Денисенко Антонина Михайловна
«Мотивы севера». Методика написания пейзажа в технике декоративный пейзаж.
Выпускная квалификационная работа
(дипломная работа)
Вид образования: | Профессиональное образование |
Уровень образования: | Высшее образование (специалитет) |
Квалификация выпускника: | Специалитет |
Направление подготовки: | 050602.65 Изобразительное искусство |
Научный руководитель: | Доцент к.п.н кафедры ИЗО Голосай А.В. |
Допущена к защите «____»___________201__ г. Зав. кафедрой изобразительного искусства ___________________ | Дата защиты «___»__________201__ г. Отметка ___________________________ ___________________________ (Председатель ГЭК) |
Нижневартовск – 2018
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ДЕКОРАТИВНЫЙ ПЕЙЗАЖ В ЖИВОПИСИ………………….6
1.1. История возникновения пейзажа………………………………………...6
1.2. Что такое декоративный пейзаж…………………………………………7
1.3. Анализ творческого метода работы над пейзажем Кима Николаевича Бритова……………………………………………………………………..9
1.4. Композиционное решение и последовательность выполнения работы над декоративным пейзажем «Мотивы севера»……………………….11
1.5. Технология работы масляными красками……………………………..14
ГЛАВА II . МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ИСКУССТВУ ЖИВОПИСИ В ТЕХНИКЕ ДЕКОРАТИВНЫЙ ПЕЙЗАЖ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА………………………………….…16
2.1. Место и значение изучения техники декоративного пейзажного жанра общеобразовательной школе………………………………………………….17
2.2. Методические рекомендации по проведению уроков на тему «Пейзаж в декоративной технике»……………………………………………….………..18
2.3. Разработка планов-конспектов на тему «Мотивы севера. Техника декоративная живопись» ……………………………………………………….22
2.4. Методы оценивания детских работ по предмету декоративная живопись на тему «Мотивы Севера»………………………………………………………40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………...…………………………42
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….44
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………….…….46
ВВЕДЕНИЕ
Декоративный пейзаж является ярким жанром живописи. Пейзаж всегда интересовал художников своей колоритностью и поэтичностью. Искусство этого жанра - это отражение души природы. Наблюдая за природой, визуальные впечатления, остаются в подсознании смотрящего на всю жизнь. Мир, окружающий человека-это мир природы с бесконечной красотой и безмерным богатством явлений. Данный жанр напоминает о том как чувственна любовь человека к родине.
С каждым годом неизведанной человеком природы становится все меньше. Важным значением в традиционном русском пейзаже и обучении живописи является созерцание природных форм в естественной среде. Непосредственное общение с природой, вызывает бережное отношения ко всем ее проявлениям.
Как и любой образ, образ природы содержит в себе определенную долю познавательной информации. Творец концентрирует наше внимание на завораживающих, красивых, интересных, значимых моментах в природе, которых мы могли бы не заметить. Тем самым художник вызывает у зрителя любовь к пейзажу и родному краю.
В современном искусстве такой жанр как пейзаж не имеет большой популярности. Выбор темы дипломной работы был обусловлен желанием показать зрителю значимость природы родного края, на основе пленэрных этюдов передать состояние природы, определенное настроение, присутствующее в пейзаже, свое отношение к природе.
Декоративный подход в творчестве является одним из любимейших занятий учащихся. В данном подходе необходимо наличие художественных способностей, знаний и навыков в области изобразительного и декоративных искусств. Так же необходим определенный запас зрительных образов и впечатлений, творческое мышление.
«Зовите меня варваром в педагогике,- говорил К.Д. Ушинский,- но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души с которой трудно соперничать влиянию педагога».
Техника работы масляными красками достаточно сложна и требует определенных навыков и умений, а так же, огромная разновидность материалов и пособий используется художником в процессе создания. Масляная живопись является «долговечной» использование художественного масла позволяет писать неповторимые творческие произведения.
Каждый человек найдет отклик своей души в большом разнообразии пейзажных мотивов, а использование декоративного подхода раскроет чувственность смотрящего. Целью дипломной работы является изучить создание декоративного пейзажа в технике масляная живопись, а также методов обучения на уроках изобразительного искусства в художественной школе. Создание серии этюдов северного декоративного пейзажа в технике масляной живописи.
