Формулировка названия главы должна отражать тему и теоретический аспект проблемы исследования.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Пример:
«Теоретические аспекты изучения…», «Феномен …в педагогике и смежных науках», «Изучение проблемы… в педагогике и психологии».
Содержание теоретической главы. Теоретическая глава – это фундамент работы, она представляет собой не просто описание научных подходов, а их научный анализ, сопоставление, оценку с точки зрения возможностей решения поставленной проблемы. Содержание теоретической
главы (в зависимости от темы курсовой работы) отражает основные научные подходы, концепции, идеи, законы, закономерности, принципы, механизмы, факторы, условия, понятия и их толкование, показывает связи между основными понятиями (и, соответственно, изучаемыми вопросами, феноменами). Любое понятие после того, как дано его определение, должно употребляться в том же значении в ходе всей работы.
Логика построения текста главы зависит от замысла автора, спектра рассматриваемых вопросов (в зависимости от темы), ширины и глубины «охвата» проблемы, необходимости и целесообразности рассмотрения тех или иных вопросов, особенностей литературных источников, которые анализирует и на которые ссылается автор. Логика изложения может строиться на:
– переходе от рассмотрения общих проблем к описанию конкретных вопросов (например, по теме «Проблема адаптации студентов-первокурсников к условиям вуза» целесообразно начать с описания феноменологии и подходов к изучению адаптации, затем описать категорию «адаптация к условиям вуза», потом – перейти к специфике адаптации первокурсников);
– хронологии исследований в той области, где описывается история изучения проблемы по периодам, основные этапы ее разработки учеными, исследовательские парадигмы (например: «Проблема адаптации стала впервые изучаться...»; «Следующим этапом в разработке проблемы адаптации стало...»; «На современном этапе развития этой проблемы важно…» и т.п.);
– подходах к исследованию проблемы – акцент делается на анализе разных исследовательских подходов в разных научных школах или у разных групп исследователей;
– изучении отдельных сторон проблемы: описание понятия адаптации, адаптации к условиям вуза, причин затруднений и проблем адаптации, последствий дезадаптации.
Описанные особенности логики построения теоретической части могут сочетаться.
С чего начинать. Работу следует начинать с подбора литературы по теме исследования. Выделяют три источника библиографической информации:
– первичный (статьи, диссертации, монографии и т.д.);
– вторичный (библиография, реферативные журналы, сигнальная информация и т.д.);
– третичный (обзоры, справочные книги и т.д.).
Необходимо различать библиографическую информацию (где, в каких источниках содержатся нужные сведения) и собственно научную – о самом содержании уже известных знаний.
При написании курсовой работы следует просмотреть общепедагогические журналы: «Педагогика», «Народное образование»,
«Воспитание школьников», «Мир образования», «Магистр», «Классный руководитель» и др., а также методические журналы, имеющие отношение к специальности: «Начальная школа», «Иностранные языки в школе» и др. (тематические указатели статей за год печатаются в последних номерах журналов).
Полезно также ознакомиться с обзорами литературы по определенным темам.
В результате сбора информации по теме исследования должны быть получены следующие сведения:
– какие исследователи, в каких научных центрах уже работали и работают по теме исследования?
– где (в каких источниках) опубликованы результаты этой работы?
– в чем заключаются результаты исследования?
Вся добытая студентом информация фиксируется в виде записей. В соответствии с принятой классификацией научной информации материалы, которые собирает и обрабатывает студент в процессе информационного поиска, относят к первичным, вторичным или третичным источникам информации.
Первичные материалы – записи, выписки, прямые цитаты, ксерокопии, микрофильмы, алфавитный каталог по проблеме исследования и т.д.
Вторичные материалы – записи, являющиеся продуктом аналитико-синтетической переработки информации, содержащейся в одном научном документе: планы (простые и сложные), схемы, самостоятельно составленные предметные указатели, аннотации, тезисы, конспекты и т.д.
Третичные материалы – записи, обобщающие первичные и вторичные. Их представляют в виде содержательного обзора, в котором фиксируют полученное знание об уже известных в науке фактах, закономерностях, теориях, объяснениях по теме исследования.
Перед составлением обзора литературы необходимо определить основные понятия по теме исследования. Это означает, то или иное понятие, которое в педагогике разными авторами может трактоваться по-разному (например, воспитание в «широком» и «узком» смыслах) должно во всем тексте данной работы, от начала до конца, иметь лишь одно, четко определенное автором значение. Толкование выделенных понятий можно найти в следующих источниках:
– энциклопедии: общие (БСЭ, МСЭ и др.) и специальные (например, педагогическая, психологическая, философская и др.);
– толковые словари: общие (С.И. Ожегова, В.И. Даля и др.) и специальные (например, педагогический, психологический, социологический);
– оглавления и предметные указатели основных учебников и монографий по теме исследования.
Найденные определения понятий фиксируют и подвергают анализу, сравнению, классификации, обобщению и др.
