Глава 9. О молитве и молитвослове
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Понимание того, как нужно молиться, и сам молитвенный опыт православных и протестантов во многом отличается. Главное и самое заметное отличие состоит в том, что православные молятся не только Богу, но также Ангелам и святым, о чём подробно уже было сказано в 4-й главе. Но в вопросе молитвы протестанты принципиально не согласны с православными (и часто высказывают свои обвинения в их адрес) ещё по двум пунктам.

I. Православные часто молятся по молитвослову. То есть они произносят слова молитвы не свои собственные, а читают или проговаривают наизусть уже готовые, много веков назад составленные и записанные молитвы других людей, которых Церковь считает святыми.

У протестантов же никаких молитвословов нет, и нет принципиально! Они полагают, что нельзя молиться чужими молитвами, а только своими словами, от сердца. Ведь Бог есть наш Отец, а разве хорошо с отцом разговаривать заученным текстом? Ведь наши отношения с Богом должны быть личными, живыми. В одной из проповедей пастор баптистской артёмовской общины сравнивал православные молитвы по молитвеннику с тем, как если бы некий человек, прочтя письмо своего знакомого к отцу, и пленившись красотой, стройностью и возвышенным поэтическим слогом этого письма, решил скопировать его и послать его своему отцу. Будет ли этот отец рад такому письму? Нет, ведь он желает, чтобы его сын сам, пусть и не так красиво, как другие, написал ему письмо от себя, от своего сердца – рассуждал пастор. Поэтому лучше молиться нескладно, но лишь бы не формально, лично, от себя, от сердца. И так о молитве учат практически все протестанты.

II. Православные в общих молитвах на Богослужении, и в частных по молитвослову, произносят 3, 12 и 40 раз подряд короткую молитву «Господи, помилуй». Кроме того, одна из главнейших молитв в Православии является Иисусова молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного», которой Церковь советуют молиться постоянно, повторяя её многократно в течение каждого дня. В этом протестанты усматривают буквальное нарушение заповеди Христа: «А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны» (Мф. 6:7). Протестанты нередко в этом случае сравнивают православных со служителями Ваала, которые целый день очень долго молились своему богу (см. 3Цар. 18:26–29). Так, П. Рогозин полностью отождествляет личную (собственными словами) молитву с молитвой от сердца, с молитвой истинной, с молитвой «от Духа Святого: “Которым взываем: «Авва, Отче!"” (Рим. 8,15)», а молитву, читаемую наизусть – с молитвами языческими: «(В Писании) мы находим молитвы и другого рода, молитвы заученные, механически многократно и во всеуслышание повторяемые. Подобного рода молитвы обычно произносились язычниками»588 – и далее П. Рогозин приводит пример жрецов Ваала (3Цар. 18:26–27).

Итак, давайте узнаем, что думают и как понимают данные вопросы православные, а заодно посмотрим, не осуждают ли протестанты такими рассуждениями самих же себя, и не молятся ли они сами заученными, не своими молитвами?

I. Прежде всего нужно вспомнить, что Сам Христос научил Своих учеников молиться заученной молитвой: «молитесь же так: Отче наш…» (см. Мф. 6:9–13). Слова «молитесь так» означают, безусловно, «молитесь такими словами», что подтверждается параллельным местом Лк. 11:2, где сказано ещё определеннее: «когда молитесь, говорите: Отче наш…», т.е. говорите вот эти конкретные слова. И многие протестанты молятся этой молитвой слово в слово, то есть заученно. У артёмовских баптистов, в среде которых я вырос, был обычай иногда всей общиной, стоя на коленях, петь эту молитву. Хотя некоторые протестанты утверждают, что Христос не желал, чтобы мы слово в слово повторяли эту молитву, что эта молитва – только образец. Но это ложь и извращение мысли Христа, Который повелел Своим последователям молиться этой молитвой дословно. И в Дидахе Апостолы повторяют эту заповедь для всей Церкви, говоря: «Также не должны вы молиться как лицемеры, но как повелел Господь в Своём Евангелии, так и молитесь: Отче наш, сущий на небесах… Молитесь так трижды в день» (гл. 8). Поэтому молитвой «Отче наш» Церковь молится со времён апостольских и до сих пор. В начале (а нередко и в середине и конце) каждого Богослужения, молебна и так называемой «требы» православные произносят молитву «Отче наш», называемой ещё Господней молитвой.

Важно и то, что у иудеев с древности есть молитвослов, называемый Сидур, по которому они молятся и до сего дня. Молились по нему и христиане-иудеи и, конечно же, и сами Апостолы, которые после пришествия Христа составили для Церкви и другие молитвы и богослужебные чины. Примеры таких молитв мы находим во многих древних книгах. Например, всё в том же апостольском учении (Дидахе, 9:1–4) мы читаем: «Что же касается Евхаристии, совершайте ее так. Сперва о чаше: Благодарим Тебя, Отче наш, за святой виноград Давида, отрока Твоего, который (виноград) Ты открыл нам чрез Иисуса, Отрока Твоего. Тебе слава во веки! О хлебе же ломимом: Благодарим Тебя, Отче наш, за жизнь и ведение, которые Ты открыл нам чрез Иисуса, Отрока Твоего. Тебе слава во веки. Как сей преломляемый хлеб был рассеян по холмам и собранный вместе стал единым, так и Церковь Твоя от концов земли да соберется в царствие Твое, ибо Твоя есть слава и сила чрез Иисуса Христа во веки». А также: «По исполнении же (вкушения) так благодарите: Благодарим Тебя, Отче святый, за имя Твое святое, которое Ты вселил в сердцах наших, и за ведение, и веру, и бессмертие, которые Ты открыл нам чрез Иисуса, Отрока Твоего. Тебе слава во веки! Ты, Владыко Вседержитель, сотворил все ради имени Твоего, пищу же и питие дал людям в наслаждение, чтобы они благодарили Тебя, а нам даровал духовную пищу и питие, и жизнь вечную чрез Отрока Твоего. Паче всего благодарим Тебя потому, что Ты всемогущ. Тебе слава во веки! Помяни, Господи, Церковь Твою, да избавишь ее от всякого зла и усовершишь ее в любви Твоей, и от четырех ветров собери ее, освященную в царство Твое, которое Ты уготовал ей, потому что Твоя есть сила и слава во веки. Да приидет благодать и да прейдет мир сей. Осанна Богу Давидову!» (10:1–6). И эти молитвы, естественно, никак не делали отношения верующих со Христом формальными и холодными, а напротив – только помогали им быть в правильных и личных с Ним отношениях.

Уместно здесь вспомнить и об одной песне, положенную на стихи М. Лермонтова, которую поют баптисты. Вот её текст:

«В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть,

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучьи слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко –

И верится, и плачется,

И так легко, легко...»589.

Заметим: признавая и любя эту песню, протестанты тем самим признают, что молитвы можно «твердить наизусть»; значит, они согласны с русским поэтом, что в созвучьи именно уже давно составленных и заученных слов молитвы может быть «сила благодатная» и «святая прелесть»; значит, они согласны, что такая заученная молитва даже очень может быть сердечной, личной и душевной, раз она снимает с души бремя сомнений и даёт веру и слёзы умиления. Кстати сказать, в своём стихотворении Михаил Лермонтов писал о молитве «Богородице Дево, радуйся». В любом случае, эти слова посвящены давно составленной и слово в слово многими повторяемой православной молитве.

