В первой части обсуждаются вопросы теории оптимизации режимов, разработанной для условий вертикально-интегрированной системы управления энергетикой, и рассматриваются особенности оптимального управления в условиях рынка.
Во второй части рассмотрены вопросы автоматизации управления режимами энергосистем, включая цели и задачи АСУ, технические средства. информационное и программное обеспечение, а также особенности реализации АСУ для различных объектов энергосистемы.
Оптимизация режимов энергосистем
Режимом энергосистемы называют некоторое ее состояние, определяемое значениями температуры – t ° , давления – p , частоты – f , напряжения – U , тока – I , активной мощности – P , реактивной мощности – Q и других физических величин, называемых параметрами режима, которые характеризуют процесс производства, преобразования, передачи и распределения энергии.
Режимы делятся на стационарные и переходные. Оптимизируются только стационарные режимы.
Оптимизация обеспечивается на всех этапах:
1. Все действующее основное оборудование должно работать оптимально, т.е. с максимальным КПД, что определяется в основном его техническим состоянием;
2. Распределение нагрузки между любыми параллельно работающими агрегатами должно обеспечивать минимальный расход используемых энергоресурсов;
3. Распределение нагрузки между генерирующими объектами энергосистемы и выбор других регулируемых параметров режима должно обеспечивать минимальные затраты в системе на обеспечение потребностей в электроэнергии. Здесь экономический эффект достигается не только за счет экономии топлива в процессе генерации, но и за счет снижения потерь в сети при выполнении технологических ограничений.
Параметры режима ЭС
Математическая модель режима – это система нелинейных алгебраических уравнений, как правило, узловых.
(1.1)
где - матрица узловых проводимостей, имеет порядок n;
- вектор напряжений в узлах;
- вектор узловых мощностей;
n – количество независимых узлов.
Для решения системы нелинейных уравнений должны задаваться независимые параметры, к числу которых относятся узловые мощности и напряжение в балансирующем узле. Имея эти параметры можно однозначно определить режим, если он существует, путем решения системы (1).
Все остальные параметры режима, полученные на основе расчета: напряжения в узлах – US , потоки по линиям – Pl , Ql , токи в ветвях – Il , потери – D P и др., называют зависимыми параметрами режима.
Часть независимых параметров (узловые мощности) в нормальных условиях не подчиняются диспетчеру (нагрузки в узлах). Остальные (мощности источников) должны оптимизироваться. К числу независимых параметров относятся и коэффициенты трансформации автотрансформаторов связи сетей разных напряжений (КТ), которые могут регулироваться с помощью РПН. Своеобразным независимым параметром является и состав включенного в работу оборудования, который характеризуется графом G .
Независимые параметры режима, оптимизация которых должна проводиться при диспетчерском управлении, можно рассматривать как вектор , где индекс i определяет источники.
По аналогии вектор зависимых параметров объединяет все остальные параметры режима, однозначно определяемые при фиксированных допустимых значениях всех независимых параметров:
Для определения Y при заданных X используются различные методы и программы расчета стационарных режимов.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 245.