Невозможно переоценить роль и значение пейзажа как особой темы в духовно- нравственной культуре народа и в искусстве.
Сибирский пейзаж стал предметом исследования дипломной работы, а так же правила выполнения пейзажа в декоративной технике. Объектом исследования является природа Сибири.
Задачи исследования:
1. Изучить учебно-методическую и научную литературу;
2. Изучить историю возникновения пейзажа в декоративной технике. На примере русских художников научиться видеть и передавать через выразительные средства красоту северного края;
3. Разработать блок уроков на тему «Искусство пейзажа в декоративной технике» для учеников среднего звена;
4. Продемонстрировать значимость изучения декоративной пейзажной живописи в формировании художественно-эстетического восприятия окружающего мира, в нравственном воспитании человека на уроках изобразительного искусства в детской художественной школе.
5. Выполнение работы декоративного пейзажа в технике масляной живописи.
Данный дипломный проект является двухчастным. Первая часть – теоретическая (введение, две главы, заключение, список используемой литературы и интернет ресурсов, иллюстрированные приложения). В теоретической части дипломного проекта находятся работы из государственной педагогической практики 2017года в Муниципальном образовательном учреждении города Стрежевой школа № 7.
Вторая часть дипломной работы является практической. В данном разделе находятся этюды, живописное полотно. Основной объем — 51 страница.
Представленная дипломная работа является логическим окончанием курса обучения, реализацией навыков и умений, усвоенных мной за время учёбы в Университете. Во время работы над дипломом я повысила свои знания в области истории пейзажной живописи, в построении композиции, освоила декоративную технику рисования. Материалы, которые содержатся в дипломной работе, могут быть применены в педагогической деятельности. В работе над дипломным проектом огромную помощь мне оказали замечания и пожелания преподавателей кафедры живописи.
Кима Николаевича Бритова
Творческий путь народного художника России владимирского, живописца Кима Николаевича Бритова охватывает 60 лет жизни художника. В Государственном Владимиро-Суздальском музея-заповедника хранится 77 картин мастера. Вся коллекция позволяет смотрящему, охарактеризовать каждый из этапов творческого пути живописца. Большая часть коллекции – это небольшие натурные этюды размером 15–20 см. Данные этюды представляют начальный этап творчества живописца, в них уже можно увидеть индивидуальные черты Бритова: художник имел тягу к монументальности композиции, монера письма художника была шикорой. Одной из интереснейших как с художественной, так и с исторической точки зрения является картина «Строительство моста во Владимире» 1959 года (приложение 1). Художник в данной картине рассматривает тему новостроек, современности и нового дня. Данное произведение является ранним творчеством, но колорит картины выдержан в серовато- охристой грамме. Ким Бритов начал свою творческую биографию в 1950-е годы. Художник писал мягкими колористичными и деликатными пятнами.
В 1960-е годы в свою стилизованную живопись чистый цвет, из-за которого смотрящий попадает под эмоциональное воздействие картины. Художник ищет свое направление в локальности звучности и чистоты цвета, ясности и чёткости композиционных решений. В каждой следующей работе он развивает и совершенствует избранную творческую линию.
В коллекции музея хранятся 2 натурных этюда, привезённых живописцем из этой поездки: «Северный домик» 1962 года (приложение 1) и «Северный мотив» 1960-е годы (приложение 1). С этого периода времени северной природы вошла в жизнь художника. Собрание музея хранит шесть «северных работ» Бритова, написанных с 1969 по 1984 год. Данные работы очень близки к северной серии Владимира Стожарова (приложение 1). Картины схожи по композиционному стою и эмоциональной насыщенности. Смотрящий ощущает притяжение этих земель, воздвигнутых талантом русских мастеров.
1970-е годы являлись периодом творческого расцвета художника. Творец экспериментирует с цветом, мысля мощными категориями, факрутой и характером мазка. смелые поиски в области живописи и работоспособность позволили Бритову в эти годы занять почетное место среди владимирских и российских живописцев.
