Информационно-предметный блок
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основные проблемы:

1. Понятие государства и его функции.

2. Формы государственного устройства и формы правления.

3. Государственные институты власти Российской Федерации.

4. Основные принципы правового и социального государства.

Основные понятия: государство, суверенитет, форма государственно­го устройства, форма правления, федерация, конфедерация, унитарное го­сударство, президент, правительство, парламент, суд, сецессия, монархия, республика, правовое государство, права человека, разделение властей, социальное государство.

Государство - центральный институт политической системы, особая форма организации политической власти в обществе, обладающая суверенитетом, монополией на применение узаконенного насилия и осуществляющая управление обществом с помощью специального механизма (аппарата).

Термин "Г." употребляется в узком и широком значениях: 1) в узком значении - как институт господства, как носитель государственной власти; Г. существует в виде того, что противостоит "обществу"; 2) в широком - как государственно оформленная всеобщность, союз граждан, как община; здесь оно обозначает целое, охватывающее "Г." (в узком смысле) и "общество".

Античная мысль не знала сущностного разделения общественной и государственной жизни, усматривая в последней лишь способ решения "общих дел" всех граждан. Средневековье ограничивалось констатацией божественной сущности Г. Различение собственно государственно-политической сферы начинается с Нового времени. С XVI- XVII вв. термином "Г." стали обозначать все государственные образования, которые до того назывались "княжеское господство", "городская община", "республика" и т.д. Заслуга введения понятия Г. принадлежит Н. Макиавелли, использовавшего для обозначения Г. термин "stato" ( лат. status положение, статус), которым он объединил такие понятия, как "республика" и "единовластное правление". Сначала термин "Г." укореняется в Испании (estado) и во Франции (etat), позднее - в Германии (Staat). С этого времени понятия "Г." и "гражданское общество" стали различаться. К XVIII в. с завершением становления европейского понятия нации-государства оно решительно и повсеместно вытесняет широкое понятие республики как политического сообщества вообще.

В зависимости от особенностей взаимоотношений власти и личности, воплощения в государственном устройстве рациональности, принципов свободы и прав человека в политической науке выделяются следующие типы Г.: традиционные (сложившиеся преимущественно стихийно и имеющие неограниченную власть над подданными) и конституционные (ограничивающие власть правом и строящиеся на принципе разделения властей).

Важнейшие конституирующие признаки Г. - территория, население (народ) и суверенная власть.

Территория как признак Г. нераздельна, неприкосновенна, исключительна, неотчуждаема. Население как элемент Г. есть человеческое сообщество, проживающее на территории данного Г. и подчиняющееся его власти. Государственная власть суверенна, т.е. обладает верховенством внутри страны и независимостью в отношениях с др. государствами. Будучи суверенной, государственная власть, во-первых, является универсальной, распространяясь на все население и все общественные организации; во-вторых, обладает прерогативой отменить любые проявления всех иных общественных властей; в-третьих, имеет исключительные средства воздействия, которыми никто, кроме нее, не располагает (армия, полиция, тюрьмы и т. д.).

Г. выполняет ряд функций, которые отличают его от др. политических институтов. Функции отражают главные направления в деятельности Г. по выполнению им своего предназначения. К внутренним функциям Г. относятся экономическая, социальная, организаторская, правовая, политическая, образовательная, культурно-воспитательная и др. функции. Среди внешних функций следует выделить функцию взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и др. сферах с др. государствами и функцию обороны страны.

Суверенитет (нем. Souveranitat фр. souverainete верховная власть) - верховенство и независимость власти. Понятие "С." было введено в политическую науку французским юристом Жденом, который определял С. как полную и независимую власть государства. В Новое время учение о С. было развито Т.Гоббсом и Ж.Ж-Руссо. Последний связывал идею С. с выражением общей народной воли.

Различают несколько видов С.: 1) С. государственный (независимость государства во внешней сфере и верховенство государственной власти внутри страны); С. является атрибутом государства; уважение С. - основополагающий принцип международного права, закрепленный в Уставе ООН; 2) С. национальный - полновластие нации, ее политическая свобода, обладание реальной возможностью определять характер своей национальной жизни, включая способность политически самоопределяться вплоть до отделения и образования самостоятельного государства; 3) С. народный (этот принцип впервые нашел юридическое закрепление во французской Декларации прав и свобод человека и гражданина (1789) - полновластие народа, т.е. обладание народом социально-экономическими и политическими средствами для реального участия в управлении делами общества и государства.

При всей своей значимости принцип С. не рассматривается ныне как неограниченный и абсолютный, а находится в определенных отношениях с другими основополагающими, общепризнанными принципами международного и конституционного права. В сфере внутренних отношений он не должен вступать в противоречие с правами человека и гражданина в том виде, как они провозглашены международным правом и конституционно закреплены. Во внешних отношениях С. ограничен рядом общепризнанных принципов международного права, как, напр., запретом развязывания войны, обязательствами, взятыми на себя государством как членом международных (напр., Организация Объединенных Наций), региональных (напр., Совет Европы) надгосударственных организаций.

 Форма государственного устройства - административно-территориальная организация государства, а также система взаимоотношений центральных и региональных органов власти. Выделяют две Ф.г.у.: федерация и унитарное государство. Применительно к странам с многонациональным составом населения иногда используется также термин "форма национально-государственного устройства".

Форма правления - способ организации верховной государственной власти, принципы взаимоотношений ее органов, степень участия населения в их формировании. Определяющим признаком Ф.п. является правовой статус главы государства (выборный и сменяемый в республике, наследственный - в монархическом государстве). Современным государствам присущи две Ф.п.: республика и монархия.

