Информационно-предметный блок
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основные проблемы:

1. Политическое сознание.

2. Политическая идеология: структура, функции, уровни.

3. Основные идеологии современности.

Основные понятия: политическое сознание, политическая идеология, консерватизм, либерализм, социал-демократизм, коммунизм, фашизм, на­ционализм, «русская идея», анархизм, идеократия, медиакратия, феми­низм.

Сознание политическое - отражение и осмысление людьми политического бытия, а также предметное отношение к нему. В структуру С.п. включаются политические нормы и ценности, политические убеждения и представления, теоретические и эмпирические знания. С.п. формируется в процессе политической социализации.

Функции С.п.: 1) регулятивная (С.п. регулирует социальное поведение людей на основе восприятия действительности, а также на основе совокупности политических идей, норм, представлений и убеждений); 2) познавательно-информационная (люди вынуждены постоянно делать выбор, в том числе и политический; все это подталкивает их к познанию мира политики, к получению политической информации; С.п. в этом плане призвано помочь людям усвоить политические знания и информацию, определить свое место в общественно-политической жизни и правильно в ней ориентироваться); 3) оценочная (именно на основе оценки политической действительности люди формулируют свои политические взгляды, убеждения, позиции); 4) мобилизующая (посредством этой функции С.п. побуждает людей к политически ориентированному поведению, к участию в общественной жизни ради отстаивания своих социально-политических интересов).

Формами С.п. выступают индивидуальное, групповое и массовое. Индивидуальное С.п. формируется в процессе политической социализации и выражает способность личности оценивать политику и действовать в ней. Групповое сознание - это, как правило, идеологически однородное сознание. Главное в этой форме - выработка, развитие и внедрение в сознание рядовых представителей общественного класса, социальной группы и т.д. определенных ориентации и установок. Носители группового сознания - прежде всего политические партии и иные политические организации и объединения. В массовом С.п. отражается опосредованно уровень и содержание потребностей общества, а также объем знаний общества о политической действительности. Массовое С.п. весьма динамично. Оно формируется под влиянием социальных потрясений, конкретной исторической ситуации и множества др. факторов.

Идеология политическая - специфическая форма политического сознания, система взглядов на власть, государственное устройство и способы урегулирования. Стремление различных групп общества воплотить свои интересы, предпочтения (социальные, экономические, национальные и т.д.) привел к возникновению различных по целям содержанию видов И.п. (либеральной консервативной, радикальной и т.п.) представлению о противоположности, борьбе идеологий. И.п. стали выступать как определенные доктрины, оправдывающие притязания какой-л. групп на власть, ее использование. Реальный "вес" И.п. зависит от степени ее влияния на общественное сознание.

И.п. выполняет следующие функций 1) ориентационную, которая выражается в том, что, включая основополагающие представления об обществе, социальном прогрессе, личности и власти она задает систему смыслов и ориентаций человеческой деятельности; 2) мобилизационную, смысл которой заключается в том, что, предлагаемая идея более совершенного общества, И.п. выступают в качестве непосредственных мотивов политической деятельности и мобилизуют общество, социальные группы на их реализацию; 3) интегративную, состоящую в том, что, наделяя смыслом политическое действие в пределах предлагаемой фундаментальной картины мира, И.п. задают ему такую значимость, которая по своим масштабам превосходит любой индивидуальный или групповой интерес; И.п. противостоят частным интересам и тем самым выступают интегрирующим фактором;

4) амортизационную, способствующую ослаблению социальной напряженности в ситуации, когда возникает несоответствие между потребностями общества, группы, индивида и реальными возможностями их удовлетворения; предлагаемые идеалы выступают в качестве вдохновляющих смыслов, заставляющих индивида, группу находить в себе силы после неудач, вновь стремиться к активным действиям по их реализации;

5) функцию выражения и защиты интересов определенной социальной группы, иными словами, И.п. могут возникать на основе интересов какой-л. социальной группы и призваны противопоставить их интересам др. групп; идеология, как правило, институционально оформлена в политических партиях, движениях, союзах, группировках; для этих институтов важной задачей является ориентация политического поведения граждан.