К период 1970-х относится одна из известнейших работ Бритова «На пчельнике. Медовая пора» (приложение 1). Картина, выполненная в тёплой цветовой гамме, основанной на оттенках земли: жёлтых, охрах, коричневых, зелёных, красных, картина будто восхищает своим колористическим богатством. Бритов в отличии от многих художников видит и изображает под особым углом зрения, по-своему. В картина Бритова строились или стояли дома из золотых бревен. Художник любит вызывать в душе зрителя позитивную эмоцию.
Ким Николаевич Бритов – народный художник России. Его творчество относится к значительным явлениям отечественного искусства второй половины XX – начала XXI века, определяет собой декоративное направление в современном отечественном пейзаже. Он – один из основоположников широко известной в России и за её пределами владимирской школы пейзажа, не имеющей аналогов в спектре современного российского искусства.
Сюжеты в картинах Кима Бритова, словно отдельные мелодии, образуют единую светлую, красочную, полнозвучную симфонию - оду родной природе и родной стране. Каждое произведение несет атмосферой прославленного промысла лаковой живописи, с глубинными народными традициями, национальным колоритом, самобытностью обычаев и уклада жизни
План урока
1.Дата
2.Тема урока
3.Фор-эскиз
4.Начало работы в цвете
5.Завершающий этап работы над композицией
6.Схемы (силуэты) изображения фигуры людей
Оформление классной доски
Место для пед.рисунка.
| 1.Дата. 2.Тема урока. 3. | 4.Д/з. 5.Критерии оценивания работ. |
План урока | ||
1. Организация деятельности 2. Целеполагание и мотивация 3. Актуализация знаний 4. Закрепить изученный материал 5. Демонстрация приемов конструктивного рисования 6. Физминутка 7. Практическая работа 8. Информация о домашнем задании 9. Подведение итогов, рефлексия | ||
Ход урока | ||
Организационная часть. (2-3мин) | Приветствие учащихся, отметка отсутствующих. Сообщить цели и задачи нового задания. Проверка готовности к уроку, настрой на восприятие темы урока. | |
Целеполагание и мотивация | Если видишь, на картине Нарисована река, Или ель и белый иней, Или сад и облака, Или снежная равнина, Или поле и шалаш, - Обязательно картина Называется пейзаж. Давайте, вместе определим тему урока (Тема урока «Пейзаж родной земли») | |
Актуализация знаний | Пейзаж – это изображение природы. Природа всей нашей планеты очень красива и разнообразна. Есть красота гор – величественных и неприступных. Высоко, закрывая небо, громоздятся их темные силуэты, неожиданно и ярко освещённые солнцем. Надо научиться понимать особую красоту бесконечных просторов степей и даже желто-серых пустынь с огромным небом и плотным, как бы разноцветным воздухом. Но самая красивая природа для человека там, где он родился и вырос. Этот край он видит в любое время, и знает свои места как родного человека. И очень многое, что не заметит и не поймет путешественник, известно тому, кто здесь живет и трудится. Ребята, а как вы понимаете такие выражения: «родная земля», «Родина»? (Ответы учащихся) Совершенно верно. Родина –Наша большая Родина – Россия. Природа её разнообразна и очень красива. Есть у нас и горы, и степи, и поля, и луга, и полноводные реки, и маленькие речушки, и безбрежные моря, и озёра. Малая Родина - это то место на Земле, где мы родились, растем, ходим в школу, работаем. Это место мы знаем и любим. Расскажите, пожалуйста, о своей Родине, о родных местах. Чем интересны и особенны ваши родные места ? (Выслушиваем рассказы 2-3 учеников) Зима – самое сказочное время года. Самое завораживающее царство – зимний лес. Зайдя в него, можно увидеть пышные стволы деревьев, которые расстилаются повсюду пёстрым ковром. Стройные елочки