Федерация (лат. foederatio союз, объединение) - форма государственного устройства, при которой, входящие в ее состав административно-территориальные образования (см. Субъекты федерации) обладают ограниченной юридической и политической самостоятельностью.

Характерными чертами Ф. являются: 1) наличие конституции союза и субъектов Ф.; 2) верховенство союзной конституции и общефедерального законодательства; 3) существование федерального гражданства и гражданства субъектов Ф.; 4) наличие законодательных, исполнительных и судебных органов власти на уровне субъектов Ф.) право представительных органов субъектов Ф. принимать законодательные акты в пределах установленных полномочий и компетенции. Одним из обязательных элементов Ф. является двухпалатная структура федерального парламента.

В XIX в. Ф. утвердились в Швейцарии, США, странах Латинской Америки. После Второй мировой войны федеративным стало государственное устройство некоторых государств Азии Африки.

В современном мире насчитывается 21 федеративное государство: Австралия, Австрия, Аргентина, Бельгия, Бразилия, Венесуэла, Индия, Канада, Поморские Острова, Малайзия, Мексика, Микронезия, Нигерия, Объединенные Арабские Эмираты, Пакистан, Россия, США, Танзания, ФРГ, Швейцария, Союзная Республика Югославия.

В зависимости от роли национального (лингвистического) фактора различают Ф. на территориальной основе (США, Австралия, Австрия, ФРГ, Аргентина, Венесуэла, Бразилия, Мексика), на национальной основе (Индия, Бельгия, Нигерия, Пакистан) и на смешанной национально-территориальной основе (РФ, Швейцария, Канада).

Федеративные государства подразделяются на этнические и анэтнические. В этнических Ф. население национально неоднородно (Канада) и субъекты образуются по национальному признаку. В анэтнических Ф. население либо этнически едино (Австрия, ФРГ), либо тяготеет к однородности (Австралия, США).

В теории конституционного права также иногда проводится различие между т.н. конституционными Ф. (США, Канада, Бразилия), конституционно-договорными (РФ) и договорными (Швейцария, Объединенная Республика Танзания, Объединенные Арабские Эмираты), между централизованными (напр., Индия, где все штаты, кроме одного, не имеют своих конституций и гражданства) и децентрализованными (США, ФРГ, Швейцария).

По правовому статусу субъектов Ф. подразделяются на симметричные (Чехословакия до 1993), в которых права и представительство субъектов Ф. в высших органах власти одинаковы, и асимметричные, в которых существует неравенство субъектов либо в правах, либо в представительстве. Большинство Ф., в том числе и Россия, относятся к асимметричному типу.

 Конфедерация ( позднелат. confederation союз, объединение) - форма союза государств, при которой входящие в союз государства сохраняют свой суверенитет в полном объеме. К. сочетает в себе черты как международно-правовой, так и государственной организации. В рамках К. каждое государство-участник сохраняет свою политическую самостоятельность, конституцию, правовую и национальную финансовую систему, собственные вооруженные силы. В предмет ведения К. входит небольшой круг вопросов (обычно войны и мира, внешней политики, формирование единой армии, системы коммуникаций и т.п.). Для выработки общей политики учреждаются общие органы власти, в которые делегируются представители от каждого государства-участника. Однако решения этих органов носят рекомендательный характер и не обязательны для исполнения каждым членом К. В К. нет союзного гражданства. Субъекты К/ имеют право свободного выхода из нее.

Историческими примерами К. являются Швейцарский союз (1291 -1798 и 1815-1848); Рейнский союз (1806- 1813), существовавший под протекторатом Наполеона; США (1781 - 1789); с 1958 по 1961. К. составляли Египет и Сирия; Сенегамбия (объединение Сенегала и Гамбии с 1982 по 1989). В настоящее время в мире существует только одно образование, обладающее признаками К.,- Европейский Союз.

Опыт истории К. свидетельствует о том, что эта форма является переходной либо к полному распаду союза, либо к федеративной форме государственного устройства.

Государство унитарное ( лат. unitas единство) - форма государственного устройства, административно-территориальные образования которой не имеют политической самостоятельности. Для Г.у. характерны следующие черты: единая конституция, действующая на всей территории страны; единая система высших государственных органов власти, юрисдикция которых распространяется на всю Территорию; единая правовая система; подчинение муниципальных органов власти общегосударственным.

Существуют две разновидности Г.у.: Децентрализованные и централизованные. К числу первых относятся такие государства, в которых региональные органы формируются независимо от центральных органов, поэтому юридически отношения между ними строятся на началах децентрализации (Великобритания, Новая Зеландия, Япония, Испания, Италия). Ко второму типу относятся Г.у., в которых подчинение региональных органов центру осуществляется при посредстве должностных лиц, назначаемых из центра (Нидерланды, Казахстан, Узбекистан).

Унитарная форма государственного устройства имеет наибольшее распространение в мире.

 Президент - глава государства исполнительной власти или только государства в большинстве стран с республиканской формой правления. В мировой политической практике сложилось три системы избрания: 1) прямые выборы П. (Австрия, Бразилия, Ирландия, Мексика, РФ, Франции и др.); 2) косвенные выборы П. (Аргентина, США): население выбирает выборщиков, которые затем выбирают главу государства; 3) в парламент республиках П. избирается путем многостепенных выборов; в этой ситуации выделяются следующие разновидности: а) П. избирается парламентом (Турция, Израиль, Турция и др.); б) для избрания П. создается избирательная коллегия, состоящая из депутатов парламента и представителей органов местного самоуправления крупнейших административно-территориальных ниц (Италия); в) в ряде федеративных государств (ФРГ, Индия) для избрания П. формируется особая коллегия, состоящая из депутатов союзного парламента и представителей субъектов Федерации.

