ТЕМА 3. Целеполагание в социально-культурном проектировании
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 Глоссарий

 

Задачи                                          – круг вопросов, требующих обязательного решения при достижении цели[23].  
Идея                                              – от греч. idea (понятие, представление, определяющее понятие, лежащее в основе теоретической системы, мировоззрения, а также основная мысль, определяющая содержание чего-либо.). Замысел, намерение[24].  
Содержание                                 – определяющая сторона целого, совокупность его частей[25].  
Цель                                              – желаемое будущее состояние, выраженное идеально[26].

 

 

 Вопросы для обсуждения

1. Цели социально-культурных проектов и факторы, влияющие на их выбор.

2. «Проблемное поле» и его роль в определении преобладающих целей и задач.

3. Содержание социально-культурных проектов как сфера общественного взаимодействия.

 

 

 Освоение содержания темы

Процесс целеполагания начинается с анализа ситуации и выявления наиболее актуальных проблем, на разрешение или оптимизацию которых и должен быть ориентирован проект. В качестве единицы анализа могут выступать:

1. ситуация, характеризующая совокупность обстоятельств и условий функционирования общества в целом;

2. локальная ситуация, радиус которой совпадает с той или иной территориально-административной единицей (регион, город, район, поселение);

3. ситуация, обусловленная вполне конкретными обстоятельствами и условиями жизнедеятельности определенной социальной категории или группы населения.

Специфика этого уровня функционирования социокультурного субъекта фиксируется понятием “жизненная ситуация”, которая рассматривается как своеобразная теоретическая конструкция, позволяющая высветить взаимосвязь социальных и индивидуальных факторов, детерминирующих деятельность и поведение людей в проблемной ситуации.

Масштаб анализируемой ситуации определяет радиус действия проекта или программы. Социально-культурные проблемы, типичные для большинства регионов России, решаются в рамках Федеральных программ. Специфические региональные проблемы актуализируют программы соответствующего радиуса действия. Разрешение проблем конкретной социальной группы является целевой установкой локальных проектов.

Целевое обоснование проекта или программы (федеральной, региональной, локальной) предполагает всесторонний анализ ситуации и определение на этой основе:

а) приоритетных сфер (или областей) проектирования;

б) категорий населения и социальных групп, которым будет адресован проект.

Проблема, цели и содержание социально-культурных технологий является основополагающей при разработке любой социальной программы или проекта, поскольку их содержание, являясь основным фактором и средством развития личности, подчиняется точно спрогнозированной, научно определенной, социально значимой цели. Цели подчиняется не только содержание, но и средства, формы, методы, организация и управление всем технологическим процессом.

Проблема определения цели в технологическом процессе социально-культурной деятельности имеет некоторые особенности, и, как отмечает А.Д. Жарков, рассматривая культурно-досуговую деятельность, которая является её составной частью, «… необходимо прежде всего знать, какую общественную роль играют учреждения культуры в современной жизни общества».

Поскольку социально-культурная деятельность рассматривается как деятельность педагогически ориентированная и представляет собой систему помощи общества разнообразным слоям населения по включению их в социальную жизнь, то её воспитательная направленность предполагает использование всех элементов воспитательно-образовательного процесса.

Социально-культурные учреждения входят в общую систему социализации личности, её социального развития и образования. Выполняя важнейшую функцию государственных и негосударственных структур, эти учреждения являются сферой внимания разнообразных общественных движений и инициатив, средством рационального использования свободного времени.

При разработке и реализации социально-культурной программы (проекта) происходит постоянный анализ получаемых результатов, корректируются методы и технологии влияния, уточняются формы и содержание. Глубокий анализ итогов работы может стать начальным этапом дальнейшей разработки следующей программы, которая может быть продолжением или развитием предыдущей.

