Физиологические основы восприятия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Восприятие, как и ощущение,— рефлекторный процесс. Сложные нервные процессы в коре большого мозга, лежащие в основе восприятия, вызываются комплексными раздражителями, действующими одновременно на разные рецепторы. Восприятие — результат одновременной и согласованной деятельности нескольких анализаторов, которая протекает при участии ассоциативных отделов коры и центров речи.

Возбуждения, возникающие под воздействием комплексного раздражителя в нескольких рецепторах, передаются в соответствующие мозговые центры анализаторов. Одновременное или последовательное возбуждение этих центров приводит к образованию временных нервных связей между ними, к сложным интегративным процессам, в которые входит не только непосредственное возбуждение от комплексных раздражителей, но и ожившие следы прежних связей. Поэтому в процессе восприятия мы глубже познаем мир, чем на уровне ощущений.

По сравнению с ощущениями восприятие — более высокая форма аналитико-синтетической деятельности мозга. Осмысленное восприятие невозможно без анализа. Анализ обеспечивает выделение объекта восприятия, на основе анализа осуществляется синтез всех свойств объекта в целостный образ.

Важную роль в нервных процессах, составляющих физиологическую основу восприятия, играет вторая сигнальная система, органически связанная с первоначальными возбуждениями, но имеющая ведущее, направляющее значение.

Классификация восприятий

В основе классификации восприятий могут лежать различия анализаторов, участвующих в восприятии (в этом случае выделяют зрительные, слуховые, осязательные, кинестетические, обонятельные и вкусовые восприятия), или формы существования материи — пространство, время и движение (в соответствии с этим восприятие пространства, восприятие времени, восприятие движения).

Восприятие пространства. В процессе взаимодействия человека со средой большую роль играет восприятие пространства. При этом различают восприятие формы, величины, объема объектов, расстояния между ними, их взаимного расположения, удаленности

и направления.

Восприятие формы, объема и величины предметов осуществляется с помощью зрительного, тактильного и кинестетического анализаторов. Основой восприятия формы является^ изображение предмета на сетчатке глаза. Однако одно только зрение не может обеспечить правильное восприятие формы,, необходимо еще движе-


 


2 Зак. 1165


33


ние глаз. Аналогичный процесс имеет место и в осязательном восприятии. Чтобы определить форму предмета на ощупь, его берут в руки, поворачивают, прикасаются к нему с разных сторон. Таким образом, формирующийся образ предмета складывается на основании объединения зрительных, тактильных, кинестетических ощущений.

При восприятии объема основную роль играет бинокулярное зрение, а также законы перспективы и светотени. Художники, руководствуясь этими законами, изображают предметы на картинах так, что они воспринимаются как объемные.

Восприятие глубины и удаленности предметов осуществляется при помощи монокулярного и бинокулярного зрения. В монокулярном восприятии главную роль играет аккомодация (рефлекторное изменение толщины) хрусталика, которая совершается в очень небольших пределах. При восприятии предметов, находящихся далее 5—6 м, хрусталик уже не аккомодирует, так как его тело дальше не изменяет своей толщины.

Восприятие глубины и удаленности предметов осуществляется главным образом благодаря бинокулярному зрению и сопутствующему ему механизму — конвергенции, т. е. сведению зрительных осей глаз на фиксируемом предмете.

Два этих механизма — аккомодация и конвергенция — взаимосвязаны. Определенное состояние аккомодации вызывает и опреде-деленную степень сведения зрительных осей (конвергенции) и, наоборот, тому или иному сведению зрительных осей соответствует определенная степень аккомодации.

Восприятие пространства является сенсорным навыком. Пространственные восприятия, определяющие глазомер, развиты не у всех одинаково. Развитие глазомера требует специальных упражнений, он совершенствуется под влиянием тренировки.

Восприятие времени. Восприятие времени — это отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. Все жизненные явления, в том числе деятельность человека, протекают во времени. Время является одной из форм существования материи. Поэтому все наши анализаторы воспринимают движение материи не только в пространстве, но и во времени.

Определенное состояние нервных клеток становится сигналом времени, на основе которого у человека и у животных вырабатываются условные рефлексы на время. В лабораториях И. П. Павлова эти рефлексы вырабатывались у животных, когда их кормили через строго определенные промежутки времени. Если пищу давали через каждые 30 мин, то после ряда опытов слюна начинала выделяться ровно на 30-й мин. Следовательно, время — такой же раздражитель, как и материальные предметы и явления.

Все биохимические и физиологические процессы в организме протекают во времени. Многие из них определяются различными (в том числе и суточными) биологическими ритмами. В настоящее время учеными установлено более 40 физиологических функций, для которых характерна суточная ритмичность.

34


Восприятие временных отношений объективных явлений состоит в отражении их последовательности и длительности.

Восприятие последовательности явлений связано с представлениями о настоящем, прошедшем и будущем, отражающими объективные, периодически повторяющиеся процессы в природе. Однажды воспринятое явление остается в памяти в виде представления о нем. Если оно затем воспринимается повторно, то это восприятие вызывает в памяти представление о ранее бывшем, которое осознается как прошедшее. Восприятие длительности явлений опирается на представления о начале и конце явления. Оно воспринимается довольно субъективно. Доказано, что человек может точно воспринимать промежутки времени не короче 0,75 с. Однако с помощью специальной тренировки можно увеличить различаемые микроинтервалы времени. После пятидневной тренировки спортсмены хорошо различали отрезки времени до 0,01—0,02 с и точно оценивали разницу во времени между 0,15 и 0,2 с. Если событие совершается очень медленно, восприятие его длительности опирается на показатели, позволяющие делить время на определенные отрезки. Например, при беге на средние и длинные дистанции общее время преодоления всей дистанции может быть разбито на отдельные отрезки, соответствующие времени, затрачиваемому на каждый круг.

