Разделительные умозаключения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Начало формы

 

Разделительным называется умозаключение, в котором одна или несколько посылок — разделительные (дизъюнктивные) суж­дения. Существуют чисто разделительные и разделительно-кате­горические умозаключения.

В чисто разделительном умозаключении обе (или все) посыл­ки являются разделительными суждениями. В традиционной логике принята следующая его структура: S есть А, или В, или С.

                                                                                                                                   А есть или А1, или A2.

                                                                                                                          ________________________

                                                                                                                    S есть или А1, или A2, или В, или С.

В первом разделительном суждении каждое из трех простых суждений: S есть A, S есть В, S есть С — называется альтер­нативой. Из суждения «S есть А» образуются еще две альтер­нативы, которые составляют два члена новой дизъюнкции. Например:

Всякая философская система есть или идеализм, или материализм.

Идеалистическая система является или объективным, или субъективным идеализмом.

____________________________________________________________________________________

Всякая философская система есть или объективный идеализм, или субъектив­ный идеализм, или материализм.

В разделительно-категорическом умозаключении одна посыл­ка — разделительное суждение, другая — простое категоричес­кое суждение. Этот вид умозаключения содержит два модуса.

ПРИМЕР:Данный глагол стоит в настоящем I модус — утверждающе-отрицающий.

Данный глагол может стоять или в настоящем, или в прошедшем, или в будущем времени.

_____________________________________________

Данный глагол не стоит ни в будущем, ни в прошедшем времени.

Заменив конкретные высказывания в посылках и заключении переменными, получим запись этого модуса (с двумя членами дизъюнкции) в терминах символической логики в виде правила вывода:

В этом модусе союз «или» употребляется в смысле строгой дизъюнкции. Формулы, соответствующие этому модусу, имеют вид:

1)

Обе эти формулы выражают законы логики.

Если в этом модусе союз «или» взят в смысле нестрогой дизъюнкции, то формулы (3) и (4), сооветствующие этому моду­су, не будут выражать закон логики.

3)

Ошибки происходят из-за смешения в этом модусе соедините­льно-разделительного и строго разделительного смысла союза «или». Нельзя, например, рассуждать таким образом:

Учащиеся в контрольной работе по математике допускают или вычислитель­ные ошибки, или ошибки в эквивалентных преобразованиях, или ошибки в приме­нении изученных алгебраических правил.

ПРИМЕР: Учащийся Сидоров допустил в контрольной работе вычислительные ошибки.

_________________________________________________________________________________________

Сидоров не допустил в работе ни ошибок в эквивалентных преобразованиях, ни ошибок в применении изученных алгебраических правил.

Заключение не является истинным суждением, так как Сидо­ров мог допустить все три вида ошибок.

II модус — отрицающе-утверждающий. Приведем пример.

Минеральные удобрения бывают или азотными, или фосфорными, или калий­ными.

Данное минеральное удобрение не является ни азотным, ни фосфорным.

_____________________________________________________________________

Данное минеральное удобрение является калийным.

 

Отрицающе-утверждающий модус (для случая двучленной разделительной посылки) в виде правила вывода в алгебре логи­ки может быть записан следующим образом:

Логический союз «или» здесь может употребляться в двух смыслах: как строгая дизъюнкция (v) и как нестрогая дизъюнк­ция (v), т. е. характер дизъюнкции на необходимость заключе­ния по этому модусу не влияет.

Выводы по этому модусу выражаются четырьмя формулами, которые являются законами логики:

     

 

Содержание аргументации в деятельности юриста.

В словарях «аргументацию» трактуют как приведение доводов, аргументов в пользу чего-либо.

В практической деятельности юристов, в том числе и судей, такие ситуации вполне реальны. Зачастую и наши студенты подготавливают доклады, аналитические сообщения и др. для адресата, интеллектуальный потенциал которого неизвестен им как исполнителям. Тогда и возникают варианты, когда ими предлагаемый характер, стиль, форма суждений в виде рекомендации, решении для читающего может быть в пределах: очевидное - невероятное.

Возможны также взаимодействия, когда в разговоре, беседе двух оппонентов «активная» сторона, изложив «пассивной» стороне свою позицию, как бы уходит от ее обоснования, переключившись на другую тему. К примеру, она уже была когда-то актуальна и интересна его оппоненту. Тогда, после состоявшегося разговора, оппонент заявляет «активной» стороне, что он принимает положения, которые были ему изложены и готов в их русле действовать.

Наконец, определенное дополнение в раскрытие содержания аргументации может привнести рассмотрение процесса самоформирования личности. В состав данного процесса входит ряд процедур, включающих элементы рационального характера: самоконтроль, самооценку, саморегуляцию, самоприказ и т.д.

Без утверждения в собственном сознании совокупности определенных результатов здесь не обойтись. Другими словами, от самого человека требуется как бы аргументация для себя, самоаргументация. Здесь, можно сказать, присутствуют два субъекта: один остающийся в системе сложившегося стиля жизни, другой – без плоти, но «тянущий», «толкающий» первого к новым «высотам», к новым ценностным ориентирам.

Вместе с тем, они позволяют расширить и дополнить словарное толкование «аргументации», обозначив ее как процесс взаимодействия субъектов в конкретной социальной среде и в конкретное время, предполагающий соприкосновение позиций сторон в форме различных видов и уровня экспансии, посредством использования множества сигналов для изложения сторонами своих аргументов.

Содержательно аргументация включает:

  • взаимодействие субъектов;

- характер сопричастности «S» предмету (проблеме) взаимодействия;

  • «социальные» пространство и время, обусловливающие взаимодействие;
  • виды и степень (уровень) экспансии;
  • формы, приемы изложения сторонами аргументов;
  • смысловое наполнение используемых сигналов.

Процесс аргументации возможен, если наличествует взаимодействие, явное или неявное, как минимум двух субъектов.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 348.