Основные проблемы:
1. Понятие избирательной системы и основные виды выборов.
2. Пропорциональная и мажоритарная системы голосования. Избирательная компания.
3. Избирательная система и выборы в современной России.
Основные понятия: избирательная система, избирательное право, активное и пассивное избирательное право, избирательная процедура, куриальные выборы, референдум, избирательная кампания, электорат, политический маркетинг, пропорциональная избирательная система, мажоритарная избирательная система, смешанная избирательная система.
Система избирательная - совокупность избирательных прав и процедур, на основе которых осуществляются выборы в представительные органы власти или высших должностных лиц. Определение результатов выборов по данным голосования происходит на основе двух главных систем: пропорциональной и мажоритарной.
Нынешняя С.и. России сложилась в результате крупномасштабной избирательной реформы 1993-1995, началом которой стало всенародное голосование 12 декабря 1993 г. по новой Конституции РФ и затем принятие федеральных законов "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации", "О выборах Президента Российской Федерации" и "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации", "О референдуме Российской Федерации".
Конституционными принципами российской С.и. являются: всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании, свобода предвыборной агитации, равенство прав кандидатов при проведении избирательной кампании.
Выборы Президента РФ проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему всю территорию страны.
В Государственную Думу избирается 450 депутатов, из них 225 - по одномандатным округам (1 округ - один депутат) и 225 - по федеральному избирательному округу, пропорционально количеству голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями и избирательными блоками.
Право избирательное - совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах, организацию и проведение последних, взаимоотношения между избирателями и выборными органами или должностными лицами, а также порядок отзыва выбранных представителей, не оправдавших доверие избирателей. Различают активное и пассивное П.и.
Активное избирательное право - право избирать выборные государственные органы и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдумах. В абсолютном большинстве стран мира принадлежит всем совершеннолетним гражданам независимо от пола, рода занятий, имущественного положения, образования и т.п. Возрастной ценз для осуществления А.И.П. в большинстве стран мира составляет 18 лет. В Малайзии, Марокко, Боливии, Камеруне, Ботсване, Ямайке - 21 год, в Бразилии и Иране - 16 лет, в Индонезии - 17 лет.
В РФ А.И.П. принадлежит всем гражданам РФ, достигшим 18-летнего возраста, кроме граждан, признанных судом недееспособными, и граждан, содержащихся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда.
Пассивное избирательное право - право избираться в выборные государственные органы и органы местного самоуправления (т.е. право быть зарегистрированным в качестве кандидата, проводить наравне с др. кандидатами предвыборную пропаганду и агитацию, пользоваться всеми др. правами кандидата, предусмотренными законом).
П.и.п. предоставляется гражданам данного государства, обладающим активным избирательным правом. Во многих государствах обладание П.и.п. обусловлено более высокими (по сравнению с активным избирательным правом) избирательными цензами: возрастным, оседлости, образовательным, служебным. Имущественные цензы для осуществления П.и.п. (при выборах в общенациональные представительные органы) установлены в Канаде, Аргентине, Бельгии, Коста-Рике и некоторых др. странах. Наиболее часто П.и.п. ограничивается более высоким возрастным цензом, причем при выборах в верхние палаты парламентов этот ценз особенно высок: в США, Японии, Индии П.и.п. при выборах в нижнюю палату парламента обладают граждане, достигшие 25 лет, а в верхнюю - 30 лет, во Франции и Румынии - соответственно 23 и 35 лет, в Италии - 25 и 40 лет, в Чехии - 21 и 40 лет. В ряде государств с однопартийными режимами (напр., Джибути, Малави) существует требование, согласно которому для обладания П.и.п. необходимо принадлежать к правящей политической партии.
