По расходным характеристикам КЭС определим ХОП
; ; .
Составим систему уравнений
и преобразуем ее к матричному виду
.
Решение системы дает следующий результат
При этом выполняется условие .
Оптимальный расход топлива равен 1021,4.
Метод покоординатного спуска
Запишем целевую функцию суммарного расхода топлива системы:
Баланс мощности определяется уравнением .
Мощность примем в качестве зависимой переменной, выразим её через независимые и и подставим в уравнение для целевой функции
,
После раскрытия скобок и приведения подобных слагаемых получим целевую функцию суммарного расхода топлива
.
Найдем минимум данной функции методом покоординатного спуска путем последовательного решения уравнения при фиксированном значении , затем уравнения при фиксированном значении Р1.
Итак, из уравнения получим
.
Аналогично из уравнения найдем
В качестве нулевого приближения примем
; ; .
Значение целевой функции для нулевой итерации .
Результаты расчета приводятся в таблице.
№ | Р1 | Р2 | Р3 | В |
0 | 200,0 | 250,0 | 550,0 | 1295,7 |
1 | 403,2 | 518,6 | 78,2 | 1130,1 |
2 | 253,9 | 373,5 | 372,6 | 1064,6 |
3 | 334,5 | 480,2 | 185,3 | 1038,5 |
4 | 275,2 | 422,5 | 302,3 | 1028,2 |
… | ||||
13 | 290,4 | 455,5 | 254,1 | 1021,4 |
Ход итерационного процесса показан на рисунке 1.16.
Градиентный метод с оптимальным шагом
Градиент целевой функции B равен
.
Примем в качестве нулевого приближения ; и подставим данные значения в формулы для вектора градиента
.
Рисунок 1.16.
Оптимальный шаг в рамках градиентного метода может определяться по результатам одного пробного шага. Выполним пробный шаг длиной t0=100 в направлении антиградиента
;
Определим градиент в конце пробного шага
.
Определим шаг, близкий к оптимальному, на направлении антиградиента в исходной точке
.
Скалярные произведения, входящие в выражение, соответственно, равны
,
.
Оптимальный шаг
.
Рабочий шаг в направлении антиградиента приводит в точку
Значение суммарного расхода топлива .
Аналогично выполняется расчет на следующей итерации.
Обобщенный метод Ньютона (ОМН)
Определим элементы матрицы Гессе для целевой функции B
.
Определим градиента в точке нулевого приближения ; :
.
Решив систему линейных уравнений
,
получим следующий результат ; .
Новые значения переменных после первой итерации
.
Суммарный расход топлива составит .
Значение .
Как видно, обобщенный метод Ньютона за одну итерацию дает решение, совпадающее с решением, полученным на основе принципа равенства ОПРТ, т.е. ОМН сходится к минимуму за одну итерацию. Оптимальный расход топлива составляет 1021,38.
Метод случайного поиска
В этом методе в текущей точке Р1,Р2, начиная с исходной, рассматривается квадрат с центром в этой точке, и определяется расход топлива в ней B ( P1,P2). Внутри квадрата выбирается новая точка, определяемая следующим образом
; ,
где d – сторона квадрата,
r - случайное число с равномерным распределением в диапазоне 0….1.
В новой точке также считается расход топлив и сравнивается с исходным.
Если в новой точке расход оказался меньше расхода в текущей точке, то текущая точка переносится в новую и расчет повторяется.
Результаты расчета приведены в таблице 2.
Таблица 2
№ | Р1 | Р2 | В |
0 | 200,0 | 250,0 | 1295,7 |
1 | 191,0 | 268,0 | 1284,3 |
2 | 198,0 | 305,5 | 1205,6 |
3 | 173,5 | 343,2 | 1189,5 |
4 | 201,2 | 392,5 | 1090,2 |
… | |||
29 | 289,4 | 454,5 | 1021,4 |
Начальная часть траектории спуска показана на рисунке 1.17
Рисунок 1.17.
Метод прост в реализации алгоритма, но сходится при большом числе итераций.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 289.