ТЕМА 6. Экспертиза социально-культурных проектов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 Глоссарий

Параметр                                    – от греч. parametrÖn отмеривающий. Признак, характеризующий какое-либо явление, определяющий его оценку[42].  
Экспертиза                                 – от франц. expertise – исследование специалистами какого-либо вопроса, требующее специальных знаний[43].  
Экспертные оценки                 – количественные или непосредственно порядковые оценки процессов или явлений не поддающиеся изменению. Основываются на суждениях специалистов[44].  
Эффективный                           – от лат. еffectus, воздействие, действенный[45].

 Вопросы для обсуждения

1. Критерии социальной эффективности социально-культурных проектов.

2. Организация работы экспертной группы.

3. Параметры анализа социально-культурных проектов.

 

 

 Освоение содержания темы

Понятие «экспертиза» имеет латинские корни и означает исследование какого-либо вопроса, требующего специальных знаний с предоставлением мотивированного заключения, и применяется в различных отраслях знаний. Примерами могут служить врачебная экспертиза, судебная, бухгалтерская и другие виды экспертиз. В подобных экспертизах решаются задачи уточнения какого-либо явления и подтверждения окончательного вывода.

Врачебная экспертиза решает задачи уточнения диагноза больного, судебно-психиатрическая определяет вменяемость подсудимого, бухгалтерская – состояние финансовой отчетности и т.п. В подобных случаях экспертиза, основываясь на мнениях специалистов конкретной отрасли, применяя методы, характерные для той или иной отрасли знаний, решает наиболее сложные, трудно формализуемые задачи.

Характерными чертами социально-культурной экспертизы, активно используемой в последние десятилетия, являются следующие:

  • социально-культурные экспертизы представляют собой особый вид исследования;
  • предполагается особый порядок их проведения, который закрепляется специальными актами или законами;
  • социально-культурные экспертизы применяются при проведении диагностики, проектировании и составлении прогноза.

Однако главной чертой социально-культурной экспертизы является исследование такой задачи, которая плохо поддается количественному анализу, трудно формализуется. В этом случае требуется составление заключения специалиста или специалистов, которые, опираясь на свои знания, опыт интуицию, а иногда и просто «здравый смысл», способны восполнить существующий недостаток информации.

В социально-культурных технологиях при решении многообразных задач, трудно поддающихся точному расчету, широко применяются экспертные оценки, которые могут быть оформлены в двух видах:

  • заключения, которое делается при анализе какого-либо нормативного документа, проекта, программы;
  • протокола итогового совещания специалистов.

В основе этих документов должны быть следующие разделы:

  • диагностика состояния объекта экспертизы;
  • достоверная информация об объекте и социально-культурной среде, в которой он находится;
  • варианты перспектив развития объекта, его изменений и влияния этих изменений на другие социально-культурные объекты;
  • рекомендации для принятия управленческих решений и социально-культурного проектирования.

Эти разделы соответствуют основным функциям социально-культурной экспертизы:

1) диагностическая функция решает задачи освидетельствования объекта на момент исследования.

2) информационно-контрольная функция представляет собой исследование информации о социокультурном объекте и его окружении, чтобы установить достоверность этой информации, внести коррективы, если информация содержит искажения.

3) прогностическая функция выявляет перспективы развития и возможные состояния объекта в предполагаемые сроки: ближайшие, средней удаленности или в отдаленной перспективе. Здесь же определяются возможные сценарии достижения объектом выявленные перспектив.

4) проектировочная функция направлена на выработку рекомендаций по результатам проведенной экспертизы и может служить основой для социально-культурного проектирования и выработки необходимых управленческих решений.

В качестве объектов социально-культурной экспертизы могут служить: социально-культурные явления и процессы, идеи, концепции, социально-культурные ценности, социально-культурные институты, общности, организации, люди, документы, нормативные акты и т.п.

