На тему «Мотивы севера. Техника декоративный пейзаж»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 Задания по выполнению рисунка северного пейзажа являются частью программы. Натурным объектом для рисования по данной теме могут быть живописные деревья и кустарники, реки или ее берег. Просмотрев фотографий о родных просторах можно объединить все в увлекательный рассказ.

Перед тем как  приступить к работе, необходимо наблюдать окрестность, рассмотреть деревья, рельефы местности, найти интересные ракурсы, увидеть выразительную композицию в пространстве. Обязательно следует помнить, что великие живописцы часто обращались к обыденным, внешне непримечательным мотивам, пытались увидеть в простом, привычном пейзаже пластическую учителя должны повторять с учащимися правила тоновой и линейной перспективы. Ученик должен внимательно проанализировать перспективный ракурс в изображениях художников, размеры объктов, находящихся на разном уровне в пространстве; определить с какой целью авторы пользовались теми или иными приемами: низкий уровень горизонта, присутствие деталей на переднем плане.

Необходимо приготовить материалы для работы: уголь, карандаши разной твёрдости, сангина. Не следует рисовать всё свое окружение.

Вначале следует определить формат и размер рисунка. Необходимо сделать несколько кратковременных зарисовок-эскизов, которые помогут увидеть пластическую выразительность, сделать композицию рисунка цельной и правильно выбрать формат. Одна из важных задач заключена  в том, чтобы выявить характер изображения, найти четкий ритм в композиции. Огромную пользу могут принести упражнения в быстро выполняемых, краткосрочных, набросках, которые развивают чувство композиции, помогают видеть в натуре главное, характерное, ведут к уверенным, рациональным действиям. Самый популярный материал- это графитный карандаш, который предоставляет рисующему множество возможностей. Работа тушью, пером и маркером не терпит ошибок, поэтому здесь необходима наработка руки и большой опыт работы с данными материалами. Работа пером приучает к наблюдательности, внимательности и уверенности. У каждого выбранного материала свой характер.

Первоначальной стадией является компоновка общих очертаний обьектов пейзажа, наиболее целесообразно и выразительно размещая их на листе. Целостность всей композиции должна четко подчеркнуть основную идею и выявить содержание рисунка.  Сначала на листе бумаги необходимо закомпоновать все объекты. Рисунок стоит начинать тонкими линиями, не надавливая на грифель карандаша. Выполняя рисунок, следует обращать внимание на связь сооружений с окружающей средой. Расположенные на переднем плане объекты, просматриваются более четко, ярче по отношению к находящимся в отдаленности, четкость и ясность силуэта которых теряется. В разное время суток и в разную погоду необходимо учитывать светопередачу изображения. Рисую пейзаж с натуры художник должен учитывать, что в связи с изменением положения солнца меняются и границы собственных и падающих теней. Делая общий набросок, важное значение имеет правильное нанесение теневых границ, выбрав наиболее удачный момент освещения. Важно заранее учесть положение солнца, чтобы в дальнейшем не считаться с изменяющимся освещением. При рисовании пейзажа следует помнить, что днём на небе много световых рефлексов.

Далее идет стадия уточнения конструктивного построения, при котором уточняются движение формы и пропорции. Важная роль отводится целостному видению, следованию от общего к частному. Изменение деталей общей форме также должно проводиться в соответствии с пропорциями и конструкцией изображаемого пейзажа. Когда все пропорции выявлены, художник начинает усиливать пространственность изображения. Объёмность формы живописных объектов можно передать линейно через выявления направления их поверхностей и пересечений, границ, поворотов в перспективной удаленности. Работа начинается с тёмных мест, затем переходят к более светлым оттенкам. Все линии должны быть разнообразными, живыми, где-то плавными, легкими, где-то более четкими. Необходимо следить за формой предмета, избегая однообразной штриховки. Красота линий – не является основной целью. Цель работы – четкое, правдивое изучение натуры. Следующий этап – внесение деталей и уточнение объёмных форм . Необходимо проштудировать те детали, которые придают особое своеобразие декоративному отблику, выражают его характер, лицо. На протяжении всей работы нужно проверять каждую линию, штрих, деталь в отношении общей композиции. Соблюдая логичность построения и лаконичность выражения. На последней стадии обогащения рисунка необходимо смотреть на рисунок издали, смотреть широко, охватывая весь объект. Законченный рисунок должен быть насыщенным, точным и выразительным.

