Деятельность включает в себя задачу, цель, способы выполнения, результат. Задача деятельности определяет то, что нужно делать. Цель — зачем это нужно делать. Способами выполнения деятельности являются действия, поступки, поведение. Результатом деятельности является ее продукт. Он может быть и материальным (книга, станок, спортивный снаряд и т. п.) и идеальным (научная теория, развитие воли и т. п.).
Действиями называются относительно законченные элементы деятельности, направленные на выполнение какой-то одной задачи. Например, в спортивно-игровой деятельности во время соревнований можно выделить тактические действия защитников, направленные на перехват мяча у противника. Действия, из которых складывается деятельность, целенаправленны, имеют предметный характер.
В психологии деятельности различают следующие основные виды действий: а) двигательные действия, совершаемые с целью внешнего физического воздействия на объект или с целью перемещения собственного тела субъекта в пространстве и времени; б) гностические (умственные) действия, выполняемые с целью • приобретения знаний; в) коммуникативные действия, направленные на установление контактов между людьми (типичным коммуникативным действием является речевое действие, словесное обращение одного человека к другому).
Действие включает ориентировочную основу процесса выполнения и процесса контроля за выполнением. Деятельность — это цепь взаимосвязанных между собой действий. Овладение действиями у ребенка происходит по мере созревания его личности и решения задач обучения и воспитания.
Действия включают в себя движения и операции. Движения — это элементы двигательных и коммуникативных действий (движение руки при письме, движение речевого аппарата при произнесении слов). В спортивной деятельности движения достигают наибольшей сложности, поэтому говорят о технике спортивных движений. Техничность движений спортсмена является необходимым условием роста его спортивных достижений Операция — это элементы гностических действий. Операция — необходимый этап на пути преобразования умственного действия в двигательное или наоборот. Формирование операций у человека подчиняется закону саморегуляции. Организация волевого акта начинается с формирования волевого действия, инициируемого операциями с образом желательного результата деятельности. Так, в сознании возникает цепь деятельности, формируется мотив, побуждающий человека к активности.
Выполнение движений, операций постоянно контролируется
24
и корректируется органами чувств — осуществляется сенсорный контроль. Основой сенсорного контроля движений является усвоение чувственных ориентиров, информирующих мозг о состоянии внешней среды и организма. Совершенствование сенсорного контроля — одна из основных задач спортивного обучения и тренировки.
Действие, получившее общественную оценку, имеющее нравственное значение для субъекта и окружающих его людей, называется поступком. Действие, заслуживающее общественного осуждения, называется проступком. Спортивная деятельность состоит из поступков, оценку которым дают тренер, товарищи по команде, судьи и спортивные болельщики. Нарушение правил ведения спортивной борьбы, грубость и враждебность по отношению к сопернику расцениваются в спортивной этике как проступки, заслуживающие наказания (штрафными очками, штрафным временем, удалением с соревнований, дисквалификацией и т. п.).
Совокупность поступков, объединенных целью деятельности и выражающих индивидуально-типологическое своеобразие личности субъекта (особенности его характера, способностей, темперамента и т. п.), определяется как поведение. В поведении выражаются и публично демонстрируются социально значимые качества личности. В спорте средством такого выражения является соревнование. Поведение может оцениваться как окружающими, обществом, так и самим субъектом деятельности. Самокритика — эффективный психологический метод совершенствования поведения.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 197.