Задания по выполнению рисунка северного пейзажа являются частью программы. Натурным объектом для рисования по данной теме могут быть живописные деревья и кустарники, реки или ее берег. Просмотрев фотографий о родных просторах можно объединить все в увлекательный рассказ.
Перед тем как приступить к работе, необходимо наблюдать окрестность, рассмотреть деревья, рельефы местности, найти интересные ракурсы, увидеть выразительную композицию в пространстве. Обязательно следует помнить, что великие живописцы часто обращались к обыденным, внешне непримечательным мотивам, пытались увидеть в простом, привычном пейзаже пластическую учителя должны повторять с учащимися правила тоновой и линейной перспективы. Ученик должен внимательно проанализировать перспективный ракурс в изображениях художников, размеры объктов, находящихся на разном уровне в пространстве; определить с какой целью авторы пользовались теми или иными приемами: низкий уровень горизонта, присутствие деталей на переднем плане.
Необходимо приготовить материалы для работы: уголь, карандаши разной твёрдости, сангина. Не следует рисовать всё свое окружение.
Вначале следует определить формат и размер рисунка. Необходимо сделать несколько кратковременных зарисовок-эскизов, которые помогут увидеть пластическую выразительность, сделать композицию рисунка цельной и правильно выбрать формат. Одна из важных задач заключена в том, чтобы выявить характер изображения, найти четкий ритм в композиции. Огромную пользу могут принести упражнения в быстро выполняемых, краткосрочных, набросках, которые развивают чувство композиции, помогают видеть в натуре главное, характерное, ведут к уверенным, рациональным действиям. Самый популярный материал- это графитный карандаш, который предоставляет рисующему множество возможностей. Работа тушью, пером и маркером не терпит ошибок, поэтому здесь необходима наработка руки и большой опыт работы с данными материалами. Работа пером приучает к наблюдательности, внимательности и уверенности. У каждого выбранного материала свой характер.
Первоначальной стадией является компоновка общих очертаний обьектов пейзажа, наиболее целесообразно и выразительно размещая их на листе. Целостность всей композиции должна четко подчеркнуть основную идею и выявить содержание рисунка. Сначала на листе бумаги необходимо закомпоновать все объекты. Рисунок стоит начинать тонкими линиями, не надавливая на грифель карандаша. Выполняя рисунок, следует обращать внимание на связь сооружений с окружающей средой. Расположенные на переднем плане объекты, просматриваются более четко, ярче по отношению к находящимся в отдаленности, четкость и ясность силуэта которых теряется. В разное время суток и в разную погоду необходимо учитывать светопередачу изображения. Рисую пейзаж с натуры художник должен учитывать, что в связи с изменением положения солнца меняются и границы собственных и падающих теней. Делая общий набросок, важное значение имеет правильное нанесение теневых границ, выбрав наиболее удачный момент освещения. Важно заранее учесть положение солнца, чтобы в дальнейшем не считаться с изменяющимся освещением. При рисовании пейзажа следует помнить, что днём на небе много световых рефлексов.
Далее идет стадия уточнения конструктивного построения, при котором уточняются движение формы и пропорции. Важная роль отводится целостному видению, следованию от общего к частному. Изменение деталей общей форме также должно проводиться в соответствии с пропорциями и конструкцией изображаемого пейзажа. Когда все пропорции выявлены, художник начинает усиливать пространственность изображения. Объёмность формы живописных объектов можно передать линейно через выявления направления их поверхностей и пересечений, границ, поворотов в перспективной удаленности. Работа начинается с тёмных мест, затем переходят к более светлым оттенкам. Все линии должны быть разнообразными, живыми, где-то плавными, легкими, где-то более четкими. Необходимо следить за формой предмета, избегая однообразной штриховки. Красота линий – не является основной целью. Цель работы – четкое, правдивое изучение натуры. Следующий этап – внесение деталей и уточнение объёмных форм . Необходимо проштудировать те детали, которые придают особое своеобразие декоративному отблику, выражают его характер, лицо. На протяжении всей работы нужно проверять каждую линию, штрих, деталь в отношении общей композиции. Соблюдая логичность построения и лаконичность выражения. На последней стадии обогащения рисунка необходимо смотреть на рисунок издали, смотреть широко, охватывая весь объект. Законченный рисунок должен быть насыщенным, точным и выразительным.