Срок полномочий П. ограничен рамками закона. В США, ФРГ, России не допускается избрание на пост П. одного и того же лица в течение трех сроков подряд. В Италии, Франции, Финляндии отсутствуют какие-либо ограничения для переизбрания на пост П.

Объем полномочий П. зависит от формы правления.

В парламентской республике (ФРГ, Италия) П. является только главой государства, но не правительства. Реальная исполнительная власть принадлежит возглавляемому премьер-министром правительству, что, в частности, выражается в необходимости контрасигнаций большинства актов П. премьер-министром или соответствующим министром. П., как правило, избирается парламентом или при участии последнего.

В президентской республике П. является не только главой государства, но и главой исполнительной власти, т.е. главой администрации (в США, странах Латинской Америки) или правительства (в Замбии, Беларуси, Казахстане, Узбекистане). Пост премьер-министра, как правило, отсутствует. П. избирается внепарламентским путем, т.е. народом (прямо или косвенно).

В полупрезидентских республиках П. является только главой государства, однако обладает реальными властны-I ми полномочиями, позволяющими ему фактически руководить ответственным перед парламентом правительством (П. назначает премьер-министра, как правило, из числа лидеров наиболее крупной фракции парламента). При этой форме правления П., как правило, избирается на всеобщих выборах. П. имеет право роспуска нижней палаты парламента.

Полномочия П. распространяются на: 1) область управления; 2) области законодательной инициативы; 3) область внешней и военной политики; 4) сферу чрезвычайных полномочий. Глава государства во многих странах провозглашается главнокомандующим вооруженными силами.

Пост П. РСФСР установлен по результатам Всероссийского референдума 7 марта 1991 г. Нынешний статус П. РФ регулируется Конституцией РФ (1993). П. - глава российского государства, гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Конституция исходит из ведущего положения П. в системе государственных органов. П. в целом независим от др. органов государственной власти, парламентские и судебные издержки и противовесы, а тем более контроль существуют в минимальной мере. Глава государства в РФ - не часть системы разделения властей, он поставлен над др. ветвями власти. В установленном Конституцией РФ порядке П. принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и территориальной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. П. в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики российского государства, представляет РФ внутри страны и в международных отношениях.

П. РФ избирается на четыре года гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Одно и то же лицо не может занимать должность П. РФ более двух сроков подряд. Порядок избрания П. установлен Федеральным законом "О выборах Президента Российской Федерации" от 17 мая 1995 г. Конституция РФ не предусматривает ответственности П. РФ за нарушение им Конституции, он может быть отрешен от должности лишь за измену Родине или иное тяжкое уголовное преступление.

 Правительство - высший коллегиальный исполнительный орган государства. П. в разных странах носят различные конституционные наименования: Кабинет - в Японии; Совет министров - в Индии; Правительство - в Чехии, Колумбии; Совет министров (Правительство) - во Франции и на Кубе; Государственный совет - в Китае; Федеральное правительство - в Германии; Федеральный совет - в Швейцарии; Административный совет - в КНДР и т.д.

В зависимости от формы правления и в связи со степенью участия парламента в формировании П. можно разграничить две основные модели формальной процедуры образования П.: парламентскую и внепарламентскую.

Парламентская модель предусматривает формирование П. на базе итогов парламентских выборов (при двухпалатном парламенте - обычно выборов в нижнюю палату). Это характерно для парламентских республик, монархий и для многих смешанных республик. По общему правилу, глава государства назначает главу П., в отношении которого есть основания полагать, что он и возглавляемое им П. будут пользоваться доверием большинства парламента или его нижней палаты. Получив мандат, глава П. формирует состав П. и представляет его вместе с программой действий на утверждение парламенту (напр., Палате общин в Великобритании, обеим палатам в Италии). В некоторых странах (напр., в Болгарии) парламенту представляется только глава П., который после своего утверждения парламентом формирует П. и представляет его для назначения главе государства. В Германии Бундестаг должен выбрать Федерального канцлера по предложению Федерального президента, а если это не удается, то может произвести такой выбор по собственному разумению. В Швеции назначение главы П. производится не королем, а тальманом Риксдага. В парламентарных государствах П. несет коллегиальную ответственность перед парламентом (в двухпалатном парламенте - перед нижней палатой). Это означает, что при утрате парламентского большинства (напр., при расколе правительственной коалиции) П. обязано либо уйти в отставку (что знаменует начало правительственного кризиса, заканчивающегося формированием нового П. и получением им вотума доверия в парламенте), либо распустить парламент и назначить досрочные выборы.

Внепарламентская модель формирования центральной исполнительной власти характерна для президентских республик и дуалистических монархий, а также и для некоторых смешанных республик. В последнем случае нужно различать формально внепарламентскую модель, которая на деле является парламентской, поскольку П. нуждается в доверии парламента (нижней палаты), как это имеет место во Франции (здесь П. формируется премьер-министр, который назначается президентом), и реально внепарламентскую, от которой центральная исполнительная власть в доверии парламента не сдается и формируется совершенно зависимо от него. Так, в президентской республике П. формируется президентом и потому почти не зависит от расстановки партий и партийной борьбы в парламенте. В президентских публиках П. формируется президентом, причем из назначенных им членов П. (Беларусь, Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан) должен быть утвержден парламентом.