Протестанты могут сказать на это, что если мы и молимся заученными молитвами, то молимся словами Христа. Православные же молятся многими и другими человеческими молитвами, чего мы не делаем.

Здесь нужно отметить, что протестанты в своём противлении Православию во многих случаях демонстрируют поразительную слепоту в отношении своего же учения и реалий своей же духовной жизни. Так, постоянно обвиняя православных в том, что они делают изображения Бога и святых, протестанты сами делают массу подобных изображений, не замечая того, что сами подпадают под своё же обвинение – на этот факт я обращал уже внимание (см. гл. 3, абз. 4–5); называя православные молитвы Ангелам и святым спиритизмом, сами обращаются к ним в своих песнопениях (см. гл. 4, абз. 93–96); отвергая всякие святыни и не различая их от идолов, они сами определённым образом почитают некоторые святыни (см. гл. 1, абз. 34–40), и т.п. Ту же картину мы видим и сейчас: обвиняя православных в молитве чужими словами, протестанты даже не осознают того, что постоянно молятся Богу чужими и вполне человеческими молитвами… – и вот тому примеры.

1) Все протестанты используют сборники псалмов и песен. Например, у баптистов, как уже было замечено, самый известный сборник песен – «Песнь Возрождения», в котором есть раздел песнопений, называемый «молитвенные». Эти песнопения есть не что иное, как молитвы, положенные на музыку. Открываем и читаем начала этих псалмов. № 21: «Услышь мольбу и вздох души моей, хочу Тебя, мой Бог, любить сильней». № 22: «Ближе, Господь к Тебе, ближе к Тебе». № 24: «О Боже милостивый, благослови ты нас». № 26: «Услышь слова мои Ты ныне». № 27 содержит перефразированную молитву «Отче наш»: «О наш Отец на небесах! Прими моление мое…». № 30: «Не пройди, Иисус, меня Ты, дух не осеня» – и т.д. Почти в каждом из этих молитвенных псалмов есть прямое обращение к Богу590. Потому они и называются молитвенными, и потому при пении этих псалмов баптисты всегда встают, так как понимают, что эти псалмы есть молитва к Богу, а сидя они не молятся. Таким образом, баптисты постоянно, на каждом собрании молятся Богу чужими, человеческими, записанными и заученными молитвами591! Заметим, эти молитвы, которыми молятся протестанты в своих песнопениях – человеческие; их не Христос составил, как молитву «Отче наш». И при этом протестанты понимают, что хорошо молиться такими молитвами; что ими можно молиться и не формально, а от всего сердца и от всей души; что такие молитвы не оскорбляют отцовских чувств Бога; что их никак нельзя сравнивать с формальным и холодным чужим письмом. Так почему же протестанты тогда обвиняют православных в том, что они молятся Богу составленными другими людьми молитвами, если сами постоянно молятся Богу таковыми же молитвами?

2) Протестанты постоянно читают книгу Псалтирь, которая в значительной мере состоит из молитв Давида и других псалмопевцев. Если же христианин благоговейно и молитвенно прочитывает эти псалмы, то он молится Богу чужими, записанными молитвами – и никак иначе!

В мою бытность в баптизме на собраниях нашей общины практиковалось пение на коленях некоторых молитвенных псалмов из Псалтири. То есть мы молились Богу не своими личными молитвами, а молитвами псалмопевцев. И если в начале 90-х годов после перехода в новый большой дом молитвы эта традиция артемовской общиной баптистов была, по всей видимости, позабыта, то произошло это отнюдь не потому, что баптисты осознали свой промах и покаялись в том, что оскорбляют Бога, молясь записанными, формальными, не личными и не идущими от сердца чужими молитвами, а потому, что в протестантизме вообще очень мало постоянства. Но принципиально, конечно, такая практика не осуждается и сохраняется в других баптистских общинах.

Кстати сказать, Псалтирь есть древнейший молитвослов не только евреев, но и христианской Церкви, по которому она от начала своего существования воспевает и возносит Богу молитвы. Многие древние святые чрезвычайно похвально говорили об этой книге, свидетельствуя о великой пользе употребления её для моления592. Поэтому до сих пор Псалтирь занимает важнейшее место в православном Богослужении, молебнах и требах, на которых постоянно читаются соответствующие псалмы. И самые любимые и наиболее часто читаемые Православной Церковью псалмы – это 50-й покаянный псалом Давида, и величественный, полный веры и надежды на Бога 90-й псалом, которые многие православные знают наизусть. Кстати, многие баптисты сохранили эту православную традицию, и также выучивают 90-й псалом на память, повторяя его в трудных обстоятельствах – во время войны его твердили наизусть особенно часто как православные, так и баптисты. Так что же, когда баптист молится Богу не своей личной, а заученной молитвой, произнося 90-й псалом слово в слово, то неужели от этого его молитва становится холодной, формальной и неугодной Богу? Неужели эти слова нельзя повторять со слезами от самой глубины сердца? Можно, и Сам Христос дал нам такой пример, когда, вися на Кресте, дважды взывал к Своему Отцу не своими словами, а словами псалмопевца Давида, ибо Его молитвенные вопли: «Боже мой! Боже мой! Для чего Ты оставил меня?» и «Отче! в руки Твои предаю дух мой» (Мф. 27:46; Лк. 23:46) – цитаты из Псалмов (Пс. 21:2; 30:6).

3) Вспомним евангелизации593 с участием самых известных протестантских «евангелистов»594 Билли Грэмма и Виктора Гамма. В конце своей речи заграничный гость призывал людей выйти вперёд и произнести покаянную молитву. Как она происходила? Проповедник произносил молитву по частям, а все вышедшие вперёд повторяли эту молитву за ним слово в слово. После этого он радостно сообщал людям, что Бог ус­лышал их молитву и вписал их имена в книгу жизни. Но какая же это их молитва, если они не составляли её сами, а повторяли за другим, заученно? Ведь в этом случае протестанты понимают, что такую молитву Бог может услышать; что она может быть и сердечной, ведь слова молитвы подбираются такие, которые должны соответствовать состоянию сердца кающегося грешника.

4) Во многих протестантских брошюрах, буклетах, теле- и радиопередачах, в конце помещается текст покаянной мо­литвы с призывом к читателю помолиться Богу этой молитвой и с обещанием того, что Бог услышит и простит его. Опять же, мы видим пример того, как протестанты призывают молиться чужими и вполне человеческими молитвами, полагая, естественно, что такая молитва может быть сердечной и услышанной Богом, если, произнося её, человек понимает и соглашается с её смыслом и, так сказать, пропускает через себя.

5) Как родители учат своих детей молиться? Не могу сказать о всех протестантах, но меня мой отец учил молиться так: он произносил молитву по фразам, а я её слово в слово повторял. Таким образом, дети протестантов часто молятся заученно, словами своих родителей, но разве протестанты при этом думают, что такую молитву Бог не слышит и что она Ему не может быть угодна? Разве они считают, что заученность детской молитвы обязательно делает её холодной и бессердечной? Нет, конечно же: они понимают, что такая детская молитва может быть весьма Богоугодной. Православные же ощущают себя, по заповеди Христа (см. Мф. 18:3–4), именно детьми. Они, кстати, постоянно именуются «чадами» (то есть детьми) Церкви. Поэтому как баптистский ребёнок повторяет за своим отцом молитву, так и православные вот так по-детски повторяют за своими духовными отцами и наставниками во Христе предлагаемые ими молитвы.

6) У многих баптистов принято, что их собрание должно заканчиваться краткой молитвой пастора: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь», словами, буквально взятыми из 2Кор. 13:13, что является ещё одним примером заученной молитвы.