В живописи масляными основная проблема состоит в том, что большое количество оттенков в результате смешивания дают непригодные серо-грязные соединения, не позволяя отразить в картине всю свежесть , красоту и яркость цветовых оттенков ландшафта. Поэтому использование в работе над пейзажем техники сухого, воздушного мазка дает учащимся возможность передать новое, интересное, живописное качество в своей картине.

Стилизация в пейзаже может быть доведена до крайней условности; декоративное плоскостное изображение пейзажа строится на преобладании линий, цвет вводится как декоративное пятно, и богатство тонов невелико, использование объемов умело связывается с общими плоскостными правилами. Соединение всех этих приемов и создает стилизованно-декоративный характер пейзажа.

Исходя из вышесказанного, рекомендуется учитывать при планировании занятия следующие моменты:

•   подготовленность учащихся и их имеющиеся знания;

•   необходимо поставить конкретные цели перед началом рисунка,

•   поиск новых изобразительных возможностей и использование декоративного подхода;

•   использование различных средств обучения для полного пояснения темы;

•    распределение времени;

•   итоговый просмотр.

 

2.3. Разработка планов-конспектов на тему «Мотивы севера. Техника декоративный пейзаж»

План – конспект урока для 5 класса общеобразовательной школ۠ы «Пейзаж родной земли». Урок первы۠й

Вид занятий Урок практическое занятие (тематическое рисование)
Тема урока «Пейзаж родной земли» В декоративной технике рисования
Тип урока Комбинированный, изучение нового материала
Цель урока Создание условий для знакомства учащихся с разнообразием и особенностями русской природы, с различными пейзажными сюжетами
Задачи: 1. Определить цветовой настрой композиции (используя смешивание цветов гуаши на палитре) 2. Передать цветам настроения композиции(тёплый, холодный, тепло-холодный колориты)
а) обучающие. Познакомить учащихся с разнообразием пейзажных сюжетов; показать роль искусства в понимании красоты природы; особенности построения композиции пейзажа
б) развивающие. Развивать воображение, творческую фантазию; совершенствовать умение рисовать по памяти
в) воспитательные. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе
Оборудование урока: а) для учителя. б) для учащихся. Доска, учебно-методическое пособие, инструкции, карты, раздаточный мате-риал, кроссворды, опорные конспекты, тесты, фотографии, презентация Бумага, гуашь, акварель, цветные карандаши, фломастеры, кисти, баночка для воды, палитра, ножницы, клей, пластилин, стеки, гелевая ручка

План урока

1.Дата

2.Тема урока

3.Фор-эскиз

4.Начало работы в цвете

5.Завершающий этап работы над композицией

6.Схемы (силуэты) изображения фигуры людей

 

Оформление классной доски

    Рис.2.
    Рис.3.
    Рис.1.

 

 

Место для пед.рисунка.

 

1.Дата. 2.Тема урока.   3. 4.Д/з.   5.Критерии оценивания работ.

План урока

1. Организация деятельности

2. Целеполагание и мотивация

3. Актуализация знаний

4. Закрепить изученный материал

5. Демонстрация приемов конструктивного рисования

6. Физминутка

7. Практическая работа

8. Информация о домашнем задании

9. Подведение итогов, рефлексия

Ход урока

Организационная часть. (2-3мин)

Приветствие учащихся, отметка отсутствующих. Сообщить цели и задачи нового задания. Проверка готовности к уроку, настрой на восприятие темы урока.