Как необходимое звено в цепи «прогноз – проект – программа» социально-культурное программирование предполагает проблемный подход. Благодаря этому подходу проблемность выступает своеобразным принципом разработки программы. Именно из принципа проблемности мы исходим при построении концепции программы, её логики и структуры.

Программирование начинается с экспертизы и диагностики социально-культурных и личностных проблем и ситуаций и осуществляется параллельно с исследованием.

Социально-культурная программа, разработанная на основе проведенного исследования, имеет целью прямо или косвенно решить проблемы социальной профилактики и оказать помощь отдельным категориям населения в социальной адаптации и реабилитации.

При определении цели программы технологу следует руководствоваться некоторыми правилами. Цели должны:

· быть максимально достижимыми;

· быть очень конкретными и ранжированными по времени;

· соответствовать характеру деятельности социально-культурного института;

· быть реальными.

Обоснованность выбора цели социально-культурной программы находится в прямой зависимости от приоритетов общественного развития. К таким приоритетам обычно относят следующие постулаты: преобладание личного начала над групповым; ориентация управленческих процессов на поддержание высокого качества жизни; поддержка и развитие основных видов социально-культурных услуг для населения, гарантированных государством; включение органов местного самоуправления в разработку и реализацию региональных программ и др.

Обратимся к таблице классификации целей, которыми могут руководствоваться разработчики социально-культурных программ[27].

Классификация целей

Признаки классификации Виды целей
Содержание Социальные, культурные, эстетические, экономические, организационные, технические, научно-технические, политические, комплексные
Приоритетность Главные (основные, ключевые, основополагающие), второстепенные (побочные, вспомогательные)
Длительность (период реализации) Стратегические, тактические, оперативные, текущие
Форма фиксации Официально предъявленные, подразумевающиеся
Потребность Желательные, нежелательные, надуманные
Степень обоснованности Обоснованные, слабо обоснованные, необоснованные
Реалистичность Реальные, осуществимые, нереальные, неосуществимые
Уровни управления Общегосударственные (федеральные), отраслевые, региональные, на уровне учреждения (организации), их структурных единиц
Политический смысл Фактически выполняемые, декларируемые, провозглашенные
Объем Общие, частные, локальные
Характер Конечные, промежуточные
Степень выполнения Выполненные полностью, частично, невыполненные

 

Рассмотрим в качестве примера типичные цели и задачи проектов, разрабатываемых в наиболее актуальных областях проектирования:

Цели и задачи проектов в сфере художественной культуры: создание условий для воспитания и реализации интеллектуально-творческого потенциала детей и подростков путем включения их в различные виды художественной деятельности, приобщения к духовным ценностям; художественно-эстетическое развитие различных категорий и групп населения; пропаганда лучших образцов отечественной и зарубежной классики, сохранение и обогащение традиций музыкальной жизни (района, города); создание условий для полноценного художественного развития детей, проживающих в отдаленных от центра поселениях; реализация возможностей искусства в оптимизации семейных отношений, возрождение культуры семейного художественного творчества; выявление одаренных в художественном отношении детей и подростков и содействие их дальнейшему профессиональному самоопределению; использование художественной самодеятельности в качестве средства реабилитации детей, страдающих различными нарушениями; возрождение и сохранение народных традиций, технологий и ремесел путем воспитания интереса и приобщения детей и подростков к прикладному художественному творчеству; обеспечение преемственности традиционных художественных ценностей, знаний, умений, технологий; художественное развитие личности на основе изучения и овладения традиционными видами художественной деятельности; помощь в профессиональном самоопределении и самореализации подростков, имеющих склонность к занятиям прикладными видами искусства; создание условий для продуктивного творчества, общественного признания и востребованности мастеров народных промыслов и ремесел — носителей художественных ценностей и уникальных технологий; создание новых рабочих мест и расширение социальной базы традиционных художественных ремесел и промыслов за счет приобщения к ним детей, подростков, инвалидов, пожилых, безработных.