В РФ правом быть избранным в Государственную Думу обладают граждане, достигшие 21 года, правом быть избранным президентом - достигшие 35 лет (при условии десятилетнего постоянного проживания на территории РФ). Субъекты Федерации вправе устанавливать ценз местожительства, т.е. условие, в соответствии с которым чтобы быть избранным в представительные (законодательные) органы, необходимо в течение определенного срока постоянно проживать на территории данного субъекта Федерации. Однако в соответствии с Федеральным законом 1994 "О гарантиях избирательных прав граждан в Российской Федерации" этот срок не должен превышать одного года. Согласно Конституции РФ, не могут быть избранными только граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Избирательная процедура - мероприятия государства по организации и проведению выборов. Выборы куриальные - система выборов в представительные учреждения, существующая в ряде государств. В.к. характеризуются делением избирателей на несколько разрядов или курий по сословному или цензовому (или тому и др. вместе) принципу, а также несоответствием между нормами представительства, предоставленными законом отдельным куриям, и их численностью. Так, в палату представителей государства Фиджи должно быть избрано 22 фиджийца, 22 индийца и 8 "общих" депутатов, хотя фиджийцы составляют около 45% населения страны, индийцы - около 50% и прочие - 5%. В Зимбабве 20 мест в нижней палате парламента зарезервировано за белыми, 80 - за африканцами, между тем как белых в стране проживает в 80 раз меньше, чем африканцев. Этот порядок был взят за образец в современной ЮАР после официальной отмены там режима апартеида.
Референдум ( лат. referendum то, что должно быть сообщено) важнейший институт непосредственной демократии, всенародное волеизъявление по какому-л. вопросу государственности или общественной жизни. Считав, что первый Р. был проведен в Швейцарии в 1439. В конце XIX - начале Р. стали неотъемлемой частью политической жизни Швейцарии, США и Австралии. Широкое распространение" лучил институт Р. после Второй мировой войны. Существует несколько разновидностей. По сфере применения выделяют общенациональные, проводимые в пределах всей государственной территории, и местные, проводимые в отдельных субъектах федерации или административно-территориальных единиц. По степени полномочий Р. подразделяются на законодательные, целью которых является принятие определенного законодательного акта вынесения решения или мнения большинства имеющего обязательный характер: консультативные, направленные на явление общественного мнения по тому или иному вопросу. По способу проведения Р. подразделяются на обязательные (императивные), без которых не могут быть решены некоторые конституционные вопросы, и факультативные, проводимые инициативе какого-л. высшего органа власти. Своеобразной формой Р. является плебисцит. Инициатива проведения Р. РФ принадлежит: а) не менее чем двум миллионам (нам граждан РФ, имеющим право участие в Р. РФ, при условии, что территории одного субъекта РФ или совокупности за пределами территории РФ проживают не более 10% из них; б) Конституционному Собранию в случае вынесения на Р. РФ проекта новой Конституции РФ. Р. РФ назначает Президент РФ путем издания специального указа. На Р. не могут выноситься вопросы, касающиеся изменения статуса субъектов Федерации, досрочного прекращения или продления срока полномочий Президента РФ и палат Федерального Собрания, принятия и изменения федерального бюджета, введения или отмены налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты; принятия чрезвычайных и срочных мер безопасности; амнистии и помилования, ограничивающие или отменяющие общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.
Кампания избирательная (фр. campagne поход) - система агитационных мероприятий, проводимых политическими партиями и независимыми кандидатами с целью обеспечить себе максимальную поддержку избирателей на предстоящих выборах. В К.и. участвуют различного рода группы поддержки, общественные организации, средства массовой информации и т.д.
Основными формами агитации в ходе К.и. являются: проведение предвыборных собраний и митингов, расклейка предвыборных афиш и плакатов, выступления в средствах массовой информации и т.д.
К.и. официально начинается со дня провозглашения акта о назначении выборов (обычно это прерогатива государства) и прекращается за 1-2 суток до начала голосования. Фактически же она делает свои первые шаги задолго до официального старта, как только становится известно о намерении провести выборы.
Электорат ( лат. elector избиратель) - совокупность граждан, обладающих избирательными правами. В политической науке значительное внимание уделяется электоральному участию, степени электоральной активности, мотивам голосования и избирательным предпочтениям различных электоральных групп (или сегментов Э.).
Маркетинг политический ( англ, market рынок, сбыт) - комплекс мероприятий в области исследований политического рынка, по изучению поведения избирателей и воздействия на них с целью победы кандидатов на выборах. Исследование политического рынка предполагает выделение сегментов электората и сегментов конкурирующих кандидатов и партий, выявление интересов, предпочтений и проблем, которые волнуют избирателей. Изучение поведения электората предполагает определение мотивов электорального поведения. В рамках М.п. разрабатываются и применяются избирательные технологии, позволяющие кандидатам получить доступ к власти (разработка стратегии и тактики избирательной кампании, создание имиджа кандидата, планирование и прогнозирование хода предвыборной кампании). Успешный М.п. - необходимое условие удачной избирательной кампании.