покачивают свои пышные наряды. Рядом дрожат лесные кустарники. Сквозь кроны деревьев пробивается робкий солнечный луч. Подул ветер и серебристым снегом запорошил землю. Побывав однажды в зимнем лесу, хочется вернуться туда вновь и вновь. Много интересного вы рассказали о нашей Родине, о её красоте. Наша природа-красавица часто меняет наряды. Четверо художников, Столько же картин. Белой краской выкрасил Всё подряд один. Лес и поле белые, Белые луга. У осин заснеженных Ветки, как рога… О каком времени года говорит поэтесса Е. Трутнева ? Совершенно верно, о красавице-зиме. У второго – синие Небо и ручьи. В синих лужах плещутся Стайкой воробьи. На снегу прозрачные Льдинки-кружева. Первые проталинки, Первая трава. А это что за время года ? Конечно же весна. На картине третьего Красок и не счесть: Желтая, зеленая, Голубая есть… Лес и поле в зелени, Синяя река. Белые. Пушистые В небе облака. | |
Закрепить изученный материал | Декоративный пейзаж, композиция | |
Практическая работа | Закройте глаза, послушайте сочинение ученицы нашей школы Плашкиной Риты и попробуйте представить себе красоту нашего Сибирского края. Люблю тебя, мой край родной. Родина для человека - это самое святое, дорогое, главное в жизни. За что я люблю свой край? За веселье и мудрость, за грусть и благородство, за разудалые песни и зажигательные танцы, за шум лесов , за уютные домики. А ещё я люблю Сибирь за то, что она научила меня быть счастливой даже тогда, когда это очень трудно. Она научила меня любить людей и дружить с ними. Поэтому, наверное, мои мысли так легко оформляются в стихи. Наша жизнь обретает смысл, если наполнена чувством красоты. А красота – это сосуд, из которого человек черпает духовную пищу. Сибирская земля – это и есть тот сосуд, красивый и богатый, щедро одаривающий человека. Здесь мы можем увидеть и неповторимые реки , и тысячи звонкоголосых ручейков, белоснежные тропинки. И эта чудесная земля, ласково называется Сибирь, предоставлена в полное распоряжение каждого из нас. Это ли не великое счастье? Вся жизнь Стрежевчан пропитана добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к Родине… Свою сибирь сравнила с птицей. Песенно - сказочная, она плавно летит в будущее, радуя нас необыкновенной красотой. И в мечтах своих я облетаю, как горлица, над родными просторами, любуюсь бурной Сибирью. – Какой образ природы вам представляется особенно ярко? – Какое это время года? – Что будет главным в пейзаже? Река? Лес? Просторы полей? Лесное озеро? – Какое будет небо? Какая погода? Сегодня вы изобразите красоту родной природы такой, какой ее видите, представляете. Повторение правил передачи пространства в пейзаже | |
Физминутка | Зима Мы зимой в снежки играем, мы играем. (имитация лепки снежков) По сугробам мы шагаем, мы шагаем. (шагаем, высоко поднимая колени) И на лыжах мы бежим, мы бежим. (пружинистые движения на на месте, широкие взмахи руками, руки согнуты в локтях) На коньках по льду скользим, мы скользим. (плавные пружинистые движения руки согнуты в локтях) И снегурочку лепим мы, лепим мы. (соответствующие движения) Гостью-зиму любим мы, любим мы. (развести руки в поклоне и поставить на пояс) | |
Информация о домашнем задании | Рассмотреть в книгах по искусству различные произведения искусства по теме урока | |
Подведение итогов, рефлексия | Свет луны, таинственный и длинный, Плачут вербы, шепчут тополя. Но никто под окрик журавлиный Не разлюбит отчие поля. Выставка и анализ работ. Ребята, что мы можем сказать о нашей работе? Куда мы можем ее применить? (Использовать для оформления нашей школы) Выставление оценок. Уборка рабочих мест
| |
Демонстрационный материал | ||
Клевер Юлий Юльевич (1850-1924).