Итак, обвиняя православных в использовании записанных и заученных чужих молитв, протестанты не осознают и не замечают того, что и сами постоянно молятся и предлагают другим молиться чужими молитвами. Да, православные, конечно, больше и чаще молятся общими и выученными молитвами, но важен сам принцип – протестанты также молятся молитвами, составленными другими людьми!

Итак, в том, чтобы молиться молитвами других, нет ничего дурного и недопустимого. И пример чужого письма, который приводят протестанты, здесь крайне неуместен, ибо оно было написано 1) чужим человеком 2) другому отцу. В Церкви же верующие 1) «не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» (Еф. 2:19), братья во Христе, у которых 2) один Отец. Если уж говорить о примере письма, то хороший отец никогда не обидится, если его дети все вместе напишут ему одно общее письмо. И даже если писал письмо кто-то один, старший сын, а другие, меньшие, только слушали и соглашались, то неужели они меньше любят своего отца? Неужели те же тёплые и нежные чувства к своему родителю, которые вложил старший сын в письмо к отцу, не могут наполнять и сердца младших детей? Ведь когда протестанты поют общим пением молитвенный псалом, то все они обращаются к Богу одними, одинаковыми словами. И разве при этом не может каждый обращаться к Богу лично от своего сердца?

Протестантизм зародился в эпоху гуманизма, когда стали сильно подчёркивать личность человека, его индивидуальность. Потому в протестантизме так неразвит дух соборности; потому в нём столько делений, течений и расколов. Православная же Церковь – соборная (кафолическая). Проповедуя о величайшей ценности каждой человеческой личности, Она не разъединяет, а объединяет их, зная, что природа у всех нас одна. Церковь знает, что молиться молитвой «Отче наш» и многими другими молитвами хорошо всем верующим во все времена на всех языках. То есть говорить Богу вот такие слова хорошо всем людям, независимо от их личности, житейских обстоятельств и всего прочего.

Почему протестантам так неприятна и даже, можно сказать, оскорбительна мысль о молитве молитвами других? На то есть две главные причины.

1) Они очень настаивают на важности личных отношений со Христом. Эта формулировка, – наряду с такими, как «вера во Христа как своего личного Спасителя» и «только Писание», – является ключевой для протестантизма, его важнейшей характеристикой. Молитва же к Богу словами других лишает протестантов, по их ощущению, именно вот этой важнейшей составляющей отношений с Богом – личностности!

На самом же деле, такое мышление превратно. Как в Псалтири, так и в православных молитвах, составленными святыми, нет ничего такого, что не имеет отношения ко всем христианам. Пророк Давид и православные святые в молитвах прославляют и благодарят Бога, признают пред Богом свою греховность и никчемность, просят прощения о своих грехах, испрашивают душеполезные блага и пр. Все эти слова актуальны и уместны для каждого христианина во все времена! Если св. Иоанн Златоуст молился: «Господи, не оставь меня. Господи, не введи меня в напасть. Господи, дай мне смирение, целомудрие и послушание» и т.д.595, то это не значит, что эти же слова я уже не могу произнести от себя лично, что они ко мне уже не относятся, что мне обязательно нужно придумать какие-то другие слова. Молиться такими словами хорошо и полезно многим, и их повторение, как и повторение, например, слов молитвы «Отче наш», никак не лишит человека его личных отношений со Христом, ибо каждый лично молит Бога о даровании лично ему смирения, целомудрия и послушания, и среди нас нет таковых, кому молиться об этом не нужно, кому эти добродетели не нужны. То есть, в молитвах всех христиан, причём во все времена, есть огромная единая основа, благодаря которой многие молитвы будут уместны, актуальны, благодатны и назидательны для всех христиан.

Вернёмся к примеру протестантских псалмов для общего пения. Молитвенно они обращаются к Богу такими словами: «Научи меня, Боже, молиться, Твой священный закон соблюдать; научи гордым сердцем смириться, Твою волю во всём исполнять. Чтобы жил Ты во мне безраздельно, Дух Святой чтоб во мне пребывал, чтоб любил я Тебя беспредельно и лишь имя Твоё прославлял»596. Эту молитву кто-то составил от своего сердца, от первого лица, но может ли кто-то из баптистов сказать, что в этой молитве есть слова, которые ко мне не относятся? Кто из них скажет, что не нуждается в том, чтобы его Бог научил молиться, исполнять Его священный закон или смиряться сердцем? Никто, потому они все и молятся Богу этими словами. Они понимают, что слова этой молитвы актуальны для всех них, и произнесение их никак не лишает их личных отношений с Богом. И важно отметить, что в этом псалме каждый из протестантов обращается к Богу лично: «научи меня… чтобы жил Ты во мне…», хотя эти слова и не он лично составил.

Кроме того, ведь даже когда протестанты молятся Богу своими молитвами, они очень часто выражают одни и те же мысли, пусть и не слово в слово. Все их молитвы, как правило, имеют одну общую схему. Вначале они благодарят Бога, потом просят о чём либо, а в конце славословят и заканчивают словом «аминь». Каждое утро протестанты просят благословения на день, а вечером – на ночь. Перед едой, например, в нашей семье постоянно произносили одну и ту же короткую молитву: «Господи, благослови и освяти эту пищу, аминь». И если перед едой три раза в день десятки лет просить Бога благословения над пищей, то повторения молитвы будет не избежать. Можно поизощряться и придумать несколько вариантов этой молитвы, но они тоже будут повторяться, ибо на каждый приём пищи новой молитвы не придумать. Да и нужно ли это? Лучше однажды составить самые лучшие и подходящие, так сказать классические, слова для молитвы перед едой и молиться ею постоянно, каждый раз молясь от сердца, чем постоянно пытаться выдумать что-то новое, по неразумию считая, что новизна молитвы есть важнейшее и непременное условие сердечной и искренней молитвы.

В начале и в конце каждого собрания пресвитер баптистов произносит, по сути, одну и ту же молитву, часто дословно или почти дословно повторяя одни и те же фразы597. Даже если его молитва не повторяется слово в слово, то, по сути, он всегда перед началом собрания молится об одном и том же: благодарит Бога за возможность собраться и прославить Его имя и просит Его благословить собрание и Самому Духом пребывать на нем и научать нас. Некоторые современные молодые пасторы, желая избегать повторений, стараются постоянно придумывать какие-то новые формулировки в молитве. Но всё это – искусственные попытки показать, что наши отношения с Богом всегда свежие и живые. Протестанты просто не хотят понять и признать цикличность жизни, признать, что в нашей жизни есть постоянно повторяющиеся моменты (утро, вечер, приём пищи, начало и конец собрания, и т.д.), когда хорошо произносить молитву одного содержания, и что этот фактор никак не лишает нас наших личных отношений со Христом. Ведь если мы каждое утро и каждый вечер на протяжении десятилетий говорим своей жене и детям одну и ту же заученную фразу «доброе утро» и «спокойной ночи», то этот факт не говорит ещё о потере личных отношений с нашими близкими, а, скорее, наоборот – о наличии живых отношений, что мы не теряем личный контакт с ними и не забываем в нужное время сказать нужные слова. Поэтому постоянное повторении одних и тех же молитв многими христианами вовсе не лишает их личных отношений со Христом.