Пропорциональная избирательная система - порядок определения результатов голосования, при котором мандаты распределяются четко пропорционально числу поданных голосов. Эта система широко распространена в современном мире. В странах Латинской Америки, напр., выборы проводятся только по пропорциональной системе. П.и.с. применяется при выборах всего парламента (Дания, Португалия, Люксембург, Латвия), либо только нижней палаты (Австралия, Австрия, Бельгия, Польша, Бразилия), либо 1/2 состава нижней палаты (ФРГ, РФ).
В большинстве стран, применяющих пропорциональную систему, к распределению мандатов допускаются только те политические партии, списки которых получили свыше определенного установленного процента голосов избирателей, как правило, свыше 5% (т.н. заградительный барьер, призванный воспрепятствовать чрезмерному дроблению политических групп в парламенте) Существует две разновидности П.И.С.
а) избиратели голосуют за политические партии в масштабах всей страны, избирательные округа не выделяются.
б) депутатские мандаты распределяются с учетом влияния партий в избирательных округах.
К достоинствам П.и.с. относится; что в сформировавшихся с ее помои органах власти представлена реальная картина политической жизни общества, расстановки политических сил, обеспечивает систему обратной связи между государством и организация гражданского общества, в итоге способствует развитию политического либерализма и многопартийности. Основные недостатки П.и.с.: возникают сложности в формировании правительства (причины: отсутствие доминирующей партии; создание многопартийных. коалиций, включающих партии с разными целями и задачами, как следствие, нестабильность правительств); непосредственная связь между депутатами и избирателями весма слабая, т.к. голосование осуществляется не за конкретных кандидатов, а партии; независимость депутатов от их партий (такая несвобода парламентариев может негативно сказаться процессе обсуждения и принятия важных документов).
Мажоритарная избирательная система (фр. ma oritaire ma orite большинство лат. ma or больший) - порядок определения результатов голосования, при котором избранным в тот или иной выборный орган считается кандидат (или список кандидатов), набравший предусмотренное законом большинство голосов. Большинство бывает разным. Различают М.и.с. абсолютного большинства, М.и.с. относительного большинства и М.и.с. квалифицированного большинства (применяется редко).
При М.и.с. абсолютного большинства кандидат считается избранным, если он получил по округу более половины всех голосов (50% 1 голос и более). Такая система существует, напр., в Австралии.
Мажоритарная система относительного большинства означает, что побеждает на выборах тот, кто набирает голосов больше, чем каждый из его соперников. Ее называют системой первого пришедшего к финишу. В настоящее время такая система используется в США, Канаде, Великобритании, Новой Зеландии.
При М.и.с. квалифицированного большинства победитель должен получить заранее установленное большинство, превышающее половину голосов - 2/3, 3/4 и т.д.
Обычно при М.и.с. в каждом избирательном округе должен быть избран один депутат (одноименная, или униноминальная система), однако иногда (напр., во Франции) применяется система списков (полиноминальная система).
К числу положительных свойств мажоритарной системы относится то, что в ней заложены возможности формирования эффективно работающего и стабильного правительства. Она позволяет крупным, хорошо организованным партиям легко побеждать на выборах и создавать однопартийные правительства.
Основные недостатки мажоритарной системы: значительная часть избирателей страны (иногда до 50%) остается не представленной в органах власти; партия, получившая на выборах, меньше голосов, чем все ее соперники, может
оказаться представленной в парламенте большинством депутатских мест; две партии, набравшие одинаковое или близкое количество голосов, проводят в органы власти неодинаковое число кандидатов (не исключена ситуация, при которой партия, набравшая больше голосов, чем ее соперник, не получает вообще ни одного мандата). Т.о., мажоритарная система способствует формированию большинства в органах власти и мирится с диспропорцией между набранными голосами и полученными мандатами.