| Станислав Юлианович Жуковских | |
План – конспект урока для 3 класса общеобразовательной школ۠ы «Пейзаж родной земли». Урок второй
Вид занятий | Урок практическое занятие (тематическое рисование) |
Тема урока | «Декоративный пейзаж» |
Тип урока | Комбинированный, изучение нового материала |
Цель урока | Расширение представлений детей о выразительных возможностях художественных материалов; развитие чувства цветовой гармонии, фантазии; овладение в декоративном рисование; научить использовать приёмы композиции (ритм, равновесие) в данном виде работы; развитие умения преобразовывать реалистичный пейзаж в декоративный. |
Задачи: | 1. Определить цветовой настрой композиции (используя смешивание цветов гуаши на палитре) 2. Передать цветам настроения композиции(тёплый, холодный, тепло-холодный колориты) |
а) обучающие. | Познакомить учащихся с разнообразием пейзажных сюжетов; показать роль искусства в понимании красоты природы; особенности построения композиции пейзажа |
б) развивающие. | Развивать воображение, творческую фантазию; совершенствовать умение рисовать по памяти |
в) воспитательные. | Воспитывать любовь и бережное отношение к природе |
Оборудование урока: а) для учителя. б) для учащихся. | Доска, учебно-методическое пособие, инструкции, карты, раздаточный мате-риал, кроссворды, опорные конспекты, тесты, фотографии, презентация Бумага, гуашь, акварель, цветные карандаши, фломастеры, кисти, баночка для воды, палитра, ножницы, клей, пластилин, стеки, гелевая ручка |
Оформление классной доски. |
Место для пед.рисунка.
| 1.Дата. 2.Тема урока. 3. | 4.Д/з. 5.Критерии оценивания работ. |
Организационная часть. (2-3мин) | Приветствие учащихся, отметка отсутствующих. Сообщить цели и задачи нового задания. Проверка готовности к уроку, настрой на восприятие темы урока. | |
Целеполагание и мотивация | Все дети рисуют зимний пейзаж, в конце занятия рисунки соберутся в общую композицию на доске | |
Практическая работа | Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, елочки темнеют, А между кленами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца. Учитель предлагает детям полюбоваться холодными красками зимней природы, провоцируя детей на описательные характеристики деревьев, поощряя выразительные сравнения крон деревьев и кустарников с большими облаками… Дети возвращаются за парты и рассматривают свои пейзажи, выполненные на прошлом уроке мелками. Какие цвета вы использовали для изображения ствола дерева? А для изображения неба? -Для изображения пейзажа «как в жизни» мы с вами учились у природы и брали те цвета и оттенки, какие смогли заметить и запомнить при наблюдении Сегодня мы попробуем выполнить похожий пейзаж, используя в качестве материала цветную бумагу. Давайте вместе определим этапы работы: Изображение земли покрытой снежными бураками. Симметричное вырезывание ствола и основных веток. Дополнение пейзажа мелкими элементами – капельки дождя, снега, тучки, солнышко, птички и т.д. Учитель, в процессе выполнения детьми аппликации, подсказывает способы экономного использования бумаги, напоминает способ симметричного вырезывания. Обязательно необходимо обратить внимание детей на то, что ствол дерева, как и сам пейзаж, в общем, выполняется сегодня декоративно, узнаваемо, но не «так, как в жизни». «Ведь в природе мы навряд ли встретим деревья с симметрично расположенными ветвями…» Для того, чтобы ваш пейзаж был неповторим, добавьте в него деталей, которые сами придумаете, или отгадайте мои загадки: Крашеное коромысло над рекой повисло. Пушистая вата плывёт куда-то, чем вата ближе, тем дождик ближе | |
Физминутка | Снег Как на горке снег, снег, (встаем на носочки, руки вверх) И под горкой снег, снег. (приседаем) И на елке снег, снег, (встаем, руки в стороны) И под елкой снег, снег. (обхватываем себя руками) А под снегом спит медведь, (покачались из стороны в сторону, руки согнутые в локтях, перед грудью, ладони от себя) Тише, тише, не шуметь (пальчик к губам, шепотом) | |
Информация о домашнем задании | Рассмотреть изображения зимних пейзажей | |
Подведение итогов, рефлексия | Учитель предлагает детям виртуально отправиться на школьный двор. Для этого дети поднимают свои работы над головой и медленно покачиваются в такт музыке, одновременно рассматривая работы одноклассников. Детям предлагается продолжить фразы: «Сегодня я узнал…», «Я научился…», «Мне понравилось…», «Мне было трудно…» | |
Демонстрационный материал | ||
Панков К.А. Пейзаж. Вторая половина 1930-х гг. Бумага, акварель, гуашь. 68х91.
