Глоссарий
Аудитория проекта – | носитель социально-культурных и личностных проблем, т.е. социальная категория или группа населения, характеризующаяся специфическими социальными и культурными особенностями и отличающаяся от других групп «композицией условий и процессов жизнедеятельности»[14] (последние включают как те элементы, которые общность воспроизводит и стремится сохранить, так и те, которые людям хотелось бы изменить)[15]. |
Диагностика – | процесс выявления и изучения признаков, характеризующих современное состояние социокультурных процессов, условий их функционирования для прогнозирования возможных или необходимых направлений дальнейшего развития...[16] |
Проблемная ситуация – | это не имеющее однозначного решения противоречие, отражающее реальное взаимодействие субъекта и его окружения, соотношение неблагоприятных обстоятельств и условий, в которых разворачивается деятельность человека или социальной группы, это неблагополучие в тех или иных сферах жизнедеятельности социально-культурного субъекта: человека, социально демографических, этнических, профессиональных и других групп населения, общества в целом, региона[17]. |
Проблемное поле – | перечень проблем, различных по характеру (социальные; социально-демографические; социально-культурные; личностные или социально-психологические; отраслевые); по радиусу действия или локализации (общенациональные; региональные; территориальные, характерные только для данного города, района, проблемы конкретной социальной общности или группы населения); по содержанию или сферам социально-культурной проблематики (проблемы в сфере художественной, исторической, духовно-нравственной, экологической, политический культуры и т.д.)[18]. |
Прогнозирование – | (от греч. предсказание, предвидение) – инструментарий исследования и разрешения социально-культурных проблем современного мира[19]. |
Социальная проблема – | противоречие между сущим и должным или желаемым, которое в обществе вызывает напряженность и которое оно намеревается преодолеть[20]. |
Социально-культурная ситуация – | это окружающие человека материальные, социальные, институциональные и духовные условия его формирования, развития и самореализации. Составляющие социально-культурной ситуации – среда и сферы жизнедеятельности – являются одновременно областями проектной деятельности[21]. |
Вопросы для обсуждения
1. Диагностика как способ выявления социально-культурных проблем.
2. Проблемное поле социально-культурного проектирования: художественная среда и художественная культура, культурно-историческое наследие и историческая культура, социально-психологическая среда и социально-психологическая культура, духовно-нравственная среда и духовно-нравственная культура, экологическая среда и экологическая культура, общественно-политическая среда и политическая культура и др.
3. Дети, подростки, пожилые, многодетные семьи, неполные семьи, инвалиды, мигранты и другие социальные группы как основные носители социально-культурных проблем.
4. Методы диагностики: метод опроса; наблюдение; метод анализа документов; контент-анализ; интервьюирование; эксперимент и др.
5. Прогнозирование как результат анализа ситуации.
Освоение содержания темы
Комплексные социокультурные исследования, применяемые при разработке СКТ, включают в себя изучение внешней макро- и микросреды, интересов и потребностей населения и внутренней среды – оценку возможностей социокультурной сферы, в которой реализуется данная технология.
Внешняя макросреда, включающая комплекс условий организации социально-культурной деятельности, отличается значительной подвижностью и, как правило, не подвластна активному воздействию со стороны отдельного учреждения культуры.
Основными элементами изучения внешней макросреды в социокультурных исследованиях являются следующие факторы: демографические; природно-географические и экологические; экономические; научно-технические; политические; правовые; культурные; социальные.
Демографические факторы характеризуют состав населения региона, области, края, страны и включают такие показатели, как численность населения, его половозрастной состав, плотность населения, уровень и темпы рождаемости, смертность и старение, миграция, удельный вес городского и сельского населения, виды и типы семей их жизненный уклад, представления населения о социокультурной ситуации и т.п.
Природно-географические и экологические факторы обусловлены климатическими и ресурсными условиями конкретного региона, рациональным пользованием и воспроизводством природных ресурсов.
Экономические факторы определяются темпами экономического роста, уровнем экономического развития, уровнем занятости населения, распределением доходов, жилищными условиями.
Политические факторы определяются политической стабильностью или нестабильность общества, содержанием правительственных программ, программ ведущих партий, характером идеологической направленности и форм регулирования экономической жизни и др.
Правовые факторы характеризуют правовые нормы, обеспечивающие защиту прав и свобод населения, контроль за качеством жизни, охрану окружающей среды и т.п.
Культурные факторы обусловлены культурными запросами и интересами населения и соответствующим им отношением к услугам институтов социокультурной сферы. Она характеризуется образовательным уровнем, профессиональной принадлежностью, степенью приверженности к основным культурным ценностям, обычаями, отношением к мирозданию, обществу, к самим себе, религиозными представлениями, влияниями субкультурных факторов и референтных групп, жизненной позицией, стилем и образом жизни и т.п. исследуемых групп населения.
Социальные факторы представляют собой характеристики отдельных социальных слоёв общества, распределение их по различным социальным группам, степень полюсности или сглаженности различий в социально-экономическом положении отдельных групп населения, уровень социальной стабильности или взрывоопасности, характер социальных конфликтов и т.д.
Исследование потребностей, мотиваций и интересов различных социальных, возрастных, профессиональных групп населения позволяет выявить предпочтения и интересы опрашиваемых, определить типы посетителей социально-культурных институтов и их ролевую зависимость. Это позволяет разрабатывать технологические проекты, ориентированные на конкретные группы людей, используя в их осуществлении творческий потенциал этих групп. К примеру, в процессе исследования можно определить следующие группы:
· группу инициативных людей, имеющих сформированные интересы и побуждающих к активной деятельности других;
· группу авторитетных и компетентных людей, влияющих на формирование тех или иных интересов других людей, выбор ими различных видов деятельности;
· активистов, принимающих деятельное участие в различных видах деятельности социально-культурного института;
· группу пассивных людей, нуждающихся в дополнительном стимулировании к социально-значимой деятельности, развитию и саморазвитию;
· группу критиков и экспертов, оценивающих качество и эффективность социально-культурной деятельности;
· группы социально незащищенных людей, нуждающихся в особом, дифференцированном подходе при привлечении их к различным видам социально-культурной деятельности, включении их в социум;
· дезадаптированные группы, находящиеся в конфронтации с обществом;
· другие группы, выявленные в ходе исследования в зависимости от поставленных целей и задач.
Выявление потребностей, мотивов, интересов позволяет более точно подойти к формулированию промежуточных и конечных целей проблемы и составить развернутый план проекта с ориентацией на конкретного посетителя, участника и соучастника предстоящих технологических программ.
При проведении исследований для сбора информации применяются разнообразные методы, которые можно объединить в две группы – методы кабинетных исследований, методы полевых исследований, а также комбинированные, использующие методы обеих групп.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 288.