Протестанты скажут, что, несмотря на общую для всех христиан единую базу в молитвах, у нас ведь есть переживания, просьбы и благодарения к Богу, связанные с нашими личными жизненными неповторимыми обстоятельствами, которые мы хотим выразить Богу своими словами. Так в чём же трудность? Православие, давая своим чадам примеры лучших молитв и призывая их молиться этими молитвами, никоим образом не препятствует и не запрещает им молиться также своими молитвами. Напротив, православные пастыри призывают учиться и стараться молиться к Богу своими словами. Так, в одном семинаристском учебнике мы читаем: «По мере того, как станете навыкать молиться как следует по чужим молитвам, начнут у вас возбуждаться и свои молитвенные к Богу обращения и воззвания. Никогда не пропускайте без внимания этих проявляющихся в душе восхождений к Богу, но всякий раз, как они возбудятся, оставьте чтение (молитвослова) и молитесь своей молитвой, перемежая её поклонами. Не думайте, что делаете этим ущерб молитве, – нет: тут-то вы и молитесь, как следует, и эта молитва доходнее до Бога. Потому святые отцы преподают правило: в Церкви ли, дома ли, душа твоя захочет помолиться от сердца своими, а не чужими словами, – дай ей свободу, пусть молится. Хоть всю службу или всё домашнее правило сама промолится… Молитва и по молитвеннику со вниманием и с соответствующими мыслями и чувствами, и молитва своеличная – приятны Богу. Но молитва не читательная, а своеличная, ближе к существу дела и многоплоднее»598. Здесь же даётся ссылка на известную в Православии книгу по аскетизму «Невидимая брань»599, на главу «О своей молитве, самим молящимся слагаемой», где преп. Никодим Святогорец также говорит о важности молиться своими словами. Об этом учат и современные православные пастыри. Например, в журнале «Православие и мир»600 в статье «Можно ли молиться своими словами?» мы находим ответы священников на эту тему. Протоирей Валериан Кречетов утверждает: «Каждый человек может молиться своими словами». Протоиерей Анатолий Ефименков: «Когда бывает много работы, ты рано встаешь и бежишь по делам, не успев открыть молитвослов, – в этих случаях обязательно молитесь Богу своими словами… и Бог вас услышит». Архимандрит Алексий (Поликарпов): «Каждый человек вправе молиться своими словами, и тому множество примеров», и т.д. И хорошие примеры молитв, молитва по молитвослову и слушание в Церкви великолепных молитв святых людей как раз и способствуют тому, чтобы человек научился сам правильно и Богоугодно молиться. Одним словом, молитвы по молитвослову никак не препятствуют и не исключают молитв своими словами: напротив, они учат человека правильно самому молиться. Православие об этом вопросе может сказать протестантам, вслед за Господом: «сие надлежало делать, и того не оставлять» (Лк. 11:42).

2) Протестантов оскорбляет сама мысль и само предложение Церкви молиться молитвами других по причине их гордости и самомнения. Они понимают, что через молитвослов Церковь желает научить их молиться, и это уже их оскорбляет, ведь учить молиться можно детей или новообращённых, но не их, пребывающих со Христом в таких живых и близких отношениях (как думают о себе протестанты). Как правило, протестанты очень быстро начинают почитать себя духовно зрелыми и самостоятельными, по крайней мере, не нуждающимися в такой «унизительной» помощи, как научение молитве. Они совершенно искренне убеждены, что могут помолиться нисколько не хуже, чем «какие-то там» Иоанн Златоуст, Василий Великий и другие святые отцы и учителя Церкви. Они вообще их не признают, не уважают, не знают и знать не хотят, чтобы ещё учиться у них молиться601. А убедить и доказать им то, что в действительности, по сравнению с этими святыми, они «несчастны, и жалки, и нищи, и слепы, и наги» (ср. Откр. 3:17) представляется делом крайне сложным, ибо таково свойство гордыни, этого страшнейшего из грехов – она не позволяет заражённому ею трезво оценить себя. Протестантам нет возможности осознать свою гордыню также потому, что им не с кем себя сравнить, ибо они чужды величия православных святых.

Православного же человека молитвослов совершенно не оскорбляет, ибо он мнит о себе значительно скромнее, чем протестант, а ведь «всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18:14). Его гораздо больше интересует не то, чтобы его молитва была индивидуальная и неповторимая, а чтобы она была правильной и угодной Богу. Ему не оскорбительно молиться словами святых, т.е. своих более совершенных братьев во Христе, которых он горячо любит и почитает, если эти молитвы приводят его душу в правильное расположение к Богу.

Когда я впервые стал знакомиться с православными молитвами, то был просто поражён их силой и влиянием, которое они оказывают на душу. Все православные молитвы не просто величественны и красивы – они весьма глубоки и духовны, исполнены духа любви, веры, надежды, радости, умиления, благодарности, по­каяния, сокрушения, самоумаления, кротости и смирения пред Богом. И этому благоговейному отношению к Богу, всему этому смиренному и покаянному настрою души православные верующие научаются в значительной мере именно посредством того, что они молятся по молитвослову.

Протоиерей Александр Мень по этому поводу совершенно справедливо замечает: «В молитве же, как и во всяком большом и трудном деле, одного «вдохновения», «настроения» и импровизации недостаточно. Подобно тому, как человек, смотря на картину или икону, слушая музыку или стихи, приобщается к внутреннему миру их создателей, так и чтение молитв связует нас с их творцами: псалмопевцами и подвижниками. Это помогает нам обрести духовный настрой, родственный их сердечному горению»602. То есть когда-то лучшие сыны Церкви вдохновенно молились Богу и записали свои молитвы, чтобы дать их в пример и назидание другим подобно тому, как псалмопевец Давид, Христос и Апостолы составил многие свои молитвы для нашего назидания. И теперь, когда человек молится молитвами Давида и других святых, он приобщается и исполняется того же духа, тех же чувствований, которые имели к Богу эти святые603; к нему приходит тот же покаянный, смиренный, благоговейный духовный и душевный настрой, какой имели они. «Чужие» молитвы, – а лучше сказать молитвы более святых и опытных братьев, – являются отличным способом научить верующих вере и главным христианским добродетелям и качествам. Таким образом, молитвослов и написанная служба является прекрасным педагогическим средством Церкви, которое Она использует для научения своих чад Православной Вере, для передачи им правильного настроя в их духовной жизни.

Педагогике известен «закон солёных огурцов». Если поместить свежий огурец в бочку с солеными огурцами, то он непременно станет вскоре таким же солёным, как и все остальные. Вот так часто происходит и с человеком: в какой среде он находится, таким он сам и становится. Если ребёнок, например, воспитывается в семье и среде, где ругаются, то в большинстве случаев он сам станет ругаться. Если же он воспитывается в интеллигентной семье, где он слышит грамотную речь, то и сам он будет говорить на таком же языке. И ребёнок не только научится разговаривать так, как его родители, но и подобно им мыслить, чувствовать и воспринимать мир. Данный принцип, конечно же, имеет отношение и ко взрослым, и в Библии мы находим ему подтверждение: «худые сообщества развращают добрые нравы» (1Кор. 15:33). Об этом законе знает и народная мудрость, которая говорит: «скажи мне кто твой друг, и я скажу, кто ты», и: «с кем поведёшься, от того и наберёшься». Поэтому, зная эту истину, Церковь так настоятельно предлагает своим духовным чадам молиться по лучшим образцам молитв, как бы говоря каждому: «общайся с лучшими моими сынами; перенимай их образ мышления и святое расположение к Богу; слушай их возвышенную и вдохновенную речь; приобщайся их духу; обращайся к Богу их словами; «дружи», «водись» с ними, и ты станешь таким же, как они».