| Казимир Малевич. «Пейзаж. Зима». 1909 | |
План – конспект урока для 2 класса общеобразовательной школ۠ы «Декоративный графический пейзаж». Урок третий
Вид занятий | Урок практическое занятие (тематическое рисование) |
Тема урока | «Декоративный графический пейзаж» |
Тип урока | Комбинированный урок |
Цель урока | Выполнить графическое изображение пейзажа из деревьев, используя прием композиции “ритм”. |
Задачи: | 1. Определить цветовой настрой композиции (используя смешивание цветов гуаши на палитре) 2. Передать цветам настроения композиции(тёплый, холодный, тепло-холодный колориты) |
а) обучающие. | Освоить новый прием в композиции – ритм, Повторить изученные приемы в композиции, Научить видеть и изображать разнообразие форм и линий в природе, Изучить понятие и принципы стилизации, Научить выделять главное в композиции графическими способами. |
б) развивающие. | Развитие умения преобразовывать реалистичное изображение в стилизованное ; Развитие способности верной компоновки, в частности умение располагать определенное фигуры и элементы, относительно заданному приему – ритм Развитие творческого мышления, воображения, фантазии; Умение изображать линии и пятна. |
в) воспитательные. | Воспитание эстетического отношения к явлениям окружающего мира, Воспитание внимания и видения красоты окружающей природы. |
Оборудование урока: а) для учителя. б) для учащихся. | Схематичное изображение изученных ранее приемов в композиции и нового приема ритм. - изображение способов стилизации, репродукция картин художников в которых используется прием ритм, работы учащихся, выполненных на эту тему, наглядное пособие с изображением стилизованных деревьев. Лист формата А3, простой карандаш, гелиевая ручка, кисть, тушь |
Оформление классной доски. |
Место для пед.рисунка.
| 1.Дата. 2.Тема урока. 3. | 4.Д/з. 5.Критерии оценивания работ. | |||
План урока | |||||
1)Организационный момент (5 минут) 2)Повторение раннего изученного материала (10 минут) 3)Введение в тему урока, тема урока, объяснение нового материала (20 минут). 4)Практическая работа (15 часов) 5)Индивидуальная работа с учащимися (в течении всего урока) 6) Физкультминутка 7)Подведение итогов выполненной работы (5 минут) 8)Уборка рабочего места и помещения |
Организационная часть. (2-3мин) | Приветствие учащихся, отметка отсутствующих. Сообщить цели и задачи нового задания. Проверка готовности к уроку, настрой на восприятие темы урока. | |
Целеполагание и мотивация | Оформить коллективной композицией, фойе в школе к выставке «Зимняя фантазия» | |
Актуализация знаний | -ввести в тему урока, назвать тему и объявить основные задачи урока -предложить учащимся объяснить как они понимают слово “ритм”. Вспомнить примеры из мира живой природы. -объяснить и показать различия ритма в декоративном и реалистичном изображениях -объяснить и показать наглядно что такое стилизация и принципы стилизации наглядно показать разнообразие линий и форм пятен в графике | |
Закрепить изученный материал | Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы: а) как учащиеся понимают слово композиция? б) какие правила композиции они знают? в) назвать приемы композиции изученные ранее | |
Практическая работа | Учитель спрашивает: Ребята, а как вы думаете, чем отличается декоративный пейзаж от реалистичного? Учитель : Правильно. В декоративном пейзаже отсутствует свето-воздушная перспектива и все объекты, как передние, так и задние изображаются с одинаковой четкостью. В декоративном пейзаже выполняется стилизация объектов и предметов. Стилизация же происходит за счет упрощения очертания объектов. Стилизация это изменение видимых свойств и качеств предметов. предполагающее их упрощение с целью усиления выразительности других. В Декоративной композиции используются практически все основные изобразительные средства: Точка, линия, светотень, форма, размер, пропория, масштаб , цвет ,фактура ,текстура, формат и тд. Взгляните пожалуйста на интерактивную доску. (указываю на репродукции картин известных художников) Показываю следующую картину ,К. Моне: А в этой работе мы видим стремление к передаче световоздушной среды через высветление цветовой палитры, игру рефлексов и оптическое смешение цветов в ущерб предметному цвету, тону и четкости рисунка. Итак. Сейчас каждый из Вас должен определиться с выбором техники, приемов, колорита, чтобы выполнить декоративный пейзаж на формате А3. | |
