Общее: СОВОКУПНОСТЬ ДОСТИЖЕНИЙ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА В МАТ, ДУХ СФЕРЕ – ПО ПЕРЕСОЗДАНИЮ, ПЕРЕСОТВОРЕНИЮ МИРА . Цель – ЦЕННОСТИ,
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Объект возделывания – 

· Человек

 (духовная к-ра: иск, фил, музыка, религия, мораль)

· Время

· Пространство

·  мир (мат сфера). Запахи гари, яблочный пирог

Социальный характер КУЛЬТУРЫ. Нельзя сказать: Некультурный ЧЕЛ. (Дверь держу) Плохо воспитанный – да. Он всегда культурен, так как Социальное существо. Но культуре УЧАТСЯ. (ДВЕРЬЮ В ЛОБ). Может быть, культура – репрессивный аппарат, Лубянка? Есть предел чел возможностей и восприятия.

культура
            

         
Образование
Литература
 
СМИ (инф поля)


Типы картин мира:

Религиозная (самая стабильная)

Научная (более динамичная). Объективный х-р.

3. Художественная (наиболее разноплановая и комплексная). ДИАГНОЗ ОБЩЕСТВА. О полушариях мозга. Физики-лирики. Более субъективно

Функции К.

1. Содействие духовному развитию Ч.

2. Адаптирующая, социализация

3. Нормативная – регулирование жизни, удержание в рамках.

4. Ценностная. Система ценностей, потребностей, установок

5. Познавательная

6. Передача опыта. К – соц память Ч-ва.

 

Законы развития К.  Хаоса нет – почти все так считают.

1. Способность к воспроизведению. Прошлое – база.

2. К – рез-т сплетения мн-ва факторов, один из которых является преобладающим на какой-то момент (напр – религиозный в эпоху англ бурж револ)

3. В любой К- 2 линии – устойчивая (консерв: нематер эл-ты – привычки, мифология, лит-ра). Носитель – кресть –во,народный дух, менталитет) и развив-ся (новаторская: наука, технич Тв-во). Носитель – город – центр Цивилизации.

4. Каждый тип- - свой идеал человека.

5. В К нет мелочей, принцип – «все говорит обо всем».(рел, кухня, стиль общения. Но в тоже время принцип приоритетности моральных принципов и ценностных установок – здесь решается судьба цивилизаций и народов.

6. Взаимообогащение. Если высокий и низкий вместе – всегда в сторону понижения. Смешанный народ – или низкий или средний.

Типология культур.

Все культуры имеют общие принципиальные черты. Фундаментальные основания – законы мысли и действий. Но особенно различны – К-ры В и З. Концепция замкнутых к-типов – Великий Европоцентрист Генрих Рюккерт (плюрально-циклический подход к истории),

Социальные единицы, на которые распадается человечество, Г. Рюккерт именует

· историческими или культурно-историческими организмами,

· историческими или культурно-историческими индивидами (индивидуальностями),

· а также культурными типами.

В качестве таких индивидов у него выступают то государства, то народы, то группы государств и народов. Сам он говорит, что историко-культурные индивиды могут иметь сложное строение: один крупный индивид может состоять из нескольких меньших. Сколько-нибудь четкого перечня культурно-исторических организмов Г. Рюккерт не дает. Из ныне существующих он выделяет пять высших «культурных типов»:

· германо-христианский (западноевропейский),

· восточно-христианский (славянский),

· арабский (исламский),

· индийский

· китайский.

Существует не одна линия, не одна нить исторического развития, а множество линий, множество нитей.

Развил – Данилевский (Россия и Европа -1869). Теория самостоятельных культурных типов, развиваются изолированно и несопоставимо. Надо сохранять эту разносторонность.

