Тема 5. Ресурсное обеспечение социально-культурного проекта
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 Глоссарий

 

Грант                                     – фиксированная денежная сумма, которую владелец средств (грантодатель) передает безвозмездно исполнителю обусловленных работ или услуг (грантополучателю)[33].  
Источники финансирования – бюджетные и внебюджетные средства, использование которых не противоречит действующему в Российской федерации законодательству[34].
Кадровый ресурс                – номенклатура специалистов, а также вспомогательного персонала, по своим характеристикам, прежде всего, профессиональному и интеллектуальному уровню, обеспечивающих качество реализации проекта[35].
Материально-технический ресурс                                        –   специальное оборудование, имущество, инвентарь, а также недвижимость, необходимые для получения оптимальных результатов в реализации проекта[36].  
Нормативно-правовой ресурс                                        –   массив правовых документов, организационной и инструктивной информации, определяющий порядок подготовки и реализации проекта[37].
Ресурсная база проекта     – совокупность основных компонентов, необходимых для производства конкретного культурного продукта, культурных благ или услуг[38].
Смета                                     – план предстоящих расходов и поступлений материальных и денежных средств предприятий, учреждений[39].  
Социально-демографический ресурс                                    –   совокупность физических лиц, проживающих на территории конкретного региона (города, района, поселения), включенного в проект[40].
Спонсор                                – от англ. spondee – ручаюсь, гарантирую, лицо или организация, финансирующие проведение какого-либо мероприятия, сооружение объекта и т.п.[41]

 Вопросы для обсуждения

1. Ресурсная база как основа для реализации проекта.

2. Способы «привязки» проекта к локальным условиям.

3. Смета проекта.

 

 

 Освоение содержания темы

       Ресурсы, которые можно привлечь для реализации проекта, ограничены, – это исходное положение социально-культурного проектирования. Очевидно, что при недостатке ресурсов проектировщик должен с этим считаться. Успех проекта зависит от способности руководителя найти квалифицированный персонал, способный выполнить все работы. Управление другими ресурсами (оборудование, оснащение и др.) требует обязательного учета.

К возможным видам ресурсов для реализации социокультурного проекта относятся:

деньги:   собственные заработанные средства; инвестиции государства; вложения меценатов, частные пожертвования; кредиты; гранты; средства, полученные от проведения специальных мероприятий в виде аукционов, марафонов, благотворительных акций и др.; финансовая поддержка спонсоров; экономия имеющихся резервов; акционирование (взаимовыгодное партнерство, «складчина»); членские взносы;  
товары:   продукция (бесплатно, со скидкой, бартер, под реализацию); неликвиды, остатки и пр.; заем; акционирование (совместное использование);  
услуги:   бесплатные; льготные; бартерные; акционерные;
люди:   руководство организации; штатные сотрудники; привлеченные работники; актив; добровольцы (волонтеры); представители органов власти; представители акционеров (партнеров); представители бизнес-структур;  
информация:   знания и интеллект; обмен опытом; методическое руководство; сотрудничество с властными структурами; сотрудничество с бизнес-структурами; сотрудничество со СМИ (размер и состав аудитории, авторитетность, популярность); сплетни, слухи;  
связи и влияние:   возможность выхода на представителей власти; знакомство среди бизнес-структур; связь с представителями СМИ; наработанный авторитет; надежность; владение информацией;  
материально-технические возможности:   собственные помещения и оборудование; аренда; бартер; акционирование; заем; покупка.

Социально-культурная программа (проект) потенциально может быть обращена:

  • к местной администрации, поскольку культура занимает исключительное место в развитии социально-культурной жизни, в сохранении и возрождении народных традиций, промыслов, ремесел, придающих территории историко-культурную уникальность, в эстетизации среды общения. Кроме того, обращение к органам городской или районной администрации необходимо еще и потому, что программа всегда ориентирована на решение проблем, характерных для территории в целом;
  • к органам управления и субъектам культурной политики (областному, городскому, районному комитетам по культуре) как к возможным источникам поддержки и финансирования проектов, соответствующих приоритетам культурной политики;
  • к Министерству культуры Российской Федерации, для которого территориальные программы развития культуры и целевые проекты являются средством реализации федеральных программ сохранения и развития культуры и искусства;
  • к Государственному комитету РФ по национальным отношениям, приоритетным направлением деятельности которого является сохранение и развитие национальных культур малочисленных народов России;
  • к руководителям предприятий различных форм собственности, заинтересованных в стабилизации кадрового состава, улучшении морально-психологического климата трудовых коллективов путем совершенствования досуга и отдыха работников, в том числе и на базе клубных учреждений и в рамках культурных программ;
  • к рядовым специалистам различных сфер деятельности, для которых программа выступает как система проектных предложений. Реализация которых, зависит от скоординированности действий, участия всех организаций, ведомств, различных групп населения, общественных объединений и т.д.
  • к потенциальным спонсорам, меценатам, инвесторам, для которых сфера культуры является перспективным объектом инвестиций и благотворительной деятельности. Для данных социальных субъектов программа может представлять интерес еще и потому, что в ней могут быть предусмотрены различные мероприятия и акции (в т.ч. межрегионального и международного уровня), финансирование которых может существенно улучшить имидж организации-спонсора, стать дополнительным полем рекламы продукции и услуг, расширить возможности установления взаимовыгодных контактов с другими регионами и странами;
  • к различным фондам социальной направленности, для которых сфера и учреждения культуры могут стать площадкой реализации социально-культурных проектов и программ, ориентированных на социально-ослабленные категории и группы населения;
  • к зарубежным партнерам, (в т.ч. и туристским фирмам), проявляющим все возрастающий интерес к различным регионам России, ее природе, географии, истории, традициям;
  • к политическим партиям, общественным движениям и объединениям, для которых политическая и финансовая поддержка социокультурных проектов и программ может стать существенным фактором расширения их социальной базы, а сами учреждения культуры, досуга и искусства при соответствующем ресурсном обеспечении способны сыграть решающую роль в формировании общественного мнения в период предвыборных кампаний;
  • к средствам массовой информации, которые своим вниманием к проблемам могут способствовать практической реализации программы, повысить статус культуры в глазах властных структур, населения, потенциальных спонсоров и меценатов, привлечь внимание различных социальных сил, заинтересованных в поддержке и финансировании культуры;
  • к общественности, творческой интеллигенции, лучше других знающей проблемы и перспективы сферы культуры и заинтересованной в осуществлении своих социально-культурных инициатив;
  • к населению (города, района), заинтересованному в улучшении социально-культурных условий жизни, развитии творческих способностей и дарований, сохранении и обогащении традиций, обрядов, обычаев, фольклора, народных художественных ремесел, совершенствовании сферы культуры в целом.

Социально-культурные проекты нуждаются в финансировании – это общеизвестно. Но также общеизвестно и то, что проекты по-разному нуждаются в финансовых средствах. Выбор модели финансирования зависит от многих факторов, и, прежде чем с ней определиться, необходимо понять ведущий мотив финансиста и оценить возможности взаимодействия с ним.

       Социально-культурные проекты нередко строятся в финансовом отношении как проекты со смешанным финансированием. Для осуществления таких проектов их организаторы привлекают средства из разных источников и на разных условиях. Для значительной части социально-культурных проектов смешанное финансирование наиболее удобно. Оно позволяет аккумулировать средства из источников, каждый из которых не был бы в состоянии финансово обеспечить проект полностью. Постепенно к такой модели финансирования склоняются многие негосударственные организации, специализирующиеся на разработке и реализации социальных проектов.

       В некоторых случаях привлечение того или иного источника прямо связано с условием смешанного финансирования. Так, расходы на финансирование проектов (программ) молодежных и детских общественных объединений из средств федерального бюджета и внебюджетных фондов Российской Федерации (согласно Федеральному закону «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 28 июня 1995 г.) не должны превышать половины общей суммы расходов.

       Далеко не каждый проект может привлечь инвестиции. Для инвестора должна быть вне сомнений цель такого проекта, его значимость, которая определяет соразмерность вложения капитала. Нужна детально разработанная документация (бизнес-план в первую очередь), без нее нет инвестиционного проекта: он просто не будет рассматриваться в качестве такового. Наконец, главное: какой бы ни была цель проекта, он не станет инвестиционным, если его реализация не удовлетворяет основного мотива инвестора – получения максимальной прибыли.