В живописи масляными основная проблема состоит в том, что большое количество оттенков в результате смешивания дают непригодные серо-грязные соединения, не позволяя отразить в картине всю свежесть , красоту и яркость цветовых оттенков ландшафта. Поэтому использование в работе над пейзажем техники сухого, воздушного мазка дает учащимся возможность передать новое, интересное, живописное качество в своей картине.
Стилизация в пейзаже может быть доведена до крайней условности; декоративное плоскостное изображение пейзажа строится на преобладании линий, цвет вводится как декоративное пятно, и богатство тонов невелико, использование объемов умело связывается с общими плоскостными правилами. Соединение всех этих приемов и создает стилизованно-декоративный характер пейзажа.
Исходя из вышесказанного, рекомендуется учитывать при планировании занятия следующие моменты:
• подготовленность учащихся и их имеющиеся знания;
• необходимо поставить конкретные цели перед началом рисунка,
• поиск новых изобразительных возможностей и использование декоративного подхода;
• использование различных средств обучения для полного пояснения темы;
• распределение времени;
• итоговый просмотр.
2.3. Разработка планов-конспектов на тему «Мотивы севера. Техника декоративный пейзаж»
План – конспект урока для 5 класса общеобразовательной школ۠ы «Пейзаж родной земли». Урок первы۠й
Вид занятий | Урок практическое занятие (тематическое рисование) |
Тема урока | «Пейзаж родной земли» В декоративной технике рисования |
Тип урока | Комбинированный, изучение нового материала |
Цель урока | Создание условий для знакомства учащихся с разнообразием и особенностями русской природы, с различными пейзажными сюжетами |
Задачи: | 1. Определить цветовой настрой композиции (используя смешивание цветов гуаши на палитре) 2. Передать цветам настроения композиции(тёплый, холодный, тепло-холодный колориты) |
а) обучающие. | Познакомить учащихся с разнообразием пейзажных сюжетов; показать роль искусства в понимании красоты природы; особенности построения композиции пейзажа |
б) развивающие. | Развивать воображение, творческую фантазию; совершенствовать умение рисовать по памяти |
в) воспитательные. | Воспитывать любовь и бережное отношение к природе |
Оборудование урока: а) для учителя. б) для учащихся. | Доска, учебно-методическое пособие, инструкции, карты, раздаточный мате-риал, кроссворды, опорные конспекты, тесты, фотографии, презентация Бумага, гуашь, акварель, цветные карандаши, фломастеры, кисти, баночка для воды, палитра, ножницы, клей, пластилин, стеки, гелевая ручка |
План урока
1.Дата
2.Тема урока
3.Фор-эскиз
4.Начало работы в цвете
5.Завершающий этап работы над композицией
6.Схемы (силуэты) изображения фигуры людей
Оформление классной доски
Место для пед.рисунка.
