Тренинг «Телесная карта» Body Map
http:
Содержание рассылки «Телесная карта» Body Map
Выпуск 1 - Что дает Курс «Телесная карта»
Как вы потеряли свое тело...
Выпуск 2 - Факторы, блокирующие тело
Выпуск 3 - Отстранение тела от души
Выпуск 4 - Социальные нормы и правила
Выпуск 5 - Жестокое обращение, травмы, насилие
Выпуск 6 - Фактор вины
Выпуск 7 - Религиозные предпочтения и воздействия
Мысли, чувства и тело
Выпуск 8 - часть 1 - Мои мысли - мои скакуны
_________часть 2 - Современный взгляд на телесную картину
Единство тела и психики
Выпуск 9 - часть 1 - От хрупкости души к мышечному панцирю
Выпуск 10 - часть 2 - Рождение внутреннего конфликта
_________- Бонус - Приложение - Упражнение «Управление чувствами»
Выпуск 11 - часть 3 - Перспектива жизненного развития
Мышечный панцирь в телесной терапии
Выпуск 12 - Мышечный панцирь - это...
Выпуск 13 - Мышечный панцирь для тела
Выпуск 14 - Мышечный панцирь родом из детства
Выпуск 15 - Анализ мышечного панциря
Выпуск 16 - Мышечный панцирь - первичная диагностика сегментов
Выпуск 17 - Работа с мышечным панцирем - начало пути
Выпуск 18 - Работа с глазным сегментом
часть 1 - Маски и роли в телесной терапии
часть 2 - Работа с мышечным панцирем – область глаз
часть 3 - Глаза - зеркало души
часть 4 - Детский глазной блок
часть 5 - Глазной сегмент и нормальное зрение
часть 6 - Упражнения для работы с глазным сегментом
часть 7 - Упражнение «Зеркало»
часть 8 - Упражнение «Взросление глаз»
часть 9 - Упражнение «Броуновское движение»
часть 10 - Упражнение «Стрельба глазами»
часть 11 - Упражнение «Жмурки»
часть 12 - Упражнение «Часы»
часть 13 - Упражнение «Гляделки»
//www.alexpsy03.ru/bodymap/bodymap012.html
Курс «Телесная карта» Body Map
Бонус к выпуску 7
Как вы потеряли свое тело
Задание «Карта тела»
Дополнение в виде бонуса к седьмому выпуску и ко всем предыдущим выпускам рассылки является практическое задание «Карта тела».
Это своеобразный итог, обобщение проделанной работы в предыдущих выпусках рассылки курса «Телесная карта» Body Map
«Карта тела» позволит распределить ваши телесные ощущения и даст возможность взглянуть на свое тело со стороны
Чтобы узнать свои потребности или цели, а также рассказать о них в своем письме, полезно иметь представление о том, что же происходит в теле
Задание, которое вы будете выполнять, является продолжением диагностики тела и ощущений, которые хранятся в нашем телесном опыте
Контур на рисунке больше напоминает женскую фигуру (по отсутствию половых признаков).
На занятиях курса этот вопрос возникает регулярно как у мужчин, так и у женщин...
Если вы посчитаете для себя нужным добавить некоторые детали или части тела - не стесняйтесь, смело дорисовывайте недостающее!
Рисунок схематично изображает тело некоторого универсального человека.
Поэтому, перед выполнением задания, сделайте необходимые изменения, чтобы максимально приблизить контур к желаемому.
Откройте ссылку (нажмите на картинку) и сохраните бланк задания «Карта тела», после его распечатайте и приступайте к выполнению самого задания.
Задание 02 – 07 «Карта тела»
Перед тем как прочитать вопросы, найдите место, где бы вы вас не беспокоили.
Остановитесь, закройте глаза и несколько раз глубоко вдохните и выдохните, позвольте себе внутренне сосредоточиться.
Когда вы почувствуете, что готовы приступить к выполнению задания, откройте глаза и прочитайте вопрос.
Снова закройте глаза, если это помогает вам лучше чувствовать происходящее в вашем теле и с вами.
Делайте то, что хотите.
Во время выполнения задания вы можете ходить, сидеть, лежать...