П. может быть беспартийным, однопартийным и коалиционным.

 Парламент (нем. Parlament, англ parliament, фр. parlement фр. parler говорить) - родовое название высшего представительного и законодательного органа в демократических государствах. П. впервые созван в Англии (1265) как орган сословного представительства, реальное значение приобрел после буржуазных революций XVII-XVIII вв.

Основными функциями П. как политического института являются: представительство интересов различных социальных слоев; выбор и определение альтернатив общественного развития; разработка и принятие законов; политический контроль за деятельностью исполнительной власти (правительства); обеспечение легитимности принимаемым решениям.

П. различаются по структуре и объему компетенции. В соответствии со структурой они делятся на однопалатные и двухпалатные. Первые из них преимущественно существуют в развивающихся странах. Двухпалатные П. действуют в большинстве стран мира.

Нижняя палата в двухпалатном П. и однопалатный П. избираются только путем прямых выборов, верхняя палата формируется путем прямых (США, Италия) или косвенных (многостепенных) выборов (Индия, Франция), часть ее членов занимает места в порядке наследования или назначения (Великобритания, Канада). Компетенция современных П. бывает абсолютно определенной (США, Франция); абсолютно неопределенной (Великобритания, Италия, Ирландия); относительно определенной (ФРГ, Индия).

В России П. является Федеральное Собрание.

Суд — орган государственной власти, осуществляющей правосудие (путем рассмотрения административных, гражданских, уголовных и пр. дел в установленном законодательством порядке). Выделяют суды общей и специальной юрисдикции.

 Сецессия ( лат. secessio отделенный уход) - процесс отделения, выхода состава государства какой-л. его част Проблема С. часто возникает на национально-этнической почве в связи с приливом нации (как правило, проживающих компактно) на самоопределение.

В истории ряда государств, предпринимались попытки С., которые носил! как мирный, так и вооруженный xapaктер. В 1847 часть швейцарских кант( нов попыталась выйти из состава ко федерации, но вооруженным путем были возвращены в состав государств В 1861 аналогичную попытку предприняли южные штаты США, их дальней шее поражение в гражданской войн разрушило планы отделения. Неудаче закончилась и попытка отделения шта1 Сан-Луи от Мексики в 1938. Попытка же выхода из состава Пакистана территорий вооруженным путем оказалась успешной, и в 1973 образов новое государство - Бангладеш.

Конституция РФ (1993), подчеркивая государственную целостность предоставляет право различным нар дам на самоопределение, но в рамках РФ: они могут изменять формы своего государственного устройства, но в пре делах Федерации и на основе конституционных принципов РФ.

 Монархия ( гр. monarchia единовластие) - форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке наследования престола.

В современном мире сохраняются два исторических типа М. - абсолютная и конституционная. В свою очередь конституционная М. существует в двух видах(статистическая и парламентская М.).

Особая разновидность М. - выборная (избирательная), сочетающая элементы М. и республики (Малайзия). Глава малайзийской федерации является монархом, но он получает свою власть не в порядке престолонаследия, а избирается сроком на пять лет (в порядке очередности) Советом правителей, состоящим из правителей входящих в федерацию девяти монархических государств.

 Республика ( лат. res дело publica народ) - форма правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (парламентами). В рамках республиканской формы правления принято различать президентскую Р., парламентскую Р. и Р. смешанного типа (полупрезидентскую). Особой разновидностью Р. является т.н. советская Р. Республиканская форма правления стала преобладающей в мире только в XX в. (в самом его начале в Европе было только три Р.). По состоянию на 1999 из 190 государств мира более 140 являются республиками.

Государство правовое - правовая форма организации и деятельности публично-политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права.

Идея Г.п. имеет длительную историю и занимает важное место в политических учениях прошлого. Однако возникновение целостной концепции Г.п. относится к концу XVIII - началу XIX в., периоду становления буржуазного общества, когда в исторически прогрессивных политических теориях осуществлялась всесторонняя критика феодального произвола и беззакония, абсолютистских и полицейских режимов, утверждались идеи гуманизма, принципы свободы и равенства всех людей, неотчуждаемость прав человека, решительно отвергались узурпация публичной политической власти и ее безответственность перед людьми и обществом. Естественно, при всей новизне идеи и концепции Т.п., разработанные Г. Гроцием, Б. Спинозой, Дж. Локком, Ш. Л. Монтескье, Т. Джефферсоном и др., опирались на опыт прошлого, на достижения предшественников, на исторически сложившиеся и апробированные общечеловеческие ценности и гуманистические традиции.

Идеи Локка, Монтескье и др. представителей политической мысли оказали прямое влияние на конституционное законодательство. Это отчетливо проявилось, напр., в Конституции США 1787, во французской "Декларации прав человека и гражданина" 1789, в целом ряде др. правовых актов.

Сам термин "Г.п." утвердился в немецкой литературе в первой трети XIX в. в трудах К. Велькера и Р. фон Моля.

Ценностный смысл идеи Г.п. состоит в утверждении суверенности народа как источника власти, гарантированное(tm) его свободы, подчинении государства обществу.

