Информационно-предметный блок
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основные проблемы:

1. Понятие и роль политической культуры.

2. Структура политической культуры и ее типы.

3. Политическая социализация.

Основные понятия: политическая культура, типы политической куль­туры (патриархальная, подданническая, активистская), политический сте­реотип, политический миф, политический символ, гражданская культура, субкультура, политическая социализация, социализант, агент социализа­ции, агентуры социализации, ресоциализация, модели социализации.

Культура политическая - совокупность индивидуальных позиций и ориентации участников данной политической системы; субъективная сфера, образующая основание политических действий и придающая им значение (Г. Алмонд, Г. Пауэлл).

Понятие "политическая культура" было введено в XVIII в. немецким просветителем И. Гердером, массовое изучение этого феномена началось в середине XX в.

В политической жизни К.п. выполняет следующие функции: идентификации, ориентации, адаптации, социализации, интеграции, коммуникации.

В науке наибольшее распространение получила классификация К.п., предложенная Г.Алмондом и С.Вербой ("Гражданская культура", 1963), в основании которой лежат специфические особенности стран и регионов. Они выделили три "чистых" типа культуры: патриархальный, характеризующийся отсутствием интереса граждан к политике; подданнический, отличающийся сильной ориентацией на политические институты и невысоким уровнем политического участия; активистский, характеризующийся заинтересованностью граждан в политическом участии и проявлением ими политической активности. По мнению этих авторов, наиболее оптимальной культурой будет гражданская культура, синтезирующая подданнические установки и высокий уровень политического участия. В каждой стране гражданская культура обладает своими специфическими чертами, дополняющими и конкретизирующими "идеальный тип".

В современной политологии в структуре К.п. выделяются следующие компоненты: политический опыт; ориентация на политические институты; политические стереотипы; политические мифы; политические символы политическая социализация; модели политического поведения.

К.п. можно классифицировать по нескольким основаниям: по уровню общности - общая и различные субкультуры; по отношению к власти - господствующая и контркультуры. В общей К.п. отражаются наиболее устойчивые, типичные признаки, характеризующие политическое сознание и политическое поведение основной массы граждан Политическая субкультура представляет собой совокупность политические ориентации, которые отличаются господствующих, доминирующих в обществе (негритянская политическая субкультура в США, молодежная субкультура в любом обществе и т.н. Контркультура - особый вид субкультуры, радикально отличающийся от господствующей политической культуры даже противостоящий ей.

В формировании К.п. большую роль играют политические традиции, являющиеся способом передачи образце" политического сознания и поведения.

Стереотип политический ( гр. stereos твердый typos отпечаток) - упрощенное, схематическое и ценностно ориентированное представление о политических объектах. Для стереотипа характерна персонификация событий, высокий эмоциональный заряд, иррациональность, устойчивость. С.п. в обыденном сознании может заменить знания, значительно упрощая процесс ориентации в политическом пространстве.

 Миф политический ( гр. myth слово, сказание, предание) - статичный образ, опирающийся на верования и позволяющий упорядочить приводящие в смятение факты и события, структурировать видение коллективного настоящего и будущего. При исследовании М.п. чаще всего используют методологический подход К. Юнга, согласно которому миф интерпретируется проекция коллективного бессознательного (архетипов) на некоторые реальные объекты. М.п. - это реакция на невозможность рационально объяснить происходящие радикальные изменения. Наиболее распространенными М.п. являются: миф о заговоре, о золотом веке, о герое-спасителе, о единстве.

Символ политический ( гр. sybolon знак, опознавательная примта) - знак, выполняющий коммуникативную функцию, устанавливающую связь между личностью и властью. С.п. относятся: флаг, государственный герб и гимн, лозунги, памятные даты, политические ритуалы. Для каждой политической культуры присущи свои С.п. Приобщение к их содержанию и смыслу осуществляется через процесс политической социализации.

