Как и в случае с любыми другими заданиями, приступая к эссе, вы первым делом должны распределить время. Впрочем, вычисления здесь будут куда проще. Если вам велено написать за час три эссе, не нужно быть Эйнштейном, чтобы определить, что вы можете уделить каждому не более 20 минут.
Или все-таки нужно? Ведь если на один ответ вы потратите 15 минут, в конце останется еще 15 на то, чтобы прочитать их все, исправить возможные ошибки и при необходимости внести изменения. Разумеется, при распределении времени вы должны учесть и то, сколько баллов принесет каждый вопрос.
Если время, отведенное на первое эссе, вышло, немедленно переходите к следующему, вне зависимости от того, успели ли вы написать все, что хотели. В конце – если воспользуетесь моей идеей – у вас останется время на то, чтобы вернуться к нему и дополнить. Большинство преподавателей оценят выше три хороших, хоть и недоработанных, эссе, чем два отличных в отсутствие третьего.
Ни в коем случае не начинайте сразу писать ответ на вопрос, не продумав его как следует. Даже если вы призер городской олимпиады по литературе, для начала как следует вчитайтесь в вопрос. Вы точно понимаете, о чем он? Перефразируйте вопрос своими словами и сравните с тем, что сказано в задании. Смысл этих фраз один и тот же? Если нет, вы что-то упустили.
С целью избежать недопонимания, попробуйте сформулировать на основе вопроса утверждение и сделать его первой фразой своего эссе. Даже если все-таки не поняли сути вопроса, преподаватель сможет увидеть, как вы ее истолковали, и поставить высокую оценку за хороший текст, хоть и написанный на немного другую тему.
Однако я не советую намеренно искажать задание и отвечать на вопрос, который вам нравится больше, чем то, что задал преподаватель. Особое внимание обратите на глаголы-инструкции. Не нужно описывать, если просят сравнить или противопоставить. Не нужно объяснять, если требуется аргументировать ту или иную позицию. На странице 238 я привел список глаголов-инструкций, встречающихся в экзаменационных заданиях, и разъяснил, какие именно действия они подразумевают.
Глаголы-инструкции, встречающиеся в экзаменационных заданиях
Дайте определение – объясните природу явления или его ключевые характеристики.
Докажите – установите истинность чего-либо с помощью доказательств или демонстрации. То же, что и «покажите», «объясните», «продемонстрируйте» (в математике – подтвердите обоснованность утверждения при помощи математических операций).
Интерпретируйте/разъясните – выразите значение чего-либо с помощью перефраза, перевода или объясните, ссылаясь на собственный опыт.
Наметьте – сделайте в общих чертах зарисовку, отчет, сообщение, при этом отразите лишь главные характеристики какой-либо книги, предмета или проекта.
Объясните – раскройте значение чего-либо так, чтобы оно было понятно многим.
Опишите – расскажите о внешнем виде, атрибутах, происхождении.
Оцените – прокомментируйте ценность той или иной идеи и обоснуйте свою точку зрения.
Перечислите – назовите относящиеся к делу события, предметы, характеристики, идеи.
Подтвердите – выступите в поддержку какого-либо утверждения или вывода (то же самое, что дополните).
Порассуждайте – выскажите свое мнение и приведите аргументы или доказательства, прокомментируйте, оспорьте, найдите решения и т. д.
Проиллюстрируйте – приведите примеры или аналогии.
Проследите – опишите развитие событий или последовательность в формировании идеи, мысли и т. п.
Противопоставьте – сравните с целью выявления различий (то же самое, что дифференцировать и вычленить).
Разберите – выявите и обсудите достоинства и недостатки (то же самое, что подвергнуть критике).
Расскажите – восстановите цепь каких-либо событий в той последовательности, в которой они происходили. То же самое, что описать, однако применяется в отношении явлений, имеющих временные характеристики.
Рецензируйте – оставьте отзыв (обычно критический) о некой идее, теме, произошедших событиях. То же, что «опишите», «обсудите», «проиллюстрируйте», «наметьте», «суммируйте», «проследите». Многие составители экзаменационных заданий используют эти слова как синонимы, несмотря на то, что в их значениях присутствуют некоторые отличия.
