Нужно ли согласие пациента на предоставление его меддокументации лицам, осуществляющим контроль качества медицинской деятельности?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, в целях осуществления контроля качества и безопасности медицинской деятельности допускается без согласия гражданина (п. 10 ч. 4 ст. 13 Закона об охране здоровья). Такое основание ч. 4 ст. 61 ранее действовавших Основ не предусматривала.

 

Статья 87 Закона об охране здоровья предусматривает трёхуровневую систему контроля качества и безопасности медицинской деятельности: государственный, ведомственный и внутренний контроль.

 

В рамках государственного контроля Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) проводит проверки соблюдения прав граждан в сфере охраны здоровья, соблюдения осуществляющими медицинскую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями порядков оказания медицинской помощи и её стандартов, порядков проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований. Согласно п. 13 Положения о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности, утверждённого постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2012 г. № 1152, при проведении таких проверок производится, в т. ч. оценка соблюдения правил внесения записей в меддокументацию при проведении медицинских экспертиз, осмотров и освидетельствований, а также оформления их результатов.

 

Должностные лица органа госконтроля при предъявлении ими служебных удостоверений и приказа руководителя органа госконтроля или его заместителя о проведении проверки имеют, в частности, право:

 

• запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решения по вопросам, отнесённым к компетенции органа госконтроля;

• беспрепятственно получать доступ на территорию проверяемых организаций или индивидуальных предпринимателей либо в используемые ими при осуществлении медицинской деятельности помещения;

• снимать копии с документов, необходимых для проведения госконтроля, а также производить в необходимых случаях фото-и видеосъёмку при осуществлении осмотра и обследования. Порядок организации и проведения ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности утверждён приказом Минздрава России от 21 декабря 2012 г. № 1340н. Согласно подп. 2 п. 24 данного нормативного акта должностные лица органов исполнительной власти при проведении ведомственного контроля имеют право знакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом ведомственного контроля, в т. ч. с медицинскими документами граждан, снимать копии с указанных документов, а также производить в необходимых случаях фото– и видеосъёмку при осуществлении осмотра и обследования.

 

Федеральным законом от 25 ноября 2013 г. № 317-ФЗ введена административная ответственность за непредставление (несвоевременное представление) сведений или представление заведомо недостоверных сведений в федеральный орган исполнительной власти (его территориальный орган), осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, если представление таких сведений является обязательным в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья. В соответствии со ст. 19.78 КоАП РФ эти действия влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 15 тыс. руб.; на юридических лиц – в размере от 30 до 70 тыс. руб.[127]

 

Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется органами, организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в порядке, установленном руководителями указанных органов, организаций. Не может считаться незаконным разглашением врачебной тайны представление на обсуждение лечебно-контрольной комиссии медучреждения конкретного случая оказания пациенту психиатрической помощи и его последствий.

 

Несмотря на то, что основание, предусмотренное п. 10 ч. 4 ст. 13 Закона об охране здоровья, введено впервые, на практике при проведении проверок органы здравоохранения и до его введения запрашивали у медорганизаций такие сведения. При возникновении спора суды часто занимали сторону органов здравоохранения, а не медорганизаций, отказывавших в выдачи таких документов[128].

 

Пункт 10 ч. 4 ст. 13 Закона об охране здоровья является отсылочным к другим нормам этого же закона. Он не уточняет, по чьему требованию допускается предоставление сведений в целях осуществления контроля качества медицинской помощи. Это обстоятельство позволяет некоторым гражданам ошибочно полагать, что они также вправе получать подобные сведения в медорганизациях в целях проведения такого контроля наравне с должностными лицами. Ими предпринимаются безуспешные попытки ознакомиться с историями болезни своих умерших родственников для получения заключения специалиста о качестве оказанной им медицинской помощи. Однако родственники не имеют полномочий на запрос и получение меддокументов по данному основанию, что подтверждается судебной практикой.[129] Медработники, в свою очередь, не вправе, ссылаясь на данное основание, по собственной инициативе без согласия пациентов передавать сведения, составляющие врачебную тайну, в контролирующие органы.[130]

 

Положения п. 10 ч. 4 ст. 13 Закона об охране здоровья были проверены Конституционным Судом РФ на предмет их соответствия Конституции РФ.[131] В своей жалобе в Конституционный Суд РФ Скипакевич И.С. оспаривал конституционность сразу нескольких норм:

 

– п. 10 ч. 4 ст. 13, в соответствии с которым предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина допускается в целях осуществления контроля качества и безопасности медицинской деятельности;

– п. 5 ст. 78, предусматривающего право медорганизации создавать локальные информационные системы, содержащие данные о пациентах и об оказываемых им медицинских услугах, с соблюдением установленных требований о защите персональных данных и соблюдением врачебной тайны;

– ст. 87, регулирующей вопросы контроля качества и безопасности медицинской деятельности, а также ст. 90, в соответствии с которой внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется в порядке, установленном руководителями органов, организаций системы здравоохранения.

 

По мнению заявителя, оспариваемые нормы нарушают право на неприкосновенность частной жизни, в связи с чем он просит признать их противоречащими ст. 23 и 24 Конституции РФ.

 

Как следовало из представленных материалов, Скипакевич обратился в суд с иском к медорганизации об отмене приказа об установлении системы аудио– и видеозаписи в лечебном кабинете врача-стоматолога. Отказывая в удовлетворении требований, суд указал, что целью установки систем наблюдения является обеспечение мер по усилению безопасности, а также сохранности материальных ценностей, осуществление внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Кроме того, Скипакевич, являвшийся одновременно врачом и пациентом данной медорганизации, дал согласие на обработку его персональных данных путём подписания дополнительного соглашения к трудовому договору. Органом прокуратуры установлено, что в случае несогласия пациента на собирание и обработку персональных данных путём аудио-и видеозаписи происходит отключение системы наблюдения.

 

Конституционный Суд РФ отказал в принятии жалобы к рассмотрению и указал, что Закон об охране здоровья является базовым законодательным актом, регулирующим отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан. Его ст. 13 устанавливает специальный правовой режим информации, содержащей врачебную тайну, который является одной из гарантий реализации гражданами права на охрану здоровья. Соответственно, медорганизация обязана соблюдать как врачебную тайну, так и требования о защите персональных данных, в т. ч. при создании локальных информационных систем, содержащих данные о пациентах и об оказываемых им медицинских услугах (п. 5 ст. 78). При этом законодателем предусмотрен ряд исключений из общего правила о недопустимости разглашения сведений, составляющих врачебную тайну. В частности, предоставление данных сведений без согласия гражданина допускается для осуществления контроля качества и безопасности медицинской деятельности (п. 10 ч. 4 ст. 13). К формам, в которых осуществляется указанная контрольная деятельность, наряду с государственным и ведомственным отнесён внутренний контроль (ст. 87, 88, 89 и 90). Оспариваемые заявителем положения Закона об охране здоровья направлены на обеспечение прав граждан на получение медицинской помощи необходимого объёма и надлежащего качества на основе установленных стандартов её оказания, а следовательно, сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права граждан в указанном заявителем аспекте.

 

Что касается довода заявителя о нарушении его прав как работника медорганизации в связи с установкой в лечебных кабинетах системы наблюдения, то в случае изменения определённых сторонами условий трудового договора работодатель обязан заранее уведомить об этом работника, а также обеспечить защиту его персональных данных (ст. 74 и 86 ТК РФ).

Дата: 2019-04-23, просмотров: 166.