Выделяются несколько уровней И.п.: 1) теоретический, концептуальный (наиболее абстрактный уровень, на котором раскрываются идеалы и ценности определенного класса, нации, государства, формируются основные положения применительно к главным сферам жизнедеятельности общества и человека); 2) программно-политический (на этом уровне происходит адаптация, перевод с языка социально-философских принципов на язык программ и лозунгов требований элиты или контрэлиты, формируется нормативная основа для принятия управленческих решений и политического поведения граждан; требования этого уровня - быть максимально доступными для возможно большего количества людей, ориентировать их на политические действия; 3) актуализированный, определяющий степень освоения идей, целей, принципов конкретной идеологии, ее влияния на практическую деятельность людей, их политическое поведение; именно этот уровень позволяет элите через изучение общественного мнения определять степень влиятельности, надежности И.п., которая выступает как организационная, регулятивная, контрольная система, направляющая жизнь человека и общества.

 Консерватизм: см. тема 2.  

 Либерализм см. тема 2.  

Социал-демократизм - политическая идеология социал-демократии. В качестве альтернативы капитализму и коммунизму социал-демократы видят демократический социализм - общество, где должны быть воплощены принципы политической, экономической и социальной демократии. К основным ценностям С.-д. относятся: свобода, справедливость, равенство и солидарность. В последние десятилетия XX в. социал-демократы акцентируют свою приверженность "новым ценностям" (сохранение мира, экологическая безопасность). В свободе социал-демократы видят не только чисто правовое значение, но и принцип самовыражения личности, равно как и самовыражения коллектива. Справедливость трактуется как реализация требования равной свободы для всех, а солидарность - как взаимодействие всех людей ради достижения свободы и справедливости. Солидарность рассматривается социал-демократами не только как товарищеские взаимоотношения людей, социально родственных сил, но и как общечеловеческий принцип. Социал-демократы полагают, что либерализм пренебрегает солидарностью, консерватизм отрицает равенство, а коммунизм стремится к равенству, исключающему свободу действий личности.

В современной социал-демократии выделяют два основных течения: традиционное и модернистское. Традиционалисты считают своей социальной базой традиционный рабочий класс и поддерживают тесные связи с профсоюзами, ведут поиски условий адаптации рабочих к научно-техническому прогрессу. Модернисты слабее связаны с традиционным рабочим классом и его профсоюзами, их социальная опора - новые средние слои, связанные с передовыми технологиями, работники умственного труда, гуманитарии. Модернисты объединяют людей со сходными взглядами по принципиальным вопросам, готовых отдать свои голоса за определенную программу, но организационно эти люди между собой связаны слабо.

Коммунизм ( лат. communis) - политическая идеология, пре полагающая устройство общества основе принципов коллективизма, ее социального равенства и социальной справедливости. Ведущими теоретиками К. были К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин и др. Стержнем марксистской концепции выступает учение о классовой борьбе, ориентация на преимущественно насильственную реализацию классовых целей. Раскрывая содержание и формы классовой борьбы пролетариата, Маркс и Энгельс определили ее основную цель: установление диктатуры пролетариата, являющейся антиподом диктатуры эксплуататорских классов и приводящей к построению бесклассового общества, созданию условий для отмирания государства. Анализ общественного положения классов, слоев, I социальных групп в марксизме является исходным пунктом для понимания политического поведения масс, отдельных лидеров, их интересов.

Фашизм (итал. fascismo fascio пучок, связка, объединение) - категория для обозначения определенных типов тоталитарных политических движений, партий и режимов, возникших вскоре после окончания Первой мировой войны в странах Европы, а также соответствующей им идеологии.

Важнейшей причиной развития этого феномена является глобальный долговременный кризис, поражающий все основные социальные группы общества. Ф. является попыткой быстрого и относительно эффективного выхода из кризиса. Но цена, которую общество соглашается платить за решение своих проблем новой фашистской элитой, является столь высокой, что приводит в конечном итоге к разложению и краху самого общества.

Ф. - это определенная идеология национальной мобилизации и солидаризма, поиск "места под солнцем" для стран, проигравших Первую мировую войну. Это набор во многом мистических идеологий, по-новому организующих и структурирующих общество, это во многом мистический этатизм и государственный патернализм, это предельные из известных формы национализма и расизма. Это обязательное разделение любого социального целого по принципу "свой - чужой" с обязательной направленностью уничтожения всего "чужого", культивированием образа врага, ксенофобией, расизмом, милитаризмом. Это идеология мифологической ориентации на традиционные моральные ценности при тенденции к действительной их утрате.

Ф. - это массовое политическое движение, и поэтому он с необходимостью порождает специфический технологический комплекс управления массовым поведением, стержнем которого является огромный агитационно-пропагандистский аппарат.

