Дискуссия.
Концепции политического участия. Что удалось объяснить?
1.В современной политической науке существует несколько концепций, претендующих на объяснение и понимание причин политического участия (и прежде всего электорального).
Значительную известность приобрела так называемая теория рационального выбора. Она строится на логическом допущении, что большинство индивидов стремится к рациональному поведению. При этом рациональность не тождественна логичности. Основоположник этой теории Э. Даунс определяет рациональность как движение человека «к достижению своих целей таким путем, который, на его взгляд, требует наименьших возможных затрат редких ресурсов на единицу получаемого результата». Часть исследователей трактует рациональность как принцип максимизации выгоды. Таким образом, политическое участие, с точки зрения сторонников данной теории, базируется на соотнесении издержек с получаемой от политического участия выгодой. В том случае, если выгода значительно больше издержек, индивид проявляет политическую активность. Согласно адептам данной концепции, политика предстает как результат взаимодействия различных единичных интересов и воль. Ее единицей становится отдельный человек со своими интересами и предпочтениями. Критики этой теории акцентируют внимание на том, что она базируется на абстрактных допущениях стабильности, последовательности и окончательной определенности предпочтений, в то время как в действительности индивиды принимают решения часто в быстро меняющихся условиях и под влиянием ситуативных факторов.
1. В противоположность теории рационального выбора, «мичиганская модель» электорального участия в качестве первичной переменной политического поведения рассматривает партийную идентификацию избирателей. Именно она определяет отношение избирателя к серьезным политическим событиям и чувства, испытываемые к кандидатам. В свою очередь, партийная идентификация формируется через политическую социализацию, главным агентом которой является семья.
2. Психологическая школа делает акцент на мотивах и установках индивида. Соответственно ученые ориентируются на изучение психологических черт личности, ее эмоциональных, когнитивных и поведенческих характеристик. Цель изучения — выявление взаимосвязей установок и поведения личности, а основные методы изучения — социологические опросы, работа с фокус-группами, психологические эксперименты.
3. В рамках институционального подхода утверждается, что политическая активность зависит не от психологических характеристик личности, социального статуса, уровня образования, а от возможностей влияния избирателей на правительство, предоставляемое политическими институтами.
4. Рассмотрите названные выше концепции. Каковы их достоинства и недостатки? Какая из них может претендовать на объяснение широкого круга факторов, определяющих политическое участие? Выразите свое отношение к каждой из этих концепций. На основе, какой из них вы могли бы наиболее полно раскрыть причины политического участия? Сопоставьте свою точку зрения с мнением учащихся вашей группы. Постарайтесь найти веские аргументы для обоснования своей позиции.
Коллоквиум.
Политическая культура и социализация
Политическая культура: понятие, структура, функции. Понятие политической культуры, ее роль в обществе, структура, функции. Содержание и структура политических ориентаций. Политический стереотип. Политический миф. Политический символ. Типы политической культуры: патриархальный, подданнический, активистский. Гражданская политическая культура. Политические субкультуры. Интегрированные и фрагментированные типы политических культур. Специфика российской политической культуры: история и современность.
Политическая социализация: сущность, этапы, факторы. Содержание политической социализации. Типы политической социализации: прямая и косвенная (первичная и вторичная). Этапы политической социализации. Модели политической социализации: системная, гегемонистская, плюралистическая, конфликтная. Проблемы политической социализации в современной России.
Семинар.
Политическое поведение и участие
1. Типы политического поведения и участия. Классификация типов политического участия. Ортодоксальное и неортодоксальное политическое участие. Конвенциональное и неконвенциональное политическое участие. Автономное и мобилизационное участие. Теории политического участия (теория рационального выбора, мотивационные теории, теории социальных факторов). Электоральное поведение. Политический протест. Политический терроризм. Природа абсентеизма.
2. Электоральное поведение в России. Особенности политического поведения в России. Мотивы электорального участия. Партийные идентификации российских избирателей. «Партийный» тип электорального поведения: его сущность и степень распространения в современной России.
Контрольно-оценочный блок.
Контрольный тест.
Укажите, какие из приведенных ниже понятий и определений соответствуют друг другу:
Понятия:
а) политическое поведение;
б) абсентеизм;
в) политический протест;
г) автономное участие;
д) конвенциональное участие;
е) политический терроризм;
ж) мобилизованное участие;
з) неконвенциональное участие;
и) депривация;
к) электоральное участие;
л) политическая идентификация.
Определения:
1) свободная, добровольная деятельность индивидов, преследующих свои личные и групповые интересы;
2) уклонение от участия в политической жизни, политическая апатия;
3) участие, основанное на принуждении и направленное исключительно на поддержку политической системы;
4) совокупность реакций социальных субъектов на деятельность политической системы;
5) состояние недовольства, вызываемое расхождением между реальным и/или оцениваемым и ожидаемым состоянием, к которому стремится субъект;
6) незаконное, отвергаемое большей частью общества по моральным, религиозным и иным соображениям участие;
7) участие в выборах;
8) оппозиционная деятельность экстремистских организаций или отдельных личностей, целью которых является систематическое или единичное применение насилия (или его угрозы) для запугивания правительства и населения;
9) легальное и регулируемое законом участие;
10) проявление негативного отношения к политической системе в целом, ее нормам, ценностям, принимаемым решениям в открыто демонстрируемой форме;
11) соотнесение личных политических предпочтений с нормами, ценностями и позициями политической партии или группы.
Контрольные вопросы:
1. Концепции политического участия.
2. Абсентеизм как тип политического поведения.
3. Политический терроризм: сущность, типы, причины возникновения и средства борьбы с ним.
4. Основные факторы и причины политического протеста.
5. Политическая культура как средство легитимации и повышения эффективности власти.
6. Сравнительный анализ политических культур: Запад — Восток — Россия.
7. Феномен политического абсентеизма.
8. Особенности электорального поведения в России.
9. Политическая социализация личности: сущность, факторы, механизмы.
10. Массовая психология и политическое поведение.
.Темы рефератов.
1. Сравнительный анализ политического участия в странах Запада и Востока.
2. Теория рационального выбора: обоснование и критика.
3. Политическое участие и проблема стабильности.
4. Основные тенденции электорального участия в России.
5. Политическая культура и политическое поведение.
6. Особенности политического участия молодежи
7. Политическая культура как фактор модернизации общества.
8. Нормы и этика политического поведения.
9. Политическая социализация в авторитарных и демократических режимах.
10. Сравнительный анализ политической культуры России, Испании и Франции.
11. Политическое манипулирование в механизме политической власти.
Тема 14. Современные политические идеологии.
Цель занятия: раскрыть содержание политического сознания; рассмотреть структуру, функции и уровни политической идеологии; дать характеристику основных идеологий современности.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 286.