Целеполагание и мотивация

Если видишь, на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш, -

Обязательно картина

Называется пейзаж.

Давайте, вместе определим тему урока

(Тема урока «Пейзаж родной земли»)

Актуализация знаний

Пейзаж – это изображение природы.

Природа всей нашей планеты очень красива и разнообразна. Есть красота гор – величественных и неприступных. Высоко, закрывая небо, громоздятся их темные силуэты, неожиданно и ярко освещённые солнцем.

 Надо научиться понимать особую красоту бесконечных просторов степей и даже желто-серых пустынь с огромным небом и плотным, как бы разноцветным воздухом.

 Но самая красивая природа для человека там, где он родился и вырос. Этот край он видит в любое время, и знает свои места как родного человека.

И очень многое, что не заметит и не поймет путешественник, известно тому, кто здесь живет и трудится.

 Ребята, а как вы понимаете такие выражения: «родная земля», «Родина»? (Ответы учащихся)

Совершенно верно. Родина –Наша большая Родина – Россия. Природа её разнообразна и очень красива. Есть у нас и горы, и степи, и поля, и луга, и полноводные реки, и маленькие речушки, и безбрежные моря, и озёра. 

Малая Родина - это то место на Земле, где мы родились, растем, ходим в школу, работаем. Это место мы знаем и любим.

Расскажите, пожалуйста, о своей Родине, о родных местах. Чем интересны и особенны ваши родные места ? (Выслушиваем рассказы 2-3 учеников)

Зима – самое сказочное время года. Самое завораживающее царство – зимний лес. Зайдя в него, можно увидеть пышные стволы деревьев, которые расстилаются повсюду пёстрым ковром. Стройные елочки покачивают свои пышные наряды. Рядом дрожат лесные кустарники. Сквозь кроны деревьев пробивается робкий солнечный луч. Подул ветер и серебристым снегом запорошил землю.

Побывав однажды в зимнем лесу, хочется вернуться туда вновь и вновь.

Много интересного вы рассказали о нашей Родине, о её красоте.

Наша природа-красавица часто меняет наряды.

Четверо художников,

Столько же картин.

Белой краской выкрасил

Всё подряд один.

Лес и поле белые,

Белые луга.

У осин заснеженных

Ветки, как рога…

О каком времени года говорит поэтесса Е. Трутнева ?

Совершенно верно, о красавице-зиме.

У второго – синие

Небо и ручьи.

В синих лужах плещутся

Стайкой воробьи.

На снегу прозрачные

Льдинки-кружева.

Первые проталинки,

Первая трава.

А это что за время года ? Конечно же весна.

На картине третьего

Красок и не счесть:

Желтая, зеленая,

Голубая есть…

Лес и поле в зелени,

Синяя река.

Белые. Пушистые

В небе облака.

Закрепить изученный материал

Декоративный пейзаж, композиция

Практическая работа

Закройте глаза, послушайте сочинение ученицы нашей школы Плашкиной Риты и попробуйте представить себе красоту нашего Сибирского края.

Люблю тебя, мой край родной.

Родина для человека - это самое святое, дорогое, главное в жизни.

За что я люблю свой край? За веселье и мудрость, за грусть и благородство, за разудалые песни и зажигательные танцы, за шум лесов , за уютные домики.

А ещё я люблю Сибирь за то, что она научила меня быть счастливой даже тогда, когда это очень трудно. Она научила меня любить людей и дружить с ними. Поэтому, наверное, мои мысли так легко оформляются в стихи.

Наша жизнь обретает смысл, если наполнена чувством красоты. А красота – это сосуд, из которого человек черпает духовную пищу.

Сибирская земля  – это и есть тот сосуд, красивый и богатый, щедро одаривающий человека. Здесь мы можем увидеть и неповторимые реки , и тысячи звонкоголосых ручейков, белоснежные тропинки.

