Глоссарий
Параметр – | от греч. parametrÖn отмеривающий. Признак, характеризующий какое-либо явление, определяющий его оценку[42]. |
Экспертиза – | от франц. expertise – исследование специалистами какого-либо вопроса, требующее специальных знаний[43]. |
Экспертные оценки – | количественные или непосредственно порядковые оценки процессов или явлений не поддающиеся изменению. Основываются на суждениях специалистов[44]. |
Эффективный – | от лат. еffectus, воздействие, действенный[45]. |
Вопросы для обсуждения
1. Критерии социальной эффективности социально-культурных проектов.
2. Организация работы экспертной группы.
3. Параметры анализа социально-культурных проектов.
Освоение содержания темы
Понятие «экспертиза» имеет латинские корни и означает исследование какого-либо вопроса, требующего специальных знаний с предоставлением мотивированного заключения, и применяется в различных отраслях знаний. Примерами могут служить врачебная экспертиза, судебная, бухгалтерская и другие виды экспертиз. В подобных экспертизах решаются задачи уточнения какого-либо явления и подтверждения окончательного вывода.
Врачебная экспертиза решает задачи уточнения диагноза больного, судебно-психиатрическая определяет вменяемость подсудимого, бухгалтерская – состояние финансовой отчетности и т.п. В подобных случаях экспертиза, основываясь на мнениях специалистов конкретной отрасли, применяя методы, характерные для той или иной отрасли знаний, решает наиболее сложные, трудно формализуемые задачи.
Характерными чертами социально-культурной экспертизы, активно используемой в последние десятилетия, являются следующие:
Однако главной чертой социально-культурной экспертизы является исследование такой задачи, которая плохо поддается количественному анализу, трудно формализуется. В этом случае требуется составление заключения специалиста или специалистов, которые, опираясь на свои знания, опыт интуицию, а иногда и просто «здравый смысл», способны восполнить существующий недостаток информации.
В социально-культурных технологиях при решении многообразных задач, трудно поддающихся точному расчету, широко применяются экспертные оценки, которые могут быть оформлены в двух видах:
В основе этих документов должны быть следующие разделы:
Эти разделы соответствуют основным функциям социально-культурной экспертизы:
1) диагностическая функция решает задачи освидетельствования объекта на момент исследования.
2) информационно-контрольная функция представляет собой исследование информации о социокультурном объекте и его окружении, чтобы установить достоверность этой информации, внести коррективы, если информация содержит искажения.
3) прогностическая функция выявляет перспективы развития и возможные состояния объекта в предполагаемые сроки: ближайшие, средней удаленности или в отдаленной перспективе. Здесь же определяются возможные сценарии достижения объектом выявленные перспектив.
4) проектировочная функция направлена на выработку рекомендаций по результатам проведенной экспертизы и может служить основой для социально-культурного проектирования и выработки необходимых управленческих решений.
В качестве объектов социально-культурной экспертизы могут служить: социально-культурные явления и процессы, идеи, концепции, социально-культурные ценности, социально-культурные институты, общности, организации, люди, документы, нормативные акты и т.п.
Потребность в проведении социально-культурной экспертизы возникает, когда какое-либо явление или нормативный акт может оказать или оказывает отрицательное или положительное влияние на жизнедеятельность людей, а у управленческого или принимающего решения органа нет ясности в понимании: возможных масштабов влияния принимаемого решения или проводимой акции на жизнедеятельность людей. Необходимо определить насколько различными будут последствия такого решения (акции, рекламной или какой-либо иной кампании) для разных социальных групп, территорий, в различных социально-культурных условиях; какое ресурсное обеспечение необходимо для получения позитивного результата планируемого решения.
При наличии нескольких противоречащих друг другу решений или многообразия представленных проектов возникает необходимость привлечь внешнего арбитра, чтобы отобрать наилучший вариант.
Конечной целью проводимой социально-культурной экспертизы является установление соответствия деятельности органов государственной власти и социально-культурных институтов задачам социально-культурной политики, проводимой государством, интересам граждан, а также формирование предложений (рекомендаций) достижения этого соответствия.