 

Данилевский. Критерий – разряды деятельности:

                   
 
4-х
Египет Китай Вавилон Индийская Иранская
 
1.Еврейская (монотеизм - основа Хр-ва)   2.Греческая (классич. искусство, философия)   3.Римская (право+гос система)
 
1.Герм-ром   (европейская) Политико-культурный тип: парламент. Наука, техника. Меньше в экономике - не отражает идеала справедливости
   
Гипотетич. ценности: 1.Вера 2.Политич справедливость 3.Культура 4.Гармония Общ-эк   РОССИЯ

 

 


А.Тойнби. «Исследование истории» - 1934-1961). Отверг идею непрерывности к-р, - история – сумма самостоятельных цивилизаций, с характерными признаками (политика, хоз-во, религия, нравств). Свой менталитет. Смысл прогресса – духовное совершенствование людей, переход от примитивных первобытных верований через универсальные мировые религии к религии одной.

П.Сорокин – учение о ценностях. Определенные системы ценностей – определенные типы культур, отлич по параметрам – х-р восприятия действит-ти, природа потребностей, метод удовлетворения:

1) чувственный (мат потребности, физиологические методы их удовлетворения;

2) идеациональный (( Идеация (альтернативные термины: эйдетическая интуиция, категориальное созерцание, созерцание сущности) — понятие феноменологии Э. Гуссерля, означающее непосредственное усмотрение, созерцание сущности.– немат восприятие действительности, высокая степень удовлетворения, методы – преобразование плотских сторон в духовные;

3) идеалистический - смешение 2-х в равных пропорциях.

где чувство уравновешивается интеллектом, вера - наукой, эмпирическое восприятие - интуицией, т.е., по выражению Сорокина, “человеческими умами будет руководить истина разума”.ВОЗРОЖДЕНИЕ например

 Проблема выделения типов и их классификация далека от завершения. Сегодня выделяют: ОБЩИЕ (западная), ЛОКАЛЬНЫЕ (древнеегип, шумерская); ТЕХНОГЕННЫЕ (Европа, США) и ПСИХОГЕННЫЕ (Индия); ПИСЬМЕННЫЕ и ДОПИСЬМЕННЫЕ; ТРАДИЦИОННЫЕ (все аграрные об-ва) и ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ (совр); «ОТКРЫТЫЕ» (самоценность личности) и «ЗАКРЫТЫЕ» (личность в жертву коллективу).

Шпенглер. 1914. Закат Европы.

Дискретный х-р истории – не поступательное движение, а КРУГОВОРОТ. Витальные Циклы.

8 типов к-р завершенных:

· Кит,

· Вавилон,

· Египет,

· Индия,

· Античная (Греция+Рим),

· Араб (маг)

· майя

· Фаустовская

· Русс-сиб (зарождающаяся)

 

К-ра – колл душа. ТАКТ, РИТМ, ТОНАЛЬНОСТЬ, (ЗАПАХ). Первичное мироощущение, ПЕРВОСИМВОЛ. Чтоб понять Индию, надо иметь душу брамина.

Фаустовская душа – устремленность ввысь:

· Математика - + бесконечность

· Подзорная труба

· Дальнобойное орудие

· Суэц

· Готика

· Флорентийский собор

 

(А например, греки, все только в рамках – зрительно обозримое трехмерное пространство, чуждо все иррац, нет НУЛЯ, отрицание чисел, не знают историю)

Все эти к-ры – самодостат, поэтому диалог – невозможен. Между Китайцем, греком, арабом – пропасть ------------ не существует единства Человечества.

Не согласен Бердяев. Христианство = В + З = Человечество


Карл Ясперс.

Экзист. Единая история культуры. Против параллелей с биологич циклами. Против экон фактора (оспаривает Маркса)

Такая его схема:

· Прометеевская эпоха (Огонь, речь, табу, миф).

· Великие К древности: 3 региона – А) Шум_вав, Егип, Эгейский мир с 4000 до н.э.; Б) доариская к-ра Инда 3 тыс; В) Архаич Китай

· Осевое время (эпоха дух основ чел бытия). ОСЬ – В – З. 500 лет до нэ. Духовное основоположение человечества. Китай, Индия, Персия, Палестина, Конфуций, Заратустра, Лао=Цзы, Будда, пророки, Гомер, Архимед, Платон и тд.

· Техническая эпоха. Ньюпрометеевская. То же, но в спирали.

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 195.