Рассмотрим ТЭС (см. рисунок 1.13), на которой параллельно работает несколько блоков, каждый из которых состоит из парогенератора ПГ и турбины Т с генератором.
На рисунке n – число блоков, Bi ( Pi ) – расходная характеристика [т у.т./ч],
P 0 – общая нагрузка ТЭС.
Задача заключается в определении таких мощностей всех блоков Pi, при которых расход топлива на ТЭС будет минимальным. Составим математическую модель, в которой вектор неизвестных
целевая функция .
Ограничение определяется условием баланса мощности:
.
Составляем функцию Лагранжа:
; (1.22)
для которой запишем условия экстремума по всем переменным
,
.
Множитель Лагранжа входит во все n условий, откуда получается очевидное условие равенства всех производных .
Производная , называемая относительным (удельным) приростом расхода топлива, характеризует изменение расхода топлива при изменении мощности на 1 МВт в течение часа. Измеряется прирост в т у.т./МВт*ч.
Оценим условия, при которых экстремум соответствует минимуму расхода топлива. Из математики известно, что при этом d2L > 0. Дифференциал второго порядка определяется как сумма, в которой от расходных характеристик останется производная от приростов, а от линейных ограничений ноль. Таким образом, условие
(1.23)
обеспечивает минимум, если зависимости являются возрастающими.
Оказывается, при распределении нагрузки между работающими блоками, минимальный расход топлива определяется относительными приростами, а не удельными расходами. Действительно, рассмотрим классический пример параллельной работы двух блоков с разными расходными характеристиками Bi ( Pi ) (см. рисунок 1.14) при нагрузке Ро=30 МВт.
Рассмотрим 2 варианта распределения мощности по блокам:
1) Учитывая, что удельный расход для 1-го блока меньше, загрузим его по максимуму, приняв МВт, МВт. По характеристикам блоков определяем, что т у.т./ч.
2) Оценив при этом значения e, видим, что . Равенство относительных приростов обеспечивается при МВт и МВт. По характеристикам блоков определяем, что в этом случае т у.т./ч.
Условие равенства относительных приростов имеет четкий физический смысл. Действительно, если имеем два блока с и , тогда первый блок можно разгрузить на DP. При этом получаем экономию топлива . Для сохранения баланса необходимо повысить P2 на ту же величину DP. Получается дополнительный расход топлива на втором блоке . В результате получается реальная экономия топлива на ТЭС, равная
.
Рассмотрим случай, когда два блока однотипны и имеют одинаковые характеристики расхода топлива, но работают с разной мощностью. Характеристика относительного прироста (ХОП) показана на рисунке 1.15.
В оптимальном режиме нагрузка каждого блока Ро. Оценим пережог топлива при работе блоков с нагрузкой Р1 и Р2.
Поскольку , то любое приращение расхода топлива
пропорционально соответствующей площади.
Разность приращений и определяет пережог .
Для решения сформулированной задачи могут использоваться различные методы нелинейного программирования. Рассмотрим некоторые из них на следующем примере.
Пример 1.1. Для электростанции, содержащей 3 блока, найти оптимальное распределение активной мощности следующими методами:
- методом равенства относительных приростов;
– методом покоординатного спуска (МПС);
– градиентным методом (ГМ);
– обобщенным методом Ньютона (ОМН);
– методом случайного поиска.
Исходные данные: расходные характеристики блоков
Суммарная нагрузка составляет 1000 МВт.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 272.