Трудовой коллектив, его структура и функции
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Трудовой коллектив является высшей формой социальной группы. В своём развитии социальная группа проходит несколько стадий:

- стадия формирования и социально-психологической напряжённос­ти. На этом этапе осуществляется подбор работников и их расста­новка по рабочим местам. Велика роль руководителя, главной зада­чей которого является достижение технологического взаимодействия членов коллектива;

- стадия нормализации, где формируется общая заинтересован­ность в достижении цели, определяются групповые нормы и ценнос­ти, ролевые ожидания;

- стадия деятельности. На этой стадии группа приступает к сво­ей деятельности, складывается нормальный социально-психологичес­кий климат. Социальные роли распределены, утверждены нравствен­ные эталоны коллектива. Члены коллектива принимают интересы и потребности друг друга, образовалась психологическая совместимость работников. Указанным стадиям соответствуют уровни развития трудовых коллективов – низший, средний и высший. Кроме стадий соответствуют и другие признаки различия трудовых коллективов. Например, с учётом места трудовых коллективов в системе общественного разделения труда они могут быть квалифицированы по пяти основным группам: производства, обслуживания, науки, народного образования, управления, культуры и т.п.

В литературе часто употребляются два термина – «тру­довой коллектив» и «производственный коллектив». Первый тер­мин применим ко всем работникам предприятия (организации), второй – к структурным подразделениям предприятия (цехам, отделам производств, бригадам и т.п.).

Функции трудовых коллективов обусловлены задачами организации, её специализацией и местом, которое занимает организация в иерархической системе производства.

Можно назвать три устойчивые функции производствен­ной организации – целевую, социально-интегрированную, управленческо-воспитательную.

Целевая функция – обеспечение выпуска заданного объ­ёма продукции определённого типа и качества – главная в иерархии функций, и её результативность в рыночной эконо­мике определяется нормой прибыли.

Социально интегрированная функция – это эффективное использование человеческого потенциала в микросоциуме – трудовом коллективе, создание хорошей социально-психологи­ческой атмосферы, благоприятных условий труда, при которых человек не испытывает страха и беспокойства за своё здоровье и не боится потерять работу, являющуюся источником средств существования.

Управленческо-воспитательная функция – это обеспечение интеграции организации с макросоциумом (обществом) на основе реализации законов, правил, норм, инструкций, выработанных макросистемой и её социальными институтами на уровне микросистем.

Трудовой коллектив как социальный организм имеет опреде­лённую социальную структуру как совокупность принципов взаи­морасположения, взаимосвязей и взаимоотношений составных элементов, составляющих целостную систему.

Существуют производственно-функциональная, целевая, профессионально-квалификационная, социально-демографичес­кая, общественно-организационная, социально-психологическая и национальная социальные структуры.

Производственно-функциональная включает в себя произ­водственные подразделения, осуществляющие выпуск продук­ции, её реализацию, управление, планирование, стимулирова­ние и др. В этой социальной структуре различают три уровня коллективов – высший (основной), средний (вторичные) и низ­ший (первичные).

Высшим (основным) считается производственный коллек­тив, представляющий собой самостоятельную социально-экономическую единицу со сложившимися нормами производ­ственной и общественной жизни, трудовыми традициями и пра­вилами и состоящий из вторичных коллективов: цехов, участ­ков, служб, которые в своей структуре имеют множество пер­вичных коллективов: бригад, смен, групп и т.д.

В зависимости от выполняемых функций весь персонал предприятия де­лится на две группы – промышленно-производственный и непромышленный персонал. В состав промышленно-производственного персонала входят все работники основной деятельности предприятия, то есть работники, занятые в производстве и обслуживании. Это работники основных производственных цехов и отделов, транспортных цехов, обслуживающих производство, подсоб­ных и побочных цехов и производств: карьеров, тарных цехов и т.д., военизи­рованной охраны, вахтерской, профессионально-пожарной и сторожевой охра­ны, аппарата заводоуправления со всеми его отделами и бюро, работники по уборке заводских дворов, работники душей, бань, обслуживающих только пер­сонал предприятия, работники заводских лабораторий, занятые в конструктор­ских и научно-исследовательских отделах.