Потребность в проведении социально-культурной экспертизы возникает, когда какое-либо явление или нормативный акт может оказать или оказывает отрицательное или положительное влияние на жизнедеятельность людей, а у управленческого или принимающего решения органа нет ясности в понимании: возможных масштабов влияния принимаемого решения или проводимой акции на жизнедеятельность людей. Необходимо определить насколько различными будут последствия такого решения (акции, рекламной или какой-либо иной кампании) для разных социальных групп, территорий, в различных социально-культурных условиях; какое ресурсное обеспечение необходимо для получения позитивного результата планируемого решения.

При наличии нескольких противоречащих друг другу решений или многообразия представленных проектов возникает необходимость привлечь внешнего арбитра, чтобы отобрать наилучший вариант.

Конечной целью проводимой социально-культурной экспертизы является установление соответствия деятельности органов государственной власти и социально-культурных институтов задачам социально-культурной политики, проводимой государством, интересам граждан, а также формирование предложений (рекомендаций) достижения этого соответствия.

Проблемы, которые нуждаются в проведении социально-культурной экспертизы, многообразны, и рассмотрение различных ситуаций экспертами должно быть ограниченно четко сформулированными конкретными задачами и точной целью предполагаемой деятельности. Это позволит экспертам сузить рамки исследования и:

  • дать аргументированное заключение о соответствии нормативных правовых актов и деятельности органов государственной власти, решениям и деятельности органов местного самоуправления; деятельности социально-культурных институтов положениям проводимой государственной политики;
  • выявить положения документов или факты деятельности, которые могут иметь положения документов или факты деятельности, которые могут иметь или имеют негативные последствия, и оценить реальные или возможные масштабы таких последствий;
  • оценить нормативные акты, социально-культурные проекты на предмет их соответствия интересам граждан и представить вывод о целесообразности и допустимости их реализации;
  • внести рекомендации по разрешению исследуемой проблемы.

Субъектами экспертных оценок или экспертами могут быть органы государственной власти, негосударственные и коммерческие структуры, общественные объединения, причем орган государственной власти, формирующий заказ на экспертизу, выступает в качестве основного заказчика, а негосударственные структуры (органы местного самоуправления, общественные объединения и т.п.) – в качестве альтернативных экспертные оценки, входят в группу органов, принимающих решения.

Другую группу экспертов составляют непосредственные исполнители экспертного исследования:

  • исследователи и исследовательский коллектив, куда входят высококвалифицированные, компетентные в данной отрасли знаний специалисты. К ним можно отнести ученых в области социокультурной деятельности, социологов, психологов, экономистов, юристов, деятелей культуры и искусства;
  • практические работники социально-культурной сферы, должностные лица, курирующие данную отрасль и обладающие значительной информацией и опытом деятельности;
  • авторитетная референтская группа, которая сама становится объектом экспертного исследования, а её мнения и поведенческие реакции исследуются как возможные варианты массовых реакций на предполагаемое решение.

При оформлении заказа на экспертизу заказчик должен:

  • выявить и уточнить социокультурную проблему, подлежащую экспертизе;
  • определить цели экспертного исследования;
  • выбрать формы представления итогов экспертизы.

Процедура заказа социокультурной экспертизы включает в себя ряд шагов, которые осуществляются в следующей последовательности:

1. определение контуров проблемы проводимой экспертизы, её масштабов и сущности;

2. установление необходимости проведения экспертизы;

3. формирование частей заказа, формулирование целей, форм экспертного исследования, организационных деталей. Разработку организационных действий, которые необходимо проводить в случае принятия окончательного решения о проведении экспертизы, в дальнейшем заказчик передает организатору исследования;

4. выбор модели экспертного исследования, который осуществляется в зависимости от характера поставленных задач. В этом случае организатор исследования предлагает на утверждение заказчика состав экспертной группы или одного эксперта для составления бизнес-плана по осуществлению исследования. Причем организатор не только представляет заказчику комплекс планируемых мероприятий, но и обосновывает свои расчеты и подбор конкретных экспертов.

В случаях неудовлетворения заказчиком предложений организаторы возможны консультации по поиску согласия, а при невозможности достижения его (согласия), заказчик меняет организатора или отказывается от проведения исследования.