Проблемы, которые нуждаются в проведении социально-культурной экспертизы, многообразны, и рассмотрение различных ситуаций экспертами должно быть ограниченно четко сформулированными конкретными задачами и точной целью предполагаемой деятельности. Это позволит экспертам сузить рамки исследования и:
Субъектами экспертных оценок или экспертами могут быть органы государственной власти, негосударственные и коммерческие структуры, общественные объединения, причем орган государственной власти, формирующий заказ на экспертизу, выступает в качестве основного заказчика, а негосударственные структуры (органы местного самоуправления, общественные объединения и т.п.) – в качестве альтернативных экспертные оценки, входят в группу органов, принимающих решения.
Другую группу экспертов составляют непосредственные исполнители экспертного исследования:
При оформлении заказа на экспертизу заказчик должен:
Процедура заказа социокультурной экспертизы включает в себя ряд шагов, которые осуществляются в следующей последовательности:
1. определение контуров проблемы проводимой экспертизы, её масштабов и сущности;
2. установление необходимости проведения экспертизы;
3. формирование частей заказа, формулирование целей, форм экспертного исследования, организационных деталей. Разработку организационных действий, которые необходимо проводить в случае принятия окончательного решения о проведении экспертизы, в дальнейшем заказчик передает организатору исследования;
4. выбор модели экспертного исследования, который осуществляется в зависимости от характера поставленных задач. В этом случае организатор исследования предлагает на утверждение заказчика состав экспертной группы или одного эксперта для составления бизнес-плана по осуществлению исследования. Причем организатор не только представляет заказчику комплекс планируемых мероприятий, но и обосновывает свои расчеты и подбор конкретных экспертов.
В случаях неудовлетворения заказчиком предложений организаторы возможны консультации по поиску согласия, а при невозможности достижения его (согласия), заказчик меняет организатора или отказывается от проведения исследования.
При согласовании основных организационных вопросов заказчик оформляет официальное решение о проведении соответствующей экспертизы, четко устанавливает параметры ответственности организатора и заключает с ним трудовые договоры. С конкретной группой экспертов, занятых в проводимом исследовании, организатор заключает контракты под свою ответственность.
Отбор экспертов проводится на основе самооценок и взаимных оценок экспертов. Отбор референтных групп ведется по принятым в социологии моделям выборки.
Однако даже самый тщательный отбор экспертов не всегда гарантирует исключение субъективного фактора, сказывающегося на результатах исследования. И чтобы снизить его воздействие, организатор может принять ряд необходимых для этого мер:
Для обоснования принятия решения относительно реализации или отвержения проектов, связанных с социокультурным развитием, в мировой практике принято оценивать их положительные результаты и стоимость по семи основным позициям:
В данном случае речь идет лишь о социальной эффективности социокультурных программ (проектов).
В настоящее время во всем мире государственные органы большое внимание уделяют таким социально значимым проблемам, как борьба с бедностью, улучшение качества жизни, социальная защита маргинальных групп (инвалиды, пенсионеры, дети, подростки), социальная безопасность. Программы такого рода не приносят экономических выгод и даже приводят к значительным затратам, сдерживающим экономический рост и государственных, и негосударственных производственных и коммерческих единиц. В то же время ориентация государственных политических программ на улучшение качества жизни маргинальных социальных слоев в модернизирующемся обществе означает создание стимулов для повышения общего уровня культурной компетентности в стране, для вертикальной мобильности, для социального участия, направленного на поддержание комфортабельной жизненной среды. Соответственно возрастает уровень потребительских запросов, что приводит к оживлению в экономике. При такой ориентации при прочих равных условиях предпочтение отдаётся проектам, обеспечивающим выгоды для беднейших или социально слабозащищенных слоёв населения.
К недостаткам отечественной экспертизы следует отнести следующее:
Соответственно современный уровень рационализации социальной и культурной политики предполагает настоятельную необходимость включения анализа социальной эффективности принимаемых решений при оценке проектов, имеющих социальные последствия, наряду с анализом экономической и технической эффективности. Кроме того, необходимо, чтобы такой анализ осуществлялся на стадии разработки проекта, а не в процессе его реализации. Наконец, чрезвычайно важно, чтобы основные принципы такого анализа были стандартизированными и равно соблюдались как разработчиками проекта, так и его экспертами.