В РФ на выборах в декабре 1995 г. по М.и.с. относительного большинства избраны Совет Федерации и половина состава Государственной Думы Федерального Собрания РФ.
Смешанная избирательная система - в ряде государств (РФ, ФРГ, Литва и др.) избирательная система, основанная на сочетании двух систем представительства: пропорциональной и мажоритарной (см. Пропорциональная избирательная система, Мажоритарная избирательная система). В рамках смешанной системы определенная часть мандатов распределяется по мажоритарному принципу. Другая часть мандатов распределяется пропорционально.
В РФ функционирует С.и.с. В одномандатных округах выборы осуществляются на основе мажоритарной системы относительного большинства. В федеральном округе отбор ведется по пропорциональному принципу, но пропорциональность эта касается только тех партий, блоков и т.п., которые перешагнули пятипроцентный барьер, т.е. получили не менее 5% голосов из числа участвовавших в выборах. Те, кто не преодолел этот барьер, теряет все свои голоса, а также право на представительство в Думе.
Основные научные подходы:
Победоносцев Константин Петрович (1827-1907) - религиозный мыслитель, правовед и крупный политический деятель пореформенной России.
Победоносцев вышел из духовной семьи московского клира. Дед его был священником, а отец - профессором словесности Московского университета. По окончании в 1846 г. училища правоведения К.П. Победоносцев работает в различных правительственных учреждениях, с 1860 по 1865 г. занимает кафедру гражданского права в Московском университете. В начале 60-х гг. ему было предложено преподавать законоведение наследнику цесаревичу Николаю Александровичу и великим князьям Александру Александровичу и Владимиру Александровичу. В 1868 г. Победоносцев назначается сенатором, в 1872 г. - членом Государственного Совета, а в 1880 г. - обер-прокурором Святейшего Правительствующего Синода (в этой должности он работал 25 лет).
Победоносцев знал семь языков, им были написаны следующие произведения: "Курс гражданского права", "Ле Пле", "Московский сборник", "Историческая записка о Холмской Руси и г. Холме" и др. Издана переписка Победоносцева с Александром III и Николаем II.
До недавнего времени в отечественной литературе преобладал негативный образ К.П. Победоносцева: "русский Мефистофель", "злой рок России", "вампир России", "Кащей православия" и т.д.
Консервативные монархические взгляды Победоносцева основываются на его глубокой религиозности, традиционном видении характера народоправства на Руси. Самодержавие воспринималось Победоносцевым как освященная Богом традиционная и отвечающая национальному складу русского человека власть. Она может быть хороша или плоха, но она освящена и поэтому истинна.
В системе Победоносцева негативной альтернативой самодержавию выступает парламентская демократия. Если славянофилы в середине XIX в. уделяли этой, в то время только оформлявшейся, "новомодной" системе государственного устроения сравнительно мало внимания, то для Победоносцева, очевидца в последние десятилетия прошлого века все большего ограничения монархической власти парламентами, а в ряде стран и полного торжества народовластия в республиканской форме, вопрос о духовной сущности и политической значимости парламентаризма стал одним из главнейших.
По мнению Г. Флоровского, очень многое в критике Победоносцевым западной цивилизации "прямо напоминает контрреволюционные апострофы Э. Бёрка. Победоносцев верил в прочность патриархального быта, в растительную мудрость народной стихии и не доверял личной инициативе. Он верил в просто народ, в силу народной простоты и первобытности, и не хотел разлагать эту наивную целостность чувства ядовитой прививкой рассудочной западной цивилизации".
Н.А. Бердяев в работе "Истоки и смысл русского коммунизма" провел своеобразную параллель между Победоносцевым и Лениным: Победоносцев "был духовным вождем старой монархической России эпохи упадка. Ленин был духовным вождем новой коммунистической России". Эту мысль развивает С.Л. Франк: "Самый замечательный и трагический факт... русской политической жизни, указующий на очень глубокую и общую черту нашей национальной души, состоит во внутреннем сродстве нравственного облика типичного русского консерватора и революционера... Русский консерватизм, который... мечтал опираться на определенную религиозную веру и национально-патриотическую идеологию, обессилил и обесплодил себя своим... неверием в живую силу духовного творчества".
