Речевые жанры и риторические структуры
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Способы развития темы

 

    Одним из возможных аспектов анализа первичных речевых жанров в лирических стихотворениях, наряду с адресованностью речи, могут стать устойчивые риторические формы развития темы. В современной теории литературы этот вопрос разработан крайне слабо, поэтому здесь будет предложена лишь предварительная и неполная классификация способов развития темы.

    Проблема организации тематического материала в поэтическом тексте была поставлена в книге В.М. Жирмунского «Композиция лирических стихотворений» (1921): «Повторения, контрасты, параллелизмы, периодичность, кольцевое или ступенчатое строение могут быть рассматриваемы как приемы чисто сюжетной композиции, без всякого отношения к словесному материалу. В художественной прозе мы нередко довольствуемся таким рассмотрением. В поэзии, однако, и в особенности в поэзии лирической, одновременно с тематическим построением организуется, подчиняясь общему композиционному заданию, и самый словесный материал»[108].

    Основным предметом внимания для Жирмунского становится синтаксическое выстраивание тематического материала. Анализируя синтаксические построения лирических стихотворений, В.М. Жирмунский первым предложил классификацию наиболее устойчивых композиционных типов развития темы. Среди стихотворных текстов, объединенных теми или иными композиционными повторами, выделяются анафорические композиции (с повтором начальных элементов), амебейные композиции (чередование фрагментов, связанных между собой параллелизмом), композиционные концовки (рефрены, припевы), композиционное кольцо (повтор начальной строки или строфы в конце). Связь синтаксических композиционных структур с семантической композицией стихотворения в книге Жирмунского систематически не отслеживалась, хотя и не отрицалась как возможность[109].   

    Н.А. Коварский, спустя сорок лет после выхода книги В.М. Жирмунского, вновь обратился к проблеме развития темы, также констатируя чрезвычайно слабую ее разработанность в теории литературы. По мнению ученого, «существуют различные принципы, способы развития темы в лирическом стихотворении, различные типы строения сюжета лирического стихотворения. <…> Способы эти, как и стиховые размеры, отличаются значительно большей устойчивостью, нежели элементы стиховой семантики, зависимость которых от метода и мировоззрения поэта гораздо более непосредственна»[110].

    В отличие от В.М. Жирмунского, Н.А. Коварский сосредотачивается не столько на синтаксических построениях, сколько на риторических структурах в лирических стихотворениях. В частности, речь идет о развитии темы в форме сравнения, в форме нагнетания описательных перифраз, в форме сюжетного повествования на основании «четко и ясно сформулированной ситуации»[111]. Поскольку эта проблема была поставлена не в специальной теоретической работе, а во вступительной статье к собранию стихотворений А.Н. Апухтина, то сама классификация типов развития темы проведена отнюдь не систематически, и только в приложении к анализируемому поэту.

    Н.А. Кожевникова рассматривает проблему развития темы, исходя из определения роли тропов в организации стихотворного текста[112]. По мнению исследовательницы, «место и роль тропов во множестве стихотворных текстов определены двумя общими принципами, которые имеют разные конкретные проявления. Один из них – множественность образных соответствий при одном предмете речи. Другой – изображение разных предметов речи в одном словесно-образном ключе»[113]. В первом случае стихотворение «представляет собой серию образных соответствий к одному предмету речи». Второй тип текстов «организован повторяющимся местоимением это, которое соотнесено с обозначением реалии или явления, вынесенного в заглавие и вводит в серию "поэтических определений"»[114].

    В качестве предварительной учебной классификации можно выделить несколько типов развития темы в лирическом стихотворении.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 242.