К непромышленному персоналу относятся работники жилищно-коммунального хозяйства, административно-хозяйственный и педагогический персонал всех видов учебных заведении, подсобных сельскохозяйственных предприятий, подсобных и вспомогательных цехов, обслуживающих производ­ства, относимые к непромышленной группе.

Работники промышленной группы в зависимости от выполняемых функций делятся на следующие группы: рабочие, руководители, специалисты, служа­щие, другие работники, относящиеся к служащим.

К рабочим относятся все работники, которые непосредственно создают матери­альные ценности и заняты в процессах изготовления продукции или их        обслуживании.

По выполняемым функциям всех рабочих можно разделить на несколько функциональных групп – технологические, транспортно-складские, инструмен­тальные, ремонтные и т. д.

К рабочим относится и младший обслуживающий персонал, занятый в основ­ном оказанием связанных с основной деятельностью услуг – дворники, курьеры, уборщики производственных помещений и т. п.

Служащие осуществляют организацию деятельности людей, управление про­изводством, административно-хозяйственные, финансово-бухгалтерские, снабжен­ческие, юридические, исследовательские и другие функции. Служащие относятся к профессиональной группе лиц, занятых преимущественно умственным, интеллек­туальным трудом. Служащие подразделяются на несколько групп.

Руководители ­– это категория работников, управляющих деятельностью   коллектива.

Роль и выполняемая функция руководителей сводятся к принятию решений по всем вопросам, входящим в их компетенцию. Руководителей традиционно подразделяют в зависимости от уровня, занимаемого ими в организационной структуре управления, на руководителей высшего уровня (организации в целом), среднего уровня (основных структурных подразделений), низового уровня (работа с исполнителями). К руководителям относят заместителей и главных специалистов.

К специалистам относятся работники, для замещения которых в соответствии с квалификационными требованиями необходимо наличие высшего или среднего профессионального образования. Они заняты внедрением в производство новых знаний, в форме теоретических и прикладных разработок, а также обоснованием вариантов производственных и управленческих проблем, решения по которым принимаются руководителями. К ним относятся экономисты, юристы, технологи, конст­рукторы и т.п. В составе специалистов выделяют главных, ведущих и старших. Старший специалист наряду с выполнением обычных обязанностей может руково­дить работой группы коллег – группы исполнителей, выделенных в самостоятельное подразделение. Это руководство не имеет административного характера. Он может быть также единоличным исполнителем какой-либо самостоятельно выполняемой работы. Ведущий специалист исполняет такие же обязанности, что и старший, но осу­ществляет ещё и методическое руководство. Главный специалист координирует ра­боты ведущих и старших специалистов.

В зависимости от уровня подготовки различают специалистов высшей и средней квалификации. Специалисты высшей квалификации осуществляют ру­ководство производственно-техническими и творческими процессами, вторые являются исполнителями работ.

Специалисты подразделяются также по категориям в зависимости от уровня квалификационных требований.

К категории служащих относятся работники, осуществляющие подготовку и оформление документов, учёт и контроль, хозяйственное обслуживание. Напри­мер, статистик, учётчик, чертёжник, делопроизводитель, архивариус.

Основой для отнесения работников к той или иной категории является зани­маемая должность.

Должность – эта штатная единица организации, первичный элемент в структуре управление его, характеризующийся совокупностью прав, обязанно­стей и ответственности работника, выполняемыми им трудовыми функциями, границами компетенций.

Для исследования эффективности использования персонала организации ис­пользуется понятие структуры.

Структура персонала характеризуется соотношением различных категорий работников в их общей численности в зависимости от того или иного признака.

Выделяют следующие виды структур: профессионально-квалификационная, социально-демографическая, социально-психологическая.