Основополагающими принципами Г.п. являются: 1) верховенство права, господство закона во всех сферах общественной жизни. Закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть изменен, отменен или приостановлен ни ведомственными актами, ни правительственными распоряжениями, ни решениями партийных органов. Вся общественная деятельность осуществляется в строгом соответствии с законами, закрепленными конституцией Г.п.; 2) реальность прав и свобод граждан. Этот принцип состоит в признании, утверждении и надлежащем гарантировании прав и свобод человека и гражданина. Причем предполагается, что права и свободы человека не являются неким "даром" властей, а принадлежат ему от рождения. В этом смысл традиционного для идей Г.п. противопоставления неотчуждаемых прав индивида феодальным представлениям об их октроированном (дарованном, жалованном) характере; 3) взаимная ответственность государства и личности. Этот принцип выражает нравственные начала в отношениях между государством как носителем политической власти и гражданином как участником ее осуществления. Государство путем издания законов берет на себя конкретные обязательства перед гражданами, общественными организациями, др. государствами и всем международным сообществом. Не менее важна и ответственность перед обществом и государством; 4)разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Данный принцип имеет целью исключить монополизацию власти в руках одного лица, органа .или социального слоя и обеспечить соответствие всей системы публичной власти требованиям права и их последовательного соблюдения; 5) наличие эффективных форм контроля и надзора за осуществлением законов. К ним относятся суд, прокурорский надзор, арбитраж.

Особое место занимает проблема положения личности в Г.п. Само по себе Г.п. - не самоцель, а социально-исторически обусловленная всеобщая форма выражения, организации, упорядочения и защиты свободы в общественных отношениях людей. Содержание и характер свободы, ее широта и объем определяются уровнем развития общества. Свобода относительна в смысле ее фактической незавершенности, исторического изменения и развития ее содержания, но она абсолютна как высшая ценность и принцип и поэтому может служить критерием человеческого прогресса, в том числе и в области государственно-правовых форм, общественных отношений, положения личности. В этой связи было бы неправильно считать правовым любое государство лишь на том основании, что в нем есть право, закон, ибо сами законы могут быть разными. Поэтому важно иметь критерии, позволяющие определять степень демократичности законов, действующих в той или иной стране. На основе многовекового исторического опыта сложились общечеловеческие представления о правах и свободах личности в демократическом Т.п., которые положены в основу документов, принятых мировым

сообществом. К ним относятся: Устав ООН, а также принятые этой международной организацией Всеобщая декларация прав человека, Пакт об экономических, социальных и культурных правах, Пакт о гражданских и политических правах и ряд конвенций (напр., Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенция против дискриминации в области образования, труда и занятий, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания и др.). В совокупности изложенные в этих документах нормы в области прав и свобод личности составляют международные стандарты. Только соотнося с ними национальное законодательство любой страны, можно делать выводы о степени демократичности данного общества и защищенности прав и свобод граждан этого государства.

Право - 1) система общеобязательных социальных норм, охраняемых силой государственного принуждения, обеспечивающих юридическую регламентацию общественных отношений в масштабе всего общества. П. как система дифференцирована по отраслям, каждая из которых имеет свой предмет регулирования и обладает специфическими чертами (напр., конституционное право, гражданское право и др.). П. подразделяется на международное и национальное; 2) императив, стоящий над государством и законом, защищающий справедливый порядок государства как форму самоорганизации общества.

Разделение власти: см. тема 2.

Государство социальное - разновидность государства, характеризующегося развитой системой социального обеспечения, гарантирующей минимальный уровень жизни и снижение социального риска для наемных работников. Термин "Г.с." был введен в научный оборот в XIX в. немецким мыслителем Л. фон Штайном: Впервые социальный характер государства был провозглашен в Конституции ФРГ 1949. Концепция Г.с. окончательно сформировалась во второй половине XX в.

Принципами Г.с. провозглашаются: индивидуальная свобода; солидаризм; справедливость, понимаемая как равенство всех перед законом; демократия; социальная защита и социальный мир. Основными целями Г.с. являются: помощь нуждающимся, обеспечение минимального социального неравенства, защита от социальных рисков, содействие росту благосостояния людей. Для их достижения государство использует совокупность методов: правовое вмешательство, гарантирующее реальное равноправие; экономическое вмешательство с целью увеличения доходов и улучшения окружающей среды; педагогическое вмешательство, ориентированное на развитие образования и информированности населения. Существование Г.с. связывается с наличием демократии, становлением постиндустриального общества.

Выделяются три модели Г.с.: либеральная, консервативная и социал-демократическая.

В либеральной модели Г.с. (функционирует в Австралии, Великобритании, Канаде, Швейцарии, США, Японии); степень защиты от стихийных рыночных сил достаточно слаба, гарантии занятости отсутствуют, однако существует социальная поддержка бедных; высок удельный вес частных ассигнований, направляемых на социальные нужды; система социальной помощи не имеет адресной направленности; средний удельный вес перераспределяемых ресурсов.

Для консервативной модели (действует в Бельгии, Ирландии, Италии, Нидерландах, ФРГ) характерны средняя степень защиты от стихийных рыночных сил, зависимость гарантий занятости от состояния экономики, действие социального права, средний удельный вес частных ассигнований, направляемых на социальные нужды; адресная направленность социальной помощи; средний удельный вес перераспределяемых ресурсов.

Социал-демократической модели (Дания, Норвегия, Швеция) присущи высокая степень защиты от стихийных рыночных сил, гарантии занятости, действие социального права; низкий удельный вес частных ассигнований, направляемых на социальные нужды; система социальной помощи не имеет адресной направленности; большой удельный вес перераспределяемых ресурсов.