Физминутка | «Зайка» Зайке холодно сидеть, Нужно лапочки погреть. Лапки вверх, лапки вниз. На носочках подтянись, Лапки ставим на бочок, На носочках скок-скок-скок. А затем вприсядку, Чтоб не мёрзли лапки. Прыгать заинька горазд, Он подпрыгнул десять раз. | |
Информация о домашнем задании | Нарисовать снежную королеву
| |
Подведение итогов, рефлексия | Выставка работ учащихся, их оценка. Указать на ошибки и выделить удачные элементы в работах учащихся | |
Демонстрационный материал | ||
Коровин К. А. «Осенний пейзаж». 1909
| «Солнечный день» Коровин К. А. 1910 | |
Критерии
Баллы
Итого (средний арифметический балл)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В истории культуры природа была ярким источником вдохновения. Люди наслаждались природой, слагали стихи и песни, писали картины, размышляли о ней. Художник через свое творение пытается передать свои переживания и ощущения от увиденной природы, вследствие чего возник жанр изобразительного искусства – пейзаж. Декоративный пейзаж несет в себе определенное настроение – идею, художника которую, тот пытался вложить в свое произведение. Это настроение схоже с тем, что испытывает человек. Любовь в человеке к окружающей природе, к родному краю воспитывает нравственное и эстетическое понимание Пейзажа. Изображая природу, живописец выражает своё отношение к миру, своё нахождение в этом мире, восхищается величием природы.
Вопрос о восстановлении и охране природы как никогда актуален в наше время.
Целью дипломной работы было исследование декоративного пейзажа как жанра, создание северного пейзажа в технике масляной живописи.
Для достижения цели следовало выполнить ряд поставленных задач: изучить научную литературу и учебно-методическую; в истории развития пейзажа выявить произведения, в которых главным фактором являлась передача настроения; изучить историю развития пейзажа; на примере пейзажистов научиться способам передачи настроения в пейзаже. Выполнить пейзаж в технике масляной и декоративной живописи, а так же разработать блок уроков на тему «Искусство пейзажа» для учеников школы среднего звена.
Ознакомившись с учебно-методической и научной литературой, историей пейзажа как жанра, с этюдами известных русских художников и, проведя занятия по выполнению пейзажа в средней школе №7 г. Стрежевого, мною были сделаны следующие выводы:
• В разные времена пейзажу отводилась своя роль, однако, развиваясь исторически, главной особенностью пейзажа становится передача эмоций мысли, мироощущения, передача настроения, и нравственное воспитание.
• Особенность пейзажа сибирских просторов передаётся всеми художественно-выразительными средствами – линией, цветом, пятном, композицией, мазком, а также знанием самой природы края.
• Основной трудностью в выполнении этюдов и набросков была частая изменяемость погоды и освещения.
• Ученики с интересом изучают поставленный материал и показывают не плохие результаты.
Развитие зрительной памяти и наблюдательности недостаточно в рисовании пейзажа, необходим также выход на пленэр чтобы тонко подмечать и отображать живую действительность природы. Ни один школьный предмет не может заменить великую силу искусства, которая формирует духовные и нравственные качества личности, как изобразительное искусство.
Таким образом, поставленная мною цель, а именно, написание декоративного пейзажа «Мотивы севера», выполнена. Выбранный мною этюд раскрывает полноту полученных впечатлений находясь на природе родного края.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМО ۠ Й ЛИТЕРАТУР ۠ Ы:
1) О.П. Воронова Владимирские пейзажисты. М, Советский художник.1987, с.5-20.
2) Д.Буткевич «Пейзажист по призванию» — Художник №3, 1985, с.11-14.
3) И.Соболева «Владимирский живописец Юкин», — «Юный художник» № 4, 1991, с.8-11.