Делайте все, что помогает вам почувствовать и понять происходящее в вашем теле.
Прислушивайтесь к своему телу и чувствуйте себя!
Заполняйте последовательно контуры (очертания) тела на картинке, задавая себе приведенные ниже вопросы.
Не ограничивайтесь только данными вопросами.
Если у вас возникнет свой вопрос или появится желание что-либо еще добавить, отметьте (запишите в свободных строчках) также и это.
Вопросы к заданию «Карта тела»
1. Чувствую ли я, что мое тело сбалансированно?
2. Одинаково ли развиты, равные ли по силе и гибкости верхняя и нижняя половины тела?
3. Одинаково ли развиты, равно сильны и гибки передняя и задняя стороны моего тела?
4. Одинаково ли развиты, равно сильны и гибки левая и правая стороны моего тела?
5. Отметьте любую область, которая кажется вам:
массивной
слабой
гибкой
напряженной
ригидной
6. Где я чувствую ограничение тела в движении?
7. Где я чувствую (в каких местах):
беспокойство
зажатость
напряжение
обиду
злость
гнев
страх
Впишите то, что соответствует вашим ощущениям.
8. Где я чувствую себя свободно и расслабленно?
9. Где в теле мне легко и удобно (комфортно)?
10. Где в теле я чувствую боль?
11. На что похожа ваша боль?
Жжет ли как раскаленные угли, острая как нож, а может быть, она тяжелая, как грузовик или колет иголками?
12. Есть ли у вашей боли цвет (какого она цвета)?
Если вам трудно ее описать, то просто напишите в этой зоне «боль».
13. Где я ничего не чувствую? Отметьте места онемения.
14. Пытается ли какая-то часть моего тела сказать мне что-то?
15. Что это за послание?
16. ______________________________________________________________
17. ______________________________________________________________
18. ______________________________________________________________
19. ______________________________________________________________
20. ______________________________________________________________
21. ______________________________________________________________
22. ______________________________________________________________
Вы можете скачать бланк задания «Карта тела», кликнув правой кнопкой мышки по ссылке бланк-BodyMap и выбрав пункт «Сохранить объект как»
Выпуск 12
Мышечный панцирь для тела
Через тело мы реализуем в повседневной жизни особенности нашей личности, темперамент, характер, способности и т.д.
Тело – это данность, фундаментальная сущность и ценность, которая имеет первостепенную значимость в нашей жизни от рождения до смерти.
Оно воплощает в любой момент жизни наши эмоции, желания, потребности, чувства, переживания, психологические проблемы, неудовлетворенность, конфликты и прочее.
После рождения мы начинаем знакомство с миром именно со знакомства с телом.
В дальнейшем тело становится основой нашей личности, сознания и воспринимается нами как свое «Я».
Телесно‑чувственный опыт играет роль фундамента для психического развития и всего нашего само- (самооценки, самовосприятия, самопонимания, самопознания и т.д.).
Изначально (до появления мышечного панциря) у ребенка большой и непознанный им спектр ощущений.
Возможности жить, переживать эмоции и чувствовать, заложенные в маленьком человеке природой, огромны.
В процессе взросления и развития тело формируется как универсальный, общечеловеческий язык, который выражает и передает чувства, эмоции, переживания, а также свое отношение другим людям.
Однако, у многих людей излишки и издержки воспитания, трудности взросления и стрессы, в которые они попадают, постепенно находят свое отражение в теле – образуется мышечный панцирь.
Таким образом «обучая» их подавлять свои чувства и ощущения (в большей степени негативные, разрушительные, запрещенные обществом или неуместные).
Это приводит к утрате глубины переживаний и чувств, к оскудению диапазона эмоций (или же, наоборот, к усилению их хаотичности и разрушающей интенсивности).
Сильные эмоции, значимые и ярко окрашенные переживания «врастают в память тела» и фиксируются в нем.
Тело, запечатлевая маски и роли, которые служат как способ защиты от тяжелых эмоций и переживаний, обретает «мышечный панцирь», включающий в себя узлы и зоны хронических напряжений и мышечных зажимов.
