В современных исследованиях памяти центральной является проблема ее механизмов. Они изучаются на различных уровнях: психологическом, нейрофизиологическом, биохимическом, биофизическом. Формируется также кибернетический подход к изучению памяти.
Физиологические процессы, протекающие в коре больших полушарий головного мозга при запоминании, по своему содержанию такие же, что и при восприятии. Память требует работы тех Же мозговых центров, что и восприятие, вызванное непосредствен-
43
ным воздействием внешнего раздражителя на органы чувств. Различие заключается лишь в том, что при восприятии эти процессы непрерывно задерживаются раздражением рецепторов, а при запоминании представляют собой лишь «следы» ранее бывших процессов. Эти «следы» следует понимать как сохранившиеся в нейронах слабые «остаточные» возбуждения, которые в свое время были вызваны раздражением рецепторов и которые с течением времени могут ослабевать (при этом полученная когда-то информация забывается) или под влиянием тех или иных факторов усиливаться (тогда человек вспоминает имевшиеся в прошлом восприятия, чувства, мысли, движения, действия).
В психологии широкое развитие получила так называемая ассоциативная теория памяти. Всякое запоминание или заучивание предполагает установление ассоциаций. Ассоциации, как указывал еще И. М. Сеченов, имеют рефлекторную природу. Они представляют собой «последовательный ряд рефлексов, в котором конец каждого предыдущего сливается с началом последующего во времени»*.
Различают ассоциации по смежности, по сходству, по контрасту. Примером ассоциации по смежности может быть запоминание и воспроизведение гимнастического упражнения, состоящего из целого ряда последовательно исполняемых элементов. Иной характер имеют ассоциации по сходству. Они возникают в тех случаях, когда восприятие какого-либо явления или предмета вызывает воспоминание о сходных с ними явлениях или предметах. Ассоциации по контрасту возникают при восприятии предмета или явления, вызывающего воспоминание о другом предмете или явлении с прямо противоположными признаками.
В последнее время возникло учение о механизмах памяти на биохимическом, биофизическом и кибернетическом уровнях. Имеются гипотезы, что удержание информации в памяти осуществляется благодаря циркуляции электрических потенциалов, возникающих в результате возбуждения различных нейронов, а также биохимическим изменениям в нервных клетках, изменению структуры и различным перегруппировкам белковых' молекул нейронов, и прежде всего молекул нуклеиновых кислот. Считается, что дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК) является носителем генетической, наследственной памяти, а рибонуклеиновая кислота (РНК) — основой онтогенетической индивидуальной памяти.
Рассмотренные современные представления о физиологических, психологических, биофизических и биохимических основах памяти не исключают, а взаимно дополняют и обогащают друг друга. Согласованной теории механизмов памяти еще нет. Ее создание — задача будущего.
Виды памяти
В зависимости от модальности запоминаемого материала, способа его запоминания и времени удержания принято различать
* Сеченов И. М. Избр. произведения, т. 1. — М.: Изд-во АН СССР, 1952, с. 88i
44
следующие виды памяти: двигательную, образную, эмоциональную и вербальную.
Двигательная память — это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Содержанием этого вида памяти являются мышечно-двигательные образы заученных движений (мышечно-двигательные представления формы, величины, скорости, амплитуды, усилия движений, их последовательности, длительности, темпа, ритма и др.). Двигательная память имеет большое значение в спортивной деятельности, в трудовых процессах, она служит основой для формирования различных двигательных навыков и умений.
Образная память — это память на представления, картины природы, звуки, вкус и т. п. В зависимости от того, какой анализатор принимает наибольшее участие в восприятии запоминаемого материала, выделяют зрительную, слуховую, осязательную, вкусовую, обонятельную память и др. Обычно лучше всего у человека развиты зрительная и слуховая память, так как они играют ведущую роль в его жизнедеятельности. А вот обонятельную, вкусовую, осязательную память в известном смысле можно назвать «профессиональными» видами, так как они особенно интенсивно развиваются в связи со специфическими условиями деятельности. Образная память особенно развита у людей «художественных» профессий — художников, композиторов, дегустаторов. У шахматистов высочайшего уровня развития достигает зрительная память.
