Актуальность проблемы и темы исследования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Новая парадигма педагогики смещает центр проблем с формирования знаний, умений и навыков на целостное развитие личности.

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирование активной позиции, субъектности учащихся в учебном процессе.

Исходя из теории Л.С. Выготского, развитие младшего школьника как личности определяется процессом обучения.

Поэтому необходимо искать новые пути по внедрению в учебно-воспитательный процесс современных технологий.

Одним из эффективных методов, по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, является проектное обучение, которое имеет высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся к их познавательной мотивированности; развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий; приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности, межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.

В целом, как подчеркивает В. Гузеев, «проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчество и конкретного участия».

Несмотря на очевидную необходимость использования исследовательских методов в обучении, по-прежнему традиционное обучение, в особенности в нашей стране, строится не на методах самостоятельного, творческого исследовательского поиска, а на репродуктивной деятельности, направленной на усвоение уже готовых, кем-то добытых истин. Итогом становится потеря любознательности, способности самостоятельно мыслить, что в значительной степени блокирует исследовательскую активность ребенка, делая в итоге практически невозможным процессы самообучения, самовоспитания, а, следовательно, и саморазвития. Между тем, общая тенденция развития современного общества такова, что творческий, исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии. Исследовательское поведение в современном мире рассматривается не как узкоспециализированная деятельность, характерная для небольшой профессиональной группы научных работников, а как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме в любой сфере деятельности. И даже шире – как стиль жизни современного человека.

Поэтому подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска, становится важнейшей задачей современного образования.

Проблемы проектирования находятся в центре научных интересов многих отечественных и зарубежных исследователей, таких как О.И. Генисаретский, В.М. Глазычев, И.И. Ляхов, Н.Н. Нечаев, В.М. Розин, В.В. Рубцов, В.И. Слободчиков, В.А. Сластенин, В.Ф. Сидоренко, Г.П. Щедровицкий, К.М. Кантор, Дж.К. Джонс, Т. Мальдонадо и др. Методические аспекты обучения проектированию в образовательном процессе рассмотрены в трудах П.Р. Атутова, Н.В. Матяш, М.Б. Павловой, В.Д. Симоненко и др. В теоретико-методических исследованиях рассматривается проектная деятельность, в которую включены субъекты образовательного процесса в ходе выполнения творческих проектов.

Значительными для нашего исследования являются работы П.Р. Атутова, А.Н. Богатырева, Н.В. Матяш, С.Н. Николаевой, М.Б. Павловой, Е.С. Полат, В.А. Полякова, Н.А. Рыжовой, А.И. Савенкова, В.Д. Симоненко, А.А. Хромова, Дж. Пита, раскрывающие сущность проектной деятельности и ее особенности в младшем школьном возрасте.

Анализ научной литературы свидетельствует о проблеме повышения качества обучения, использовании нетрадиционных педагогических технологий, способствующих развитию творческой личности уже на начальном этапе школьного обучения.

Однако недостаточно исследованы вопросы подготовки младшего школьника к выполнению творческих проектов в процессе обучения.

В настоящее время назрела необходимость в научно обоснованных подходах, к разрешению проявляющихся в процессе обучения младших школьников противоречий:

между необходимостью специальной деятельности в начальной школе по обучению детей умениям и навыкам исследовательского поиска и отсутствием разработанной системы деятельности в данном направлении для конкретных условий;

между необходимостью организации проектного обучения на уроках, способствующего развитию творческих способностей младших школьников и недостаточной разработанностью его содержательно-методического компонента.

На основе анализа научной литературы, существующих исследований, выявленных противоречий и тенденций современного образования была сформулирована проблема исследования: выявление условий внедрения проектной деятельности в учебно-воспитательный процесс в начальной школе.

Актуальность проблемы, ее теоретическая и практическая значимость, существующие противоречия обусловили выбор темы исследования:

«Подготовка младших школьников к проектной деятельности».

Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс методику организации проектной деятельности, способствующую развитию умений, формирующихся в ходе работы над проектами.

Объект исследования – учебная деятельность младших школьников.

Предмет исследования – проектная деятельность школьников как структурная единица образовательного процесса.