Мышечный панцирь ограничивает своего обладателя:
блокирует жизненную энергию
гасит проявление эмоций
ограничивает активность
забирает жизненные силы и способности человека
ограничивает подвижность
подавляет заложенные ресурсы организма
снижает качество жизни
«обрезает» возможности и полноценность
приводит к заболеваниям и преждевременному старению
Мышечный панцирь родом из детства…
Изучая на тренинге телесной терапии «BodyMap» мышечные зажимы, блоки и прочие «прелести» тела, мы сталкиваемся с вопросом: «Откуда это у меня?»
Как ни банальным покажется ответ, но в большинстве случаев возникновению мышечного панциря мы обязаны своим мамам, папам, бабушкам, дедушкам…не хочется «показывать пальцем», поэтому – значимым для нас в детском возрасте взрослым.
Тем, кто нас воспитывал, обучал, приучал, окультуривал, в общем, делал из нас человека разумного и способного жить в обществе.
Возбуждениеи принуждение
В нашем теле заложены природой три биологических возбуждения:
гнев
тревога
сексуальное возбуждение
Проявляясь в обществе, они вызывают негативную реакцию у тех, кто уже окультурился и ведет себя примерно.
Начиная с детского возраста, наши значимые взрослые сдерживают эти возбуждения и следят, чтобы они не проявлялись у нас.
То есть в нас блокируют проявление природой заложенных биологических возбуждений.
Используя различные методы «кнута и пряника», нас принуждают к нормальному поведению, обещая за наше послушание «сладкую конфету» и прочие радости жизни.
Карта сайта
Анализ мышечного панциря
Сегменты мышечного панциря
Сегменты мышечного панциря – это основные области возникновения препятствий для протекания энергии.
Вильгельм Райх рассматривал семь основных областей возникновения мышечного панциря.
К ним относятся области:
глаз
рта
шее
груди
диафрагмы
живота
таза
Работа с мышечным панцирем
Сверху наше тело получает энергию (еда, питье, воздух), снизу отдает (ходьба, бег, сексуальная разрядка).
Защита служит ограничению, как свободного потока энергии, так и свободного выражения эмоций и чувств человека.
Вначале защита возникает против чувств напряжения и возбужденности, не позволяя им нас захлестнуть и окунуть «в омут с головой».
Однако, позже, входя в привычку и закрепляясь, эта защита становится физической (для тела) и эмоциональной (для души) смирительной рубашкой.
После распускания колец мышечного панциря энергия не сразу начинает протекать по телу свободно.
Начинается распускание мышечного панциря с верхних сегментов.
Работа с мышечным панцирем, начинаясь с глаз, постепенно переходит к тазовому сегменту.
При работе с сегментами мышечного панциря становятся заметны изменения в протекании потоков энергии, раскрывающие возможности человека к ощущению, чувствованию, переживанию и осознанию, с последующим анализом и синтезом полученной информации.
Увеличивается спектр ощущений, расширяется сфера обмена энергией – человек налаживает баланс между «давать» и «брать», между внешними запретами и внутренними желаниями.
Правда, в процессе работы с мышечным панцирем, остается выработанная годами защита, мешающая полному развитию человека.
Убрать эту защиту единовременно нельзя.
Не научив и не предложив человеку вместо деструктивной и хорошо отработанной защиты полноценной замены, мы обрекаем его на страх и неизвестность перед предстоящими трудностями и препятствиями в его жизни.
Следовательно, необходимо подобрать и разработать новый механизм поведения человека в его повседневной жизни.
Такой механизм будет являться его конструктивной защитой.
Устранение мышечных зажимов и блоков способствует обретению человеком жизненного комфорта и удовлетворения, в том числе и сексуального.
Выпуск 16
Глаза - зеркало души
При всей легкости и простоте определения проблем в области глаз, работа с мышечными зажимами в этой области мышечного панциря требует систематичности и постоянства.
Время, потраченное на распускание глазного сегмента для каждого индивидуально.
Если вы будете заниматься регулярно, то результат вы увидите достаточно быстро (в среднем – не больше месяца).