Культура гражданская - тип политической культуры, который характерен для демократической индустриальной политической системы. Автор концепции К.г. Г. Алмонд утверждает, что она опирается на античную традицию "смешанного правления", теоретиками которой являлись Аристотель, Полибий, Цицерон. Этот тип культуры предполагает, во-первых, наличие трех фрагментов политической культуры в обществе (патриархальный, подданнический и активистский), во-вторых, наличие качеств подданных и патриархов даже у активных участников. Алмонд и Вебра подчеркивали, что патриархальные и подданнические ориентации уравновешивают активность и политическое участие индивида, обеспечивая тем самым устойчивость и стабильность демократической политической системы. Т.о., "идеальный гражданин" должен стремиться оказать влияние на власть и одновременно сохранять к ней лояльность; быть потенциально активным, но не проявлять активность постоянно. Основными чертами К.г. выступают: консенсус относительно легитимности политических институтов; терпимость по отношению к другим ценностям и интересам; компетентность. Безусловно, это черты нормативной модели политической культуры. Однако, несмотря на идеализированность концепции К.г., многие политологи признают, что именно К.г. является прочным фундаментом демократических политических режимов.

Субкультура политическая - совокупность политических ориентацией и моделей политического поведения, отличающаяся от доминирующих в обществе. Носителем С.п. может быть та или иная общность: элита, этнические группы, и др.

Любая политическая культу партия стоит из субкультур. Так, напр., выделяет в американской политической культуре три основные культуры: моралистскую, индивидуалистическую и традиционалистскую, моралистической культуре преобладай нравственные требования к политическим деятелям. Ее носители - наследники пуританских традиций Старой Света. Индивидуалистическая субкультура делает акцент на ограничен") сферы деятельности государства, автономии личности, правах и свободах ли поста. Традиционалистическая субкультура в большей степени распространена на Юге Характерными чертами этой субкультуры являются ориентация на личные дружеские связи, клановость и корикативизм.

По характеру взаимоотношений между субкультурами выделяют интегративную и фрагментарную политическую культуру.

 Социализация политическая - процесс усвоения культурных ценностей, политических ориентации, освоения форм политического поведения, приемлемых для данного общества.

Выделяются различные типы С.п.: прямая и косвенная (первичная и вторичная). Прямая социализация - это непосредственное приобретение политических знаний и установок. пая социализация - это своего проекция черт характера, раннего детского опыта, непосредственного окружения личности на формируемые политические установки. Так, напр., установки ребенка по отношению к отцу, формирующиеся в ранние периоды жизни, могут быть в дальнейшем трансформированы в отношение к политическим объектам (президенту, парламенту, суду, партии и т.п.).

С.п. личности складывается из нескольких этапов. На первом из них - этапе политизации - в раннем детстве у ребенка формируются первые представления о мире политики, которые, складываются под влиянием оценок родителей, их отношений и реакций. Второй этап - персонализация. В этот период восприятие власти персонифицируется. Образцами власти становятся, к примеру, фигуры президента, премьер-министра или полицейского. На третьем этапе - идеализации - важнейшим политическим фигурам приписываются определенные качества и на этой основе образуются устойчивые моциональные отношения к политической системе. Четвертый этап, получивший название институционального, характеризуется переходом от персонифицированного восприятия политики к более абстрактному. На этой стадии закладываются представления об институтах власти.

В современной России в результате смены политического режима, когда прежняя система ценностей оказалась дискредитированной, а новые ценности не стали доминирующими в массовом сознании, перед обществом встают сложные вопросы: какие цели должна преследовать С.п.? Какие ценности могут стать объектом консенсуса различных социальных групп? Какие из них могут заменить дискредитированные прежние? Другой серьезной проблемой С.п. в России является отсутствие преемственности в передаче опыта политического участия и поведения. Старые модели политического поведения и участия, освоенные старшим поколением, зачастую не подходят к новым политическим реалиям и способны лишь дезориентировать личность. Новые же модели формируются и осваиваются достаточно медленно. Именно поэтому в последние годы актуальной стала проблема политического образования: знакомство и освоение политического опыта других стран, изучение особенностей функционирования политических систем, способов воздействия на них и реализации собственных и групповых интересов, адаптации зарубежного опыта к российским традициям. Однако формирование новой С.п. не сводится только к системе гуманитарного и политического образования. Необходимо формирование новых институтов социализации, которые бы заполнили образовавшийся вакуум после разрушения и исчезновения старых.