Лейпхарт Аренд - американский политолог, специалист в области сравнительных политических исследований. Автор книг "Демократия в многосоставных обществах" (1977), "Демократии: типы мажоритарного и консенсусного правления в двадцати одной стране" (1984) и др.
Гоулд Филипп - британский специалист в области стратегии избирательных кампаний. 2.деятельностно-коммуникативный блок.
Деловая игра.
Технология избирательной кампании
Игра тщательно готовится участниками заранее. В ней принимают участие 30—40 человек. Время проведения игры 90 минут. Формируются 3—4 команды — «партии» по 4—5 человек. «Беспартийные» учащиеся образуют «электорат». Задача «партий» — привлечь на свою сторону как можно больше «избирателей». Каждая «партия» определяет свою политическую «нишу», идейно-политическую платформу и готовит «предвыборную программу». Игра состоит из 5 блоков.
Блок 1 (организационный). Каждая команда создает штаб избирательной кампании, разрабатывает его структуру и распределяет функции между его структурными единицами. Структура каждого штаба изображается графически и комментируется устно одним из игроков команды. Каждая команда представляет свой план и график проведения избирательной кампании (на 17 недель), в котором подробно и последовательно указываются все мероприятия предвыборной кампании.
Блок 2 (подготовительный). Каждая команда накануне игры проводит исследование «политического рынка». Объектами изучения являются социально-экономические параметры различных групп избирателей (доход, образование, профессионально-квалификационный уровень), демографические показатели (пол и возраст избирателей), социальные признаки (принадлежность к классу или социальной группе, традиции и образ жизни), поведенческие характеристики электоральных групп (доверие к партии, доминирующие нормы политической культуры, склонность к политическому участию). В результате создается «карта» электората, определяйся его основные сегменты, сторонники, противники и колеблющиеся группы электората. Определяются основные конкуренты, их сильные и слабые стороны.
Блок. 3 (имиджелогия). Каждая команда формирует имидж своего кандидата, исходя из представлений об основных сегментах политического рынка, основных потребностях и интересах избирателей. Разрабатываются различные методы предвыборной агитации. Один кандидат от каждой «партии» в течение 3 минут выступает по «телевидению», в течение 2—3 мин отвечает на вопросы телезрителей» и заявления оппонентов. Все участвующие в игре группы выпускают по экземпляру агитационной «листовки». При продвижении политического имиджа могут быть «проиграны» такие формы его актуализации, как «выступление на митинге», встреча с избирателями». Также определяются другие формы работы с избирателями.
Блок 4 (последний этап). Состязающиеся группы проводят опрос среди «электората», в ходе которого определяются политические предпочтения и намерения принять участие в выборах. Каждая команда получает последнюю возможность сделать заявление накануне «выборов» в течение 2 мин.
Блок 5 (выборы). Из числа наблюдающих формируется «избирательная комиссия» и определяются наблюдатели от «партий». Затем осуществляется «голосование» и «подсчет» голосов.
Результаты игры подсчитываются в баллах.
Блок 1 — от 0 до 5 баллов;
Блок 2 — от 0 до 7 баллов;
Блок 3 — от 0 до 7 баллов;
Блок 4 — от 0 до 5 баллов;
Блок 5 — от 0 до 12 баллов.
а) 12 баллов за 1-е место на «выборах»;
б) 9 баллов за 2-е место на «выборах»;
в) 6 баллов за 3-е место на «выборах»;
г) 3 балла за 4-е место на «выборах».
Полученные баллы суммируются. Таким образом, учитываются не только «победа на выборах», но и умение грамотно провести избирательную кампанию.
Брифинг.
Избирательные системы
Сущность избирательной системы и типология выборов. Основные компоненты понятия «избирательная система». Избирательное право, его основные принципы. Активное избирательное право в современном мире, типологии выборов. Референдум (плебисцит) как особая форма избирательной активности.
Избирательная процедура и избирательная кампания. Факторы, влияющие на ход избирательных кампаний: случайные и мотивационные. Электорат. Имидж кандидата. Политический маркетинг. Избирательные блоки и стратегия избирательных кампаний. Финансовая и техническая организация избирательных кампаний.
Пропорциональная и мажоритарная системы учета и подсчета голосов. Разновидности пропорциональной системы. Специфика мажоритарной системы. Смешанная избирательная система.
