Дискуссия.
Права человека
Проблема 1. Фундаментальнейшим правом человека является право на жизнь. Однако во многих современных странах сохраняется смертная казнь. Отношение к ней неоднозначно, существующие крайние позиции можно представить в виде дискуссии двух людей:
А: «Смертная казнь противоречит главному праву человека — праву на жизнь. Никто, включая и государство, не имеет права покушаться на человеческую жизнь. Поэтому смертная казнь в правовом государстве должна быть отменена».
Б: «Я согласен с тем, что право на жизнь носит фундаментальный характер. Я также согласен с тем, что права человека должны быть гарантированы государством. Однако смертная казнь применяется к тем лицам, которые сами нарушили права других людей. Совершая тяжкое преступление, человек тем самым ставит себя вне закона, он оказывается за гранью общества, морали, нравственности. Следовательно, к нему неприменимы, права человека. Преступление против жизни других людей должно караться самыми жестокими методами, вплоть до смертной казни. Смертная казнь человека, совершившего тяжелое преступление против жизни другого, — это восстановление справедливости и гарантия от подобных преступлений в дальнейшем».
А: «Прежде всего, я хочу заметить по поводу Вашего последнего тезиса о гарантиях против подобных преступлений. В странах, где по-прежнему существует и применяется смертная казнь, тяжелых преступлений против жизни, чести и достоинства человека совершается не меньше, чем в странах, где смертная казнь отменена. Теперь по поводу справедливости: возмездие — это еще не справедливость. Вводя смертную казнь, государство само преступает через права человека. Если сегодня государство не гарантирует право на жизнь, пусть даже самому отпетому преступнику, то завтра оно не гарантирует это право добропорядочному, законопослушному гражданину. К тому же, скажем прямо, следствие и правосудие иногда допускают ошибки. Известны случаи, когда по ошибке к смертной казни приговаривались лица, впоследствии оказавшиеся невиновными в совершении тяжких преступлений. Поэтому я делаю вывод, что государство во имя прав человека должно отказаться от смертной казни, заменив ее, скажем, пожизненным заключением».
Б: «Интересно получается. Смертную казнь Вы предлагаете отменить ради соблюдения прав человека. А пожизненное заключение разве не нарушает право человека на свободу? В конечном итоге, не кажется ли вам, что вы предлагаете заменить одно нарушение прав человека со стороны государства (смертную казнь) другим (пожизненным заключением)? А если, следуя Вашей логике, государство не должно нарушать права человека, то нужно вообще отменить всю пенитенциарную систему. К чему же мы тогда, в итоге, придем?»
Включитесь в предполагаемую дискуссию. Выскажите свое мнение. С чем вы согласны, а с чем — нет?
Проблема 2. В конце 80-х гг. в связи с правом на жизнь достаточно неожиданно и остро встал вопрос о том, имеет ли человек право на смерть.
Прецедент А: Тяжело и неизлечимо больная женщина 65 лет, переносящая невыносимые страдания, в здравом уме и твердой памяти, обратилась к врачу с просьбой о прекращении жизни.
Прецедент Б: Приговоренный к пожизненному заключению за тяжкие преступления человек обратился в судебные инстанции с апелляцией об изменении приговора и замене пожизненного заключения смертной казнью.
Разберите отдельно каждый прецедент. А: имеет ли право врач удовлетворить просьбу своей пациентки? Б: имеет ли право суд удовлетворить апелляцию лица, пожизненно лишенного свободы?
Проблема 3. В перечне прав человека в особую группу выделяются социально-экономические. Однако их трактовка неоднозначна. Согласно одной точке зрения, государство должно нести ответственность за осуществление этих прав. Суть другой в том, что государство лишь обозначает эти права, а ответственность за их реализацию несет сам человек. Поясним эти положения на примере дискуссии о праве на труд.
А: «Я считаю, что правовое государство должно обеспечить полную занятость, гарантировать каждому индивиду работу в соответствии с определенной профессией и ее достойное вознаграждение. В противном случае государство не может считаться правовым».
Б: «В условиях рыночной экономики стремление государства к обеспечению всеобщей занятости на практике означает финансирование убыточных предприятий, значительные финансовые расходы, которые неизбежно ведут к инфляции. Поэтому, провозглашая право на труд, государство не обязано стремиться к его осуществлению и обеспечивать каждого человека работой. Оно лишь гарантирует индивиду, что никто не может принудить его к подневольному труду либо запретить заниматься профессиональной деятельностью, если она не нарушает общественную безопасность и права других».
А: «Можно ли в таком случае утверждать, исходя из Ваших рассуждений, что безработица не является нарушением прав человека на труд?»
Б: «Правовое государство не может предотвратить безработицы, но оно должно обеспечить индивиду пособие по безработице, по мере возможности помочь получить ему новую, нужную для общества профессию, трудоустроиться. Государство не может брать на себя ответственность за судьбу человека. Поэтому отдельный трудоспособный гражданин должен сам проявлять активность, инициативу и предприимчивость, самостоятельно заботиться о реализации своего права на труд».
Какая из двух трактовок социально-экономических прав кажется вам более корректной? Как, в свете избранной вами точки зрения, можно трактовать право на образование, на отдых и др.?