| 1.Дата. 2.Тема урока. 3. | 4.Д/з. 5.Критерии оценивания работ. |
План урока | ||
1. Организация деятельности 2. Целеполагание и мотивация 3. Актуализация знаний 4. Закрепить изученный материал 5. Демонстрация приемов конструктивного рисования 6. Физминутка 7. Практическая работа 8. Информация о домашнем задании 9. Подведение итогов, рефлексия | ||
Ход урока | ||
Организационная часть. (2-3мин) | Приветствие учащихся, отметка отсутствующих. Сообщить цели и задачи нового задания. Проверка готовности к уроку, настрой на восприятие темы урока. | |
Целеполагание и мотивация | Если видишь, на картине Нарисована река, Или ель и белый иней, Или сад и облака, Или снежная равнина, Или поле и шалаш, - Обязательно картина Называется пейзаж. Давайте, вместе определим тему урока (Тема урока «Пейзаж родной земли») | |
Актуализация знаний | Пейзаж – это изображение природы. Природа всей нашей планеты очень красива и разнообразна. Есть красота гор – величественных и неприступных. Высоко, закрывая небо, громоздятся их темные силуэты, неожиданно и ярко освещённые солнцем. Надо научиться понимать особую красоту бесконечных просторов степей и даже желто-серых пустынь с огромным небом и плотным, как бы разноцветным воздухом. Но самая красивая природа для человека там, где он родился и вырос. Этот край он видит в любое время, и знает свои места как родного человека. И очень многое, что не заметит и не поймет путешественник, известно тому, кто здесь живет и трудится. Ребята, а как вы понимаете такие выражения: «родная земля», «Родина»? (Ответы учащихся) Совершенно верно. Родина –Наша большая Родина – Россия. Природа её разнообразна и очень красива. Есть у нас и горы, и степи, и поля, и луга, и полноводные реки, и маленькие речушки, и безбрежные моря, и озёра. Малая Родина - это то место на Земле, где мы родились, растем, ходим в школу, работаем. Это место мы знаем и любим. Расскажите, пожалуйста, о своей Родине, о родных местах. Чем интересны и особенны ваши родные места ? (Выслушиваем рассказы 2-3 учеников) Зима – самое сказочное время года. Самое завораживающее царство – зимний лес. Зайдя в него, можно увидеть пышные стволы деревьев, которые расстилаются повсюду пёстрым ковром. Стройные елочки покачивают свои пышные наряды. Рядом дрожат лесные кустарники. Сквозь кроны деревьев пробивается робкий солнечный луч. Подул ветер и серебристым снегом запорошил землю. Побывав однажды в зимнем лесу, хочется вернуться туда вновь и вновь. Много интересного вы рассказали о нашей Родине, о её красоте. Наша природа-красавица часто меняет наряды. Четверо художников, Столько же картин. Белой краской выкрасил Всё подряд один. Лес и поле белые, Белые луга. У осин заснеженных Ветки, как рога… О каком времени года говорит поэтесса Е. Трутнева ? Совершенно верно, о красавице-зиме. У второго – синие Небо и ручьи. В синих лужах плещутся Стайкой воробьи. На снегу прозрачные Льдинки-кружева. Первые проталинки, Первая трава. А это что за время года ? Конечно же весна. На картине третьего Красок и не счесть: Желтая, зеленая, Голубая есть… Лес и поле в зелени, Синяя река. Белые. Пушистые В небе облака. | |
Закрепить изученный материал | Декоративный пейзаж, композиция | |