От иных форм реакционных диктатур Ф. отличает наличие относительно широкой социальной поддержки в большинстве социальных слоев, каждому из которых лидеры Ф. обещают определенные социальные выгоды. Социальную базу фашистских движений и режимов составляют в первую очередь представители социальных групп, в наибольшей степени пострадавших от кризиса, поэтому в различных странах эта база может быть относительно различной, но это обязательно средние и низшие слои социальной структуры. Ф. Бауэр считает, что в Ф. проявился антагонизм средних классов по отношению к элите, их "бунт" против ущемления собственных интересов в период индустриализации. По мнению С. Липсета, социальной базой Ф. является экстремистская часть среднего класса.

Ф. создает особый тип тоталитарной или авторитарной политической культуры, особый тип отношений между людьми в семье, в быту, на производстве, который проявляется в практике воздействия фашистской партии на все сферы общественной жизни.

Общность черт, присущих Ф. как политическому движению и режиму, не исключает реализацию различных его форм, таких, как монархо-фашизм, военно-фашистские режимы и др.

Национализм - идеология, психология и политика, основанные на проповеди национальной исключительности и превосходства. Основной идей Н. является представление о нации как высшей вне исторической и надклассовой форме общественного единства.

В определенные исторические периоды Н. играл положительную роль, объединяя нацию в ее освободительной борьбе.

В современной науке отмечается многоликость этого явления, выступающего и как великодержавный шовинизм, и как стремление малых народов получить социокультурную самостоятельность, и как носитель насильственной ассимиляции, и т.д.

Особую опасность для общества представляет воинствующий Н., проявления которого связаны с насилием, войнами, террором. Не менее вреден и "бытовой" Н., основывающийся на чувстве национальной исключительности, унижении национального достоинства других народов.

Русская идея: см. тема 2.

Анархизм: см. тема 2

Идеократия ( гр. idea идея kratos власть) - система авторитарного властвования, в котором консолидация осуществляется па основе некоего руководящего принципа, идеала или мировоззрения. Противоположностью И. является идеология - мыслепоклонство как идолопоклонство (Н. Ф. Федоров). Идеократические концепции распространились в русской политической мысли, акцентирующей внимание на роли духовности в обществе. По мнению русских мыслителей начала XX в., путь автономной морали и демократической политики привел к разрушению в человеческой душе вечных связей и вековых святынь. Для "восстановления святынь" П. И. Новгородцев, напр., предлагал поставить на место автономной морали теономную мораль, а демократию заменить агиократией (власть святынь). В качестве средства общественных преобразований предлагалось "благодатное просвещение". В евразийстве И. представала как система "идеалоправства". Идеология понималась не просто как инструмент власти, а как сама власть, предстающая в двух ипостасях: "идеи-правительницы" (основа власти) и "правящем отборе" - "демотическом правящем слое" (социальная почва власти).

Иногда в переносном смысле И. называют государства, в основании которых лежит какая-л. монистическая идеология или система верований (напр., коммунизм).

 Медиакратия ( англ, mass media средства массовой информации гр. kratos власть) - влияние, власть средств массовой информации. В переносном смысле называется "четвертой властью".

Феминизм (лат. femina женщина) - общественно-политическое движение, выступающее за расширение прав женщин, повышение их роли в общественной жизни и политике.

Активизация женского движения связана с эмансипационными процессами, стимулированными Французской революцией 1789. Тогда же была составлена "Декларация прав женщины и гражданки" (1792), основным требованием которой было предоставление женщинам социально-политических и экономических прав наравне с мужчиной. Значительную роль в женском движении сыграл суфражизм. В послевоенное время наиболее радикальное крыло феминистского движения выступило с утверждением о том, что общество и семья являются средством подавления женщины, препятствием для развития ее творческих сил и общественно-политического потенциала. Причину дискриминации женщины в обществе идеологи радикального Ф. видят в разделении женщин и мужчин на биологические классы, в основе которого лежит репродуктивная функция; для преодоления подобной дискриминации они требуют признания всей сексуальной сферы - сферой политики. В настоящее время в качестве идеологии феминистского движения выступают менее радикальные концепции: "культурного феминизма", в основе которого лежит требование создания особой, "женской" культуры; "гуманистического феминизма", исключающего насилие в отношениях между людьми.