И у протестантов всё происходит по тем же принципам. Когда к ним приходит новообращённый, то он, как правило, не в первый день начинает молиться. Он сначала много слушает, как молятся другие, и со временем начинает молиться сам, но его молитвы, конечно же, очень похожи на те, которые он слышал. Таким образом, начав общаться с баптистами, он становится баптистом, и перенимает их отношение к Богу, в том числе и образ молитвы. И всем понятно, что если человек придёт не к баптистам, а, например, к харизматам, то вскоре молиться он будет несколько иначе, чем баптисты. По крайней мере, использовать слово «аллилуйя» в молитве он будет чаще, чем они, и экспрессивности в молитве у него будет больше. Баптисты все учатся и научились молиться по молитвам других – их более опытных собратьев. Но разница с православными у них та, что они предлагают в пример и образец своим младшим братьям свои собственные импровизированные молитвы, а православные предлагают в пример своих лучших святых, молитвы избранные, вдохновенные, возвышенные, поэтические, богословски выверенные. Отвергая пример этих прекрасных молитв, протестанты предлагают взамен свои, чаще всего самые обычные, серые и посредственные молитвы. То есть, по сути, протестант запрещает людям учиться молиться у великих богословов и отцов Церкви, таких как Иоанн Златоуст и Василий Великий, но призывает учиться у него! Не свидетельство ли это гордыни и духовной отчуждённости протестантизма от святого и богатейшего молитвенного опыта Вселенской Церкви? Всякому духовно здравомыслящему человеку очевидно, что предать забвению этот ценнейший, потом и кровью добытый и очищенный молитвенный опыт Церкви, мог внушить протестантам только дьявол, чтобы духовно обокрасть и увести их от истинного Богопочитания и такой неземной красоты.

Ещё хочу заметить, что протестанты не позволяют на своих собраниях читать или произносить наизусть чужие молитвы по вышеуказанной причине: они считают такие молитвы не сердечными, а значит и не назидательными. Но ведь когда они молятся при других, то всё собрание, кроме одного молящегося, только то и делает, что слушает чужую молитву! Но ведь протестанты не считают такую молитву не назидательной, иначе бы они так не молились. Они не говорят, что вот сейчас помолились четыре человека, а считают, что помолились они все, всё собрание. Ведь если баптист, слушая молитву своего брата, соглашается с ней и говорит в конце слово «аминь», то это значит, что он присоединяется к его молитве и как бы говорит Богу: «со всем сказанным я согласен, и также благодарю и прошу Тебя о том же». Таким образом, молитва наших собратьев становится и нашей молитвой. Если вернуться к примеру письма, то мы как бы написали Богу одно общее письмо: один написал, другие подписались; один помолился, другие сказали «аминь». Поэтому если собранию верующих назидательно не только самим молиться, но и внимательно слушать молитву другого, внутренне присоединяясь к ней, то слушать и присоединяться к молитвам святых верующим будет настолько назидательнее, настолько эти молитвы живее, вдохновеннее и возвышеннее произвольных протестантских молитв. И если уж мне всё равно непременно приходится учиться молиться по молитвам других; если мне всё равно на Богослужении приходится постоянно слушать молитвы моих собратьев, то лучше уж пусть это будут молитвы Давида, Апостолов и святых Церкви, чем посредственные молитвы современных мне протестантов.

Ещё одна важная мысль о молитве «от сердца». О человеческом сердце Библия говорит так: «Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено» (Иер. 17:9). Потому оно не может являться мерилом истины. По этой причине очень часто искренние и сердечные молитвы Богу не угодны. Пример – фарисей в храме (см. Лк. 18:9–14) молился не заученными, а своими словами от своего сердца, но Иисус Христос осудил его молитву, ибо его сердце было исполнено гордости и самоправедности. Это очень важно понять! Правильно говорит об этом священник Игорь Иудин: «Но когда мы молимся своими словами, наша молитва бывает несовершенна. Ведь наше сердце несовершенно, оно не очищено, погрязло в грехах, в плотских страстях и в мирской суете. Сердце-то наше каменное, оно будет тянуть нас вниз, и молитва своими словами получится гордая и тщеславная, а мы это сами можем и упустить, не заметить. А когда мы молимся словами святых отцов, мы отчасти получаем то духовное состояние, в котором они пребывали, когда молились. То есть тянемся к Богу за ними, поднимаемся на их молитве вверх»604.

Ещё один пример из жизни о молитве от сердца. Одна моя знакомая Элеонора, с которой мы некоторое время вместе трудились в качестве баптистских миссионеров в пос. Новолуганском, рассказала мне одну историю из своей жизни в г. Часов-Яре, где она работала с наркоманами. Когда на очередное занятие пришёл новичок, то в конце общения она предложила ему помолиться. Он отказывался, ссылаясь на своё неумение. Но она настаивала, говоря, по баптистской традиции, что это не сложно и что нужно просто помолиться о том, что на сердце. Новичок понял суть и помолился так: «Господи, дай моему другу Саньку доброе сердце, чтобы он поделился со мной анашой». Заметим, что он именно искренне помолился Богу своими словами о том, что у него действительно было на сердце, но угодна ли была Богу такая молитва? Конечно, этот случай редкий и комичный, но он ясно даёт понять, что молитва от сердца может быть Богу неугодной, если наше сердце не очищено от греха и страстей. Молитва от сердца тогда приятна Богу, когда оно чисто: «блаженны чистые сердцем» (Мф. 5:8).

Православные же по смирению не считают себя чистыми сердцем, а знают, что до истинной чистоты и святости им ещё нужно много расти. Потому они очень сдержанно относятся к тому, чтобы молиться Богу исключительно своими словами, не прибегая к помощи церковных молитв. Православные, по скромности и смирению, любят молиться молитвами святых. Православных, я повторю, намного больше волнует не то, чтобы их молитва была оригинальная и неповторимая, а то, чтобы их молитва была богоугодная. Они не столько желают выразить Богу всё, что у них на сердце, сколько настроить своё сердце на благоговейное, должное отношение к Богу; не столько высказать Богу то, что лежит в данный момент на сердце, подверженном различным страстям, греховным движениям, самовнушению и ложным, душевным605 вдохновениям, сколько научиться говорить Богу то, что Ему угодно и действительно приятно слышать от человека.

Именно так мы сами относимся к своим детям. Мы желаем, чтобы они говорили с нами искренно, от сердца, но еще более мы желаем того, чтобы они, их сердце, было правильно к нам расположено. Сейчас, как все мы видим, вполне сбывается пророчество ап. Павла о том, что в последнее время «люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны» и т.д. и в том числе «родителям непокорны» (2Тим. 3:2). Мы видим, что многие дети разговаривают со своими родителями грубо, дерзко, неуважительно, оскорбительно, требовательно и эгоистично. Мы осуждаем такое поведение, но за что? За то ли, что эти дети говорят с родителями не от сердца? Нет, они как раз разговаривают с ними искренно и нелицемерно, высказывая именно то отношение, которое у них на сердце. Но мы их осуждаем за то, что само сердце их злобно, греховно и мерзко. И родители таких детей не хотят, чтобы их дети говорили с ними от такого своего сердца. Они тогда захотят слышать сердечный разговор от детей, когда в их сердце будет уважение и почтение к ним. Если же этого нет, то родителям будет предпочтительнее, чтобы они пошли к воспитанным детям и научились у них доброму отношению к родителям и тому, какими словами и каким тоном разговаривать с ними. Вот так и в молитве: лучше молиться и обращаться к Богу уже составленными молитвами (о благодатности и богоугодности которых свидетельствует соборный разум Вселенской Церкви), настраивая своё сердце на духовный настрой, который имели к Богу святые, чем молиться только от себя и быть уверенными, что одна искренность наших молитв уже так угодна Богу независимо от того, насколько наше сердце чисто.