Гипотеза исследования является предположение о том, что подготовка младших школьников к проектной деятельности будет происходить эффективно, если:

организация учебного процесса центрируется на осмыслении сущности теоретико-методических положений о содержании учебной проектной деятельности, ее особенностях в младшем школьном возрасте;

определены критерии и показатели готовности младших школьников к проектной деятельности;

разработана и внедрена в учебно-воспитательный процесс методика организации проектной деятельности, способствующая развитию умений, формирующихся в ходе работы над проектами.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой в ходе исследования решались следующие задачи:

1. Раскрыть сущность метода проектов, его роль, значение и место в процессе обучения.

2. Рассмотреть особенности учебных проектов младших школьников.

3. Провести диагностику уровня, при помощи разработанных критериев и уровней.

4. Разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс методику организации проектной деятельности, способствующую развитию умений, формирующихся в ходе работы над проектами.

5. Оценить результаты опытно-экспериментальной работы.

Теоретико-методологической основой исследования являются:

Философская основа исследования связана с гуманистическим характером современного образования, с его ориентацией на гармоничное развитие личности, на приоритет нравственных ценностей. Его стержнем стали идеи современного гуманизма, отраженные в научных работах и практической деятельности философов, социологов, педагогов, психологов (Н.А. Бердяева, В.И. Вернадского, И.С. Кагана, А.Ф. Лосева, Ю.М. Лотмана, П.И. Пирогова, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского и др.).

Общенаучной методологией исследования является личностно-деятельностный подход, отвечающий основным направлениям научного познания и обеспечивающий единство познавательных и преобразующих функций научного познания (В.Г. Афанасьев, С.Л. Выготский, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков и др.).

В разработке обоснования методологических основ учитывались основные положения концепции: формирования и развития личности в процессе деятельности (А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн и др.); учебной (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин); творческой, в том числе проектной деятельности (П.Р. Атутов, И.П. Волков, Н.В. Матяш, В.А. Моляко, В.А. Поляков, В.В. Рубцов, В.Д. Симоненко, Л.М. Фридман, В.Ф. Шаталов); содержания и процесса обучения (И.А. Зимняя, И.И. Ильясов, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, И.С. Якиманская).

Вопросы использования в учебно-воспитательном процессе проблемного способа обучения и современных образовательных технологий отражены в исследованиях A.M. Матюшкина, М.И. Махмутова, Е.Н. Орловой, П.И. Пидкасистого, Л.Ф. Спирина, Л.М. Фрумкина и др.

Для успешной реализации поставленных задач и проверки выдвинутых положений гипотезы использовались различные методы исследования:

Теоретические методы: изучение и анализ философской, психолого-педагогической, методической и специальной литературы; обобщение передового педагогического опыта. Эмпирические: наблюдение, анкетирование, анализ продуктов мыслительной деятельности; анализ учебного материала, педагогический эксперимент, метод экспертных оценок, методы математической статистики.

База исследования: Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 21» города Миасса. В исследовании приняли участие учащиеся 4 класса в количестве 25 человек, а также 4 педагога.

Практическая значимость: разработанная методика организации проектной деятельности в начальной школе, способствующая развитию умений, формирующихся в ходе работы над проектами, дает возможность совершенствовать процесс подготовки учащихся начальных классов к проектной деятельности и может быть рекомендована для использования учителям начальных классов, а также студентам педагогических вузов.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования были представлены на III Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием «Молодежь XXI века: образование, наука, инновации» (заочное участие, публикация статьи) в г. Новосибирске 14 октября 2016 года, на ХХ научной студенческой конференции «Интеллектуальный потенциал Сибири» в КФ

НГПУ 16 апреля 2016 г. (выступление с докладом, публикация статьи).

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (55 источников) и 3 приложений. Во введении обосновывается актуальность исследуемой проблемы, сформулированы предмет, объект, определены цель и задачи исследования, описывается структура данной работы.

Первая глава является теоретической базой, в которой дается характеристика исследуемой проблемы и описываются сущность метода

 

проектов, его роль, значение и место в процессе обучения, а также особенности учебных проектов младших школьников.

Во второй главе охарактеризованы критерии и уровни готовности учащихся начальных классов к проектной деятельности, описана методика организации проектной деятельности, способствующая развитию умений, формирующихся в ходе работы над проектами.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 184.