 Основные научные подходы:

Маннгейм Карл (1893-1947) - немецкий философ и социолог, один из основателей социологии знания. Автор работ "Идеология и утопия" (1929), "Человек и общество в эпоху преобразования" (1935), "Диагноз нашего времени: очерки военного времени, написанные социологом" (1943).

В своей работе "Идеология и утопия" Маннгейм подчеркнул, что любая идеология - это апология существующего строя, теоретизированные взгляды класса, добившегося господства и заинтересованного в сохранении статус-кво. "Идеологиям" всегда противостоят "утопии" - как правило, недостаточно теоретизированные, эмоционально окрашенные "духовные образования", порожденные сознанием оппозиционных, угнетенных классов, слоев и групп, стремящихся к социальному реваншу, а потому столь же субъективно-пристрастные, как и "идеологии". По существу "утопии" ничем не отличаются от "идеологий", поскольку также стремятся "выдать часть за целое" свою одностороннюю правоту за абсолютную истину. С приходом к власти ранее угнетаемых слоев "утопии" автоматически превращаются в "идеологии". Маннгейм выделяет и характеризует четыре идеально-типических формы утопического сознания: "оргиастический хилиазм анабаптистов", "либерально-гуманистическую идею", "консервативную идею" и "социалистически-коммунистическую утопию".

Бёрк Эдмунд (1729-1797) - английский политический деятель, философ и публицист. Считается "отцом-основателем", "пророком", "Миллем и Марксом" классического консерватизма.

В 1790 г. вышла в свет его книга "Размышления о революции во Франции", в которой были сформулированы основные принципы консерватизма: ограниченность сферы человеческого разума и, следовательно, важность универсального морального порядка, санкционированного и поддерживаемого религией; "то, что можно не менять, менять не нужно"; вера в "право давности" и традиции народа; убеждение в том, что существование строгих границ между классами и сословиями необходимо для социальной стабильности; частная собственность - продукт человеческого разнообразия, без нее свобода невозможна, а общество обречено на гибель; рассмотрение человека как несовершенного и неразумного существа, подверженного греховному поведению; презумпция "в пользу любой установленной системы приведения против любого неиспользованного проекта " и др.

Согласно Э. Бёрку, настоящее никогда и ни в коем случае не свободно от прошлого. Он любил повторять следующее крылатое выражение: "История без политической науки бесплодна; политическая наука без истории безродна". "Установка на то, чтобы сохранить лучшее и способствовать к усовершенствованию недостаточного, взятые вместе - вот что определяет для меня государственного человека. Все остальное пошло и сомнительно. Истинная политическая мудрость состоит в том, чтобы исправлять, а не уничтожать прежние институты".

"Мой ведущий принцип реформации государства, - подчеркивал Бёрк в письме, адресованном члену Французской ассамблеи, - использовать имеющиеся материалы... Ваши же архитекторы строят без фундамента ".

Государство объявлялось Бёрком вечным и неизменным организмом, стоящим над личностью и неподвластным ее воле. Традиция есть самый надежный авторитет, ибо в ней находит свое воплощение "коллективная мудрость человеческого рода".

Милль Джон Стюарт (1806-1873) - английский философ-утилитарист, экономист, либеральный политический мыслитель, государственный деятель.

Свобода индивида - та "командная высота", с которой Милль рассматривает ключевые для себя политические и правовые проблемы. Их перечень традиционен для либерализма: предпосылки и содержание свободы человеческой личности, свобода, порядок и прогресс, оптимальный политический строй и т.д.

Индивидуальная свобода, по мнению английского мыслителя, означает абсолютную независимость человека в сфере тех действий, которые прямо касаются только его самого. В качестве граней индивидуальной свободы Милль выделяет следующие моменты: свобода мысли и мнения, свобода действовать сообща с другими индивидами, свобода выбора и преследования жизненных целей и самостоятельное устроение личной судьбы.

Свобода индивида, частного лица первична по отношению к политическим структурам и их функционированию. Это решающее, по Миллю, обстоятельство ставит государство в зависимость от воли и умения людей создавать и налаживать цивилизованное человеческое общежитие. Государственность такова, каково общество в целом, и посему оно в первую очередь ответственно за его состояние. Главное условие существования достойного государства - самосовершенствование народа, высокие качества людей, членов того общества, для которого предназначается государство.