После того, как вы почувствуете естественность движения мышц, входящих в глазной блок, не прекращайте выполнять упражнения, дайте своему телу возможность выработать привычку и записать ее в телесную память.
Результатом будут неосознаваемые и легкие движения мышц, которые составляют глазной сегмент.
Открыв для себя возможность ясно и легко видеть, вы почувствует изменения, происходящие с вами на уровне общения с другими и на уровне понимания и чувствования себя.
Напряженные мышцы вокруг глаз «охраняют» и сдерживают подавленные эмоции.
Когда чувства пробуждаются и начинается высвобождение, изливаясь из глаз слезами, тогда это пробуждение приносит зрению новую ясность, открытость и четкость.
Работа с мышечным панцирем в области глаз напрямую влияет на ваши отношения с окружающими.
Глаза, как «зеркало» вашей души научатся отражать без искажений ваши желания, потребности, эмоции, переживания, внутренние состояния, что позволит другим в этом «отражении» видеть вас.
И тогда отношение к вам со стороны будет соответствовать вашим ожиданиям, которые вы демонстрируете через распущенный глазной сегмент.
Область глаз является каналом восприятия, через который поступает информация.
С помощью глаз мы получаем около восьмидесяти процентов всей информации.
Одновременно через глаза мы выражаем наши чувства.
В случае блокировки глазного сегмента мышечного панциря наши чувства также заблокированы.
В следующем выпуске мы продолжим работу с глазным сегментом мышечного панциря в рамках телесной терапии и рассмотрим что же, собственно, входит в глазной сегмент.
Детский глазной блок
В детстве ребенок открыт и естественен, следовательно, он уязвим для эмоционального и энергетического воздействия извне.
Если ребенок окружен любовью, заботой, вниманием к себе, то он на зрительном и энергетическом уровне «впитывает» как губка в себя все впечатления, полученные от окружающих его взрослых.
Глаза его при этом широко открыты и выражают искренность, чистоту и доверие миру.
В случае, когда ребенок растет в семье, где между родителями (или другими взрослыми) возникают конфликты, ссоры, вражда, недоверие, то он оказывается «меж двух огней».
Находясь «на линии фронта» или в тылу одного из взрослых, он подвергается «обстрелам» и «бомбежкам» со стороны кричащих, ссорящихся родителей или взрослых.
Внутренним желанием ребенка, которое он не всегда может выразить, не говоря уже об изменении ситуации в свою пользу, является желание «чтобы этого не было».
Невозможность изменить ситуацию вокруг себя вызывает напряжение у ребенка.
Тогда ребенок на основе инстинктов, заложенных природой, «ищет» выход, пытается найти способ заблокировать негативную информацию, запретить свободное протекание негативной энергии извне во внутрь.
Включается бессознательный защитный механизм – ребенок начинает блокировать насильственно навязываемую ему информацию и энергию.
Он «не впускает» ее внутрь через зрение (глаза), блокирует глазной сегмент, не желая видеть, что вокруг него происходят подобные вещи.
Часто это отражается на остроте зрения и проявляется в его ухудшении.
Примером может служить откровение одной из клиенток на психотерапии, которая внезапно для себя открыла загадку своей близорукости (блокирование глазного сегмента).
У родителей клиентки, впрочем, как у бабушек и дедушек сохранялось 100%-ое зрение в течение всей жизни.
Она же в шестилетнем возрасте надела очки, которые стали для нее трагедией, беспокоящей ее и во взрослой жизни.
На одном из сеансов психотерапии она неожиданно для себя обнаружила связь между событиями, произошедшими в то время, когда у нее упало зрение.
Она стала свидетелем скандала, разразившегося между отцом и матерью, по поводу ухода из дома отца к другой женщине.
Клиентка, тогда еще совсем незащищенная от жестокостей и подлостей взрослой жизни девочка, очень любила отца и была к нему сильно привязана.
Она восприняла эту ситуацию как трагедию всей своей жизни, а ее глаза (по ее же словам) «не хотели это видеть и этому верить».
Впоследствии она «собралась с силами» и «зажала» самый мощный канал восприятия, тем самым заблокировав возможность проявления с помощью глаз своих чувств, переживаний, а также выработала запрет на показ своего внутреннего состояния (заблокировала глазной сегмент).
