Роль ощущений в спортивной деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В жизни и деятельности человека важное значение имеет высокая чувствительность всех органов чувств. Если у человека недостаточно развита та или иная анализаторная система, он не способен к освоению определенной специальности. В спортивной деятельности, как правило, участвуют все анализаторы, но главными ощущениями являются зрительные, мышечно-двигательные, слуховые, вестибулярные, тактильные. Самыми же информативными являются зрительные и кинестетические ощущения.

Развитие чувствительности достигается постоянной тренировкой. Повышение чувствительности, сохранение в условиях экстремальной соревновательной обстановки точности ощущений, быстроты и адекватности реакций — одна из основных задач психологической подготовки спортсменов.

ВОСПРИЯТИЕ

Восприятием называется отражение в сознании человека предметов и явлений действительности при непосредственном их воздействии на органы чувств.

В отличие от ощущений, которые отражают отдельные качества и свойства предметов, восприятие отражает предмет в целом» в совокупности его свойств и взаимосвязи друг с другом.

Восприятие — это не сумма ощущений, а качественно новая ступень чувственного познания с присущими ей особенностями. При восприятии, например, яблока человек получает не отдельные, изолированные друг от друга зрительные, обонятельные и другие ощущения, а благодаря их сложному сочетанию друг с другом единый образ яблока с присущими ему формой, цветом, упругостью, запахом и даже вкусом. Восприятия всегда в той или иной степени дополняются имеющимися знаниями, прошлым опытом.

Особенности восприятия

Наиболее важными особенностями восприятия являются предметность, целостность, константность, осмысленность, избирательность, апперцепция.

Предметность, или объективация. Воспринимая какой-либо предмет, мы осознаем его не как наше субъективное переживание, а как объективный, вне нас существующий предмет. Без такого «вынесения» восприятие не может выполнять свои ориентирующую и регулирующую функции в практической деятельности человека. «Световое воздействие на зрительный нерв воспринимается не как субъективное раздражение самого зрительного нерва, а как объективная форма вещи, находящейся вне глаз»*,— подчеркивал К. Маркс.

Целостность. Восприятие всегда носит целостный характер.

* Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 23, с. 82.


 


30


31


Компоненты целого могут действовать одновременно или поай|
довательно на один и тот же анализатор или на разные аналищЯ
торы (например, при восприятии спортивного поединка, когда!
одновременно действуют и зрительные и звуковые раздражения!!
Но во всех случаях комплексный раздражитель выступает каш
единое целое.                                                                                 Щ

Слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а меЦ
лодию, независимо от того, сыграна она на различных музыкаль<|
ных инструментах или на одном. Целостность образа складыва$
ется на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и каче||
ствах предмета. Благодаря этому мы можем восполнять в своем!
восприятии отсутствующие элементы и части воспринимаемом!
предмета.                                                                                       Щ

Константность. Несмотря на значительную вариативность услр:! вий (освещенность, расстояние, положение в пространстве и т. п.Щ в которых происходит процесс восприятия, образы воспринимаем! мых нами предметов отличаются определенным постоянством! (константностью) по форме, величине, цвету и т. п. Один и той же предмет мы каждый раз воспринимаем более или менее оди! наково. Многократное восприятие одних и тех же объектов в разя ных условиях обеспечивает константность перцептивного образаг!

Осмысленность. Перцептивные образы всегда имеют опредЯ
ленное смысловое значение. Воспринимая предметы или явлении
человек истолковывает их в соответствии с полученными ранёЦ
знаниями и практическим опытом, тотчас же обозначает словамщ
и навсегда относит к определенной группе, классу. Даже при!
виде незнакомого предмета он пытается уловить в нем сходстш!
со знакомыми объектами.                                                             щ

Избирательность. Восприятие имеет избирательный характещ!
В избирательности восприятия проявляется активность сознаний
Два футболиста, один из которых играл вратарем, а другой напШ
дающим, наблюдая футбольный матч, будут воспринимать ситугИ
цию на поле по-разному.                                                               ЧЩ

Внешний мир настолько многообразен и богат деталями, чт(ЭД мы можем воспринимать одновременно лишь самую незначителЬ^ ную их часть. Отсюда неизбежность избирательности восприятйя.|

Апперцепция. Зачастую одни и те же предметы разными людьг
ми воспринимаются различно. Это обусловлено задачами, уста-'
новками, психическим состоянием человека, его опытом, знаниям
ми, потребностями, интересами, устремлениями, желаниями, ин
дивидуальными особенностями. Такая зависимость носит название
апперцепции.                                                                                   ^

Апперцепция — одна из важных закономерностей восприятия, обусловливающих его направленность. В ней отражаются особенности воспитания и профессиональной деятельности человека. Например, футболист и рабочий, изготавливающий мячи, будут по-разному воспринимать футбольный матч. Спортсмен будет в первую очередь воспринимать пригодность мяча для игры — его форму, вес, размер, упругость и т. п. Рабочий же увидит прежде всего качество материала, отделки и т. д.


Опосредованность восприятия рядом субъективных моментов имеет большое педагогическое значение и показывает, что восприятие является активным процессом, которым можно управлять.
































Дата: 2019-04-23, просмотров: 273.