В своих работах Милль обосновывает идею непосредственной причастности народа к устройству и деятельности государства, ответственности народа за состояние государственности. Чтобы избавиться от большинства, подавляющего меньшинство, Милль в работе "Размышления о представительном правлении" (1861) предлагает систему пропорционального представительства, а чтобы избавиться от подавления невеждами образованных людей - систему подачи голоса последними в нескольких избирательных округах. Все остальные должны иметь один голос. Милль пытался уравновесить два обстоятельства: широкое участие избирателей в выборах и сохранение влияния интеллектуальной, просвещенной элиты.

Чичерин Борис Николаевич (1828-1904) - правовед, философ, общественный деятель.

Чичерина называют одним из основателей русской "государственной школы", одним из первых идеологов либерализма в России. Его политические взгляды характеризуются как "охранительный", или консервативный, либерализм.

В центре внимания Чичерина - идея свободы, которую он разделял на свободу гражданскую, общественную и политическую. В обществе должно существовать равновесие между свободой гражданской и политической. Государство выражает интересы народа, общее благо. Если же оно получает перевес над общественной сферой и поглощает последнюю, то полностью уничтожает как основы личной свободы, так и основы собственного существования. Однако политическая свобода может вести не только к благу, но и к конфликтам и раздору в обществе. Если необходимое государству единство не может быть установлено согласием граждан, то следует прибегнуть к власти. Общее политическое правило, сформулированное Чичериным, гласит: чем меньше в обществе единства, тем сосредоточеннее должна быть власть и, наоборот, чем крепче народное единство, тем более разделенной она должна быть.

Там, где народ не имеет длительных традиций свободы, ее надо вводить осторожно и постепенно, так как неумение пользоваться ею может привести к серьезным общественным осложнениям.

Это положение, полагал Чичерин, справедливо и для России. Ее движение к свободе должно быть постепенным и спокойным - только освоив обретенное можно идти вперед. Чичерин выступал за поэтапные эволюционные реформы "сверху" для России. Промедление с реформами, предупреждал он, ведет к революционному взрыву. Важнейшая задача на пути реформ - ограничение самодержавия в России, сплочение реформаторских сил на платформе "либерал-консерватизма" под лозунгом "либеральные меры и сильная власть".

"Это был редкий в России государственник, очень отличный в этом и от славянофилов, и от левых западников. Для него государство есть ценность высшая, чем человеческая личность" (Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX - начала XX века // О России и русской философской культуре. М., 1990. С. 171). Уместно привести и оценку А.И. Герцена, который назвал Чичерина "Сен-Жюстом бюрократии".

Основные работы Б.Н. Чичерина - "О народном представительстве" (1866), "История политических учений" (Т. 1- 5, 1869- 1902), "Философия права"(1900).

Маркс Карл (1818-1883) - немецкий ученый и революционер. Марксу принадлежит разработка материалистической концепции истории, которая подчеркивала решающее значение экономической сферы в жизни общества. Из философского и экономического учения марксизма вытекают особенности его политической теории. Стержнем марксистского понимания политики выступает учение о классовой борьбе, ориентация на преимущественно насильственную реализацию классовых целей. Раскрывая содержание и формы классовой борьбы пролетариата, Маркс и Энгельс определили ее основную цель: установление диктатуры пролетариата, являющейся антиподом диктатуры эксплуататорских классов и приводящей к построению бесклассового общества, созданию условий для отмирания государства. В истории Маркс различает три периода: 1) переход от капитализма к первой ступени коммунистического общества - социализму, 2) первую (низшую) фазу коммунистического общества, 3) высшую фазу коммунизма. Анализ общественного положения классов, слоев, социальных групп в марксизме является исходным пунктом для понимания политического поведения масс, отдельных лидеров, их интересов.

Основные работы Маркса - "Манифест Коммунистической партии" (1848, совместно с Ф. Энгельсом), "Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта" (1852), "Критика Готской программы" (1875), "Капитал" (Т. 1- 3, 1867- 1894).

Энгельс Фридрих (1820-1895) - немецкий философ, политический мыслитель, экономист, один из основоположников марксизма.

Основные труды Энгельса - "Манифест Коммунистической партии" (1848, совместно с К. Марксом), "Анти-Дюринг", "Происхождение семьи, частной собственности и государства" (1884).

Милза Пьер - французский исследователь проблем фашизма. Автор работ "Фашизмы и реакционные идеологии в Европе. 1919-1945" (1969), "Фашизм" (1986), "Французский фашизм. Прошлое и настоящее" (1988) и др.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 254.