Начало формы
Разделительным называется умозаключение, в котором одна или несколько посылок — разделительные (дизъюнктивные) суждения. Существуют чисто разделительные и разделительно-категорические умозаключения.
В чисто разделительном умозаключении обе (или все) посылки являются разделительными суждениями. В традиционной логике принята следующая его структура: S есть А, или В, или С.
А есть или А1, или A2.
________________________
S есть или А1, или A2, или В, или С.
В первом разделительном суждении каждое из трех простых суждений: S есть A, S есть В, S есть С — называется альтернативой. Из суждения «S есть А» образуются еще две альтернативы, которые составляют два члена новой дизъюнкции. Например:
Всякая философская система есть или идеализм, или материализм.
Идеалистическая система является или объективным, или субъективным идеализмом.
____________________________________________________________________________________
Всякая философская система есть или объективный идеализм, или субъективный идеализм, или материализм.
В разделительно-категорическом умозаключении одна посылка — разделительное суждение, другая — простое категорическое суждение. Этот вид умозаключения содержит два модуса.
ПРИМЕР:Данный глагол стоит в настоящем I модус — утверждающе-отрицающий.
Данный глагол может стоять или в настоящем, или в прошедшем, или в будущем времени.
_____________________________________________
Данный глагол не стоит ни в будущем, ни в прошедшем времени.
Заменив конкретные высказывания в посылках и заключении переменными, получим запись этого модуса (с двумя членами дизъюнкции) в терминах символической логики в виде правила вывода:
В этом модусе союз «или» употребляется в смысле строгой дизъюнкции. Формулы, соответствующие этому модусу, имеют вид:
1)
Обе эти формулы выражают законы логики.
Если в этом модусе союз «или» взят в смысле нестрогой дизъюнкции, то формулы (3) и (4), сооветствующие этому модусу, не будут выражать закон логики.
3)
Ошибки происходят из-за смешения в этом модусе соединительно-разделительного и строго разделительного смысла союза «или». Нельзя, например, рассуждать таким образом:
Учащиеся в контрольной работе по математике допускают или вычислительные ошибки, или ошибки в эквивалентных преобразованиях, или ошибки в применении изученных алгебраических правил.
ПРИМЕР: Учащийся Сидоров допустил в контрольной работе вычислительные ошибки.
_________________________________________________________________________________________
Сидоров не допустил в работе ни ошибок в эквивалентных преобразованиях, ни ошибок в применении изученных алгебраических правил.
Заключение не является истинным суждением, так как Сидоров мог допустить все три вида ошибок.
II модус — отрицающе-утверждающий. Приведем пример.
Минеральные удобрения бывают или азотными, или фосфорными, или калийными.
Данное минеральное удобрение не является ни азотным, ни фосфорным.
_____________________________________________________________________
Данное минеральное удобрение является калийным.
Отрицающе-утверждающий модус (для случая двучленной разделительной посылки) в виде правила вывода в алгебре логики может быть записан следующим образом:
Логический союз «или» здесь может употребляться в двух смыслах: как строгая дизъюнкция (v) и как нестрогая дизъюнкция (v), т. е. характер дизъюнкции на необходимость заключения по этому модусу не влияет.
Выводы по этому модусу выражаются четырьмя формулами, которые являются законами логики:
Содержание аргументации в деятельности юриста.
В словарях «аргументацию» трактуют как приведение доводов, аргументов в пользу чего-либо.
В практической деятельности юристов, в том числе и судей, такие ситуации вполне реальны. Зачастую и наши студенты подготавливают доклады, аналитические сообщения и др. для адресата, интеллектуальный потенциал которого неизвестен им как исполнителям. Тогда и возникают варианты, когда ими предлагаемый характер, стиль, форма суждений в виде рекомендации, решении для читающего может быть в пределах: очевидное - невероятное.
Возможны также взаимодействия, когда в разговоре, беседе двух оппонентов «активная» сторона, изложив «пассивной» стороне свою позицию, как бы уходит от ее обоснования, переключившись на другую тему. К примеру, она уже была когда-то актуальна и интересна его оппоненту. Тогда, после состоявшегося разговора, оппонент заявляет «активной» стороне, что он принимает положения, которые были ему изложены и готов в их русле действовать.
Наконец, определенное дополнение в раскрытие содержания аргументации может привнести рассмотрение процесса самоформирования личности. В состав данного процесса входит ряд процедур, включающих элементы рационального характера: самоконтроль, самооценку, саморегуляцию, самоприказ и т.д.
Без утверждения в собственном сознании совокупности определенных результатов здесь не обойтись. Другими словами, от самого человека требуется как бы аргументация для себя, самоаргументация. Здесь, можно сказать, присутствуют два субъекта: один остающийся в системе сложившегося стиля жизни, другой – без плоти, но «тянущий», «толкающий» первого к новым «высотам», к новым ценностным ориентирам.
Вместе с тем, они позволяют расширить и дополнить словарное толкование «аргументации», обозначив ее как процесс взаимодействия субъектов в конкретной социальной среде и в конкретное время, предполагающий соприкосновение позиций сторон в форме различных видов и уровня экспансии, посредством использования множества сигналов для изложения сторонами своих аргументов.
Содержательно аргументация включает:
- характер сопричастности «S» предмету (проблеме) взаимодействия;
Процесс аргументации возможен, если наличествует взаимодействие, явное или неявное, как минимум двух субъектов.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 375.