С тех пор она даже научилась сдерживать слезы и не позволяла себе плакать (даже на похоронах своего дедушки она «держала лицо» и не показывала свои эмоции и переживания, сдерживая слезы).
В следующем выпуске мы поговорим о нормальном зрении и возможном блоке глазного сегмента мышечного панциря в рамках телесной терапии.
Как вы потеряли свое тело
Какие причины мешают «дружить» со своим телом?
Существует множество причин, по которым мы перестали «дружить» со своим телом.
Эти причины появлялись в течение жизни в виде опыта телесного отреагирования (реакции) на внешние условия и обстоятельства нашей жизни.
Важно разобраться в этих причинах, осознать, что или кто нам в этом «помог».
Поскольку, поняв и прочувствовав сложные моменты, мы начинаем обращать на них свое внимание, а это уже начало процесса изменений, которые мы вправе начинать или не начинать.
В любом случае, знание о причинах своих телесных неудобств осведомляют нас, помогая выбрать направление дальнейшего исследования своего тела и, в случае возникновения желания – работы с ним.
Осведомлен, значит вооружен!
Все дальнейшие действия зависят от нас, от нашего желания изменить себя, упорства и систематичности в применении полученных знаний на практике.
Что же способствует закрытию, зажатию, блокировке нашего тела?
Однозначно на этот вопрос ответить сложно, не имея жизненной истории человека, не зная, как и где он вырос, как и кем воспитывался, какие у него цели, идеалы, ценности.
Факторов, влияющих на формирование телесных паттернов достаточное количество.
В рамках курса «Телесная карта» приходится собирать сведения из жизни участников, анализировать, диагностировать и выявлять взаимосвязь жизненной истории с телесным проявлением.
Важным диагностическим этапом является прояснение телесной сущности, того, каким образом «поселились» в теле обида, страх, ненависть, агрессия, аутоагрессия, ненависть, зависть и т.д.
Также важно найти ресурс, на который можно будет опираться в дальнейшей работе по изучению телесной карты и ее корректировке.
Итак, что же накладывает отпечаток на телесное проявление (и, в конце концов, на наше поведение)?
Наиболее часто встречающиеся факторы:
Социальные нормы, воспитание
Жестокое обращение, травмы, насилие
Чувство вины
Страх, неуверенность
Неопределенность
Религиозные предпочтения и воздействия
Выпуск 3
Как вы потеряли свое тело
Отстранение тела от души
В каждом отдельном случае необходимо разбираться и анализировать жизнь человека, чтобы определить факторы, заблокировавшие или зажавшие его тело (а впоследствии душу, поведение и жизнь).
К более общим и часто встречающимся факторам относятся:
Социальные нормы, воспитание
Жестокое обращение, травмы, насилие
Чувство вины
Страх, неуверенность
Неопределенность
Религиозные предпочтения и воздействия
Предлагаю рассмотреть парочку, а остальные по требованию или по желанию, исходя из ваших писем, либо же будем считать, что они и так вам понятны, или же на вас действует один из факторов – социальные нормы.
Его проявление здесь выглядит так:
«Я спрашивать не буду, вдруг подумают, что я глупый(ая)» или
«Как-то неудобно спрашивать, вдруг я что-то не то спрошу» или
«Я бы спросил(а), но что, мне больше всех надо»…
В общем, вариантов в этом, как и в других случаях, масса.
Предложение вам – подумайте и спросите себя, что хотите лично вы, что лично вам интересно, что нужно лично вам?
Выпуск 4
Как вы потеряли свое тело
Социальные нормы и правила
Факторов, ограничивающих нашу жизнь в ее телесных проявлениях каждый может насчитать множество.
Давайте рассмотрим факторы, блокирующие и зажимающие наше тело и делающие нашу жизнь ограниченной в эмоциональном проявлении.
С первым из факторов соглашаются все – это социальные нормы.
Общество развивается по своим законам, предлагая нам их выполнять для соответствия и принадлежности к этому самому обществу.
Это хорошо и плохо одновременно.