И эта чудесная земля, ласково называется Сибирь, предоставлена в полное распоряжение каждого из нас. Это ли не великое счастье?

Вся жизнь Стрежевчан пропитана добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к Родине…

Свою сибирь сравнила с птицей. Песенно - сказочная, она плавно летит в будущее, радуя нас необыкновенной красотой.

И в мечтах своих я облетаю, как горлица, над родными просторами, любуюсь бурной Сибирью.

– Какой образ природы вам представляется особенно ярко?

– Какое это время года?

– Что будет главным в пейзаже? Река? Лес? Просторы полей? Лесное озеро?

– Какое будет небо? Какая погода?

Сегодня вы изобразите красоту родной природы такой, какой ее видите, представляете.

Повторение правил передачи пространства в пейзаже

Физминутка

Зима

Мы зимой в снежки играем, мы играем. 

(имитация лепки снежков)

По сугробам мы шагаем, мы шагаем.   

(шагаем, высоко поднимая колени)

И на лыжах мы бежим, мы бежим.         

(пружинистые движения на на месте, широкие взмахи руками, руки согнуты в локтях)

На коньках по льду скользим, мы скользим.  

(плавные пружинистые движения руки согнуты в локтях)

И снегурочку лепим мы, лепим мы.           (соответствующие движения) 

Гостью-зиму любим мы, любим мы.       

(развести руки в поклоне и поставить на пояс)

Информация о домашнем задании

Рассмотреть в книгах по искусству различные произведения искусства по теме урока

Подведение итогов, рефлексия

Свет луны, таинственный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя.

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.

Выставка и анализ работ.

Ребята, что мы можем сказать о нашей работе? Куда мы можем ее применить? (Использовать для оформления нашей школы)

Выставление оценок.

Уборка рабочих мест

 

Демонстрационный материал

Клевер Юлий Юльевич (1850-1924).

Станислав Юлианович Жуковских    
     

План – конспект урока для 3 класса общеобразовательной школ۠ы «Пейзаж родной земли». Урок второй

Вид занятий Урок практическое занятие (тематическое рисование)
Тема урока «Декоративный пейзаж»
Тип урока Комбинированный, изучение нового материала
Цель урока Расширение представлений детей о выразительных возможностях художественных материалов; развитие чувства цветовой гармонии, фантазии; овладение в декоративном рисование; научить использовать приёмы композиции (ритм, равновесие) в данном виде работы; развитие умения преобразовывать реалистичный пейзаж в декоративный.
Задачи: 1. Определить цветовой настрой композиции (используя смешивание цветов гуаши на палитре) 2. Передать цветам настроения композиции(тёплый, холодный, тепло-холодный колориты)
а) обучающие. Познакомить учащихся с разнообразием пейзажных сюжетов; показать роль искусства в понимании красоты природы; особенности построения композиции пейзажа
б) развивающие. Развивать воображение, творческую фантазию; совершенствовать умение рисовать по памяти
в) воспитательные. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе
Оборудование урока: а) для учителя. б) для учащихся. Доска, учебно-методическое пособие, инструкции, карты, раздаточный мате-риал, кроссворды, опорные конспекты, тесты, фотографии, презентация   Бумага, гуашь, акварель, цветные карандаши, фломастеры, кисти, баночка для воды, палитра, ножницы, клей, пластилин, стеки, гелевая ручка

Оформление классной доски.

    Рис.3.
    Рис.2.
  Рис.1.

 

 

Место для пед.рисунка.

 

 

1.Дата. 2.Тема урока. 3. 4.Д/з.   5.Критерии оценивания работ.    
Организационная часть. (2-3мин)

Приветствие учащихся, отметка отсутствующих. Сообщить цели и задачи нового задания. Проверка готовности к уроку, настрой на восприятие темы урока.