Задачи общесоциального анализа проекта связаны с определением пригодности предполагаемых на стадии разработки вариантов проекта для его «целевой» группы. Такой анализ предпринимается для определения подходов к сближению целей проекта с интересами, запросами или необходимостями адресатов; для выработки такой стратегии рекомендации проекта, которая пользовалась бы поддержкой населения и вместе с тем вела к осуществлению целей проекта путем стимулирования изменений в сфере социокультурных взаимодействий.
Элементы анализа социальной эффективности проектов, связанных с социокультурным развитием.
Анализ социальной эффективности проекта позволяет рассмотреть цели проекта с точки зрения их смысла как для пользователей, на которых рассчитан проект, так и для организаций, ответственных за его осуществление. Анализ социальной активности позволяет разработать практический подход к осуществлению его целей, учитывающих влияние социальных изменений. При этом во внимание принимаются следующие аспекты проекта:
Задание 1. Ознакомьтесь с технологией организации социально-культурной экспертизы. Подготовьтесь для обсуждения в группе.
Задание 2. Прочитайте и обсудите в группе следующие позиции обоснования эффективности социально-культурных проектов.
1. Технический анализ.
2. Перспективность социально-культурного проекта.
3. Финансовая жизнеспособность (возмещение затрат).
4. Экологический анализ.
5. Организационный анализ (возможности организаторов для реализации проекта).
6. Социально-культурный анализ (локальные условия, позитивные и негативные последствия для слоев населения).
7. Экономический анализ, выявляющий риск (зависит реализация проекта).
Задание 3. На основании сформулированных общих правил обоснования эффективности социально-культурных проектов определите социальный смысл и социальную целесообразность проекта, ожидаемый социальный эффект, критерии его оценки.
Наличие ресурсов для реализации социально-культурного проекта | _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ |
Наличие доступных социально-культурных технологий | _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ |
Наличие квалификации исполнителей | _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ |
Социальная необходимость проекта | _____________________________________________ _____________________________________________ |
социальная полезность проекта | _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ |
Социально-культурная привлекательность для населения | _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ |
Задания для самостоятельной работы
1. Изучить литературу к теме.
2. На основании выделенных параметров анализа социально-культурных проектов определить уровень социально-культурного проекта.
федеральный | ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ |
региональный | ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ |
локальный | ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ |
а). Определите уровень субъекта. Обоснуйте, почему?
общество | ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ |
социальный слой | ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ |
социальная группа | ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ |
индивид | ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ |
б). Определите мотивы и цели групп, поддерживающих проект.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
в). Определите временной интервал, в течение которого предполагается получить ожидаемый результат.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
г). Определите эффективность социально-культурного проекта.
для персонала | ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ |
для инициаторов | ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ |
для инвесторов | ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ |
д). Обоснуйте экономическую эффективность социально-культурного проекта.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Дайте оценку социально-культурному проекту по предложенным параметрам[46].
№ п\п | Объект экспертной оценки |
Оценки
Литература к теме
1. Новикова Г.Н. Технологические основы социально-культурной деятельности. М.: МГУКИ, 2004.
2. Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры. СПб.: Издательство «Лань», 2001. С. 341-358.
3. Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования: Учеб. пособие. СПб.: СПб ГУП, 1997. С. 214-232.
4. Орлова Э.А. Теоретические основания построения критериев оценки программ (проектов) социокультурного развития / Панорама культурной жизни стран СНГ и Балтии. Информационный сб. вып. 9. М.: Издательство РГБ, 1998.
Студенту на заметку
Несколько советов начинающим экспертам
1. Прежде всего, необходимо определить социальный смысл, социальную целесообразность подобного рода инициативы.
2. Поскольку официального критерия социальный эффективности не существует, каждый проект должен сопровождаться пояснением ожидаемого от него социального эффекта с обоснованием критериев его оценки.
3. Важно различать социальную эффективность проекта во внутриорганизационном (для инициаторов, инвесторов, персонала) и общесоциальном (с точки зрения вклада проекта в решение социально-значимых проблем) аспектах.
4. При оценке социальной эффективности проекта следует принимать во внимание такие аспекты как культурная ценность (соотнесение с эталонами), социальная полезность (в соотнесении с решением социально значимой проблемы), социальная привлекательность (в соотнесении с массовыми или групповыми запросами пользователей).
5. При оценке социальной эффективности проекта необходимо сравнивать в этом отношении разные альтернативные подходы к реализации заложенных в его основу целей.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 254.