Для упорядочения работы можно представить результаты проведенного поиска и обработки в виде совокупности записей:
Текст 1 (констатирующий, текст-рассуждение). Выделяются основные понятия исследования и определяются логические связи между ними, т.е. создается понятийный аппарат будущей работы.
Текст 2 (констатирующий). Дается толкование основных понятий различными авторами (с указанием сносок), но без анализа.
Текст 3 (творческий текст). Анализируются, сравниваются, сопоставляются различные толкования одного и того же понятия. Классифицируются понятия по выбранному параметру. Делается предварительный вывод о тех толкованиях терминов, которые будут приняты за основу в данном исследовании, или о собственных толкованиях основных понятий работы.
Именно текст 3, как итог работы над понятиями, входит в основную часть курсовой разработки.
Изучение литературы предполагает :
– составление библиографии, т.е. списка литературы, использованной автором;
– реферирование, т.е. сжатое изложение основной информации первоисточника на основе ее смысловой переработки;
– составление тезисов, т.е. положений, отражающих смысл значительной части текста;
– конспектирование, т.е. краткое изложение главных положений и идей изучаемого текста;
– аннотирование, т.е. краткая характеристика печатного материала с точки зрения содержания, назначения и других особенностей;
– цитирование, т.е. точная, буквальная выдержка из текста.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Литературный источник, на который ссылается автор в тексте курсовой работы, должен быть включен в библиографический список. И, наоборот, источник, включенный в список, должен быть назван в тексте работы.
Как показала практика, для написания обзора по теме исследования необходимо использовать не менее 25 источников.
Важным аспектом является стиль изложения теоретической главы. Тема работы должна раскрываться логично и последовательно. Этому способствует стиль научной речи – соответствие изложения нормам литературного и профессионального языка: грамотность письменной речи; владение категориальным аппаратом педагогики (научными понятиями); оперирование речевыми оборотами, принятыми в научной литературе и облегчающими понимание логики изложения материала.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Общепринятые лексические средства, используемые при написании курсовых работ, представлены в приложении 5.
Результаты теоретической главы –это, прежде всего, позиция автора, ненавязчивое и корректное выражение его отношения к разным подходам, идеям, точкам зрения, собственном оригинальном творческом подходе (если он обоснован и обеспечен профессионально-личностными ресурсами студента). Завершением теоретической главы может стать: определение теоретических ориентиров для дальнейшего эмпирического исследования, теоретическая модель процесса или феномена, сравнительный анализ с выделением ключевых свойств процесса или явления, выявлением их особенностей, классификация, систематизация материала.
Выводы по первой главе
Выводы – это завершение главы. Они должны отражать ее основное содержание, последовательность и логику изложения материала, уровень решения задач, соответствующих теоретической части исследования. Они представляют собой обобщение содержания с точки зрения избранной теоретической концепции и отражают концепцию работы. Можно сказать, что это краткий конспект (1-2 страницы) главы и одновременно ответ на поставленные в начале исследования вопросы. Желательно оформлять выводы в виде пронумерованных тезисов (5-7). Допустимо оформление в виде простого текста, разбитого на абзацы. Выводы не должны дублировать содержание главы. Важно, чтобы в Выводах отражалась связь с последующим эмпирическим исследованием (глава 2).
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Ошибки, допускаемые при написании теоретической главы.
1. Эклектическое стыкование не переработанных отрывков из разных источников, чаще всего без указания авторов. При этом совершенно одинаковые подходы к данному вопросу могут выдаваться как различные, так как за отличающимся внешним речевым оформлением идей автор не видит их содержательной однозначности.
2. Сплошное цитирование или пересказ тех или иных подходов без анализа и обобщения. Этот вариант несколько лучше предыдущего хотя бы тем, что не является бездумным плагиатом. Однако это очень примитивный уровень работы над состоянием проблемы в науке.
3. Теоретическое изложение материала, в котором ни одна идея не подтверждается конкретными примерами и их трактовкой самим автором.
4. Искажение авторской мысли.
5. При составлении плана работы выделяются мелкие вопросы проблемы, по которым нельзя набрать достаточный для полновесной главы материал из-за его дробности, или из-за неразработанности. Тогда глава содержит 5-6 параграфов, многие из которых содержат по одной, полторы, две страницы. Полноценный по объему параграф, как правило, содержит 3-5 страниц.
6. Чрезмерная краткость и/или сжатость изложения, что чаще всего свидетельствует о неумении анализировать, отбирать и группировать материал.
7. Неграмотность (языковая, компьютерная), неаккуратность.
8. Претенциозность.
9. Псевдонаучный стиль изложения.
10. Представление описания от 1 лица ед. числа («Я считаю...»), а не от 1 лица мн. числа («Мы считаем...»).
11. Злоупотребление иностранными терминами.
12. Отсутствие четких выводов по результатам теоретического анализа литературы.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 228.