Определение ценностных ориентаций
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Система ценностных ориентации определяет со­держательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активно­сти, основу жизненной концепции и «философии жизни».

Наиболее распространенной в настоящее время является методика измерения ценностных ориента­ции М. Рокича основанная на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей:

терминальные — убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования сто­ит того, чтобы к ней стремиться;

инструментальные убеждения в том, что ка­кой-то образ действий или свойство личности явля­ется предпочтительным в любой ситуации.

Это деление соответствует традиционному деле­нию на ценности-цели и ценности-средства.

Респонденту предъявляются два списка ценностей (по 18 в каждом) либо на листах бумаги в алфавит­ном порядке, либо на карточках. В списках испытуе­мый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Пос­ледняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терми­нальных, а затем набор инструментальных ценностей.

Инструкция: «Сейчас вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша за­дача — разложить их по порядку значимости для вас как принципов, которыми вы руководствуетесь в ва­шей жизни.

Каждая ценность написана на отдельной карточке. Внимательно изучите карточки и, выбрав ту, кото­рая для вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем то же самое проделайте со всеми оставшимися карточками. Наименее важная останется последней и займет 18-е место.

Работайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы, поменяв карточки местами. Конеч­ный результат должен отражать вашу истинную позицию».



Стимульный материал

Список А (терминальные ценности):

· активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);

· жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);

· здоровье (физическое и психическое);

· Интересная работа;

· красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);

· любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);

· материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);

· наличие хороших и верных друзей;

· общественное признание (уважение, окружающих, коллектива, товарищей по работе);

· познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры интеллектуальное развитие);

· продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);

· развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);

· развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);

· свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);

· счастливая семейная жизнь;

· счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);

· творчество (возможность творческой деятельности);

· уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

Список Б (инструментальные ценности):

· аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;

· воспитанность (хорошие манеры);

· высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);

· жизнерадостность (чувство юмора);

· исполнительность (дисциплинированность);

· независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);

· непримиримость к недостаткам в себе и других;

· образованность (широта знаний, высокая общая культура);

· ответственность (чувство долга, умение держать слово);

· рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);

· самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);

· смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов;

· твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);

· терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);

· широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);

· честность (правдивость, искренность);

· эффективность в делах (трудолюбие, продуктив­ность в работе);

· чуткость (заботливость).

Достоинством методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость — возможность варьировать как стимульный материал (списки цен­ностей), так и инструкции. Существенным ее недо­статком является влияние социальной желательнос­ти, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играет мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и наличие контакта между психологом и испытуемым. Методику не рекомендуется применять в целях отбора и экспертизы.

Для преодоления указанных недостатков и более глубокого проникновения в систему ценностных ориентации возможны изменения инструкции, которые дают дополнительную диагностическую информацию и позволяют сделать более обоснованные выводы. Так, после основной серии можно попросить испытуемого ранжировать карточки, отвечая на следующие вопросы:

1. В каком порядке и в какой степени (в процентах) реализованы данные ценности в вашей жизни?

2. Как бы вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким мечтали?

3. Как, на ваш взгляд, это сделал бы человек, со­вершенный во всех отношениях?

4. Как сделало бы это, по вашему мнению, боль­шинство людей?

5. Как это сделали бы вы 5 или 10 лет назад?

6. Как это сделали бы вы через 5 или 10 лет?

7. Как ранжировали бы карточки близкие вам люди?

Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержа­тельные блоки по разным основаниям. Так, напри­мер, выделяются «конкретные» и «абстрактные» ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т.д.

Инструментальные ценности могут группиро­ваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела, индивидуалистические и конформис­тские ценности, альтруистические ценности, цен­ности самоутверждения и ценности принятия других и т.д.

Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентации. Необходимо попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или даже неискренность ответов. Обследование лучше прово­дить индивидуально, но возможно и групповое тес­тирование.

Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. — Самара, 1998.

Тестовая методика 6.3.

Самооценка

Вариант методики, разработанный Н.М. Пейсаховым на основе работ С.А. Будасси, Н.А. Викторова, О.С. Чугуновой. В предложенном варианте содержатся четыре блока качеств, каждый из которых отражает один из уровней активности личности. В первом бло­ке собраны качества, необходимые для общения с другими людьми. Во втором блоке сосредоточены черты характера, имеющие прямое отношение к пове­дению. В третьем блоке представлены качества, связанные с деятельностью субъекта, а в четвертом — признаки субъективных переживаний.

Инструкция

1. Разделите лист чистой бумаги на четыре равные части, обозначив каждую часть римскими цифрами I, II, III, IV,

2. В четырех наборах слов, представленных после инструкции, приводятся положительные качества людей. Вы должны в каждом наборе качеств выделить те, которые более значимы для вас лично, которым вы отдаете предпочтение перёд другими, которые для вас наиболее ценны. Какие это качества и сколько их—каждый решает сам.

3. Внимательно прочитайте слова первого набора качеств. Выпишите в столбик наиболее ценные для вас качества. Теперь приступайте ко второму набору качеств, и так до самого конца. В итоге должно получиться четыре набора идеальных качеств.

4. После этого внимательно рассмотрите качества личности, выписанные вами из первого набора, и найдите среди них такие, которыми вы обладаете реально. Обведите цифры при них кружком. Теперь переходите ко второму набору качеств, а затем к третьему и четвертому.

I

Вежливость                    Доброжелательность

Заботливость           Приветливость

Искренность             Обаятельность

Коллективизм           Общительность

Отзывчивость           Обязательность

Радушие                    Сострадательность

Сочувствие                    Откровенность

Тактичность                    Справедливость

Терпимость                    Совместимость

Чуткость                     Требовательность

II

Активность                    Добросовестность

Гордость               Инициативность

Добродушие             Интеллигентность

Порядочность               Настойчивость

Смелость                        Принципиальность

Твердость                       Решительность

Уверенность                  Самокритичность

Честность                       Самостоятельность

Энергичность                Уравновешенность

Энтузиазм                      Целеустремленность

III

Аккуратность                 Внимательность

Вдумчивость                 Дальновидность

Деловитость                  Дисциплинированность

Мастерство                    Скорость

Понятливость               Любознательность

Собранность                 Находчивость

Точность                         Последовательность

Трудолюбие                              Работоспособность

Увлеченность                Скрупулезность

Усидчивость

IV

Бодрость                        Веселость

Бесстрашие                              Восторженность

Душевность                   Жалостливость

Милосердие                              Жизнерадостность

Нежность                        Любвеобильность

Свободолюбие             Оптимистичность

Сердечность                  Сдержанность

Страстность                              Стыдливость

Хладнокровность         Удовлетворенность

Взволнованность        Чувствительность

Дата: 2019-04-23, просмотров: 222.