       В роли инвестора может выступить государство (в лице органов государственной власти) и органы местного самоуправления. Их инвестиционное поведение несколько отлично от поведения инвестора – частного собственника. Здесь менее выражена увязка инвестиции с максимальной прибылью, поскольку финансирование имеет целевой характер, предопределенный бюджетной классификацией.

       Наконец, в роли инвестора может выступить и сам инициатор проекта (индивидуальный или коллективный). Естественно, что его отношение к собственному проекту будет в первую очередь определяться стремлением реализовать цели проекта. Но и в этом случае инвестиция подчиняется экономической целесообразности.

       В обыденной практике словоупотребления спонсор представляется как человек (организация), который дает деньги на понравившийся проект или просто понравившемуся лицу, нуждающемуся в деньгах, без требования возврата. Это представление отразилось и во многих справочниках по рыночной экономике, где спонсор приравнен к меценату. Все же спонсоринг – экономическая, а не нравственно-эстетическая деятельность. Спонсор, как и инвестор, проявляет интерес к целям нуждающегося в средствах проекта, но в первую очередь преследует свою выгоду.

       Чтобы уяснить выгоду спонсора, зададимся вопросом: почему есть спонсоры у команд КВН, выступающих по телевидению и нет у команд КВН, соревнующихся в каком-нибудь клубе? Ответ в том, что спонсор предоставляет средства на поддержку проекту, если это может стать формой его рекламы или презентации (формирование образа фирмы).

       В мировой практике принято заключать договор о спонсоринге, из которого вытекает взаимная ответственность сторон: спонсор обязуется предоставить запрашиваемые средства для осуществления проекта, а организаторы проекта обязуются рекламировать и другим образом представлять интересы спонсора (создавать его положительный имидж в общественном мнении и т.д.). Это, собственно, и есть расплата по договору спонсоринга, который не предусматривает возврата выделенных под проект финансовых средств.

       Способом финансового обеспечения социально-культурного проекта может быть избран кредит. Это еще один коммерческий вариант финансирования, специфика которого состоит в том, что получение финансовых средств возможно только под условие предоставления гарантий кредитному учреждению (залог собственности, например).

       Такой проект также предполагает развернутое финансово-экономическое обоснование, которое должно убедить и инициаторов проекта, и кредитора в том, что кредит будет погашен и по нему будут уплачены проценты в соответствии с принятым порядком.

       К кредитным проектам принципиально близки те, которые осуществляются с применением лизинга. Имущество остается собственностью лизинговой компании до конца сделки, а после того как организация-арендатор расплатилась за него, она становится собственником этого имущества. Это фактически форма инвестиции, позволяющая начинать дело с меньшими затратами и избегать влияния на эффективность работы морального старения оборудования.

       В силу того, что социально-культурные проекты нередко бездоходны и убыточны в прямом финансовом выражении, но при этом решают важные социально-культурные задачи (и в этом смысле себя окупают), значительная часть проектов осуществляется в рамках государственной социальной политики и решения местных задач. Такие проекты у нас в стране финансируются из соответствующих бюджетов: федерального, субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Чаще всего финансирование осуществляется в виде ассигнований для реализации плановой деятельности государственного или муниципального учреждения, а в некоторых случаях – целой сети соответствующих органов и учреждений (например, Федеральной миграционной службы), а также субсидий территориальным органам исполнительной власти, органам местного самоуправления, негосударственным организациям.

       Финансовое обеспечение из бюджетных источников имеет ограничения, определяемые различными нормативами (структура штатов и число штатных сотрудников, фиксированные размеры фонда заработной платы и т.д.). Работа по нормативам усложняет для бюджетных проектов внедрение нововведений.

       Модель финансирования социальных проектов при помощи субсидий избирают органы государственной власти и органы местного самоуправления для поддержки проектов и программ негосударственных организаций, привлекая для субсидий бюджетные средства и средства из внебюджетных источников.

       Аналогичный механизм имеется у многих международных организаций (ООН и ее специализированные органы ЭКОСОС, МОТ, ЮНЕСКО и др.), фондов (Фонд Сороса, Фонд Форда и др.), профессиональных ассоциаций и др.).

