Физиологические основы внимания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Физиологической основой внимания является деятельность определенных участков коры больших полушарий головного мозга, с помощью которых осуществляются сопровождаемые вниманием психические процессы. Функционирование внимания обеспечивается сочетанной деятельностью первого и третьего блоков мозга (см. 1.3).

Для понимания физиологических механизмов внимания определенное значение имеее выдвинутый А. А. Ухтомским принцип доми-


 


* Энгельс Ф. Диалектика природы, с. 135.


Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 189.


 


36


37


нанты, согласно которому в мозгу всегда имеется участок с повышенной возбудимостью, доминирующий (господствующий) над остальными участками. Наличие этого очага позволяет понять сосредоточенность внимания на каком-либо объекте или явлении, когда другие раздражители не в силах вызвать отвлечение внимания, поэтому они остаются «незамеченными».








Виды внимания

В зависимости от активности человека в организации внимания и от причин, его вызывающих, внимание может быть произвольным и непроизвольным.

Непроизвольное внимание возникает непосредственно под влиянием внешних раздражителей, действующих в данный момент, которые вызывают оптимальное возбуждение в определенных участках коры большого мозга. По своим физиологическим механизмам непроизвольное внимание является ориентировочным рефлексом. Оно не требует волевых усилий.

Непроизвольное внимание характеризуется отсутствием пред-варительней готовности человека к данному восприятию или действию, внезапностью (возникает сразу после раздражения), непродолжительностью (длится, пока действуют соответствующие раздражители).

Произвольное внимание — результат сознательных (волевых) усилий человека, оно направляется требованиями деятельности и характеризуется целенаправленностью (определяется задачами, которые ставит человек перед собой в той или иной деятельности), организованностью (человек заранее готовится быть внимательным, сознательно организует и направляет свое внимание на выполнение той или иной деятельности), устойчивостью (внимание сохраняется более или менее долгое время, в зависимости от выполнения той или иной деятельности или плана работы).

Произвольное внимание вызывают следующие основные причины:

1. Сознание долга и обязанностей, способствующее выполнению
данного вида деятельности.

2. Интересы человека, его мотивы,, побуждения к занятию.

3. Привычка работать, выполнять ту или иную деятельность
как в благоприятных, так и в неблагоприятных условиях.

Зная психологические и физиологические особенности процесса внимания, можно развивать его, управлять им и, значит, эффективно организовывать деятельность человека. Поэтому педагог, воспитатель должен всегда учитывать условия, облегчающие произвольное и непроизвольное внимание, обстановку, организацию рабочего места (спортивный зал, станок, письменный стол и т. п.), психическое и физическое состояние человека (напряжение, утомление). Важно также напоминать о целях деятельности, развивать волевые качества, вводить новые приемы в методику тренировочного занятия и многое другое.

38


Бесспорно, основное значение в жизни и деятельности человека играет произвольное внимание.

Произвольное внимание основывается на сознательно волевом отношении человека к выполняемой им деятельности. Воспитание произвольного внимания связывается поэтому с формированием мировоззрения, моральных убеждений и принципов, сознания общественной значимости и необходимости данной деятельности. По существу преднамеренное внимание является волевым процессом и должно быть связано с воспитанием воли.




Свойства внимания

Внимание характеризуется объемом, концентрацией, устойчивостью, переключением, подвижностью и распределением.

Объем внимания определяется числом объектов или их элементов, которое может быть одновременно воспринято с одинаково высокой степенью ясности и отчетливости. Средним считается объем внимания, при котором человек воспринимает одновременно 5±2 объекта. Объем внимания может быть значительно расширен путем специальной тренировки, тщательного изучения объектов и тех ситуаций, в которых их приходится воспринимать. Когда деятельность протекает в знакомой обстановке, объем внимания довольно широк и человек воспринимает больше элементов, чем тогда, когда приходится действовать в незнакомой,, мало понятной ситуации. Увеличение объема внимания достигается также путем осмысления данной деятельности, накопления опыта, специальных знаний. Например, объем внимания у высококвалифицированного футболиста значительно больше, чем у новичка.

Концентрация внимания характеризуется затратой нервной энергии на выполнение данного вида деятельности, в связи с чем участвующие в ней психические процессы протекают с большей или меньшей ясностью, четкостью и быстротой. Показателем концентрации внимания является помехоустойчивость, т. е. отвлечение от второстепенных, посторонних раздражителей.