Соотнесите – изложите суть событий и/или обстоятельств, обычно с целью связать, сопоставить или найти родственные отношения.
Сравните – изучите два и более предмета, идеи, персонажа и т. п. и отметьте их сходства и различия.
Суммируйте – поясните только суть, опуская примеры и детали.
Сформулируйте – четко и последовательно изложите какой-либо факт. Также это значение имеют «назовите», «перечислите», «определите», «составьте список».
Безопасный план действий
Предлагаю вам пошаговую инструкцию, как писать эссе.
Шаг первый: На отдельном листе бумаге перечислите все идеи, понятия, факты, данные, цифры и прочее, что, как вы считаете, обязательно нужно включить в эссе.
Шаг второй: Упорядочьте их, исходя из того, когда они должны будут появиться в вашем тексте. Не нужно переписывать все заново и составлять детальный план – просто пронумеруйте их в соответствующем порядке.
Шаг третий: Напишите первый абзац. Он должен суммировать основную мысль вашего эссе и представлять ключевые моменты, которые вы затронете. От качества выполнения этого шага во многом зависит оценка, которую вы получите за всю работу.
Шаг четвертый: Старайтесь писать как можно более разборчиво. Большинство преподавателей, которых я знаю, не станут лезть из кожи вон, чтобы понять ваши каракули, замаскированные под эссе, и никогда не оценивают подобные работы высоко. Если вам позволено (рекомендовано или даже велено) пользоваться компьютером, одной проблемой будет меньше.
Шаг пятый: Перечитайте текст, который у вас получился, при необходимости дополните его, а также исправьте все замеченные орфографические, грамматические, пунктуационные и стилистические ошибки. Обратите также внимание на случайные пропуски, которые могут серьезно исказить смысл написанного – забыв написать частицу «не», вы получите предложение со значением, противоположным тому, которое вы имели в виду.
Если вы уверены, что должны включить в свою работу какую-то информацию или факты, которые вы не можете в точности вспомнить, попробуйте угадать. В противном случае просто забудьте об этом. Сомневаюсь, что ваш преподаватель настолько строг, чтобы из-за этого сильно занизить вашу оценку.
Не стоит рисковать хорошей оценкой из-за сведений, в которых вы не уверены. Например, когда вам кажется, что какое-то событие скорее всего произошло в 1784-м, но могло случиться и в 1794-м, просто напишите «в конце XVIII века». За подобную фразу вам вряд ли снизят балл, а вот за неправильную дату вполне могут.
Помните: не многих учителей можно впечатлить длиной текста. Продуманный, логически выстроенный и глубокий ответ на вопрос всегда будет оценен выше, чем отчаянная попытка изложить все, что вы знаете, в надежде, что часть этого потока информации будет по делу. Умение писать прекрасные эссе о том немногом, что вы знаете, принесет вам больше пользы, чем обширные знания, которые вы не умеете выражать.
Меньше беспокойтесь о словах и больше – об информативности вашего ответа. Структура эссе должна быть предельно четкой. И помните, вы пишете прежде всего для того, чтобы вас поняли, а не для того, чтобы произвести впечатление. Используйте короткие предложения и абзацы, которые будут ясны и однозначны. Не стройте лабиринт с помощью бесконечных придаточных предложений, ваш преподаватель (как и ваша пятерка!) может потеряться навсегда.
Если вы совершенно не можете понять, о чем ваш вопрос, уточните это у преподавателя. Если после этого вы все равно не знаете, как ответить, – то есть в прямом смысле не имеете ни малейшего представления – пропустите этот вопрос и двигайтесь дальше. Лучше подольше поработайте над остальными частями задания, которые у вас могут получиться хорошо.
В конце экзамена проверьте не только свои эссе, но и ответы на другие вопросы. Убедитесь, что все слова и цифры написаны разборчиво, а ответы написаны под теми вопросами, к которым они относятся. Проверьте также, не пропустили ли вы случайно какой-нибудь раздел или задание. Наконец, перечитайте эссе и убедитесь в том, что больше добавить вам совершенно точно нечего.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 211.