Объект возделывания –
· Человек
(духовная к-ра: иск, фил, музыка, религия, мораль)
· Время
· Пространство
· мир (мат сфера). Запахи гари, яблочный пирог
Социальный характер КУЛЬТУРЫ. Нельзя сказать: Некультурный ЧЕЛ. (Дверь держу) Плохо воспитанный – да. Он всегда культурен, так как Социальное существо. Но культуре УЧАТСЯ. (ДВЕРЬЮ В ЛОБ). Может быть, культура – репрессивный аппарат, Лубянка? Есть предел чел возможностей и восприятия.
|
| ||||||
| ||||||
|
Типы картин мира:
Религиозная (самая стабильная)
Научная (более динамичная). Объективный х-р.
3. Художественная (наиболее разноплановая и комплексная). ДИАГНОЗ ОБЩЕСТВА. О полушариях мозга. Физики-лирики. Более субъективно
Функции К.
1. Содействие духовному развитию Ч.
2. Адаптирующая, социализация
3. Нормативная – регулирование жизни, удержание в рамках.
4. Ценностная. Система ценностей, потребностей, установок
5. Познавательная
6. Передача опыта. К – соц память Ч-ва.
Законы развития К. Хаоса нет – почти все так считают.
1. Способность к воспроизведению. Прошлое – база.
2. К – рез-т сплетения мн-ва факторов, один из которых является преобладающим на какой-то момент (напр – религиозный в эпоху англ бурж револ)
3. В любой К- 2 линии – устойчивая (консерв: нематер эл-ты – привычки, мифология, лит-ра). Носитель – кресть –во,народный дух, менталитет) и развив-ся (новаторская: наука, технич Тв-во). Носитель – город – центр Цивилизации.
4. Каждый тип- - свой идеал человека.
5. В К нет мелочей, принцип – «все говорит обо всем».(рел, кухня, стиль общения. Но в тоже время принцип приоритетности моральных принципов и ценностных установок – здесь решается судьба цивилизаций и народов.
6. Взаимообогащение. Если высокий и низкий вместе – всегда в сторону понижения. Смешанный народ – или низкий или средний.
Типология культур.
Все культуры имеют общие принципиальные черты. Фундаментальные основания – законы мысли и действий. Но особенно различны – К-ры В и З. Концепция замкнутых к-типов – Великий Европоцентрист Генрих Рюккерт (плюрально-циклический подход к истории),
Социальные единицы, на которые распадается человечество, Г. Рюккерт именует
· историческими или культурно-историческими организмами,
· историческими или культурно-историческими индивидами (индивидуальностями),
· а также культурными типами.
В качестве таких индивидов у него выступают то государства, то народы, то группы государств и народов. Сам он говорит, что историко-культурные индивиды могут иметь сложное строение: один крупный индивид может состоять из нескольких меньших. Сколько-нибудь четкого перечня культурно-исторических организмов Г. Рюккерт не дает. Из ныне существующих он выделяет пять высших «культурных типов»:
· германо-христианский (западноевропейский),
· восточно-христианский (славянский),
· арабский (исламский),
· индийский
· китайский.
Существует не одна линия, не одна нить исторического развития, а множество линий, множество нитей.
Развил – Данилевский (Россия и Европа -1869). Теория самостоятельных культурных типов, развиваются изолированно и несопоставимо. Надо сохранять эту разносторонность.
Данилевский. Критерий – разряды деятельности:
| ||||||||||
|
|
| ||||||||
| ||||||||||
А.Тойнби. «Исследование истории» - 1934-1961). Отверг идею непрерывности к-р, - история – сумма самостоятельных цивилизаций, с характерными признаками (политика, хоз-во, религия, нравств). Свой менталитет. Смысл прогресса – духовное совершенствование людей, переход от примитивных первобытных верований через универсальные мировые религии к религии одной.
П.Сорокин – учение о ценностях. Определенные системы ценностей – определенные типы культур, отлич по параметрам – х-р восприятия действит-ти, природа потребностей, метод удовлетворения:
1) чувственный (мат потребности, физиологические методы их удовлетворения;
2) идеациональный (( Идеация (альтернативные термины: эйдетическая интуиция, категориальное созерцание, созерцание сущности) — понятие феноменологии Э. Гуссерля, означающее непосредственное усмотрение, созерцание сущности.– немат восприятие действительности, высокая степень удовлетворения, методы – преобразование плотских сторон в духовные;
3) идеалистический - смешение 2-х в равных пропорциях.
где чувство уравновешивается интеллектом, вера - наукой, эмпирическое восприятие - интуицией, т.е., по выражению Сорокина, “человеческими умами будет руководить истина разума”.ВОЗРОЖДЕНИЕ например
Проблема выделения типов и их классификация далека от завершения. Сегодня выделяют: ОБЩИЕ (западная), ЛОКАЛЬНЫЕ (древнеегип, шумерская); ТЕХНОГЕННЫЕ (Европа, США) и ПСИХОГЕННЫЕ (Индия); ПИСЬМЕННЫЕ и ДОПИСЬМЕННЫЕ; ТРАДИЦИОННЫЕ (все аграрные об-ва) и ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ (совр); «ОТКРЫТЫЕ» (самоценность личности) и «ЗАКРЫТЫЕ» (личность в жертву коллективу).
Шпенглер. 1914. Закат Европы.
Дискретный х-р истории – не поступательное движение, а КРУГОВОРОТ. Витальные Циклы.
8 типов к-р завершенных:
· Кит,
· Вавилон,
· Египет,
· Индия,
· Античная (Греция+Рим),
· Араб (маг)
· майя
· Фаустовская
· Русс-сиб (зарождающаяся)
К-ра – колл душа. ТАКТ, РИТМ, ТОНАЛЬНОСТЬ, (ЗАПАХ). Первичное мироощущение, ПЕРВОСИМВОЛ. Чтоб понять Индию, надо иметь душу брамина.
Фаустовская душа – устремленность ввысь:
· Математика - + бесконечность
· Подзорная труба
· Дальнобойное орудие
· Суэц
· Готика
· Флорентийский собор
(А например, греки, все только в рамках – зрительно обозримое трехмерное пространство, чуждо все иррац, нет НУЛЯ, отрицание чисел, не знают историю)
Все эти к-ры – самодостат, поэтому диалог – невозможен. Между Китайцем, греком, арабом – пропасть ------------ не существует единства Человечества.
Не согласен Бердяев. Христианство = В + З = Человечество
Карл Ясперс.
Экзист. Единая история культуры. Против параллелей с биологич циклами. Против экон фактора (оспаривает Маркса)
Такая его схема:
· Прометеевская эпоха (Огонь, речь, табу, миф).
· Великие К древности: 3 региона – А) Шум_вав, Егип, Эгейский мир с 4000 до н.э.; Б) доариская к-ра Инда 3 тыс; В) Архаич Китай
· Осевое время (эпоха дух основ чел бытия). ОСЬ – В – З. 500 лет до нэ. Духовное основоположение человечества. Китай, Индия, Персия, Палестина, Конфуций, Заратустра, Лао=Цзы, Будда, пророки, Гомер, Архимед, Платон и тд.
· Техническая эпоха. Ньюпрометеевская. То же, но в спирали.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 232.