Цели и задачи проектов, разрабатываемых в сфере исторической культуры: возрождение историко-культурной самобытности и своеобразия (района, города); восстановление преемственности культурных и духовно-нравственных традиций; воспитание интереса, любви и уважения к истории края, его традициям, к национальной культуре, родному языку; поддержка инициатив историко-краеведческой и патриотической направленности; стимулирование осознанного участия жителей в пропаганде исторического наследия, сохранении памятников истории и культуры; воспитание доброжелательного отношения между представителями различных национальных, религиозных и культурных групп, способности понимать и ценить культурное разнообразие, осознавать общность всех народов, признавать универсальность человеческого опыта и взаимозависимость всех людей; реабилитация в общественном сознании ценности служения Родине, Отечеству, патриотическое воспитание детей и подростков; формирование личности на примере героев и защитников Отечества, биографий местных жителей и других известных людей, составивших славу города, региона.

 

 

Задание 1. Ознакомьтесь с вариантом разработки социально-культурного проекта. Изучите начальные этапы работы над проектом. Сделайте письменное обоснование значимости проблемы и сформулируйте цели, задачи и содержание, отражающее решение поставленных задач. Обсудите в группе.

Содержание Пример Ваш вариант
Название проекта «Любимый край»  
Форма Акция народного взаимодействия  
Аудитория Смешанная  
Цель или цели проекта Сохранение, укрепление и развитие национальных традиций  
Задачи, направленные на решение целей Привлечение максимального количества населения к плодотворному взаимодействию и взаимопомощи. Пропаганда национальных традиций.  
Содержание, отражающее решение поставленных задач Цикл мероприятий (народный совет, открытый микрофон, фабрика идей, выставки, концерты и др.), направленных на формирование этнического самосознания и возрождение казачьих традиций.  

 Задания для самостоятельной работы

1. Изучить литературу к теме.

2. Сформулировать цели и задачи 2-3 предполагаемых проектов на основании задания для самостоятельной работы №2 (тема 2), в котором вами было определено содержание социально-культурных проблем. Заполните таблицу.

Содержание проблемы Цели проекта Задачи, направленные на решение целей
     

 

 

Литература к теме

1. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. Учеб. пособие для студентов вузов культуры и искусств. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Изд-во МГУК, ИПО «Профиздат», 2002.

2. Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования: Учеб. пособие. СПб.: СПб ГУП, 1997. С. 8-60.

3. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Добросвет, 1998. С. 216.

4. Новикова Г.Н. Технологические основы социально-культурной деятельности. М.: МГУКИ, 2004. С. 83-99, 113-117.

5. Технология социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. М.: ИНФРА, 2001.

 

 

Студенту на заметку

Несколько советов, как ясно и четко изложить цели проекта

Совет первыйОписывайте цели проекта кратко.

Совет второйПоменьше специальных терминов и аббревиатур. Используйте простые слова и четкие формулировки.

Совет третий – придерживайтесь следующих качеств, формулируя цель:

· Конкретность – описание цели должно быть четким, подробным и не допускающим разночтений.

· Измеримость. Устанавливайте показатели так, чтобы побудить людей к активным действиям для их достижения.

· Стимул. Ставьте цели так, чтобы побудить людей к активным действиям для их достижения.

· Выполнимость. Цели проекта должны быть реальными и достижимыми.

· Определенность во времени. Устанавливайте сроки, к которым должны быть получены результаты.

Совет четвертый – цели проекта должны быть достижимыми. Вы и ваша команда должны быть уверены, что достижение требуемых результатов зависит от вас. В противном случае это уже не цели, а пожелания.

Совет пятый – сразу определите все задачи проекта, в противном случае вам трудно будет выполнить все работы при ограниченных сроках и ресурсах.

Совет шестой. Согласуйте цели и задачи проекта с распорядилителями и соисполнителями проекта. Заручившись их поддержкой, вы увеличите свои шансы на успех.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 700.