Выборы и избирательная система в России. Особенности российской избирательной системы. Сравнительная характеристика выборов Президента РФ и депутатов Государственной Думы. Направления совершенствования избирательной системы и выборов в России.
Дискуссия.
Демократия: теория и политическая практика
1. Основные концепции демократии. Теоретическое обоснование исторических форм демократического правления. Коллективистские, индивидуалистические, плюралистические концепции демократии, их содержание, достоинства и недостатки.
2. Преимущества и ограниченность опосредованной и непосредственной демократии. Формы демократии — прямая (непосредственная) и представительная (репрезентативная) как отражение исторического развития демократии. Реализация права народа на участие в управлении государством и обществом на плебисцитарной и парламентской основе: преимущества и недостатки системы волеизъявления. Необходимость рационального соединения идей самоуправления и представительности.
3. Достоинства и недостатки современной плюралистической демократии. Процесс реализации интересов, прав, свобод гражданина, соперничество и баланс групповых и личностных интересов, различных социальных сил в условиях политического плюрализма.
Деловая игра.
Хочу стать президентом
Контрольно-оценочный блок.
Контрольный тест.
Укажите, какие из приведенных понятий и определений соответствуют друг другу:
Понятия:
а) референдум;
б) избирательная кампания;
в) электорат;
г) избирательное право;
д) мажоритарная избирательная система;
е) политический маркетинг;
ж) избирательная процедура;
з)пропорциональная избирательная система;
и)куриальные выборы;
к) смешанная избирательная система;
л) избирательная система;
м) активное избирательное право;
н) пассивное избирательное право.
Определения:
1) комплекс мероприятий в области исследований политического рынка, по изучению поведения избирателей и воздействия на них с целью победы кандидатов на выборах;
2) контингент избирателей, голосующих за какую-либо партию на выборах;
3) избирательная система, при которой избранным считается кандидат, набравший предусмотренное законом большинство голосов;
4) мероприятия государства по организации и проведению выборов;
5) особый тип всенародного голосования, объектом которого является не тот или иной кандидат, а какой-либо важный государственный вопрос, по которому необходимо выяснить мнение всего населения страны;
6) избирательная система, при которой голосование осуществляется по партийным спискам и распределение кандидатов между партиями строго пропорционально числу поданных голосов;
7) порядок организации и проведения выборов в представительные учреждения или индивидуального руководящего представителя (например, президента страны), закрепленный в юридических нормах, а также сложившейся практикой деятельности государственных и общественных организаций;
8) право гражданина выступать в качестве избираемого;
9) участие в выборах избирателей, разделенных по национальному, профессиональному и др. признакам;
10) процесс выдвижения кандидатов в депутаты, агитация за них, борьба за голоса и симпатии избирателей;
11) право гражданина выступать в качестве избирающего;
12) избирательная система, при которой одна половина кандидатов избирается по мажоритарному, а другая — по пропорциональному принципу;
13) совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах, организацию и проведение последних, взаимоотношения между избирателями и выборными органами или должностными лицами, а также порядок отзыва неоправдавших доверие избирателей выбранных представителей.
Контрольные вопросы:
1. Ретроспективный и сравнительный анализ избирательных систем.
2. Пропорциональная и мажоритарная избирательные системы: «плюсы» и «минусы».
3. Порядок проведения и организация референдума в демократических странах.
4. Политический маркетинг.
5. Сущность и виды избирательных систем.
6. Сравнительный анализ избирательных систем в России, Франции и США.
Темы рефератов:
1. Технология проведения избирательной кампании.
2. Основные способы формирования политического имиджа кандидата в депутаты.
3. Стратегическое планирование избирательной кампании.
4. Финансирование избирательных кампаний.
5. Избирательное право и избирательная система в современной России.
6. Взаимосвязь избирательных и партийных систем.
7. Парадоксы Кондорсе и Эрроу.
Тема 10. Государство как институт политической системы.
Цель занятия: ознакомление с основными трактовками государства; рассмотрение форм государственного устройства и правления; знакомство со спецификой деятельности государственных институтов власти при различных формах правления; усвоение основных положений теории правового и социального государства; характеристика прав человека; содержательный анализ принципа разделения властей.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 245.