Социализант – индивид, подвергающийся социализации.

 Агенты социализации - отдельные личности, группы, а также социальные институты, посредством которых происходит социализация.

Агентуры социализации - общественные институты, осуществляющие социализацию (образовательные учреждения, партии, общественные организации, средства массовой информации и т.п.).

Ресоциализация - процесс радикального изменения ценностей, сформировавшейся политической культуры.

Модели политической социализации - 1) системная - характеризуется формированием позитивного отношения к власти, правовому порядку, традиционным институтам. Важнейшими агентурами социализации являются школа и семья, а также окружение личности, ее сверстники;2)геге-монистская - формирует молодежь, враждебно настроенную против любой социальной и политической системы, кроме "своей". Ведущими агентурами в этой модели являются средства массовой информации; 3) плюралистическая - формирование представлений граждан о своих политических интересах, желания участвовать в их реализации, высокого уровня гражданской активности. В результате граждане становятся привержены определенным политическим группам и могут их свободно менять в зависимости от результатов политики и степени реализации своих интересов. Агентурами являются школа, родители, средства массовой информации, партии и группы интересов; 4 (конфликтная - сводится к формированию лояльности к определенной группе и готовности поддержать ее в борьбе против других групп. Агентурами социализации являются органы пропаганды и агитации, представляющие интересы группы.

Первая модель социализации в большей степени характерна для англо-американской культуры. Вторая - для стран незападной цивилизации. Третья - присуща континентально-европейской культуре. И, наконец, последняя модель характерна для закрытых (авторитарных) политических систем.

 Основные научные подходы:

Алмонд Габриэль (1911) - американский политолог, специалист в области общетеоретической и сравнительной политологии. Наибольшую известность Алмонду принесли работы по теории политической системы и политической культуры.

В модели политической системы, разработанной Алмондом, наибольшее внимание уделялось функциям "входа" и "выхода". Американскому политологу удалось убедительно показать взаимосвязь между политическими ориентациями, составляющими содержание политической культуры, и характером функционирования политической системы.

В совместной работе Г. Алмонда и С. Вербы "Гражданская культура" (1963) - метод компаративистского (сравнительного) политического анализа продемонстрирован на примере сопоставления политических культур народов пяти стран: США, Мексики, Италии, Великобритании и Германии. Основные работы Алмонда: "Сравнительная политика: концепция развития" (1966), "Политика развивающихся регионов" (1968), "Сравнительная политика сегодня" (1988).

Кассирер Эрнст (1874-1945) - немецкий философ.

В центре его научного творчества - проблемы философии лингвистики, мифологического мышления, искусства, философии истории и политики. Кассирер одним из первых обратил внимание на то, что европейские идеалы свободы и равенства терпят поражение от врага, казалось бы, навсегда побежденного и отошедшего в область истории - от мифа, с его иррациональной властью над сознанием человека. Всплеск идеологического мифотворчества, разгул мистицизма, тоталитарных ритуалов - все это, по мнению философа, есть отступление логоса культуры перед первобытным хаосом, распад рационального мышления и возрождение архаического менталитета. Для Кассирера политический миф есть страшная актуализация латентных, скрытых до поры до времени слоев культуры.

Основные труды Э. Кассирера - "Философия символических форм" (1923-1929), "Язык и миф" (1925),. "Логика гуманитарных наук" (1942).

Дата: 2019-04-23, просмотров: 202.