       Многие международные и зарубежные фонды в 90-е годы начали активно поддерживать социально-культурные проекты, осуществляемые в России и других странах СНГ. Вот некоторые из фондов, имеющие свои центральные офисы в США (выборочно указываем финансируемые виды и области деятельности):

  • институт «Открытое общество» (Open Society Institute): аренда помещения, земли, приобретение оборудования, снаряжения, издание публикаций, приобретение литературы, поездки, экспедиции, стипендии; гражданское общество, искусство и культура, экологические технологии;
  • Фонд Форда (Ford Foundation): индивидуальные проекты, подготовка семинаров, конференций, летних лагерей, общая поддержка, стипендии; искусство и культура, публикации.

       Множество других благотворительных организаций и частных фондов имеют намерения по поддержке проектов в социально-культурной сфере, готовы выделить на эти цели немалые средства. Чаще всего такие средства имеют форму грантов.

       Предоставление гранта предполагает, что организаторы проекта в определенные сроки отчитаются о расходовании средств под проект, причем такое расходование имеет целевой порядок и заранее довольно жестко фиксируется в утверждаемой грантодателем смете расходов. Здесь вступает в силу гражданско-правовой договор с определением мер ответственности сторон за его реализацию.

       Таковы, например, меры поддержки проектов (программ) молодежных и детских общественных объединений, предусмотренных Федеральным законом «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (1995). Конкурс проектов (программ) проводится по 10 направлениям деятельности. Победители получают грант, имеющий соответствующее назначение. Например:

       грант «Петр Чайковский» – для поддержки проектов (программ) в области художественной культуры, новаторских работ молодых художников, композиторов, писателей и других деятелей культуры и творческих молодежных и детских коллективов;

       грант «Александр Невский» – для поддержки проектов (программ), направленных на патриотическое воспитание молодежи, развитие краеведческой и поисковой работы, сохранение и восстановление памятников отечественной истории и культуры; поощряются также проекты и программы по исследованию российской истории.

       В конкурсах проектов на гранты чаще побеждают те, кого в конкурсных комиссиях хорошо знают. Не во всех случаях это значит, что выигравшая организация имеет лучший проект. Нередко это свидетельство того, что такая организация умеет хорошо отчитаться перед грантодателем.

       Есть и другие проблемы, например, идейное давление фондов на авторов проектов (побеждают проекты с желаемой для грантодателя тенденциозностью). В целом все это не позволяет слишком рассчитывать на гранты для тех или иных социально-культурных проектов, и успех осуществления проекта везде, где это возможно, лучше связывать со смешанным финансированием.

       Многочисленные факты финансирования бездоходных или затратных проектов по неэкономическим соображениям позволяют выделить как самостоятельный тип благотворительные проекты. Финансирование таких проектов часто имеет форму меценатства, когда лицо (организация), обеспечивающее проект средствами, не ставит ни перед проектом, ни перед собой коммерческих задач и само по возможности участвует в проекте не только выделением финансов.

       Мотив благотворителя может быть связан с поддержанием реноме, стремлением прославить свое имя, а может отражать какие-либо личные интересы и увлечения, мечты, религиозные убеждения. Удовлетворение нематериальных потребностей – нередко более сильный мотив для трат, в том числе и крупных, чем ожидание наивысшей прибыли от вложений. Это обстоятельство позволяет осуществлять многие некоммерческие проекты.

       Расчет на такой тип финансирования проекта требует ясного осознания, что на инициатора проекта ложится сложная миссия по представлению своих замыслов потенциальным меценатам в форме просьбы, иногда – униженной просьбы, чего не могут избежать даже те инициаторы, которые имеют громкую славу и большой опыт реализации подобных проектов.

Задание 1. Определите ресурсную базу проекта на локальном уровне, и обоснуйте условия его реализации по предложенной схеме.


Название проекта

Кадровый ресурс Материально-технический ресурс Социально-демографический ресурс Финансовый ресурс Нормативно-правовой ресурс

 

 Задания для самостоятельной работы

1. Изучить литературу к теме.

2. Сделать расчёт к смете проекта. Внести данные в таблицу.

 

Наименование

Единица измерения

Количество

Цена,

Руб.

Общая сумма расходов,

В руб.

Бюджетные средства внебюджетные

Дата: 2019-04-23, просмотров: 1060.