Практическая работа | Закройте глаза, послушайте сочинение ученицы нашей школы Плашкиной Риты и попробуйте представить себе красоту нашего Сибирского края. Люблю тебя, мой край родной. Родина для человека - это самое святое, дорогое, главное в жизни. За что я люблю свой край? За веселье и мудрость, за грусть и благородство, за разудалые песни и зажигательные танцы, за шум лесов , за уютные домики. А ещё я люблю Сибирь за то, что она научила меня быть счастливой даже тогда, когда это очень трудно. Она научила меня любить людей и дружить с ними. Поэтому, наверное, мои мысли так легко оформляются в стихи. Наша жизнь обретает смысл, если наполнена чувством красоты. А красота – это сосуд, из которого человек черпает духовную пищу. Сибирская земля – это и есть тот сосуд, красивый и богатый, щедро одаривающий человека. Здесь мы можем увидеть и неповторимые реки , и тысячи звонкоголосых ручейков, белоснежные тропинки. И эта чудесная земля, ласково называется Сибирь, предоставлена в полное распоряжение каждого из нас. Это ли не великое счастье? Вся жизнь Стрежевчан пропитана добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к Родине… Свою сибирь сравнила с птицей. Песенно - сказочная, она плавно летит в будущее, радуя нас необыкновенной красотой. И в мечтах своих я облетаю, как горлица, над родными просторами, любуюсь бурной Сибирью. – Какой образ природы вам представляется особенно ярко? – Какое это время года? – Что будет главным в пейзаже? Река? Лес? Просторы полей? Лесное озеро? – Какое будет небо? Какая погода? Сегодня вы изобразите красоту родной природы такой, какой ее видите, представляете. Повторение правил передачи пространства в пейзаже | |
Физминутка | Зима Мы зимой в снежки играем, мы играем. (имитация лепки снежков) По сугробам мы шагаем, мы шагаем. (шагаем, высоко поднимая колени) И на лыжах мы бежим, мы бежим. (пружинистые движения на на месте, широкие взмахи руками, руки согнуты в локтях) На коньках по льду скользим, мы скользим. (плавные пружинистые движения руки согнуты в локтях) И снегурочку лепим мы, лепим мы. (соответствующие движения) Гостью-зиму любим мы, любим мы. (развести руки в поклоне и поставить на пояс) | |
Информация о домашнем задании | Рассмотреть в книгах по искусству различные произведения искусства по теме урока | |
Подведение итогов, рефлексия | Свет луны, таинственный и длинный, Плачут вербы, шепчут тополя. Но никто под окрик журавлиный Не разлюбит отчие поля. Выставка и анализ работ. Ребята, что мы можем сказать о нашей работе? Куда мы можем ее применить? (Использовать для оформления нашей школы) Выставление оценок. Уборка рабочих мест
| |
Демонстрационный материал | ||
Клевер Юлий Юльевич (1850-1924).
| Станислав Юлианович Жуковских | |
План – конспект урока для 3 класса общеобразовательной школ۠ы «Пейзаж родной земли». Урок второй
Вид занятий | Урок практическое занятие (тематическое рисование) |
Тема урока | «Декоративный пейзаж» |
Тип урока | Комбинированный, изучение нового материала |
Цель урока | Расширение представлений детей о выразительных возможностях художественных материалов; развитие чувства цветовой гармонии, фантазии; овладение в декоративном рисование; научить использовать приёмы композиции (ритм, равновесие) в данном виде работы; развитие умения преобразовывать реалистичный пейзаж в декоративный. |
Задачи: | 1. Определить цветовой настрой композиции (используя смешивание цветов гуаши на палитре) 2. Передать цветам настроения композиции(тёплый, холодный, тепло-холодный колориты) |
а) обучающие. | Познакомить учащихся с разнообразием пейзажных сюжетов; показать роль искусства в понимании красоты природы; особенности построения композиции пейзажа |
б) развивающие. | Развивать воображение, творческую фантазию; совершенствовать умение рисовать по памяти |
в) воспитательные. | Воспитывать любовь и бережное отношение к природе |
Оборудование урока: а) для учителя. б) для учащихся. | Доска, учебно-методическое пособие, инструкции, карты, раздаточный мате-риал, кроссворды, опорные конспекты, тесты, фотографии, презентация Бумага, гуашь, акварель, цветные карандаши, фломастеры, кисти, баночка для воды, палитра, ножницы, клей, пластилин, стеки, гелевая ручка |
Оформление классной доски. |
Место для пед.рисунка.
