КОНСТИТУЦИЯ ФРАНЦИИ 1958 г.: правовая характеристика

К. 1958 г. определила основные характеристики гос-ва, установив, что Франция является неделимой, светской, демократ. и соц. республикой. К. учреждает смешанную республиканскую форму, В основном законе закреплено чрезвычайно важное положение о том, что республиканская форма правления не может быть предметом пересмотра

Специфика К. прежде всего в том, что она подтверждает доминирующее положение исполнительной власти в обществе, наделяет весьма значительными полномочиями главу гос-ва. Франция представляет собой республику со смешанной (полупрезидентской) формой правления, где сочетаются элементы, характерные как парламентарной, так и президентской республике.

У Президента во Франции есть право принятия решений, не требующих согласия Правительства , что характерно для президентской респ. В. силы и админист-ый аппатат в ведении правительства; оно несет ответственность перед Нац. Собранием, а это институт, характерный именно для парламентарной республики.

К. 1958 года принадлежит к числу "жестких" К. Предусмотрен особый порядок внесения изменений. Инициатором может быть Президент Республики, но на практике и Правительство и сами парламентарии выносят проекты поправок на обсуждение Парламента.

Предусмотрено 2 процедуры:

 -предлагаемый проект обсуждается каждой из палат и в случае одобрения большинством голосов каждой из палат выносится на референдум. Если проект собрал определенное большинство на референдуме, он подписывается Президентом, и соответствующая поправка оформляется в форме соответствующего констит-го закона

 -Президент Респ. может созвать Констит-ое собрание в форме совместного заседания палат. Если проект будет одобрен 3/5 поданных голосов, он считается одобренным и публикуется за подписью Президента.

 -Проект выносится на рассмотрение палат и после одобрения каждой из них может быть вынесен на референдум Президентом. Но у Президента обязанности вынести проект на референдум нет. Это так называемое "отложенное решение", когда Президент не выносит проект на референдум.

Конституционные поправки.

В 1960 году большинство колоний объявили независимость. Было собрано Конституционное собрание и вотирована поправка.

В 1962 г. изменила порядок избрания Президента. До этой поправки он избирался коллегией выборщиков, где преобладали представители мелких коммун, а теперь Президент избирается путем всеобщих и прямых выборов.

Некоторые из последующих поправок:

- были внесены изменения в порядок проведения сессий парламента. Ранее – 2 сессии в году с максимальной продолжительностью не более 5 1/2 месяцев, сейчас – одна ежегодная сессия;

- изменен порядок обращения в Конституционный совет, право обращения получили группы депутатов и сенаторов;

- пересмотрена ст.11, расширен предмет возможного референдума;

- посвященная участию Франции в европейских сообществах и ЕС. - -связанные с процедурой судопроизводства в отношении Президента и высших должностных лиц.



ПРЕЗИДЕНТ ФРАНЦИИ.

Президент избирается на 5 лет всеобщими и прямыми выборами на основе мажоритарной избир. системы абсолютного большинства в 2 тура (во втором туре требуется относительное большинство).

Полномоч. Президента м. б. прекращены досрочно в случ. признания его виновным в совершении гос. измены или любого тяжкого преступления, добровольной отставки. В этом случае его полномочия временно осуществляет председатель Сената, а если последний не м. замещать его, то Правительство.

Голосование по выборам нового Президента происходит не менее чем через 20 и не позднее чем через 35 дней после досрочного прекращения полномочий главы гос-ва.

Полномочия Президента Можно разделить на 2 группы. К первой относятся полномочия Президента собственно как главы гос-ва. Ко второй– полномочия по руководству исполн. властью.

Самостоятельно Пр. осущ-ет только назначение референдума, роспуск Нац. Собрания, введение чрезвыч. положения, направление в Констит-ый совет запросов о соответствии законов К. и международным договорам

Пр. ока-ся в некот. степени завис-ым от Правительства –даже назначение на гос. должности м. б. проведено только с соглас. последнего. В этом отнош. реальные властные возм-ти Пр. зависят от конкретной расстановки полит. сил. Если и Президент, и парлам-ое больш-во, принадлежат к одной партии, то роль Пр. возрастает. Фактически он возглавляет исполнит-ую власть. В иных случаях инициатива переходит к Правит-ву.

Полномочия Пр. во внутр. делах:

 -назначает Премьер-министра и прекращ. его служебн. полномочия после вручения им заявления об отставке Правительства.

 -по предложению Премьер-министра Пр. назнач. др. членов Правительства и прекращает исполнение ими их служебных обязанностей.

 -председательствует в Совете министров.

 -подписывает указы и декреты, обсужденные в Совете министров.

 -обнародует законы в течен. 15 дней, к-ые следуют за передачей Правит-ву окончат. принятого закона.

-является главой вооруж. сил. Он председательствует в советах и высших комитетах нац-ой обороны.

- право вводить в действие стратегич. ядерные силы.

-право вводить чрезвыч. положение. При этом Пр. проводит офиц-ые консультации с Премьер-министром, председателями палат Парламента, Констит-ым Советом.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 28.