Трудовой коллектив является высшей формой социальной группы. В своём развитии социальная группа проходит несколько стадий:
- стадия формирования и социально-психологической напряжённости. На этом этапе осуществляется подбор работников и их расстановка по рабочим местам. Велика роль руководителя, главной задачей которого является достижение технологического взаимодействия членов коллектива;
- стадия нормализации, где формируется общая заинтересованность в достижении цели, определяются групповые нормы и ценности, ролевые ожидания;
- стадия деятельности. На этой стадии группа приступает к своей деятельности, складывается нормальный социально-психологический климат. Социальные роли распределены, утверждены нравственные эталоны коллектива. Члены коллектива принимают интересы и потребности друг друга, образовалась психологическая совместимость работников. Указанным стадиям соответствуют уровни развития трудовых коллективов – низший, средний и высший. Кроме стадий соответствуют и другие признаки различия трудовых коллективов. Например, с учётом места трудовых коллективов в системе общественного разделения труда они могут быть квалифицированы по пяти основным группам: производства, обслуживания, науки, народного образования, управления, культуры и т.п.
В литературе часто употребляются два термина – «трудовой коллектив» и «производственный коллектив». Первый термин применим ко всем работникам предприятия (организации), второй – к структурным подразделениям предприятия (цехам, отделам производств, бригадам и т.п.).
Функции трудовых коллективов обусловлены задачами организации, её специализацией и местом, которое занимает организация в иерархической системе производства.
Можно назвать три устойчивые функции производственной организации – целевую, социально-интегрированную, управленческо-воспитательную.
Целевая функция – обеспечение выпуска заданного объёма продукции определённого типа и качества – главная в иерархии функций, и её результативность в рыночной экономике определяется нормой прибыли.
Социально интегрированная функция – это эффективное использование человеческого потенциала в микросоциуме – трудовом коллективе, создание хорошей социально-психологической атмосферы, благоприятных условий труда, при которых человек не испытывает страха и беспокойства за своё здоровье и не боится потерять работу, являющуюся источником средств существования.
Управленческо-воспитательная функция – это обеспечение интеграции организации с макросоциумом (обществом) на основе реализации законов, правил, норм, инструкций, выработанных макросистемой и её социальными институтами на уровне микросистем.
Трудовой коллектив как социальный организм имеет определённую социальную структуру как совокупность принципов взаиморасположения, взаимосвязей и взаимоотношений составных элементов, составляющих целостную систему.
Существуют производственно-функциональная, целевая, профессионально-квалификационная, социально-демографическая, общественно-организационная, социально-психологическая и национальная социальные структуры.
Производственно-функциональная включает в себя производственные подразделения, осуществляющие выпуск продукции, её реализацию, управление, планирование, стимулирование и др. В этой социальной структуре различают три уровня коллективов – высший (основной), средний (вторичные) и низший (первичные).
Высшим (основным) считается производственный коллектив, представляющий собой самостоятельную социально-экономическую единицу со сложившимися нормами производственной и общественной жизни, трудовыми традициями и правилами и состоящий из вторичных коллективов: цехов, участков, служб, которые в своей структуре имеют множество первичных коллективов: бригад, смен, групп и т.д.
В зависимости от выполняемых функций весь персонал предприятия делится на две группы – промышленно-производственный и непромышленный персонал. В состав промышленно-производственного персонала входят все работники основной деятельности предприятия, то есть работники, занятые в производстве и обслуживании. Это работники основных производственных цехов и отделов, транспортных цехов, обслуживающих производство, подсобных и побочных цехов и производств: карьеров, тарных цехов и т.д., военизированной охраны, вахтерской, профессионально-пожарной и сторожевой охраны, аппарата заводоуправления со всеми его отделами и бюро, работники по уборке заводских дворов, работники душей, бань, обслуживающих только персонал предприятия, работники заводских лабораторий, занятые в конструкторских и научно-исследовательских отделах.
К непромышленному персоналу относятся работники жилищно-коммунального хозяйства, административно-хозяйственный и педагогический персонал всех видов учебных заведении, подсобных сельскохозяйственных предприятий, подсобных и вспомогательных цехов, обслуживающих производства, относимые к непромышленной группе.
Работники промышленной группы в зависимости от выполняемых функций делятся на следующие группы: рабочие, руководители, специалисты, служащие, другие работники, относящиеся к служащим.
К рабочим относятся все работники, которые непосредственно создают материальные ценности и заняты в процессах изготовления продукции или их обслуживании.
По выполняемым функциям всех рабочих можно разделить на несколько функциональных групп – технологические, транспортно-складские, инструментальные, ремонтные и т. д.
К рабочим относится и младший обслуживающий персонал, занятый в основном оказанием связанных с основной деятельностью услуг – дворники, курьеры, уборщики производственных помещений и т. п.
Служащие осуществляют организацию деятельности людей, управление производством, административно-хозяйственные, финансово-бухгалтерские, снабженческие, юридические, исследовательские и другие функции. Служащие относятся к профессиональной группе лиц, занятых преимущественно умственным, интеллектуальным трудом. Служащие подразделяются на несколько групп.
Руководители – это категория работников, управляющих деятельностью коллектива.
Роль и выполняемая функция руководителей сводятся к принятию решений по всем вопросам, входящим в их компетенцию. Руководителей традиционно подразделяют в зависимости от уровня, занимаемого ими в организационной структуре управления, на руководителей высшего уровня (организации в целом), среднего уровня (основных структурных подразделений), низового уровня (работа с исполнителями). К руководителям относят заместителей и главных специалистов.