При согласовании основных организационных вопросов заказчик оформляет официальное решение о проведении соответствующей экспертизы, четко устанавливает параметры ответственности организатора и заключает с ним трудовые договоры. С конкретной группой экспертов, занятых в проводимом исследовании, организатор заключает контракты под свою ответственность.

Отбор экспертов проводится на основе самооценок и взаимных оценок экспертов. Отбор референтных групп ведется по принятым в социологии моделям выборки.

Однако даже самый тщательный отбор экспертов не всегда гарантирует исключение субъективного фактора, сказывающегося на результатах исследования. И чтобы снизить его воздействие, организатор может принять ряд необходимых для этого мер:

  • может формировать не одну, а две и более группы экспертов;
  • включает в исследование разные типы экспертов;
  • использует в экспертном исследовании данные других исследований;
  • включает в число изучаемых материалов мнения оппонентов или независимых экспертов.

Для обоснования принятия решения относительно реализации или отвержения проектов, связанных с социокультурным развитием, в мировой практике принято оценивать их положительные результаты и стоимость по семи основным позициям:

  • технический анализ, выявляющий техническую обоснованность проекта;
  • перспективность проекта, определяющая спрос на его продукцию;
  • финансовый анализ, выявляющий финансовую «жизнеспособность» проекта, т.е. возмещаются ли затраты на реализацию проекта за счет пользователей;
  • экологический анализ, выявляющий влияние проекта на окружающую среду;
  • организационный анализ, выявляющий сможет ли отвечающая за проект организация реализовать его эксплуатацией;
  • социокультурный анализ, т.е. то, насколько проект отражает локальные условия, каковы его позитивные и негативные социокультурные последствия и для кого;
  • экономический анализ, выявляющий, превышает ли положительные результаты проекта затраты на его осуществление и эксплуатацию, а также риск, с которым сопряжена реализация проекта.

В данном случае речь идет лишь о социальной эффективности социокультурных программ (проектов).

В настоящее время во всем мире государственные органы большое внимание уделяют таким социально значимым проблемам, как борьба с бедностью, улучшение качества жизни, социальная защита маргинальных групп (инвалиды, пенсионеры, дети, подростки), социальная безопасность. Программы такого рода не приносят экономических выгод и даже приводят к значительным затратам, сдерживающим экономический рост и государственных, и негосударственных производственных и коммерческих единиц. В то же время ориентация государственных политических программ на улучшение качества жизни маргинальных социальных слоев в модернизирующемся обществе означает создание стимулов для повышения общего уровня культурной компетентности в стране, для вертикальной мобильности, для социального участия, направленного на поддержание комфортабельной жизненной среды. Соответственно возрастает уровень потребительских запросов, что приводит к оживлению в экономике. При такой ориентации при прочих равных условиях предпочтение отдаётся проектам, обеспечивающим выгоды для беднейших или социально слабозащищенных слоёв населения.

К недостаткам отечественной экспертизы следует отнести следующее:

  • предлагаемые к экспертизе программы, проекты, управленческие решения, как правило, предполагают бюджетное финансирование, и потому осуществляются на базе идеологии финансирующих их ведомств, а не с позиции социальной эффективности. Иными словами, несоответствие между интересами инициаторов проекта, поддерживаемых государством, и пользователей является повсеместным, а указания экспертов на такие расхождения остаются без внимания;
  • как правило, экспертиза осуществляется в условиях неполной информированности экспертов о реальном положении дел, связанном с проектной ситуацией; не существует установленных общепринятых критериев необходимости и достаточности такой информации;
  • экспертиза обычно относится к техническим и экономическим аспектам эффективности проектов, которые по содержанию не являются специально ориентированными на организацию социального взаимодействия, но имеют дело с организацией определенных объектов – градостроительных, технических, художественных, информационных и т.п. И хотя действия с подобными объектами имеют серьезные социальные и культурные последствия, такие последствия не оцениваются с точки зрения их социальной эффективности. Подобная оценка необходима, если речь идет о зарождающихся в стране программах и проектах социокультурного развития, решения социально значимых проблем, повышения качества жизни и т.п.;
  • как правило, экспертная работа предполагает значительные затраты времени и усилий; однако к экспертизе чаще всего обращаются тогда, когда проект уже находится в стадии реализации и по ходу дела возникают проблемы и затруднения. Ко времени завершения экспертизы часто оказывается, что в реализацию проекта уже вложены значительные средства, процесс становится необратимым, и экспертиза не помогает.

