Деятельностно-коммуникативный блок
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Дискуссия.
Альтернативы развития российской политической культуры .

Развитие отечественной политической культуры протекает в ре­зультате взаимодействия традиционных ценностей российской культуры и либерально-западных. Этот процесс взаимодействия носит сложный и неоднозначный характер. От его развития зависит будущее политической культуры России, а значит, и ее будущее. В целом возможно несколько вариантов развития политической культуры в России. Рассмотрите эти варианты. Какой из них кажется вам наиболее оптимальным, а какой — наиболее вероятным? Воз­можно, вы сможете предложить свою версию перспектив развития отечественной политической культуры.

Вариант I. Либеральные ценности проникают в политическое сознание российского общества. Происходит постепенное «размы­вание» традиционных ценностей и ассимиляция западных полити­ко-культурных ориентаций. Либерализм оказывает значительное влияние на характер целеполагания и политического участия (экс­пансионистская модель взаимодействия политических культур).

Вариант 2. Распространение либеральных ценностей носит, прежде всего, сегментарный характер. Наибольшее их усвоение на­блюдается среди молодежи, а также социальных групп, выигрыва­ющих в результате проводимых реформ (ограниченная экспансия).

Вариант 3. Либеральные ценности наиболее распространены среди элитных групп. В маргинализированном же обществе усили­вается ностальгический синдром, проявляющийся в активизации архаических ценностей (модель непонимания и неприятия иной культуры).
Вариант 4. В российском обществе происходит некритическое освоение либеральных идей, чреватое массовым отказом от послед­них в ситуации усиливающейся социальной фрустрации (модель псевдопонимания).

Вариант 5. Взаимодействие ценностей носит характер кон­фликта (модель конфликтного взаимодействия).

Вариант 6. «Открытие» либеральных ценностей создало си­туацию вызова российской политической культуре. Ответом на этот вызов может быть обретение политико-национальной идентичнос­ти на основе понимания, как иных форм политической культуры, так и уникальности собственной (модель открытого интеркультурного взаимодействия).



Контрольно-оценочный блок.

Контрольный тест.

Укажите, какие из приведенных ниже понятий и определений соответствуют друг другу:

Понятия:

а) активистская политическая культура;

б) политический сте­реотип;

в) патриархальная по­литическая куль­тура;

г) политическая социа­лизация;

д) политическая куль­тура;

е) политический сим­вол;

ж) подданническая по­литическая куль­тура;

з) политический миф;

и) гражданская полити­ческая культура;

к) социализант;

л) гомогенная полити­ческая культура;

м) агентуры социализа­ции;

н) фрагментарная политическая культура;

о) агенты социализа­ции;

п) смешанная полити­ческая культура;

р) искусственно гомо­генная политичес­кая культура;

с) субкультура;

т) политическая идентификация.

Определения:

1) статичный образ, опирающийся на верова­ния и позволяющий упорядочить и интегри­ровать приводящие в смятение факты и со­бытия, структурировать видение коллек­тивного настоящего и будущего;

2) совокупность ориентации граждан на ло­кальные ценности — общину, род, клан и т.п. и на конкретные личности, осуществляющие власть — вождей, шаманов, вое­начальников;

3) упрощенное, схематическое, деформиро­ванное и ценностно-ориентированное пред­ставление о политических объектах;

4) совокупность ориентации граждан, характе­ризующихся пассивным отношением к по­литической системе;

5) знак, выполняющий коммуникативную функцию между личностью и властью;

6) «смешанный» тип политической культуры, в котором преобладает политическая куль­тура участия;

7) «совокупность индивидуальных позиций и ориентации участников данной политичес­кой системы, субъективная сфера, обра­зующая основание политических действий и придающая им значение» (Г. Алмонд и Г. Пауэлл);

8) процесс усвоения культурных ценностей, политических ориентаций, освоения форм политического поведения, приемлемых для данного общества;

9) совокупность ориентации граждан на актив­ное включение в политическую жизнь, воз­действие на политическую систему;

10) объект социализации, тот, на кого направ­лено социализирующее воздействие;

11) политическая культура, характеризующая­ся единством общества по основополагаю­щим ценностям и толерантностью;

12) непосредственные субъекты политической социализации (преподаватели, журналис­ты, общественные деятели и др.);

13) политическая культура, характеризующая­ся апатичностью и мобилизованным учас­тием;

14) институты, осуществляющие процесс со­циализации (политические партии, сред­ства массовой информации, общественные организации, образовательные учреждения);

15) политическая культура, характеризующая­ся конфликтной оппозиционностью различ­ных субкультур;

16) политическая культура, характеризующая­ся наличием ценностных ориентаций, отли­чающихся от норм и ценностей существую­щего режима;

17) система специфических политических ори­ентаций;

18) ощущение принадлежности к определенной социальной группе, партии, чувство сопри­частности с ними.

Контрольные вопросы:

1. Проблема политической культуры в истории политической мысли.

2. Сравнительный анализ политических культур: Запад — Восток — Россия.

3. Советская политическая культура: сущность и типологические особенности.

4. Структура и функции гражданской политической культуры.

5. Политический миф: генезис, динамика, механизм деятельности.

Темы рефератов:

1. Политическая культура российского общества: традиции и инновации.

2. Политико-культурные факторы в процессе модернизации.

3. Политические нормы и ценностные ориентации современного российского об­щества.

4. Модели и механизмы политической социализации.

5. Содержание, формы и методы политической социализации в современной Рос­сии

Тема 13.  Политическое поведение и участие.

Цель занятия: изучение политического поведения и его основных типов: политического участия и абсентеизма; формирование знаний об основных формах политического участия: ортодоксальных и не­ортодоксальных, конвенциональных и неконвенциональных; определение специфики автономного и мобилизованного участия; знакомство с основ­ными типами политического протеста; выявление особенностей электо­рального поведения в современной России.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 280.