Дискуссия.
Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина
Проблема прав человека в политической теории и практике. Политический и правовой статус человека в обществе. Система гарантий и механизм обеспечения основных прав и свобод человека. «Всеобщая декларация прав человека». «Пакт об экономических, социальных и культурных правах». Международные конвенции о правах и свободах человека.
Российское законодательство об основных правах и обязанностях человека и гражданина. Декларация прав и свобод человека и гражданина. Закон о гражданстве России. Закон о языках народов Российской Федерации. Конституция Российской Федерации.
Семинар.
Государство как институт политической системы
Особенности государства как политической организации. Государство как центральный институт политической системы. Концепции происхождения, природы и социального назначения государства. Основные признаки и типы государства. Стадии развития современного конституционного государства. Внутренние и внешние функции государства.
Формы государственного устройства и правления. Формы государственного устройства: конфедерация, унитарное государство, федерация. Формы правления: республика и монархия. Президентская республика (на примере США): политический статус, права и обязанности президента, основные полномочия парламента. Полупрезидентская республика (на примере Франции). Парламентская республика: положение президента в системе высших органов власти, порядок образования, партийный состав и полномочия правительства, особенности взаимоотношений между парламентом и правительством (на примере Германии). Абсолютная и конституционная монархия.
Правовое и социальное государство: ценности и принципы. Истоки концепции правового государства. Социальная среда, механизм функционирования и развития правового государства. Сущность и основные черты социального государства. Взаимосвязь правового государства и гражданского общества.
Органы государственной власти Российской Федерации. Особенности формирования государственной власти в России. Система законодательной власти. Государственная Дума и Совет Федерации: порядок избрания, партийный состав, основные полномочия. Институт президентской власти в России: традиции, опыт, новации. Правовое положение, полномочия и роль президента в осуществлении государственной власти. Президент и Федеральное Собрание. Особенности взаимоотношений между правительством и парламентом. Судебная система в России.
Контрольно-оценочный блок.
Контрольный тест.
Укажите, какие из приведенных понятий и определений соответствуют друг другу:
Понятия:
а) федерация;
б) суверенитет;
в) государство;
г) конфедерация;
д) форма правления;
е) унитарное государство;
ж) форма государственного устройства;
з) парламент;
и) суд;
к) сецессия;
л) монархия;
м) субъект Федерации;
н) республика;
о) импичмент;
п) право вето;
р) правительство;
с) разделение властей;
т) Федеральное Собрание;
у) правовое государство;
ф) социальное государство.
Определения:
1. представительный и законодательный орган власти;
2. независимость и верховенство государственной власти;
3. особая форма организации политической власти, обладающая суверенитетом, монополией на применение узаконенного насилия и осуществляющая управление обществом;
4. форма правления, при которой все высшие органы власти либо избираются, либо формируются общенациональным представительным учреждением;
5. процесс отделения, выхода из состава государства какой-либо его части;
6. форма государственного устройства, характеризующаяся высокой степенью централизации власти и отсутствием политической самостоятельности административно - территориальных образований;
7. административно-территориальное образование, обладающее ограниченными политическими правомочиями;
8. структура высших органов государственной власти;
9. форма государственного устройства, при которой входящие в состав государства административно-территориальные образования обладают ограниченной юридической и политической самостоятельностью;
10. форма правления, при которой верховная государственная власть юридически принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследования;
11. политический институт, выполняющий исполнительские функции;
12. высший орган представительной и законодательной власти Российской Федерации;
13. отстранение президента от должности на основании выдвинутых против него обвинений;
14. форма государственного устройства, представляющая собой союз суверенных государств;
15. тип государства, в котором осуществляется верховенство правового закона, гарантированы права человека и осуществляется разделение властей;
16. административно-территориальная организация государства, система взаимоотношений высших государственных и региональных органов власти;
17. политический институт, выполняющий функции контроля за соблюдением законов;
18. право президента отклонить принятый парламентом закон;
19. институциональное распределение полномочий между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти;
20. государство, стремящееся к обеспечению достойных условий существования для каждого гражданина.
Контрольные вопросы:
1. Признаки государства и их трактовки.
2. Сравнительный анализ основных моделей федерации.
3. Федерализм: история и современные проблемы
4. Институт президентства в современном мире.
5. Представительные институты власти: функции и прерогативы. Основные концепции происхождения государства.
6. Отличия федерации от унитарного государства.
7. Черты сходства и различия между парламентской республикой и парламентской монархией.
8. Сущность и основные принципы правового государства.
9. Права и свободы человека. Основные международные документы о правах человека.
Темы рефератов:
1. Российская государственность: современные проблемы и перспективы.
2. Эволюция представительной власти в России.
3. У истоков теории правового государства.
4. Права человека: история и современность.
5. Механизмы защиты прав человека.
6. Состояние прав человека в современной России.
7. Сравнительный анализ основных моделей федерации.
8. Институт президентства в современном мире.
Тема 11. Политические партии, партийные системы, общественно-политические движения.
Цель занятия: изучение партий как политического института; выяснение места и роли партий в политической системе общества; типологизация и сравнительный анализ партийных систем; выявление специфических особенностей российской партийной системы.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 231.