Целеполагание и мотивация

Все дети рисуют зимний пейзаж, в конце занятия рисунки соберутся в общую композицию на доске

Практическая работа

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Учитель предлагает детям полюбоваться холодными красками зимней природы, провоцируя детей на описательные характеристики деревьев, поощряя выразительные сравнения крон деревьев и кустарников с большими облаками…

Дети возвращаются за парты и рассматривают свои пейзажи, выполненные на прошлом уроке мелками.

Какие цвета вы использовали для изображения ствола дерева?

А для изображения неба?

-Для изображения пейзажа «как в жизни» мы с вами учились у природы и брали те цвета и оттенки, какие смогли заметить и запомнить при наблюдении

Сегодня мы попробуем выполнить похожий пейзаж, используя в качестве материала цветную бумагу. Давайте вместе определим этапы работы:

Изображение земли покрытой снежными бураками.

Симметричное вырезывание ствола и основных веток.

Дополнение пейзажа мелкими элементами – капельки дождя, снега, тучки, солнышко, птички и т.д.

Учитель, в процессе выполнения детьми аппликации, подсказывает способы экономного использования бумаги, напоминает способ симметричного вырезывания. Обязательно необходимо обратить внимание детей на то, что ствол дерева, как и сам пейзаж, в общем, выполняется сегодня декоративно, узнаваемо, но не «так, как в жизни». «Ведь в природе мы навряд ли встретим деревья с симметрично расположенными ветвями…»

Для того, чтобы ваш пейзаж был неповторим, добавьте в него деталей, которые сами придумаете, или отгадайте мои загадки:

Крашеное коромысло над рекой повисло.

Пушистая вата плывёт куда-то, чем вата ближе, тем дождик ближе

Физминутка

Снег

Как на горке снег, снег,    

 (встаем на носочки, руки вверх)

И под горкой снег, снег. 

(приседаем)

И на елке снег, снег,          

 (встаем, руки в стороны)

И под елкой снег, снег.      

(обхватываем себя руками)

А под снегом спит медведь,

 (покачались из стороны в сторону, руки согнутые в локтях, перед грудью, ладони от себя)

Тише, тише, не шуметь 

 (пальчик к губам, шепотом)

Информация о домашнем задании

Рассмотреть изображения зимних пейзажей

Подведение итогов, рефлексия

Учитель предлагает детям виртуально отправиться на школьный двор. Для этого дети поднимают свои работы над головой и медленно покачиваются в такт музыке, одновременно рассматривая работы одноклассников.

Детям предлагается продолжить фразы: «Сегодня я узнал…», «Я научился…», «Мне понравилось…», «Мне было трудно…»

Демонстрационный материал

Панков К.А. Пейзаж. Вторая половина 1930-х гг. Бумага, акварель, гуашь. 68х91.

 

Казимир Малевич. «Пейзаж. Зима». 1909    
     

План – конспект урока для 2 класса общеобразовательной школ۠ы «Декоративный графический пейзаж». Урок третий

Вид занятий Урок практическое занятие (тематическое рисование)
Тема урока «Декоративный графический пейзаж»
Тип урока Комбинированный урок
Цель урока Выполнить графическое изображение пейзажа из деревьев, используя прием композиции “ритм”.
Задачи: 1. Определить цветовой настрой композиции (используя смешивание цветов гуаши на палитре) 2. Передать цветам настроения композиции(тёплый, холодный, тепло-холодный колориты)
а) обучающие. Освоить новый прием в композиции – ритм, Повторить изученные приемы в композиции, Научить видеть и изображать разнообразие форм и линий в природе, Изучить понятие и принципы стилизации, Научить выделять главное в композиции графическими способами.
б) развивающие. Развитие умения преобразовывать реалистичное изображение в стилизованное ; Развитие способности верной компоновки, в частности умение располагать определенное фигуры и элементы, относительно заданному приему – ритм Развитие творческого мышления, воображения, фантазии; Умение изображать линии и пятна.
в) воспитательные. Воспитание эстетического отношения к явлениям окружающего мира, Воспитание внимания и видения красоты окружающей природы.
Оборудование урока: а) для учителя. б) для учащихся. Схематичное изображение изученных ранее приемов в композиции и нового приема ритм. - изображение способов стилизации, репродукция картин художников в которых используется прием ритм, работы учащихся, выполненных на эту тему, наглядное пособие с изображением стилизованных деревьев. Лист формата А3, простой карандаш, гелиевая ручка, кисть, тушь

Оформление классной доски.