Внимание в процессе выполнения тех или иных действий может проявляться с разной силой, что определяется видом деятельности. Например, во время футбольного поединка у спортсмена бывают моменты очень высокой концентрации внимания и моменты ослабленного внимания. Наибольшей концентрации внимание достигает тогда, когда оно направлено на один объект. Высокая степень концентрации внимания — необходимая предпосылка точного, успешного выполнения деятельности. Однако такая концентрация внимания может сохраняться в течение незначительных промежутков времени.

Физиологически концентрация внимания обусловливается возникновением оптимального очага возбуждения в одних участках коры при одновременном торможении в других.

Устойчивость внимания проявляется в сохранении требуемой концентрации в течение длительного времени. Это

39


свойство внимания зависит от целого ряда причин: от силы нервных процессов, характера и вида деятельности, отношения к делу, сложившихся привычек, уровня развития волевых качеств и др.

Устойчивость внимания важна в различных видах деятельности (в учении, труде, спорте и др.). Например, от футболистов требуется не только большой объем внимания, высокая степень его интенсивности, но и умение сохранять эту интенсивность в течение всей игры.

Для поддержания высокой устойчивости внимания необходимо соблюдать ряд требований — обеспечить оптимальный темп работы (при слишком замедленном или чрезмерно высоком темпе устойчивость внимания снижается), оптимальный объем работы (при очень большом объеме заданной работы внимание становится неустойчивым), разнообразие действий и операций (однообразный и особенно монотонный характер работы значительно ухудшает устойчивость внимания).

Переключение внимания — это способность быстро и точно переходить от одних действий к другим, от одной деятельности к другой.

Не нужно смешивать сознательное, целенаправленное переключение внимания с отвлекаемостью, а также переключение внимания с непроизвольным вниманием. Легкая отвлекаемость характеризует недостаточную устойчивость внимания. При переключении внимания мы всегда ставим определенные задачи или же оно диктуется видом действий или деятельности.

Физиологической основой переключения внимания является торможение существующего очага возбуждения и формирование нового. Это позволяет сделать вывод, что переключение внимания зависит от подвижности нервных процессов — быстроты смены возбуждения и торможения, а также от особенностей объектов и характера деятельности.

Способность легко, своевременно,, точно переключить внимание имеет большое значение в ряде профессий, особенно в спортивной деятельности у представителей таких видов спорта, как игры и единоборства.

Подвижность внимания выражается в закономерной периодической смене объектов, на которые оно обращено. Внимание чрезвычайно динамично и подвижно. Даже тогда, когда человек поглощен выполнением какой-либо деятельности, его внимание все время переходит от одного объекта к другому, оно не может долго задерживаться на каком-либо одном объекте.

Подвижность (динамичность) внимания хорошо иллюстрируется так называемыми двойственными изображениями. Если с напряженным вниманием смотреть на рис. 2, последовательно, через определенные промежутки времени (1—4 с), можно видеть в одном случае то вазу, то профиль, в другом—то лестницу, то карниз. Эта смена объектов и есть колебание внимания.

Колебание внимания следует отличать от изменения его устойчивости. Изменение устойчивости внимания характеризуется Периодическим повышением или понижением его концентраций,

40


в то время как колебание внимания возможно при самой высокой его устойчивости.

Распределением внимания называется направленность внимания одновременно на несколько объектов или на выполнение двух или более действий. Например, студент слушает и одновременно записывает лекцию; вратарь во время футбольного матча следит одновременно за многими находящимися в поле его зрения игроками, подмечает их действия и т. п. Распределение внимания является необходимым условием успеха во многих видах деятельности, по самой своей структуре требующих одновременного выполнения разнородных операций, действий (диспетчер, летчик, шофер, токарь, хоккеист, боксер и т. п.).

Физиологической основой распределения внимания являются нервные процессы, одновременно протекающие в функционально различных участках коры большого мозга. Например, когда студент слушает и записывает лекцию, одновременно функционируют его слуховые, ассоциативные и моторные центры (движение руки при записи). Распределение внимания требует от человека значительно больших усилий и затрат нервной энергии, чем другие свойства внимания. Для развития способности к распределению внимания необходимо в совершенстве владеть приемами, действиями, операциями (навыками), на которые распределяется внимание.



Дата: 2019-04-23, просмотров: 299.