Соответственно современный уровень рационализации социальной и культурной политики предполагает настоятельную необходимость включения анализа социальной эффективности принимаемых решений при оценке проектов, имеющих социальные последствия, наряду с анализом экономической и технической эффективности. Кроме того, необходимо, чтобы такой анализ осуществлялся на стадии разработки проекта, а не в процессе его реализации. Наконец, чрезвычайно важно, чтобы основные принципы такого анализа были стандартизированными и равно соблюдались как разработчиками проекта, так и его экспертами.

Задачи общесоциального анализа проекта связаны с определением пригодности предполагаемых на стадии разработки вариантов проекта для его «целевой» группы. Такой анализ предпринимается для определения подходов к сближению целей проекта с интересами, запросами или необходимостями адресатов; для выработки такой стратегии рекомендации проекта, которая пользовалась бы поддержкой населения и вместе с тем вела к осуществлению целей проекта путем стимулирования изменений в сфере социокультурных взаимодействий.

Элементы анализа социальной эффективности проектов, связанных с социокультурным развитием.

Анализ социальной эффективности проекта позволяет рассмотреть цели проекта с точки зрения их смысла как для пользователей, на которых рассчитан проект, так и для организаций, ответственных за его осуществление. Анализ социальной активности позволяет разработать практический подход к осуществлению его целей, учитывающих влияние социальных изменений. При этом во внимание принимаются следующие аспекты проекта:

  • социальные и демографические характеристики людей, затрагиваемых проектом; их количественное распределение по стратификационным, этническим, гендерным, возрастным признакам;
  • формы социокультурной организации людей в локусе действия проекта, включая структуру семьи, занятости, собственности, свободного времени;
  • приемлемость проекта для локальной культуры, т.е. возможность адаптировать проект к социокультурным локальным образцам, ценностям, нормам и в то же время проводить нужные изменения в поведении людей и их представлениях о собственных интересах, запросах, необходимостях;
  • стратегия получения обязательств и поддержки как от будущих пользователей проекта, так и от организаций, участие которых необходимо для его осуществления; она направлена на то, чтобы обеспечить участие обоих типов субъектов в работе над проектом на стадиях разработки, реализации и функционирования.

Задание 1. Ознакомьтесь с технологией организации социально-культурной экспертизы. Подготовьтесь для обсуждения в группе.

Задание 2. Прочитайте и обсудите в группе следующие позиции обоснования эффективности социально-культурных проектов.

1. Технический анализ.

2. Перспективность социально-культурного проекта.

3. Финансовая жизнеспособность (возмещение затрат).

4. Экологический анализ.

5. Организационный анализ (возможности организаторов для реализации проекта).

6. Социально-культурный анализ (локальные условия, позитивные и негативные последствия для слоев населения).

7. Экономический анализ, выявляющий риск (зависит реализация проекта).

Задание 3. На основании сформулированных общих правил обоснования эффективности социально-культурных проектов определите социальный смысл и социальную целесообразность проекта, ожидаемый социальный эффект, критерии его оценки.

Наличие ресурсов для реализации социально-культурного проекта _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________
Наличие доступных социально-культурных технологий _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________
Наличие квалификации исполнителей _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________
Социальная необходимость проекта _____________________________________________ _____________________________________________
социальная полезность проекта _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________
Социально-культурная привлекательность для населения _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________

 Задания для самостоятельной работы

1. Изучить литературу к теме.

2. На основании выделенных параметров анализа социально-культурных проектов определить уровень социально-культурного проекта.

 

федеральный ___________________________________________________________ ___________________________________________________________
региональный   ___________________________________________________________ ___________________________________________________________
локальный   ___________________________________________________________ ___________________________________________________________

 

а). Определите уровень субъекта. Обоснуйте, почему?