Протестанты не молятся по православному молитвослову и не создают своего из-за убеждения, что молитва должна быть живой, а не формальной и бессердечной. Это убеждение вполне разделяют и православные. Но главная при этом ошибка протестантов заключается в том, что они считают, что молитвы своими словами являются живыми и сердечными сами по себе, а молитвы по молитвослову сами по себе – формальными и бездушными. П. Рогозин пишет об этом: «Слова молитвы, произносимые без участия сердца, столь же бесполезны, как и дикие выкрики язычников пред своими кумирами»606. При этом П. Рогозин имеет в виду только заученные молитвы, так как для него, как и для большинства протестантов, «молиться молитвами, составленными другими» и «молиться без участия сердца» – совершенно тождественные понятия. То есть протестанты считают, что сердечное безучастие есть прямое и непременное следствие заученных молитв. Но это вовсе не так. На самом деле и свои личные и заученные молитвы могут быть как живыми, так и холодными, в зависимости от молящегося – вот чего не разумеют протестанты! В одном православном журнале говорится: «Нам нужно понимать, если человек молится, не важно, по молитвослову или своими словами, но без благоговейного, внимательного чувства к Господу, то такая молитва противна Богу, вызывает его негодование и гнев: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня. Но тщетно чтут Меня…» (Мф. 15:8–9)»607. И это верно! Сколько раз я видел православных, которые с великим умилением и слезами на глазах молились Богу заученными словами, хотя другие, это верно, могут формально, бездушно, одним только языком произносить эти же молитвы. Но с молитвами своими словами всё точно так же. Одни люди могут молиться от всего сердца, а другие одним только языком, лицемерно и механически произносить правильные608 слова. Практически любой искренний протестант может подтвердить, что когда они молятся прилюдно, особенно на большом собрании, то они думают преимущественно о внешней форме молитвы, то есть о том, как бы лучше и грамотнее выразиться и не сбиться при молитве. Я помню, как на наших молодёжных собраниях, когда мне было 13–16 лет, некоторые девушки на молитве молились, а потом открывали глаза, смотрели друг на дружку и смеялись. Так что, их молитва при таком отношении к ней всё равно сердечная и богоугодная только потому, что они её сами придумали, а не повторили наизусть? Поэтому проблема холодности, бессердечности и формальности в молитве это не проблема молитвослова как такового. Человек как молитвой «Отче наш», так и своей собственной молитвой может молиться горячо и сердечно, а может холодно и бездушно.

И об этом вопросе обильно пишут и говорят многие православные отцы, учителя, пастыри и богословы, именно – о необходимости сердечной молитвы и о недопустимости молитвы холодной. Сделать обширный обзор и анализ вопроса: «что говорят православные святые о важности сердечной молитвы?» невозможно на страницах данной главы, потому приведу выборочно только одно из поучений на эту тему св. Иоанна Кронштадтского: «При молитве держись того правила, что лучше сказать пять слов от сердца, нежели тьмы слов языком. Когда замечаешь, что сердце твое хладно и молится неохотно, – остановись, согрей свое сердце каким-нибудь живым представлением, – например, своего окаянства, своей духовной бедности, нищеты и слепоты, или представлением великих, ежеминутных благодеяний Божиих к тебе и к роду человеческому, особенно же к христианам, и потом молись не торопясь, с теплым чувством; если и не успеешь прочитать всех молитв ко времени, беды нет, а пользы от теплой и неспешной молитвы получишь несравненно больше, чем если бы ты прочитал все молитвы, но спешно, без сочувствия. «Хощу пять словес умом моим глаголати, нежели тьмы словес языком» (1Кор. 14:19). Но очень хорошо, разумеется, было бы, если бы мы могли с должным сочувствием сказать на молитве и тьмы словес. Господь не оставляет трудящихся для Него и долго предстоящих Ему, в нюже меру они мерят, возмеривает и Он609 и, соответственно обилию истинных слов их молитвы, посылает в душу их обилие духовного света, теплоты духовной, мира и радости. Хорошо продолжительно и непрестанно молиться610, но не вси вмещают словесе сего, но имже дано есть, могий вместити да вместит (Мф. 19:11–12). Не могущим вмещать продолжительной молитвы лучше творить молитвы краткие, но с горячею душою»611. Итак, о таком грехе, как бездушная молитва, Православная Церковь знает и многократно предостерегает от него. Но грех этот отнюдь не связан с молитвословом как таковым, а только с самим сердцем человека.

Теперь, для того, чтобы мой протестантский читатель мог получить ещё более ясное представление о православных молитвах, приведу несколько молитв из молитвослова612, которыми часто молятся православные.

Перед началом всяких молитв: «Царь Небесный, Утешитель, Дух Истины, вездесущий и всё наполняющий, Сокровищница благ и жизни Податель, прииди и вселись в нас, и очисти нас от всякой скверны, и спаси, Благой, души наши.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас (3 раза).

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Пресвятая Троица, помилуй нас; Господи, очисти грехи наши; Владыка, прости беззакония наши; Святый, посети и исцели немощи наши, имени Твоего ради!

Господи помилуй, Господи помилуй, Господи помилуй.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Отче наш, сущий на небесах!..».

Утренняя молитва 5-я, Василия Великого: «Господи Вседержителю, Боже сил и всякой плоти, на высотах небесных живущий, призирающий на смиренных и испытующий сердца и внутренности, сокровенное людей знающий ясно, безначальный и вечный Свет, у Которого нет изменения и ни тени перемены! Сам, бессмертный Царю, прими моления наши, которые мы, дерзновенно надеясь на множество милостей Твоих, в настоящее время от скверных уст Тебе приносим, и прости нам согрешения наши, делом и словом и мыслию, сознательно и по неведению совершенные нами, и очисти нас от всякой скверны плоти и духа. И даруй нам с бодрствующим сердцем и трезвым разумом всю ночь нашей нынешней жизни пройти, ожидая пришествия светлого дня явления Единородного Твоего Сына, Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, когда Он, Судия всех придёт на землю со славою воздать каждому по делам его; да найдет Он нас не падшими и обленившимися, но бодрствующими и восставшими, при исполнении заповедей Его, и готовыми войти с Ним в радость и божественный чертог Его славы, где празднующих глас непрестанный и невыразимое наслаждение созерцающих несказанную красоту лица Твоего. Ибо Ты истинный Свет, просвещающий и освящающий всё, и Тебя воспевает всякое творение во веки веков. Аминь».