Статус Г.с. официально закреплен в конституциях Германии, Испании, Франции, России и др. Так, Конституция РФ (1993) провозглашает, что "РФ - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека". Из этого общего положения вытекают следующие конституционные обязанности российского государства: а)охранять труд и здоровье людей; б) устанавливать минимальный гарантированный размер оплаты труда; в) обеспечивать государственную поддержку семье, материнству, отцовству и детству, инвалидам и пожилым гражданам; г) развивать систему социальных служб; д) устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Основные научные подходы:

Боден Жан (1530-1596) - французский политический мыслитель и правовед.

В работах "Метод легкого изучения истории" (1566) и "Шесть книг о государстве" (1576) рассматривается развитие исторического процесса, а также возникновение и становление государственных институтов в различных географических и климатических условиях.

Боден первым в истории политической мысли дал толкование суверенитета как важнейшего признака государства. По его утверждению, суверенитет, или право творить и проводить в жизнь законы, принадлежит государству по определению. Государство - обладатель верховной политической власти как внутри своей собственной страны, так и в отношениях с зарубежными державами. Выше носителя суверенной власти только Бог и законы природы. Суверенитет не зависит от того, справедливы законы или нет, он зависит от силы творить их. Боден выделяет пять отличительных признаков суверенитета. Первый из них - издание законов, адресуемых всем без исключения подданным и учреждениям государства. Второй - решение вопросов войны и мира. Третий - назначение должностных лиц. Четвертый - действие в качестве высшего суда, суда в последней инстанции. Пятый - помилование.

Воззрения Бодена оказали значительное влияние на развитие политической и юридической науки.

Кант Иммануил (1724-1804) - родоначальник немецкой классической философии.

Свои политико-правовые воззрения Кант изложил в трактатах: "Идеи всеобщей истории с космополитической точки зрения", "К вечному миру", "Метафизические начала учения о праве".

Краеугольный принцип социально-политических воззрений Канта состоит в том, что каждое лицо обладает совершенным достоинством, абсолютной ценностью. Человек - субъект нравственного сознания, в корне отличный от окружающей природы, - в своем поведении должен руководствоваться велениями нравственного закона. Закон этот априорен, не подвержен влиянию никаких внешних обстоятельств и потому безусловен. Кант называет его "категорическим императивом". Он гласит: "Поступай так, чтобы максима твоего поведения могла быть вместе с тем и принципом всеобщего законодательства". Или иными словами: поступай так, чтобы ты относился к человечеству и в своем лице, и в лице любого другого как к цели и никогда только как к средству.

Совокупность условий, ограничивающих произвол одного по отношению к другим посредством объективного общего закона свободы, Кант называет правом. Всякое право должно выступать как право принудительное. Сообщить праву столь нужное ему свойство способно лишь государство - исконный и первичный носитель принуждения. По Канту, оказывается, что государственность вызывают к жизни и ее бытие оправдывают в конце концов требования категорического императива.

Выдвижение и защита Кантом тезиса о том, что благо и назначение государства - в совершенном праве, в максимальном соответствии устройства и режима государства принципам права, дали основание считать Канта одним из родоначальников концепции правового государства.

Заимствованную у Ш.Л. Монтескье идею разделения властей в государстве Кант не стал толковать как идею равновесия властей. По его мнению, всякое государство имеет три власти: законодательную (принадлежащую только суверенной "коллективной воле народа"), исполнительную (сосредоточенную у законного правителя и подчиненную законодательной. верховной власти), судебную (назначаемую властью исполнительной). Субординация и согласие этих трех властей способны предотвратить деспотизм и гарантировать благоденствие государства.

Соловьев Владимир Сергеевич (1853- 1900) - религиозный философ.

Наиболее полно политико-правовые взгляды Соловьева сформулированы в "Оправдание добра (1897) и "Право и нравственность" (1897).

Своей концепцией "всеединства", Соловьев отстаивал неразрывную связь права и государства с религиозно-нравственными ценностями, с Духом Христовым. Он видел в государстве и праве необходимые средство и форму для осуществления "абсолютной идеи", что не позволяло сводить право к торжеству чьих бы то ни было интересов, а государство - к грубому насилию. Таким образом, в религиозно-нравственной системе Соловьева не государство создает право, а само государство является воплощенным правом. Для того чтобы быть деятельно нравственным, государство должно иметь нравственное начало, быть свободной теократией.

К.Н. Леонтьев назвал Соловьева "самым блестящим, глубоким и ясным философом-писателем в современной Европе".

Бердяев Николай Александрович (1874-1948) - крупнейший русский философ XX в.

На Западе Н.А. Бердяев стал ярким популяризатором русского духовного мира. Его называли "русским Гегелем XX века", "одним из величайших философов и пророков нашего времени", "одним из универсальных людей XX века".

Как и многие интеллектуалы последнего десятилетия XIX в., Бердяев "переболел" марксизмом. С начала XX в. ученый переходит на позиции религиозной философии и остается ей верен до конца своей жизни.

В центре политической философии Бердяева - "вечные вопросы": личность и свобода, человек и государство.

Тема государства у Бердяева тесно переплетена с проблемами человека, свободы, добра, зла и нравственности. Он полагал, что свобода, права личности - основополагающие ценности жизни - даются человеку свыше. Эти абсолютные идеи имеют внечеловеческий и внеисторический религиозный характер. Выше человека может стоять только Бог, лишь христианские ценности (и только они) могут гарантировать свободу личности. Идею государства Бердяев тесно связывал с религией. Он был убежден, что происхождение государства не объяснимо рационалистическими причинами, оно всегда имеет иррационалистическую, мистическую основу. Государство действует в греховном мире и потому тесно связано со злом. Но само по себе государство, определяемое свыше, не есть зло, но может им стать, если будет забыта или отвергнута его религиозная основа. Преодоление различий "Царства кесаря" и "Царства Божьего" ведет, по мнению русского философа, либо к обожествлению государства, его абсолютизации, либо к его отождествлению с обществом. В первом случае неизбежно возникает деспотизм, царство зверя. Левиафана, ничем не ограниченного государства. Во втором - безграничная власть общества над личностью. "Государство, - подчеркивал Бердяев, - должно быть сильным, но должно знать свои границы". И эти границы ему устанавливает христианство. Только ограниченное государство может упорядочивать внешние отношения людей, спасая в то же время человека "от коллективизма, поглощающего личность", только таким образом понятое государство обеспечивает свободу и независимость индивиду, одновременно предохраняя общество от зла "в , жизни общественной".

