Деятельностно-коммуникативный блок
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Дискуссия.
Концепции политического участия. Что удалось объяснить?

1.В современной политической науке существует несколько кон­цепций, претендующих на объяснение и понимание причин полити­ческого участия (и прежде всего электорального).

Значительную известность приобрела так называемая теория рационального выбора. Она строится на логическом допущении, что большинство индивидов стремится к рациональному поведе­нию. При этом рациональность не тождественна логичности. Осно­воположник этой теории Э. Даунс определяет рациональность как движение человека «к достижению своих целей таким путем, который, на его взгляд, требует наименьших возможных затрат редких ресурсов на единицу получаемого результата». Часть исследовате­лей трактует рациональность как принцип максимизации выгоды. Таким образом, политическое участие, с точки зрения сторонников данной теории, базируется на соотнесении издержек с получаемой от политического участия выгодой. В том случае, если выгода зна­чительно больше издержек, индивид проявляет политическую активность. Согласно адептам данной концепции, политика предстает как результат взаимодействия различных единичных интересов и воль. Ее единицей становится отдельный человек со своими инте­ресами и предпочтениями. Критики этой теории акцентируют вни­мание на том, что она базируется на абстрактных допущениях ста­бильности, последовательности и окончательной определенности предпочтений, в то время как в действительности индивиды прини­мают решения часто в быстро меняющихся условиях и под влияни­ем ситуативных факторов.

1. В противоположность теории рационального выбора, «мичи­ганская модель» электорального участия в качестве первичной переменной политического поведения рассматривает партийную идентификацию избирателей. Именно она определяет отношение избирателя к серьезным политическим событиям и чувства, испы­тываемые к кандидатам. В свою очередь, партийная идентификация формируется через политическую социализацию, главным агентом которой является семья.

2. Психологическая школа делает акцент на мотивах и установ­ках индивида. Соответственно ученые ориентируются на изучение психологических черт личности, ее эмоциональных, когнитивных и поведенческих характеристик. Цель изучения — выявление взаи­мосвязей установок и поведения личности, а основные методы изу­чения — социологические опросы, работа с фокус-группами, пси­хологические эксперименты.

3. В рамках институционального подхода утверждается, что по­литическая активность зависит не от психологических характерис­тик личности, социального статуса, уровня образования, а от возможностей влияния избирателей на правительство, предоставляе­мое политическими институтами.

4. Рассмотрите названные выше концепции. Каковы их достоин­ства и недостатки? Какая из них может претендовать на объяснение широкого круга факторов, определяющих политическое участие? Выразите свое отношение к каждой из этих концепций. На основе, какой из них вы могли бы наиболее полно раскрыть причины поли­тического участия? Сопоставьте свою точку зрения с мнением уча­щихся вашей группы. Постарайтесь найти веские аргументы для обоснования своей позиции.

Коллоквиум.
Политическая культура и социализация

Политическая культура: понятие, структура, функции. Понятие по­литической культуры, ее роль в обществе, структура, функции. Содержа­ние и структура политических ориентаций. Политический стереотип. По­литический миф. Политический символ. Типы политической культуры: патриархальный, подданнический, активистский. Гражданская политичес­кая культура. Политические субкультуры. Интегрированные и фрагментированные типы политических культур. Специфика российской политичес­кой культуры: история и современность.

Политическая социализация: сущность, этапы, факторы. Содержа­ние политической социализации. Типы политической социализации: пря­мая и косвенная (первичная и вторичная). Этапы политической социали­зации. Модели политической социализации: системная, гегемонистская, плюралистическая, конфликтная. Проблемы политической социализации в современной России.

Семинар.
Политическое поведение и участие

1. Типы политического поведения и участия. Классификация типов политического участия. Ортодоксальное и неортодоксальное политичес­кое участие. Конвенциональное и неконвенциональное политическое учас­тие. Автономное и мобилизационное участие. Теории политического учас­тия (теория рационального выбора, мотивационные теории, теории социальных факторов). Электоральное поведение. Политический протест. По­литический терроризм. Природа абсентеизма.

2. Электоральное поведение в России. Особенности политического поведения в России. Мотивы электорального участия. Партийные идентификации российских избирателей. «Партийный» тип электорального по­ведения: его сущность и степень распространения в современной России.




Контрольно-оценочный блок.

Контрольный тест.

Укажите, какие из приведенных ниже понятий и определений соответствуют друг другу:

Понятия:

а) политическое поведение;

б) абсентеизм;

в) политический про­тест;

г) автономное участие;

д) конвенциональное участие;

е) политический терро­ризм;

ж) мобилизованное участие;

з) неконвенциональное участие;

и) депривация;

к) электоральное учас­тие;

л) политическая иден­тификация.

Определения:

1) свободная, добровольная деятельность ин­дивидов, преследующих свои личные и групповые интересы;

2) уклонение от участия в политической жизни, политическая апатия;

3) участие, основанное на принуждении и на­правленное исключительно на поддержку политической системы;

4) совокупность реакций социальных субъек­тов на деятельность политической системы;

5) состояние недовольства, вызываемое рас­хождением между реальным и/или оцени­ваемым и ожидаемым состоянием, к кото­рому стремится субъект;

6) незаконное, отвергаемое большей частью общества по моральным, религиозным и иным соображениям участие;

7) участие в выборах;

8) оппозиционная деятельность экстремист­ских организаций или отдельных личнос­тей, целью которых является систематичес­кое или единичное применение насилия (или его угрозы) для запугивания прави­тельства и населения;

9) легальное и регулируемое законом учас­тие;

10) проявление негативного отношения к поли­тической системе в целом, ее нормам, цен­ностям, принимаемым решениям в откры­то демонстрируемой форме;

11) соотнесение личных политических пред­почтений с нормами, ценностями и по­зициями политической партии или группы.

Контрольные вопросы:

1. Концепции политического участия.

2. Абсентеизм как тип политического поведения.

3. Политический терроризм: сущность, типы, причины возникновения и средства борьбы с ним.

4. Основные факторы и причины политического протеста.

5. Политическая культура как средство легитимации и повышения эффектив­ности власти.

6. Сравнительный анализ политических культур: Запад — Восток — Россия.

7. Феномен политического абсентеизма.

8. Особенности электорального поведения в России.

9. Политическая социализация личности: сущность, факторы, механизмы.

10. Массовая психология и политическое поведение.

.Темы рефератов.

1. Сравнительный анализ политического участия в странах Запада и Востока.

2. Теория рационального выбора: обоснование и критика.

3. Политическое участие и проблема стабильности.

4. Основные тенденции электорального участия в России.

5. Политическая культура и политическое поведение.

6. Особенности политического участия молодежи

7. Политическая культура как фактор модернизации общества.

8. Нормы и этика политического поведения.

9. Политическая социализация в авторитарных и демократических режимах.

10. Сравнительный анализ политической культуры России, Испании и Франции.

11. Политическое манипулирование в механизме политической власти.

Тема 14. Современные политические идеологии.

Цель занятия: раскрыть содержание политического со­знания; рассмотреть структуру, функции и уровни политической идеоло­гии; дать характеристику основных идеологий современности.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 246.