Подчиняясь этим нормам, мы чувствуем свою принадлежность, идентифицируемся и получаем за это одобрение со стороны окружающих и общества в целом – это как «сладкая конфетка» за хорошее поведение.
Не подчиняясь нормам или, что еще хуже, нарушая их, мы получаем осуждение, порицания и прочий негатив в свой адрес – это уже «горькая конфетка», которая, по мнению многих должна отбить у нас желание не подчиняться.
Однако на практике все не так уж однозначно (если быть точным – не так двузначно).
Дуалистическая точка зрения позволяет говорить либо да, либо – нет.
На самом деле, спектр наших отношений с миром намного шире и расположен он между крайними полюсами «да» и «нет».
Вот и получается, что реакций возникает великое множество, а способов нашего приспособительного реагирования еще больше.
Стараясь найти что-то похожее на «золотую середину» мы соответствуем или делаем вид, что соответствуем, оставаясь при своем мнении.
Либо мы «хороним» свое мнение и полностью приспосабливаемся к внешним требованиям.
В обоих случаях мы отодвигаем себя (свои истинные потребности и желания) на второй план, «прижимаем» свое мнение, прячем телесное негодование и отвращение к тому, что вынуждены делать для получения «сладкого» вознаграждения.
Тело, может быть «подергается» некоторое время, покажет свое «фе», но со временем успокоится и затаится в том самом месте, где испытывало дискомфорт.
Все дальнейшие и похожие события будут утилизироваться по выработанной схеме. Когда «терпение лопнет», тело даст знать о накопленных нами негативах.
Влияние социальных норм проявляется у участников курса «Телесная карта» в виде сигналов в теле и в высказываниях о себе, своем поведении и поведении других.
Большинство правил, повлиявших на нас, мы можем с легкостью назвать. Некоторыми из них мы даже гордимся, а часть из них носят деструктивный характер, являясь при этом достаточно ригидными.
Такие правила очерствляют нас, притупляют нашу чувствительность, тормозят нашу спонтанность, творческую активность и даже отбирают желание жить – зачем мне жить, если я так не хочу, по-другому не могу, и не понимаю, какой смысл в такой жизни
В общем, эти правила делают нас послушными и исполнительными заложниками (или рабами) всевозможных общественных структур, начиная от коллектива на работе и заканчивая своей семьей.
Отпечаток этой картины хранится в нашей душе, проявляясь на поверхности тела и в его глубине.
На вопрос: «Откуда все эти нормы и как они к нам попадают?» попробуйте описать свое детство, припомнив процессы воспитания.
Подсказкой могут служить высказывания из детства:
«хорошие девочки так не делают»…а как они делают? (и что означает слово «хорошие»? – о чем это? – какие девочки хорошие, а какие плохие?)
«мальчики не плачут»…они что, не имеют право чувствовать, переживать? (они потом, не научившись чувствовать, не понимают и не принимают чужие чувства и эмоции – сами страдают и других заставляют от этого страдать)
«так нельзя!»…а как можно? (кому-нибудь объяснили или кого-то научили?)
Для выполнения задания «Мои социальные нормы» припомните или просто погрузитесь в себя, а затем ответьте на вопросы.
Не пытайтесь ответить правильно, поскольку это и будет подчинение все тем же нормам, что будет выдавать вас с еще большей силой – поверьте мне на слово, я с этим встречаюсь и работаю ежедневно.
«Правильность» ваших ответов принесет вам только вред, потерю времени и разочарование.
Итак, задание «Мои социальные нормы»
Задание 01 – 04 «Мои социальные нормы»
1. Вспомните, что было правильным, когда вас формировали как будущего гражданина и члена общества?
2. Со всем ли вы сейчас согласны?
3. Все ли правила вы достаточно хорошо понимаете из навязанных вам?
4. Когда вы росли, были ли приняты в вашей семье ласковые прикосновения?
5. Может быть, в семье физический контакт табуировался (запрещался) или сводился к минимуму?
6. Как оценивались вашими друзьями, подругами, родственниками внешние проявления близости?
7. От вас ожидали, что при встрече вы обниметесь, поцелуетесь и прочие «телячьи» нежности? Или ваши телесные проявления радости и удовольствия расценивались как дурные манеры, распущенность, развязность и прочий «ужас»?