Молитва 1-я пред Святым Причащением Василия Великого: «Владыка, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, источник жизни и бессмертия, всего творения видимого и невидимого Создатель, Сын безначального Отца, также вечный и безначальный, по преизбытку благости в последние дни облекшийся плотью, и распятый, и погребенный, за нас, неблагодарных и неразумных, и Своею собственною Кровью воссоздавший растленную грехом природу нашу! Ты Сам, бессмертный Царю, прими покаяние и меня, грешника, и приклони ухо Твоё ко мне и услышь слова мои613. Ибо согрешил я, Господи, согрешил против неба и пред Тобою и недостоин взглянуть на высоту славы Твоей, ибо прогневал благость Твою, преступив Твои заповеди и не послушав Твоих повелений614. Но Ты, Господи, незлобивый, долготерпеливый и многомилостивый, не допустил мне погибнуть среди беззаконий моих, терпеливо ожидая моего обращения. Ибо сказал Ты, Человеколюбец, через пророка Твоего: «Я совсем не хочу смерти грешника, но чтобы он обратился и жил»615. Ведь не хочешь Ты, Владыка, чтобы погибло создание рук Твоих, и не находишь удовлетворения в гибели людей, но желаешь, чтобы все спаслись и достигли познания истины616. Потому и я, хотя и недостоин неба и земли и даже этой кратковременной жизни, всего себя подчинив греху, и поработив удовольствиям, и помрачив в себе Твой образ, но, будучи творением и созданием Твоим, не отчаиваюсь в собственном спасении, несчастный, и к безмерному милосердию Твоему дерзновенно прихожу. Прими же и меня, Человеколюбец Господи, как блудницу, как разбойника, как мытаря и как блудного сына617, и сними с меня тяжкое бремя грехов, подъемлющий грех мира618 и немощи человеческие исцеляющий, труждающихся и обремененных к Себе призывающий и дающий им покой619, пришедший призвать не праведных, но грешных к покаянию620, – очисти и меня от всякой скверны плоти и духа и научи меня проводить святую жизнь в страхе пред Тобою, чтобы я, с чистым свидетельством совести моей принимая часть святынь Твоих, соединился со святым Твоим Телом и Кровью и имел Тебя во мне обитающим и пребывающим, со Отцом и Святым Духом. Так, Господи, Иисусе Христе, Боже мой, и да не в осуждение мне будет причащение пречистых и животворящих Таинств Твоих, и да не соделаюсь я немощным душою и телом от недостойного их причащения621, но дай мне до последнего моего вздоха не в осуждение принимать часть святынь Твоих, но во общение с Духом Святым, в напутствие в жизнь вечную и в благоприемлемый ответ на страшном суде Твоём, чтобы и я со всеми избранными Твоими сделался участником нетленных Твоих благ, которые Ты приготовил для любящих Тебя, Господи, в которых Ты прославлен вовеки. Аминь».

Не знаю, каждому ли протестанту будет дана благодать узреть небесную красоту (которой в баптизме решительно нет!) этих молитв, но я хочу засвидетельствовать о своём первоначальном впечатлении. Кроме главного – духа глубокого благоговения, смирения и прочего, православные молитвы впечатляют вот ещё чем:

1) Все они насквозь пронизаны образами, понятиями и словами из Библии. В последней молитве ссылками я указал главные библейские места, о которых вспоминал св. Василий Великий при составлении своей молитвы. Не в меньшей мере пронизано духом и буквой Св. Писания и всё православное Богослужение. Этот факт потому так удивлял меня и радовал, что я в своё время, как всякий протестант, считал, что Православие проповедует не Евангелие, а какие-то человеческие, языческие, чуждые Библии предания. Но оказалось всё совершенно не так, и было стыдно за своё невежество.

2) Меня сильно поразило то, что все православные молитвы написаны одним духом. Читая молитвы святых Иоанна Златоуста и Василия Великого, живших в IV веке, Иоанна Дамаскина (VII-VIII вв.), Симеона Нового Богослова (X-XI вв.), оптинских старцев XVIII-XIX вв. и других святых, живших в разные времена и в разных странах, не чувствуешь никакой существенной разницы! То есть я видел и осознавал, что Православие несёт одну единую «веру, однажды преданную святым» (Иуд. 3), единый молитвенный опыт, единый дух и мироощущение через все века. Эти молитвы – свидетельство того, что Православная Церковь с самых первых веков жила и живет единой духовной жизнью, являясь неким недвижимым родом в человечестве. В этих молитвах необычайно ощущается связь христианских поколений. Некто совершенно справедливо заметил, что всякая хорошая книга не имеет титульного листа. К Православию это высказывание относится в полной мере. Читая молитвы и книги православных святых можно не заметить, что ты начал читать уже другую молитву или книгу, и что авторы этих двух молитв или книг жили в разные времена и разных странах, и писали на разных языках.

3) Впечатлили меня молитвы также своей красотой, возвышенностью и величественностью. Один из самых любимых библейских стихов баптистов – 1Кор. 11:3, где говорится о «простоте во Христе». Этими словами они часто оправдывают не свою простоту, а свою духовную примитивность и бедность. Протестантизму не свойственно стремление к красоте и величественности, и он не только не создал и не способен создавать шедевры в архитектуре, в музыке, в изобразительном искусстве, в богословской мысли, в культуре духовного общения622, но и часто принципиально против всего прекрасного, называя его «уклонением от простоты во Христе». Простота Христова – это бесхитростность, простодушие и отсутствие лукавства. В отношении же богословия и всего церковного устройства у Христа нет простоты в смысле примитивности, а во всём великая мудрость и великолепие. Разве Библия так проста? Разве Откровение Иоанна Богослова так просто для понимания? Разве послание к Римлянам так просто написано? Разве догматы о Троице и природе Христа так легко понять и тем более выразить? Ответить на эти вопросы «да» может только глупейший, вообще ничего не понимающий человек, ибо кто знает, что он ничего не знает, тот уже многое знает, а кто думает, что знает, тот не знает даже того, что ничего не знает.

Одним словом, Православие вполне сочетает простоту и царское величие. В Православии всё красиво, ибо Бог весьма красив. В Православии нет стремления к протестантской упрощённости. «Красота спасёт мир» – произнёс Ф.М. Достоевский, красота Христова. Поэтому всякая истинная красота и благолепие свидетельствует о Христе. Всякая душа, в которой живет Христос, стремится к истинной красоте, к возвышенности и величественности. Потому церковные молитвы (как и всё остальное) так складны и красивы. Протестанты же не восхищаются красотой православных Храмов, музыки, икон, книг и молитв потому, что не живёт в них православный Христос, источник всего истинно прекрасного. И разве можно сравнить православные молитвы по зрелости богословской мысли, по величию, красоте, смирению, глубине религиозного чувства, по красноречию, по любви и ревности к Богу и т.п. с протестантскими молитвами? Нет – предметы эти просто не подлежат сравнению. Но протестанты сами добровольно отказываются от этой красоты, отвергают её и никак не желают быть частью такого великого духовного наследия! Я могу засвидетельствовать о себе, что если бы я был уверен в том, что Православие и баптизм есть веры равно спасительные, то я всё равно бы принял Православие только ради его духовной красоты и величия.

Теперь, по обычаю, хочу привести аргумент от противного. Что у сатанистов и всяких гадалок и шептуний противопоставляется молитве? Не что иное, как заклинания, в которых они обращаются (молятся) дьяволу. Но какими словами они молятся? Разве импровизированными? Нет, конечно. Если и не всегда, то чаще всего они используют заклинания уже готовые, которые были написаны по дьявольскому вдохновению другими, более опытными и посвящёнными их собратьями. И эти дьяволопоклонники понимают, что такие записанные заклинания имеют больше дьявольской силы (злодати), чем свои личные молитвы. Дьявол, очередной раз повторю, всё делает в 1) подражание и 2) противопоставление Церкви, с которой он борется. Поэтому, своими записанными и читаемыми слово в слово заклинаниями он подражает Церкви, у которой есть записанные, читаемые слово в слово молитвы. И раз протестанты не признают и противятся таким молитвам, то значит, не им дьявол подражает, не их копирует, не им противостоит; значит, протестанты – не Церковь, с которой он борется, а ведь он точно знает, где истинная Церковь Христова, и кому и как ему нужно подражать.