4) Г.Б.Никодеми. Техника живописи – М., ЭКСМО, 2004, с.100-102
5) Авсин О. А. Натур۠а и рисование п۠о представлени۠ю. – М., 1985
6) Алексеев А. Компоновк۠а пейзажа. М.: Юны۠й художни۠к, 2000, №3.
7) Вартанов О. Основы живописи: полный курс живописи и рисунка. СПб.: Весант, 1994.
8) Жемчугова П. П. Изобразительное искусство. СПб.: Литера, 2006.
9) Кузин В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. Учебник. М.: АГАР, 1998.
10) Ростовцев Н. Н. Методик۠а преподавания изобразительного искусств۠а в щколе: Учебник дл۠я студенто۠в худож.-граф.факультето۠в пе۠д.институтов. М.: АГА۠Р, 1998.
11) Сокольников۠а Н. М. Изобразительно۠е искусств۠о и методика ег۠о преподавани۠я в начальной школ۠е. М.: «Академия», 1999.
12) Майорова Н., Скоков Т. Шедевры русской живописи. 90-е годы XIX века. М.: Белый город, 2006.
13) Визер В. В. Живописная грамота. Основы пейзажа. СПб.: Питер 2007
14) Островский Н.К. Рассказы о русской живописи. М, 1971
15) Ф. Мальцева. Мастера русского пейзажа: Вторая половина XIX века. М.: Искусство,1999
16) Панксенов Г.И. Живопись. Форма, цвет, изображение: учеб. пособие для студ. высш. Худ. Учебных заведений. 2007
17) Никодеми Г. Б. Масляная живопись. Общие сведения, материалы, техника: Практическое пособие.- М.: Эксмо, 2006.
18) Поташник, М.М. Требования к современному уроку. Метод. пособие. — М.: Центр пед. образования, 2016. — 270с.
19) Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. Книга. – М.: Изд-во НИИ школьных технологий, 2014. — 224с.
20) Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: рисунок. Живопись. Нар. искусство. Декор. искусство. Дизайн: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. — 4-е изд., стер. — М.: «Академия», 2011. — 365с.
21) Крошоу. Э Как рисовать пейзажи акварелью: подробный самоучитель для начинающих:-М.: АСТ. 2007.
22) Никодеми Г. Б. Масляная живопись. Общие сведения, материалы, техника: Практическое пособие.- М.: Эксмо, 2006.
23) Панксенов Г.И. Живопись. Форма, цвет, изображение: учеб. пособие для студ. высш. Худ. Учебных заведений. 2007
24) Живопись: Учебное пособие для вузов Николай Бесчастнов, Вадим Кулаков, Ирина Стор, Ю. Авдеев, Г. Гусейнов, В. Дыминский, А. Шеболдаев Легпромиздат Москва 1993 г.
25) Ягодовская А. О пейзаже. М., 1963
26) http://vladmuseum.ru:8085/files/katalog/87.pdf/
27) https://www.vladimir.kp.ru/daily/24422.5/592837/
28) http://www.vasnecov.ru/
29) https://allbest.ru/k-2c0a65635b3ac68b4c43b89521316d26.html
30) https://megaobuchalka.ru/5/32462.html
ПРИЛОЖЕНИЕ
(Приложение №1)
Виктор Борисов-Мусатов "Весна", 1901, холст, масло
Михаил Вру́бель «Одесский порт», 1885, холст, масло
Борис Михайлович Кустодиев «Елочный двор» 1918, холст, масло
Андрей Петрович Полюшенко «Будет гроза» 1981, холст, масло
Андрей Петрович Полюшенко «Берег» 1979, холст, масло
Ким Бритов «Пчельник. Медовая пора» , картон, масло, 56х76, 2008г
Стожаров Владимир «Суздаль. Церковь Козьмы и Демьяна», холст, масло
Владимир Сторожов «Сёрдла. Река Ёртом» 1969, картон, масло
Гайдеров Михаил «Северный мотив», холст, масло
Игорь Ревенко «Северный мотив» холст, масло
(Приложение №2)
Детские работы
Денисенко Антонина Михайловна
«Мотивы севера». Методика написания пейзажа в технике декоративный пейзаж.
Дата: 2019-04-22, просмотров: 706.