8. Гордились ли вы своим телом, своей телесностью или пытались «упаковать» свое тело, спрятать его подальше от глаз своих или окружающих?
9. Запрещалась ли мастурбация или допускалась?
10. Гордились ли окружающие своей телесностью или пытались ее спрятать? Они держали себя в руках или были раскрепощены?
11. Считался ли секс естественным и приятным или же он был чем-то запретным, грязным, жутким занятием, которое нужно презирать, но терпеть, поскольку это «надо»?
12. Как относились женщины к менструации, беременности и деторождению? Как о своем проклятии или считали их праздником жизни?
13. Что вам запомнилось из вашего телесного опыта?
14. Что до сих пор осталось неясным и неопределенным в отношении собственного тела?
Выпуск 5
Как вы потеряли свое тело
Задание 01 – 05 «Жестокое обращение, травмы, насилие»
Ответьте на вопросы, которые помогут вам прояснить ситуации, связанные с травматическим опытом:
1. Подвергались ли вы при воспитании жестокому физическому обращению?
2. Как вы считаете, это было оправдано?
3. Какой вывод вы сделали для себя?
4. Как вы считаете, тело – это источник наслаждения, любви или боли и неприятностей?
5. Подвергались ли вы сексуальным домогательствам или сексуальному насилию? Если да, какой отпечаток остался в вашем телесном опыте?
6. Что в вашей жизни заставило ненавидеть свое тело?
7. Какие события могли заставить вас покинуть свое тело?
8. Сделали ли вы свое тело или какие-то его части бесчувственными к боли, чтобы выдержать, приспособиться, привыкнуть?
9. Может быть, травмы, побои или изнасилование заставили вас растождествиться с телом, «покинуть» его?
10. Сложилось ли у вас убеждение, что тело – это источник боли и беспомощности, а не удовольствия и силы?
11. Попадали ли вы в серьезную аварию или катастрофу?
12. Были ли вы жертвой ограбления, насилия, похищения или кражи?
13. Подвергались ли вы серьезной хирургической операции?
14. Участвовали ли вы в военных действиях, в ситуации захвата заложников?
15. Не было ли у вас столь болезненного и страшного переживания, что ваши чувства стали невыносимыми?
16. Вздрагиваете ли вы до сих пор от некоторых вещей, избегаете ли их?
Свои ответы и вопросы для обсуждения присылайте по почте alexpsy03@yandex.ru
Ваша обратная связь поможет наладить диалог между телом и душой и будет способствовать пониманию своего тела.
Выпуск 6
Как вы потеряли свое тело
Фактор вины
От фактора травматизации мы плавно перешли к фактору вины.
Все факторы очень тесно соприкасаются и перекликаются в жизни человека, поскольку связаны с одним и тем же человеком и его опытом.
Винить себя в том, что сделано или не сделано не продуктивно, поскольку заставляет погружаться в чувство своей виновности, при этом не давая никаких реальных решений.
Правильнее было бы разобраться в ситуации и сделать выводы для себя – что было правильно, что не правильно, какие последствия, что можно исправить и т.д.
Предлагаю выполнить задания, позволяющие погрузиться в факторы, описанные выше.
Задание 01 – 06 «Чувство вины»
Ответьте на вопросы, которые помогут вам прояснить ситуации, связанные с чувством вины:
1. Причиняли ли вы кому-нибудь боль, даже и ненамеренно?
2. Случалось ли вам испытывать беспомощность, вину и обиду одновременно?
3. Убивали ли вы человека или животное, хотя бы случайно?
4. Случалось ли вам ударить кого-то младше, меньше или слабее себя?
5. Желали ли вы покинуть тело, которое причинило вред?
6. Наказывали ли вы себя за причиненную кому-то обиду?
7. Как в вашем теле (и где) отражается обида?
Выпуск 7
Как вы потеряли свое тело
Задание 01 – 07 «Религиозные предпочтения»
Ответьте на вопросы, которые помогут вам прояснить ситуации, связанные с воздействием религиозных предпочтений на ваши телесные проявления:
1. Что говорит о теле религия вашей семьи?