| 1.Дата. 2.Тема урока. 3. | 4.Д/з. 5.Критерии оценивания работ. |
Организационная часть. (2-3мин) | Приветствие учащихся, отметка отсутствующих. Сообщить цели и задачи нового задания. Проверка готовности к уроку, настрой на восприятие темы урока. | |
Целеполагание и мотивация | Все дети рисуют зимний пейзаж, в конце занятия рисунки соберутся в общую композицию на доске | |
Практическая работа | Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, елочки темнеют, А между кленами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца. Учитель предлагает детям полюбоваться холодными красками зимней природы, провоцируя детей на описательные характеристики деревьев, поощряя выразительные сравнения крон деревьев и кустарников с большими облаками… Дети возвращаются за парты и рассматривают свои пейзажи, выполненные на прошлом уроке мелками. Какие цвета вы использовали для изображения ствола дерева? А для изображения неба? -Для изображения пейзажа «как в жизни» мы с вами учились у природы и брали те цвета и оттенки, какие смогли заметить и запомнить при наблюдении Сегодня мы попробуем выполнить похожий пейзаж, используя в качестве материала цветную бумагу. Давайте вместе определим этапы работы: Изображение земли покрытой снежными бураками. Симметричное вырезывание ствола и основных веток. Дополнение пейзажа мелкими элементами – капельки дождя, снега, тучки, солнышко, птички и т.д. Учитель, в процессе выполнения детьми аппликации, подсказывает способы экономного использования бумаги, напоминает способ симметричного вырезывания. Обязательно необходимо обратить внимание детей на то, что ствол дерева, как и сам пейзаж, в общем, выполняется сегодня декоративно, узнаваемо, но не «так, как в жизни». «Ведь в природе мы навряд ли встретим деревья с симметрично расположенными ветвями…» Для того, чтобы ваш пейзаж был неповторим, добавьте в него деталей, которые сами придумаете, или отгадайте мои загадки: Крашеное коромысло над рекой повисло. Пушистая вата плывёт куда-то, чем вата ближе, тем дождик ближе | |
Физминутка | Снег Как на горке снег, снег, (встаем на носочки, руки вверх) И под горкой снег, снег. (приседаем) И на елке снег, снег, (встаем, руки в стороны) И под елкой снег, снег. (обхватываем себя руками) А под снегом спит медведь, (покачались из стороны в сторону, руки согнутые в локтях, перед грудью, ладони от себя) Тише, тише, не шуметь (пальчик к губам, шепотом) | |
Информация о домашнем задании | Рассмотреть изображения зимних пейзажей | |
Подведение итогов, рефлексия | Учитель предлагает детям виртуально отправиться на школьный двор. Для этого дети поднимают свои работы над головой и медленно покачиваются в такт музыке, одновременно рассматривая работы одноклассников. Детям предлагается продолжить фразы: «Сегодня я узнал…», «Я научился…», «Мне понравилось…», «Мне было трудно…» | |
Демонстрационный материал | ||
Панков К.А. Пейзаж. Вторая половина 1930-х гг. Бумага, акварель, гуашь. 68х91.
| Казимир Малевич. «Пейзаж. Зима». 1909 | |
План – конспект урока для 2 класса общеобразовательной школ۠ы «Декоративный графический пейзаж». Урок третий
Вид занятий | Урок практическое занятие (тематическое рисование) |
Тема урока | «Декоративный графический пейзаж» |
Тип урока | Комбинированный урок |
Цель урока | Выполнить графическое изображение пейзажа из деревьев, используя прием композиции “ритм”. |
Задачи: | 1. Определить цветовой настрой композиции (используя смешивание цветов гуаши на палитре) 2. Передать цветам настроения композиции(тёплый, холодный, тепло-холодный колориты) |
а) обучающие. | Освоить новый прием в композиции – ритм, Повторить изученные приемы в композиции, Научить видеть и изображать разнообразие форм и линий в природе, Изучить понятие и принципы стилизации, Научить выделять главное в композиции графическими способами. |
б) развивающие. | Развитие умения преобразовывать реалистичное изображение в стилизованное ; Развитие способности верной компоновки, в частности умение располагать определенное фигуры и элементы, относительно заданному приему – ритм Развитие творческого мышления, воображения, фантазии; Умение изображать линии и пятна. |
в) воспитательные. | Воспитание эстетического отношения к явлениям окружающего мира, Воспитание внимания и видения красоты окружающей природы. |
Оборудование урока: а) для учителя. б) для учащихся. | Схематичное изображение изученных ранее приемов в композиции и нового приема ритм. - изображение способов стилизации, репродукция картин художников в которых используется прием ритм, работы учащихся, выполненных на эту тему, наглядное пособие с изображением стилизованных деревьев. Лист формата А3, простой карандаш, гелиевая ручка, кисть, тушь |
Оформление классной доски. |
Место для пед.рисунка.