Профессионально-квалификационная структура делится на группы по профессиональному и квалификационному признакам.

Профессия (proffesio – официально указанные занятия) – определённый род общественно-полезной трудовой деятельности, обусловленный разделением и кооперацией труда. Виды наименования профессий определяются характером и содержанием труда, спецификой и условиями функционирования конкретных отраслей экономики, других сфер деятельности.

В рамках общих профессий выделяют специальности, под которыми пони­мают вид занятий в рамках одной профессии, совокупность конкретных знаний и навыков, приобретаемых путём специальной подготовки.

Квалификация – уровень подготовленности работника, позволяющий ус­пешно решать стоящие задачи: совокупность общего и специального образова­ния, необходимых знаний, умений, профессиональных навыков для выполнения в данных производственных условиях работы определённой сложности.

Степень квалификации получила название компетентности, под которой понимают способность работника качественно и с минимальными ошибками (безошибочно) выполнять определённые профессиональные функции как в нор­мальных, так и в экстремальных условиях, а также быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.

Выделяют четыре вида компетенции:

- функциональная компетентность характеризуется профессиональными зна­ниями и умениями их реализовывать;

- интеллектуальная компетентность выражается в способности к аналитиче­скому мышлению и осуществлению комплексного подхода к выполнению своих обязанностей;

- ситуационная компетентность означает умение действовать в соответствии с ситуацией;

- социальная компетентность предполагает наличие коммуникационных и интеграционных способностей, умение поддерживать отношения в процессе со­вместной деятельности.

Социально-демографическая структура представляет собой соотношение работников в зависимости от пола, возраста, семейного положения, стажа работы и т. д.

Отражая различия между людьми в коллективе по признакам пола, возраста, демографическая структура ставит для изучения ряд ост­рых социальных проблем, таких как облегчение труда женщин, повы­шение творчества молодёжи. Применительно к каждой социально-де­мографической группе необходим анализ её специфических потребностей и интересов, характера воспроизводства, перспектив разви­тия.

В зависимости от системы отношений в трудовом коллективе обра­зуются формальные и неформальные объединения. Формальные объеди­нения представлены административно-правовой, управленческой структурой, системой предписанных ролей и функций. Формальная структура коллектива, как правило, стабильна и устойчива, зафик­сирована в уставах, положениях, инструкциях.

Неформальные объединения могут входить не только в обществен­но-организационную структуру, но и составлять социально-психоло­гическое устройство коллектива.

Социально-психологическая структура представляет собой социально-психологическое неформальное устройство коллектива и определяет систему взаи­мосвязей позиций и ролей отдельных работников и малых групп. Она образуется на основе личных симпатий, общих интересов, увлечений, ценностей. Социально-психологическая структура (неформальная) складывается между работниками на основе личного восприятия людьми друг друга.

Неформальная структура представляет собой совокупность связей и отношений, складывающихся между работниками на основе личного восприятия людьми друг друга.

Являясь членом той или иной социальной группы, человек выпол­няет в ней функции, присущие данной группе, старается придержи­ваться требований к внешнему виду, поведению, присущих данной группе. Каждая группа в той или иной мере оказывает влияние на её членов, определяет то, чему они должны следовать – внешний вид, порядок действия, манеру поведения и даже внутреннее содер­жание.

Социально-психологическая структура воздействует на такие явления, как соци­ально-психологический климат коллектива, межличностные конфликты, удовлетво­рённость работой.

Социально-психологическая структура отражает характерную для данного пред­приятия организационную культуру.

Рассмотренные виды социальной структуры предприятия определяют в совокупности содержание внутриколлективных социальных отношений. Выявление особенностей социальных групп, изучение присущих им интересов, ориентации, типов поведения позволяют совершенствовать управление трудовым коллективом, укреплять его социальный статус, привлекать в коллектив молодых высококвалифицированных специалистов.



Дата: 2019-04-23, просмотров: 236.