Основные труды Бердяева - "Новое религиозное сознание и общественность" (1907), "Философия неравенства" (1923), "Истоки и смысл русского коммунизма" (1937), "Русская идея" (1946).

Кистяковский Богдан Александрович (1868-1920) - русский юрист, правовед.

Одна из главных тем творчества Кистяковского - правовое государство, которое он считал высшей формой государственной, выработанной человечеством. Суть правового государства, по Кистяковскому, - ограниченность власти признанием за личностью неотъемлемых, неприкосновенных прав. Наиболее характерными признаками правового государства являются: безличность и абстрактность власти, ее престиж, обаяние, авторитет, традиция, привычка, сила, нравственное оправдание. Последнее - главный признак власти, закрепленный в правовых нормах. Отсюда следует вывод о том, что правовая идея, связанная с нравственным оправданием - это идея должного. И главная проблема состоит в приведении фактических реальных общественных отношении в соответствие с идеей должного, т.е. с правовой идеей.

Основным содержанием правовой идеи выступает свобода. По мнению Кистяковского, неосвоенность комплекса правовых идей русской интеллигенцией - причина того, что она полностью упустила из виду правовую природу конституционного права и тем самым продемонстрировала свое правовое убожество. Поскольку, как считал Кистяковский, правосознание народа отражается в его способности создавать организации и вырабатывать для них известные формы, постольку убожество правосознания, низкий уровень правовой и политической культуры приводят к примитивному толкованию нрава как чисто нормативных актов, а воплощением подобного толкования права является полицейское государство. Не случайно, отмечал Кистяковский, государство в русском понимании - это всеохватывающее государство. Но такое государство - отклонение от должного. Воплощением же должного Кистяковский считал правовое государство, которое, с одной стороны, ограничено правами личности, а с другой - обеспечивает их соблюдение. В правовом государстве народ и государство разделены не как нечто чуждое друг другу, а как стороны, основой взаимного существования которых являются общие интересы.

Основные работы Кистяковского - "Государство правовое и социалистическое" (1905), "Социальные науки и право" (1916).

Струве Петр Бернгардович (1870-1944) - крупный русский теоретик консервативного либерализма и практический политик - член ЦК кадетской партии, депутат II Государственной Думы.

Либерализм Струве, как он неоднократно подчеркивал, основывается на философской идее индивидуализма, идее "верховной ценности личности и служебного значения социального организма".

Струве был ярко выраженным государственником. Его этатизм претерпел определенную и довольно значительную эволюцию. В своих первых работах русский мыслитель в полемике с марксизмом подчеркивает, что государство является не только организацией господства (таковым "оно является в обществе, в котором подчинение одних групп другим обусловливается его экономической структурой"), но и организацией порядка. Позже он отказывается от данной трактовки, считая, что сущность государства составляет "текучее общественно-правовое отношение между людьми".

В 1908 г. Струве приходит к признанию особой, мистической сущности государства. Он пишет, что мистичность государства заключается в том, что власть государства над людьми обнаруживается в их подчинении отвлеченной для большинства идее внешней государственной мощи, причем подчинении не внешнем, а внутреннем, моральном, признании государственного могущества как общественной ценности.

Таким образом, государство, согласно Струве, представляет собой надклассовую организацию, имеющую всеобщий общественный характер, стоящую выше общества, государство - своего рода "соборная" личность, стоящая выше всякой личной воли.

Власть в концепции П.Б. Струве "не есть просто необходимое орудие упорядочения общежития, средство рационального распорядка общественной жизни", она также носит мистический характер. Он определяет власть как "орудие внешней мощи государства", и в качестве такового "она держит в подчинении себе людей".

Струве заложил принципиальные основы "либерально-консервативного миросозерцания", руководствуясь понятиями середины, меры, объединяющими в равновесии государство и нацию, власть, ответственность и свободу.

Основные работы Струве - "Марксова теория социального развития" (1905), "Идеи и политика в современной России" (1907), "Размышления о русской революции" (1921) и др.

Ленин (Ульянов) Владимир Ильич (1870-1924) - организатор, теоретик и лидер коммунистического (большевистского) движения в России, основатель Советского государства, председатель Совета Народных Комиссаров (октябрь 1917 - январь 1924 гг.). Англо-американская социальная энциклопедия включает его в "первую десятку" выдающихся личностей мировой истории.

Ленин рассматривал политику как область взаимоотношения между классами и как искусство подчинения их интересов задаче подготовки пролетарской революции. По его мнению, для ускорения ее начала необходимо активное воздействие передовой революционной организации на ход социально-исторического прогресса. Цель партии - "просветить" и "организовать" рабочий класс и другие эксплуатируемые классы для борьбы с буржуазией, установить диктатуру пролетариата и обеспечить переход сначала к социализму, а потом, заменив ее социалистической демократией, - к коммунизму, т.е. к бесклассовому обществу.