| 1.Дата. 2.Тема урока. 3. | 4.Д/з. 5.Критерии оценивания работ. | |||
План урока | |||||
1)Организационный момент (5 минут) 2)Повторение раннего изученного материала (10 минут) 3)Введение в тему урока, тема урока, объяснение нового материала (20 минут). 4)Практическая работа (15 часов) 5)Индивидуальная работа с учащимися (в течении всего урока) 6) Физкультминутка 7)Подведение итогов выполненной работы (5 минут) 8)Уборка рабочего места и помещения |
Организационная часть. (2-3мин) | Приветствие учащихся, отметка отсутствующих. Сообщить цели и задачи нового задания. Проверка готовности к уроку, настрой на восприятие темы урока. | |
Целеполагание и мотивация | Оформить коллективной композицией, фойе в школе к выставке «Зимняя фантазия» | |
Актуализация знаний | -ввести в тему урока, назвать тему и объявить основные задачи урока -предложить учащимся объяснить как они понимают слово “ритм”. Вспомнить примеры из мира живой природы. -объяснить и показать различия ритма в декоративном и реалистичном изображениях -объяснить и показать наглядно что такое стилизация и принципы стилизации наглядно показать разнообразие линий и форм пятен в графике | |
Закрепить изученный материал | Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы: а) как учащиеся понимают слово композиция? б) какие правила композиции они знают? в) назвать приемы композиции изученные ранее | |
Практическая работа | Учитель спрашивает: Ребята, а как вы думаете, чем отличается декоративный пейзаж от реалистичного? Учитель : Правильно. В декоративном пейзаже отсутствует свето-воздушная перспектива и все объекты, как передние, так и задние изображаются с одинаковой четкостью. В декоративном пейзаже выполняется стилизация объектов и предметов. Стилизация же происходит за счет упрощения очертания объектов. Стилизация это изменение видимых свойств и качеств предметов. предполагающее их упрощение с целью усиления выразительности других. В Декоративной композиции используются практически все основные изобразительные средства: Точка, линия, светотень, форма, размер, пропория, масштаб , цвет ,фактура ,текстура, формат и тд. Взгляните пожалуйста на интерактивную доску. (указываю на репродукции картин известных художников) Показываю следующую картину ,К. Моне: А в этой работе мы видим стремление к передаче световоздушной среды через высветление цветовой палитры, игру рефлексов и оптическое смешение цветов в ущерб предметному цвету, тону и четкости рисунка. Итак. Сейчас каждый из Вас должен определиться с выбором техники, приемов, колорита, чтобы выполнить декоративный пейзаж на формате А3. | |
Физминутка | «Зайка» Зайке холодно сидеть, Нужно лапочки погреть. Лапки вверх, лапки вниз. На носочках подтянись, Лапки ставим на бочок, На носочках скок-скок-скок. А затем вприсядку, Чтоб не мёрзли лапки. Прыгать заинька горазд, Он подпрыгнул десять раз. | |
Информация о домашнем задании | Нарисовать снежную королеву
| |
Подведение итогов, рефлексия | Выставка работ учащихся, их оценка. Указать на ошибки и выделить удачные элементы в работах учащихся | |
Демонстрационный материал | ||
Коровин К. А. «Осенний пейзаж». 1909
| «Солнечный день» Коровин К. А. 1910 | |
Дата: 2019-04-22, просмотров: 593.