек по одному описанию представляет себе тот или иной предмет, образ, которые он никогда раньше не воспринимал (например, никогда не видел моря, но по описанию может себе представить его). Воссоздающее воображение позволяет человеку при чтении художественного произведения представить образ литературного героя, по описанию упражнений — новую игровую комбинацию и т. д. Воссоздающее воображение необходимо инженеру, архитектору при чтении чертежа, топографу при работе с картой, спортсмену в процессе тактической подготовки.
Творческое воображение характеризуется созданием новых оригинальных идей, предметов, действий в процессе деятельности человека (в искусстве, науке, спорте и т. п.). Творческое воображение осуществляется на основе анализа и синтеза накопленных
знаний.
Мечта — образ желаемого будущего — занимает особое место в структуре произвольного воображения. Мечта—необходимое условие претворения в жизнь творческих сил человека, направленных на преобразование действительности. Она является одним из элементов научного предвидения. В мечте может быть выражен смысл всей жизни. Человеку свойственно мечтать, это доставляет ему радость (о неприятном человек не мечтает), удовлетворяет самые сокровенные желания и потребности. Реальная мечта — это начало прогноза и научного планирования.
К. Э. Циолковский пронес через всю свою жизнь страстную мечту о межпланетных полетах. Дерзновенная мечта, казавшаяся в свое время несбыточной, сейчас воплощается в жизнь. Электрическая лампочка, телевизор, самолет, космическая ракета и т. п.— это опредмеченное воплощение в жизнь мечты многих поколений людей. Осуществленная мечта порождает новую потребность, а новая потребность порождает новую мечту.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 250.