 

общество ___________________________________________________________ ___________________________________________________________
социальный слой   ___________________________________________________________ ___________________________________________________________
социальная группа ___________________________________________________________ ___________________________________________________________
индивид ___________________________________________________________ ___________________________________________________________

 

б). Определите мотивы и цели групп, поддерживающих проект.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

в). Определите временной интервал, в течение которого предполагается получить ожидаемый результат.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

г). Определите эффективность социально-культурного проекта.

 

для персонала ___________________________________________________________ ___________________________________________________________
для инициаторов ___________________________________________________________ ___________________________________________________________
для инвесторов ___________________________________________________________ ___________________________________________________________

 

 

д). Обоснуйте экономическую эффективность социально-культурного проекта.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Дайте оценку социально-культурному проекту по предложенным параметрам[46].

 

№ п\п Объект экспертной оценки

Оценки

1. Соответствие приоритетному направлению, сформулированному как на уровне концепции, так и региональной программы 1 2 3 4 5 2. Ориентация на социальную категорию, культурный минимум, который должен обеспечиваться из бюджетных источников 1 2 3 4 5 3. Учет и использование регионального социокультурного потенциала (наличие социальных групп – носителей традиций, историко-культурных ценностей, социально-политических идей и т.п.). 1 2 3 4 5 4. Степень предполагаемого участия в программе общественности (самодеятельных объединений, инициативных групп, отдельных народных мастеров). 1 2 3 4 5 5. Реалистичность программы с точки зрения: а) материально-технических; б) финансовых, в) кадровых возможностей региона. Ожидаемая результативность программы в решении: а) социально-культурных проблем в масштабах региона; б) проблем определенной социальной группы. 1 2 3 4 5 6. Степень гармоничности ориентации программы на проблемы региона, с одной стороны, и проблемы конкретной социальной группы, с другой стороны. 1 2 3 4 5 7. Полнота раскрытия и аргументированность основных разделов программы 1 2 3 4 5 8. Опора на действующие в регионе социальные институты (общественные организации, добровольные общества, отделения различных фондов, учебные заведения, учреждения профессионального искусства и т.п.) 1 2 3 4 5 9. Мера реализации проекта до принятия программы (т.е. в какой мере предлагаемый проект или отдельные его компоненты уже освоены, включены в работу). 1 2 3 4 5 10. Оптимальность программы (т.е. достижение поставленных целей с минимальными затратами ресурсов). 1 2 3 4 5

 

Литература к теме

1. Новикова Г.Н. Технологические основы социально-культурной деятельности. М.: МГУКИ, 2004.

2. Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры. СПб.: Издательство «Лань», 2001. С. 341-358.

3. Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования: Учеб. пособие. СПб.: СПб ГУП, 1997. С. 214-232.

4. Орлова Э.А. Теоретические основания построения критериев оценки программ (проектов) социокультурного развития / Панорама культурной жизни стран СНГ и Балтии. Информационный сб. вып. 9. М.: Издательство РГБ, 1998.

Студенту на заметку

Несколько советов начинающим экспертам

1. Прежде всего, необходимо определить социальный смысл, социальную целесообразность подобного рода инициативы.

2. Поскольку официального критерия социальный эффективности не существует, каждый проект должен сопровождаться пояснением ожидаемого от него социального эффекта с обоснованием критериев его оценки.

3. Важно различать социальную эффективность проекта во внутриорганизационном (для инициаторов, инвесторов, персонала) и общесоциальном (с точки зрения вклада проекта в решение социально-значимых проблем) аспектах.

4. При оценке социальной эффективности проекта следует принимать во внимание такие аспекты как культурная ценность (соотнесение с эталонами), социальная полезность (в соотнесении с решением социально значимой проблемы), социальная привлекательность (в соотнесении с массовыми или групповыми запросами пользователей).

5. При оценке социальной эффективности проекта необходимо сравнивать в этом отношении разные альтернативные подходы к реализации заложенных в его основу целей.

 

 


Дата: 2019-04-23, просмотров: 254.