2. Это нечто постыдное или нет?
3. Тело для вас – это благословение или проклятие?
4. Все ли дозволено делать в отношении вашего тела с целью получения удовольствия?
5. Считается ли, что одни части тела приемлемы, а о других нельзя даже упоминать?
6. Как вы относитесь к телесной красоте?
7. Что для вас лично красота тела, как и в чем она выражается (проявляется)?
8. Считается ли, что дух – это высокое и хорошее, а тело – низкое и плохое?
9. Существуют ли разногласия в потребностях вашего тела и отношением к нему со стороны религии?
10. Возникают ли разногласия у вас с партнером по-поводу проявления телесности в общественных местах?
11. Какие ограничения вы можете назвать в проявлении своего тела?
12. Существуют ли особые обстоятельства, в которых ограничения на проявление телесности не действуют?
Выпуск 8
Мысли, чувства и тело
1 часть
Мои мысли - мои скакуны
Когда-то была популярная песня, со словами: «мои мысли – мои скакуны».
На сцене исполнитель наглядно демонстрировал акробатическими номерами, что же творится с телом, когда мысли как скакуны уносят его в даль…
На скачущие в голове мысли тело совершало сальто взад и вперед.
Такое выражение не случайно и корни его лежат глубоко в истории.
Мысли, чувства и тело
2 часть
Мысли, чувства и тело
1 часть
Мои мысли - мои скакуны
Когда-то была популярная песня, со словами: «мои мысли – мои скакуны».
На сцене исполнитель наглядно демонстрировал акробатическими номерами, что же творится с телом, когда мысли как скакуны уносят его в даль…
На скачущие в голове мысли тело совершало сальто взад и вперед.
Такое выражение не случайно и корни его лежат глубоко в истории.
Единство тела и психики
1 часть
Единство тела и психики
2 часть
Единство тела и психики
3 часть
Тренинг «Телесная карта» Body Map
http:
Содержание рассылки «Телесная карта» Body Map
Выпуск 1 - Что дает Курс «Телесная карта»
Как вы потеряли свое тело...
Выпуск 2 - Факторы, блокирующие тело
Выпуск 3 - Отстранение тела от души
Выпуск 4 - Социальные нормы и правила
Выпуск 5 - Жестокое обращение, травмы, насилие
Выпуск 6 - Фактор вины
Выпуск 7 - Религиозные предпочтения и воздействия
Мысли, чувства и тело
Выпуск 8 - часть 1 - Мои мысли - мои скакуны
_________часть 2 - Современный взгляд на телесную картину
Единство тела и психики
Выпуск 9 - часть 1 - От хрупкости души к мышечному панцирю
Выпуск 10 - часть 2 - Рождение внутреннего конфликта
_________- Бонус - Приложение - Упражнение «Управление чувствами»
Выпуск 11 - часть 3 - Перспектива жизненного развития
Мышечный панцирь в телесной терапии
Выпуск 12 - Мышечный панцирь - это...
Выпуск 13 - Мышечный панцирь для тела
Выпуск 14 - Мышечный панцирь родом из детства
Выпуск 15 - Анализ мышечного панциря
Выпуск 16 - Мышечный панцирь - первичная диагностика сегментов
Выпуск 17 - Работа с мышечным панцирем - начало пути
Выпуск 18 - Работа с глазным сегментом
часть 1 - Маски и роли в телесной терапии
часть 2 - Работа с мышечным панцирем – область глаз
часть 3 - Глаза - зеркало души
часть 4 - Детский глазной блок
часть 5 - Глазной сегмент и нормальное зрение
часть 6 - Упражнения для работы с глазным сегментом
часть 7 - Упражнение «Зеркало»
часть 8 - Упражнение «Взросление глаз»
часть 9 - Упражнение «Броуновское движение»
часть 10 - Упражнение «Стрельба глазами»
часть 11 - Упражнение «Жмурки»
часть 12 - Упражнение «Часы»
часть 13 - Упражнение «Гляделки»
//www.alexpsy03.ru/bodymap/bodymap012.html
Дата: 2019-04-23, просмотров: 874.