Отражением сложных форм временных отношений являются восприятия темпа и ритма.

Восприятие темпа отражает скорость, с которой сменяют друг друга отдельные стимулы совершающегося во времени процесса, например чередование звуков.

Восприятие ритма (т. е. всякое равномерное чередование стимулов, их размеренность) в той или иной степени всегда сопряжено с двигательными реакциями. Нельзя просто «слышать ритм». Человек только тогда переживает ритм, когда он его «сопроизво-дит».

Восприятие ритма имеет большое значение в разных видах деятельности, в том числе и в спорте. Развивается и совершенствуется это восприятие в процессе практической деятельности, а также путем специальной и целенаправленной тренировки.

Восприятие движений. Восприятие движений является отражением во времени изменения положения тела в пространстве. В спортивной и в других видах деятельности большое значение имеет правильное восприятие движений, совершаемых другими людьми, и собственных движений.

В процессе восприятия познаются различные стороны движений, отражаются различные их особенности и свойства: скорость (быстрое или медленное движение, в движениях циклического характера— быстрый или медленный темп), ускорение (равномерное, ускоряющееся, замедляющееся, плавное, прерывистое), характер (сгибание, разгибание, отталкивание, подтягивание и т.п.), форма (прямолинейное, криволинейное, круговое дугообразное и т. п.), амплитуда (полная, неполная), направление (направо, налево, вверх, вниз), продолжительность (краткое, длительное).

2*                    35


Восприятие движений обусловливается взаимодействием различных анализаторов — зрительного, двигательного, вестибулярного, слухового и др.







Восприятие как деятельность

Важной формой произвольного восприятия является наблюдение— организованное, целенаправленное, планомерное восприятие предметов или явлений окружающего мира.

«Орел,— писал Ф. Энгельс,— видит значительно дальше, чем человек, но человеческий глаз замечает в вещах значительно больше, чем глаз орла»*. Развитие восприятия связано не только с остротой ощущений и пониманием их порога, но и с развитием наблюдательности.

Наблюдение отличается от простого восприятия тем, что ведущую роль в нем играет вторая сигнальная система.

Успех наблюдения зависит прежде всего от того, насколько ясна задача, которая стоит перед наблюдателем. Нельзя наблюдать «вообще», не имея перед собой никакой определенной дели. Задача организует внимание наблюдателя, указывает, на что именно оно должно быть направлено. Например, перед футболистами может быть поставлена задача: во время наблюдения за игрой команды, с которой придется встречаться в следующем матче, тщательно ознакомиться со стилем, техникой и тактикой игры. Существенную роль играет дробление задачи, постановка частных и более конкретных задач. В соответствии с поставленными задачами составляется ориентировочный план наблюдения. Он дает возможность ничего не пропустить и избежать случайностей в восприятии.

Для более полного и точного изучения явления необходимо владеть приемами наблюдения — правильно расположить наблюдаемые предметы, не нарушать последовательности наблюдения. Если это возможно, наблюдение должно повторяться столько раз, сколько нужно, причем в самых разнообразных условиях, т. е. быть систематическим. Наблюдение всегда должно носить активный характер, что связано с организацией направленности внимания.

Отсюда вытекает общее педагогическое правило: при изучении любого учебного материала, в том числе и более или менее сложных физических упражнений, педагог должен организовать восприятие его сначала в целом, а затем уже в деталях.

Наблюдение должно строиться на предварительном знакомстве с наблюдаемыми явлениями, с условиями, в которых оно будет вестись.

Исключительно велика роль активности наблюдения. Только если наблюдение строится как активная, мыслительная деятельность, достигается понимание причин и смысла наблюдаемых явлений.


Успех наблюдения в большей степени зависит, от жизненнрго опыта и знаний. Они позволяют человеку глубже и содержательнее воспринимать наблюдаемые явления.

Способность к наблюдению,, наблюдательность, развивается в процессе активной деятельности путем накопления соответствующих знаний, а также с помощью специальных приемов. Люди не рождаются наблюдательными. Чтобы быть наблюдательным, надо упражняться в наблюдении. Наблюдательность необходима во всех областях жизни и деятельности человека, в том числе спортивной.


ВНИМАНИЕ

Внимание — это направленность и сосредоточенность психической деятельности на определенном объекте.

Среди психических явлений внимание занимает особое место. Оно входит в познавательные процессы, в практическую деятельность. Благодаря вниманию наша деятельность имеет определенную избирательную направленность — из большого числа объектов мы выбираем лишь необходимые и сосредоточиваем на них нашу психическую деятельность. Объектом внимания может выступать внешний мир, сама психическая деятельность, наши переживания, мысли. Внимание не может быть беспредметным.

Напряженное внимание имеет характерные внешние проявления— мимику, позу, движения, задержку дыхания. По этим признакам можно судить, насколько внимателен человек.

Внимание тесно связано с волей. К- Маркс отмечал, что «кроме напряжения тех органов, которыми выполняется труд, в течение всего времени труда необходима целесообразная воля, выражающаяся во внимании, и притом необходима тем более, чем меньше труд увлекает рабочего своим содержанием и способом исполнения, следовательно, тем меньше рабочий наслаждается трудом, как игрой физических и интеллектуальных сил»*. Эта мысль К- Маркса является основополагающей в освещении природы внимания.

Внимание как элемент сознания развивается в труде и в общении людей, в их общественной деятельности.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 233.