    Рис.3.
    Рис.2.
    Рис.1.

 

 

Место для пед.рисунка.

 

 

1.Дата. 2.Тема урока. 3.                     4.Д/з.   5.Критерии оценивания работ.    

План урока

1)Организационный момент (5 минут)

2)Повторение раннего изученного материала (10 минут)

3)Введение в тему урока, тема урока, объяснение нового материала (20 минут).

4)Практическая работа (15 часов)

5)Индивидуальная работа с учащимися (в течении всего урока)

6) Физкультминутка

7)Подведение итогов выполненной работы (5 минут)

8)Уборка рабочего места и помещения

Организационная часть. (2-3мин)

Приветствие учащихся, отметка отсутствующих. Сообщить цели и задачи нового задания. Проверка готовности к уроку, настрой на восприятие темы урока.

Целеполагание и мотивация

Оформить коллективной композицией, фойе в школе к выставке «Зимняя фантазия»

Актуализация знаний

-ввести в тему урока, назвать тему и объявить основные задачи урока

-предложить учащимся объяснить как они понимают слово “ритм”. Вспомнить примеры из мира живой природы.

-объяснить и показать различия ритма в декоративном и реалистичном изображениях

-объяснить и показать наглядно что такое стилизация и принципы стилизации

наглядно показать разнообразие линий и форм пятен в графике

Закрепить изученный материал

Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы:

а) как учащиеся понимают слово композиция?

б) какие правила композиции они знают?

в) назвать приемы композиции изученные ранее

Практическая работа

Учитель спрашивает: Ребята, а как вы думаете, чем отличается декоративный пейзаж от реалистичного?

Учитель : Правильно. В декоративном пейзаже отсутствует свето-воздушная перспектива и все объекты, как передние, так и задние изображаются с одинаковой четкостью.

В декоративном пейзаже выполняется стилизация объектов и предметов. Стилизация же происходит за счет упрощения очертания объектов.

Стилизация это изменение видимых свойств и качеств предметов. предполагающее их упрощение с целью усиления выразительности других.

В Декоративной композиции используются практически все основные изобразительные средства: Точка, линия, светотень, форма, размер, пропория, масштаб , цвет ,фактура ,текстура, формат и тд.

Взгляните пожалуйста на интерактивную доску. (указываю на репродукции картин известных художников)

Показываю следующую картину ,К. Моне: А в этой работе мы видим стремление к передаче световоздушной среды через высветление цветовой палитры, игру рефлексов и оптическое смешение цветов в ущерб предметному цвету, тону и четкости рисунка.

Итак. Сейчас каждый из Вас должен определиться с выбором техники, приемов, колорита, чтобы выполнить декоративный пейзаж на формате А3.

Физминутка

«Зайка»

Зайке холодно сидеть,

Нужно лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз.

На носочках подтянись,

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-скок-скок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мёрзли лапки.

Прыгать заинька горазд,

Он подпрыгнул десять раз.

Информация о домашнем задании

Нарисовать снежную королеву

  

Подведение итогов, рефлексия

Выставка работ учащихся, их оценка. Указать на ошибки и выделить удачные элементы в работах учащихся

Демонстрационный материал

Коровин К. А. «Осенний пейзаж». 1909

 

«Солнечный день» Коровин К. А. 1910    
     

Дата: 2019-04-22, просмотров: 513.