Встречаются люди, обладающие эйдетической памятью (от греч. «эйдос» — образ), которая характеризуется детализированной наглядностью, свойственной обычно непосредственному восприятию. По аналогии с эйдетической зрительной памятью встречается такая же яркая слуховая, осязательная память, возможны и другие виды памяти.
Эмоциональная память — это память на чувства. Ее содержание составляют эмоциональные состояния, имевшие место в прошлом. Эмоциональная память играет важную роль в жизнедеятельности каждого человека. Пережитые и сохраненные в памяти чувства оказывают огромное влияние на характер действий и поступков человека. Так, астенические эмоциональные воспоминания порой отрицательно влияют на выполнение деятельности, вызывают скованность, неуверенность действий. И наоборот, воспроизведение стенических чувств оказывает положительное влияние на деятельность. Способность сочувствовать Другому человеку, сопереживать основана на эмоциональной памяти.
Вербальная память (словесно-логическая) характеризуется тем, что запоминаются не конкретные образы предметов, а слова и выраженные в словах мысли. Главная роль в ней принадлежит второй сигнальной системе. Опираясь на развитие других видов памяти, вербальная память становится ведущей по отно-шению( к ним,, и от ее развития зависит развитие всех других видов памяти. Ей принадлежит основная роль в усвоении знаний.
45
В связи с развитием инженерной, военной, спортивной, кос-?) мической психологии и др. особое значение приобретают иссле-1 дования длительности хранения информации. На этом основании память разделяют на сенсорную (хранение не более 1,5 с), кратковременную (не более 30 с) и долговременную (постоянное хранение).
В спортивной деятельности (спортивных играх, единоборствах) большое значение имеет сенсорная и кратковременная память. Разновидностью кратковременной памяти является «оперативная* память — такая кратковременная память, которая является ведущей в деятельности человека в данный момент его действий* Например, непосредственные действия оператора, диспетчера, водителя, пилота, боксера, футболиста и др., т. е. человека, выполняющего одну операцию за другой по мере продвижения к конечному результату, могут забываться («стираться»). Таким образом, сенсорная (сверхоперативная), оперативная (очень кратковременная) и кратковременная память имеют как бы тактическое значение, тогда как долговременная память — стратегическое значение в достижении жизненно важных целей деятельности.
Понятие о представлении
Представление — это образ предмета или явления, не воздействующего в данный момент на органы чувств. Если сравнивать образ представления с образами ощущения или восприятия, то, можно сказать, что представление — это вторичный образ предмета или явления, сохраненный в памяти.
С физиологической точки зрения представление является актуализацией следов ранее возникавших чувственных образов.
Представления можно классифицировать по деятельности тех анализаторов, с которыми связано их возникновение: зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, двигательные и др. В спортивной деятельности большую роль играют мышечно-двига-тельные представления, которые лежат в основе движений. Экспериментальные исследования показывают, что в процессе представления какого-либо движения происходит напряжение соответствующих мышц, незаметное для самого человека, но доступное для регистрации приборами. Такие движения получили название идеомоторных актов. Они выражаются в биотоках мышц, которые используются, например, в конструировании искусственной руки.
В спортивной практике с помощью идеомоторной тренировки вызываются те или иные напряжения, поддерживающие необходимый уровень тренированности спортсмена. Поэтому очень важно формировать соответствующие представления у спортсменов на основе их собственной практической деятельности.
Представления буквально пронизывают все другие психические процессы — без них невозможны ни ощущения, ни восприятия, ни мышление, ни воображение; они составляют важный компонент эмоциональных переживаний, влияют на их содержание,
46
могут усиливать или ослаблять их интенсивность, являются действенным средством регуляции эмоциональных состояний, составляют основное содержание знаний, умений, навыков, особенно связанных с определенными видами профессиональной деятельности.
Представления являются переходной ступенью от конкретных образов к абстрактным понятиям, от ощущений и восприятий — к мышлению и воображению.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 233.