ΙΙ. Теперь рассудим о том, по какой причине и на каком основании православные по многу раз подряд повторяют «Господи, помилуй» и молитву Иисусову?

Главный пример многократно повторяющейся молитвы дал нам Сам Христос. О его молитве в Гефсиманском саду мы читаем: «И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты. Еще, отойдя в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя. И, оставив их, отошел опять и помолился в третий раз, сказав то же слово» (Мф. 26:39,42,44).

На небесах, как открыл нам Господь в Св. Писании, некие духовные существа не только по 12 или 40 раз, а непрестанно взывают к Богу одними и теми же словами: «И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет» (Откр. 4:8). Также и Серафимы постоянно, одними и теми же словами славят Бога: «И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Ис. 6:3).

Протестантский проповедник и писатель доктор Освальд Смит в своей книге «Пробуждение, в котором мы нуждаемся» (гл. 5) описывает молитву одной женщины: «По окончании собрания она лежала простёртая на земле, не обращая внимания на окружающих её и никому не отвечая на вопросы. Прислушиваясь к её словам, я понял, что её молитвы выливались в следующих выражениях: «Будь милостив ко мне, помоги мне отдать Тебе моё сердце». Так продолжала она молиться в течение нескольких часов подряд». И хотя эта женщина несколько часов подряд молилась одними и теми же словами, за несколько часов повторив одну и туже молитву сотни или даже тысячи раз, протестант, читающий об этом, никогда не осудит эту женщину за повторение молитвы; никогда не сравнит её с язычниками, которые думают быть в многословии своём услышанными. Он понимает, что Самому Духу Святому угодно такое искреннее покаяние, такое многократное повторение одних и тех же покаянных слов. Но когда православные несколько раз повторяют одни и те же молитвы и просьбы Богу о милости, то здесь протестанты сразу же обвиняют их в язычестве. Разумно ли это?

О разнице между языческими и продолжительными молитвами христиан св. Игнатий Брянчанинов говорит так: «Многоглаголание, осуждённое Господом в молитвах языческих, заключается в многочисленных прошениях о временных благах, которыми преисполнены молитвы язычников, в том изложении витийственном, в котором они предложены – как будто риторические украшения, вещественная звучность и сила слога могут точно так же действовать на Бога, как они действуют на слух и нервы плотских людей. Осуждая это многословие, Господь отнюдь не осудил продолжительных молитв, как представлялось некоторым еретичествующим: Он Сам освятил продолжительную молитву, пребывая подолгу в молитве. «И пробыл всю ночь в молитве к Богу», повествует о Господе Евангелие»623. К этому стоит добавить, что христианам заповедано «непрестанно молиться» (1Фес. 5:17), и если действительно исполнять эту заповедь, то будет совершенно невозможно избежать многократных и постоянных повторений в молитве. Но это и не нужно, ибо в том и заключается воля Божия, чтобы мы на протяжении жизни многие слова молитвы постоянно повторяли – слова благодарности, хвалы, просьбы о милости и т.п.

Таким образом, многократное повторение одних и тех же слов молитвы оправдывает Св. Писание, и сами протестанты, как мы видели, в определённых случаях вполне одобряют такие молитвы. Главные же и чаще всего повторяемые православные молитвы («Господи, помилуй» и молитва Иисусова) основаны на молитве мытаря: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!», которую Сам Христос похвалил (Лк. 18:14). И протестантское сравнение и отождествление этих молитв не с молитвами Христа и Ангелов, а с молитвами язычников, является произвольным, и делают это протестанты по своей духовной слепоте и по внушению враждебных Церкви сектантских духов.

Другое смущение протестантов относительно молитвы «Господи, помилуй» заключается в том, что им кажется постоянное её повторение неверием в милость и всепрощение Божие, Который раз и навсегда простил нам все грехи. Это всё равно, говорят протестанты, как если бы мы согрешили против нашего брата, а затем от души попросили у него прощение, и он бы нас простил, а мы бы всё равно бесконечно продолжали бы просить у него прощения.

На самом деле это не так по двум причинам. 1) Когда человек приходит к Богу и крестится во Христа, то ему действительно прощаются все грехи, и молить о прощении грехов, совершённых до Крещения, действительно не нужно. Но всё дело в том, что человек обычно постоянно грешит против Бога и ежеминутно больше или меньше уклоняется от святости и совершенства, и потому если мы постоянно грешим, то и просить Бога о прошении можно и нужно постоянно. 2) Главный смысл молитвы «Господи, помилуй» и Иисусовой молитвы заключается не в просьбе о прощении грехов, а в просьбе об исцелении души от всякого греха, страсти скверны, и испрошение у Бога всякой необходимой милости и благодати. И молиться этой молитвой будет лишь тогда неуместно, когда мы будем «совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48); когда будем подобны Христу (1Ин. 3:2); когда не останется в нашей душе уже никакого греха – никакой лености, равнодушия, маловерия, мечтательности, гордости, зависти, миролюбия; когда вся душа будет охвачена одной только любовью Христовой. Но если у протестанта при всём его самомнении хватает ума и смирения не считать себя безгрешным и подобным Христу, то и молитва о милости Божьей не должна казаться ему излишней. Христос говорил: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся... Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф. 5:3–6). Так вот, постоянные просьбы Бога о милости и приводят душу именно в состояние: 1) духовной нищеты, когда человек, как нищий, постоянно нуждается и просит Бога милости; 2) плача, когда он постоянно сокрушается и плачет о своих грехах и несоврешенстве; 3) алкания и жаждания правды, то есть праведности, которой человек не может достичь иначе, как по Божьей благодати и милости.

Итак, в молитвах по молитвослову нет ничего ненормального или противоестественного христианской душе, и оные никак не лишают человека его личных отношений со Христом, и не являются холодными и бездушными, ибо холодность исходит не от молитв как таковых, а от сердца человека. Молитвами других молился Сам Христос на Кресте, и так молились и иудеи, и Апостолы, и первые христиане. «Отче наш», а также псаломскими и другими записанными молитвами, молится Церковь от начала своего существования, чему подтверждение мы находим уже в Дидахе. Церковь, предлагая своим чадам молиться по молитвослову, не запрещает им молиться и своими словами. Напротив, одна из целей молитвослова научить человека самому правильно и с должным расположением обращаться к Богу. И православные молитвы предельно величественны, прекрасны, благодатны и Богодухновенны, дающие душе правильный духовно-душевный настрой. Свои же собственные молитвы, когда человек ещё не совершенен и не научен духовной жизни, часто могут быть Богу неугодными. Кроме того, различные сатанисты и колдуны, используя заклинания, показывают, что Церковь, которой они противостоят и которой подражают, молится Богу составленными и записанными молитвами. Поэтому протестантские осуждения православной практики молиться молитвами других неправедны, если к тому же учесть, что и сами они постоянно обращаются к Богу словами других. Также совершенно безосновательны протестантские обвинения православных в том, что они постоянно повторяют одну и ту же молитву, ибо Сам Христос так молился; так молятся Ангелы и небесные существа, и «непрестанно молиться» заповедано нам в Евангелии. Посему все эти напрасные обвинения в адрес Православия и противоречия протестантов являются немаловажной причиной, по которой человек, желающий спасения своей душе, не может быть протестантом.

 

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 202.