К специалистам относятся работники, для замещения которых в соответствии с квалификационными требованиями необходимо наличие высшего или среднего профессионального образования. Они заняты внедрением в производство новых знаний, в форме теоретических и прикладных разработок, а также обоснованием вариантов производственных и управленческих проблем, решения по которым принимаются руководителями. К ним относятся экономисты, юристы, технологи, конструкторы и т.п. В составе специалистов выделяют главных, ведущих и старших. Старший специалист наряду с выполнением обычных обязанностей может руководить работой группы коллег – группы исполнителей, выделенных в самостоятельное подразделение. Это руководство не имеет административного характера. Он может быть также единоличным исполнителем какой-либо самостоятельно выполняемой работы. Ведущий специалист исполняет такие же обязанности, что и старший, но осуществляет ещё и методическое руководство. Главный специалист координирует работы ведущих и старших специалистов.
В зависимости от уровня подготовки различают специалистов высшей и средней квалификации. Специалисты высшей квалификации осуществляют руководство производственно-техническими и творческими процессами, вторые являются исполнителями работ.
Специалисты подразделяются также по категориям в зависимости от уровня квалификационных требований.
К категории служащих относятся работники, осуществляющие подготовку и оформление документов, учёт и контроль, хозяйственное обслуживание. Например, статистик, учётчик, чертёжник, делопроизводитель, архивариус.
Основой для отнесения работников к той или иной категории является занимаемая должность.
Должность – эта штатная единица организации, первичный элемент в структуре управление его, характеризующийся совокупностью прав, обязанностей и ответственности работника, выполняемыми им трудовыми функциями, границами компетенций.
Для исследования эффективности использования персонала организации используется понятие структуры.
Структура персонала характеризуется соотношением различных категорий работников в их общей численности в зависимости от того или иного признака.
Выделяют следующие виды структур: профессионально-квалификационная, социально-демографическая, социально-психологическая.
Профессионально-квалификационная структура делится на группы по профессиональному и квалификационному признакам.
Профессия (proffesio – официально указанные занятия) – определённый род общественно-полезной трудовой деятельности, обусловленный разделением и кооперацией труда. Виды наименования профессий определяются характером и содержанием труда, спецификой и условиями функционирования конкретных отраслей экономики, других сфер деятельности.
В рамках общих профессий выделяют специальности, под которыми понимают вид занятий в рамках одной профессии, совокупность конкретных знаний и навыков, приобретаемых путём специальной подготовки.
Квалификация – уровень подготовленности работника, позволяющий успешно решать стоящие задачи: совокупность общего и специального образования, необходимых знаний, умений, профессиональных навыков для выполнения в данных производственных условиях работы определённой сложности.
Степень квалификации получила название компетентности, под которой понимают способность работника качественно и с минимальными ошибками (безошибочно) выполнять определённые профессиональные функции как в нормальных, так и в экстремальных условиях, а также быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.
Выделяют четыре вида компетенции:
- функциональная компетентность характеризуется профессиональными знаниями и умениями их реализовывать;
- интеллектуальная компетентность выражается в способности к аналитическому мышлению и осуществлению комплексного подхода к выполнению своих обязанностей;
- ситуационная компетентность означает умение действовать в соответствии с ситуацией;
- социальная компетентность предполагает наличие коммуникационных и интеграционных способностей, умение поддерживать отношения в процессе совместной деятельности.
Социально-демографическая структура представляет собой соотношение работников в зависимости от пола, возраста, семейного положения, стажа работы и т. д.
Отражая различия между людьми в коллективе по признакам пола, возраста, демографическая структура ставит для изучения ряд острых социальных проблем, таких как облегчение труда женщин, повышение творчества молодёжи. Применительно к каждой социально-демографической группе необходим анализ её специфических потребностей и интересов, характера воспроизводства, перспектив развития.
В зависимости от системы отношений в трудовом коллективе образуются формальные и неформальные объединения. Формальные объединения представлены административно-правовой, управленческой структурой, системой предписанных ролей и функций. Формальная структура коллектива, как правило, стабильна и устойчива, зафиксирована в уставах, положениях, инструкциях.
Неформальные объединения могут входить не только в общественно-организационную структуру, но и составлять социально-психологическое устройство коллектива.
Социально-психологическая структура представляет собой социально-психологическое неформальное устройство коллектива и определяет систему взаимосвязей позиций и ролей отдельных работников и малых групп. Она образуется на основе личных симпатий, общих интересов, увлечений, ценностей. Социально-психологическая структура (неформальная) складывается между работниками на основе личного восприятия людьми друг друга.
Неформальная структура представляет собой совокупность связей и отношений, складывающихся между работниками на основе личного восприятия людьми друг друга.
Являясь членом той или иной социальной группы, человек выполняет в ней функции, присущие данной группе, старается придерживаться требований к внешнему виду, поведению, присущих данной группе. Каждая группа в той или иной мере оказывает влияние на её членов, определяет то, чему они должны следовать – внешний вид, порядок действия, манеру поведения и даже внутреннее содержание.
Социально-психологическая структура воздействует на такие явления, как социально-психологический климат коллектива, межличностные конфликты, удовлетворённость работой.
Социально-психологическая структура отражает характерную для данного предприятия организационную культуру.
Рассмотренные виды социальной структуры предприятия определяют в совокупности содержание внутриколлективных социальных отношений. Выявление особенностей социальных групп, изучение присущих им интересов, ориентации, типов поведения позволяют совершенствовать управление трудовым коллективом, укреплять его социальный статус, привлекать в коллектив молодых высококвалифицированных специалистов.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 236.