Положения о диктатуре рабочего класса, о пролетарской демократии, о соотношении коммунистической партии и советского государства, об экономических функциях такого государства, его территориальном единстве, внешней политике образуют костяк ленинского учения о социалистической государственности. Однако чересчур долгой жизни Ленин этой государственности не прочит. Он как правоверный марксист стоит за отмирание государства: "...по Марксу, пролетариату нужно лишь отмирающее государство, т.е. устроенное так, чтобы оно немедленно начало отмирать и не могло не отмирать". Ленин неоднократно повторяет эту мысль: "...пролетарское государство сейчас же после его победы начнет отмирать, ибо в обществе без классовых противоречий государство не нужно и невозможно". Разумеется, окончательное отмирание государства Ленин увязывает с выполнением ряда высоких социально-экономических и общекультурных условий. Но сама идея отмирания государства остается в марксизме-ленинизме незыблемой и сугубо важной.

Ленин - оригинальный интерпретатор политической доктрины марксизма в новых исторических условиях ХХ в. В отличие от К. Маркса, писавшего о необходимости одновременной победы пролетариата во всем мире или наиболее развитых странах, Ленин выдвинул идею возможности прорыва цепи империалистических государств в ее наиболее слабом звене.

В своей работе "Империализм как высшая стадия капитализма" Ленин доказывал, что капитализм вступил в высшую и последнюю стадию своего развития - империализм, свидетельствующую о начале его конца и кануне социалистической революции. По его мнению, "загнивающий и монополистический капитализм" создал международный рынок, разделение труда и производительные силы, тем самым подготовив условия для социалистического переворота. Мировая война, в случае ее превращения в гражданскую, направленную против своих правительств, могла стать катализатором гибели империализма. Ленин полагал, что именно Россия - самое слабое звено в цепи империализма -начнет мировую революцию.

Как полагал Н.А. Бердяев, "в Ленине соединились традиции русской революционной интеллигенции в ее наиболее максималистских течениях и традиции русской исторической власти в ее наиболее деспотических проявлениях".

Основные работы В.И. Ленина: "Что делать?" (1902), "Империализм как высшая стадия капитализма" (1916), "Государство и революция. Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции" (1917), "Пролетарская революция и ренегат Каутский" (1918), "Детская болезнь левизны в коммунизме" (1920).

Поппер Карл Раймунд (1902-1994) - известный английский философ, логик, социолог и политолог.

В работах "Нищета историцизма" (1944) и "Открытое общество и его враги" (1945) Поппер подверг критике такие подходы к социально-политическим явлениям, как историцизм и утопическая социальная инженерия, которые, по его мнению, способствовали появлению тоталитаризма ("закрытого" общества).

Историцизм для Поппера - это социально-философская концепция, настаивающая на том, что тенденции в истории общества следует рассматривать как законы или их можно вывести из всеобщих законов - из законов психологии, как у О. Конта и Дж. С. Милля, или из законов диалектического материализма, как в марксизме.

В сфере политической деятельности, подчеркивал Поппер, принципы утопической социальной инженерии требуют определить конечную политическую цель, или идеальное государство. Ученый отрицал идею о том, что поиски счастья - это законная цель государства; он категорически отвергал революционные предложения о замене существующего социального порядка справедливым бесклассовым идеальным обществом.

Поппер разработал оригинальную концепцию демократии. Раскрывая ее суть, ученый подчеркивает, что она очень проста и в то же время существенным образом отличается от веками утвердившейся теории демократии. Во всех прежних теориях, начиная с Платона, главным вопросом демократии был вопрос: "Кто правит?" Поппер же предлагает поразмыслить над тем, как должно быть устроено государство, чтобы от дурных правителей можно было избавиться без кровопролития и насилия.

Элейзер Даниэль Дж. - американский политолог, президент-основатель Международной ассоциации центров по исследованию федерализма.

Всеобщая декларация прав человека - принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Эта дата ежегодно отмечается как Международный день прав человека.

В Декларации провозглашается круг основных гражданских, политических, социальных, экономических и культурных прав и свобод человека.

В основе всех прав человека лежит принцип равноправия. В соответствии со ст. 1 Декларации все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Каждый человек должен обладать всеми правами, провозглашенными Декларацией, без какой-л. дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола и т.д., все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона.

Среди личных, элементарных гражданских прав провозглашены право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность. Указано, что никто не должен содержаться в рабстве, в подневольном состоянии, подвергаться пыткам, произвольному аресту, задержанию или изгнанию. Каждый имеет право на неприкосновенность личной и семейной жизни, жилища, тайну переписки, на защиту чести и репутации, право на защиту беспристрастным судом.

Провозглашаются такие политические права, как свобода убеждений, совести, мирных собраний и ассоциаций, права на управление своей страной, избирательные права, свобода передвижений, право убежища, гражданства, владения имуществом, право вступать в брак и основывать семью без всяких ограничений. Декларация предусматривает право на труд, на справедливое и удовлетворительное вознаграждение и на равную оплату за равный труд, право на создание профсоюзов, право на отдых, на социальное обеспечение и особую защиту материнства и детства, право на образование и участие в культурной жизни.

Впоследствии на основе Декларации было принято около 50 многосторонних договоров по правам человека, в первую очередь два пакта: Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (см. Пакты о правах человека).

Положения Декларации отражены в конституциях многих стран мира. Декларация - первый международный документ, излагающий широкий, хотя и не полный, перечень основных прав человека. СССР официально признал Декларацию в конце 70-х гг.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 188.